Пастыри о борьбе с кощунством

Анна Ерахтина

Каждый день безбожный мир тестирует христиан на твердость духа и верность своим убеждениям. Фильмы «Последнее искушение Христа», «Код да Винчи» и «Последняя гробница Иисуса», концерты каббалистки Мадонны, печально известная панк-выходка в храме Христа Спасителя, визит сатанинской группы «Бегемот» и многое другое. Реалии таковы, что со всем этим приходится сталкиваться чуть ли не каждый день.

Как же реагировать на кощунство? Промолчать в надежде на то, что «само рассосется», что не следует поднимать излишний шум и привлекать внимание к подобным выходкам? В этом случае, действительно, кощунство может пройти незамеченным, а может случиться так, что о нем всё равно станет известно, мы же окажемся предателями веры. Или, наоборот, подключить все доступные связи и средства массовой информации, чтобы открыто противостать кощунникам? В этом случае налицо будет наша борьба, однако и вероятность того, что это создаст дополнительную рекламу безбожникам и их выходкам, также весьма велика. Может быть, есть какой-то третий путь, учитывающий особенности каждого такого случая? Своими мыслями об этой проблеме поделились священники Димитрий Шишкин и Святослав Шевченко, а также диакон Валерий Духанин.

***

Основным оружием христианина должно быть не реагирование на чьи-то нелепые выходки,
а собственные положительные действия

Диакон Валерий Духанин Диакон Валерий Духанин
Диакон Валерий Духанин, кандидат богословия, проректор Николо-Угрешской духовной семинарии:

– Православному человеку всегда больно видеть кощунственные выходки или выпады против Церкви. Ведь всё, что связано с Господом, для нас дорого и сокровенно. Поэтому кощунство – то же самое, как если бы кто-то оскорбил нашу маму. Это одно из самых болевых наших мест. Конечно, очень хочется как-то этому противостоять. Но что мы можем реально сделать? Здесь есть несколько проблем и несколько возможных вариантов.

Во-первых, каждый христианин находится на каком-то конкретном месте, на конкретной работе, погружен в сферу взаимоотношений, где он может четко заявить о своей позиции. Уже миновало время откровенного безбожия, когда люди безнаказанно смеялись над христианскими ценностями, а верующие были вынуждены молчать. Поэтому я считаю, что в случае с известной панк-акцией в храме было принято правильное решение обратиться в суд и добиться соответствующего наказания. Вспомним, что Господь Иисус Христос решительно изгонял из храма тех, кто нарушал святыню храма своим поведением. У нас есть союз православных граждан, который способен выступать с соответствующими заявлениями. Общественное движение способно добиваться многого.

Если Господь дал тебе какие-то полномочия, то ты обязан использовать это для служения Богу

Во-вторых, христианин не должен бояться действовать и в одиночку. Допустим, если ты трудишься в СМИ или в структурах власти, то должен предпринимать усилия к противодействию пропаганде греха. Пусть даже за это придется чем-то поплатиться. Ведь если Господь дал тебе какие-то полномочия, то ты обязан использовать это для служения Богу. Иметь возможность повлиять и не повлиять – это уже согрешить. Если ты учитель в школе, офицер армии или врач городской больницы, то и на этих местах возможно свидетельство веры и разумное противостояние кощунствам. Главное здесь – активность и четко, аргументированно высказанная позиция. Если же всё свидетельство веры сводится к сплетням в узком кругу подружек: «Вон посмотрите, что творится», то мало будет от этого толку.

В-третьих, надо бы трезво понимать, что мы не можем исправить вокруг себя всё совершающееся зло. Не надо изводить себя из-за чьего-то безумия. Как говорил об этом святитель Игнатий (Брянчанинов), не покусись остановить тайну беззакония своею немощной рукой. Греховный мир, естественно, пропагандирует грех. Наивно думать, что всё будет чистым и светлым. Грешить всегда было легче, чем освобождаться от греха. А когда человек лишен чувства святыни, ему ничего не стоит посмеяться над святыней, то есть кощунствовать. Но главная беда наша в том, что мы подчас весьма неумело проповедуем добродетель, не умеем передать это чувство святыни окружающим нас людям. То есть надо стараться делать доступное нам и не впадать в уныние от того, что мы не смогли исправить вокруг себя всё.

Мир всегда будет нести свое, а христианин призван нести свое свидетельство – о Христе. Поэтому всё же самым основным оружием христианина должно быть не реагирование на чьи-то нелепые выходки, а собственные положительные действия, проповедь веры доступными средствами, попытки всё более плотного вхождения в современные СМИ и преображение их изнутри. Ведь исконная причина обсуждаемой нами проблемы – невоцерковленность нашего общества. Человек, живущий искренней верой во Христа, не нуждается в товаре развращенных артистов. Когда никто не обращает на шоу внимание, оно теряет свой смысл. Так что это проблема ценностей общества и значения для него веры во Христа.

Стоит помнить, что совершающий кощунство человек вредит не Богу, а самому себе, лишает себя вечной участи со Христом, и в этом смысле кощунник – самый несчастный человек на свете, в какой-то мере он достоин сожаления.

***

«Кто смотрит на зло без отвращения, тот скоро будет смотреть на него с удовольствием»

Священник Святослав Шевченко Священник Святослав Шевченко
Священник Святослав Шевченко, руководитель пресс-службы Благовещенской епархии, клирик Благовещенского кафедрального собора г. Благовещенска:

– Современный мир, действительно, бросает православным христианам вызовы. И здесь важно, на мой взгляд, помнить слова святителя Василия Великого, который недвусмысленно сказал, что кто смотрит на зло без отвращения, тот скоро будет смотреть на него с удовольствием. Такова эволюция греха в поврежденной природе человека. Но по другую сторону от духовной теплохладности находится еще одна крайность – человеконенавистничество, когда верующие готовы даже избивать. Оба пути – тупиковые и никогда не принесут результата.

Наш Спаситель дал нам хороший совет для таких ситуаций: «Итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10: 16). И если попытаться сформулировать рецепт в русле святых отцов, то он будет вот каким: мы должны хорошо продумывать ответные гражданские акции, но планировать их в незлобии и любви к тем, против действий которых протестуем. И тогда всё встанет на свои места.

Можно поучиться этому у Самого Христа в тех евангельских эпизодах, когда Его пытались спровоцировать. Ведь Он не всегда молчал. Но Его ответы всегда были мудры и просты – одновременно. Самый яркий пример: «Иисус, видя лукавство их, сказал: …покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22: 18–21). По сути Господь провел публичную акцию, в которой поставил провокаторов на место. Более того, Его ответы по большей части адресовались не тем, кто Его вопрошал, а окружающим слушателям.

Как информационщик, я бы посоветовал писать спокойные выверенные посты в блогах и соцсетях, оставлять выдержанные комментарии на форумах. В отстаивании позиции подойдут неоскорбительные демотиваторы, подготовленные видеоролики и другой медийный контент. Православной молодежи можно донести свою точку зрения в каком-нибудь добром творческом флешмобе, красочными плакатами, раздачей флайеров и буклетов. Пригодится, мне кажется, в этом деле и добрый юмор. То есть на антикультуру всегда нужно отвечать культурой. И самое главное: активно пользоваться своими демократическими правами: собирать подписи, составлять обращения в учреждения охраны закона и порядка, выступать с законотворческими инициативами.

***

«Осеним себя крестным знамением и попросим: “Господи, даруй мне утвердиться во страсе Твоем!”»

Священник Димитрий Шишкин Священник Димитрий Шишкин
Священник Димитрий Шишкин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в пос. Почтовое Бахчисарайского района (Симферопольская и Крымская епархия):

Каждое высказывание Священного Писания имеет исключительную силу и глубину… Мы помним пример Павла Препростого, которого одна только фраза из псалма Давидова: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых» – вдохновила на великие подвижнические труды. Так вот, в Священном Писании мы читаем: «Начало премудрости – страх Господень» (Притч. 9: 10)… Тут нам придется остановиться, чтобы по возможности яснее понять, о чем идет речь. Страх Господень – это чувство, отличное от повседневного нашего понимания того, что такое страх. В одной из так называемых «светильничных молитв» есть удивительные слова на церковнославянском языке, которые перевести на современный русский язык практически невозможно. Это обращение к Богу, и звучит оно так: «Возвесели сердца наша, во еже боятися имене Твоего Святаго». Совершенно непонятный «обычному» человеку текст. Как же это можно возвеселиться сердцем для того, чтобы испытать страх? А дело всё в том, что страх Господень – это особенное, ни с чем не сравнимое чувство, в котором присутствует и благоговение перед величием Божиим, и благодарность, и радость от осознания того, что Бог жив и что мир существует по Его неизменным законам. И вот когда человек твердо усваивает себе это понимание – жизнь его становится иной, исполненной премудрости, каким бы простым и безыскусным ни был сам человек. Потому что премудрость Божия проявляется в нашей жизни не тогда, когда мы философствуем и рассуждаем о «высоких материях», а тогда, когда поступаем, живем по-Божески, храня чистоту православной веры.

Если человек удаляется от веры, этот человек попросту глупеет, каким бы умным и образованным он ни был

Но этот закон имеет и обратное действие. Если человек удаляется от веры, не воспринимает со всей серьезностью призыв строить свою жизнь по заповедям Божиим – этот человек попросту глупеет, каким бы умным и образованным он ни был. И глупость эта проявляется, прежде всего, в противлении Богу, и такое противление разрушает жизнь самого человека. А что может быть глупее, чем разрушение собственной жизни? Несомненно, такой человек заслуживает и сострадания, и молитвы о вразумлении, потому что Сам Господь не хочет смерти грешника, «но еже обратитеся ему и жити» (Иез. 18: 32).

Но кроме молитвы существует и дар слова, возможность беседы. Священное Писание предлагает нам говорить с такими людьми, пытаясь их по-доброму вразумить, внушить мысль о необходимости скорейшего примирения с Богом. Но эти увещевания не должны продолжаться до бесконечности. Так, Господь говорит:

«Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18: 15–17).

Обличение от Церкви есть последняя мера, дальше уже должен действовать закон

То есть – обличение от Церкви есть последняя мера, так сказать согласительная, а дальше уже должен действовать закон административный или уголовный, смысл которого (если можно так сказать – карантинный) заключается в том, чтобы здоровое большинство оградить от «больного и заразного» в духовном, нравственном отношении меньшинства. Значение действия закона чрезвычайно важно. Но и сам закон должен соизмеряться с Законом Божиим, а иначе он, напротив, может чумного назвать здоровым, а всех остальных – больными и даже еще обязать их к распространению болезнетворных бактерий, с тем чтобы все поскорее и окончательно стали чумными… Звучит как откровенный бред? Совершенно верно! А разве мы не видим всё чаще в последнее время, что откровенный бред становится нормой и даже нормой, закрепленной законодательно? Происходит это именно по причине пренебрежения Законом Божиим, от неверия и отсутствия страха Божия. Но конец всех таких дел известен – это страдание, отчаяние и погибель, если, конечно, человек не одумается и не покается.

Так что при встрече с любым видом кощунственного безумия первым долгом остановимся и во внешнем, и во внутреннем своем движении, осеним себя неспешно крестным знамением и от всего сердца попросим: «Господи, даруй мне утвердиться во страсе Твоем!» А уж потом, если это возможно, попытаемся объяснить кощунникам, что они разрушают свою жизнь и служат соблазном для других. А если кощунники нас не поймут – призовем на помощь общественность и Церковь, чтобы и она возвысила голос. Ну а если безумцы и Церкви не послушают – пусть закон пресечет их богохульную деятельность ради сохранения от духовной пагубы всех остальных.

Подготовила Анна Ерахтина

13 июня 2014 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Картины Гельмана «замироточили»! Картины Гельмана «замироточили»! ВИДЕО К прибытию нашей съёмочной группы вместо аромата мы натолкнулись на нестерпимый смрад, что позволило находиться внутри помещения не более минуты. Впечатления людей мы снимали на улице, в тридцати метрах от входа в галерею Гельмана, так как это было минимально комфортным расстоянием для нахождения там. Пощечина Иоанну Кронштадтскому Пощечина Иоанну Кронштадтскому Протоиерей Андрей Ткачев Кем был в своих собственных глазах студент, давший пощечину отцу Иоанну? Хулиганом? Кощунником? Нет, что вы! В своих глазах он был героем и выразителем социального протеста. Документальный фильм к молитвенному стоянию в защиту веры, поруганных святынь, Церкви и Ее доброго имени Документальный фильм к молитвенному стоянию в защиту веры, поруганных святынь, Церкви и Ее доброго имени Святейший Патриарх Кирилл, архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан, архимандрит Тихон (Шевкунов), протоиерей Димитрий Смирнов, протоиерей Владимир Вигилянский, Владимир Легойда, Наталья Нарочницкая и многие другие...
Комментарии
Анатолий19 марта 2016, 12:00
Открыл для себя доброго пастыря священника Дмитрия Шишкина. Очень символично, что он является настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в пос. Почтовое Бахчисарайского района (Симферопольская и Крымская епархия). Да прославляется земля Русская своими пастырями.
Максим Румянцев21 марта 2015, 00:00
У нас в Екатеринбурге колдун Симаков устроил пиар-акцию - позвал прессу и принес в жертву петуха, отрезав ему голову на православном погребальном покрове. Так он хотел устранить Петра Порошенко. Колдун топтал погребальный покров, порвал разрешительные молитвы и венчик. Я узнал об этом из местных СМИ, сделал репортаж и подал заявление в следственный комитет по Свердловской области. В итоге на Урале впервые возбудили уголовное дело по статье 148 УК РФ "оскорбление чувств верующих". Объяснять этому колдуну что-либо бесполезно... Вскоре пойду уже как Заявитель на допрос в рамках уголовного дела.
Ксения18 июня 2014, 19:00
Вчера мы побывали на Шоу Талантов в начальной школе в Голландии. Дети пели, выступали в сценках, было интересно, кроме одной сценки- как мальчик хотел стать девочкой, а девочка мальчиком, со всеми подробностями в очень кощунственном виде (а как это может быть иначе?!). Это очень печальная тенденция и она отражает современное западное общество, в котором ведь тоже живут люди, созданные по образу Божьему. Пишу это с целью призвать всех Православных к духовной бдительности, сегодня тут, а завтра и на Святую Русь эти мерзости повезут, а дети как губка все впитывают. Еще в прошлом году читала в голландской газете интервью с каким-то человеком из Рады (имя не помню), что чтобы вступить в ряды евросоюза, Киев согласен разрешить проводить там парады содомии (содимии так не называется, ими испольуемый термин вы знаете сами), так вот мы видем, какой сатанизм развязался на нашей Святой Земле и что речь идет совершенно не о лучшей жизни, здесь попытка уничтожить тех, кто мешает новой диктатуре антихристианской. Нужно окружить детей и мир вокруг нас всем прекрасным и красивым без кощунства и наполненого благодатью и светом, вся надежда только на Русский народ!
НН16 июня 2014, 19:00
Кирилл: "...на Украине активистки движения фемен спиливали наши Кресты. Не вольно ставлю себя на месте оказавшегося там-что говорить? что делать? Буря мыслей и чувств бушует, ответа не нахожу". Кирилл, говорить в этих случаях не надо... НАДО их отлавливать, задрать подол (или спустить брюки) и розгами, ремнём, дубинкой - что попадётся - так "отходить" пониже спины, чтоб недельки 2 сесть не могли. Только без гнева, а с любовью... А по-большому счёту - отмщение оставить Господу. Кара небесная недолго заставила украинцев ждать. То ли ещё будет...
Кирилл16 июня 2014, 15:00
Здравствуйте Православные! Некоторое время назад на Украине активистки движения фемен спиливали наши Кресты. Не вольно ставлю себя на месте оказавшегося там-что говорить? что делать? Буря мыслей и чувств бушует, ответа не нахожу.
Игорь15 июня 2014, 08:00
Мне непонятно одно...почему Церковь освещая Господа со стороны Его бесконечной доброты и человеколюбия умалчивает о другой Его стороне - Его абсолютном могуществе, слово Которого равно действию? У человека с пеленок формируется однобокое представление о Нем - что Его можно безнаказанно пиннуть, выстрелить в икону, устроить погром в храме, сплясать на амвоне, прикурить от лампады и за это ничего не будет. Между тем сам Господь, никого к Себе не таща на аркане и уважая свободную волю человека и его выбор жить без Него, дважды в истории человечества в назидание будущим поколениям проводил беспримерные акции устрашения - всемирный потоп и сожжение Содома и Гоморры. Наглядная демонстрация - ЧТО Он сделает с человеком, если тот встанет на путь демонического противостояния Ему. И гораздо больше примеров, когда конкретные люди за святотатство слепли, глохли и немели. И если бы Церковь в своем слове о Боге говорила и это - сатанинских выходок было бы меньше.
Иван Х.14 июня 2014, 21:00
Хорошо, что поднята данная тема. Однако я хотел бы взглянуть на неё с другого ракурса. Давайте, начнём с себя! Сколько раз с наших уст, особенно, если человек сугубо церковный, срываются кощунственные шуточки, содержащие цитаты Священного Писания, каждое слово которого - бескрайнее море Спасения! Тысячи людей до нас терзали, медленно убивали, и они пели, может быть всего несколько строк Священного Писания, которые знали наизусть, потому что были неграмотными, потому что не имели священных книг или учителей. А мы? Порою скажешь кому: Брат остепенись - это не смешно, а он смотрит на тебя как на дурочка, и заявляет: тот старец шутил с цитатами Писания или этот святой - значит и мне можно. Но ведь мы не святые, и шутим не чтобы дать наставление, а чтобы посмеяться (лучше даже сказать поржать, как кони). Честно подумаем, с кого ответ Богу будет суровее: с неверующего или с верующего кощунника? Я уверен, что, если мы исправим своё отношение к каждому слову Библии, то многим неверующим станет стыдно оскорбить нас, глядя нам в глаза (я говорю не об осатанелых богохульниках, а о среднем нецерковном человеке). Давайте любить слово Божие!
Ксения14 июня 2014, 19:00
Полностью согласна с отцом Валерием, мы не должны бурно обсуждать и декларировать везде и всюду пороки и кощунство, но если вынуждает ситуация или окружение, способствует тому род деятельности (да это даже элементарно воспитание своих детей), то нужно обличать зло. Лично я поэтому, живя в Голландии так и не смогла работать в школе, пока прекратила свой профессиональный путь и посвятила себя полностью воспитанию детей, хотя раньше тоже мечтала об интересной работе, коллективе, но Бог уготовил мне другой неожиданный для меня путь- познание Православия. Навязывание в Голландии детям в школах разговоров о содомии как о чем-то приемлемом, в кощунственной и аномальной форме, развращение детей- противоречит Христианской правде. Ей противостоять мне не удалось, но я где было возможно не молчала и в таких "просвет" уроках НЕ УЧАВСТВОВАЛА(!), на деле это оказалось ужасно трудно ВИДЕТЬ И НЕ ИМЕТЬ ВОЗМОЖНОСТИ ЭТО ПРЕКРАТИТЬ, и так я пришла к познанию Бога. Своим детям закладываю правду (даже натыкаясь на препятствие среди родственников с голландской стороны), всю свою любовь и энергию направила на свою семью, нравственное становление детей, потому что общество уже слишком испорчено, мне дышать даже трудно, хочется верить, что с Божьей милостью , мои дети пойдут по пути Правды.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке