Заповедь «непонятная и невозможная»

В Новом Завете немало заповедей, которые кажутся нам по нашему маловерию и малодушию решительно неисполнимыми. Порой мы даже бываем склонны видеть в них лишь некую форму речи, указание на идеал, причем столь высокий, что его не только достичь невозможно, но даже и стремиться к нему бессмысленно. А между тем здравый смысл подсказывает, что если Спаситель или ученики Его что-либо законоположили для нас, христиан, то недостижимым это быть не может: Господь знает, на что способен человек и на что нет, а апостолы чему учили, то обязательно прежде творили сами. Да и, кроме того, «всё возможно верующему» (Мк. 9: 23), невозможное же для человека делает возможным в его жизни Сам Бог (см.: Мф. 19: 26).

    

Очень важно заповеди правильно понимать и видеть, как именно могут быть исполнены они на деле

Однако, наряду с надеждой на это, очень важно заповеди правильно понимать и не только разуметь при этом то, в чем заключается их подлинный смысл, но и видеть, как именно могут быть исполнены они на деле. Без этого понимания и видения христианин, скорее всего, будет блуждать и спотыкаться впотьмах, а возможно, что и христианином-то собственно не станет…

Есть вот такая заповедь, как раз из числа «неисполнимых» и «непонятных», данная нам апостолом Павлом: «Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5: 16). Ее, с одной стороны, никак не назовешь «бременем тяжким и неудобоносимым» (ср.: Мф. 23: 4): радоваться – это ведь не рубашку последнюю отдавать, не щеку левую после удара по правой к бьющему обращать, не жизнь за други своя полагать. Радоваться-то каждому и так хочется, без заповеди даже, просто по естественному для человека стремлению к состоянию благобытия. Мы и радуемся – иногда осторожно, в меру, а иногда до полного самозабвения – когда происходит в нашей жизни то, чего мы хотим, чего добиваемся, чего всеми силами ищем.

Но есть и другая сторона: зачастую желаемое не сбывается, более того – всё бывает с точностью наоборот: нам приходится сталкиваться с тем, чего мы совсем не хотели бы, причем речь тут не только об исполнении или неисполнении нашей воли, но и о различных искушениях, болезнях, бедах, скорбях. Как тогда с этим апостольским повелением быть? Как радоваться, когда для радости нет ни реальных причин, ни даже поводов? Тут бы не возроптать хотя бы, не впасть в уныние, не отчаяться, наконец. Чего уж о радости говорить?..

А апостол всё равно говорит: «Радуйтесь!»

И что? Радоваться на самом деле – неизвестно чему, неизвестно отчего? На регулярно звучащий вопрос: «Как дела?» – отвечать дежурной вымученной улыбкой и таким же дежурным: «Всё просто замечательно!»? Но ведь нам заповедано не делать вид, что мы радуемся, а и правда радоваться.

Странно, как мы порой не улавливаем связи между рядом совсем находящимися словами Писания, не замечаем, что вместе с целью нам тут же указывается и ведущий к ней путь. Так и здесь. «Всегда радуйтесь… Непрестанно молитесь… За всё благодарите…» (1 Фес. 5: 16–18). Вот то, что к радости ведет, – молитва непрестанная и такое же непрестанное благодарение Бога за всё, что угодно бывает Ему нам ниспослать.

Причем непрестанная молитва – это не только лишь то, о чем сказано в Песни песней: «Аз сплю, а сердце мое бдит» (Песн. 5: 2), это не только постоянное перебирание четок и обращение в сердце сладчайшего имени Иисусова. Это и просто такой естественный, такой необходимый для христианина навык: всегда, во всех жизненных обстоятельствах прежде всего обращаться к Богу, помощи, вразумления, мира сердечного и сил душевных и, конечно же, Его Самого искать в молитве.

Молитва настоящая, живая изменяет человека, дает ему возможность принципиально иного восприятия реальности

Молитва настоящая, живая и неформальная, не являющаяся исполнением некоего «долга», а рождающаяся от ощущения насущной потребности в ней, очень сильно изменяет человека, дает ему возможность принципиально иного восприятия, видения реальности – восприятия и видения духовного. Человек не молящийся или молящийся «по долгу» видит различные ситуации, события, факты, оценивает и анализирует их, а тот, кто жив молитвой, за всем за этим видит в первую очередь Бога, Его Промысл и иногда угадывает его, а иногда с подлинно сыновним послушанием ему покоряется. Покоряется, потому что любит и потому что доверяет. И потому что давно уже понял: всё происходящее с ним, вся его жизнь – это не случайное сцепление обстоятельств, а с удивительной премудростью и заботой устрояемый для него его Творцом путь к спасению. Горькое и сладкое в бытии его смешано именно так, как потребно его душе, нет ничего лишнего, ничего ненужного, но всё по милости и любви Божией «содействует ко благу» (Рим. 8: 28).

От этого сознания рождается благодарность Господу – за всё и всегда. Благодарность, для наблюдателя внешнего непонятная, абсурдная, иногда даже возмутительная… Ведь она – и за то, что трудно, что больно, что вообще, кажется, невыносимо. Эта благодарность – тайна, даже больше – таинство. И именно в нем, именно из него рождается та самая радость, о которой говорит апостол. Как милость, как удивительный дар Божий, как плод молитвы и благодарения.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Ощутить в полноте пасхальную радость Ощутить в полноте пасхальную радость
Советы пастырей
Ощутить в полноте пасхальную радость Ощутить в полноте пасхальную радость
Советы пастырей
О том, как в полноте пережить пасхальную радость и почему в этот и другие праздничные дни христианину надо отрешиться от житейских дел.
Скрытая радость Скрытая радость
Игум. Нектарий (Морозов)
Скрытая радость Скрытая радость
Игумен Нектарий (Морозов)
Никто, решительно никто, как говорит преподобный Исаак Сирин, «не восходил на небо, живя прохладно».
Радость важнее смеха Радость важнее смеха
Диак. Павел Сержантов
Радость важнее смеха Радость важнее смеха
Диакон Павел Сержантов
Однажды в Иерусалиме разговорились местный житель и приезжий паломник. Беседа была непринужденной и дружелюбной. Араб и паломник из Европы коснулись вопроса, чем отличаются друг от друга люди Востока и Запада. Араб высказал любопытное наблюдение: «Западные люди любят посмеяться, но не умеют радоваться».
Комментарии
григорий28 мая 2014, 11:00
Радуйся если веришь в Бога, Бог -это радость.При всей угрюмости жизни -не забывай. Бог есть -Радуйся! -жизнь земная не вечна радуйся, терпи и сражайся- "Бог веры твоей- радость твоя" -ЕВАНГЕЛИЕ, благая весть. Плачте! Плачте! РАДУЙТЕСЬ !!! Бог спасения Вашего,стучит в вашу дверь Души-есть!есть! Но в грядущей жизни, а всей жизни борьба с духами злобы поднебесной.
Иван Х.27 мая 2014, 10:00
Людмила Зубкова, соглашусь с Вами - радоваться на войне невозможно. Однако источник радости православного христианина - Бог. Он Сам даёт радость, а не мы её получаем, как это происходит в мирное время. Теперь практические советы. Если их не исполнять - пользы не будет, радости не будет. 1. утешать ближнего, которому ещё хуже. Например, у меня нравственные страдания, а у ближнего огнестрельное ранение, он теряет кровь. Оказываем помощь и призываем его терпеть, не унывать. Главное, что нужно сказать - я здесь, я с тобой - вот моя рука, а не утешать лживыми обещаниями или пустыми словами, что всё будет хорошо. Когда искренне утешаешь ближнего, хотя бы словами - о своей боли забываешь. 2. читать Святое Евангелие и святых отцов. Желательно регулярно и небольшими отрывками цельный труд святого отца. 3. молиться через "не хочу и не могу". Насильно заставлять себя, несмотря на физическое, нравственное и умственное истощение. Самые краткие молитвы: "Слава Богу!" и "Господи, помилуй!" За что Слава Богу? Если убьют после пыток и издевательств на этом свете - Бог примет для вечной жизни на Том свете и меня, и моих близких. Я не уверен, что оказавшись в аду войны, я всё это выполню. Но другого пути в радость нет.
Иван Х.27 мая 2014, 08:00
Толик, здесь я с Вами совершенно согласен. Когда вдумчиво читаешь подобные места Священного Писания, становится страшно за себя. В Псалтыри ещё очень много строк призывающих кару на грешников. Читаешь и думаешь: я сам своими словами подтверждаю справедливость наказания своих грехов - "подписываю" свой приговор. Но это не должно ввергать в отчаяние, а должно давать могучее отрезвляющее действие на нравственность. Более того, мне страшно читать 117 Псалом - Непорочны, в котором праведный Давид говорит о своём верном следовании Закону Божиему. Сравниваешь свою жизнь, и понимаешь, как же она далека от этого идеала. Рад, что Вы внимательно читаете самые обыденные молитвы. Обычно мы их просто произносим, не вдаваясь в их глубочайший смысл.
Толик26 мая 2014, 20:00
Иван Х. Вы правы. Только ответьте пожалуйста - Вы смело (или со страхом) читаете слова псалма "... и наказание грешников узриши."? Спасибо.
Людмила Зубкова26 мая 2014, 10:00
Невозможно радоваться когда идет война...
Иван Х.26 мая 2014, 10:00
Большое спасибо, отец Нектарий! Я полностью с Вами согласен. Нужно каждый день в любое время воздавать Богу славу за всё что у нас есть хорошего. Рекомендую всем подобные краткие молитвы. "Слава Богу, что: -я живу -я верю в Бога -я могу думать -я вижу -я слышу -есть хотя бы один человек, который меня по-настоящему любит -я могу ходить -у меня есть хлеб (а у большинства и не только)"... Воздавайте подобные славословия в сердце. Чем подробнее и конкретнее они будут, тем лучше. Постарайтесь всё доброе в мире (имею в виду на нашей планете) принимать, будто бы лично из рук Бога. А ещё не закрывайте глаза на ужасные условия жизни людей по всему миру, научитесь видеть тех, кому ещё тяжелее, чем Вам. Если хватит сил и времени - постарайтесь помочь нуждающемуся. Иного источника настоящей радости нет. Не обманывайте себя, как это делает мир вокруг. З. Ы. То, что я пишу выстрадано мной. Увы, в нашем мире невозможна радость без слёз.
Игорь25 мая 2014, 22:00
Продолжение ответа Unknown...Уныние? Вы правы. Оно в такой степени что порой жить не хочется. Мысли чернее ночи. Во всем диапазоне. От жалостливого к себе "вот такой я" до воспламенения мысленным безумным гневным срыванием с себя креста и швырянием Ему в Лик - "На, возьми! Наденешь на достойного!" Отпускает - сердце в лоскуты режет "Да за что я так с Ним??? Что он мне сделал плохого???". Человек молится Господу или в горе или в радости. В унынии и знании правды о себе вчера молился Покаянным Каноном через "не могу", пот градом лился. Никогда не думал что в таком настроении молиться очень тяжело. А надо. И как для Вас, Unknown, созерцание красоты Его творения питает жизнью душу, так и моя душа откликается на богослужении на малую ектению. Это непередаваемо словами! У нее особый смысл, особое звучание, а когда каждый аккорд ответа хора "Господи, помилуй" мирным пламенем льется в сердце - становится легко и хорошо. Церковь просит Господа за меня. И Господь внимает молитве Церкви. Тем и держусь на плаву. Вот такой более развернутый мой предыдущий комментарий. Сохрани Твоею Благодатью всех, Господи.
Игорь25 мая 2014, 21:00
Продолжение ответа Unknown...именно с этой позиции я кладу на весы подвиг преподобной Марии Египетской и свою мирскую жизнедеятельность и спрашиваю себя - я способен на такое беззаветное следование Господу? Нет! Я призван Господом? Нет! Загляну себе в душу - может я делаю добрые дела людям? Тоже нет! Я способен сам взять себя за шкирку и взлететь в Благодать Духа Святаго? Отнюдь! Далее по цепочке - мой факт существования в миру, невозможность из него вырваться - причина несоблюдения требований Господа? Нет! Моя абсолютная немощь - оправдание перед Господом? Трижды нет! И как сумма этих слагаемых вывод - думать о том, что я мирской человек, посещая богослужения раз в неделю этим спасаюсь - опасная иллюзия ведущая в погибель. Этого для спасения в свете правды Господа - катастрофически мало. Означает ли, что в миру спасение невозможно? Возможно! Для меня оно возможно единственным путем - это единственно уместной от меня к Нему просьбой - просьбой о помиловании. Апелляцией к Его любви и человеколюбию. И если эта моя просьба к Нему неуместна - значит неуместна была Его Жертва на Кресте. Сама мысль об этом абсурдна. Продолжение....
Игорь25 мая 2014, 19:00
Спасибо, Unknown. У меня несколько потеплело на душе. В Ваших словах я чувствую определенную правоту, какую - подумаю. По поводу святой Марии Египетской. Прочитайте пожалуйста ее житие. Она себя именно мучила. И мучилась. И не ради награды Господа за мучения как таковой, не из-за страха перед Его наказанием за грех и не из-за собственно любви к Господу как к Создателю. А ради явленной Им правды о ней самой. И никаких наград и спасения ей за это было не нужно. Вот пример бескорыстного всем сердцем служения Господу, вот истинный пример следования Его заповедям, вот лицо настоящего последователя господа Иисуса Христа! И ради такого служения Ему она отреклась буквально от всего, от самого земного окружения, как самой плоскости человеческого бытия! Теперь главное в ходе моей мысли. Останься она в миру, останься она в плоскости повседневного бытия и человеческих отношений - был бы возможен такой колоссальный подвиг стяжания Славы Господа? Мой ответ - нет! Как невозможно стоя по горло в болотной жиже надеть белую рубашку. Потому что пока Вы ее будете надевать, она у Вас станет 300 раз черной. Продолжение....
Галина 25 мая 2014, 15:00
Спаси Господи!
Толик25 мая 2014, 00:00
S: "А если нагрешил, то радоваться нечему...же." Спасибо за краткий и четкий комментарий. Хм... Думаю, может, надо радоваться тому, что мы живые еще пока и сможем постараться больше не грешить? Каяться и стараться не грешить!? По мотивам Вашего комментария: вот в 90-м псалме: "... и наказание грешников узриши." - Смотришь на себя и страшновато становится. Может быть, кто-то из местных начитанных профессионалов ответит, - как тут быть, что думать, что делать? А вообще, может, и батюшки истолкуют, - как это понимать и как быть нам, кающимся грешникам? Ведь - безгрешных-то..., - сколько их..., есть ли они...? И они ведь читают этот псалом. Тоже читаю. Только на этих словах в этом псалме - тяжеловато как-то. Может, слишком большой грешник? - да вроде обычный, дитя застоя, жертва перестройки-революции, потом 98-й, потом 08-й, как бы так. В общем, интересно, как люди воспринимают эти слова псалма по отношению к себе? Простите.
Ирина24 мая 2014, 15:00
Спаси Господи, о.Нектарий. Очень светлая статья.
Unknown24 мая 2014, 10:00
погулять на птичек посмотреть. Они столько радости приносят и столько еще много радостей, оглянитесь. Отвлекитесь. Когда голова отдохнет от гнета вины или проблем, можно и решение найти хорошее или силы для радости и спокойствия, когда хочется кому-то огрызнуться. А по поводу одежды. Я тоже ходила по дресс коду этому жуткому в рубище, мне кажется ничего хорошего нет в этом. Женщина она должна быть женщиной, чистой опрятной элегантной скромной одетой не как женщина легкого поведения а как приличная женщина. Если прийти нормально одетой часто можно встретить взгляды очень большого неодобрения со стороны прихожанок, мол ты не наша иди отсюда. Думаю это нырок в омут забывать о своей природе. Ведь ее тоже дал Бог, просто чуть поумерить акцент снять с финтифлюшек всяких, больше думать не о форме а о содержании вообще в принципе , жалеть стараться всех по мере сил, ведь жалость это дверь открывающая Любовь к людям в своем сердце. Так смотришь иногда и мысль в голове пронесется, "вот выпендрилась! И улыбается как гиена. Фу" А потом подумаешь, каково может быть этому человеку живется и не остается и следа от плохих мыслей а в сердце к нему поселяется ЛЮБОВЬ
Unknown24 мая 2014, 10:00
Но я уверена, что Мария Египетская не мучила себя. Она была Святой, для этих подвигов ей посылалось благословение, она могла такие чувства испытывать такую Благодать, что это все ее страдания затмевало. Антония великого много ночей избивали до полу смерти, этого ни один нормальный человек не выдержит, а он мог, потому что на него такой был план, и силы ему давались. Именно на это. А нам каждый день даются силы на наши подвиги в меру наших сил. Батюшка Антоний же не роптал на свое бессилие когда был истерзан, что плохо боролся. Он отдыхал, просил помощи и Господа, а потом вставал и с тройной силой молился и совершал свои великие подвиги. В наше время даже в церковь просто зайти это подвиг. Взор свой поднять туда, такое страшное время. Такие нормы жизни бесчеловечные сейчас. Поэтому думаю о всех страданиях и терзаниях знают и о чувстве беспросветной вины что ты не на завтра святой. Но ничего страшного, я думаю все хорошо, все видят и радуются даже попыткам встать и идти, ничего с Божьей помощью можно стать святым но не своими силами, а когда Господь их пошлет. А пока со смирением принять свою немощь грешную, поспокойнее пытаться относиться к себе и ни в коем случае не бросать выбранного направления своей жизни на небо. И пойти в парк
Unknown24 мая 2014, 10:00
Простите мне бы очень хотелось Игорю и Елене ответить. Я сейчас так часто унываю, я ребеночка родила. Мы с мужем так радовались, а свикровь и еще родственники так загнобили нас, что у меня серьезные проблемы со здоровьем начались. Так страшно и плохо становиться на душе, когда тебя предают твои родные. Я ночами не сплю переживаю. Но вместе с этим очень радуюсь, значит все правильно и я молодец, я уверена, когда проблемы сыпятся из ниоткуда просто так-значит рогатый ставит подножки. А это очень радостно, потому что это значит, что в глазах Господа ты оправдан и он посылает тебе свое благословение. Если все идет гладко, вот это скорее повод задуматься может что-то не так. Потому что по настоящему хорошее оно дается с трудом очень тяжким, но зато потом окупается десятикратно. Я думаю Господь этот мир и птичек и травку все создал для нас, чтобы мы если плохо могли отвлечься, птички каждый день поют в 4 утра. У них и силы есть и настроение это делать. Им это не тяжело. Иногда когда не понятно что делать надо просто все предать в руки Божьи и себя в том числе, не хотеть от себя сейчас же стать святым. Это план на жизнь а не на пятилетку))) мы по внешним проявлениям судим часто. Что если человек жил отшельником, значит он смог себя так мучать ради Бога.
Лена24 мая 2014, 01:00
Мы все не одинаковые....От этого и восприятие происходящего(радости или горя)у каждого человека очень разнится.Я стараюсь искать всегда положительное в случившемся,а вот мой муж,который по натуре своей очень тревожный,переживает и нервничает по пустякам бывает.Часто можно от него слышать-"Как ты себе это представляешь?!"..,если стоит вопрос преодоления каких-либо трудностей.Кто-то уповает на Господа всем своим разумением,а кто-то и представить не может,что такое вообще возможно,т.к привык надеяться всегда на самого себя.Осмелюсь написать,что человек,который не научился радоваться в жизни(не путать с веселиться,развлекаться),не полностью открыл свое сердце для Господа.Полнота и радость бытия-возможна только с Богом.Пока в нашей душе есть темные закоулки-радуемся мы через раз,а грешим в десять раз чаще...и так всю жизнь,шаг вперед и опять"назад в будущее".Господь нам открыл,что мы можем спастись-это радует.А чтобы спастись-надо постараться.Трудиться и еще раз трудиться,как бы тяжело нам не было...тогда и радость наша будет полной,когда Господа узрим по окончании жизни.С большой благодарностью к вам,отец Нектарий,за ваши духовные наставления.
Елена24 мая 2014, 00:00
Батюшка, Вы сами-то верите в то, что надо радоваться уходу хорошего человека? Кто будет делать чище на земле, если всех переживающих за эту нормальную жизнь, забирает от нас?
А.24 мая 2014, 00:00
Все статьи и.Нектария по теме, в точку. А эта - в самую точку. С начала Пасхи задаю вопрос о радости и себе и нашему батюшке. ..и унываю...А тут после слов о благодарности ...Мир прекрасен...
Игорь23 мая 2014, 22:00
В понедельник собираюсь к батюшке на исповедь с грузом как раз по этому поводу. По своему маловерию и малодушию. Для меня Господь наш Иисус Христос - это Правда. Всегда беспощадная. И правда эта в том, что Воскресением Своим Господь, вознеся человеческую природу на Божественную высоту, предъявил человеку требования святости, равнозначной Ему Самому.Это требования к автомобилю поведения самолета. В то время как он - изначально автомобиль. Я родился отнюдь не в святости и отнюдь не с Божественными ценностями мир. И воспитывали меня в СССР 20 лет в духе прямой враждебности Господу. "Поведение самолета" возможно. Но только с Ним. А с Ним - это ВНЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ. Как это делали святые. Ярчайший пример - преподобная Мария Египетская. Подвиг - беспримерный! 47 лет в пустыне в молитвенном соединении с Господом! Кто из нас на это способен - быть с Ним, быть настоящим христианином? Нет у меня столько душевных и физических сил, нет и не будет. И пугать меня геенной, мытарствами и прочими "радостями" посмертного бытия бессмысленно и бесполезно. Наболело. Храни всех, Господи.
S23 мая 2014, 21:00
А если нагрешил, то радоваться нечему...же.
Алексей Мешков23 мая 2014, 20:00
Спаси Господи!
Толик23 мая 2014, 19:00
Елена: Уже не помню, простите, в какой заметке, но тут на сайте прочитал, как надо действовать в плане духовного роста (и, соответственно, в направлении радости), ну, или хотя бы "не падения": -беги к цели; -не можешь бежать, - иди; -не можешь идти, - ползи; -не можешь ползти, - хотя бы ляг в правильном направлении, - в направлении цели. Внимание: Это касается только самогО отдельного чела, который не хочет падать. Т.е., это личная тема. Для нас с Вами, как таковых, а не для - попыток "исправления ситуации в семье дочери" или типа того. Исправление какой либо внешней ситуации - это совершенно другая и очень(!) отдельная "песня". Тем более, зная, каков ты, типа, "исправляльщик"), сам есть.) Спасибо за статью. Радость..., - это восприятие себя, - как чуда Божьего! Многие люди думают, что - вот, они есть, ну типа, так и должно быть, и... просто не могло быть иначе), и... давай гнать свою частную горделивую волну.) Простите. Сам грешник. Многолетний. Засосало. Просто высказал свое мнение.
Михаил23 мая 2014, 17:00
"Как радоваться, когда для радости нет ни реальных причин, ни даже поводов?" - а зачастую просто сил. "Человек не молящийся или молящийся «по долгу» видит различные ситуации, события, факты, оценивает и анализирует их" - и увизает только в них, и как по кругу только их в голове держит и не не может из этого круга вырваться, и зачастую не понимает, не анализирует такую ситуацию в том смысле, что у меня-тебя не получается разрешить эти вопросы и надо сделать очень маленький, но судьбоносно-спасительный шажок - возвать "Господи помилуй и помоги, у моей воли нет сил - да будет воля Твоя", а так в основном научаются освобождаться-уходить от такого состояния, подразумевая "потом как нибудь решим или само решиться" А по сути - спасибо за ценно-доходчевое раскрытие понятия-значения Воли Божией!
Алексей Бронников23 мая 2014, 17:00
Христос воскресе!!! От одного Слова-ВРАЗУМЛЕНИЕ,уже РАДОСТЬ!!! Оно здесь есть! Спасибо! Алексей.
Елена23 мая 2014, 16:00
Дорогая тезка, Елена! Чтобы ситуация в семье дочери исправилась Вам, конечно, надо молиться. Совсем необязательно- юбку в пол, платок в нахмурку и прочее подобное, надо молиться от сердца, ходить в храм, исповедоваться и причащаться. Поверьте, поможет. Не сразу, но надо набраться терпения. Молитва матери со дна морского поднимет, но она должна быть горячей и постоянной. Пишу Вам не от теории, а от практики.Чуть только ослабишь молитву, разленишься - сразу на шаг обратно. Ищите духовника, по святым местам попаломничайте. Все Вы осилите - просите помощи Божией и благодарите Его за все. Желаю Вам не поддаваться унынию, но научиться радоваться - о чем и статья игумена Нектария.
Елена23 мая 2014, 14:00
Я первый раэ читаю статьи о.Нектария.Спасибо.Очень понравилось.На меня сейчас в жизни скорби посыпались,да какие! Бьют по смому дорогому.Но в силу своего зарактера,что ли,я долго не могу унывать.Посмеяться люблю.Вот думала,может мне одеться в юбку в пол,платок потемнее и оплакивать свои грехи,отмаливать себя род и ближних.яПотом чувствую,нет,не пойдёт.Депресняк при таком раскладе обеспечен..Но молюсь,стараюсь.Правда бестолку.Знакомая,очень церковная женщина,говорит надо исправлять свою жизнь,в том числе одежду, волосы отрастить,ничего не красить.Она ,конечно не только это имела в виду,но и это тоже.Я прикинула,для меня такие перемены,что под воду нырнуть и под водой к цели грести.яне потяну.Поплыву,думаю,по поверхности таки.Только незнаю,смогуьцели достичь или нет.А цель - исправить ситуацию в семье дочери
Алексей23 мая 2014, 13:00
Отец Нектарий, все как всегда по полочкам разложил! Спасибо Господи! Отличная статья, есть над чем поразмыслить.
Татьяна23 мая 2014, 12:00
Да,а о благодарности забываю...а из этого сила дальше жить даётся!!!
Ирина23 мая 2014, 12:00
Спасибо Вам огромное! Так всегда вовремя статьи Ваши, дорогой о.Нектарий! Спаси Вас Господи!
Сергий23 мая 2014, 10:00
Спаси Господи, Игумен Нектарий! Часто помолясь ко Господу о вразумлении, я получаю ответы в Ваших статьях на свои насущные проблемы.
Наталия Гайдаш23 мая 2014, 10:00
Слава Богу за всё!
Анна23 мая 2014, 10:00
Спаси Господь!
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке