Когда ждать благодарности

Диакон Валерий Духанин

    

К знакомому батюшке как-то подошла прихожанка с вопросом: «Батюшка, можно я не буду делать добрые дела?» На лице священника отразилось недоумение. «Дело в том, – пояснила прихожанка, – что как только я начинаю делать добрые дела, у меня сразу начинаются искушения, а как не делаю, так всё в порядке. Так может, мне их совсем не делать?» «Ну что ж, надо подумать», – ответил батюшка. И после того, как они вместе подумали, прихожанка стала делать еще больше добрых дел.

Мы часто надеемся, что, совершая доброе дело, непременно получим взамен тоже добро. Встречая подлость, обман, немилосердие, мы приходим к досадному разочарованию: «Как же так? Я от души старался ради других, а мне взамен такое!» Расчет на благодарность непременно обернется разочарованием.

И, увы, именно так и должно быть. Таково правило жизни, а не исключение. Если же мы ожидаем чего-то другого, то значит, мы невнимательно читали Евангелие: «Если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6: 32–36).

Вообще, говоря о подлинной любви к людям, всегда важно помнить, что эта любовь бескорыстная. А это значит, что, помогая ближним, мы не должны чего-либо ждать взамен.

Господь Иисус Христос говорит об этом так: «Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных» (Лк. 14: 12–14). Конечно, слова Христа вовсе не означают, что нам возбраняется угощать обедом родных и близких, но Господь призывает нас к большему – являть в отношении к другим людям такую любовь, которая не руководствуется земными расчетами.

В бескорыстном милосердии к ближним таится удивительная свобода.

В бескорыстном милосердии к ближним таится удивительная свобода, когда ты не терзаешься внутренне: «Да когда ж меня отблагодарят?», а радуешься, помогая другим, и в этой самоотдаче обретаешь простор сердца, какой-то внутренний источник чистых и светлых чувств. В этой связи милосердие становится вполне понятно и естественно в жизни христианина: он не может не делать добро, что бы ни происходило.

Вспомним пример святой Елисаветы Феодоровны, которая во время Первой мировой войны брала на себя в больнице самую трудную работу, ассистировала при операциях, делала перевязки, всячески утешала раненых и стремилась облегчить страдания больных. Они говорили, что от великой княгини исходила целебная сила, которая помогала им переносить боль и соглашаться на тяжелые операции. Каково же было земное воздаяние за всё это? Глубокой ночью 18 июля 1918 года великую княгиню Елисавету Феодоровну вместе с другими членами императорского дома бросили в шахту старого рудника. Когда озверевшие палачи сталкивали великую княгиню в черную яму, то она произносила молитву, дарованную распятым на кресте Спасителем: «Господи, прости им, не знают, что делают!»

Она стала усиленно молиться. И произошло чудо – родители бросили пить. Но начал пить ее сын.

А вот история нашего времени. Одна женщина после смерти супруга с трудом воспитывала ребенка. Ей удалось устроиться на предприятие богатого человека, где она числилась вроде бы в месте привилегированном – в отделе кадров. Но реально работать там не пришлось: хозяин попросил ее сидеть со своими двумя маленькими детьми-погодками. Здесь раскрылись ее воспитательские таланты. Только вот хозяева постепенно начали деградировать. Постоянные вечеринки и фуршеты, свойственные многим богатым людям, пристрастили их к алкоголю, причем не только отца детей, но и мать. Они всё чаще оставляли детей на попечение драгоценной няни, летом вообще покидали их и улетали в заморские края. Няня, видя, что пагубное пристрастие к алкоголю безжалостно вторгается в жизнь родителей воспитываемых ею деток, стала усиленно молиться. Жалея особенно малышей, она молилась горячо, с надеждой и крепкой верой. Произошло чудо – родители бросили пить, бросили окончательно. Не менее удивительно оказалось и то, что после этого начал пить ее собственный сын. Вместе с тем платили за работу скудновато. Настал момент, когда она решила уйти, но мать детей, узнав об этом, упросила ее остаться. «Без вас мы погибнем», – сказала она и стала теперь каждый месяц доплачивать няне. Через какое-то время узнал о доплате и сам хозяин. Выйдя из себя, он тут же уволил ее с работы, причем пенсия у нее оказалась самая мизерная.

Так молитва о страждущих, увенчавшаяся успехом и повлекшая искушения в личной жизни, была отблагодарена жестокостью. Для христианина в этом нет ничего удивительного. К чужой злобе по отношению к нам, к чужим зложелательствам, подобным шипению ядовитых змей, надо относиться не просто спокойно, а даже с некоторым пониманием. Как еще поступать человеку, лишенному света Евангелия? Только как ходящему во тьме. А кто во тьме ходит, тот «не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза» (1 Ин. 2: 11).

Подлинный христианин помогает нуждающимся и бедствующим просто и естественно, не замечая творимых им добрых дел: «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф. 6: 3). Он помогает так, как если бы это было для него самого необходимо.

«Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20: 35), – говорит Спаситель. Увы, мы часто хотим если и давать, то так, чтобы потом за это принимать, и принимать с излишком. К сожалению, помощь может быть и эгоистически расчетливой, и лукавой – для самооправдания.

Кто имеет подлинную любовь, тот делает добро, не задумываясь о воздаянии, являя в себе образ Господа, Который всё дает людям даром. Не имеющие любви подсчитывают, кто кому больше должен. Это уже не дар, а расчет и оплачиваемая услуга. Такой человек, сделав другим что-то даром, пытается как бы купить их свободу, чтобы они отрабатывали за его помощь, ожидает в ответ чего-либо, как процентов за вложенные деньги в банк.

Христианин – это тот, кто совершает добро только лишь потому, что и не может не делать добра. Это его обычная естественная жизнь. «Тогда-то и бывает истинная и искренняя любовь, когда кто любит нас, несмотря на то, что мы совершенно бесполезны для любящих», – говорил святитель Иоанн Златоуст.

А Господь Иисус Христос по этому поводу учил так: «Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол? Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам? Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю. Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17: 7–10).

Как важно понять, что нам никто ничего не должен. Зато сами мы должники перед Богом.

Как важно понять, что нам никто ничего не должен. Зато сами мы должники перед Богом. Христианин делает добро ради самого добра, не ожидая похвалы или награды, а поскольку источник подлинного добра – Сам Бог, то земная неблагодарность не значит ровным счетом ничего, кроме того что помогает еще раз вспомнить про ценности вечные. Делая ради Христа, мы и можем получить лишь от Христа, и то, если душа наша будет того достойна.

И еще один важный момент. Делая ради любви, христианин получает награду в самой любви, потому что иметь любовь – это уже великое счастье, что подтвердит всякий, кто хоть однажды в жизни испытал настоящую любовь.

Диакон Валерий Духанин

25 июня 2014 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Митр. Антоний: «Добро испытывается столкновением со злом» Митр. Антоний: «Добро испытывается столкновением со злом» Митр. Антоний: «Добро испытывается столкновением со злом» «Добро испытывается тем, что оно сталкивается со злом» Митрополит Антоний Сурожский Вопрос свободы является центральным, мне кажется, для проблемы добра и зла. Если бы Бог создал человека не способным на отклонения, человек был бы также неспособен ни на что положительное. Бумеранг. Рассказ Бумеранг. Рассказ М. Сараджишвили Бумеранг. Рассказ Бумеранг Рассказ Мария Сараджишвили Один таксист, курд, увидел на улице мальчика, истекающего кровью, и привёз его в 9-ю больницу. Его даже принимать не хотели. Медсёстры вокруг бегают, охают и ничего не делают. Слово в Великий Четверг. О благодарении Богу Слово в Великий Четверг. О благодарении Богу Архимандрит Тихон (Шевкунов) Бойтесь неблагодарных людей! Родители, воспитывайте в детях благодарность. Это самое главное, что вы можете в них взрастить. Я не говорю о внешних знаниях. Но духовно воспитайте в своих детях веру и благодарность, и все остальное – приложится. Но, если в силу каких-то обстоятельств вы смущаетесь и считаете, что благодарность сама по себе должна произрасти в сердце вашего ребенка, – вы жестоко ошибаетесь: дьявол не будет сидеть сложа руки и станет насаждать подобную ему самому, дьяволу, неблагодарность в сердца ваших чад. А вы пожнете плоды вашего бездействия и самого страшного человеческого порока – неблагодарности, от которой и сами будете в ужасе и смятении. (MP3 файл. Продолжительность 17:30 мин. Размер 8.5 Mb)
Комментарии
Елена Жовклая13 октября 2015, 01:00
!
НН28 июня 2014, 19:00
Alexis Koz: "Можно ли пояснить более подробно, в чем была неправда со стороны няни-кадровика?"... На мой взгляд, это не неправда, а просто человек взялся нести не свой крест, да ещё и без благословения. Её крест - её родной сын... Лариса Воронина: "Мне показалось, что в статье упущено главное: определение, что же такое "добрые дела". Мы зачастую неправильно понимаем их сути. Что говорить - я и сама раньше кидалась помогать как мне казалось по-христиански, а через какое-то время моё "доброе" обращалось во злое. Наша поврежденная натура не всегда понимает что есть добро, поэтому без разъяснений - никак". Согласна! Хорошо бы нам сначала подумать, нужна ли человеку наша помощь, коли он о ней не просит... А если помогать, то предварительно обязательно благословившись на это самое доброе дело... Рассуждение - это благодетель, а мы сначала делаем, а потом только думаем. Вот и получаетс: ни уму, ни сердцу, или как говорили наши предки: ни Богу свечка, ни че..ту кочерга". Простите.
Алексей28 июня 2014, 12:00
Не бывает искушений или испытаний сверх сил человеческих, мы должны об этом помнить, а памятование это и определяется силой веры нашей в Господа. Значит, молитва была такова, что испугала темных и приступили они... Но не даром возносим мы слова к отцу нашему Сергию игумену Радонежскому: "... яко истинный воин Христа Бога, на страсти вельми подвизался еси в жизни временней..."
Ольга27 июня 2014, 22:00
Честно говоря, история няни более навевает мысль о зависимости и созависимости. В данном случае - алкогольной. Надеюсь, что ошибаюсь; не хочется судить, особенно заочно. Но и на слово не верится.
Сергей27 июня 2014, 15:00
"Вера же вместо дел да вменится мне, Боже мой, не обрящеши бо дел отнюд оправдающих мя. Но та вера моя да довлеет вместо всех..."(утренние молитвы). Отец Валерий хотел сказать, чтоб мы не надеялись на многоделание, а делая добрые дела, уповали бы более на милосердие Божие, Его спасительное человеколюбие. А про дела: вспомните один добрый мультик: "...делай добро и бросай его в воду" (в смысле - сразу забывай о нем), "...и тогда по белой лестнице вы пойдете прямо в рай..."(к/ф "Калина красная". Ну в общем: с иронией нам бы к себе относиться надо, не раскатывать губки и не фарисействовать. Лучше мытарем себя представлять ибо не знаем Промысла Божия.
Рита27 июня 2014, 13:00
Странно, конечно, а то, что у няни начал пить сын - это точно связано с тем, что она молилась за других за избавление от пьянства? Может, причина в чем то другом? А то какая то унылось находит от таких примеров..
Сергий26 июня 2014, 23:00
Я думаю,главное-сознательно начать,а само доброделание(и поучения у Святых отцов)постепенно научат.Нельзя сразу творить дела ради Христа( нужно в себе иметь Христа,а не благочестивую самость).Но если мы покажем свое произволение,то разве не благословит Господь!?Искушения неизбежны,но ведь и милость Господа ,можно сказать, также неизбежна,если не здесь,то Там.Вспомним Пролог,как скупой торговец хлеба,чтобы избавиться от надоедливого нищего,бросил в него хлебом,а потом умер и попал на Суд.На одной чаше весов было много грехов,ангелы положили на другую брошенный хлеб и он почти перевесил грехи ...и ради такой "милости" дано было ему время на покаяние.
Лариса Воронина26 июня 2014, 10:00
У меня перед глазами пример человека, который полностью уверен в том, что делает и дела эти "святы", а то, что окружающие справедливо противятся - так это "искушение"! Не углубляясь в подробности: все вокруг плохие, а я Д'Артаньян. Мне показалось, что в статье упущено главное: определение, что же такое "добрые дела". Мы зачастую неправильно понимаем их сути. Что говорить - я и сама раньше кидалась помогать как мне казалось по-христиански, а через какое-то время моё "доброе" обращалось во злое. Наша поврежденная натура не всегда понимает что есть добро, поэтому без разъяснений - никак.
Ольга26 июня 2014, 10:00
Огромное спасибо, очень поучительная статья!!!
Лариса Гундорова25 июня 2014, 23:00
Да послужит нам всем история этой женщины благим примером для подражания! Я вижу только любовь , искренность и желание помочь от всего сердца даже не задумываясь о последствиях. Кто как не мы христиане( или так называемые?) не должны знать об искушениях, которые сразу следуют за добрым делом. На чужих при мерах это особенно видно, но к сожалению далеко не всегда в своей собственной жизни! Дай нам Бог побольше совершать добра и искренно не жалеть об этом! Если действительно хотим быть со Христом и в этой жизни и в той...Спасибо за статью.
наталия25 июня 2014, 20:00
Алексею. Понимаю про делать добро потихоньку, но как человек может рассчитать насколько потихоньку ему полезно. Бог не даст искушений сверх меры. Мне очень понравилась история про святую Иулианию, которая осталась бедной вдовой, но продолжала помогать странникам и нищим, чем могла, несмотря на искушения, и хлеб у неё был вкуснее, чем хлеб богача. Жизнь святых сплошные испытания, не успело одно пройти, как приходит другое. Да и наши обычные жизни то же самое, только в фантазиях и планах мнимое благополучие, только мы не святые. Болезни, неустройство, нужда. Делаешь добро или нет. Не знаешь откуда шарахнет очередная проблема. Как стать лучше, и как справиться с тем что есть? Господи, помилуй нас, грешных!
Лариса25 июня 2014, 18:00
В статье говорится о мудрой помощи, когда помогающий действительно оказывает помощь. Расскажу притчу- одна старая престарая старушка мать, помогает своей дородной дочери, лежащей на диване, мыть полы. Ползает старушка с тряпкой под кроватью, на которой возлегает ее дочь. Вопрос- старушка помогает дочери или развращает ее? Ответ очевиден! Именно о такой мудрой помощи и идет речь в публикации.
MaXComp25 июня 2014, 17:00
Так получается что помогаешь, помогаешь. Вот просят помочь починить компьютер, ты же айтишник. И что выходит? Те, кому помогаешь, они на тебе экономят. И так же ты отнимаешь чужой хлеб, того человека, кто на этом зарабатывает себе на хлеб...
Алексей25 июня 2014, 16:00
Статья мне понравилась,большое спасибо!однако,есть много "НО..."вот например,если человек делает добро,то в ответ приходит неблагодарность,искушения...СИЛ -ТО ХВАТИТ ВСЕ ЭТО ПЕРЕНОСИТЬ ВСЮ ЖИЗНЬ? ...я вот думаю так: не делать добро христианин итак не сможет...но делать его надо потихоньку! во-первых для того,чтобы был навык в добре,а во-вторых,чтобы не изнемочь от неизбежной неблагодарности...чтобы добро было не одноразовой акцией,а воспитанием души,но посильным для христианина.
Любовь, Украина25 июня 2014, 14:00
Поклон Вам батюшка за учение. Спаси Вас Господи!Дай Бог нам научиться делать добро с любовью в сердце.
ТаняСем25 июня 2014, 12:00
Господи,помоги мне,грешной делать добрые дела,без лицемерного ожидания благодарности,и хоть чуть чуть дай испытать свет и счастье настоящей любви!!!Услышь меня,Господи и не оставь без помощи своей!Слава Богу за все!!!
Alexis Koz25 июня 2014, 12:00
Можно ли пояснить более подробно, в чем была неправда со стороны няни-кадровика? Возможно, что-то пропущено? Или проблема в том, что после того, как дети привязались к няне, она, зная это, угрожала уйти, и только за огромные деньги осталась, что и привело (могло привести) к её дальнейшим проблемам?
Olga Vivienn25 июня 2014, 12:00
Спасибо, Вам батюшка дьякон Валерий. Как важно положить написанные слова в самое сердце и доставать в нужный момент.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке