Великий пост – время свободы и радости духовной

Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.
(1 Кор. 6: 12)

Для каждого христианина ежегодно наступает удивительно радостный период. Радостный потому, что в это время можно освободиться от всего ненужного, бесполезного, лишнего, но так прочно вошедшего в нашу жизнь.

Фото: Ю.Костыгов / Expo.Pravoslavie.ru Фото: Ю.Костыгов / Expo.Pravoslavie.ru
    

Мы часто забываем смысл нашего бытия и отвлекаемся на посторонние мысли и дела. Давайте задумаемся, сколько времени уходит у нас безвозвратно на заботу о телесных потребностях. Как мы любим питать и нежить наше тело! И если бы только необходимой для чрева пищей. Но мы постоянно злоупотребляем. Едим гораздо больше, чем требуется нашему организму, да еще стараемся как можно изощренней полакомиться. А сколько естественных душевных потребностей, таких как общение, получение интересной и полезной информации, переходят в зависимость от интернета, социальных сетей, телевидения! И сколько наших данных Богом сил, времени, денег, способностей уходит в пустоту, не принося в итоге ни радости, ни удовлетворения, но, высасывая из нас последние силы, ввергают нас в уныние, расслабляют наш ум, волю и чувства.

Наши желания, пораженные грехом, вместе с той суетой, которая есть в жизни каждого человека, постоянно строящимися планами на будущее, круговоротом мыслей, заменяют действительно необходимые потребности ложными и ненужными, не давая нам подумать о главном.

Но приходит пост – время духовного трезвения, молитвы, решимости прилагать усилия для победы над страстями. В пост уже не потребности плоти будут командовать нами, а сама плоть будет в подчинении нашего разума, который, в свою очередь, мы должны подчинить нашей воле, а волю – воле Божией.

В пост наша христианская жизнь становится особенно внимательной, сосредоточенной и деятельной. Соблюдая посты, мы сохраняем верность Богу: «Добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Мф. 25: 21).

Тело тесно связано с душой, поэтому в опасности находятся те, кто пост телесный не совмещает с молитвой

Надо помнить, что тело очень тесно связано с душой, поэтому в опасности находятся те, кто пост телесный не совмещает с молитвой. Так можно не только не получить никакой пользы, но нанести себе вред, ибо «сей же род [бесов] изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17: 21).

Давно замечено, что вышедшие из-под контроля телесные потребности мешают нашей духовной организации. Как часто бывает, что человек хочет пойти на службу с утра, но тело требует к себе заботы, хочет внимания, хочет еще понежиться. Если мы ему потакаем, то очень скоро это входит в привычку и со временем совершенно порабощает человека. Если же мы восстаем против изнеженной плоти и заставляем ее трудиться, заставляем себя вставать по первому сигналу будильника, класть поклоны, то со временем наша плоть приучится подчиняться нам беспрекословно. Но для этого нужен многолетний ежедневный труд.

А пока, потакая прихотям плоти, мы очень быстро становимся ее рабами, из-за чего наступает дебелость ума, расслабленность воли. От этой расслабленности происходит нежелание трудиться, человек не может сосредоточиться, не может последовательно идти к своей цели, скатывается вниз и деградирует.

Своими силами человек не может вырваться из плена собственных страстей. Очень многие, впервые решившись соблюдать Великий пост, ошибочно полагаются на свои силы, что приводит к очень печальным последствиям. Потому что «свои» силы выматываются, и, даже если человек постится весь пост, истощенный физически и морально, вместо радости он испытывает раздражение, и второе будет горше первого…

Приступая к Великому посту, многие движимы «спортивным» интересом проверить свои силы: смогу я или не смогу? Кто-то хочет похудеть, кто-то хочет очистить организм от шлаков… Мы же должны положиться на Бога и пройти этот путь с Божией помощью: «ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15: 5), «невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18: 27). И тогда, подобно апостолу Павлу, мы сможем сказать: «Ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4: 11–13).

Пост – время свободы от рабства греху, ибо «всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8: 34). Избавившись от ненужных греховных привычек, от употребления спиртных напитков, от обильной калорийной пищи, от развлечений, телевидения, интернета, удаляясь от празднословия, мы сможем наконец разглядеть себя, увидеть свое несовершенство в свете Евангелия Христова.

Очень скоро мы почувствуем, как наша жизнь меняется. Как много в ней было лишнего и ненужного – того, что поглощало все наши силы, все наше время. Очень важно это освободившееся время посвятить Господу: полезно прочитать за Великий пост Евангелие, Псалтирь, книгу Иова, Бытие, Исход, Екклесиаста. Хорошо размышлять о прочитанном и стараться применить в своей жизни «Лествицу» Иоанна Лествичника, «Добротолюбие», поучения Аввы Дорофея, Феофана Затворника и других святых отцов Церкви, дающих нам бесценное руководство в духовной жизни.

Чтобы пост принес истинную пользу для нас – и телесную, и духовную, – необходимо прожить его церковной жизнью, пройти этим постом путь покаяния, как можно более частым участием в богослужениях и святых таинствах. На исповеди прощаются все грехи, в которых человек раскаивается, просит прощения у Бога и обещает исправиться. Приступая к таинству Причастия, мы соединяемся с Богом, принимая истинное Тело, истинную Кровь Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов, во исцеление души и тела, в приобщение жизни вечной. И Господь, действуя в нас, дает силы не возвращаться к грехам и делать противоположные им добрые дела.

Что говорит Слово Божие о посте

Пост установил Господь наш Иисус Христос: «Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9: 15).

Святые апостолы и первые христиане постились: «Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» (Деян. 13: 3).

Бог говорит, что не принимает поста тех, кто постится и дерзкой рукою бьет ближнего своего: «“Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?” – Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте» (Ис. 58: 3–4).

Не нужно удивляться, что именно в пост появляются скандалы, так как пост – это время, когда обнажаются глубины человеческого сердца.

Не нужно удивляться, что именно в пост появляются скандалы, так как пост – это время, когда обнажаются глубины человеческого сердца, и необходимо трудиться ради сохранения мира с ближними. «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11: 12).

Недопустимо возноситься самому и уничижать других: тот, «кто не ест, не укоряй того, кто ест» (Рим. 14: 3).

Нельзя поститься напоказ: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6: 16–18).

Чтобы наш пост был угоден Господу, необходимо примириться со всеми и самим всех простить: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 23–24).

Пост – время делать добрые дела: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: “вот Я!” Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой [будет] как полдень; и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают» (Ис. 58: 6–11).

Пройдя Великий пост до конца, очистившись покаянием, приучив себя к исполнению воли Божией, избавившись от всего второстепенного, мы сможем понять главное, увидеть смысл жизни, почувствовать полноту и радость бытия!

«Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная. Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6: 22–23).

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Постимся постом неприятным Постимся постом неприятным
Игум. Нектарий (Морозов)
Постимся постом неприятным Постимся постом неприятным
Игумен Нектарий (Морозов)
Пост тогда приятен Богу, когда… неприятен – хотя бы немного – нам. Так что не будем превращать и его в удовольствие и развлечение.
Покаяние, исповедь и пост Покаяние, исповедь и пост
Епископ Афанасий (Евтич)
В наше время ставится вопрос: почему нужно покаяние? С социальной точки зрения неуместно говорить о покаянии. Есть, конечно, какое-то подобие покаяния, особенно в странах восточного тоталитаризма: когда отступил кто-нибудь от линии партии, то от него требуют "покаяния", или когда руководители партии сами отступают от своего первоначального плана - только это называют не покаянием, а какой-то "реформой" или "перестройкой"
Первая неделя Великого поста: советы пастырей Первая неделя Великого поста: советы пастырей Первая неделя Великого поста: советы пастырей Первая неделя Великого поста: советы пастырей
Приближается первая неделя Великого поста – время особой молитвы и строгого воздержания. Портал «Православие.ру» попросил пастырей сказать несколько слов о том главном, что, на их взгляд, должно наполнить жизнь христианина в дни Великого поста, подсказать что-то из личного опыта, помочь охваченным заботами христианам определить духовную программу – максимум и минимум – в эти дни.
Комментарии
Нина Дитц18 апреля 2014, 14:00
Как жаль, что наткнулась я на эту статью в канун Пасхи! Сегодня пятница и как раз в это время, когда я пишу эти строки, Иисус нес крест и шел на распятие. Но Бог ничего не дает просто так. Именно сейчас я иду молиться и каяться перед Иисусом в грехах своих. Я не сумела выдержать Великий Пост в этм году, я живу в плотской и рабской зависимости, и я очень устала. Сама не могу ничего, пропитанная грехом. А потом , после покаяния, первой просьбой моей станет, научиться поститься в радости и научиться образ своей жизни проводить в посте и молитве. Я завидую тем, кому ведомо состояние радости с Богом именно в воздержании. Как это должно быть здорово, просыпаться под первый звон будильника и сначала поклониться Богу, а потом весь день знать, что Он ведет тебя и даст силы пойти весь пост. Спасибо за статью! И помолитесь за меня, что б Бог открыл мне радость в воздержании, а я помолюсь, что бы Господь вдохновлял людей по-чаще на подобные статьи. Аминь.
Андрей 6 марта 2014, 22:00
!БОЖЕ МИЛОСТИВ БУДИ МИ ГРЕШНОМУ СПАСИ ГОСПОДИ ЛЮДИ И ТВАРИ ТВОЯ И БЛАГОСЛОВИ ИИСУСЕ СЛАДЧАЙШИЙ БОГОРОДИЦЕЮ И ПОМИЛУЙ НАС!
Мария 6 марта 2014, 09:00
Помоги нам Господи!!! Прости, укрепи веру!!!
Julia Astafiev 4 марта 2014, 18:00
замечательная статья.Да это огромный труд пройти пост и изменить себя с Божией помощъю.Но нужно и помнить что самому это не под силу.Только один Бог может дать тебе возможность исправиться всё преодолеть видя твоё стремление и желание и стремление помочь другому более слабому или немощному.Это желание всегда поощряется.Нужно любить друг друга.нужно помогать ближнему и тогда свои печали будут казаться незначтельными и нестоящими внимания. Мы все более любим себя более чем других.Дай нам Бог Полюбить ближнего более чем себя самого и вступить в Пасхальное Торжество исправленными и обновленными и радостными .Очень необходимо посещать почаще церковь в течение поста и отложить свои заботы о стяжании ботства а обратить взоры ГОре т.е Богу.J.P.
ТаняСем 4 марта 2014, 15:00
Господи,помоги мне,грешной рабе Твоей Татьяне,ощутить ту радость поста!А не провести его в банальной диете и раздражении,укажи мне правильный путь по моим силам,чтоб "не выдохнуться и не иссякнуть" к Пасхе Христовой!Ну очень бы хотелось жить по Божьим законам,да не хватает ни воли,ни самоукорения...прости меня,Боже!!!!
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке