Учат в школе

Ботанику я забыл, а спроси, зачем я помню, что Селевк Первый в триста шестом году до нашей эры победил какого-то Чандрагупту…

И.А. Гончаров. Обломов

Что вам легче вспомнить: самое полезное, что вы учили в школе, или самое бесполезное?

Норман Рокуэл. Русские школьники, 1967 г. Норман Рокуэл. Русские школьники, 1967 г.
    

Из бесполезного мне сразу вспоминаются «Апрельские тезисы» и планы школьных сочинений (никогда не пользуюсь планом), а из полезного… хороший устный счет, грамотность и способность трудиться при отсутствии интереса к изучаемому предмету. Не так мало, но и не так много. Не стоило десять лет тратить, чтобы научиться грамотно писать и считать в уме. Остальные знания, полученные лично мной, составляют балласт – нельзя сказать, чтобы они были бесполезны, но и пользы они мне не принесли. Когда дети задают вопрос по истории, биологии, физике или географии, я только смущенно покашливаю. У меня ощущение, что я в школе не училась. Я не помню почти ничего. Даты и научные термины вызывают в голове какие-то смутные ассоциации – и не более того.

Почему такой чудовищно низкий КПД? Как и предсказывали мне родители, в университете мне было учиться значительно легче, и КПД усвоенных знаний на порядок выше. Университетскими знаниями я живу по сей день. «Красный» диплом университета достался куда легче, чем троечный, кровью и потом добытый аттестат. Наверно, дело в заинтересованности и более узкой специализации, а главное – в осмысленности обучения. Разница между дифтонгом и дифтонгоидом куда понятней моему гуманитарно заточенному мозгу, чем между пестиком и тычинкой и между параболой и гиперболой.

«Боже мой, Боже, какие несчастья и издевательства испытал я тогда. Мне, мальчику, предлагалось вести себя как следует: слушаться тех, кто убеждал меня искать в этом мире успеха и совершенствоваться в краснобайстве, которым выслуживают людской почет и обманчивое богатство. Меня и отдали в школу учиться грамоте. На беду свою я не понимал, какая в ней польза, но если был ленив к учению, то меня били; старшие одобряли этот обычай. Много людей, живших до нас, проложили эти скорбные пути, по которым нас заставляли проходить; умножены были труд и печаль для сыновей Адама» (Блаженный Августин. Исповедь).

Британские ученые недавно сделали открытие. Оказывается, вся система школьных поощрений и наказаний весьма неэффективна. Увеличение количества вручаемых грамот и золотых звездочек не повышает успеваемость, увы. Приятно принести родителям награду или показать очередной стикерс в тетради, но это никак не стимулирует мозг школьника. Стимулом, наградой для мозга является интерес. Конечно, мы всегда об этом знали. Но как-то недооценивали.

Стимулом, наградой для мозга является интерес

На курсах повышения квалификации теперь твердят о практическом применении знаний, об их немедленном использовании, об осмысленном обучении. «Embedding», одним словом. «Встроенная» грамотность, «встроенная» грамматика, «встроенная» арифметика. Не отдельно взятая, оторванная от жизни арифметика, а поданная на примерах из жизни. Не просто преподавание английского языка иммигрантам, а «встроенный» английский на курсах для парикмахера, или строителя, или бухгалтера. То же с «встроенной» арифметикой. И это работает. Не будет 18-летний парень, с грехом пополам окончивший школу, заморачиваться с абстрактными задачами. Он в школе благополучно от них отлынивал. А в ПТУ, обучаясь на слесаря или электрика, ему предлагаются задачи, непосредственно связанные с его ремеслом. От них зависит его сегодняшняя, а не завтрашняя-послезавтрашняя зарплата. И он их решает.

Я всегда подозревала о необходимости осмысленного обучения. Помню, прочитала в детстве рассказ времен Великой Отечественной войны о мальчике, которому надо было решить задачу об апельсинах, а он, голодающий малыш, и представить себе их не мог. Тогда учительница заменила апельсины на снаряды, чтобы разить врага, и он сразу посчитал.

Еще задолго до своей педагогической карьеры я придумывала и отрабатывала многочисленные обучающие приемы. Сначала на маленьком брате, позже на трех детях.

    

С братом задача была такова: достичь нормального качества чтения до начала школы. Сентябрь неумолимо приближался, давно были освоены буквы, а в слоги и в слова они никак не складывались. Только что сияющие энергией и умом хитрые Сашкины глазки подергивались пленкой при одном виде букваря. Лицо принимало тупое и сонное выражение. Никакие угрозы и заманчивые обещания действия не имели. Парень впадал в ступор.

