«Боже, у меня ни на что не хватает времени!»

Одна моя знакомая, верующий, воцерковленный человек, именем Наталья, пожаловалась мне недавно на то, что не остается у нее ни сил, ни времени на духовную жизнь.

Что она подразумевала, говоря: духовная жизнь? Скорее всего – тот образ, то содержание жизни, тот распорядок дня, наконец, которые поддерживали бы ее в определенном духовном и душевном состоянии или тонусе; позволяли бы ей всё время чувствовать себя верующей, живущей с Богом и расти как-то в этом измерении.

Что для этого необходимо? Конечно, регулярная и внимательная молитва. Чтение Библии и святоотеческой литературы. Посещение храма, участие в богослужении и Таинствах. Размышления о себе, о своем духовном состоянии, о взаимоотношениях с Богом. Беседы с духовником.

– И где мне взять на всё это время? И силы?..

Наталья – учительница и классный руководитель. У нее семья: супруг с непростым характером, двое детей, нервозная свекровь и больная мама. Еще есть дача, на которой, по убеждению ранимой свекрови, непременно должно что-то произрастать и вызревать. А квартира, меж тем, требует ремонта, а старшей девочке в этом году поступать, а супруг в силу своего характера ни во что не вникает совершенно.

– Я рада, если мне удается сходить в храм в воскресенье и прочитать хоть частично вечернее правило. Утреннее читать не получается совсем: вскочила, понеслась, через некоторое время проснулась. И какие тут книги, какие размышления!..

Действительно, складывается впечатление, что это одна из главных характеристик нашего времени – сверхзанятость, перегруженность, замотанность, переутомление. Вокруг нас сколько угодно людей, которым, кажется, некогда не то что святых отцов читать – им некогда просто подумать наконец не о делах своих, а о себе. Посмотрите на какого-нибудь завуча, главврача или бизнесмена. Ему дожить бы до отпуска – чтобы к середине этого отпуска в себя немножко прийти. Посмотрите на многодетную маму. У нее даже и отпуска не будет. И какой уж тут, казалось бы, духовный поиск, духовный рост и прочие такие вещи.

Жертвами хронической перегрузки, постоянной занятости и усталости становятся и священники тоже. Рабочий день настоятеля обычного приходского храма начинается в пять утра (если в семь ранняя Литургия, а до церкви еще надо добраться) и заканчивается в одиннадцать вечера. А если священник при этом еще строит или капитально ремонтирует храм… Тогда совсем тяжко. «Максимум, на что меня хватает после возвращения домой, – попросить у Бога прощения за то, что не буду сейчас молиться. До конца это прошение я договариваю уже во сне», – с горечью признался мне недавно один священник – совсем неплохой, на мой взгляд, искренний в вере и сердечный. Аналогичную фразу я услышала от молодой сотрудницы одного провинциального епархиального управления: «Вечером, а вернее – ночью, когда я, доделав наконец всю сваленную на меня работу, выключаю компьютер, я способна произнести только “Господи, помилуй!” и слабо понадеяться, что помилует на самом деле».

Как мирянина, так и священника (в случае со священником это особенно горько) хроническая усталость может отлучить от людей, от ближних. Измотанному человеку уже не до них: он утрачивает душевный контакт, желание общаться с окружающими, помогать им, радовать их; становится раздражительным, жестким, нервозным, хотя…

…Видите, я уже споткнулась. В усталости ли причина, если это происходит? Может быть, переутомление – только способ это оправдать?

Дойдем и до этого, а сейчас вернемся к Наталье. Заметьте: она все-таки страдает от духовной неполноценности собственной жизни, не может с этим смириться, хочет расти, хочет, чтобы обретенная ею вера была живой и умной, чтобы жизнь ей соответствовала. И не просто ведь хочет, а осознает необходимость…

Исходя из этого, я решила, что ей – и, понятно, не только ей – нужны советчики. И обратилась к нескольким хорошо известным мне людям, ни одного из которых не заподозришь в прохладной жизни по бархатному графику.

***

  

Протоиерей Виталий Колпаченко, благочинный Хвалынского округа Саратовской епархии, настоятель храма в честь Воздвижения Честнаго Креста Господня в Хвалынске, директор Православной гимназии во имя святого мученика графа Александра Медема, отец четверых детей:

Если внешний труд бессознательно ставится на первое место в жизни – это следствие маловерия

– Ситуация, когда человек, а тем более священник, не находит в себе сил помолиться, – совершенно ненормальна, более того – страшна. Если это происходит, то должно возникать хотя бы самоукорение – чтобы человек мучился из-за этого, упрекал себя. Но не просто упрекал, а постарался это исправить. Человек должен понять, почему он не видит главного в своей жизни, почему на самое важное не находит времени; почему забыл евангельские слова: «Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф. 6: 33). Когда внешний труд бессознательно ставится на первое место в жизни, а то, что должно быть духовной основой, на последнее – это следствие не занятости, а маловерия. Человек бросается делать свои необходимые, как он считает, дела, не считая при этом обязательной молитву, – потому что не видит и не чувствует присутствия Божия в своей жизни, не ждет от Господа помощи.

Что касается усталости и сопутствующих ей нервозности, раздражительности – они-то как раз и говорят, что дела твои, которыми ты так загружен, не приносят духовного плода. Как бы положительно ни оценивали твою деятельность люди – в очах Божиих она не будет иметь никакой цены, потому что сделано всё – в отрыве от Него. «Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне» (Ин. 15: 4).

Усталость от жизни – показатель того, что ты не для Бога живешь

Усталость усталости рознь. Есть усталость сладкая – когда человек сделал для Господа всё, что мог сегодня, и на душе у него мир. А есть усталость иная – по сути, усталость от ненормальной жизни, от жизни вдали от Бога. Если она возникает, это тревожный звонок, это показатель: ты не для Бога живешь. Она-то и порождает раздражительность… и ропот. Ропот начинается с обид на окружающих людей: человеку кажется, что его оставили одного, бросили наедине с его трудностями, что никому нет до него никакого дела. Это состояние – состояние острой обиды, воспаленных претензий к ближним – может оказаться страшным, разрушительным для личности.

В нашей жизни всё происходит по воле Божией – человек верующий должен это понимать. И нагрузка, которую тебе приходится нести, именно тебе предназначена и, значит, необходима. Это твой крест! А не по силам Бог креста не дает. Так же, как ни один разумный родитель, если его маленький ребенок хочет помочь взрослым полить огород, не даст ему большое ведро с водой, большую «взрослую» лейку, а даст маленькое ведерко и лейку детскую. Маленькое ведерко с водой тоже может показаться ребенку тяжелым, но это будет приятная тяжесть – малыш узнает, что значит потрудиться.

Утренняя молитва – это манна: Господь знает, что предстоит человеку в наступающий день, и дает ему силы на это

Святые отцы учат нас любое дело воспринимать как полученное от Бога – и именно для Бога его выполнять. А молиться мы не успеваем чаще всего не от перегрузки – от лени. Лень мешает нам, например, вовремя встать с постели. Есть очень хорошая пословица: кто рано встает, тому Бог подает. Если человек не находит в себе на это сил, получается замкнутый круг: поздно встал, поэтому не успел помолиться. Куда-то побежал, а там тоже ничего не получается, всё из рук вон; потому что если человек не помолился утром, то у него непременно всё пойдет кувырком. Целый день бестолковой, бесплодной суеты человека выматывает, вечером он не находит в себе сил помолиться, а утром опять не может вовремя встать… Меж тем даже манну с неба в пустыне Господь подавал именно утром. Утренняя молитва – это и есть та самая манна: Господь знает, что предстоит человеку в наступающий день, и дает ему силы на это. Молясь утром, мы как бы протягиваем руки за Божией помощью.

***

Семья Коньковых Семья Коньковых
    

Елена Конькова, профессиональный музыкант, жена священника и мать четверых дочерей, младшей из которых два года; обитательница одиннадцатой с момента создания семьи съемной квартиры:

– На самом деле это не проблема. Вожусь ли я с детьми, стираю ли, варю кашу, еду ли я на работу – что мешает мне общаться с Богом? Как может не хватать времени на диалог с Ним… если вся наша жизнь, по сути, есть с Ним диалог? Общение с людьми – это ведь следствие общения с Богом. Если я вдруг вспыхиваю раздражением, нетерпением, злостью, если накатывает уныние, жалость к себе – значит, я потеряла Его из виду, удалилась от него. И моя задача – вовремя это почувствовать и постараться вернуться.

А сколько может дать человеку Псалтирь – если человек привык не расставаться с нею!

С чтением, конечно, беда. На толстые книги, на изучение святоотеческих трудов времени действительно нет. Но ведь иногда нам достаточно одного изречения святого отца, одной или нескольких фраз из его труда, чтобы задуматься надолго, чтобы в чем-то важном попытаться себя изменить. Сейчас очень много православных интернет-ресурсов, и на каждом можно найти то, что станет для тебя руководством к действию. А сколько может дать человеку Псалтирь – если человек привык не расставаться с нею, читать ее в дороге, где-то еще – было бы несколько свободных минут! А еще можно использовать DVD – плейер и наушники – слушать молитвенное правило, беседы священников. Когда я лежала в больнице, я именно так и делала – не расставалась с наушниками. Что касается утренней молитвы – ничто не мешает встать раньше, чем проснулись дети. Если действительно хочешь, если тебе действительно нужно – ты на все найдешь время, тем более на жизнь с Богом.

***

Марина Шмелева Марина Шмелева
Марина Шмелева, руководитель информационно-издательского отдела недавно образованной Покровской епархии: «Жатвы много, а делателей мало» (Лк. 10: 2) – это к молодой епархии относится в полной мере, как вы догадываетесь, а Марина в ней – один из первых (хронологически) делателей:

– Я не сказала бы, что работа отнимает у меня все силы и всё время. Нахожу же я время для того, чтобы, например, пообщаться с друзьями. Мне кажется, наша проблема – не в нехватке времени, а в неумении им распорядиться. Не в том, что у нас много работы, а в том, что мы не можем выстроить иерархию своих «надо». Для этого необходимо, может быть, трезвение. Хотя это и очень трудная для нас добродетель, и во всей полноте она нам недоступна, но помнить о ней мы должны. Хотя бы для того, чтобы понять: вот эта цель не стоит таких средств. И вспомнить слова Псалмопевца: «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии» (Пс. 126: 1). Вспомнить, что на самом-то деле мы ничего такого не свершим без Его воли и Его помощи.

Наша проблема – не в том, что у нас много работы, а в том, что мы не можем выстроить иерархию своих «надо»

Когда епископ Пахомий (тогда еще просто отец Пахомий) стал настоятелем Свято-Троицкого собора в Саратове, у нас увеличились службы. Он не хотел поспешности в молитве! Честно сказать, первое время это даже вызывало некоторое недовольство. А надо было задуматься: на что мы тратили эти 20–30 минут раньше? На дела милосердия? Нет, скорее на пустые разговоры. Если мы последим за собою в течение дня, то поймем, что на самом деле не такие уж мы и перегруженные. И эти 20–30 минут, может быть, час на молитву, чтение Евангелия, на возвращение к прожитому дню, к своим грехам – у нас на самом деле всегда есть.

Важно не колебаться, не раздумывать: ну что, почитать мне Евангелие сейчас или уж не надо? помолиться или нет?

Здесь еще важно вот что: не колебаться. Не тратить время на раздумья: ну что, почитать мне Евангелие сейчас или уж не надо? помолиться или нет? Не решать это каждый раз заново, а решить один раз и навсегда: читать каждый день, молиться утром и вечером. Другой вопрос: «качество» молитвы и чтения. Здесь, конечно, бывают и спады, и подъемы. Но ведь правило потому так и называется, что задается один раз и навсегда и от подъемов и спадов наших не должно зависеть. То же и с посещением храма. Нам, сотрудникам епархиального управления, легче: мы работаем практически на территории храма. Но и мы можем так засуетиться, что и в храм ни разу не зайти. А хорошо бы чтобы и это стало правилом: заходить непременно каждое утро хотя бы на несколько минут. Недаром ведь святые отцы говорили, что и добродетель, и порок – дело привычки.

Что касается размышлений о себе, о своем духовном состоянии – мне кажется, этой рефлексии не должно быть слишком много. Человек лучше всего видит и чувствует свое состояние, когда молится. И когда участвует в богослужении. Те высокие смыслы, которыми оно проникнуто, освежают человека, освобождают его, очищают от того «песка», который накапливается в душе в течение дня. В храме ты ничем внешним не занят: не пишешь срочно текст для сайта, не организуешь мероприятие, не моешь посуду, не бежишь никуда – вот здесь-то и появляется замечательная возможность себя собрать.

При этом отдыхать необходимо. Забыть об отдыхе, перегрузить себя сверх всяких человеческих мер – это, по сути, саморазрушение. Но отдых тоже бывает разный. Бывает так, что человек весь день пролежал на диване… И нисколько на самом деле не отдохнул. А бывает, что Сам Господь дает полноту отдыха. Внешне вроде бы ничего особенного не происходит – просто вышла куда-то на природу или пообщалась с друзьями. Но при этом чувствуешь, что на самом деле отдохнула душа.

***

Священник Дионисий Каменщиков Священник Дионисий Каменщиков
Священник Дионисий Каменщиков, настоятель храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона при 1-й городской больнице в Саратове, руководитель миссионерского отдела Саратовской епархии, отец семейства:

Мы забываем о Божием Промысле в нашей жизни. Если бы Богу было угодно, чтобы мы жили не столь напряженно, Он остановил бы нас

– Проблема, действительно, есть, но стоит ли она так уж остро? Мне кажется, мы сами делаем из этого великую проблему. Ведь когда мы рассуждаем о своей перегруженности, мы забываем о Боге, о Его Промысле в нашей жизни. Если бы Ему было угодно, чтобы мы жили по-другому, не столь напряженно, Он остановил бы нас, послал бы нам, возможно, болезнь, и мы лежали бы себе – и недельку, и больше, год, может быть, и у нас было бы время для того, чтоб задуматься и жизнь свою осмыслить. А раз Господь этого с нами не делает – значит, мы должны ту жизнь, которая у нас сегодня есть, правильно выстроить, чтобы было у нас время и на молитву, и на чтение Священного Писания, и на святоотеческую литературу. С одной стороны, сделать это бывает порой достаточно сложно. А с другой – всмотримся в жизнь святых, например святого праведного Иоанна Кронштадтского. Он был чрезвычайно загружен, занят массой всевозможных дел, всегда окружен людьми, ни один из которых не уходил от него неутешенным, и что же, разве это лишило его возможности молиться? Повредило его духовной жизни? Разлучило его с Богом, наконец? Совершенно напротив. Он правильно построил свою священническую жизнь. Во главе угла, в центре – Божественная Литургия, а всё остальное – от нее.

Так ведь жили и апостолы, и Сам Спаситель. В Евангелии от Матфея (12: 1) и от Луки (6: 1) мы читаем о том, как ученики Христа, проходя через поле, начали срывать колосья и поедать их. Лука уточняет: ученики растирали зерна руками. О чем это говорит? О том, что они были голодны, у них не было времени на то, чтобы приготовить себе нормальную пищу и нормально поесть: в таких трудах они пребывали. Конечно, наше время – оно по сравнению с древними временами ускорено, наполнено: масса информации, масса дел, и нам представляется, что перегрузки – это характерная черта нашего времени. А на самом деле люди, которые ревновали о своем служении, жили так всегда. И ничего сверхъестественного в этом нет.

Время – субстанция коварная, лукавая, неоднородная, оно может растягиваться и сжиматься, в нем могут находиться пустоты, возможности, которые мы не используем. И если человек от всего сердца попросит Бога дать ему необходимый час, два часа, день – Господь это время для человека найдет.

А потом, нам, священникам, вообще не страшно. Нам это не грозит: не найти времени на жизнь с Богом. Потому что любой из нас, каковы бы ни были его личные слабости или недостатки, служит Божественную Литургию – минимум раз в неделю. Литургия – такое богослужение, которое даже при нерадивости пастыря невозможно сократить. Это прочный фундамент, на котором стоит Церковь. Пока Литургия совершается, а она будет совершаться до скончания века, она всегда будет духовной отдушиной для пастыря – как бы он ни был загружен, чем бы ни занимался, сколько бы разных послушаний ни нес. Его задачи, его послушания могут оказаться скучными, сухими, нетворческими, они действительно будут выматывать, но Литургия даст ему возможность дышать тем воздухом, которым нужно, и более того: построить всю остальную жизнь на фундаменте Евхаристии. Как это сделал святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Когда в центре жизни Литургия – и всё остальное в ней меняется тоже. Физически бывает тяжело, да, но на душе невероятно легко и просторно.

Когда в центре жизни Бескровная Жертва – и всё остальное в ней меняется тоже. Физически бывает тяжело, да, но на душе невероятно легко и просторно. А когда всякие дела вытесняют Божественную Литургию на периферию души, когда пастырь уже не видит ничего особенного в том, чтобы это богослужение пропустить, – тогда и с делами беда, ничего не получается. И всё, что пытаешься предпринять в «освободившееся время», рано или поздно оборачивается крахом.

Надо знать, что в твоей ситуации нет ничего нового и героического. Это обычная ситуация. И для священника, и для мирянина. Как говорил апостол Павел, дни лукавы; если мы хотим что-то уместить в эти дни, мы должны жить очень внимательно и напряженно. Иначе окажешься у порога вечности с очень бедным багажом. И это страшно.

Священническое служение и жизнь христианина в наше время невероятно интересны! А мы жалуемся, что у нас дел много…

В разные времена христиане спасались по-разному. Были периоды гонений. Сегодня гонений нет – такова воля Божия о нас, сегодняшних: Он дал нам возможность жить свободно и спокойно. Но мы вместо этого хотим жить так, как мы хотим. Мы забываем о Боге. Мы придумываем себе некие идеальные условия жизни и служения и возмущаемся, что этих условий нам не предоставили. А волю Божию о нас выносим как бы за рамки своих рассуждений. 30–40 лет назад у священника не было такой загрузки, ему не надо было бежать в школу, ехать в воинскую часть (кто бы его туда пустил?..), организовывать катехизаторские курсы, православный летний лагерь для школьников, писать статьи для церковных и светских газет… И что же – мы завидуем ему, нам хочется туда, назад, в ту ситуацию? Господь дал нам сегодня огромную, практически неограниченную возможность миссии. Священническое служение и жизнь христианина в наше время невероятно интересны! А мы жалуемся, что у нас дел много… Мы готовы оттолкнуть Бога, Который дал нам всё то, что у нас сегодня есть.

Наша проблема – не в плотном графике на самом деле, а в подходе ко всей нашей жизни. А чтобы правильно всё устроить, нужно молиться Богу.

***

Священник Алексий Каширин Священник Алексий Каширин
    

Священник Алексий Каширин, настоятель храма во имя святого мученика и целителя Пантелеимона в поселке Степное, отец троих детей:

– Человеку, который говорит, что ему некогда жить духовной жизнью, я бы напомнил: так как у нас есть душа и дух, то мы априори живем духовной жизнью. Осталось только спросить у духовника – какой.

Как мы классифицируем стоящие перед нами задачи? Как выстраиваем их ценностную иерархию? Именно здесь вступают в силу причинно-следственные связи духовного мира самого человека. Что в его внутреннем мире ценнее? И почему?.. Может быть, для меня самое ценное – хорошо выглядеть перед архиереем; или – чтобы все вокруг думали, какой я замечательный? Это и говорит о том, что моя духовная жизнь оставляет желать много лучшего. Я тружусь, да, но не для Бога, не для людей, а для себя.

Второй вопрос: честен ли я с самим собой? Если я говорю себе, что не умею, дескать, молиться, зато буду трудиться, если я не к месту использую известную мудрость «Послушание превыше поста и молитвы», то есть просто оправдываю этим изречением то, что не молюсь, – значит, я обманываю себя. И это тоже говорит о глубокой ненормальности духовной жизни.

Поэтому надо научиться честно отвечать себе на вопрос, что и зачем я делаю: определить для себя главное, то, ради чего живешь, и учиться управлять своей жизнью в русле этого своего кредо. Тогда жизнь при любой загрузке будет здоровой, подлинной духовной жизнью.

Это удобный миф – что мы живем во времена страшных нагрузок. Наши кресты не тяжелее тех крестов, которые несли христиане иных эпох.

Ведь это удобный миф – что мы живем во времена каких-то страшных нагрузок на человека. Наши кресты не тяжелее тех крестов, которые несли христиане иных эпох – эпох, давших множество святых. Кому из святых было легче жить духовной жизнью, чем нам? Кому из них предоставлялись для этого какие-то комфортные условия? Нагрузка не препятствует духовной жизни, она проверяет ее качество.

***

Художник: Дмитрий Белюкин Художник: Дмитрий Белюкин
    

Выслушав своих собеседников, попробую поделиться и собственным опытом, своими, скажем так, соображениями. Во-первых, я не думаю, что чья-либо ситуация может быть в этом плане безысходной. Здесь присутствует некий психологический момент: во многих случаях мы сами создаем себе свое несчастье. Многие из нас просто подавлены и хронически испуганы валящимися на них проблемами и ответственностью за их разрешение. Страх не справиться, не успеть, провалить, вызвать чье-то недовольство порождает хроническое перенапряжение и – главное – неспособность отключиться, переключиться и осознать наконец истину: как бы ни было всё это важно, главное на самом деле не это. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф. 6: 33). Всем нам эти слова известны, но почему мы не можем (да полно – пытаемся ли?..) по ним жить? Впрочем, об этом сказал уже выше отец Виталий: нехватка доверия к Богу, маловерие, малодушие.

Что касается домашних дел – здесь, мне кажется, нужно обратиться к святителю Феофану, Затворнику Вышенскому. В своих письмах, собранных в книгу «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?» он как раз очень много внимания уделяет этому: возможностям жизни духовной в условиях постоянной житейской, бытовой занятости. И его советы, его уроки не стареют:

Святитель Феофан Затворник: «Если есть что мешающее духовной жизни, то совсем не дела и занятия, а пустая многозаботливость, точащая сердце…»

«Пишете, что у вас много хлопот по дому. Делайте с усердием всё, что вам велят. Это ваш долг. Но хлопотать – не хлопочите. Хлопоты (забота) сопровождаются всполошением всего внутреннего, а это вещь недолжная. Разве нельзя всё порученное обсудить спокойно, а потом делать его, нисколько не полошась, с мыслию собранною. В житейском быту если есть что мешающее духовной жизни, то это совсем не дела и занятия, а это пустая многозаботливость, точащая сердце… Навыкайте все дела делать трезвенно, не отклоняясь мыслию от Господа, а, напротив, держа то убеждение, что Ему всем этим угождаете» (Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?).

И святого Затворника, и иных учителей Церкви нам, конечно, необходимо читать. Не обязательно да и просто не нужно сразу много! Понемножку, в трамвае, в маршрутке, за пять минут до службы в церкви… Сейчас издается немало фрагментарных изданий-цитатников, они, что и говорить, вещь недостаточная, однако – лучше, чем ничего. Когда хотя бы вот так, фрагментами читаешь отца Иоанна Кронштадтского, эти фрагменты, эти его мысли принимаются летать вокруг тебя подобно пчелам, гудящим вокруг цветущего куста; и в каждой твоей ситуации вовремя «подлетает» именно тот, который нужен.

Сил и времени на изучение труднейшей средневековой аскетической – святоотеческой – литературы хватает, и правда, мало у кого из нас. Но не нужно забывать, что наш домашний молитвослов – это тоже святоотеческая литература. Молитвы, составляющие утреннее и вечернее правила, а также Последование ко святому Причащению оставлены нам такими столпами Церкви, как Василий Великий, Иоанн Златоуст, Петр Дамаскин, Иоанн Дамаскин, Макарий Великий, Петр Студийский, Симеон Метафраст, Симеон Новый Богослов… Вот какое созвездие. Наш молитвослов – великолепный учебник христианской жизни. Надо только читать его как можно внимательнее. И тогда столько будет духовных открытий, столько бесценных уроков!

Главное – не воспринимать духовную жизнь как нечто отдельное от «обыкновенной жизни» или «жизни вообще»

Святейший Патриарх Кирилл в одном из своих недавних интервью, отвечая как раз на обсуждаемый здесь нами вопрос «Как современному, занятому человеку найти время для духовной жизни?», сказал: «Духовная жизнь – это не хобби, не развлечение, на которое у нас может хватать или не хватать времени. Это основание, на котором мы строим всё остальное». Вот это главное, пожалуй, – не воспринимать духовную жизнь как нечто отдельное от «обыкновенной жизни» или «жизни вообще». Не пытаться делить время: вот сейчас отдам немножко времени духовной жизни, а потом займусь повседневными делами. Вся наша жизнь со всеми ее делами, заботами и проблемами должна и может стать жизнью духовной, и иного пути, скорее всего, у нас нет. Если у человека это хотя бы в какой-то мере получается, может ли он сказать, что у него не хватает времени на… собственно жизнь?

Когда мы говорим, что у нас не хватает времени на что-либо, мы всегда подразумеваем время, свободное от чего-то другого. А в данном случае нам нужно, оказывается, освободить время своей жизни – не от работы! От мертвящей суеты и духовного окаменения.

Одна моя знакомая, психолог, сказала мне как-то раз, что если ее коллеги придумывают всё новые и новые тренинги, то для православного христианина вся жизнь – непрерывный тренинг, каждая новая ситуация – упражнение. Для меня, например, не таким уж простым упражнением оказалось на днях отключение в нашем доме горячей воды. Как избежать раздражения, злости, уныния, того внутреннего потемнения, которое – сразу ведь чувствуешь – мешает обращению души к Богу, несовместимо с молитвой? Я не знала, как мне это сделать, но точно знала, что надо. И что-то получилось, хотя и не на пятерку, увы.

Марина Бирюкова

30 апреля 2014 г.

[1] Цит. по: Феофан, Затворник Вышенский, святитель. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? Минск, 2005.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Время проходит Время проходит
Прот. Андрей Ткачев
Время проходит Время проходит
Протоиерей Андрей Ткачев
Время проходит. Ничего не поделаешь. Стоит даже радоваться. Пусть оно движется и не останавливается до самой встречи с вечностью.
Пока есть время Пока есть время
Свящ. Димитрий Шишкин
Пока есть время Пока есть время
Священник Димитрий Шишкин
Мы кружимся в вихре, который морочит головы, завлекает, запутывает так, что ничего другого, кроме этого кружения, мы уже не осознаём. Человек становится рабом вихря, не понимая, что у вихря есть своя цель – ему, человеку, непонятная. Эта цель – сделать так, чтобы человек перестал понимать, кто он и зачем существует.
Сокращение времени Сокращение времени
Георгий Фечору
Сокращение времени Сокращение времени
Георгий Фечору
Время летит быстрее, намного быстрее, чем раньше. Вы заметили это? Нам некогда почитать книгу, подумать о своем, встретиться с близкими друзьями, не остается времени даже на то, чтобы побыть с детьми и своей спутницей по перепутьям сей жизни.
Комментарии
Александр29 мая 2014, 05:00
В этом и проблема что духовная жизнь как хобби.
Ксения12 мая 2014, 23:00
"Лучше остановилось бы течение солнца, чем чтение псалтыри матери о своих детях." Св. Иоанн Златоуст
Максим 8 мая 2014, 13:00
Жаль автор не поделилась своим опытом исполнения утренних и вечерних правил, степенью внимательности, качеством молитвы, а также своим рабочим графиком, в котором ничего не идет кувырком благодаря ее прилежности. По ее словам у священника, который от изнемождения перед сном осиливал только "Господи помилуй!", дни были "бестолковой суетой". Повнимательнее следует быть в своем рвении к общей оценке и принуждению к подвигам всех без разбору. Каждый человек имеет свою меру и Господь всех любит, независимо от того, что люди думают или требуют друг от друга. Научитесь от Него. Простите!
Наталья 8 мая 2014, 12:00
Спасибо, полезная статья. Я тут пробовала сократить утреннее и вечернее правило и поняла, что свободного времени не прибавилось и отдохнувшей себя не почувствовала, а какое-то недовольство собой появилось, неприятное чувство. Стала опять прочитывать полное правило и все стало хорошо. Встаю в 5-30 утра, чтобы все успеть, по дороге читаю, правда не всегда внимательно Богородице Дево радуйся. Напишите пожалуйста как Вы организовываете свое время.
anna zueva 6 мая 2014, 15:00
Что называется, не в бровь, а в глаз. И про лень, и про загруженность. Я вот только не совсем понимаю, причем здесь платки и брюки? Живем в двадцать первом веке, женские брюки прочно вошли в гардероб каждой женщины как предмет первой необходимости. Вопрос воспитанности (и, как следсвие, хорошего вкуса) понимание, в каких брюках и где можно появляться.
Николай 4 мая 2014, 12:00
Боже поможи,а сам не лежи. Два крыла должно быть , труд и молитва - как говорил покойный Схиархимандрит Иона . Также он по отечески наставляя советовал женщинам не краситься не носить украшений и т.д. Это все бесовское и на каждом накрашенном ногте по 40 бесов не говоря про все остальное . Поэтому платок и брюки у женщины это НЕ МЕЛОЧЬ за все придется отвечать . А мы не желая трудиться готовы на многое закрыть глаза лиш бы упростить себе путь.От дний же иоанна крестителя доселе царствие небесное нудится, и нуждницы восхищают е: (Мф. 11.12) А то в миру все правила мирские и обычаи соблюдаем ,а как касается церкви и Бога , то тут можно и упростить что кому вздумается
Ева 3 мая 2014, 14:00
Про счастливых примеров этой статьи-которые НЕ устают, я могу сказать -у них дело по душе! Не у всех такое есть! Многие связаны разными путами и страхами -но связаны. Разорвать не все могут. Попробуй как Наедине поговори со своими страхами! Попробуй ка повоюй с ближним пытаясь доказать ему не понятное ему.Я себя обвиняю, никого больше но разорвать Одному это сложно.Я против-ранних подъемов! Я считаю это враги-врачи бессовестные придумали что дети и взрослые в 8 или в 6 вставать должны в школу и на работу.Все забыли совершенно о времени и экологии!В деревне и за городом чесловек сам встает рано. Почему? Воздух свежее и дает отдохновение телу быстрее. А в городе и 8 часов не хватает многим чтоб выспаться. Да есть те кто встает в 5 сам по себе. Значит такое его здоровье. Но все то не он! Все же разные. Да Господь дает каждому то что надо ему. И кому то надо -измождение. Это дает дар-НЕ ВИДЕТЬ СУЕТЫ, УТРАЧИВАТЬ пристрастие к миру и вещам. Такова польза измождения.
Ева 3 мая 2014, 14:00
Позвольте и я добавлю свое мнение. Я вот тот самый человек глубоко верующий, точнее ищущий сыновства Господа-без сил.У меня нет времени и измотана и я свою проблему как верующий изучили под углом в разные градусы и пережила глубоко. Сейчас скажу.Во первых, у меня несколько вялотекущих и частично не излечимых заболеваний (кстати одно их них-у многих) которые влияют на Силы. Упадок сил-следствие одного из них. Кстати многие болеют им, как сказал мой батюшка но не многие знают, что силы забирает оно. Далее, у меня суженное восприятие времени. У кого то время-аршин немерянный, а у кого то-ноль в точечке. И это тоже воля Божия. Может нас от чего то оберегают. Далее. Вы забываете, что время сейчас Сужено. Все пророки и святые говорили о сокращении Времени. Так что время и часы летят сейчас быстрее. Далее.
Светлана Лутанина 2 мая 2014, 20:00
"Если по канону невозможна молитва без платка,то вопрос о постоянной молитве снимается сам собой" А почему наоборот не решается проблема ношения платка.Все-таки ,что важнее-непрестанная молитва и свобода от платка ?Что изображает женщина,когда она, выходя из храма ,снимает с себя платок,встряхивает его,поправляет прическу и идет в мир?Ну,Господи,я тебе Твоё отдала,а дальше мне по канону без платка нельзя,извини !
Людмила 2 мая 2014, 18:00
Спасибо! Отличная статья.Много полезной и интересной информации.
Natalya Danilova 2 мая 2014, 17:00
Простите, но мне как раз показалось, что та, которая говорит о нехватке времени на духовную жизнь, и делает самое угодное Господу - живет для ближних, проявляет терпение и любовь... . Любовь - наиглавнейшая заповедь! Как сказал апостол: если я ... любви не имею, то я - кимвал звучащий... медь звенящая. Как-то так!
Елизавета-Кетеван 2 мая 2014, 14:00
Христос воскресе!Прекрасно! Рада,побольше ,пожалуйста, ткких статей,борющихся с "мифами " в и о Православии и духовной жизни.Это - огромная помощь и в борьбе со своими личными "прелестями",предрассудками и фобиями! Благодарю. С любовью -Елизавета-Кетеван ,Екатеринбург. Р.S. А для нас,семейных,и подавно.Думаю,не только мне.
Любовь 2 мая 2014, 11:00
Так ли обязательно ходить в церковь, так ли обязательно читать кем- то написанные молитвы? Разве вы не чувствует Бога здесь и сейчас? А Бог- здесь и сейчас. Мы должны научиться чувствовать Его присутствие здесь и сейчас. Хождение в церковь должно только подтолкнуть человека к этому чувствования, но затем хождение в церковь необязательно. Молитва. Богу угодна не писанная кем- то молитва ( это необходимо для начала как толчок) , но молитва своими словами, молитва о всем насущном, молитва живая. Бог здесь и сейчас, а поэтому к Нему можно обращаться своими словами в любое время дня и ночи. Наша жизнь не грешна- Богу было угодно, чтобы мы жили такой жизнью какая она есть: начиная от инстинктов кончая духовностью. Только Богу не угодно, чтобы мы отступали от Него, тобишь ошибаться можно, но блудный сын всегда вернётся к Отцу, даже ошибаясь. Если нет времени на слова ( молитву), делайте дела. В данном случае дела лучше молитвы. И помните, Бог это не какой- то там старый дряхлый с бородою дед( не очеловечивайте Его), но Бог это Существо пронизывающее каждый атом, протон, нейтрино, Он всегда с нами. Любите Его, но не рабской "любовью", а любовью чад Божьих. Он здесь и сейчас и Он любит вас. Чувствуйте своим духом Его, познавайте!:-) И да прибудет мир с вами!
Людмила 2 мая 2014, 10:00
Благодарю, Марина! Помогай на всем Господь!
lyudmila t 2 мая 2014, 06:00
Спаси ГОСПОДИ помилуй только бы не отстать от ТЕБЯ! только бы все мысли были о ТЕБЕ ведь ничего нет у меня, все что я имею все--БОЖИЕ все--ТВОЕ ГОСПОДИ
Ольга 1 мая 2014, 18:00
Сердечно благодарна отцу Алексею за то, что разрешил мои тяжкие сомнения относительно того, можно ли читать в транспорте духовную литературу. Я постоянно все читаю по дороге на работу, с работы, в такси, если еду в командировку, в поезде.
Светлана 1 мая 2014, 12:00
Давайте признаем, что проблема перегруженности в наше время есть. Может, не у всех, но у меня лично была. И умение обращаться со временем- это полезный навык, которому можно научить. Спасибо за эту статью и дискуссию. Давайте обмениваться своими наработками и идеями- так мы быстрее найдем, что работает лично для нас, ведь все разные и ситуации у всех разные. А с иерархией ценностей полностью согласна- это должно стоять во главе угла. Помоги нам всем, Господи!
Нина 1 мая 2014, 00:00
Спасибо огромное. Как холодный душ после праздников.Если Господь в сердце - всегда найдется время для молитвы.У нас вчера градом выбило все в саду. А у меня нет тоски и уныния. Сегодня была в храме и такой покой на душе, уходить не хотелось... Слава Богу за всё.
Вера30 апреля 2014, 21:00
Очень хорошая статья. Спасибо. И комментарии хороши, особенно Льва. Спасибо.
Тамара30 апреля 2014, 16:00
Видимо, дело не в платке, все-таки. Не на внешнее мы должны смотреть, а на внутреннее наше состояние. И Господь смотрит на сердце: "Сыне, даждь ми сердце твое". Жена Лота была как раз в платке ,но все мы знаем эту историю, чем она закончилась, и не вменилось этой женщине, что она была женой праведного мужа... Умудри нас, Господи, жить по духу, а не по букве.
Романъ30 апреля 2014, 16:00
Для Sv Major: http://bible.optina.ru/new:1kor:11:02#svt_ioann_zlatoust
Наталия30 апреля 2014, 16:00
Мне очень понравилась ваша статья.Помогла расставить все по своим местам.
Марина30 апреля 2014, 15:00
Давайте немножко внесем ясность. Действительно, есть русская церковная традиция, восходящая к апостольским временам, к апостолу Павлу: женщина в храме с покрытой головой.Все мы ее соблюдаем. Многие священники советуют (именно советуют, а не требуют) женщинам и дома молиться с покрытой головой, это момент смирения, самоотвержения, внутренней дисциплины, собранности. Но из этого никак не следует, что женщина должна тут же поспешно искать платок, если в ее сердце где бы то ни было, хотя бы даже и в транспорте, возникла вдруг молитва. Это ведь совершенно неожиданно порой возникает - такой порыв к Богу! И что же вы думаете - если она произнесет слова молитвы с непокрытой головой (ну не ходим же мы всегда в платках, не мусульманки все же!) то она совершит грех? Вряд ли.Мне кажется, это большая ошибка - придавать ВТОРОСТЕПЕННОМУ значение первостепенного. Если вы зайдете, кстати, в греческий храм, вы увидите, что платков женщины не носят, у них, как и во многих иных поместных православных Церквах, этого обычая нет. И что же - Бог не слышит их молитв? Они меньше христианки, чем мы?
Dimka Sobin30 апреля 2014, 15:00
Хорошая статья, благодарю.
Лев30 апреля 2014, 15:00
"Не хватает времени на духовную жизнь"-это мы говорим если понятия не имеем что это такое."Супруг с непростым характером, двое детей, нервозная свекровь и больная мать" вот она духовная жизнь!Применяй христианство в каждой ситуации,в какие поставил Господь,зачем же отделять-здесь я с Богом а там без Него?Что толку читать книги,а на практике прочитанное не применять?Так мы становимся начитанными умниками агрономами которые только в теории всё знают и поучают работягу,пахаря который опытом знает..Духовная жизнь это же не напичкать себя знаниями,а терпеть мужа с не простым характером и маму его нервозную,воспитывать в вере детей и помогать больной маме,разве Господь не это с нас спросит-Я был наг и не одели,болен,в темнице и не пришли не помогли..Верующим нужно быть всегда и везде а не по воскресеньям..И молитва(хотя бы Господи помилуй) должна присутствовать всегда а не тогда когда встали на правило..С уважением "умник агроном")))
Людмила30 апреля 2014, 15:00
Статья очень полезная. Неправы те,кто говорит,что не хватает времени,Главное желание.Никаких отговорок не должно быть,надо понуждать себя иногда -ведь Бог самое главное для верующего человека. Всё Им, всё от Него и всё к Нему.
Светлана30 апреля 2014, 15:00
Господь, думаю, не на платок на голове смотрит, а в сердце... Если я дома в платке только читаю молитвы - нужно ли это чтение вслух Богу?.. Помоги, Господи!.. Хорошая статья.
ТаняСем30 апреля 2014, 14:00
Прекрасная статья!Читала с удовольствием,и так было стыдно за себя"любимую",ведь в каждой строчке-это я со своим самооправданием,саможалением и ленью!Как говорится все понимаю,а результата нет....Побольше бы таких напоминаний о грешной природе человеческой,всюду спешащей и нигде не успевающей,даже в главном-любви к Господу!!!Прости меня,Боже и помилуй!!!
р б Инна30 апреля 2014, 14:00
Почему надо молится непрестанно? Кто-то из ваших близких возможно в беде в Эту минуту... Родина...
Sv Major30 апреля 2014, 13:00
вопрос - молитва в транспорте и т.п - для женщины - без платка возможна или нет? Если по канону невозможна - то вопрос о постоянной молитве снимается сам собой...
Антонина5130 апреля 2014, 12:00
Люди, которые утверждают, что у них нет времени на молитву - врут сами себе. Заполнили свою жизнь мусором, а теперь жалуются.
Михаил30 апреля 2014, 11:00
Когда большая загруженность, я поступаю так: иду ли я, еду ли я, говорю про себя Иисусову молитву. Да по чаще благодарить Бога: "Слава Богу за всё".
раб Божий Александр30 апреля 2014, 10:00
Для тех кто не может постоянно читать, можно слушать аудио файлы, загрузив их в телефон. На сайте Азбука веры есть главы посвященные Беседам по Евангелию от Марка. вот ссылка http://azbyka.ru/audio/category/svyashhennoe-pisanie/novij-zavet
Илья30 апреля 2014, 10:00
Благодарю за статью. Очень важно задуматься еще раз о вопросах в ней поднимаемых.
Михаил30 апреля 2014, 10:00
Отличная статья, спасибо! Благослови вас Господь!
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке