Ласкатели слуха

Людмила Селенская

Любовь не радуется неправде, а сорадуется истине.
(1 Кор. 13: 6)

Гуманитарное лжехристианство с одним бессмысленным всепрощением своим, со своим космополитизмом – без ясного догмата, с проповедью любви без проповеди «страха Божия и веры»; без обрядов, живописующих нам самую суть правильного учения… – такое христианство есть всё та же революция, сколько ни источай она меду. При таком христианстве ни воевать нельзя, ни государством править; и Богу молиться незачем… Такое христианство может только ускорить всеразрушение. Оно и в кротости своей преступно…

К. Леонтьев. Розовое христианство

Питер Брейгель Старший. Притча о слепых. 1568 год Питер Брейгель Старший. Притча о слепых. 1568 год
    

Представьте себе ситуацию: что бы ребенок ни вытворил, мама за всё гладит по головке. Чашку разбил – ничего страшного, конфеты съел до обеда – молодец, двойку получил – с кем не бывает. Дальше – больше. Стал толстым, потому что никто не ограничивал в еде, в школе ничему не выучился, потому что не заставляли. Ну а там нарушил правила дорожного движения – ибо он не привык соблюдать правила – и оказался под машиной.

Добрая мама, не правда ли?

А нам сейчас пытаются внушить идею «добренького Бога».

Я достаточно долго посещала протестантскую общину в ранней молодости, чтобы о протестантизме сложилось четкое мнение. Один из главных камней преткновения для меня была иллюзорность многих положений, отсутствие трезвого взгляда на вещи, розовые очки. «Мы спасены», – твердили мне. Ах, как хотелось в это поверить и радоваться вместе со всеми. Но не получалось. Внутри мучительно и властно шевелилось сомнение. Не могла я согласиться и с отсутствием поста и вообще аскетики. Причем я никогда не имела аскетических склонностей и одним из главных удовольствий в жизни считала вкусный торт и болтовню с подругами. А уж когда решила повторно креститься в «Новой жизни» (я крещена в младенчестве), меня так закрутило, что я ощущала почти физическую муку. И когда причастилась в Православной Церкви, не признавшись на исповеди, что хожу к протестантам, мне было реально очень плохо.

Когда я пришла на первую исповедь, прекратив посещать собрания, духовный отец сказал мне: «Как же крепко молился за тебя Ангел-Хранитель». Так вот кто удерживал меня от опрометчивых и кощунственных поступков, вот кто не давал радоваться ложной радостью, вот кто потихонечку подводил к узкой стезе и внушал такие тяжкие для меня мысли о посте. Ангел-Хранитель! В юности я ощущала его присутствие как невидимую стену, о которую я часто больно билась. Как мне хотелось разбить ее! Как она ранила меня! Но разбивалась я сама. Позже его охрана ощущалась не так мучительно и порой радостно. Ангел оставался всё тот же, неизменный. Это менялась я и мое отношение ко многим вещам.

Как-то раз, лет в пятнадцать, я каталась на велосипеде в лесопарке и вдруг поняла, что не могу затормозить. Я летела в обрыв и кричала маме: «Я не могу остановиться!» В последнюю минуту велосипед схватил и бросил наземь муж маминой подруги. Я лежу на земле, ударилась головой, колени и ладони в крови, у дяди Юры колени разбиты, но все счастливы: еще секунда – и костей бы не собрали. Спасение было очевидным, но болезненным.

А сейчас нам пытаются внушить идею легкого, безболезненного, приятного во всех отношениях спасения. Причем далеко не только протестанты.

Многие теперь выше поста и правил. Они, понимаешь, начинают прямо сразу с любви.

Аскетика, даже в гомеопатических дозах, объявляется пережитком прошлого. Многие теперь выше поста и правил. Они, понимаешь, начинают прямо сразу с любви. И плоть им не мешает.

В начале XX века одна серьезная женщина возмущалась, почему Оптинский старец долго не принимает посетителей с тяжелыми проблемами, а часами поит чаем и кормит конфетами двух фабричных легкомысленных девушек. Старец ответил, что хочет оградить их от плохой дорожки и удерживает около себя лаской и чаем с конфетами. И на примере отца Алексия Мечева тоже видно, что чем дальше от Церкви человек, тем больше внешней ласки и снисходительности он к нему применяет. А к близким духовным чадам он был строг, но любил их, конечно, не меньше.

Мы все когда-то стояли на церковном пороге и нуждались в ласке и духовном молоке. У всех разная мера и разные темпы развития. Но неужели мы никогда не захотим пойти дальше чая с конфетами и увидеть сокровища более драгоценные?

«Ты не представляешь, какая это радость – переломить себя, доказать себе, что ты можешь!»

Дети как-то пришли с урока французского и сказали разочарованно: «Выучишь три слова, а тебе за это стикерс дают: “Молодец, мальчик, умница!” Как будто мы идиоты». Легкие достижения их не радовали. Брат специально решил добиться успехов в беге, к которому никто в нашей семье не приспособлен, чтобы вкусить сладость трудной победы. «Ты не представляешь, какая это радость – переломить себя, доказать себе, что ты можешь! Что там плавание и подтягивания – я с детства это умею, а вот бег, мучительный бег, который не люблю, только он приносит радость».

В британских школах сейчас просто культ счастья: главное, чтобы дети радовались, не расстраивались, не переживали о неудачах, не перенапрягались, не сравнивали себя с другими, имели хорошую самооценку. Как их боятся напрячь и расстроить! Я не осуждаю такой подход, в нем много есть доброго, но с боязнью перенапрячь и расстроить здесь явно перебарщивают. В конце концов, в этом выражается не избыток, а недостаток любви: чтобы не вступать в конфликт и лишний раз не расстраивать детей, учителя себя ограждают от неприятной необходимости заставлять и мотивировать, а детей лишают достижений и сладости победы, не говоря уж о том, что растут они не подготовленными к жизни. И вот попадает такой тепличный ребенок в холод обычной жизни и испытывает шок: он-то думал, что всё вокруг для его счастья, а тут приходится заниматься скучной нетворческой малооплачиваемой работой, потому что вся хорошая работа у тех, кто всё детство и юность трудился не жалея сил, у выпускников строгих частных школ, а также у китайцев и индусов, в чьих семьях культ образования и труда. Пока массы усыпляют видимостью легкой и счастливой жизни, в частных школах по старинке культивируют трудолюбие и строгую дисциплину. Консервативные слои населения оперируют таким понятием, как «tough love» – «строгая любовь».

Вспомним мультфильм «Побег из курятника». До некоторых кур доходит, что их кормят и холят не для их счастья, а для чужого стола. Умные прекращают наедаться и начинают заниматься спортом, чтобы сбросить вес и научиться летать.

Помощница знай кивает, улыбается и приговаривает: «Good! Excellent! Good! Great!»

Я преподавала английский язык как иностранный несколько лет. Как-то пришлось заменять заболевшего преподавателя. Помощница преподавателя продемонстрировала, как они готовят студентов к устному экзамену. Экзамен проводится парно. И вот сидят две студентки, одна из Польши, другая из Бангладеш, и что-то беспомощно лопочут, текст записи не понимают, отвечают невпопад, а помощница знай кивает себе, улыбается и приговаривает: «Good! Excellent! Good! Great!» Это как надо не уважать людей, которые тебе доверяют и от тебя зависят, чтобы довести их до полного провала экзаменов, лишь бы не расстраивать! Мне часто жаловались поляки, русские, китайцы и латыши, что такое отношение преподавателя их ранит, что они хотят здоровой критики и реальных успехов, а не елейных улыбок. «Никогда не знаешь, правда ли ты хорошо ответил или тебя за дурака держат». Зато бумага о проваленном экзамене придет вне зависимости от того, верили вы в успех или нет. Бумагу эту студенты получают наедине, и воспоминания о вечно улыбающемся преподавателе едва ли их утешат.

Если уж на обычный экзамен страшно идти неготовым, что уж говорить о Великом Экзамене, который нам всем предстоит пройти?

Спрячет ли нас от Суда либеральный проповедник?

Читала где-то, что безопаснее нам мыслить, как Николай Чудотворец и прочие отцы Церкви, чем как выбранный по своей прихоти учитель. Если угодник Божий в чем-то ошибался – нам безопасно будет за его спиной. А спрячет ли нас от Суда либеральный проповедник? Не бесполезно ли будет нам показывать в его сторону: «Я ошибался с ним»? Где обрящется он – и мы вместе с ним?

Близкий человек как-то рассуждал: вот, езжу в метро, вижу буддистов, такие умиротворенные лица, такая доброжелательность, а православные какие-то немирные, то обругают, то смотрят косо.

А я сказала: «Ну, мы-то в начале пути: немудрено, что дерганные. А когда горе случится или умирать будешь, кого позовешь: Будду или Христа? Спасут ли тебя мирные буддисты?» Задумался.

Даже если сто раз сказать «халва», во рту сладко не станет.

Мы можем внушить себе, что выиграли миллион, – а что толку, если за квартиру платить по-прежнему нечем?

Можно верить в то, что, выпрыгнув с десятого этажа, полетим вверх, – но есть объективная реальность, и полетим мы вниз.

Раковому больному нужна химиотерапия, а не сахарный сироп.

Никто не заставит нас выбирать узкий или широкий путь.

Выбор за нами.

Людмила Селенская

19 июня 2014 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Когда христианство утратит свое былое имя Когда христианство утратит свое былое имя Прот. Александр Шаргунов Когда христианство утратит свое былое имя Когда христианство утратит свое былое имя Слово в Неделю 2-ю Великого поста Протоиерей Александр Шаргунов Когда христианство утратит свое былое имя, тогда враги его обратят с восхищением свой взор ко временам его минувшей славы. Библия под хруст попкорна Библия под хруст попкорна Людмила Селенская Библия под хруст попкорна Библия под хруст попкорна.
История девушки Людмилы, которая пошла к нео-протестантам, а пришла в Церковь, рассказанная ею самой
Людмила Селенская Я призналась молодой «наставнице», американке: я ходила в православную церковь, мне было плохо. Она холодно пожала плечами. Уж на что они все там сахарные, внимательные, приветливые, а скажи «Православие» – и леденеют. Некоторые, поглупее, смеются. Поумнее настораживаются.
Духовный опыт: истинный и ложный Духовный опыт: истинный и ложный Митр. Месогейский Николай Духовный опыт: истинный и ложный Духовный опыт: истинный и ложный Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай Ложный духовный опыт делает нас, христиан, теми, кто, вместо того чтобы спасать себя в Церкви, чувствует, что должен «спасать истину».
Комментарии
Евгения23 июня 2014, 14:00
А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше [1 Кор. 13,13], говорил апостол Павел. Верно, любовь выше всего. Только нам-то всем до нее ох как далеко! Это как-то в толк не берется. Апостол здесь как раз приводит степени восхождения, которые каждый христианин и проходит. Нам нужно учиться любить. Возможно, те, кто призывают любить знают, о чем говорят, у них, видно сердце уже чистое. А я вот очень скоро поняла, что не могу выполнить эту заповедь не то что к ближнему, к Богу! Сердце-то мое страстное просто не способно любить! Я могу не делать ближнему внешнего зла, могу и помогать даже, но подлинно ли я люблю его? И вот как же мне без этих церковных подпор, как пост, трезвение и проч.? А какой путь самоотречения проходило большое количество подвижников, которых мы теперь святыми почитаем, сердце которых было так широко? Нужна, нужна нам эта строгость! Нет ли путаницы у тех, кто хочет начать сразу с любви? Нет ли здесь подмены? Снисходительного отношения и в первую очередь к себе? Любовь - это скорее дар Божий, как и вера и сколько дел веры нам предстоит совершить прежде, чем стяжать любовь!
Мария Р22 июня 2014, 15:00
Согласна с Мариной. Живу на западе в силу обстоятельств и мечтаю, чтоб хоть мои дети вернулись домой, на родину. Здесь ни образования нет качественного, ни культуры, ни веры. такое впечатление, что действительно "мировое правительство" выращивает биомассу для собственных целей.
Александр22 июня 2014, 09:00
Спасибо. Очень важную проблему поднимаете. Речь о лжехристианстве. Мне кажется, большинство наших проблем от отказа давать отпор нелюдям. Они наглеют и садятся всем нам на голову.
НН21 июня 2014, 23:00
Юля: ..." Если ребенка все время наказывать, он вырастит жестоким". В статье нет призыва наказывать ребёнка ВСЁ ВРЕМЯ, это ваша фантазия. Автор пишет о том, что наказывать надо только тогда, когда ребёнок ЗАСЛУЖИЛ наказание, и мамочка совершает ошибку, если вместо СПРАВЕДЛИВОГО наказания (за дело!) гладит ребёнка по голове. Согласитесь, это совсем другое, совсем не так, как почему-то поняли Вы. Нельзя допускать в отношении своих детей ГУМАНИЗМ (он здесь родителей ни к чему не обязывает и практически равнозначен, простите, пофигизму), а только ЛЮБОВЬ! "Возлюби сына своего и сломай ему ребро", то есть обязательно НАУЧИ его четко различать добро и зло, как можно и нужно поступать, а как - нельзя. Конечно, у каждого ребёнка своя мера: кому-то достаточно строгого взгляда, кому-то - слОва, а кому-то и ремня будет маловато. И мера эта определяется родителями исключительно ЛЮБОВЬЮ. Простите! Всех с праздником Всех святых, в земле Российской просиявших!
Ольга Куманцова20 июня 2014, 23:00
А как вам слова В.В.Розанова:"Европейская цивилизация погибнет от сострадательности...."Гуманность" есть ледяная любовь".
Толик20 июня 2014, 22:00
Юля Да. Ребенка надо обнимать, целовать, и... - наказывать тоже надо. Слегка. Любя.) Главное, - только что б он всегда видел, что его любят и понимают. Ну, что наказание - справедливо, а не просто в угоду наказующему, ну, удовлетворению его самости, что ль. А заскоки? У детей? - Да это часто. Тут и у взрослых заскоков выше крыши бывает.) Только ведь никто ко взрослым не пристает, и не пытается сразу наказать, ведь правда? Потому что они - взрослые, типа. Ну..., да...)
Юля20 июня 2014, 05:00
Статья призывает не к миру и любви, а к войне! Если ребенка все время наказывать, он вырастит жестоким.
Ольга20 июня 2014, 03:00
Статья человека живущего на Западе. Я тоже сейчас "там" живу. И статья актуальна для прозападного менталитета. Но есть еще пост-советский жесткий опыт 90-х годов, совсем несладкий. А у многих жесткое настоящее и сейчас (или прошлое). К этой жесткости, на незаживающие раны еще и порцию строгости? Может сначала любви? Чтобы хоть понять и прочувствовать что же это такое. А то и до отчаяния недалеко. Я наоборот очень рада, что о христианской любви стали больше говорить и писать. Слишком часто о Боге в контексте жуткого потенциального наказания упоминали. Это уже что-то рабское в душе расцветает. Каждому свой подход нужен и в свое время.
Maria20 июня 2014, 02:00
Я когда после протестантов пошла в Православный храм, я в обморок в храме падала долгое время! А первый раз после принятия Святых Таинств Христовых, меня даже вырвало :( Вот тебе и протестанты... Полностью согласна со статьей автора. Очень трезвый подход.
МаринА19 июня 2014, 23:00
Всё очень индивидуально. И на физическом плане (кому-то нужна срочная операция, а кому-то и гомеопатия поможет). И в духовном. Характеры у всех разные. Автор написала статью с общими выводами как бы для всех, но опираясь исключительно на свой личный опыт: "И когда причастилась в Православной Церкви, не признавшись на исповеди, что хожу к протестантам, мне было реально очень плохо". Это ж какую дерзость надо иметь... Не все такие. Поэтому и не со всеми надо так, как призывает автор статьи. Прыхок с девятого этажа заманчив не для всех. Уж поверьте.
Александр19 июня 2014, 23:00
Спасибо, толковая статья !
julia astafiev19 июня 2014, 23:00
спаси вас Господи.Юлия.
Толик19 июня 2014, 22:00
Л.К. Так и "штудируйте", в чем проблема? Зачем Вы на сайте с картинками тогда?) А Владимир прав. - Доброта и любовь первичны.
Татьяна19 июня 2014, 21:00
Спасибо за статью!!!!!!!!!!! Сейчас в детских садах детские психологи внушаю родителям, что нельзя "гасить" детей, нельзя им ни в чем отказывать, а то будут неполноценными(хотя в эпоху перестройки очень многие семьи полуголодали и ничиго, дети выросли, и может даже стали теми же психологами). А если что, то и мягко могут намекнуть, что органы опеки могут забрать у "жестоких" родителей и отдать ихнего ребенка очень добреньким родителям. Вот и получается, что и наши родители начинают бояться потерять ребенка и не запрещают им вообще ничиго.
Л.К.19 июня 2014, 21:00
Владимир, у вас какой-то 'левый' перевод. А статья очень здравая: нам бы серьезные труды штудировать, но букварь милее, и картинки есть.
Юлия19 июня 2014, 18:00
Владимиру: Вот Вы пишете: куда проще соблюсти пост или обряд, чем простить или помочь, или возразить неправильному мнению, от кого бы оно не исходило. В статье автор пишет как раз о том, что без смирения плоти смирения духа достичь вряд ли возможно. Пост - это не цель, пост - это средство к достижению такого состояния духа, когда находишь в себе силы простить и помочь. И вот у меня к Вам два вопроса: 1) Скажите, пожалуйста, Вы соблюдаете пост? Как-то больше доверия у меня будет к Вашим словам, если я буду знать, что Вы знаете, о чем говорите. 2) Скажите, пожалуйста, Вы сами себе присвоили роль камертона касательного "правильного" или "неправильного" мнения? Тем более невзирая на авторитеты - "от кого бы оно не исходило". Думаю, здесь Вы "опасно ходите"... Простите, если резко прозвучало.
Марина19 июня 2014, 16:00
Как живущая на Западе - с сожалением подтверждаю актуальность и серьезность проблемы, рассматриваемой в статье. Это действительно так! Я также часто расстраиваюсь, и часто сержусь на подобное отношение - ощущение как будто я - тупая корова которая наконец то смогла произнести человеческое слово! А за детей западных (да и наших, которые уже воспитываются здесь в том же духе) мне просто больно и страшно! К сожалению уже есть конкретные примеры! И всё дальше от Бога... Я думаю, что это все тот же губительный путь сатаны - из убаюкивающей пастели сразу бросает человека в суматошный бой, чтобы испугать его до отупения и начать вести по собственной - смертельной - дорожке!
anna zueva19 июня 2014, 16:00
Уважаемая Людмила, спасибо за статью. Приведённые вами примеры - это типичная "педагогика успеха". Нельзя ставить плохую оценку, "это ж травмирует, обижает, унижает ребенка", надо хвалить "он же делал". В результате мы сегодня имеем уже не только детей, но и взрослых, считающих, что за любую сляпанную ерунду ими должны восхищаться. Проблема и в том, что эти люди в принципе не принимают критики в свой адрес.
НН19 июня 2014, 14:00
Спасибо Вам, Людмила, за отрезвляющую статью. Хотя не исключаю, что не всем это понравится. Мой духовный отец (Царствие ему небесное!) говорил: если вас (всех, кто его в тот момент слушал) на исповеди священник будет успокаивать и гладить по головке - бежите от него! И в то же время, священник не должен быть ни толкачем, ни тягачем. Пастырь направляет, поправляет, наставляет... А наша душа "обязана трудиться и день, и ночь, и день, и ночь...". Безусловно, "Бог - это Любовь", но страха Божия для нас, грешных, никто не отменял. Если верим, что нас будут СУДИТЬ и ВЗЫСКИВАТЬ - то и страх будет... "Начало премудрости - СТРАХ Господень"... Наверное, есть такие люди, у которых кроме любви, других чувств не осталось... Увы, я к ним не отношусь, и потому страшусь, сомневаюсь, но и надеюсь на МИЛОСТЬ БОЖИЮ. Господи, буди милостив нам, грешным и помилуй нас! Ещё раз благодарю Вас за ваши труды и хороший русский язык.
Владимир19 июня 2014, 13:00
Автору. 28 Придите ко Мне все вы, усталые и обременённые, и Я облегчу ваше бремя. 29 Примите ярмо Моё на себя и учитесь у Меня, ибо Я кроток и смирен духом, и вы обретёте покой вашим душам. 30 Ибо ярмо, которое передаю вам, легко, и бремя, что возлагаю на вас, не тяжко". (От Матфея 11 глава / Библия. Современный перевод) Здесь речь скорее о санаторно-курортном лечении чем о химиотерапии)) Но если серьезно, то дело не в постах и обрядах, а во взаимоотношениях между людьми, куда проще соблюсти пост или обряд, чем простить или помочь, или возразить неправильному мнению, от кого бы оно не исходило. Вот вы Людмила знаете, что Апостол запрещает женщинам поучать в Церкви?
Анна19 июня 2014, 13:00
Заставило задуматься! Спаси нас, Господи!
александр19 июня 2014, 13:00
Спасибо.
Мария19 июня 2014, 12:00
Спасибо большое, статья очень серьезная, актуальная...так все и есть, не знание закона(или не желание знать)не освобождает от ответственности...
Alexis Koz19 июня 2014, 11:00
Всё по делу, всё в точку.
Павел19 июня 2014, 10:00
Спаси Вас Господь! Статья понравилась.
Андрей19 июня 2014, 07:00
Упрямому Фоме из детского стихотворения века тоже нужна была тяжёлая, но славная "победа", посредством купания в кишащей аллегаторами реке. В реальной же жизни человека окружают звери намного страшнее крокадилов и акул. Чтобы не завести ненароком слепцов в яму мало благих намерений и даже собственной зрячести, нужны ещё способности, знания и опыт.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке