Пятидесятница? – Ура, на колени!

Протоиерей Алексий Сорокин, настоятель вологодского храма святого праведного Лазаря Четверодневного, беседует с читателями о долгожданных земных поклонах, которые строгий церковный устав возвращает в богослужение.

Коленопреклоненные молитвы в день Святой Пятидесятницы. Фото: Православие.Ru Коленопреклоненные молитвы в день Святой Пятидесятницы. Фото: Православие.Ru
– Пятидесятница – огромнейшее торжество, день рождения Церкви: храмы украшены, все рады, как и на любом дне рождения, даже человеческом. А нынче ведь – самый главный день рождения: корабля нашего спасения – и можно, наверное, сказать: день нашего духовного рождения. Тогда почему строгий, разумный, спокойный и логичный церковный устав, который, как проверено веками, тысячелетиями, по определению ничего лишнего, неразумного не посоветует, так настойчиво предписывает христианам коленопреклоненные молитвы? Вряд ли кто-нибудь потребует от гостей, которых он пригласил на собственный день рождения, не коленопреклонения, конечно, но даже какого-нибудь извинения. Почему же церковный устав настаивает на коленопреклоненных молитвах?

– В сравнении дня рождения Церкви с днем рождения человека заключается главная «коварность» этого сравнения самого по себе. Мы привыкли относиться ко дню рождения, к другому празднику как к такому событию, которое «должно делать человеку приятно». В Церкви значение праздника включает в себя, прежде всего, момент назидательный, поучительный. Дать нечто для размышления, пищи и труда души, отвлекаясь от суеты обычных житейских дел. Да, конечно, в нашей традиции праздник Пасхи связан с народными гуляниями, праздник Рождества Христова связан с поздравлениями и подарками – это всё понятно. Но, тем не менее, нужно стараться за всей внешней стороной не упустить внутреннее содержание самого праздника, и это самое главное, не так ли? И день Пятидесятницы – это не просто «воспоминание» дня рождения Церкви, а это, прежде всего, осознание человеком своего места в Церкви и того, что он сделал, чтобы идти по пути к спасению.

– В этом и кроется кажущаяся на первый взгляд сложной загадка строгости церковного устава?

Ох, если бы мы только были внимательнее на службах! Каким бы сокровищем Православия мы обладали!

– Человек, видя себя на пути спасения немощным, слабым, грешным, просит, чтобы Дух Святый, данный Богом Его Церкви, не отходил от нас, укреплял нас, исцелял нас от наших немощей и духовных страстей. Именно об этом говорится в коленопреклоненных молитвах. Противоречие, о котором вы говорите, снялось бы, если бы люди знали текст молитв, читаемых во время вечерни Святой Пятидесятницы. Если мы откроем, вчитаемся внимательно в текст молитв, то увидим ответ на этот вопрос и разрешим многие недоумения. Вот, взгляните: «Пречисте, нескверне, безначальне, невидиме непостижиме, неизследиме, непременне, непобедиме, неизчетне, незлобиве Господи… Приими нас, припадающих Тебе и вопиющих: согрешихом, к Тебе привержени есмы от утробы, от чрева матере нашея, Ты еси Бог наш. Но яко исчезоша в суете дние наши, обнажихомся Твоея помощи, лишихомся всякаго ответа, но дерзающе на щедроты Твоя, зовем: грехи юности нашея и неведения не помяни, и от тайных наших очисти нас, и не отрини нас во время старости, внегда оскудети крепости нашей: не остави нас, прежде даже нам в землю не возвратитися, сподоби к Тебе возвратитися, и вонми нам благоприятием и благодатию. Возмери беззакония наша щедротами Твоими, сопротив постави бездну щедрот Твоих множеству согрешений наших. Призри с высоты святыя Твоея Господи, на предстоящия люди Твоя, и чающия еже от Тебе богатыя милости. Посети нас благостию Твоею, избави нас от насильства диаволя: утверди живот наш святыми Твоими и священными законы. Ангела, верна хранителя пристави людем Твоим, всех собери в Твое Царствие. Даждь прощение уповающим на Тя: остави им и нам грехи. Очисти нас действом Святаго Твоего Духа: разруши яже на нас козни вражия».

Ох, если бы мы только были внимательнее на службах! Каким бы сокровищем Православия мы обладали!

Протоиерей Алексий Сорокин Протоиерей Алексий Сорокин
    

– Значит, основной смысл молитв на вечерне Пятидесятницы – это осознание человеком своего незавидного духовного состояния?

– Относительно христиан, живущих на земле, да: их главный смысл заключается в осознании себя человеком, который имеет возможность спасения, которому дана такая возможность и который имеет все средства для спасения. Но мы по своей лености, немощности, суетности этим пренебрегаем и попадаем в такие страшные ловушки, которые нас отдаляют от Бога. И вот, когда человек это видит, честно признает, он просит Господа, чтобы Он даровал ему силы – а силы дает Дух Святый в таинствах – дал силы бороться с грехом. Дал силы идти по пути спасения, дал силы, укрепив наш слабый, увечный, греховный человеческий ритм жизни, для того, чтобы в нем оставаться христианином всегда и везде, во всякое время дня и ночи.

– Понятно. Тогда вопрос, который, наверное, волнует многих прихожан, да и не только прихожан, но и священнослужителей. Не кажется ли вам, что слова этих молитв, как и других молитв, зачастую не доходят до молящихся или пытающихся помолиться людей? Слишком слова молитв непонятные, слишком тихо их читают, или, что еще страшнее, слишком много суеты и веточек, которые «непременно надо освятить», и в этом, по мнению многих, заключается главный смысл сегодняшнего праздника. Не заслоняет ли собой зачастую обряд содержание? Гораздо больше внимания уделяется внешнему – этим самым пресловутым веточкам, – нежели внутреннему, о чем как раз вы и говорили.

Вероятно, имеет смысл распечатывать тексты этих молитв и давать их прихожанам – чтобы они их знали.

– Веточки тоже необходимы, чтобы человеку на глазах показать животворящее действие Духа Святаго. Мертвая, казалось бы, ветвь, которая осенью, зимой выглядит совершенно безжизненной, с наступлением весны начинает расцветать, цвести, выходят листья и потом выходят плоды. Вот эта зелень древес, она напоминает нам о животворящем действии Духа Святаго на человеческую иссохшую душу. Хотя, конечно, это только напоминание внешнее о внутреннем делании. И, конечно, бывает очень обидно, когда суета в храме отвлекает людей от молитвы. Сложно представить, если в каком-то большом соборе, особенно если нет усиливающей аппаратуры, в конце храма кто-то услышал бы, что там читает священник или архиерей, стоя на коленях в царских вратах. Поэтому, наверное, есть какой-то смысл распечатывать тексты этих молитв на церковнославянском языке, давать прихожанам, особенно постоянным прихожанам, которые понимают, что такое духовная жизнь, которые искренне следят за ней, переживают и каются в своих грехах, радуются Церкви, – чтобы они знали тексты этих молитв. Ведь печатается, скажем, отдельным изданием Покаянный канон преподобного Андрея Критского. Мы видим, что в храмах многие миряне стоят на коленях или стоя внимательно следят за чтением священника, тем самым компенсируя все наши человеческие слабости – голос, дикцию, невнимательность, что-то еще. И в этих изданиях есть и определенного рода объяснения, бывает и перевод. То есть такие справочные издания для того, чтобы глубже понять смысл молитв, и для молитв Святой Пятидесятницы хорошо бы предусмотреть. Это молитва, читаемая лицом к народу, вслух, тут нечего скрывать от народа.

Молитвы Святой Пятидесятницы – это и молитвы об усопших, о тех, кто уже не с нами.

Тем более что есть еще одна сторона содержания молитв Святой Пятидесятницы, и она связана с молитвой об усопших. Молитве об усопших и о том чувстве любви и переживаний, которое Церковь являет перед Богом о тех, кто уже не с нами, а перешел в мир иной и для своего спасения уже там ничего сделать не может. Только мы здесь, на земле, можем им помочь в их посмертной участи. Сейчас постараемся найти те слова, которые относятся к усопшим в молитвах Святой Пятидесятницы. Вот очень хорошие слова. Говоря о молитвах, восхваляя милость Божию, Его Промысл и путь, который ради нашего спасения Господь совершил, Церковь обращается к Нему с удивительными словами:

«…Ты славы присносущныя Господи, и Отца Вышняго Сыне возлюбленный, присносущный Свете от присносущнаго Света, Солнце правды, услыши нас, молящихся Тебе, и упокой души рабов Твоих, прежде усопших отец и братий наших, и прочиих сродник по плоти, и всех своих в вере, о нихже и память творим ныне, яко в Тебе всех держава, и в руце Твоей содержиши вся концы земли. Владыко Вседержителю, Боже отец и Господи милости, рода смертнаго же и безсмертнаго, и всякаго естества человеческаго Содетелю, составляемаго же, и паки разрешаемаго, живота же и скончания, еже зде пребывания, и еже тамо преложения: лета измеряяй живым, и времена уставляяй смерти, низводяй во ад и возводяй, связуяй в немощи, и отпущаяй в силе, настоящая потребне строяй, и будущая полезно управляй, смертным жалом уязвенных воскресения надеждами веселяяй… Иже и в сей всесовершенный и спасительный праздник, очищения убо молитвенная, о иже в аде держимых сподобивый приимати, великия же подаваяй нам надежды ослабления содержимым от содержащих я скверн, и утешению Тобою низпослатися. Услыши нас смиренных, и Твоих раб молящихся Ти, и упокой души рабов Твоих, прежде усопших, на месте светле, на месте злачне, на месте прохлаждения: отонудуже отбеже всякая болезнь, печаль и воздыхание и учини духи их в селениях праведных, и мира и ослабления сподоби их: яко не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже сущии во аде исповедание дерзнут принести Тебе, но мы, живи, благословим Тя и молим, и очистительныя молитвы и жертвы приносим Тебе о душах их».

Коленопреклоненные молитвы в день Святой Пятидесятницы. Фото: Православие.Ru Коленопреклоненные молитвы в день Святой Пятидесятницы. Фото: Православие.Ru
    

Как видим, здесь есть такие слова, которые можно отнести и к ходатайству за души, находящиеся в аде.

– Эти молитвы имеют смысл, когда их знают, как и любые другие молитвы, которые человек читает в храме, не так ли?

– Конечно. Есть соответствующая поясняющая литература для людей, желающих узнать богатое сокровище православного богослужения. Ведь в самом деле, неразумно же стоять у богатого стола, который принадлежит тебе по праву, который для тебя накрыли и куда тебя ежедневно приглашают, но, ссылаясь на занятость, непонятность текстов или на что там еще, упорно питаться черствыми и плесневелыми корками.

– Практика показывает, что многие прихожане – как раз те самые, о которых вы говорили: усердные, осознанные, постоянные, – с большой радостью встречают возвращение коленопреклоненных молитв в богослужебную жизнь.

Каждый поклон земной – это напоминание и о грехопадении, и о возрождении человека через Воскресение Христово.

– Да. Опускание на колени возвращает нас к привычному ритму правил поклонов, принятому в церковном общении. Однако нужно помнить: мы же не всё время на службе стоим на коленях. Даже после Пятидесятницы. Если говорить о поклоне, что он означает? Его символическое значение – это напоминание о восстановлении человека во Христе. Мы на колени падаем, показывая наше падение. Нравственное падение. Но встаем с колен, потому что нас Христос призвал встать с них. И это – путь всей нашей жизни: мы падаем и встаем, падаем и встаем. Поэтому поклоны входят в молитвенное правило православного человека, в ежедневное правило, причем, если мы посмотрим правило утренних и вечерних молитв, правило к Причастию: «И поклоны елико хощеши». То есть сколько чувствуешь ты свое недостоинство, столько ты совершаешь этих поклонов и столько же раз надеешься на милость Божию. Поклон – это ведь не только рабское поклонение, но еще и момент, связанный с восстанием. Кстати, вспомните: ведь «восстание» по-гречески – «анастасис», то есть воскресение: есть о чем задуматься, причем ежедневно. Каждый поклон земной – это напоминание и о грехопадении, и о возрождении человека через Воскресение Христово. А то, что мы стоим на коленях в Пятидесятницу, – это просто понимание того, что мы без Бога – вот такие и есть, а Дух Святый, Который нисходит во время Пятидесятницы, Он нас возводит на путь спасения. Только бы нам не мешать Ему своими грехами.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Алексей Бронников 9 июня 2014, 17:57
Признаюсь в фантастическом невежестве, своем. Спасибо за ВРАЗУМЛЯЮЩУЮ СТАТЬЮ! Алексей.
Владимир 9 июня 2014, 09:27
Михаилу. Я этим и занимаюсь поскольку считаю себя христианином, а сообщение мое адресованно в основном тем, кто в данный исторический период имеет возмости подобного в храме и на литургии.
Владимир 9 июня 2014, 08:58
Михаилу. Какой из вас христианин,если вы людей не любите?
Михаил 9 июня 2014, 05:54
Вот, Владимир, я бы Вам ответил - вот, Вы этим и займитесь. Нет, правда. Люди-то церковные друг-другу помогают, но люди-то все разные. Я вот потребителей и крикунов очень не люблю, хотя мои знакомые помогают всем. А я вот нет, только если вижу, что очень надо. А то есть такая порода людей - требуют милости как должного, прям нравственный гоп-стоп.
Алевтина 9 июня 2014, 01:43
Большое спасибо за беседу с о.Алексием о коленопреклоненных молитвах!Сегодня во время их чтения в храме я именно жалела, что не могу читать эти молитвы вслед за священниками.Хотя храм небольшой,но народу было гораздо больше обычного,приходилось напряженно вслушиваться,многое ускользало.Считаю,что правильно делают в тех храмах,где раздают тексты молитв или псалмов (например,33 псалом)прихожанам во время службы,а после собирают и хранят до следующего случая.Это создает осознанное соборное настроение молящихся.
Татьяна 8 июня 2014, 16:34
Мне кажется, достаточно знать общий смысл читаемых молитв, а стоять на коленях и читать - это как-то уводит от покаяния. У нас многие и головой приникают к полу, вот какое и смирение, и подвижничество. Но в православном богослужении только эти молитвы коленопреклонные. А в некоторых храмах женщины пристрастились весь евхаристический канон стоять на коленях. Картина, как в буддийском храме. Надо, чтобы священники это разъясняли. На коленях стоят в исламе, в буддизме, может, ещё где-то, а православные совершают земные поклоны и опять встают, молятся стоя.
Наталья 8 июня 2014, 12:48
В нашем Зверинецком монастыре (Киев) издаются брошюрки на каждую Воскресную службу. Не только на Праздники. Берешь в руки - и следишь-читаешь ход Богослужения. Сначала не могла понять, что это прихожане во время службы читают, а они мне подсказали. Поначалу ничего не понятно, но понемногу начинаешь вникать и в тексты и в ход службы. И молишься со всеми. Много лет проходя в храм, только сейчас сердцем поняла, что "литургия" в переводе - это "вместе", "обще дело". И сегодня на коленнопреклонных молитвах многие наши прихожане не только слушали молитвы, но и читали их. Милости всем Божьей, с Праздником!
Сергей 8 июня 2014, 12:23
И все таки поясните пожалуйста, я не совсем разобрался. Насколько известно, коленопреклонные молитвы не относятся к празднику Пятидесятницы, а к вечерни следующего праздника - Духова дня (понедельник). Ведь с вечера воскресенья считается окончание пасхального цикла богослужений. Почему же у нас тогда совмещают по времени эти два разных по смыслу богослужения? (Это вопрос более широкий, как и служение утрени поздно вечером). И еще вопрос почему в нашей церкви в праздник Пятидесятницы священники облачаются в зеленое. Например, в Греции, в Антиохийской, Иерусалимской церквях и др. всегда в белом. У нас обычно выдвигается целый ряд объяснений, повторять не буду, полагаю итак известны. Но , некоторые исследователи считают, что это уступка народным традициям - "зеленые святки", "завивание березок" и т.д., т.е. попытка воцерковить славянские праздники "русальной недели". Это понятно, и в этом есть смысл, но с другой стороны стоит ли так отличать себя от традиций вселенского Православия?
Наталия Вялкина 7 июня 2014, 12:56
Спаси Господи. Прочитала и сохраню себе эту не статью, а добрую проповедь, очень полезную для души. А насчет споров о земных поклонах...Мы с моей сестрой неизменно не соглашаемся друг с другом в этом вопросе. Она считает, что Прославление Бога и ХВАЛА ЕМУ - в предстоянии пред Господом стоя в великой радости, что СПАСЕНЫ и УСЫНОВЛЕНЫ. Мой ответ прост - мне радостно стоять и благодарить Бога и стоя, и на коленях. В земном поклоне - есть необъяснимая мне БЛАГОДАТЬ и сокрушение сердечное. РАБОТАЙТЕ ГОСПОДЕВИ СО СТРАХОМ И РАДУЙТЕСЬ ЕМУ С ТРЕПЕТОМ - это и лежит у меня на сердце Милостью Божьей. Простите многословие. С ПРАЗДНИКОМ!
Владимир 7 июня 2014, 04:26
Замечательно, молитвы и осознание своей немощи а также греховности необходимо, но вы спросите своих прихожан, кто готов принять у себя в доме иногороднего брата приехавшего по делам или еще по какой причине к вам? Кто готов разделить свой достаток с неимущим братом после литургии, кто готов помочь одинокой матери, пришедшей в храм за помощью и кто вообще до , во время или после лиргии спрашивал о таковых нуждающихся?
Кирилл 6 июня 2014, 20:16
«Много раз я говорил вам о поклонах земных и отвращал вас от еретического обычая стоять на коленях, как сидят кошки. В основе правила стоять перед Богом на молитве или падать ниц в земном поклоне лежит то, что мы призваны ко спасению. Господь сказал Апостолам «други Мои», и потому мы стоим перед Ним. Но мы помним нашу греховность и Божие величие, перед которым мы падаем ниц, как бы молясь: прости и восстави, и вот мы снова выпрямились и стали. Так молимся мы «восстави» на вечерне Пятидесятницы. Поэтому еще раз: не становитесь на колени, происхождение этого обычая не благодатно, создали его еретики. В православной молитве нет правильного соответствующего ему настроения. Надо различать: покаяние и падение ниц перед величием Божиим - в православном земном поклоне; рабское, теплохладное поклонение - стояние на коленах и, наконец, полное надежды предстояние. Мы осуждаем не жест, а непослушание Церкви, руководимой Святым Духом. И мы даже не осуждаем, но просим понять и напоминать себе, как далек этот обычай от православного духа и церковного понимания предстояния перед Богом, православного покаяния и поклонения Богу.» митрополит Антоний Храповицкий
Юрий 6 июня 2014, 16:09
Людмила, обратите внимание на серию "Православное богослужение" ПСГТУ. Маленькие цветные книжечки. Есть в Правслове на Пятницкой, в Сретенском и встречаются уже по все стране. Как минимум в ней вышли Благовещение Пресвятой Богородицы  Введение во Храм Пресвятой Богородицы  Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского  Воздвижение Честного и Животворящего Креста  Вознесение Господне  Вход Господень в Иерусалим  День Святой Троицы Крещение Господне  Неделя Торжества Православия Пасха Христова  Покров Пресвятой Богородицы  Последование Страстей Господних. Богослужения Великого четверга, Великой пятницы и Великой субботы  Похвала Пресвятой Богородице (Суббота Акафиста)  Преображение Господне  Рождество Христово Успение Пресвятой Богородицы  Чинопоследование елеосвящения (Соборование) 
Людмила 6 июня 2014, 12:33
Необходимо издание молитв для прихожан, читаемых во время вечерни Святой Пятидесятницы. Краткие пояснения всегда нужны.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×