Откуда могут браться духи-мстители?

У Акакия Акакиевича нагло отобрали шинель! Он в нее душу вложил! Он, можно сказать, на время в настоящего Пигмалиона превратился, в творца и кудесника, чтобы из коленкора, и ваты, и кошки (которую издали можно было принять за куницу) сотворить свою Галатею.

Ведь он же и голодал по вечерам, учась питаться духовно, то есть нося в мыслях вечную идею будущей своей шинели. И когда она легла ему на плечи, только что сшитая, только из рук портного, как Афродита – из пены, как живая и красивая женщина из мертвого и холодного мрамора, то и радовался Акакий Акакиевич так, словно он женился. Гоголь прямо и говорит, что радовался он так, словно «он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу». И вот эту шинель, столь дорого давшуюся, столь мучительно выношенную, забрали у Башмачкина нагло, дав ему понюхать на вечерней улице промозглого Питера кулак величиной с чиновничью голову. И даже коленкой его под зад не побрезговали угостить на прощание.

И здесь мы встречаемся нос к носу не с привычным посягательством на чужое имущество, а с какой-то катастрофой, которая тем грандиознее, чем невероятнее. Попробуй-ка угадай, сколько труда вложено в эту одежку! Вор лихо снял ее и, видимо, лихо пропил или продал в ближайшие часы. И никогда, даже до самого Страшного суда, не узнать этому вору, сколь дорогую вещь он содрал с плеч невзрачного человечка. Да и не с плеч даже, а из самого сердца. Иной золотой портсигар по цене с такой шинелью рядом не станет, потому что получен легко, без идеи и без душевных мук.

Задумайтесь над этим, воры и не воры. Для вас вещь – тряпка дешевая, а для человека, вами обиженного, в ней, возможно, вся жизнь помещается. В чашке, в книжке, в запонках, в фотоальбоме вся жизнь человека поместиться может. Это потому, что у каждой вещи, кроме тех цен, которые котировками рынка определяются, есть еще своя внутренняя цена, которую чтобы уразуметь, нужно думать, думать, смотреть на мир и утирать слезы.

Вы, пожалуй, помните, что Акакий Акакиевич горя своего не перенес. Умер он, и промозглый чиновничий город спокойно сделал вид, что он и не знал совсем о существовании этого маленького человека. Но душа его не просто была гонима вон из мира нестерпимой горечью обиды. По каким-то неведомым нам законам алхимического превращения чувств стал Башмачкин в мире теней мстителем и карателем.

Позвольте мне отвлечься.

Объем движущегося тела по мере роста скорости движения уменьшается. Поэтому пистолет маленькими пулями, а не корявыми булыжниками стреляет. Если же скорость движения тела к скорости света стремится, то объем движущегося тела стремится к нулю. И при чем здесь Башмачкин? А вот вы обождите. Есть объем у души человеческой или нет, про то трудно сказать в XXI веке. Об этом лучше нас мыслили средневековые ученые в коричневых грубых рясах и с лысинкой на голове. Допустим, объем у души есть. Почему не предположить, что, отделяясь от тела, душа человека, даже и Башмачкина, развивает скорость света и превращается в ноль? А потом превышает скорость света (мне почему-то кажется, что это именно так и происходит) и… переходит в царство теней и «перевертышей». Как бы наизнанку выворачивается.

Еще Лоренц не вывел свою формулу, когда ходил по улицам Северной столицы черноглазый писатель с длинным носом, вглядываясь в лица прохожих и ища в них себе жертву, то есть персонажа. И найдя своего Пигмалиона-чиновника, этого аскета и платоника, Гоголь не просто лишил его шинели. Гоголь его умертвил беспросветным горем. Но это не всё еще… Гоголь, умертвив, превратил Башмачкина в мстительного духа, который уже не созерцает вечную идею шинели, а сам срывает их материальные воплощения с плеч прохожих.

Сила печали, преобразуясь в силу гнева, в секунды разогнала душу Акакия Акакиевича до скорости света и даже превысила ее. Тогда, по формуле Лоренца, стал Башмачкин гневным духом, который, дыша могилою, мог сказать даже очень значительному лицу: «Поймал я тебя за воротник! Отдавай теперь шинель!»

«Ты зачем нам это рассказываешь? Зачем, как при Гоголе говорили, пули льешь?»

Ну, во-первых, иногда можно и без большого резона поговорить. Так, словечками переброситься, посмеяться без греха, чтоб с ума не сойти. Но есть, конечно, у меня и мысль…

Самое первое: маленького человека обидеть не моги. Он – брат твой. И чем он меньше, тем он тебе роднее. Его бы заметить не худо, всмотреться в него. А обижать его поначалу легко, но потом – опасно. Вот и не отнимай у него ни язык, ни Родину, ни жену, ни шинель, ни пенсионную карточку. У него ведь душа бессмертная есть, и в этой душе могут таиться такие порывы и переливы, что никто из нас о них совсем не догадывается. Так вот обидишь его, смахнешь с дороги маленького человека, словно букашку, а он самый тебя же в образе мстителя за очередным жизненным поворотом и встретит. С гневом встретит и с силой. Дай Бог тогда, чтоб дело одной только шинелью обошлось…

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Алексей24 июня 2014, 12:00
По поводу этого произведения очень хорошо выступил по телеку Александр Ужанков,замечательный ученый, христианин.Так вот,он указал на вещи которые не замечаешь. Оказывается Акакий Акакиевич был просто глуп.Там идет перечисление его расходов и как он собирал деньги, так получается,что он экономил там где экономить глупо(чай, кипяток)Для тех кто понял сарказм Гоголя видно, что Акакий Акакиевич не нуждался в экономии. Он мог спокойно купить эту шинель и без глупых лишений.Я не могу вспомнить все детали, не было возможности это выступление ученого по культуре пересмотреть, но по всему выходило, что образ Башмачкина это образ чудовища. Самого настоящего чудовища. Аккакий стяжательски превратил Образ Божий в насмешку.Говоря словами дьякона Андрея Кураева:- важно что автор написал,а иногда важнее то о чем он оглушительно промолчал.Вот в чем Гоголевская гениальность.Автор полон презрения к своему герою, то что мы принимаем за жалость на самом деле его обличение,урок всем нам,“Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше” (Матф. 6:21) Вот,батюшка жалеет Башмачкина,а Гоголь нет.Само имя Акакий «не делающий зла», «неплохой» уже настораживает.Сколько же нас таких неплохих зла не делающих.
Володимир Довжик 5 июня 2014, 19:00
Никаких духов мстителей из душ умерших людей, не бывает так как это противоречит Православной Традиции: душа человека после смерти проходит мытарства при условии что Крещена, а после суда ведь для каждого суд будет после смерти определяется либо в Рай либо в Ад... Ниокаких духах мстителях из душ умерших людей Православная Церковь не говорит!
Наталья Варнина22 мая 2014, 09:00
Храни Вас Господь! Спасибо!
гость16 мая 2014, 22:00
"Маленький" человек сам себя сделал маленьким и жалким- это его выбор .Гоголь его взял как образ человека бездуховного, живущего ради низкой цели ,от того и конец его жалок и душа покоя не знала и после смерти..
Василий Н.14 мая 2014, 15:00
Павел, а зачем непременно все привязывать к украинским событиям? На мой взгляд, эта статья, в первую очередь, актуальна для России. Она о том, что происходит в нашей стране каждый день.
Наткалья Богоявленская11 мая 2014, 19:00
Уважаемый Павел (комментарий от 2014-05-05, 14:06), попробуйте перечитать статью ещё раз: она как раз о нынешней войне.
Людмила 7 мая 2014, 08:00
Спасибо,Вам отец Андрей! Храни Вас Господь. Пишите, это очень нужно всем нам.
Серега? 6 мая 2014, 15:00
"Ни у кого не отнимается ни язык, ни Родина, ни пенсионная карточка напрасно и без ведома Господа" Верно Антон, однако "невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого соблазн приходит" -- то же верно и никуда не девается. А потому и те, кто отнимает язык, Родину, пенсионную карточку и т.д. -- силой толкают обиженных ими на путь, на котором эти обиженные станут духами-мстителями и встретятся со своими обидчиками. Горе тогда обидчикам. Толкают на этот путь. Антон, соглашусь с Вами, что надо задать вопрос: радостен ли и спасителен ли этот путь для таких кандидатов в духи-мстители? Подозреваю, что нет. По крайней мере лично я (имея свои обиды и счеты) таким вот мстителем стать ОЧЕНЬ НЕ ХОЧУ, а для этого надо простить и отпустить -- ну очень это не просто. Господи помоги!
Павел 5 мая 2014, 14:00
Статьи о. Андрея правдивы - зачитаешься. А вот по поводу сегодняшней войны - ни слова. Как будто этого ничего и нет. Идеальная политкорректность. Почему? Зачем?
Oksana Lazepko 5 мая 2014, 13:00
Как гениально написано, батюшка!.. Ни прибавить, ни убавить. Очень назидательно. Спасибо Вам!!!
К 4 мая 2014, 22:00
Вот-вот! Не бойся сильного грозы, Бойся убогого слезы!
священник Александр 3 мая 2014, 18:00
Браво отец Андрей ! Печально только, что эти подлецы о окраденных и опустошенных ими душах узнают лишь в день Страшного для них суда от Духов-мстителей. Храни Вас Бог !
Антон 3 мая 2014, 11:00
Какие духи-мстители? Я ничего не понял). Чем вор хуже маленького человечка, жертвующего всем для приобретения одной одежки? Тот губит свою душу воровством, этот пристрастием к вещи. Ни у кого не отнимается ни язык, ни Родина, ни пенсионная карточка напрасно и без ведома Господа. Израиль всю свою историю "огребал" для вразумления, отрезвления за отступления от Бога. Если Бог человека хочет вразумить - будет бить всю жизнь, а когда вразумится человек, еще сильнее будет страдать, только уже с радостью. А кто-то сбергается для геенны. Нам всех судеб Божиих не увидеть, так что будем спокойны. Покаяние для всех дано, вор еще может вразумиться, а умерший от горя потери шинели, похоже не успел.
Ангелина 3 мая 2014, 10:00
Ради Бога и для нас – пишите, отец Андрей, побольше. Жизнь не мила без Вашего слова. Вот Вы иной раз сетуете, что не с кем поговорить лицом к лицу неспешно и о важном... А ведь не только Вам так горячо этого хочется!)) Но, за неимением лучшего, будем довольствоваться тем, что есть – Вы пишете, а мы читаем, поучаемся, развиваемся, вдохновляемся... и в ответ любим Вас и молимся как можем за Вас. Пусть Господь хранит Вас от злых, холодных, непонятливых людей, чтобы они не причинили Вам никакого вреда, и не заставили так или иначе замолчать. Да не будет! С уважением и любовью к Вам из Одессы.
Наталья 3 мая 2014, 09:00
Спасибо, отец Андрей!Всегда с удовольствием читаю ваши статьи, только в последнее время они, к сожалению, стали редко появляться на сайте. Вывод, сделанный в конце статьи, меня несколько озадачил. Все рассуждения, на мой взгляд, велись к другому выводу, который напрашивается очень явно: не может быть высоких цен у вещей ( я имею в виду ту цену,которая выше жизни). Если духовные ценности заменить на материальные, то добро подменяется злом. И Акакий Акакиевич, воплощение добра при жизни, становится духом мстителем, то есть в конечном счёте несёт зло.
Алексей 3 мая 2014, 09:00
Могу предположить, что "учёные в коричневых грубых рясах и лысинкой на голове" также имеют "объем души", но "мыслят ли они лучше нас" - это не факт. Быстрее - возможно. А скорость СВЕТА регулируете Вы отец Андрей и делаете это по праву уже более 2000 лет. Немного "печально" и немного "гневно" что приходится говорить конспиративно, но вероятно это необходимо и ненадолго. Храни Вас Господь! Сил Вам отец Андрей! Радости и смелости в грядущих событиях...
Nadin 3 мая 2014, 02:00
"...у каждой вещи, кроме тех цен, которые котировками рынка определяются, есть еще своя внутренняя цена, которую чтобы уразуметь, нужно думать, думать, смотреть на мир и утирать слезы." Как точно подмечено!СпасиБо!
светлана 2 мая 2014, 23:00
Как жалко таких вот людей! Отец Андрей, спасибо большое! Очень тронута! Господи, помоги нам всем...
Татьяна Петровна 2 мая 2014, 23:00
о.Андрею:"Пожалуйста!не забывайте о нас, ВАс Любящих и скучающих без Вашего слова."
Наталья Богоявленская 2 мая 2014, 20:00
Всё коротко и ясно. Аллегорично и точно. Спаси вас Господи!
дачковский игорь 2 мая 2014, 18:00
спасибо Отец Андрей, без Вас тяжело...пишите...
Elena Buynova 2 мая 2014, 16:00
Наконец то о.АНДРЕЙ ЗАГОВОРИЛ!!!!КАК ПРИЯТНО ПРОЧИТАТЬ,ЧЕЛОВЕКА КОТОРЫЙ НЕ БОИТСЯ НАЗВАТЬ ВЕЩИ СВОИМ ИМЕНЕМ!!
Олег Т 2 мая 2014, 14:00
Очень образно, но остается вопрос. Кто же тот вор, который украл шинель? Не он ли напустил в эту шинель всяких паразитов, таких которые пилили кресты, сектантов, колдунов и пр. не говоря уже о бандеровцам и людях в священнический одеждах под черно-красными флагами. Я думаю, что уж точно не русские хотят украсть вашу шинель, а именно те кто паразитов туда напустил.
Анна 2 мая 2014, 13:00
Спасибо Вам отец Андрей! Вы пишите о каждом, потому что служите каждому, пошли Вам Господь долгих лет и здравия, спаси Господи!
Евгений 2 мая 2014, 13:00
Актуально,накануне штурма Славянска.Помоги,Господи,и Пресвятая Богородица,избежать кровопролития.Люди,молитесь о многострадальном украинском народе,изнемогающем под гнетом нацистов
Василий Н. 2 мая 2014, 13:00
Спасибо большое, отец Андрей! И дай Бог Юрию Норштейну закончить мультфильм "Шинель".
Алла 2 мая 2014, 13:00
а ведь и точно! это же мы маленькие люди о которых вспоминают только во время выборов, а потом "на обочину"...
Валентин 2 мая 2014, 12:00
Ха-ра-шо-о-о-о! :)
Олег 2 мая 2014, 05:00
"Маленького человека обидеть не моги... У него ведь душа бессмертная есть..." Спасибо, протоиерей Андрей Ткачёв.
Анна Петрушевская 2 мая 2014, 01:00
Спасибо, Вам отец Андрей! Спаси Вас Господи! Ну очень здорово!
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке