«Заповит»

Протоиерей Андрей Ткачев

«Заповит», то есть «Завещание» это самое известное стихотворение Тараса Григорьевича Шевченко. Его наизусть учат в школе, оно помещено во все соответствующие антологии и хрестоматии. Стихотворение переведено более чем на 150 языков мира, положено на музыку, et cetera. При этом всем смысл стихотворения зловещ в полном смысле слова «зловещий». То есть «вещающий зло», говорящий о зле и зло предсказывающий. Трудно сказать, чем объяняется невнимательность к очевидному, но «Заповит» читают, поют, цитируют, вышивают на рушныках и вовсе смыслу его не ужасаются. А ведь в этом небольшом по размеру произведении с двадцатью четырью срочками по три-четыре слова в каждой поместилось два раза слово «кровь» и одно отречение от Бога.

Человек умрет. Это понятно. Пока ему ничего конкретно не угрожает, он может писать стихи о том, как он умрет и что будет после. Посреди самого смертного страха стихи не пишутся. Такова их природа. Как у Толстого в «Смерти Ивана Ильича» главный герой с омерзением вспоминает силлогизм из учебника логики некоего Кизеветтера. «Кай человек. Люди смертны. Следовательно Кай смертен». Иван Ильич, уже со вкусом смерти во рту, возмущается. «При чем здесь Кай? Пусть он смертен, но ведь я не Кай! Я тут при чем? Пусть Кай умирает.» Вот такие «стихи» пишутся, когда реальная смерть приближается к человеку-теоретику. Ну, а пока все более-менее, можно насыщать поэзию предметами, далекими от смертного ужаса, идеологическими.

Тарас Григорьевич умудрился связать свой загробный покой с потоками крови, текущей в «синее море». Зачем оно ему надо? Зачем этой крови должно быть столько, чтобы ее заметно несли в себе днепровские потоки? Что это вообще за желание? Ведь кровь сама в таком количесвте не льется. Нужно для этого кому-то резать горло, вены вскрывать или современными средствами уничтожения превращать живых людей в неживое мясо. При чем здесь поэзия? «Поэт в России больше чем поэт», - сказал ныне живущий классик, имея в виду, очевидно, то, что слово поэта превращается в дело его потомками или даже современниками. Современник Шевченко - Пушкин в завещании говорил, что «чувства добрые он лирой пробуждал». А еще «милость к падшим призывал». Только 20-й век услышит из уст поэта про «окровавленные тушки лабазников», про «ваше время, товарищ-Маузер», и проч. Но то уже было иное время, и иные небеса простирались над человечеством, свинцовые. Над Шевченко же небо все еще было «старорежимным», голубым с облачками. По ночам - звездным. О нем по-украински традиционно пели «Нiч така мiсячна, зоряна, ясная. Видно, хоч голки збирай». Это ночью. А днем: «Дивлюсь я на небо, тай думку гадаю - Чому я не сокiл, чому не лiтаю?». Тарас же Григорьевич смотрел вниз, на днепровские воды и ждал, когда они понесут в синее море вражью кровь. Странно.

Еще более странно, что после того, как кровь таки польется, он устремится к Самому Богу молиться (?). А до этого, говорит, «я не знаю Бога». Это что за молитва такая, что за вера такая, чтобы воспламениться желанием предстать перед Господом только после вида текущей крови? И что Сам Господь, не желающий смерти грешника, заменивший кровь Исаака кровью ягненка, должен делать с такими молитвенниками? Много ли Всевышнему радости от таких богомольцев? Даже если бы человек после смерти имел дерзновение душой то возноситься к Высокому Престолу, то опять ниспадать к полям и речным кручам, не думаю, что нужен был бы Господу такой молитвенный предстоятель, ставящий свою молитву в зависимость от массовых насильственных смертей.

Да будет воля Твоя... Эти слова молитвы Господней известны широко. Делай, то есть, Владыко, как Ты знаешь. Вручаю себя Тебе и доверяю Твоей обо мне заботе. Противоположность этим словам - делай так, как я хочу. Иначе я Тебя не знаю. Довольно безумная угроза, поскольку Бог без меня обойдется, а вот я без Него - нет. Но допустим Он просил: А чего ты хочешь? - Хочу, чтобы кровь ручьями потекла в море, вражья кровь. Иначе я Тебя не знаю. Возможно, будет еще один вопрос: А кто твои враги? А возможно ничего больше не будет. И так все ясно. Не ясно только одно: как можно восторгаться сказанным или не замечать смысла сказанного? Ведь одно из двух: либо никто не вдумался, либо вдумались и согласились...

Стихотворение махонькое. Его при желании можно было бы и затерять. Все-таки Шевченко писал и прозу, и поэмы. Можно было бы не концентрировать на нем особого внимания. Оно и написано в 45-м году, за 16 лет до смерти. Мало ли мы знаем случаев, когда поэты и писатели сами стыдились написанного когда-то, и рады были бы от многого отказаться. Но, написаное пером действительно не вырубишь топором. И видимо отбор «Заповита» в число избранных произведений совершился помимо прямой воли Шевченко. Сам народ припал на короткие призывы к крови и «не знаю Бога». Да и времена такие были. Вторая половина 19-го века. Социализм, потом терроризм, потом революции. «Я не знаю Бога», - это уже модный массовый клич был, а не богоборство одиночки. Потом был сумасшедший 20-й век. Ему тоже такой стих ко двору. В общем плоды случайного двусмысленного откровения очень многим пришлись со временем по душе. И учили их, и цитировали в разные времена, аж пока не доцитировались. Можно относительно бездумно звать кровь, когда крови нет. Но когда она полилась и не хочет останавливаться, пора пересматривать культурную сокровищницу. Уж не находится ли там,хотя бы частично, причина начавшихся кровопролитий?

Находится. «Вражею злою кровью волю окропите». Волю Украина получила без крови. Но призыв «окропить» повторяла долгие годы, как одержимая. Вот, нате. Впредь будьте внимательнее с текстами. Сказано же, что если винтовка висит-висит, то потом непременно стрельнет. Что если говорить человеку, что он - паровоз, то он гудеть начнет. Что вообще имя вещи недалеко от самой вещи. Скажешь «кровь», будет кровь. Сказал бы «каюсь», гладишь и покаялся бы. В споре номиналистов с реалистами украинская история доказывает правоту идеалистов. Вот что говорил об этом А.Ф. Лосев: «Слово о вещи есть слава вещи… Имя вещи есть свет вещи, испускаемые ею лучи, посылаемая ею весть о себе, красноречивое раскрытие тайны в ней…»

Таким образом, многократно повторенное, как заклинание, слово о крови, есть со временем сама кровь, вызванная к жизни неправильным отношением к жизни и к слову. Поэт на вершине сознания не имеет права послылать подобные месседжи будущим поколениям. Иначе кровь взыщется и от его рук, как это изобразил Крылов в известной басне о «Разбойнике и сочинителе». Там в Аду писатель оказался наказан сильнее злодея и возроптал. Он сослался на то, что «славою наполнил целый свет», что «не думал быть разбойника грешнее» и т.д. На это получил ответ Мегеры:

Он (разбойник) вреден был,

Пока лишь жил;

А ты... уже твои давно истлели кости,

А солнце разу не взойдет,

Чтоб новых от тебя не осветило бед...

Твоих творений яд не только не слабеет,

Но, разливаяся, век-от-веку лютеет.

И далее:

Не ты ли величал безверье просвещеньем?

Не ты ль в приманчивый, в прелестный вид облёк

И страсти и порок?

И вон опоена твоим ученьем,

Там целая страна

Полна

Убийствами и грабежами,

Раздорами и мятежами

И до погибели доведена тобой!

В ней каждой капли слез и крови — ты виной.

Желающих отсылаем к первоисточнику. Басня стоит того, чтобы быть выученной наизусть и тщательно разбираемой в школах на уроке литературы. Она касается ответственности писателя вообще, а не того или иного отдельного писателя. И вина писателя, пустившего в свет опасную идею, не снимает вины с тех, кому эта идея пришлась по душе, кто превратил ее в руководство к действию. Виноваты в конечном итоге все, полюбившие ложь и поднявшие ее, как знамя. Далее можно лишь додумать, как в Аду с опозданием прозревшие деятели будут тыкать пальцами в своего бывшего кумира и вопить: «Это ты нас соблазнил! Это твоим призывам мы поверили!». А он (они) среди того же огня ответит: «Отцепитесь от меня! Самим нужно было думать! Я просто скрипел пером по бумаге во время меланхолических приступов, и писал, что в голову взбредет!»

Неизвестно только перекроет ли этот крик препирательства звук гудящего пламени, или пламя покроет крики. И ладно. И не надо этого знать. Никому не надо этого знать. Надо только быть умнее и внимательнее и не слизывать убийственный яд, покрытый сладкой поэтической оболочкой.

Протоиерей Андрей Ткачев

Радонеж

1 июля 2014 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Игорь22 апреля 2016, 20:00
Я хоть и не православный, но согласен с батюшкой. Не говоря уже о дрянной "лингвистической" политкорректности: с какой стати нас заставляют говорить "в Украине", когда даже главный украинский националист писал "На Вкраїні милій"? Это идет от безграмотных и оголтелых украинских политиканов и с послабления наших бесхребетников. Читайте грамматику русского языка и историю русского народа.
Василий Н.17 января 2015, 01:00
Ольге Посмотрите в Википедии: "пан" (обращение), там есть информация о его происхождении. Никакого отношения к сатане оно не имеет. Откуда вы это взяли? Шевченко не читал, поэтому не могу ничего сказать о его творчестве, равно как и согласиться или не согласиться с отцом Андреем.
Ольга21 декабря 2014, 23:00
Очень прав о.Андрей. Нарыв надо вскрывать. Надо думать, за что наказывается украинский народ, и в чем необходимо покаяться всем и каждому. Почему украинство стало людям (в том числе и Шевченко) ближе, чем любовь к Христу и ближнему. А ведь маркеров много. Например, принятое обращение к русскому человеку - "господин", а на Украине - "пан"(сатана). Ситуацию надо обострять. Надо понять невыученные и непонятые уроки истории народа, ведь этот народ очень тесно связан с еврейским. И конечно, громко напоминать о неотвратимости гнева божьего.
Отвлекитесь19 августа 2014, 14:00
Иеромонах-Епифаний Руденко: "Не обостряйте ситуацию подобными статьями,зачем это делаете?" Поддерживаю мнение Батюшки. Не время для литературоведения.
Сергей 7 августа 2014, 12:00
Спасибо за статью, извините вот по-этому и не люблю Шевченко
Евгений 6 августа 2014, 16:00
Согласен со статьёй. Пришлось в школе учить это стихотворение наизусть. Беда в том, что всё творчество Шевченко Т.Г. окрашено такими мрачными тонами.
Олег Львов 5 августа 2014, 21:00
Вижу, некоторые обиделись за Шевченко :) Но ведь не в нём дело, и не о нём, по большому счёту, статья. Мало ли кто каких стихов когда написал. Но не мало, если произведение, злое по сути своей, преподносится как квинтэссенция народного духа и выражение национальных чаяний. Если большой "плюс" ставят там, где не то что "минус", а стыдливое умолчание - самое адекватная оценка. И странно сравнение в комментариях "Заповита" и Псалмов. Псалмы, как и Ветхий завет в целом, следует воспринимать через Новый, через святоотеческие толкования. А творчество Шевченко - разве Святое Писание? Какая же тут аналогия?
Александр 2 августа 2014, 13:00
Если более пристально вчитаться в "Заповит", то можно найти ещё больше отклонений от православия, чем те, о которых сказал о. Андрей. Здесь не тема народов, а тема веры в Бога. И что каждый из нас скажет в своём предсмертном завещании, то так на нас и будут смотреть наши потомки.
Надежда24 июля 2014, 12:00
Очень согласна с произведениями отца Андрея. Благослови Господи всех нас!
Дмитрий21 июля 2014, 16:00
Для Ирины Рюрик Видимо вера и церковь. Ведь, например, Лаврентий Черниговский говорил держаться Московского патриархата. Но, правда, это только духовная сторона.
Ирина Рюрик21 июля 2014, 15:00
Для Дмитрия Менталитет русских и жителей Украины, которые величают себя украинцами, отличается и всегда отличался. Это стало очень заметно по последним событиям на Украине. Так все-таки ответьте на вопрос: Ради чего мы должны держаться вместе? Что нас объединяет? Я немцев привела именно в данном контексте, что можно назвать такого общего между народами, что заставит эти народы держаться вместе.
Дмитрий20 июля 2014, 19:00
Для Ирины Рюрик но тем не менее прошлое у наших народов тесно связано и общие корни и ментальность украинцев и русских будет ближе чем немцев или англичан
Nadin14 июля 2014, 15:00
Ирина из Львова, благодарю за ответ. Почему спросила? Потому,что почувствовала какое-то пренебрежение в комментарии(08-07-2014).Одна и та же "пилюля" может по-разному восприниматься.
Ирина Рюрик13 июля 2014, 23:00
Для Дмитрия …..ведь русские, белорусы и украинци вместе хоть и Русь, но народ то мы не один, а три и каждый чем то отличается и назвать нас всех просто русские нельзя, и разве кто-нибудь говорил, что нам всем надо жыть в одной стране? Хотя и правда надо держаться вместе Я смотрю Украина появилась, судя по ошибкам в словах и по рассуждениям. Дмитрий, Вы противоречите сами себе, утверждая сначала, что мы три разных народа, а потом говоря о том, что мы должны держаться вместе. Зачем нам держаться вместе? Ради чего? С таким успехом можно сказать, что русские и немцы должны держаться вместе, хоть мы и разные народы.
Ирина из Львова13 июля 2014, 16:00
Для Nadin: да, о. Андрей крестил и венчал меня, когда мне было 48, в 1995г. Он казался мне очень молодым, симпатичным и современным молодым человеком. Но удивило, что вокруг него кучковалось множество вполне зрелого народа. Тогда и не снилось, что в нём раскроется такой дивный писательский дар. В нулевые годы о.Андрей попал в автокатастрофу, долго залечивал тяжелейшие травмы, все наши прихожане во Львове за него молились. А потом пошли его публичные лекции, потом - выступления по ТВ, потом - книги. которые у нас ходят по рукам. Его рассказы можно буквально разбирать на цитаты. Помогай Вам, Господи, о. Андрей!
Дмитрий13 июля 2014, 00:00
В "Заповіті" мне тоже многое не нравится и в чем-то надо согласиться с автором, но так категорически писать, что стих во всем плох разве можно. Нельзя делать культ, как это уже давно произошло, но надо относиться с умом к прочтенному. А призывы к крови это призывы к освобождению. В Украине тогда было не сладко и в составе Российкой империи и на западе в Австрийской. Поэт призивает к свободе, но не надо все воспринимать полностью буквально. В комментариях было написано, мол от кого нас освобождать, но ведь русские, белорусы и украинци вместе хоть и Русь, но народ то мы не один, а три и каждый чем то отличается и назвать нас всех просто русские нельзя, и разве кто-нибудь говорил, что нам всем надо жыть в одной стране? Хотя и правда надо держаться вместе
Дмитрий13 июля 2014, 00:00
Что же так жестоко с Шевченком и Украиной? Мне не хочется особо его защищать, но все же Шевченко был великим человеком. Да он и правда любил выпить, он влюблялся во многих женщин, у его стихах есть хула на Бога и с этим нельзя не щитаться. Шевченка можна назвать протестантом, изучая его жизнь и творчество нельзя сказать, что он не верил в Бога. У него есть стихи которые мне откровенно не нравятся и их нельзя принять, но много есть и хороших, например, поэма "Неофити" очень сильная. Во многих его стихах столько любви к Украине и боли ее судьбе, много стихов и о любви человеческой, которые сложно назвать плохими или безнравственными. И как уже было написано в комментариях надо брать во внимание время, Украина и правда была не свободной и он призывает с освободительной борьбе (а в многих стихах он осуждает современников за то, что они спят - и власть и обычных людей).
Nadin11 июля 2014, 13:00
Ирина, Вы действительно крестница о.Андрея?
Кристина 9 июля 2014, 17:00
Не могу понять, почему все так носятся с Шевченко,его "любовью" к Украине, и борьбой за ее независимость. Если посмотреть на его биографию, то становить ясно, что эта "любовь" к Украине не имеет отношения. Просто человек любит себя, и не может смириться с тем, что он крепостной. Даже получив свободу, он не перестал им быть в душе. Получив вольную, он не смог изменить свое происхождение. Творчество - это отражение его внутреннего мира, его страстей, и его комплексов. Если бы он писал о себе, его бы не читали,а так он умело менят слово Я на слово Украина, и вот результат - национальный герой. Жаль нацию с такими героями.
Ирина 8 июля 2014, 16:00
Дорогой о. Андрей! Присоединяю свой голос в Вашу поддержку! Здесь были любители похныкать о "бедной Украине". Отвечу, как у нас говорят:"ТАКИЙ бо бидный, а бидный, бо ТАКИЙ". И уж совсем по-простому: "За базар надо отвечать". Кто сделал чужой "базар" своим, тот и ответит. Ваша крестница Ирина.
Виталий 8 июля 2014, 13:00
"Сыне отдай кровь и прими Дух." Так учат святые отцы желающих спастись. Пока в человеке действую страсти-"ворожа кров", он не может всецело быть преданным Богу и молиться Ему. Куда же нужно отдать эту кровь? В море-"море житейских попечений", где обитает адский левиафан. А самому человеку устремиться("полынуть") к Богу, порвать "кайданы" страстей и окропить(очистить) "злою кровью" свою волю-как в древности израильский первосвященник окроплял народ Божий кровью жертвенных животных.
Вячеслав 7 июля 2014, 19:00
"...вражою злою кров`ю волю окропiте" По словарю Б. Гринченка (Вражий, -а, -е. Чертовъ, чертовскій, діавольскій). Если так прочесть то про русских там ни слова.
НН 4 июля 2014, 16:00
Статья замечательная. Никакого украинофобства в ней нет, а есть боль за происходящее и призыв к ответственности не только за поступки, но и слова... "НАМ НЕ ДАНО ПРЕДУГАДАТЬ, КАК СЛОВО НАШЕ ОТЗОВЁТСЯ...". Дорогие критики о.Андрея, не надо призывать его да и всех нас прятать голову в песок и пугать тем, что ПРАВДОЙ подливается масло в огонь. И владельцы украинских СМИ, и простые сотрудники, и все, кто работает со СЛОВОМ, должны помнить - они ответят перед Богом! Выбор за ними: цитировать Шевченко, или Гоголя, или Булгакова с Паустовским... Вячеслав: Последние строки 136-го псалма-ужасны, если вырвать их из контекста и быть готовым принять как руководство к действию.Думаю,что нужен подготовленный" читатель", готовый устроить резню после штудирования Кобзаря. Правильно думаете! Только разница есть: Псалмы сочинял Давид под воздействием любви к Богу. А Шевченко действительно штудируют в украинских школах с молодых ногтей, совсем под другим воздействием, как руководство к действию. На Украине идеология всегда была,(и идеалы!) только мы этого замечать не хотели.
Вячеслав 3 июля 2014, 21:00
Последние строки 136-го псалма-ужасны, если вырвать их из контекста и быть готовым принять как руководство к действию.Думаю,что нужен подготовленный" читатель", готовый устроить резню после штудирования Кобзаря.
Валентин 3 июля 2014, 13:00
Тихо, тихо. Успокойтесь, ругатели о. Андрея. Неприятие злости Т.Г. Шевченко , пусть и праведной, у о. Андрея всегда было и в роли национального светоча он предпочитал видеть Н.В. Гоголя. Это факт. Лично мне, наблюдая истерию в СМИ и жуть происходящего на Донбассе, невыносимо жаль, что, вероятно, никто в Украине не желает быть наречен "сынами Божиими" и "блаженными миротворцами"...
Нина Фатеева 2 июля 2014, 20:00
Наверное пришло время в Украине - ужаснуться ''Заповiту''...Не сужу , а пишу то , что вижу.Сейчас в Украине ни то что дел , доброго слова не сыщишь. Если это не выгодно : ''а что я с этого буду иметь?''. Два маленьких примера сегодня: слышу , как женщина спрашивает , где поблизости банк ? Не получив ответа , побежала дальше , лихорадочно разглядывая вывески... Спрашиваю ту , к которой она обращалась : '' она банк ищет ? ''. - Да! Окликаю ее и уточнив - какой - показала на соседний дом. Второй : пошла на базар за мятой....думаю , докуплю еще мяты , другого вида , и обращаюсь к торгующей женщине : ''у вас другой сорт , вы не скажите как мой - называется?" - Я не знаю , как ваш называется , я знаю - чем я торгую... То есть : не стало у людей элементарной доброжелательности ! Где наша ''хваленая'' православная Украина ? Если моя знакомая говорит , что слышала в Церкви , как одна подвижница сказала : ''уже все равно в какую церковь ходить , лишь бы не было войны...'' Господи , если еще можно , не наказывай нас - Помилуй!
Ирина Рюрик 2 июля 2014, 19:00
Для Игоря Линока Призывы к освободительной войне? Извините, а Вы не подскажите с кем должны были сражаться малороссы за свободу Украины? Как говорится сказали «А» так говорите «Б». Русофобством творчество Т. Шевченко Вам не попахивает? Или свое не пахнет? P.S. Что бы Вы меня не отправляли читать Т. Шевченко, хочу сказать, что я его читала и изучала, как говорится и в школе и после школы.
Ігор Линок 2 июля 2014, 18:00
К сожалению, но на мой взгляд попахивает украинофобством. Не знаю почему о.Андрей так трактует Шевченко и зачем вообще это делать? 1) Во времена Шевченко Украина не свободна и он видит не справедливость по отношению к Украине ( что видно из чтения некоторых его стихов. 2) Думаю можно сказать, что в стихе "Заповіт", Шевченко предвидит снова борьбу за свободную Украину, поэтому и говорит в стихе:понесется кровь вражья. Так же он призывает к борьбе и видит ее после своей смерти (борьбу)что видно из стиха : Поховайте (похороните) та вставайте, Кайдани (оковы,цепи) порвіте І вражою злою кров’ю Волю окропіте. То что поэт призывает к борьбе, так ведь это не грех,борьба освободительная, а не захватническая.
Анна Коробкова 2 июля 2014, 14:00
Мне статья понравилась. И не вижу в ней ненависти к украинцам (тем более, что он и не разделяет русских и украинцев). Есть боль душевная: люди-то гибнут. Мы забываем, что слово отдается не только звуковыми колебаниями, но и реальными поступками. Ведь выбрали же люди именно ЭТО стихотворение (из множества других)! Да, у нас тоже понавыбирали в свое время, и чем отдалось? Да и сейчас "аукать" зачастую продолжаем в том же духе, теперь не дай Бог отклик услышать... А басни Крылова - это сокровищница мудрости, очень рекомендую всем почитать из того, что не вошло в школьную программу!
Андрей Ткачук 2 июля 2014, 11:00
Или еще вот читаем из Откровения молитву святых, которую Бог не только слышит, но и отвечает утешением: "И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число." Для меня эти слова в стихах Шевченка о крови врагов подобны этим словам из Св. Писания, потому что сказаны они были из глубины души, чутко переживавшей земную несправедливость. И это не по отношению к себе, а по отношению к другим, к своим братьям. И если бы это было не так, то люди бы не хранили и не переводили на разные языки, и не пели и не помнили бы эти стихи.
Андрей Ткачук 2 июля 2014, 11:00
Скажу лишь одно. Вернее, приведу стихи из Псалмов, которые мы каждый раз читаем на Часах и, неужели, не замечаем этих слов?.. А ведь они еще похлеще будут, чем у Шевченко... "Ты же, человече равнодушне, владыко мой и знаемый мой, иже купно наслаждался еси со мною брашен, в дому Божии ходихом единомышлением. Да приидет же смерть на ня, и да снидут во ад живи, яко лукавство в жилищах их, посреде их." Так, может быть, все-таки, не в крови дело или "снитии во ад живыми", а в естественном стремлении человека к свободе, справедливости и правде?.. И не об этом ли обличает Христос книжников и фарисеев, что они оставили важнейшее в законе: "суд, милось и веру"? И потом еще к обличениям прибавляет: "Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?"
Елена 2 июля 2014, 11:00
Спаси Господи! Замечательная статья! Кто умеет думать - тот все поймет и сделает правильные выводы, кто слеп, чтож помолимся о них, чтобы Господь открыл им очи. Спасибо батюшка, что вы продолжаете нас вразумлять.Сердце болит за Украину!
Вика 2 июля 2014, 09:00
Я увидела свой страх. За каждое сказанное мной слово. За каждое написанное. За все, чуму я позволила жить. Да. Мы ответственны за каждый свой поступок, и слово, и мысль. Спасибо.
Василий 2 июля 2014, 03:00
Спасибо за статью, отче ! Не понимаю тех, кто считает, что не во время. Наоборот, не во время притворяться и откладывать "на потом" исцеление болезни, заботясь о симптомах. Иначе это опять на поколения растянется. Сейчас мы "спасибо" говорим тем, кто это во времена Шевченко считал нужным отложить. Потом наши внуки-правнуки прочитают нынешний гимн Украины и ужаснуться нашей "ответственности".
Анна 2 июля 2014, 02:00
Сила веры проявляется в любви ко всем и плохим и хорошим. И пастырь это всегда пример для прихожан. К сожалению,за последнее время Ваши статьи продиктованы злостью к Украине и нелюбовью к ее народу,как бы умны они не были. Зачем Вы так отец Андрей
Алексей Мазепа 2 июля 2014, 01:00
Критикам отца Андрея попробую возразить: время самое то, самое правильное - дать возможность читателю (а этот текст явно адресован учившему "Заповiт" в школе) обсушить эмоции на островке простого размышления, откуда только и может начаться более или менее скорбный путь к покаянию еще до того, как придет враг и надругается над твоей душой и телом. Тогда уж, пожалуй, поздно будет
Ксения 2 июля 2014, 01:00
Отец Андрей, к чему эта статья? Это чисто ваш собственный взгляд на данное произведение. Очень похоже, что вы сильно обижены на украинцев...Оттого-то такая желчь в статье?
Светлана 2 июля 2014, 00:00
По прочтении данной статьи осталось чувство неловкости, как минимум. Цель ее - разворошить то, что и так кровоточит и болит? Не забыл ли кто про упыря, сквозь года внедряющего в жидкие мозги малоросса крепкий боевой посыл кровопийцы-пассионария? А многие ли, ознакомившиеся с текстом одиозного стихотворения здесь и сейчас, поинтересуются и соотнесут его с биографическими данными, а еще более, с поздними, предсмертными произведениями, или же с литературоведческими трактовками оригинала, а не текста, заредактированного еще в давние времена с точностью до наоборот? Шевченко - это не один только "Заповіт", равно как и Пушкин не только "лира, пробудившая чувства добрые", но и "обломки самовластья" etc (простите, но "Гаврилиаду" не Шевченко написал). Да и про кровь - у поэтов-декабристов есть, много, задолго до злобного кобзаря. Шевченко был шафером на свадьбе Карла Брюллова, ближайшим другом Михаила Щепкина, свою первую поэму он посвятил Василию Андреевичу Жуковскому, через всю свою жизнь пронесла любовь к поэту княжна Варвара Репнина. Если вспоминать о покойном, то добрым словом, не так ли? Тем более, он и сам об этом просил... Может, лучше бы "Слово о полку Игореве" вспомнить и примерить на день сегодняшний? Куда как более злободневно.
Виктор 2 июля 2014, 00:00
Я живу на Украине. Я купил себе "Кобзарь"(сборник стихов Шевченко)еще в 1988 году,когда учился в военном училище в Сибири. Я скучал за родиной и это было понятно. Когда я стал ходить в храм православный, для меня стало НЕ понятно, а почему Украинский народ так восхваляет Т.Шевченко? Почему УНИАТы ему служат панихиды, а он их на дух не переносил.? Я так понял из стихов, что Шевченко был НЕ здоровым человеком.Столько зла, ненависти и АНТИБОГА в его стихах, что просто диву даешься. Причем ЗЛО преобладает над добром.Очень много призывов к войне и крови. Вот сейчас и пожинаем.
Зинаида 1 июля 2014, 23:00
Лишний повод задуматься, что за каждое слово каждый из нас даст ответ Творцу. Спасибо , отец Андрей! Низкий поклон. Зинаида.
Andrey Franz 1 июля 2014, 23:00
Умно. Хорошо. Здраво. Такое православие, пожалуй, соответствует времени.
Татьяна 1 июля 2014, 23:00
Татьяна Муранова, как Вы правы! Жалко, о.Андрей этого не понимает. Статья побуждает только больше ненависти к Украине и украинскому народу. Как насчёт вместо критики молитва?
Екатерина 1 июля 2014, 21:00
Согласна на 100%. "Заповит" мне не нравился никогда. Не понимаю, зачем его у нас в школах учат. Спаси Господи!
Иеромонах-Епифаний Руденко 1 июля 2014, 20:00
Не обостряйте ситуацию подобными статьями,зачем это делаете?
Георгий 1 июля 2014, 20:00
Отец Андрей как всегда логичен, внимателен и проницателен. Спаси Господи!
Елена 1 июля 2014, 20:00
Спасибо, отец Андрей за заботу. Прозвонили в звоночек предупреждая: не расслабляйтесь, будьте внимательны и к тому, что читаете, видите, и к тому, что сами изрекаете... В Ваших словах всегда много пользы нам, грешным. Храни Вас Царица Небесная!
Нелля 1 июля 2014, 17:00
Спаси Господи, батюшка! Как хочется, чтобы эту статью прочитало как можно большее количество людей! (поэзию Шевченко интуитивно не любила с детства - а вот объяснить - почему? - не умела)
Дарья 1 июля 2014, 16:00
Прочитала с огромным интересом, получила полезную пищу для ума, а также жгучие новые факты подтверждающие мою собственную точеу зрения. о.Андрей как всегда об обществе: не в бровь, а в глаз!
Татьяна Муранова 1 июля 2014, 16:00
Здравствуйте! Вот не то время для статьи. Только раздражение и непонимание. Почему сейчас, когда со всех сторон хотят славянские народы разругать, культуры разобщить. Странно, что пишет батюшка, а православный сайт, к которому обращаемся с любовью,поддерживает эту статью и публикует именно сейчас. "...Можно относительно бездумно звать кровь, когда крови нет. Но когда она полилась и не хочет останавливаться, пора пересматривать культурную сокровищницу. Уж не находится ли там,хотя частично, причина начавшихся кровопролитий?..."Столько боли в этой войне, а тут как масло в огонь!Лучше бы еще раз призвали помолиться за Украину и Россию. Полное недоумение.Спаси Господи!
Ирина Воронова 1 июля 2014, 16:00
очень своевременный комментарий, но тексте много опечаток
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке