Уроки идиотских ситуаций

Поговорим немножко о ситуациях унизительных и оскорбительных, о ситуациях крайне неприятных, к тому же нелепых или, как еще их называют, идиотских.

Кто в них не попадал?!

Моя подруга (не знаю человека честнее и чище нее) рассказывала мне о том, как соседки по студенческому общежитию обвинили ее в краже денег и какой-то дорогой косметики. Логика этих девушек была проста: все остальные из «нормальных», то есть обеспеченных, семей, а Наташа из бедной, многодетной – кому же, как не ей?..

Мне самой никогда уже не забыть, как кондуктор троллейбуса заподозрил меня в некоем хитром приеме, с помощью которого я якобы получила у него билет бесплатно: «Я сообразил только сейчас, что ты билет взяла, а деньги-то мне не отдала». Кондуктор разговаривал со мной как крутой опер с бандитом. Слова «дрянь», «мразь» и «аферюга» сыпались на меня как из рога изобилия. Самое страшное – что некоторые пассажиры поспешили встать на его сторону. Это весьма свойственно человеку, между прочим, – даже тогда, когда конфликт лично его не касается, – становиться на сторону «сильного», то есть агрессора.

Один известный мне молодой человек жарким летом в дачной местности купил у бабушки яблок и имел неосторожность пойти с этой покупкой мимо садов, охраняемых частным казачьим агентством. Слегка подвыпившие казачки почему-то решили, что яблоки прохожий украл во вверенном им саду, и не слушали никаких контрдоводов. Они намеревались привязать молодого человека к забору, повесив ему на грудь заготовленную уже табличку «Вор», и держать так до захода солнца (уже отработанная, по всей видимости, карательная практика). Парня спасло только то, что его родной дядя работал в прокуратуре и один из ретивых не в меру охранников этого дядю неплохо знал, чем и отрезвился.

Сюда же надо отнести совершенно необоснованные задержания милицией, о которых я, как журналист, много раз писала; нескончаемые конфликты в магазинах самообслуживания; «наезды» соседей из-за прорвавшейся трубы… Иные из этих ситуаций менее драматичны, чем вышеописанные, однако тоже неприятны. Иные трагикомичны… Вряд ли стоит пересказывать их здесь одну за другой. Зададим для начала вопросы психологического характера.

Как мы переносим подобные передряги? Не становимся ли мы их заложниками на всю свою жизнь? Не «прописывается» ли в нас страх, подавленность, ощущение бесправия, беззащитности?..

Умеем ли мы в подобных ситуациях вести себя правильно, не во вред себе самим? В силах ли мы сохранить внешнее спокойствие (а оно совершенно необходимо) и то, что принято называть человеческим достоинством? Случается ведь и такое: от страха, от агрессивного напора, от невозможности (как представляется) себя защитить человек признается в краже, которой не совершал. Или, в лучшем случае, отдает деньги, которых никому на самом деле не задолжал, становясь по сути жертвой вымогательства.

Находим ли мы в себе силы, хватает ли у нас смелости добиваться правды, справедливости, а когда-то и наказания наших обидчиков? Дядя в прокуратуре или журналистское удостоверение в сумочке – они есть не у всех, а вот ощущение обступающего беззакония и личной беззащитности – у всех практически…

Что касается моего собственного поведения в попадавшихся на моей дороге ситуациях-ловушках – я сама оценивала его по-разному: от четверки до двойки. Не раз себя ругала: «Как журналист, других должна научить вести себя в подобных конфликтах, а ты – сама не умеешь!» И тут же раздавался внутри печальный контрголос: «Других-то учить легче, а вот когда сама попадаешь, да еще так неожиданно…»

Что все-таки делать с такими ситуациями в нашей жизни, как их осмысливать, какие выводы из них делать? И вообще, зачем они нам даны? Последний вопрос – уже не психологический, как предыдущие, а христианский.

Поступлю как обычно: сначала попробую поискать ответ сама, цепляясь за свои обрывочные и поверхностные познания в православной литературе, а потом обращусь к священнику.

Что касается литературы: обычный молитвослов, который есть у любого верующего человека, – это удивительный, богатый, глубокий учебник христианской жизни. Сколько в нем смыслов, сколько стрелочек-указателей пути к Истине! Лично для меня одним из самых важных стало вот это место в вечерней молитве святителя Макария Великого: «… яко ленящася мене на Твое угождение и ничтоже благо сотворша, привел еси на конец мимошедшаго дне сего, обращение и спасение души моей строя…»

Оглядываясь на промелькнувший день, понимаешь, что, хотя весь день работал, на угождение при этом действительно ленился; и что Отец Небесный, при всей этой твоей лени, натаскивал тебя, как бесконечно терпеливый учитель бестолкового школьника, вновь и вновь ставя в ситуации, не дающие заснуть, заставляющие нащупывать духовную опору и делать выбор.

Но как это трудно – научиться воспринимать собственную жизнь со всеми ее перипетиями – вот именно так. Как бесконечную возню Творца с тобой, неприлежным и малоуспешным. Особенно это трудно, когда Учитель использует, скажем так, неприятные и жесткие для нас методы. Когда мы попадаем в ловушки, подобные вышеописанным.

Как уже сказано, мы не всегда умеем правильно себя в этих переплетах вести. Это проблема. Ну а если всё же попытаться воспринимать любую подобную ситуацию как Самим Богом назначенный нам урок?.. Как упражнение, направленное на преодоление малодушия, на возрастание в доверии ко Творцу?

Всё происходит по воле Божией. Значит, так надо. Кому надо? Тебе. Ты не можешь понять, для чего? А кто тебе обещал, что ты будешь прямо вот так сходу всё понимать? Вот поблагодаришь за случившееся Господа от всего сердца – тогда и сделаешь, может быть, первый шаг к пониманию. Помнишь Послание апостола Павла фессалоникийцам: «За все благодарите, ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5: 18)? А молитву Оптинских старцев помнишь? – «Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что всё ниспослано Тобой…»

Бог не посылает испытания не по силам. Он ведает, что с тобою. Можно сказать, что Он держит руку на пульсе ситуации. Но многое зависит от тебя самого. Молись, не сомневайся в Его помощи, в заступничестве Пресвятой Богородицы, не теряй присутствия духа. Вспомни, сколько раз святые становились жертвами клеветы, жертвами диких, грязных обвинений и воспринимали это как посланное им во благо.

Мне кажется, что у человека, настроенного подобным образом, гораздо больше шансов выйти из унизительной ситуации победителем, в дальнейшем добиться справедливости и преодолеть последствия психологической травмы. Это земное благо, это необходимое нам, немощным, далеким от духовных высот людям утешение. Но получаем мы его всё же в результате посильного для нас духовного напряжения.

В общем, всё правильно: встряски эти нам нужны для того, чтобы мы, как сказано в молитве Макария Великого, обращались, взоры свои обращали к Нему, тянулись к Нему, подрастали духовно; а подрастая, мы обретаем способность, умение из этих ловушек выбираться.

Кстати, о той моей подруге, Наташе. Она с детства верующий человек, хотя православной в тот тяжелый момент – момент обрушившейся на нее клеветы – не была: поддерживала связь с одной из протестантских конфессий. И у протестантов порой можно чему-то хорошему научиться. Наташа рассказывала так: «Я стала молиться, и чем больше молилась, тем спокойнее мне становилось, и они, эти девчонки, как-то затихли, будто смутились… А на следующий день вели себя со мной как ни в чем не бывало. Конечно, меня это коробило – хоть бы извинились… Но я поняла: если я буду сейчас пытаться выяснить с ними отношения, они снова примутся меня обвинять, не в этом, так в чем-нибудь другом – лишь бы самим не быть виноватыми. И решила просто держаться от них подальше». (Наташа – человек с трудным детством и мудрой стала до срока – уже в юности.)

Однако мне уже пора за советом к священнику.

Иерей Михаил БогатыревИерей Михаил Богатырев
Отец Михаил, к вам приходят люди, травмированные такими вот унизительными, оскорбительными ситуациями? Что вы им говорите? Всякий ли человек в силах увидеть в подобной передряге духовный урок? Всякому ли можно помочь?

– Не только ко мне приходят, а я и сам тысячу раз в таких ситуациях бывал, – отвечает настоятель Владимирского храма в Саратове иерей Михаил Богатырев. – Это болезненно в самом деле, когда тебя обвиняют – в том, о чем ты и не думал, чего ты и в принципе не мог совершить. В том, например, что ты лампочки в подъезде выкручиваешь…

Я по сей день помню, как это произошло со мною в первый раз – в детском саду. Мне было четыре или пять лет, и меня обвинили в обычном детском безобразии, совсем не мною совершенном. Я не мог сопротивляться, я был совершенно задавлен и признал, что это сделал я. Потом выяснилось, что не я, но извиниться передо мной никто, конечно, и не подумал. И потом, в жизни, это было не раз, и я сделал для себя такой вывод: трагических реакций на такие обвинения у нас быть не должно. Ты знаешь, что ты этого не делал, и Бог это знает. Ты перед Ним этого греха не совершил – вот главное. А людям, которые тебя обвиняют, твои оправдания не нужны. Они устраивают такого рода самочинные расследования вовсе не для того, чтобы найти правду. Правда им вообще безразлична. Им всё равно, ты это сделал или не ты. У них есть потребность унижать и третировать другого человека. Для этого им нужен повод. Их поведение может быть связано с комплексом неполноценности, ущербностью, завистью – человек, который завидует, может не только того, кому завидует, грязью поливать, но и других тоже – ему всё равно.

Нужно вовремя переключиться с человеческого суда на Суд Божий и сказать: Господи, Ты всё знаешь – и да будет воля Твоя

Конечно, нервная система у людей разная. Кто-то махнет рукой и забудет, а для кого-то это действительно травма на всю жизнь. Но здесь важно понять: если ты увязнешь в выяснении отношений с этими людьми, хотя бы мысленно, – у тебя вся жизнь мимо пройдет. Ты всю жизнь будешь что-то им доказывать. А доказывая, что ты не верблюд, ты сам себе потихоньку внушаешь, что ты таки верблюд – по крайней мере, в чьих-то глазах. И таким образом становишься зависимым от обвинения. Вот почему это страшно, это опасно – оправдываться в том, чего ты не сделал. Нужно вовремя переключиться с человеческого суда на Суд Божий и сказать: Господи, Ты всё знаешь – и да будет воля Твоя. Этого достаточно. По сути это означает – остаться здоровым психически и целым духовно.

– Но легко ли это на деле – переключиться?

– Лично я всегда исхожу из того, что мне есть чем жить дальше. Есть о чем и о ком думать, чем заняться. Я стараюсь работать на результат, и мне не хочется отвлекаться на какие-то посторонние вещи. Потеря драгоценного времени, данного нам Богом для достижения результата, – это грех. Вспомним притчу о талантах (см.: Мф. 25: 14–30). Тебе нужно трудиться, приумножая данный Господином талант, а тут тебе кто-то вдруг помешал, и ты, разбираясь с ним, не замечаешь, как теряешь свою духовную вертикаль и оказываешься в двухмерном пространстве, на плоскости. И уже ничего не можешь делать для Бога. А ведь конечный результат твоего труда – это всегда результат духовный. И это не твоя личная цель. Это цель, которая тебе Богом задана. А это значит, что она важна для многих людей.

– С вашей точки зрения, стало быть, справедливости добиваться не нужно?

– Справедливость – она у Бога. Мой жизненный опыт подсказывает: через некоторое время после таких вот голословных обвинений правда всегда откуда-нибудь вылезет. Я не один раз это пережил, прежде чем сказать: Господи, да будет воля Твоя.

– Батюшка, но ведь их еще простить надо, этих наших обидчиков, иначе и впрямь увязнешь в хроническом конфликте с ними. У вас это получается?

– Я вообще не умею держать зло на людей. Могу обидеться, но обида не будет долгой. У меня в жизни бывали очень сложные случаи, когда меня предавали по полной программе. Но потом, по прошествии какого-то времени, вслушиваясь в собственную душу, я убеждался, что я к этим людям никаких претензий не имею. Ни злости нет, ни уж тем более чувства мести. Я не буду, конечно, по-дружески сидеть с ними за столом, у меня вообще нет желания с ними общаться – хотя бы потому, что это связано с неприятными воспоминаниями. Но если я узнаю, что они попали в беду, я сделаю всё, чтобы их выручить. И никогда потом их этим не попрекну.

***

Слушаю отца Михаила и понемногу избавляюсь от всяких невротических сомнений в простой истине: все эти наши унизительные, оскорбительные, нелепые, идиотские ситуации даны нам Отцом и Учителем нашим ради обращения и спасения наших душ. И поменьше бы нам лениться на угождение.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Как важно – услышать ответ Как важно – услышать ответ
Игум. Нектарий (Морозов)
Как важно – услышать ответ Как важно – услышать ответ
Игумен Нектарий (Морозов)
Мы все равно то и дело ищем ответ: «А как тут поступить? А как здесь? А если так, то как?...»... А с какой целью мы спрашиваем – себя, духовника, Бога?
Молитва Молитва
Из бесед с иеросхимонахом Михаилом (Питкевичем)
Сергей Большаков
«Отче, — спросил я затворника, — я полагаю, что самая лучшая и единственно верная молитва это: “Да будет воля Твоя”. Что вы думаете об этом?» «Я вполне согласен с тобой, Сереженька. Мы должны вверять себя Промыслу Божию и не желать ничего, кроме как исполнения воли Божией о нас».
Верно ли, что Господь не дает человеку испытания, которые ему не по силам? Верно ли, что Господь не дает человеку испытания, которые ему не по силам?
Иеромонах Иов (Гумеров)
Верно ли, что Господь не дает человеку испытания, которые ему не по силам?
Что есть моя воля и воля Божия? Что есть моя воля и воля Божия?
Иеромонах Иов (Гумеров)
Пожалуйста, объясните, что есть моя воля и воля Божия?
Комментарии
Николай Курипко16 декабря 2015, 14:00
Всё происходит по воле Божией. Значит, так надо. Кому надо? Тебе. Ты не можешь понять, для чего? А кто тебе обещал, что ты будешь прямо вот так сходу всё понимать? Вот поблагодаришь за случившееся Господа от всего сердца – тогда и сделаешь, может быть, первый шаг к пониманию. Помнишь Послание апостола Павла фессалоникийцам: «За все благодарите, ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5: 18)? А молитву Оптинских старцев помнишь? – «Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что всё ниспослано Тобой…»

Бог не посылает испытания не по силам. Он ведает, что с тобою. Можно сказать, что Он держит руку на пульсе ситуации. Но многое зависит от тебя самого. Молись, не сомневайся в Его помощи, в заступничестве Пресвятой Богородицы, не теряй присутствия духа. Вспомни, сколько раз святые становились жертвами клеветы, жертвами диких, грязных обвинений и воспринимали это как посланное им во благо.

Мне кажется, что у человека, настроенного подобным образом, гораздо больше шансов выйти из унизительной ситуации победителем, в дальнейшем добиться справедливости и преодолеть последствия психологической травмы. Это земное благо, это необходимое нам, немощным, далеким от духовных высот людям утешение. Но получаем мы его всё же в результате посильного для нас духовного напряжения.

В общем, всё правильно: встряски эти нам нужны для того, чтобы мы, как сказано в молитве Макария Великого, обращались, взоры свои обращали к Нему, тянулись к Нему, подрастали духовно; а подрастая, мы обретаем способность, умение из этих ловушек выбираться.
Людмила Култышева23 сентября 2015, 22:03
Спасибо за поучительную статью,Марина!Теперь я многое поняла.До конца осознала смысл и правоту слов:"Молчание- золото".Ведь молчание не дает повода для разжигания войны,о которой так порой мечтают наши недруги...И всегда необходимо помнить,что в любой войне потери несут обе стороны.Поэтому,хочу пожелать всем людям планеты Земля мира,счастья,любви и добра!!!
Зинаида19 октября 2014, 00:12
нахожусь пока в очень начальной стадии понимания - для чего и почему? пока молоточком стучит - за что?..не виновата в краже, угрожают мне и моим близким расправой...как быть, если умом понимаю, а внутри всё дрожит от обиды?.. Спасибо за комменты к статье, буду пока твердить как молитву: Господи, Ты всё знаешь – и да будет воля Твоя
сергий26 апреля 2014, 22:06
Господи, направь нас грешных, помоги нам всегда помнить о Тебе и Твоих заповедях! Помилуй и спаси нас немощных раб твоих...
Марина30 марта 2014, 18:58
Статья очень хорошая.Спасибо большое.
Но всего один вопрос к о.Михаилу-как, как всё же забыть ту клевету и грязь которую на тебя вылили.В прощённое воскресенье просила у человека прощение, за обиду на него.После этого прошло уже 4 года , а рана не заживает и всё " кровоточит" , нет, нет и снова всплывает эта боль.Вот и тащу её как верблюд на своём горбу. Что делать даже незнаю.Доверяла как себе и получила удар в спину, как только вопрос встал о постоянной работе и оплате((. Ушла не стала ничего доказывать, а сердце всё равно болит( Вы только не подумайте деньги там небольшие, а вот работа была любима и отдавалась я ей на все 100.
Оксана Чехова13 марта 2014, 11:39
Очень важно развить в себе привычку не оправдываться пред людьми вообще никогда.Мы зачастую не замечаем как часто оправдываемся:уронил вилку-поднял и вместо простого "Прошу прощения"(знак хорошего тона и воспитанности)добавляем "Я хотел сделать то-то и то-то,а вышло так-то и так-то".И так постоянно и во всех ситуациях.Не помыв за собой посуду вместо того, чтобы просто молча помыть или в крайнем случае извинится мы говорим: "Не помыл, потому что был занят" или еще что-то. Людям не нужны наши оправдания,если нас захотят обвинить в чем-то оправдания не помогут.А вот навредить нам очень даже способны.Благодаря этому мы всегда себя оправдываем сначала в повседневной жизни потом на исповеди,а далее уже сделав что-то плохое ищем себе оправдание и оправдываемся уже за счет кого-то.
Татьяна 7 марта 2014, 10:39
Есть еще момент, на котором не акцентировано внимание: почти все люди стараются оправдаться в глазах других. Это, наверное, наследие советского воспитания. Вот почему было важно не только быть невиноватым, а еще и оправданным: то есть получить некое формальное отпущение грехов от ближних, а не от Бога. Вот и нервничают люди, и пытаются доказать свое алиби... "Что люди подумают!" вот, видимо, что до сих пор не дает спокойно жить...
Natela Maglakelidze 4 марта 2014, 21:37
Poleznaya statjya
Наталия 4 марта 2014, 10:07
Огромное спасибо Марине за статью. Слова отца Михаила - это ответ на мои молитвы.
Все сказано и написано как про меня и для меня
Сергей 2 марта 2014, 20:00
Спасибо Лев! Ты расставил все точки над і. Гордость и тщеславие всё застелают перед глазами.Спаси ВАС всех ГОСПОДЬ!!!
Оксана 2 марта 2014, 18:50

Если ты видишь, что обстоятельства складываются властно и повелительно, но не так, как хочется тебе в самых твоих искренних, горячих и чистых пожеланиях, покоряйся в том воле Божией, смиряйся. Заставь себя любить десницу Божию, тебя ведущую, хотеть не того, что ты хочешь, но чего Бог для тебя хочет, даже если бы болело и изнемогало сердце твоё. В этом высшая мудрость и высшая покорность. Может быть, не скоро, но рано или поздно раскроется и пред тобой правда Божия и любовь Божия, тебя ведущая, ты и сам поймёшь всю ограниченность твоих нынешних желаний и возблагодаришь Господа. Потому пусть не мятётся сердце твоё, если не по-твоему выходит. Если ты сделал от себя всё, что мог и считал полезным и нужным, жди испытания от Господа и Ему покорствуй. Не томи сердце своё чрезмерной заботой о будущем; ты не знаешь, будет ли и как будет для тебя это будущее. Ты омрачаешь сердце печалью, которая всегда греховна, и не радуешься данной тебе ныне радостью. Возложи печаль твою на Господа, и Той тя препитает. Успокой неспокойное сердце".

Протоиерей Сергий Булгаков
Оксана 2 марта 2014, 18:49
Замечательная статья! Иногда жизнь преподносит не только розы, но и колючки. Единственная ремарка - может, не стоит судить себя слишком строго и выставлять те или иные оценки за выступления в прениях? От двух до четырех баллов. Это жизнь. Человек растет, меняется, возможно, не стоит облеплять его лишними стикерами, ведь, действительно, не всегда можно сориентироваться в две секунды - что к чему. А еще один неплохой совет, который я читала, у святых отцов: "Отступись". И еще житейский - посмотрите на эту ситуацию через три года - так ли будет она важна. И еще - нет худа без добра. Завершить же свои мысли хотелось бы тоже цитатой с просторов Интернета:"В какое бы затруднительное положение ты ни пришел, победа в нем — молчание". Преподобный Пимен Великий

Мария 2 марта 2014, 16:46
Спасибо авторам за статью. Хорошая, мудрая, рассудительная статья. Бальзамом. Все о чем идет речь опытно пройдено: и правды не исполняют, и самочинный суд творят, и о правде Божией не пекутся. В таком случае можно только отойти. Как открыть заблуждение тому, кто сознательно причиняет зло или интригует? Найдется тысяча резонов в оправдаение "комбинаций", "сыска" и для укорения выбранного "врагом". Остается молиться, чтобы умирилось сердце, а причиненную боль предать Богу. Он видит.
лариса 1 марта 2014, 13:57
"Все послано Мною для совершенствования души твоей. Все от Меня это было".
Надежда 1 марта 2014, 12:26
Спасибо, Марина! Как вы точно раскрыли ситуацию и как правильно по-христиански выйти из нее. Низкий вам поклон за статью на злободневную тему. Мне она очень помогла.
Ольга28 февраля 2014, 22:26
Спасибо за хорошую статью. К сожалению люди довольно часто стали вести себя таким образом что позволяют себе посмеиваться над другими людьми и ставить себя выше других, а в итоги действительно страдают от своей моральной невоспитанности и не далекого ума. Всегда готовые прилюдно унизить другого и к тому же еще ходят в храмы. И вот тут конечно очень сложно не реагировать.
Ольга28 февраля 2014, 20:35
Почему нельзя спросить у "обидчика", почему он так считает? Почему он думает, что это именно вы украли, и т.д.? Поинтересуйтесь, какие у него основания думать именно так, на чем строятся его нападки? Уверена, что у "обидчика" не найдется аргументов.
И не надо изображать "невинно пострадавшего".
Лев28 февраля 2014, 13:57
Было бы странно,если бы этих ситуаций не происходило..Иначе получается-Я честный человек и ничего не украл,потому что мне случай не подвернулся...Прав батюшка,не нужно ситуации разбирать на молекулы,иначе чувство справедливости и возмущения,а возможно гордости и тщеславия,закроют глаза на то для чего это всё,а не почему...
Лев28 февраля 2014, 13:33
Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое;
16 а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь.

17 Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию?

18 И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?
19 Итак страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро.
Елена28 февраля 2014, 12:39
Спасибо за статью! А мне казалось, что только я часто попадаю в такие ситуации. И до сих пор я так и не понимала, как реагировать на несправедливые нападки. Один раз меня остановили гаишники за нарушение, которого я не совершала (они всех подряд останавливали, даже не глядя, откуда ехал человек), и я ничего не сказав, заплатила штраф. Потом корила себя долго за бесхребетность. Другой раз на меня накричала женщина в очереди, тоже обвинив в том, что я не делала. Тут уж я, вспомнив, былую безропотность, начала что-то нервно отвечать, а потом уже корила себя за несдержанность.
Вспоминала ли я Боге в этих ситуациях? Вряд ли. Может, в этом и проблема. Хотя не знаю, стоит ли и молчать в таких ситуациях. Просто отвечать надо как-то "по-христиански", мирно и спокойно.
Jane Onishenko28 февраля 2014, 12:28
Как мудро... Спасибо большое!
Татьяна28 февраля 2014, 12:23
Спасибо большое, все, что написано все для меня.Меня обвиняют в каком то колдовстве. Присматриваются не доверяют, следят, как это неприятно.И я знаю от кого идет эта информация, от той которая сама занимается этим грехом. Спасибо, низкий вам поклон за хорошие, умные советы. Самое главное быть всегда с Богом.И чаще заходить на ваш сайт. Спасибо вам огромное за ваш труд.Помогай вам Господь.
Вера28 февраля 2014, 11:49
СпасиБог, Мариночка! А то я с чего то (по гордыне , наверняка), ощущаю себя почти полноценным верблюдом на протяжении длительного времени:)
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×