Митрополит Иларион: «Надеюсь, это лишь частное мнение»

Недавно в прессе появился ряд публикаций, в которых некоторые греческие иерархи высказали свое мнение по поводу позиции Русской Православной Церкви в вопросах, касающихся бытия всех Поместных Православных Церквей. Председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион дал порталу Православие.Ru интервью по поводу недавних заявлений митрополита Халкидонского Афанасия и митрополита Прусского Элпидофора.

***

– Ваше Высокопреосвященство, в конце прошлого года Афинским агентством новостей было опубликовано интервью иерарха Константинопольского Патриархата митрополита Халкидонского Афанасия, в котором он, в частности, обвинил Московский Патриархат в саботировании Всеправославного Собора. А другой иерарх этой же Церкви, митрополит Прусский Элпидофор, в недавно опубликованной статье «Первый без равных» утверждает, что Русская Церковь «в очередной раз избрала изоляцию… от общения Православных Церквей». Как бы Вы прокомментировали эти обвинения?

– Едва ли есть какая-либо еще Поместная Православная Церковь, которая поддерживала бы столь интенсивное общение с другими Поместными Церквами, как Русская. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл только за один прошедший год совместно совершил богослужения и разделил братские беседы с Предстоятелями 13 Поместных Православных Церквей (то есть со всеми, кроме одного), а с некоторыми из них – неоднократно. Происходит весьма активный обмен делегациями на уровне иерархов, богословов, клириков и мирян.

Если же говорить об общеправославных контактах, то Всеправославный Собор готовится уже более 50 лет, и Русская Православная Церковь с самого начала и до сего дня принимает живое и деятельное участие в подготовительной работе. Более того, Московский Патриархат, придавая предстоящему Собору большое значение, тщательно прорабатывает все вынесенные на него темы. Другое дело, что методы подготовительной работы, использовавшиеся на всеправославном уровне до сих пор, показали недостаточную эффективность. Потому и подготовка так затянулась. Мне думается, что для активизации предсоборного процесса нужно, прежде всего, создать действенный всеправославный орган, способный довести это начинание до конца. Если перед нами стоит столь важная цель, надо собираться для подготовительной работы не раз в несколько лет, а, скажем, на ежемесячной основе.

– Обсуждается ли тема Всеправославного Собора на уровне Глав Церквей?

– Тема Собора непременно присутствует среди вопросов, которые Святейший Патриарх Кирилл затрагивает в своих переговорах с Предстоятелями Православных Церквей все последние годы. В частности, она активно обсуждалась на встречах Предстоятелей в ходе празднования 1025-летия Крещения Руси в конце июля 2013 года. В беседе Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, которая состоялась в Черногории в начале октября, было также уделено много внимания вопросу подготовки Всеправославного Собора. Эта же тема является одной из центральных в собеседованиях Предстоятеля Русской Православной Церкви с Блаженнейшим Патриархом Антиохийским Иоанном в ходе мирного визита последнего в пределы Московского Патриархата.

Недавно Предстоятелям Поместных Православных Церквей было разослано приглашение Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея на совещание (синаксис) Предстоятелей, одной из главных тем которого должна стать подготовка Всеправославного Собора.

– Как бы Вы прокомментировали упреки митрополита Афанасия в адрес Московского Патриархата «в гегемонистских тенденциях при поддержке государства и оруженосцев (Чехии, Польши и т.д.)»?

– Это утверждение трудно комментировать, поскольку оно не поддержано никакими аргументами. Взаимодействие Русской Православной Церкви с государственными структурами России, Украины, Белоруссии и других стран, ею окормляемых, осуществляется в сферах социальной работы, культурного и религиозного воспитания подрастающих поколений, пастырского окормления военнослужащих и заключенных, сохранения исторических памятников и т.п. Традиции соработничества Церкви и государства, стремления к «симфонии» церковной и государственной властей мы получили в наследство от Византии.

Что же касается отношений с братскими Поместными Православными Церквами, то Русская Церковь поддерживает их совершенно самостоятельно, последовательно отстаивая право всякой Автокефальной Церкви, независимо от ее размера, на полное внутреннее самоуправление.

К этому надо прибавить, что терминология, безосновательно примененная владыкой Афанасием к оценке межправославных отношений, целиком принадлежит политическому словарю эпохи «холодной войны». Однако и в политическом мире произошли серьезные перемены: блока стран Варшавского договора, как и разделения Европы на два противоборствующих лагеря, уже давно не существует.

– Насколько справедлива данная митрополитом Афанасием оценка православной административной системы управления как «склонной к протестантизму»?

– Почему мы обязаны мыслить исключительно в рамках бинарной оппозиции «католичество–протестантизм»? Существующая система административного управления Православной Церкви соответствует православной экклезиологии и позволяет избежать крайностей как католической (папизм), так и протестантской системы.

На мой взгляд, нам следовало бы думать не о системе управления в мировом Православии, а о том, какова должна быть наша совместная реакция на насущные проблемы: в частности, на угрозу христианскому присутствию в Сирии и в Ближневосточном регионе, необходимость консолидации усилий в борьбе за евангельские нравственные нормы. Самостоятельность управления Автокефальных Церквей этому нисколько не препятствует.

– Как бы Вы прокомментировали утверждение в упомянутой статье митрополита Элпидофора относительно того, что первенствующий среди Предстоятелей Православных Поместных Церквей обладает исключительными полномочиями, делающими его «первым без равных» (primus sine paribus), что Церковь «всегда ипостазируется в личности», а первоиерарх не получает от кого-либо свое первенство, но, напротив, сам является его источником?

– Это мнение, на мой взгляд, представляет отход от многовековой православной традиции: оно игнорирует итоги почти тысячелетней полемики с латинским Западом и максимально приближается к папистской экклезиологической модели.

Не говоря о больших проблемах, которые способны породить подобные утверждения в межправославных отношениях, скажу, что такие высказывания создают серьезные препятствия для дальнейшего честного развития православно-католического диалога: ведь позиция православной стороны представлена митрополитом Прусским таким образом, будто между православным и римско-католическим учением о Церкви почти и не остается разницы. Надеюсь, это лишь частное мнение Преосвященного Элпидофора, а не общая позиция Священноначалия Константинопольской Церкви.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Митрополит Навпактский Иерофей: Критский собор не может навязывать свои решения Митрополит Навпактский Иерофей: Критский собор не может навязывать свои решения
Один из участников Критского собора, известный богослов и церковный писатель, митрополит Навпактский Иерофей (Влахос) выпустил двадцатистраничный доклад, в котором прокомментировал ситуацию вокруг «Святого и Великого Собора».
Епископ Бачский Ириней: Члены собора не имели права голоса Епископ Бачский Ириней: Члены собора не имели права голоса
Епископ Бачский Ириней, принимавший участие в собрании на Крите в составе делегации Сербской Православной Церкви объяснил на страницах греческого портала «Ромфеа», почему именно он не подписал документ Критского собора под названием «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром».
МАП призвала к единству после Критского собора МАП призвала к единству после Критского собора
Межпарламентская ассамблея православия (МАП), 23-я генеральная ассамблея которой прошла на этой неделе в Салониках (Греция), никак не высказывалась в отношении принятых Собором православных церквей на Крите решений и лишь призвала православный мир к единству.
Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий не подписывал на Крите спорный документ Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий не подписывал на Крите спорный документ
– Я должен вам сказать, что был одним из тех, кто не подписал шестой документ, – подчеркнул митрополит Амфилохий, отвечая на вопросы журналиста Дарко Шуковича
Антиохийская Церковь не признает встречу на Крите «Великим и Святым Собором» Антиохийская Церковь не признает встречу на Крите «Великим и Святым Собором»
Считать встречу на Крите лишь как предварительное совещание Великого Всеправославного Собора и рассматривать ее документы не как окончательные, а открытые для обсуждения и внесения изменений, когда будет созван Всеправославный Собор с присутствием и участием всех Поместных Церквей.
«Критский собор - показатель вероучительной и духовной катастрофы Константинопольской Церкви» «Критский собор - показатель вероучительной и духовной катастрофы Константинопольской Церкви»
Алексей Осипов
Беседа главного редактора Радио "Радонеж" Николая Бульчука с профессором МДА Алексеем Ильичом Осиповым.
О статусе Собора на Крите О статусе Собора на Крите
Прот. Владислав Цыпин
О статусе Собора на Крите О статусе Собора на Крите
Протоиерей Владислав Цыпин
Собор на Крите не был всеправославным: на нем отсутствовали представители не 4, а 5 автокефальных Поместных Церквей.
Синод Антиохийской Православной Церкви отверг авторитет состоявшегося на Крите Собора Синод Антиохийской Православной Церкви отверг авторитет состоявшегося на Крите Собора
Синод Антиохийской Православной Церкви принял заявление по итогам прошедшей на Крите "ассамблеи епископов".
Митрополит Лимассольский Афанасий: Совесть не позволила мне это подписать Митрополит Лимассольский Афанасий: Совесть не позволила мне это подписать
Митрополит Лимассольский Афанасий сообщил о том, что во время проведения встречи на Крите не подписывал принятый на ней документ «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром». Именно этот документ вызвал наиболее острую полемику как до собора на Крите, так и во время его проведения.
Комментарии
Pavel Astakhov 9 февраля 2014, 06:00
Да фанагорский патриарх опять воду мутит - надо как-нибудь его на место поставить. А то он задолбал - у самого паствы в Стабуле два человека - а по всему миру всех раскольников принимает. В той же Эстонии например, в Африке - всяких самосвятов. Лишь бы ему в рот заглядывали.
Владимир 8 февраля 2014, 14:00
Виктор Дрянцов: Как здорово, что у нас есть такой Бог как Иисус Христос !
Владимир 8 февраля 2014, 14:00
Патриарх Кирилл сказал, что они не могут перевести службу на современный русский язык, наблюдаем последствия.
Виктор Дрянцов 8 февраля 2014, 01:00
Как здорово, что у нас есть такие люди, как Митрополит Иларион.
Евгений 7 февраля 2014, 18:00
Амбиции Константинопольского Патриархата(гордо именуещего себя Вселенским!!!) имеют глубокие корни. Так уж исторически сложилось...Но и у нашей родной Русской Церкви(в плане территориальных канонических претензий) амбиции не уступают. Вот и нашла коса на камень. Хотя совместной работы непочатый край,как справедливо указал Митрополит Илларион. Если будет угодно Господу нашему Иисусу Христу,то состоится данный Собор.Будем молиться о мире
Владимир 7 февраля 2014, 16:00
"Недавно в прессе появился ряд публикаций, в которых некоторые греческие иерархи..." Это теперь модно стало высказывать свое мнение в прессе, а не решать все вопросы между собой? Если ты чем то не доволен и не ты один, инициируй, собирай совет, решайте все коллегиально и выносите общее мнение. Очень обидно, что это стало проявляться в Православии, явственная черта католиков и протестантов - высокомерие, индивидуализм, позиционирование себя и самое страшное осуждение другого. К сожалению это тревожный сигнал. Спаси нас Господь!
Раб Божий 7 февраля 2014, 16:00
выскажу своё скромное мнение. Прихожу к мысли о том что церковь не есть сама суть и цель , все время борются что то друг другу доказывают перетягивают канаты утверждают свои полномочия за которыми могут стоять чисто человеческие амбиции власти. Бог всеобъемлющий , не спорю что православие истинно!!!Но осуждать и упрекать других это уже не по христиански там тоже есть прекрасные люди могут в сердцах заблуждаться как когда то Ап.Павел! Церковь это проводник людей к Богу !!! Можно всю жизнь служить и ходить в церкви а Бога не осознать , как бы простоять в притворе . И не войти во смысл и дух христианства проникнутся учением Христа сердцем а не мыслию. И пока люди стоят в притворе Дома , Христос стоит и ждёт когда кто то поймёт и станет жить по правде и примет его учение в сердце своём и в нём он построит свою церковь единения человека и Бога. Тот и есть Божий , а ходить и лебезить кому это нужно ?! Не нужно изобретать велосипед !!! В библии всё написано , хочешь быть священником соблюдай . Кто не соблюдает тот и сам знает кто он. Думаю не нужно всем утирать нос своими знаниями , нужно услышать , понять и рассудить по христиански в духе любви , тогда вы по крайней мере будете поняты . А их дело принимать или нет , у вас совесть будет чиста .
Катерина Власова 7 февраля 2014, 14:00
спаси вас Господи!
Veneta Jevtovic 7 февраля 2014, 09:00
Patrijarh Vartolomej voli Rim i njegov klir a naroda ima da moze da mu stane u malo veci autobus.....Slava Bogu i Svetoj Rusiji !I nas hoce da ubede da je prvi medju jednakima Vartolomej a veliki deo Srpskog naroda koji je veran Bogu i Svetom Savi, koji zna zavestanje Svetoga Petra Cetinjskoga ostaje veran samo Bogu i Majci Rusiji. Moskva je nas Treci Rim cetvrtoga nece ni biti !
р.Божия Ирина 7 февраля 2014, 09:00
Ну что ж, если наша церковь сохранит все то, что было сохранено веками, то можно тут вспомнить лишь слова Христа о том, что и "врата адовы не одолеют ее". И мне тогда не важны будут частные мнения никаких иерархов!
Иван Васюнин 7 февраля 2014, 08:00
Если бы вы привели хоть какие-то ссылки на интервью, то было бы ясно, о чём речь. А то какие-то цитаты выхватили. Как читателю разбираться, кто из митрополитов прав? Разве по такому куцому материалу можно сделать какой-то вывод? И, раз уж они спорят о каких-то принципиальных позициях, то, может, стоит по существу полемики и задавать вопросы, добиваясь от собеседника опровержения аргументов, на которых основана позиция оппонентов, а не просто отрицания самой позиции? Так, во всяком случае, журналисты должны работать. Ужасный непрофессионализм.
Константин 7 февраля 2014, 08:00
Восхищает эрудиция и лексикон митрополита Волоколамского Илариона. Да, это труд, так досконально разбираться в законах, истории и внутреннем урегулировании Церкви. Сам я, грешный, технарь, но меня всегда восхищали профессиональные гуманитарии, теологи. Особенно проникся лекциями диакона Андрея Кураева 1995-96гг, где он семинаристам рассказывает сущность Пресвятой Троицы, об ипостасях, ссылается на различные философские и теологические учения, приводит множество примеров как дать хлесткий ответ в теологическом споре протестантам, ктоликам, евангелистам 7 дня и прочим свидетелям. Это дар от Бога. Искренне жаль, что сейчас он смотрит совершенно не в ту сторону, ангажирован сми, оказался в оппозиции той Церкви за которую радел. Господь всесилен, надеюсь в его сердце Добро победит зло. А суть статьи, как понял, в том, что внутреннему административному устройству нашей Православной Церкви - чужд как "папизм" так и протестанство, у нас свои тысячелетние традиции, которым мы и наши иерархи будем верны. Спаси Господи!
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке