Разъяснение Общецерковного суда Русской Православной Церкви о порядке подачи заявлений и рассмотрения дел

Москва, 4 февраля 2014 г.

В связи с поступающими в Московскую Патриархию обращениями, касающимися порядка подачи заявлений и рассмотрения дел, Общецерковный суд считает нужным дать следующие разъяснения.

1. Согласно Положению о церковном суде Русской Православной Церкви, «церковные суды предназначены для восстановления нарушенного порядка и строя церковной жизни и призваны способствовать соблюдению священных канонов и иных установлений Православной Церкви» (статья 2 Положения). Безоговорочно осуждая грех, Церковь определяет свое отношение к согрешившему в зависимости от наличия или отсутствия у него стремления к покаянию и исправлению совершенных поступков. При необходимости на грешника может быть наложена епитимия, а в некоторых случаях становится необходимым то суждение Церкви, о котором сказал Спаситель, поясняя, как следует поступать в отношении согрешающего и не поддающегося увещеваниям члена Церкви: «Скажи [о нем] церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18, 17). Дела по нарушениям нравственных норм или церковного порядка, влекущим за собой длительные или окончательные прещения, рассматриваются либо епископами, либо церковными судами различной инстанции. В частности, совершение некоторых грехов несовместимо с пребыванием человека в священном сане. В таких случаях каждый епископ обладает каноническим правом лишить сана подведомственного ему священнослужителя, а в отношении епископов таким правом обладают Архиерейский Собор и Священный Синод. Вместе с тем, в современной практике Русской Православной Церкви, закрепленной в Положении о церковном суде, дела о лишении сана рассматриваются в церковных судах, решения которых затем утверждаются в установленном Положением о церковном суде порядке.

2. Памятуя о несправедливых судах, которыми были подвергнуты Спаситель и апостолы, церковные судьи призваны с особой тщательностью исследовать рассматриваемые ими дела, дабы, вынося суждение о виновности или невиновности обвиняемого, избежать несправедливого осуждения. Канонические правила Православной Церкви, определяющие судебные процедуры (в частности, правила святых апостол 74 и 75, правила II Вселенского Собора 6 и IV Вселенского Собора 21, правила Карфагенского Собора 8, 19, 132-133 [147] и другие), направлены на обеспечение справедливости судебного процесса, в том числе посредством исключения ложных обвинений. В ходе изучения дела обвинители должны представить судьям доказательства, убедительно свидетельствующие о заявляемых фактах. Свидетельства очевидцев принимаются в том случае, если таковых будет двое или трое, дабы, по слову Спасителя, «устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово» (Мф. 18, 16; сравн. правило святых апостол 75). Апостол Павел, последуя Пастыреначальнику, указывает Ефесскому епископу Тимофею: «Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях» (1 Тим. 5, 19).

3. Упомянутые каноны являются источником значительной части норм, установленных Положением о церковном суде с учетом современных реалий церковного бытия и направленных на создание условий для справедливого рассмотрения дел. В условиях становления системы церковных судов, реализуя в своей деятельности цель восстановления нарушенного порядка и строя церковной жизни, а также руководствуясь принципом справедливости, — Общецерковный суд расширительно толкует нормы, касающиеся определения его юрисдикционной подведомственности. Так, Общецерковный суд неоднократно рассматривал апелляции на решения епархиальных судов без удовлетворения предусмотренного Положением о церковном суде требования о рассмотрении такой апелляции на повторном заседании того же епархиального суда, который принял первое решение. В исключительных случаях, решением председателя Общецерковного суда по материалам проведенного расследования подобный подход может быть применен к решению вопроса о юрисдикционной подведомственности Общецерковному суду судебных дел по заявлениям от лиц, не обладающих правом на обращение в Общецерковный суд в соответствии с Положением о церковном суде.

4. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси прием и предварительное изучение поступающих на его имя или на имя председателя Общецерковного суда апелляций и заявлений о церковных правонарушениях, совершенных лицами, подсудными Общецерковному суду, осуществляется Управлением делами Московской Патриархии. Последнее уполномочено осуществлять сбор и предварительную оценку доказательств по делу, предоставляемых заявителем. После сбора материалов дело передается Управлением делами Московской Патриархии в Общецерковный суд согласно установленной процедуре.

Патрархия.ru

4 февраля 2014 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Раиса 6 февраля 2014, 07:00
Каково же информационное обеспечение у нас в Русской Православной Церкви, если люди в глаза не видели материалов о церковном суде, не имеют представления о его миссии, о его работе! В приходах нет в библиотеках в доступе печатных изданий самого Устава Русской Православной Церкви. Этим пользуются недобросовестные граждане (и не только за церковной оградой, к сожалению).
Alexios 5 февраля 2014, 13:00
Роза Виноградова:... почему не следует словам Евангелия «Скажи [о нем] церкви… (Мф. 18, 17)», почему выносит наши проблемы в мир Роза, а по Вашему люди живущие в миру уже и Церковью не являются?! У меня нет однозначного мнения об о. Кураеве, не со всем что он говорит можно согласиться. Но отец Андрей вполне разумный и рассудительный человек, а реакция некоторых представителей иерархии, меня, честно говоря, очень расстроила. Вместо разумной аргументации и приведения фактов, какие-то обвинения из разряда духовных болезней отца Андрея. Мы не живем в Средневековье! Подрывать утверждаемое человеком, обвинениями в слабоумии (скажем так, к примеру)это очень не красиво. В существенном единство, во второстепенном свобода, во всём любовь - говорит блж. Августин и как мне кажется многие об этом забывают.
Роза Виноградова 5 февраля 2014, 10:00
Это проблема, в причем, как и другие, по которым поступают жалобы, не остаются без внимания Церковного суда. Поэтому не понятно, почему Кураев нарушает свое же правило «не давать повода ищущим повода», почему не следует словам Евангелия «Скажи [о нем] церкви… (Мф. 18, 17)», почему выносит наши проблемы в мир
Евгений 5 февраля 2014, 05:00
Понимаю эту статью так, что о. Андрея вновь призвали не мутить воду и не сплетничать, а если есть что заявить - обращаться в Церковный Суд. Дескать, если не обращаешся, значит реально тебе сказать нечего.
Николай 4 февраля 2014, 21:00
Понимаю эту статью как показатель того, что проблема озвученная о. Андреем начнет с Божией помощью решаться официальными структурами Церкви
Анна 4 февраля 2014, 20:00
Да, что называется, назрело.....
Татьяна Лоос 4 февраля 2014, 16:00
О существовании Общецерковного суда узнала из данной статьи.Дай Боже ему всегда сознавать себя пред очами Божиими .
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке