Наверх по лестнице

Слово в 4-ю неделю Великого поста, в день памяти прп. Иоанна Лествичника

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света, — говорит, обращаясь к нам, апостол (Еф. 5, 8).

В четвертую неделю Великого поста Церковь особым образом чтит угодника Божиего — Иоанна Лествичника. Этот подвижник, названный в песнопениях светильником вселенной, был служителем Божественного света. Человек, который всю свою жизнь посвятил восхождению к Царству Небесному в борьбе со страстями, грехами, с тьмой, окутывающей наше сердце и наше сознание. Почти всю жизнь; он подвизался в Синайской пустыне. В семнадцать лет ступил на этот путь и всю жизнь отдал посту и молитве.

У нас в течение года есть несколько постов, а сейчас особый, Великий пост, и каждый из нас знает, как тяжело добиться того, чтобы каждый день посвятить Богу. Мы сами себе говорим во время поста: «Ну вот, неделя прошла в подвиге не плохо, я исповедовался, причащался, какие-то еще делал серьезные шаги на духовном пути, и наверное можно себе позволить немного расслабиться, ненадолго вернуться к удовольствиям мира». То есть даже эта Четыредесятница не полностью нами прожита с Богом, а преподобный Иоанн Лествичник сорок лет в пустыне посвятил тому, чему мы часто не можем посвятить сорок дней.

Одним из плодов его подвигов стала книга «Лествица, или скрижали духовные». Книга, которую каждый из нас должен постараться прочесть. Конечно, такое чтение для человека живущего в миру, не всегда легко, потому что в первую очередь адресовано монахам, и многие вещи просто не понятны. Даже монахи часто не могут все в этой книге охватить умом. Но если мы решим найти в этой книге что-нибудь полезное и поучительное лично для себя, то непременно найдем что-то о своей жизни, и это поможет нам исправить ее к лучшему.

Это очень важно для нас сейчас, когда пост уже перешел свою половину, и мы нередко самонадеянно начинаем думать о приближающихся праздниках, расслабляемся и теряем те немногие плоды, что приобрели.

Но сейчас хотелось бы обратить внимание, не на текст этой книги, а на образ иконы, которую мы видим перед собой. Она так и называется «Лестница Иоанна Лествичника».

Вся наша духовная жизнь — это восхождение вверх по лестнице. И это духовное восхождение имеет одно условие: нельзя на этом пути просто так взять и остановится остановиться. Представим себе, что нам надо взобраться на какой-то холм, или бетонную стену, или скалу под углом сорок пять градусов. У желающего это сделать, есть только два пути — либо он с разбега забирается вверх, либо падает назад – вниз. Невозможно при этом задержаться на какое-то время – надо все время карабкаться вверх. Либо ты рухнешь, либо приложив все силы будешь карабкаться наверх и достигнешь поставленной цели.

Мы видим на иконе «Лестница Иоанна Лествичника» одну важную и страшную деталь: подвижников, которые добрались до самого верха, бесы срывают с лестницы, и они летят стремглав вниз.

Мы хорошо знаем по собственной жизни, как часто пройдя путь какого-то подвига, из-за каких-то мелочей срываемся вниз, и все наши достижения в лучшем случае «обнуляются», а бывает мы совершаем еще более страшные грехи. Видим вокруг нас христиан, подвижников, учителей, священников, монахов, епископов, людей, очень много сделавших для Церкви, Христа и ближнего, которые точно также срываются, стремглав летят вниз и гибнут. Так было всегда в истории человечества и Церкви.

Неслучайно поэтому апостол Павел призывает нас быть предельно осторожными и внимательными в нашей жизни. Он говорит: «Не упивайтесь вином, ибо в нем есть блуд» (см.: Еф. 5, 18). Он видит в вине повод к возможному падению. Вино это плод человеческого труда, солнца и земли. И оно имеет, казалось бы, очень благородное происхождение. Но многие из нас знают, как через повод праздника, проявления любви и дружбы, человек приобщается к вину и до чего это часто доводит несчастного человека, до каких ужасных грехов.

Но в словах апостола мы видим и определенный образ, потому что вся суета мира вокруг нас: информация, общение, наши дела, кажутся нам поначалу как и стакан вина вполне безобидными. Мы говорим сами себе: «Ладно, отвлекусь от поста, от подвига, от тех обещаний, которые я дал Господу. Ненадолго, по долгу службы, по каким-то важным обстоятельствам». И человек неожиданно для себя самого упивается этим вином мира, суеты, тщеславия, гордыни, греха — и гибнет, летит стремглав, увлеченный бесами в ад, вслед за подвижниками, изображенными на иконе «Лесвица Иоанна Лествичника».

Сегодняшнее Евангелие также нам напоминает о том значении, которое имеет пост и молитва. Ученики Христовы не могли изгнать беса, несмотря на то, что Господь дал им силы и врачевать, и благовествовать, и Спаситель указывает им на то что бесовская природа одолима только молитвой и постом (см.: Мф. 17, 14–21).

Молитва и пост — это путь к свету, к победе, путь к торжеству, единению со Христом, путь к тому, чтобы каждый день нашей жизни, особенно день Великого поста, был наполнен великой молитвенной радостью единения в Духе Святом.

Аминь.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×