Церковь в ожидании интеллигенции

Темы интеллигенции в Церкви Церкви без интеллигенции относятся к числу самых злободневных. Темы интеллигенции в Церкви Церкви без интеллигенции относятся к числу самых злободневных.
    

Некоторым российским интеллигентам свойственно периодически искать прогресс или регресс в жизни Русской Православной Церкви. Чаще всего такие поиски приводят к неутешительным для ищущих результатам. Что тут делать? Можно посочувствовать. А можно и предложить другое направление для поисков. Ведь вряд ли стоит оценивать Церковь в категориях «прогресса-регресса» – ложно выбранный оценочный ряд, как сказали бы в академической среде. Да и о критериях «прогресса» хорошо бы договориться.

Чего бы кто ни ожидал от Церкви, она по своей природе призвана удовлетворять только ожиданиям своего Создателя – Христа. Попытка измениться, подстроиться под чьи-либо еще предпочтения для Церкви значит только одно – самоликвидацию. Обвиняем ли мы пожарного в том, что он оставляет дружеский разговор, чтобы поехать тушить загоревшееся здание? Таково и церковное служение, не оставляющее, когда идет речь о спасении души, места для «солидаризации» с общественно-политическими построениями практически любого толка. Было бы странно пытаться делать из Церкви судью по общественно-политическим спорам, заставлять ее поставить в центр своего внимания сугубо мирские вопросы. Характерна евангельская история, когда к Спасителю подошел некто и попросил помочь в важном вопросе разделения наследства с братом. Христос ответил: «Кто поставил Меня судить или делить вас?» (Лк. 12:14). Нельзя думать о мелочах, когда речь идет о спасении человечества. И поэтому Церковь призвана взирать на всё sub specie aeternitatis (с точки зрения вечности), «жить в своем ритме, а не в режиме Twitter», как однажды сказал Святейший Патриарх Кирилл.

Это не значит, что Церковь не может или не должна давать нравственных оценок, в том числе и политическим действиям. Может, порой и должна. Но тогда и только тогда, когда этого, повторяю, требует внутренняя логика церковной жизни (читай: Евангелие), а не по внешней необходимости непременно отнестись к резонансной теме, что, как правило, требует принятия одной из двух точек зрения – спорящих сторон. Попытка фарисеев уловить Христа – платить ли дань кесарю – и ответ Спасителя: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мк. 12:17) – нередко вполне сознательно сегодня игнорируется «неубиваемым» аргументом: «Мы о другом. Мы о том, что имеет нравственное измерение» и пр. Но помилуйте, разве для искушавших Христа фарисеев затронутая тема не имела нравственного и даже, я бы сказал, сугубо религиозного измерения?

Церковь существовала в разные времена и при разных политических режимах, никогда напрямую не ассоциируя себя ни с одним из них. Рабовладельцы, можно предположить, не меньше некоторых поклонников современных общественно-политических учений хотели, чтобы Церковь благословила рабство и ввела его в плоть и кровь церковной жизни. Но этого не произошло, под церковными сводами у общей Чаши рабы и господа были равны. При этом Церковь лишь терпела этот институт. Но не была готова, памятуя слова апостола Павла, благословить рабов на неповиновение и убийство своих господ. Вместе с тем, конечно, отрицать роль христианства в том, что рабство ушло в прошлое, тоже наивно. Просто отмена рабства, равно как и равноправие разных социальных групп, равенство мужчин и женщин перед законом и т.д., никогда не являлась целью христианской жизни, но всегда неизбежно становилась ее следствием.

Разумеется, не стоит идеализировать историю христианства. В ней есть немало случаев, когда церковная иерархия не была готова обличать грех, присутствующий при любом общественно-политическом устройстве. Но до сих пор этот грех в ткань церковной жизни не входил. Времена меняются, и теперь наиболее зависимые от государства и государственной идеологии протестантские общины благословляют гей-браки и рукополагают в священники открытых гомосексуалистов.

Общественно-политические дискуссии о российской действительности постоянно создают искушение приписать Русской Православной Церкви поддержку тех или иных политических позиций. Модернизация, которая была упомянута в ряде выступлений Патриарха Кирилла, для некоторых стала сигналом о поддержке Церковью либерального тренда. Но в 2009 году Патриарх ведь говорил, что, когда страна пытается модернизировать свою экономику, социальную сферу и общественную жизнь, модернизацию необходимо проводить так, чтобы «она не поколебала базисных ценностей, опираясь на которые мы остаемся народом с собственной духовной культурой, со своей исторической памятью и верой».

Церковь «за» преображение человеческой души, «за» изменения в мире и обществе, которое было и остается несовершенным. Церковному сознанию глубоко чуждо «головокружение от собственных успехов». В этом смысле она всегда за «модернизацию», если цель изменений – не избавление от моральных ограничений. Если консерватизм ассоциируется с закоснением в коррупции, безынициативностью и бездельем, то Церковь называет это моральным кризисом и никак иначе. Это Церковь по своей природе не может поддерживать, так как осуждает любой грех. Однако общественные несовершенства некоторые апологеты либерализма объясняют существованием моральных ограничений, а с этим Церковь никогда не согласится. Что, в России будет меньше уровень коррупции, если разрешить гей-парады, у нас будет лучше здравоохранение, если разрешить эвтаназию, или решится проблема деградации семейных ценностей, если ввести сексуальное просвещение?

Может быть, вместо того чтобы искать место Церкви в современных общественно-политических раскладах, думающим людям лучше поискать себя в Церкви? В храмах также не хватает образованных и деятельных людей, которые своим рвением, своей помощью и советом священникам могли бы превратить церковные общины в сплоченные верой, братским общением и взаимопомощью островки подлинного гражданского общества. Церковь ждала и ждет интеллигенцию.

Владимир Легойда

Источник: Независимая газета

16 апреля 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Сортировка и отбраковка интеллигенции Сортировка и отбраковка интеллигенции
Захар Прилепин
Сортировка и отбраковка интеллигенции Сортировка и отбраковка интеллигенции
Штрихи к портрету либерала
Захар Прилепин
Нам очень любят рассказывать байку, что «первичное накопление капиталов в США» тоже было бандитское — но раз у американцев образовалась своя элита из бывших бандитов, значит, и нам надо подождать. И вот мы прождали четверть века, у первых приватизаторов уже внуки выросли — а результат не просматривается.
Вопрос об интеллигенции Вопрос об интеллигенции
Протоиерей Андрей Ткачев
Учиться надо, думать надо. При этом ни гордиться, ни считать себя лучше других нельзя. И молиться надо непременно, потому что немолящийся ум чем более силен и изворотлив, тем более похож на сатану. Такой ум все что хочешь запутает до крайней степени. До той самой степени, до которой в российской истории запутан вопрос об интеллигенции.
«Интеллигенция»: чем гордиться? «Интеллигенция»: чем гордиться?
Федор Гайда
«Интеллигенция»: чем гордиться? «Интеллигенция»: чем гордиться?
Федор Гайда
У слова «интеллигенция» есть прямо противоположные значения, но подразумевающие некое особое отношение к тому, кто носит подобное звание. Так чем же гордиться интеллигенту?
Комментарии
Михаил 5 июня 2014, 17:20
"Может быть, вместо того чтобы искать место Церкви в современных общественно-политических раскладах, думающим людям лучше поискать себя в Церкви?" - хорошие слова в том смысле. что в мужской компании причины, в основном рассматриваются материального характера. всех бед в нашей жизни-стране сбрасываются-предъявляются к правителям, даже не к правительству, и в этом есть очень Большой "плюс" - это вера и надежда на "большого" человека, как на Бога, всё должного мочь!
Михаил22 апреля 2014, 19:06
Христос воскресе! У нас теперь о чём бы ни шла речь, всё тут же переходит на Украину и Крым. Статья и ответ г-на Легойды ведь вовсе не об этом. Затрагивают они очень существенный вопрос о взаимоотношениях Церкви и интеллигенции. Неплохо вспомнить слова покойного С.С. Аверинцева (вот уж кто интеллигент так интеллигент!) - что место интеллигента в Церкви на паперти или у самого входа, у стеночки. И что советсткая интеллигенция в смысле потенциала обращения несомненно хуже и жестоковыйнее аборигенов Австралии. Так что скромнее надо быть, коллеги! Мы нуждаемся в благодатной помощи Церкви для покаяния и спасения души, а не в том, чтобы указывать Церкви, куда ей двигаться. Церковь без интеллигенции, хотя и со скорбью за её неразумие и гордыню, но просуществует, а вот интеллигенция (а лучше сказать, по меткому определению Солженицына, "образованщина") без Церкви погибнет. А про Украину - читайте заявление Св. Синода РПЦ, там всё сказано, и все акценты раставлены, как надо. Это на сегодняшний день единственный документ, под которым я готов подписаться. А то Церковь обвиняют в сервильности и коллаборационизме с властями. Но одно дело - не противиться власти, чтобы сохранить паству, а другое - иметь твёрдую, евангельскую позицию. И не нужно это смешивать. Михаил, доктор филологических наук, профессор (по соц. статусу "интеллигент", по внутреннему ощущению - бедный грешник, по вероисповеданию - православный христианин, хотя и недостойный).
Василий Н.19 апреля 2014, 02:39
Ларисе Ворониной. Ну, что касается "спокойствия" - у меня на этот счет несколько иная точка зрения. Но не хочется в это углубляться. Причем здесь оппозиция? Просто, я считаю, нужно сохранять нейтралитет. А то ведь так можно дойти до того, что священники станут нам говорить, за кого нужно голосовать. PC. И я не украинец (если вы меня таковым считаете).
Лариса Воронина18 апреля 2014, 09:27
Владимир Владимирович, отвечая на вопросы 17.04.14, метко сказал, что некоторые представители интеллигенции считают, что они истина в последней инстанции, и когда встречают отпор - так удивляются. (Вот уж кто за словом в карман не лезет!) Дай Бог Путину подольше оставаться нашим Президентом! С ним спокойно. Почему нельзя выражать ему поддержку? Почему обязательно надо находиться в оппозиции? Потому, что "немодно Родину любить"? P.S.: да, я "рука Кремля", "агент Путина", "москаль", "крымскый сэпаратыст" и пр... И горжусь этим!
Василий Н.17 апреля 2014, 14:12
Цитата: "Общественно-политические дискуссии о российской действительности постоянно создают искушение приписать Русской Православной Церкви поддержку тех или иных политических позиций". Дело в том, что, к сожалению, иногда сами иерархи дают основание так полагать - ну, например, когда два года назад в преддверии выборов Патриарх вдруг выразил поддержку Путину.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×