«Немощное мира избрал Бог» (1 Кор. 1: 27)

Святая Гора – гора божественного безмолвия, гора божественных восхождений, ее же высочайшая вершина – смирение. Каждый ее уголок, каждая характерная черточка, каждая мелочь в Уставе, укладе и жизни кроет величие подлинного, возводящего ввысь смирения.

    

Есть там смиренные люди, из духовной рассудительности сами избравшие путь безвестности и неприметности. Их урожай – таинственный. Они не растрачивают таланты, данные Богом, с легкомыслием. Эти люди – с дарованиями, способностями, добродетелями, знаниями и опытом – хоронят себя для этого мира, не ожидая воздаяния ни здесь, ни в мире ином. Благословенные души! Их не поразил микроб тщеславия. Мир не знает о них, неверно их истолковывает. Постоянно бывает к ним несправедлив, обижает их. А они невозмутимо шествуют «путем Господним».

Рядом с ними есть еще одна категория людей. Это те, кого скрывает Бог, чтобы скрыться за ними Самому: люди ограниченных возможностей, бесполезные, с явно выраженными недостатками, психически неуравновешенные, в каких-то случаях даже отталкивающие, «немощное мира». Мир вынужден их избегать. Но тех, кого презирает мир, избирает Бог для Своего жилища и преображает в инструменты Своей благодати.

В нашем монастыре живет отец Харлампий. Если он отважится открыть свои уста, ты с трудом сумеешь разобрать, что он говорит. Какое-то телесное увечье невообразимо мешает ему передвигаться. Он буквально едва волочит ноги. Оставив свой дом на Лемносе, он сел на кораблик и явился в монастырь с одним ослом и одним одеялом. Это было всё его наследство. Родственники и братья над ним посмеивались. Он не выглядит старым. Ты легко можешь заставить его быть у тебя на побегушках, а если ты грубоват, то измываться над ним самым неучтивым образом.

Его глаза всегда в слезах. Покраснели от слез. Но ты с большим трудом поймаешь его взгляд. Он непрерывно перебирает потертые и порванные четки в руке. Если духовно ты умен, то понимаешь, что нечто необычное скрывает в себе этот человек. В своих манерах он изящен и благороден. В словах – скуп и сдержан. Он больше говорит своим видом и присутствием, нежели устами. И говорит о многом…

    

Один из молодых отцов любит шутить над ним: заставляет трижды в день напоминать ему о чем-то, а вечером в абсолютно неурочный час будить для якобы совершения правила. Отец Харлампий в буквальном смысле слова ползет к его келье, чтобы помочь брату.

– Зачем ты его мучаешь? – спрашиваю я у непочтительного брата.

– Оставь его, он дурачок, и иного дела у него нет. Так он занимает и свое время, – отвечает тот мне.

– Отче мой, неужели ты ни разу не заподозрил, а может этот человек, которого ты мучаешь, кроет в себе такую славу, что ты и представить не можешь?

– Ладно, коли так, больше я не побеспокою этого ленивого человечишку, – сказал он с сарказмом и ушел.

Спустя несколько дней я проходил мимо кельи отца Харлампия. Ее дверь была немного приоткрыта, и я деликатно постучал. Я сказал, кто я такой, и он велел мне войти. Я впервые оказался в его келье. Никогда в жизни я еще не видел такого пустого пространства. На стене – лишь одна икона Господа. Больше ничего. Пустой деревянный стол. Стула не было. Только скамеечка. Ни одной книжки. Вместо кровати деревянная скамья. Ни одеяла, ни шкафа. На выступе окошка – один стакан. По-моему, больше совсем ничего. В этом голом и неуютном месте проводил нескончаемые часы в совершеннейшем одиночестве и без малейшего утешения приснопамятный теперь отец Харлампий.

– Отец Харлампий, чем ты занимаешься здесь? – спрашиваю.

– Я исполняю правило, послушание старцу и ожидаю своего часа.

– Хорошо, а ты не ощущаешь потребности в чьем-либо обществе?

– Разве может быть общество лучшее, чем наш Господь, Матерь Божия и наши святые? Раньше иногда заходил и отец Пахомий, но вот уже несколько дней как он меня наказал.

– Что делал здесь отец Пахомий?

– Он говорил мне, чтобы я напоминал ему о его послушаниях и будил вовремя к правилу.

– Но, как я вижу, у тебя нет часов. Здесь вообще ничего нет. Как ты узнаешь, сколько времени?

– Я не знаю, сколько времени. Это мне и не нужно. Просто после повечерия и молитвы моему ангелу-хранителю я прошу его, чтобы он сам известил меня, когда потребуется. Если это вечер, он меня будит. Если это день, он открывает дверь и напоминает мне.

– Ты знаешь своего ангела?

    

– Конечно, знаю. Он – моя единственная компания. А по вечерам, когда мне трудно подниматься по ступеням, я прошу его, чтобы он разбудил отцов. Когда же на агрипнии[1] меня клонит в сон, я молюсь и говорю ему: «Святой ангел мой, ты знаешь, сколько людей страдает от бессонницы. Сколько людей ворочается на своих кроватях и пытается уснуть. Возьми эту сонливость от меня и ею закрой их глаза». Так мне посоветовал говорить отец Паисий, вот я так и делаю.

Этим способом отец Харлампий преодолел проблему агрипнии. И без сомнения, по его молитве многие преодолели бессонницу[2]. Великое дело – союз и соработничество с нашим ангелом.

Отца Харлампия не знали даже его собратья по монастырю. Блажен тот, кто смиренно стоял около него, кто забыл себя и учился на величии его безызвестности. Жизнь рядом со святым, который не сознает своей благодати, но покрыт благодатью Божией, который позабыт людьми, но пребывает в памяти у Бога, который презираем своими братьями, но собеседует со святыми ангелами, который терпит насмешки и обиды от своего окружения, а сам молится за весь мир, с которым никто не считается, но Бог «призирает на него»[3], которому неведомо богословие как наука, но он переживает его как откровение, – такая жизнь сама есть откровение. Смиряться перед братом – более надежный путь, нежели сокрушаться перед Богом. Опосредованная благодать, которую ты «берешь взаймы» у смиренного, более убедительна, чем та, которую получаешь прямо от Бога. Радоваться дару другого – есть большее, нежели наслаждаться своим собственным. Тем более если его дал ему Бог.

Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай
Перевела с греческого Александра Никифорова

Переведено по книге «Глас ветра тонка»: Μητροπολίτης Μεσογαίας και Λαυρεωτικής Νικόλαος. Φωνή αύρας λεπτής. Αθήνα, 2006. Σ.149–156.

13 февраля 2014 г.

[1] Агрипния – многочасовое всенощное бдение, которое совершается на Афоне в особо праздничные дни. – Здесь и далее примеч. пер.

[2] Здесь непередаваемая игра слов: αγρυπνία – «всенощное бдение»; αυπνία – «бессонница».

[3] То есть присматривает за ним.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
О болезни и немощи О болезни и немощи
Из наследия Оптинских старцев
О болезни и немощи О болезни и немощи
Из наследия Оптинских старцев
Ольга Рожнёва
Болезнь и немощь – тяжёлое испытание. Нарушается привычный образ жизни, становятся невозможными многие прежние радости и утешения, приходит боль и страдание. Преподобный Амвросий писал о тяжести болезни: «В скорбях человек может находить утешение в молитве, а в тяжкой болезни телесной он и этого утешения лишен».
Одеяние Божества. О высшей добродетели святого Нектария Одеяние Божества. О высшей добродетели святого Нектария
Антон Поспелов
Одеяние Божества. О высшей добродетели святого Нектария Одеяние Божества
О высшей добродетели святого Нектария
Антон Поспелов
22 ноября 1920 года в скромной афинской больнице скончался старый монах в истёртой рясе. Два месяца он пролежал в палате для неизлечимо больных, сгорая от рака. При себе у него не было ни денег, ни панагии, хотя он имел епископское достоинство. Но в тот самый момент, когда душа епископа разлучилась от тела, по больничной палате разлилось дивное благоухание. Одежду усопшего переложили на лежавшего рядом паралитика, и тот тут же вскочил, благословляя Бога.
Смирение святых Смирение святых
Архим. Клеопа (Илие)
Смирение святых Смирение святых
Архимандрит Клеопа (Илие)
От начала мира и доныне, кроме прочих своих добродетелей, святые имели и смирение. Потому что без этой великой добродетели никто не смог стяжать спасения, и нет другой двери, кроме двери смирения, через которую кто-нибудь смог бы войти в Царство Небесное. Потому святой Иоанн Лествичник и назвал смирение «дверью Царства Небесного»
Комментарии
Людмилп 4 марта 2014, 19:00
Спаси Господи!Прекрасный рассказ и нам пример.Так должен жить христианин,памятуя ежеминутно о Боге,и даже не замечая каких то мелких усмешек .Так может только чистый человек,который общается со своим Ангелом и святыми.Простите,Таня Сем.не жалеть отца Харлампия надо,а нас жалеть....нам никогда такой благодати не испытать.
татьяна 9687 2 марта 2014, 12:00
да, мало сейчас людей которые живут по Божьим заповедям имеют такую сильную веру.Я думаю отец Харлампий только физически был беспомощен, а душой он был очень сильным.
mila37915 февраля 2014, 14:00
Извините,если неверно истолковала факт жизни отца Харлампия. Но я поняла из рассказа, что он уже умер, а потому пожелания Екатерины неуместны.
Катерина14 февраля 2014, 18:00
Великим терпением любовью к ближним обладает отец Харлампий. да продлятся годы жизни его!
mila37914 февраля 2014, 09:00
Нам православным, живущим в миру, каждый день,выходя на работу надо читать обязательно такую или подобную ей историю жизни смиренного человека. А то обиды, боль и ненависть захлёстывают, зашкаливают у всех людей. Порой, чуть-ли не до отчаяния доходишь от злобы людской. Какое счастье, что в наши времена есть такие чистые души - божьи люди,которые терпят от нас всю нашу подлость и гадость, да ещё и молятся за нас. Упокой,Господи, душу усопшего раба божьего отца Харлампия и святыми его молитвами помилуй нас грешных...
Ксения Беленькая13 февраля 2014, 22:00
очень трогательно до слез !!!Спаси господи !!!!
Тамара13 февраля 2014, 21:00
Как же светло стало на душе после того как прочитала этот рассказ! Спаси Вас Христос!!!!
р.Божия Ирина13 февраля 2014, 20:00
Спасибо за статью! Слава Богу за то, что на этом сайте есть такие авторы!
Татьяна13 февраля 2014, 20:00
Спаси нас всех Господи!
Ксения Мерещенкова13 февраля 2014, 18:00
Слава Богу за все! Спасибо большое за расказ!
Вера Рыбалова13 февраля 2014, 17:00
Господи, прости нас, за то ,что мы не видим ДУШУ за бренным телом, может быть грязным, может неопрятным, тем самым возводя себя на пьедистал- мы то чистые! Помоги нам Господи увидеть в каждом человеке образ Божий и увидеть ПРОМЫСЕЛ твой о нас, о тех кто рядом с нами таких как отец Харлампий, покрытым Благодатию Твоею.
Татьяна13 февраля 2014, 16:00
Какой замечательный рассказ.Какое смирение. Теперь можно посмотреть на себя и сказать, что я православная, а смирения совсем нет. Спасибо за такое потрясение.
Владимир Беляев13 февраля 2014, 15:00
Слава Богу!
ТаняСем13 февраля 2014, 13:00
До слез жаль таких людей,как приснопамятный отец Харлампий,и как не лопается сердце у тех,кто "вытирает ноги" об этих людей?Светлая память этому ЧЕЛОВЕКУ,и очень хочется быть уверенной,что он в раю!Прости нас,Господи,и слава за все!
13 февраля 2014, 13:00
Другой взгляд на Веру.
Оксана13 февраля 2014, 11:00
Большое спасибо за рассказ!
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке