Евангелист Марк – наш современник

Марк Евангелист, Византия. XIV в Марк Евангелист, Византия. XIV в
Я не сошел с ума и прекрасно помню, что евангелист Марк жил две тысячи лет назад. И все-таки он воспринимается как наш современник. Удивительно, но это так. Откуда я это взял? Из Евангелия от Марка. Конечно, объясниться с помощью двух-трех цитат из Евангелия тут не получится. Надо увидеть Евангелие в целом, что не очень трудно.

Посмотрите, какое Евангелие от Марка динамичное, совсем как наша жизнь теперь. Одно событие в нем сменяется другим, одно – другим, и всё это без пауз, незамедлительно. Причем суетливости нет и в помине. В то же время ощутима высокая степень динамичности всех описаний. Поэтому между быстро сменяющимися евангельскими событиями сохраняется крепкая связь. Отдельные повествования стремительно выстраиваются в последовательность событий – как выбранный Христом путь, а не рассыпаются на промелькнувшие перед читателем бессвязные эпизоды из жизни древних восточных городов.

***

Давно замечено, что у Евангелиста Марка необычайно часто встречается слово «тотчас». Там, где другой бы написал «потом», евангелист Марк пишет «тотчас». Этим словом плотная череда событий как бы еще больше спрессовывается.

С первых же строк благовествования читатель попадает в стремительный поток священных событий: «Пришел Иисус из Назарета Галилейского и был крещен в Иордане Иоанном. И тотчас (εὐθὺς), выходя из воды, увидел Он разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, нисходящего на Него. И голос раздался с небес: Ты Сын Мой Возлюбленный, на Тебе Мое благоволение. И тотчас (εὐθὺς) Дух уводит Его в пустыню» (Мк. 1: 9–12).

Современному человеку близко повествование в стиле action, повествование, сполна насыщенное действием. Оттого Евангелие от Марка и смотрится так современно. Святой Марк старается рассказать вечно спешащим людям о самом главном. Без подробностей и без того, что можно бы несколько подсократить.

Что же в Евангелии самое главное? Ответим односложно: Христос прошел через смерть и воскрес – вот главное. Неудивительно, когда все четыре Евангелия кончаются встречей учеников с воскресшим Спасителем. А начинаются-то они все по-разному. Апостол Матфей сперва знакомит нас с родословием Христа и вспоминает о Рождестве. Святой Лука начинает пораньше, с предыстории – рассказывает о том, как по молитвам благочестивых родителей появился на свет Божий Предтеча Христов. Евангелист Иоанн вообще открывает свой пролог о предвечном бытии Слова Божия и лишь потом уже говорит о воплощении Бога Слова.

Наиболее «позднее» начало выбрано у Марка, он описывает, как Иоанн Предтеча в Иордане крестил Господа Иисуса. С начальных слов Евангелия Христос уже в совершенных летах и вышел на Свое служение. Уже в первой главе Марка мы узнаем, как Христос призвал апостолов, совершил изгнания бесов и исцеления: «Тотчас прошел слух о Нем (ἐξῆλθεν ἡ ἀκοὴ αὐτοῠ εὐθὺς) повсюду по всей стране Галилейской. И тотчас выйдя из синагоги, пришли они в дом Симона… теща же Симона лежала в горячке; и тотчас говорят Ему о ней. И подойдя, Он поднял ее, взяв ее руку; и оставила ее горячка» (Мк. 1: 28–31). Сравните с первыми главами Матфея, Луки, Иоанна. Большая получается разница.

По «расстоянию» от начала благой вести до победного ее конца – Евангелие по Марку отличается от других Евангелий. Оно – самое лаконичное. И даже с концовкой Евангелия от Марка дело обстоит на особый лад, не так, как у других апостолов. В древнейших рукописях Евангелие по Марку имеет так называемую краткую концовку.

    

Что это за концовка? Это когда последними словами Евангелия Марк сообщает о приходе мироносиц ко Гробу Господню: «Они увидели, что с правой стороны сидит юноша, облеченный в одеяние белое; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он восстал. Его нет здесь. Вот место, где положили Его. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там вы Его увидите, как Он сказал вам. И выйдя, они побежали от гробницы, владел ими трепет и исступление, и никому ничего не сказали: ибо они боялись» (Мк. 16: 5–8). Следующие привычные нам стихи, с 9-го по 20-й, в краткой концовке целиком отсутствуют. Но главное в краткой концовке – неожиданную и приводящую в трепет весть о Воскресшем Христе – ученики уже услышали. И ангел предсказал им личную встречу с Живым Христом, что и сбылось в свое время, как можно понять и без дополнительных слов. То есть апостол успел сказать всё необходимое даже в подобной краткой концовке.

***

По своему объему Евангелие от Марка получилось самым коротким. Как раз для тех, кто много букв не привык осиливать. Таких в наши дни немало набирается, и армия их растет с каждым годом.

Всё, что нужно, сказано в небольшом Евангелии от Марка. Множество великих дел совершает Христос у нас на глазах. И в особенном библейском динамизме чувствуется еще и происхождение этого Евангелия. Согласно церковному преданию, его писал ученик апостола Петра. Вот в Евангелии от Марка (и Петра) и дышит «порывистый», очень динамичный характер святого первоверховного Петра. Апостолу Марку ведь хотелось поточнее передать то, о чем свидетельствовал Петр.

К тому же Евангелие от Марка по месту происхождения связано с Римом, и потому оно «пестрит латинизмами». Имперский Рим, столичный и многоголосый, в котором никогда не утихает бурление жизни! И наша жизнь – тоже бурливая, на свой лад. Главное, чтобы в ней нашлось место Евангелию и чтобы даже посреди неунимающегося «броуновского» движения нам соприсутствовал Христос. Евангелист Марк в этом помогает.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Евангелие не читают из-под палки Евангелие не читают из-под палки
Митр. Лимассольский Афанасий
Евангелие не читают из-под палки Евангелие не читают из-под палки
Беседа о блаженствах
Митрополит Лимассольский Афанасий
Мы впадаем в отчаяние и депрессию, стоит только попытаться кому-нибудь смирить нас; а как только попробуют нас ободрить, нас уже охватывает высокомерие. Нет среднего пути.
Новооткрытые тексты Новооткрытые тексты
Митр. Антоний Сурожский
Новооткрытые тексты Толкование Евангелия об исцелении гадаринского бесноватого
Новооткрытые тексты
Митрополит Антоний Сурожский
После кончины митрополита Антония Сурожского среди его вещей была обнаружена кассета с беседами на избранные фрагменты Евангелия от Марка. Представляем вашему вниманию одну из таких бесед, посвященную исцелению гадаринского бесноватого.
«Полюбите читать Святое Евангелие...» «Полюбите читать Святое Евангелие...»
Игумен Нектарий (Морозов)
Многолетний духовник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Кирилл (Павлов), отвечая на адресованные ему письма самых разных людей, всегда писал: «И еще: полюбите читать Святое Евангелие…». Такой простой совет… Но как же меняется жизнь у того, кто его исполняет!.. Это узнает только тот, кто исполняет.
Комментарии
римма10 октября 2016, 16:02
Святой евангелист Марк, помолись обо мне грешной и недостойной, даруй здравие душевное и телесное мне и моим родным, помоги нам в работе и учебе, внеси в нас\ш дом мир и радость, счастье и удачу, не остави предстаьельством моих детей и внучку.
Фаина 9 октября 2016, 20:25
Святой Евангелист Марк! Помоги!!!
Иван Х.12 мая 2014, 20:04
Большое спасибо за замечательную статью! Написанное для проповеди язычникам Евангелие от Марка привело в церковную ограду немалое количество людей лаконичностью изложения и краткостью. Типичный язычник времён Христа подобен современному человеку. Он не имеет возможности систематического глубокого изучения чего-либо, ему не интересно вникать (да он и не способен). Господь идёт навстречу таким людям, которых во все времена большинство. Чему это учит каждого христианина? Умению быть понятным, доступным. Скоро миссионерский пост, призывающий нас делиться Благой Вестью с окружающими людьми. Если не словами, то делами и образом жизни нам всем не мешало бы стать проще, добрее и светлее, чтобы люди тянулись не только к нам, но к нашему Божественному Учителю. Ещё раз спасибо, уважаемый отец диакон!
lyudmila t 9 мая 2014, 08:16
Спаси БОГ за проповедь! Христос Воскресе из мертвых смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×