Тогда-то и появились письма от дедушки Ого. Саша находил их на пеньке посреди дачного участка, и под крыльцом, и под подушкой.

Тогда-то и появились они, письма от дедушки Ого (или Угу, не помню за давностью лет). Саша находил их на пеньке посреди дачного участка, и под крыльцом, и под подушкой. С восторгом принес он мне первое письмо, написанное крупными печатными буквами: «Прочитай!» Э, нет, братец, я чужих писем не читаю. Сам читай. И письмо было прочитано, и написан корявый ответ, и опущен в импровизированный почтовый ящик. Письма получались и ответы писались до самого сентября, а там и первые книжечки пошли. Конечно, про динозавров. Недавно нашли такое письмо в кармане старого пальто, и Саша улыбнулся: «Я помню эти письма, как я любил их получать».

И еще вспоминаю о Сашином собеседовании перед началом школы, красочно описанном мамой. Одна учительница предложила его вниманию серию картинок из допотопного букваря, а другая наблюдала. На картинке мальчик просыпается, делает зарядку, надевает чулки (это явно из папиного послевоенного детства) и штанишки, завтракает и идет в детский сад. Какой простор для мысли. Саша не удостоил букварь взглядом, сосредоточенно ковыряя в носу и рассматривая пятно на потолке. Напрасно пыталась учительница вызвать Сашу на разговор. Он впал в кому. Все попытки проверить его знания и готовность к школе потерпели крах. Учительница развела руками, укоризненно посмотрев на маму, приведшую такого неподготовленного заторможенного мальчика. И уже на прощанье, ни на что особо не надеясь, она спросила Сашу о его интересах. И Саша, к изумлению присутствующих, прочел им лекцию о динозаврах, снабдив ее мудреными терминами, датами и латинскими названиями. Лекция была построена удивительно стройно и грамотно, имела вступление и завершение, и про риторические вопросы юный лектор не забыл. Что-что, а зажигать он умел всегда. Теперь учительницы впали в ступор и решительно не знали, как квалифицировать мальчика.

Школа как-то придавила Сашу, не простив ему своеобразия, наказывая за дело и без дела. Расцвел он после школы, самостоятельно нащупав свой путь и найдя применение своим талантам. Не было такой графы в дневнике как «умение общаться с людьми» или «искусство убеждать», а также «находчивость».

Помогая брату с домашними заданиями по английскому языку, я увидела, что задания день ото дня усложняются в какой-то геометрической прогрессии, а базовые знания остаются незакрепленными. В результате старшеклассники могли блеснуть замысловатыми словечками и пословицами, но были не способны ни выразить, ни понять элементарного. Прямо по поговорке «Без порток, а в шляпе». Кстати, когда в школу по обмену приехали американские школьники, Сашок был единственным человеком, способным вести разговор. Его хромающая грамматика совсем не помешала ему задавать интересные вопросы, а также понимать ответы.

Быстрее всех английским языком овладевают не те иммигранты, кто получал в школе «пятерки», а те, кто обладает хорошей коммуникабельностью и не стесняется своих ошибок.

Позже, преподавая английский в школе, университете и на курсах, я всегда возвращалась к азам, которые оказывались повсеместно шаткими у большинства школьников и студентов. То же могу сказать про многие другие предметы: набор каких-то отдельных фактов при полном отсутствии системы.

Зачем такие потемкинские деревни? Зачем зубрить сослагательное наклонение при хромающем настоящем времени?

Помните, как Мальвина проводила с Буратино диктант? Мальчик, не изучивший буквы, должен писать «А роза упала на лапу Азора».

    

Есть дети, которые хорошо учатся просто потому, что это от них требуется. Полно детей, не нуждающихся в дополнительных стимулах, прекрасно вписывающихся в систему, понимающих инструкции и отвечающих требованиям. Таков мой средний сын – он учится, потому что любит учиться, ему интересно абсолютно всё на свете, и каждый предметник считает, что именно его предмет является призванием мальчика. Что тут скажешь? Счастливая комбинация генов плюс природная организованность, ясное понятие о требованиях и обязательность.

А я хочу высказаться от лица не вписавшихся. Такие люди не выносят формализм, не понимают формат, отказываются сотрудничать, если не видят целесообразности обучения. Их способности не бывают оценены, и они уходят в «подполье». Для себя, ради собственного интереса они способны на многое, горы свернут и ночей не будут спать, пытаясь постигнуть интересное.

Например, старший сын всегда любил и чувствовал музыку, играет на пианино, слушает классику. В школе по музыке выше «тройки» никогда не получал, потому что «школьная музыка ничего общего с настоящей музыкой не имеет». Учительница подозревает о неординарных способностях, но не будет же она давать ему индивидуальные задания в ущерб учебному процессу. Сказано: написать очерк о творчестве Боба Марли – пусть пишет и не выпендривается. А Шостаковича мы в школе не проходим.

Я робко поинтересовалась у сына, не может ли он, просто ради оценки, написать злополучный очерк хотя бы на «четыре» и вообще соответствовать школьным требованиям, но ответ был отрицательным. Я на него не сержусь. Он – в маму.

С одной стороны, я давно разочарована в массовом обучении. Как можно одновременно обучать тридцать очень разных человек? С другой стороны, я никогда не уйду в диссиденты и не переведу детей на домашнее обучение, потому что школа дает навыки общения и худо-бедно готовит к жизни. Я насмотрелась на детей, обучаемых дома, и меня не оставляет ощущение ущербности и искусственности этого выбора (я не говорю о детях, для которых домашнее обучение является вынужденным).

Потом, всегда есть надежда, что среди десятков учителей найдется хотя бы один, который сыграет добрую роль в жизни детей, заразит живым интересом к своему предмету и, возможно, предопределит выбор профессии.

Быстро решали положенные задачи, а остаток урока играли в шахматы. Это было не в ущерб обучению.

Покойный дедушка мужа, лауреат Сталинской премии, всегда вспоминал школьного учителя математики с благодарностью: «Мы быстро решали положенные задачи, а остаток урока играли в шахматы». Это было не в ущерб обучению. Учитель так организовал учебный процесс, что всё предписанное программой решалось с энтузиазмом и легко. Мои дети прощают учителям тяжелый характер, вспыльчивость, эксцентричность и даже порой несправедливость. Не прощают одного – равнодушия. Да равнодушное отношение и есть самая большая несправедливость.

Как могут родители помочь детям, сгладить негативные стороны массового обучения? Создавать обучающую среду дома с раннего возраста, поощрять детский интерес к окружающему миру, читать, рисовать вместе, играть (многие дети не умеют играть, а это отразится на обучении). А главное – почаще выключать телевизор и компьютер.

В кружки раннего развития я не верю. Я думаю, в раннем возрасте внимание мамы или бабушки (при выключенном телевизоре) гарантирует успешное развитие, прочее – от моды или тщеславия. Когда росли мои старшие, мы ни одной коробки из-под геркулеса не выкинули – всё шло в дело, и из коробок и скотча мальчишки строили крепости и корабли, проявляя недюжинную смекалку. Я также считаю, что у детей обязательно должно быть свободное время: нагрузив ребенка занятиями и знаниями, надо дать ему время переварить их в тишине, наедине с самим собой. Все эти «мамы-тигры» и «папы-орлы», безусловно, добиваются больших результатов и гарантируют успешную карьеру своим детям, но чего-то важного они их лишают. Дисциплина здесь совсем замещает творчество. А без творческого начала нет ни ученого, ни художника, хотя спортсмена вырастить можно.

    

Еще важно поддерживать своих детей, быть на их стороне. Если ребенок чувствует понимание со стороны родителей, ему будет легче справиться со школьными трудностями.

В свое время меня очень поддерживал отец. Получив очередную «тройку» по математике или физике – без пяти минут «четверку», я очень расстраивалась: учишь-учишь, трудишься-трудишься, а опять «четверка» сорвалась. Папа меня утешал: «Главное, что ты трудишься на “пять”, а что получишь – не столь важно. Труд не пропадает». И такое отношение давало мне силы идти дальше.

Людмила Селенская

18 февраля 2014 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
«Тут не болтовня, а дело и истинное чувство» «Тут не болтовня, а дело и истинное чувство»
Памяти Сергея Рачинского
«Тут не болтовня, а дело и истинное чувство» «Тут не болтовня, а дело и истинное чувство»
Памяти педагога Сергея Рачинского
Станислав Минаков, Ирина Ушакова
Пора нашим учителям обратить взоры к трудам выдающегося педагога-просветителя, «апостола трезвости» Сергея Рачинского, создавшего внятную, обоснованную и убедительную парадигму русской школы, которая была утеряна нами в безпамятстве и мороке лихолетья.
Как я была учителем, или Немного о пользе «розовых» очков Как я была учителем, или Немного о пользе «розовых» очков
Елена Гаазе
Как я была учителем, или Немного о пользе «розовых» очков Как я была учителем,
или Немного о пользе «розовых» очков

Елена Гаазе
Он сказал мне с вызовом: «Вот вы всё рассказываете на уроках о чем-то возвышенном, а выйдите на улицу, посмотрите, что там?»
Добро пожаловать, или Родителям вход в школу запрещен Добро пожаловать, или Родителям вход в школу запрещен
Анна Сапрыкина
Добро пожаловать, или Родителям вход в школу запрещен Добро пожаловать,
или Родителям вход в школу запрещен

Анна Сапрыкина
Можно ли сделать так, чтобы самые важные в жизни ребенка люди — родители и учителя — объединились ради ребенка против того зла, которым угрожает нашим детям мир? Да. Это возможно в самых обычных школах.
Комментарии
Тома Гилязетдинова23 февраля 2014, 01:00
Очень понравилась статья, вопрос школы - всегда был для меня сложным. Многое хватала на лету и поэтому не приучилась к долгому и системному учению. А с другой стороны - тот же английский: не поняв с самого начала роли вспомогательных глаголов - так и шла спотыкаясь все время обучения. Учительница мой вопрос сочла за насмешку и объяснять повторно не захотела. Географию выучила только потому что сама её любила, обе учительницы были из серии равнодушных. И так по каждому предмету. В любом случае, к каждому ученику нужен индивидуальный подход. Думаю - это самое главное чего нет в любой школе.
Olga20 февраля 2014, 13:00
Полностью согласна с Иваном Х. Аналогичная ситуация была у меня в старших классах школы, хотя это и не помешало окончить школу с золотой медалью. Наверное, все-таки должна быть "золотая середина" в этом вопросе. Важно научить ребенка трудиться и через "не хочу/не интересно", так как порой вдохновение приходит именно в такие вот нудные, рутинные моменты. Это что-то вроде "второго дыхания". Автору - спасибо за статью.
Иван Х.20 февраля 2014, 06:00
Статья хорошая, описанные методы обучения - классика педагогики, и это хорошо. Но не всё хорошо. Моё мнение: схоластика, сухая, скучная и бессмысленная необходима. Нужно уметь делать "через не хочу", бороться с собой. Так нарабатывается терпение и трудолюбие. Творческий запал и азарт - это хорошо, но у него есть и обратная, мрачная, чёрная сторона. Человеческая психика не может быть долгое время в приподнятом состоянии. Она подобна маятнику (очень хорошо и доступно это рассмотрено у советского психиатра Владимира Леви). Если долго очень интересно, то далее последуют страшные часы, а порою и дни апатии. Как человек холерического склада личности я на себе это постоянно испытываю и жалею, что примерно в восьмом классе "дал слабину" - стал учить лишь то, что интересно. Итог: отсутствие навыка продолжительного скрупулёзного труда. Да, я неплохо образован, имею живой ум, но при отсутствии систематической работы, мои знания поверхностны, идей много, но воплощения им нет. Всё бы ничего, но это имеет яркое отражение и в духовной жизни. "Сезонное трудолюбие" и "сезонное благочестие" это про меня. Сейчас выправлять это безмерно сложно. Давайте воспитывать это в детях, чтобы они потом не страдали.
Василий Н.19 февраля 2014, 22:00
Очень интересная статья. Спасибо большое!
Ольга19 февраля 2014, 09:00
я тоже поддерживаю Екатерину,Юлию и Ксению. Статья спорная. Я из тех кто любил учиться и узнавать новое. Да, многое в жизни не пригодилось, многое забылось, гиперболы и параболы, но понятие осталось. А вот другие предметы обогатили и украсили жизнь. Нынешние поколения не знают где Уральские и Кавказкие горы, не имеют понятия где искать тот или иной город и многие могут сказать,что, мол, и что от этого. Не надо так уже прагматично ко всему относитьсявокргу нас очень много не практичных вещей, но мы же ими любуемся
Елена О.19 февраля 2014, 09:00
Моя дочка мне с восторгом рассказала про задачу, где "Пешеход гонится за своей шляпой, которая летит со скоростью .....", казалось бы, ерунда - занятно представляется человек, бегущий за шляпой - а у ребенка появляется интерес к решению этой задачи. Слава Богу, на первый, ни второй учитель у нас равнодушными не оказались! Но как научить ребенка не бояться своих ошибок? У нас это - главная проблема...
Ирина Козлова19 февраля 2014, 08:00
Спасибо за статью! Своевременно и полезно для меня, педагога с 25-им стажем! Просто удивительно, как иногда точно твои размышления и сомнения облекаются в словоформы другими людьми.
Ксения19 февраля 2014, 07:00
Спасибо. Думаю, все согласятся, что учиться весело - легко. Ведь существуют понятные правила русского языка, а не тот не понятный набор слов из учебника. Есть и занимательная математика и физика и другие предметы и это хорошо. Но все, же должна быть некая база определенных представлений и понятий. И вот это то и проблема для современных педагогов, работающих на энтузиазме в полном отсутствии нормативов и программ (хороших), Помоги, Господи, нашим педагогам в не легком труде.
Kseniya19 февраля 2014, 05:00
Спасибо за статью. Интерестно, но применить на деле, при нашей системе образования вряд ли удастся многим. А вот я пошла, как Вы выразились " диссидентским " путем. Я также насмотрелась на детей на домашнем обучении и почему-то мой выбор пал вот на таких "ущербных и искусственных". Да, в наше время это "ущербно" сохранять девственность и целомудрие, это "искусственно" уважать своих родителей, да и вообще кого-либо. Не помню, кому принадлежит это высказывание:" Главная задача родителей-это привести ребенка к Богу". То есть главное есть не обучение,а ОБРАЗование. Пойдите, поищите это в школах. Простите за резкость. Я понимаю, что дом.обучение не для каждого, но для нас это единственный путь.
Юлия19 февраля 2014, 03:00
Все то, во что так не верит автор, принесло прекрасные плоды в виде образованных и думающих в основной своей массе поколений. В школе ведь учили думать. Поэтому если не помните, что такое КПД, можно спокойно открыть учебник и вспомнить. Зато множество хлынувших "на рынок" новых подходов в образовании только его разрушили. Насчет языка: пусть дети не выучат сослагательное наклонение, но они хотя бы о нем узнают. Английский тех, кто учился на пятерки, в итоге звучит намного красивее и грамотнее тех, кто общается "на пальцах" тремя словами минус грамматика.
Екатерина19 февраля 2014, 03:00
Не знаю... Статья "на грани", идеи спорные. Есть огромное количество гуманитариев, которым именно усвоенный когда-то план сочинения помог не только успешно сдать все письменные экзамены, но и адаптироваться в научном творчестве, научиться мыслить на бумаге. Должен быть порядок, дисциплина, смирение - этому учит школа. Я тоже гуманитарий, но никогда не брошу камень в школу - мне нужны в моей профессии и биология, и химия, и география. Не жалею, что изучила в свое время массу предметов. Все нужно, все в памяти - я имею представление о мире, в котором живу. Жалею только об одном, что не было в мое время христианской составляющей в образовании, но моральные устои школа прививала.
Александр18 февраля 2014, 22:00
Спасибо за статью. Как педагог возьму на вооружение.
Александр18 февраля 2014, 20:00
Спасибо за статью!
Наталья18 февраля 2014, 19:00
Вы любите людей. Никогда не встречала успешного и счастливого человека среди тех, кто занимается нелюбимым делом. А Вы любите людей. Вы думаете о них, Вам нравится их узнавать, объяснять и оправдывать. У меня в детстве была такая физичка. Она когда преподавала нам физику - у нее глаза горели. Приводила пол класса к себе домой и показывала, как нужно чинить телек. А потом давала хлеба с чаем. Счастливая тетка была. Ходить не умела - летала. И с физикой у нас никто профессию не связал. Но почему-то этот предмет был нам легким и понятным. Вы из какой-то другой породы людей. Мой ребенок прошлым летом был в Британии - изучал язык в летней школе. И все мне рассказывает об одном преподавателе дедуле. Потом показывал фото. Этот дедуська их после занятий водил показывал город, музеи, возил в Лондон. И учил,учил. Господи, какие же Вы счастливые. Люблю Вас.
Мария18 февраля 2014, 17:00
Хорошая статья.будет здорово,если удастся это применить к своим детям.
Наталия18 февраля 2014, 17:00
Интересная и очень полезная статья! Большое спасибо!
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке