Какой пост приятен и какой благоугоден

О духовном смысле поста

Великий пост — один из важнейших периодов церковного года, значение которого для души православного христианина трудно переоценить. Вместе с тем подлинный смысл, духовное содержание поста очень часто ускользает от понимания постящегося человека, оттесняется на задний план его внешней, телесной составляющей. Мы попросили одного из наших постоянных авторов, игумена Нектария (Морозова) поделиться своими размышлениями над текстом известной стихиры:

«Постимся постом, приятным, благоугодным Господеви:/
истинный пост есть злых отчуждение,/
воздержание языка, ярости отложение,/
похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления./
Сих оскудение/ пост истинный есть и благоприятный»

Ниже представлена первая часть этих размышлений, посвященных первым двум строчкам стихиры.

***

Четверг первой седмицы Великого Поста. Фото: Лена Лунева Четверг первой седмицы Великого Поста. Фото: Лена Лунева
    

Есть у преподобного аввы Дорофея среди многих иных его мудрых речений и такие слова, которые, без сомнения, стоит заучить наизусть и никогда не забывать: «Если человек, приступающий к какому-либо делу,— говорит этот святой,— не представляет цели своего труда, то труд этот будет напрасен». И в действительности: нет такого дела и такого делания, в отношении которого это утверждение преподобного не оказалось бы верным. Не является в этом отношении исключением и пост.

Недавно, незадолго до начала Святой Четыредесятицы, мне попалась на глаза заметка, в которой приводились данные опроса, проведенного одной из социологических служб. Согласно им, пост в России собиралось соблюдать всего 2% россиян. Мне трудно судить о корректности этих данных, но могу сказать однозначно: сегодня можно найти немало людей, которые постятся, не ходя в храм, не молясь и, более того, имея о христианстве и христианской жизни самые расплывчатые представления. Некоторые из них понимают пост как некую диету, полезную для здоровья, некоторые относятся к нему как к традиции, а некоторым кажется, что поститься в наше время... модно. И, конечно, практически никому из этих людей даже в голову не приходит, что то, что они называют «постом», не имеет с ним как с установлением церковным ничего общего.

Но это, впрочем, вполне естественно. Гораздо печальней, когда столь же смутные представления о сути поста имеет человек, считающийся воцерковленным, регулярно бывающий в храме, приступающий к таинствам. А это тоже можно наблюдать нередко. Точное выверение в соответствии с Типиконом, какую пищу вкушать дозволяется и какую нет, разрешение со священником вопроса, что делать, если здоровье не дает возможности следовать уставным предписаниям буквально, посещение всех «обязательных» богослужений, усердная молитва дома, чтение святоотеческих книг и... решительное непонимание, ради чего все это делается, к какой цели должно вести. Отсюда — и чувство удовлетворения, с одной стороны: «я ведь все делаю верно, я молодец!», и вместе с тем отсутствие подлинного плода — духовного. Труд есть, подвиг налицо, а результаты — не те...

А ведь в самом начале Четыредесятницы, в первой стихире на стиховне на вечерне в понедельник первой седмицы о сути поста сказано, кажется, все. Или, по крайней мере, самое главное.

«Постимся постом, приятным, благоугодным Господеви...». То есть вот он, главный критерий правильности поста: он должен быть «приятным, благоугодным» Богу. Может ли быть при этом так, что угодны и приятны Господу в первую очередь уставная строгость поста, скрупулезное исполнение Типикона, продолжительное пребывание в храме, какие-то иные подвижнические делания наши? Они все важны, полезны, но они ли — главное?

Где-то у игумена Никона (Воробьева), в одном из его писем встречается такая мысль: что значат перед Богом все подвиги человеческие? Не бесконечно ли мизерны, ничтожны они перед Его величием? И если кто-то думает ими как таковыми угодить своему Творцу, то жестоко заблуждается. Подвиги — лишь доказательство действительности намерения человека измениться, стать ради Бога другим, лучшим и вместе с тем путь к этому изменению, его условие.

«Истинный пост,— говорится в стихире далее,— есть злых отчуждение». «Злые» — это то, что есть в нас недоброго, дурного, то, что стоит, словно стена какая-то, между нами и Богом: наши страсти, греховные навыки, глубоко укоренившиеся пороки. То, что убивает нашу душу, не давая ей идти к Свету и Светом наполняться, жить, и вместе с тем — то, что мы любим, чем дорожим подчас куда больше, нежели возможностью быть с Богом... Вот, ради чего пост! Вот, в чем его смысл и его суть! Он — замечательный инструмент, скальпель, с помощью которого мы можем постараться отделить от себя то, что с нами срослось, но не является нашим, а чуждо и враждебно нам. Воздержание, посильное утеснение и «озлобление» плоти, частое посещение храма, прилежание к молитве и чтению создают необходимые условия для того, чтобы мы увидели этого своего страшного двойника, «сиамского близнеца», с которым нам обязательно надо расстаться, умертвить его, чтобы жить самим. Увидели своего ветхого человека, ужаснулись ему и «отчуждились» от него.

Это самое важное и самое трудное. Есть люди, которым пост дается легко, чья телесная крепость такова, что они без труда могут не вкушать практически ничего, довольствоваться самым малым количеством пищи и пития на протяжении весьма значительного времени. Но нет никого, кто бы сподобился принять Духа, не пролив крови и пота в борьбе с самим собой, точнее — с этой темной и злой стороной нашего «я».

Как часто человек вообще не решается признаться — не кому-то, себе! — что есть в нем что-то, требующее безжалостного отсечения, решительно несовместимое с верой во Христа и жизнью со Христом! Ведь это «что-то» — такое привычное, такое удобное, такое любимое...

И даже признавшись, не может расстаться, не может сказать такие важные слова: «Се, ныне начах!» — жизнь без того, чего в ней быть не должно. И кается человек, и плачет на исповеди, и все же говорит: «Не могу!» Словно узами какими-то опутана душа его, словно цепями прочными скована.

Но — вот милость и чудо Божие — именно постом всего удобнее рвутся узы и расторгаются цепи. И рождается в сердце ненависть к возлюбленному прежде греху, и появляется забытое уже ощущение свободы идти вслед за Христом.

Рождается — как плод тех самых трудов, из которых складывается пост. Как то, для чего необходим он. Как то, при условии чего он на самом деле — «благоугоден и приятен». То есть — принят.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
На передовой На передовой
Свящ. Димитрий Шишкин
На передовой На передовой
Священник Димитрий Шишкин
Не возмущение поведением кого бы то ни было, не жалобы, не судебные тяжбы, не требования справедливости, а именно наша борьба со своими страстями будет началом изменения к лучшему жизни – и личной, и общественной.
Постимся постом неприятным Постимся постом неприятным
Игум. Нектарий (Морозов)
Постимся постом неприятным Постимся постом неприятным
Игумен Нектарий (Морозов)
Пост тогда приятен Богу, когда… неприятен – хотя бы немного – нам. Так что не будем превращать и его в удовольствие и развлечение.
Оптинские старцы о борьбе со страстями Оптинские старцы о борьбе со страстями Оптинские старцы о борьбе со страстями О борьбе со страстями
Из наследия Оптинских старцев
Ольга Рожнёва
Оптинские старцы много писали о страстях, которые преграждают людям путь к спасению, и учили своих чад, как бороться с ними, называя главные средства: смирение, терпение и упование на помощь Божию.
Комментарии
Вадим 3 марта 2015, 11:27
Отче Нектарий,моли Бога о нас!
Сергей12 марта 2014, 19:34
Одного Священно служителя спросили что можно есть в великий пост .Он ответил еште что хотите лишь бы друг друга не ели.
Любовь10 марта 2014, 11:15
Для меня ближе всех к христианству по духу коммунисты, простите если кого то это оскорбит, но для меня это так, убеждаюсь в который уже раз
Наталия10 марта 2014, 11:02
Большое спасибо за статью.У меня именно так и происходит.Отказаться от пищи несложно,а вот духовно-это нелёгкий труд и пост помогает.
Рома Покровский 8 марта 2014, 15:47
Для себя я понял одно- есть два вида поста; один по Типикону, т.е. книги являющейся монашеско- уставной по сути и для мирян мало подходящей. И второй вид- пост грешника т.е. я воздерживаюсь от чего- либо,ну скажем мяса и молочных продуктов, а рыбку ем к примеру и масло. И если я вдруг что- то по искушению съем мясного когда припрёт- чтож, Господи прости. Но не потому что есть мясо в пост грех- нет. Не грех. А потому что из любви к Богу нарушил взятые добровольно обязательства по несению поста. Богу не нужны рабы поста. Богу надо всё делать по любви,в том числе и пост нести, без принуждения. И главное надо помнить слова Христа- "не то что входит в уста осверняет, а то что выходит из сердца и уст".
Павел 7 марта 2014, 03:40
Спаси Господи автору за статью! Вот уже четверг первой седмицы Великого Поста, а я, грешник, еще и не начал в душу свою смотреть. Правильно батюшка Нектарий сказал, что грех так слился с нашей душою, что мы уже в общем то и не считаем это грехом. Господи, прости мя грешнаго!
Полина 6 марта 2014, 17:06
Спасибо огромное за статью! Это то, что мне сейчас очень нужно и важно никогда не забывать! Дай Бог нам всем поститься правильно, душеспасительно! Спаси Господи!
лина 6 марта 2014, 15:43
мне больно ..жить,и знать,насколько я греховна
Вадим 6 марта 2014, 14:57
Игумена Нектария статьи стараюсь читать.Сегодняшняя получилась невнятной.Здесь понятен вопрос Елены М и ответ Игумена Нектария -и приходит на помощь пост -замыкает круг. С чего начали к тому же и пришли. Пост особое время для всех и кто борется и ,кто не борется со страстями.Время особого внимания к себе. Вот только ,чтобы бороться нужно дать понимание с чем бороться и как это делать.Тогда люди годами ходящие в церковь будут ближе к тому ,чтобы стать совершенным, как Отец наш Небесный.
Игумен Нектарий 6 марта 2014, 12:51
Елене М.: Безусловно, должна сопровождать! Но вот беда - не сопровождает... И приходит на помощь пост.
Елена М 6 марта 2014, 11:45
Я думаю, что мысль о том, что пишет автор про непосредтвенно пост: "«Истинный пост,— говорится в стихире далее,— есть злых отчуждение». «Злые» — это то, что есть в нас недоброго, дурного, то, что стоит, словно стена какая-то, между нами и Богом: наши страсти, греховные навыки, глубоко укоренившиеся пороки. То, что убивает нашу душу, не давая ей идти к Свету и Светом наполняться, жить, и вместе с тем — то, что мы любим, чем дорожим подчас куда больше, нежели возможностью быть с Богом... Вот, ради чего пост!" - эта мысль должна сопровождать человека на протяжении всей его жизни, вне зависимости от того: пост есть или еще не наступил...
Ксения Мерещенкова 6 марта 2014, 11:39
Прости Господи!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×