Вопрос:

На каждой воскресной службе мы молимся о ниспослании непостыдной смерти. Какую смерть Православная Церковь считает постыдной и какую непостыдной? Если можно, приведите, пожалуйста, примеры.

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Смерть – общий удел всех людей, «путь всей земли» (3 Цар. 2.2). Смерть является последним событием земной жизни человека. Для праведника заканчивается время подвига, а у грешника отнимается последняя возможность делать грехи. «Бог побуждает нашу свободную волю к спасению, и дал человеку границы до самой смерти для того, чтобы он покаялся и обратился к Богу, и до самых этих границ помогает ему и протягивает ему руку. Но затем, когда он перешел эти границы, Бог более не подъемлет его и не пособствует ему. И посему, когда человек умирает в смертном грехе, он уже упорно остается в состоянии этого греха и больше не может вернуться назад, потому что он лишается Божественной помощи, без которой невозможно подняться. Потому что своими силами невозможно подняться от греха. И поэтому, когда люди, жившие без покаяния и исповеди, дошли до сего последнего состояния, им трудно вернуться назад, потому что они приблизились к времени этого состояния окоченелости в грехе, которое бывает после смерти» (Иероним Савонарола. Об искусстве хорошо умирать. Гл.3. – ЖМП, 1998, № 12, 1998).

Смерть смерти рознь. Слово Божие называет кончину грешников лютой (Пс. 33:22), если даже внешне она была обычной и спокойной. Лютая она потому, что за ее вратами начинаются лютые терзания, нескончаемая скорбь. «Когда такие бедствия ожидают грешников, – какая будет им польза от того, дома ли и на постели своей они окончат жизнь? Равно как и праведникам не будет никакого вреда оттого, что окончат настоящую жизнь от меча, или железа и огня, когда они имеют перейти к вечным благам. Поистине смерть грешников люта. Такова была смерть того богача, который показал презрение к Лазарю и, хотя окончил жизнь дома, на постели, в присутствии друзей, своею смертию, но, по отшествии, горел в огне и не мог найти там никакого утешения в благоденствии настоящей жизни» (св. Иоанн Златоуст. Беседы о статуях. 5.1).

Смерть любого христианина, жившего угодно Богу, непостыдна, т.е неукоризненна. Честна пред Господем смерть преподобных Его (Пс. 115:6). Честна – значит, почетна, с честью. В молитвенном прошении она названа также мирной, т.е. в мире с Богом. В святой Библии перед нами проходит не только жизнь праведников, но и их блаженная смерть: кончина патриархов, насыщенных жизнью (Быт 25:7; 35:29; 49:33), таинственная смерть Моисея на горе Нево, с вершины которой он увидел Обетованную землю (Втор. 34:1-7), тихая смерть Давида, умершего в доброй старости (1Пар.29:28), мученичество апостола Стефана, молившегося за побивавших его камнями: Господи! не вмени им греха сего (Деян.7:60). Слово Божие воздает особую честь тем, кто в великой битве добра и зла был с Богом: блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними (Откр.14:13).

Чтобы и нам сподобиться непостыдной кончины, надо каждый день начинать с мысли о том, что еще ничего не сделано для спасения, и другого дня больше не будет. Господь, которому мы не только верим, но и во всем доверяем, дает каждому возможность приготовить себя верой, добрыми делами, исполнением евангельских заповедей к этому особому дню. Тогда каждый христианин может «встретить смерть без страха, мирно, непостыдно, не как грозный закон природы, но как отеческий зов бессмертного Отца Небесного, святого, блаженного, в страну вечности» (св. Иоанн Кронштадтский).

7 октября 2006 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту