Победа в духовной войне

    

Надоели разговоры про то, что христианство – религия для слабых. Обычно по ходу этих разговоров на заднем плане вертится идейка, что есть религии для сильных, не чета христианству. Существует и еще один вариант: можно представляться мужественным человеком и с торжествующим видом исповедовать атеизм, или агностицизм (что более «современно»): «Противно и унизительно зависеть от богов. К тому же никаких бесспорных доводов в пользу существования богов нет. Так что со своими проблемами мы справимся своими силами. Как христиане на коленях ни перед кем ползать не собираемся».

У всех этих разговоров есть один коренной изъян – фатальное непонимание христианства. Для многих сторонников сильной жизненной позиции христианство сплошняком состоит из неумения и нежелания за себя постоять, из пассивности, малодушия и узколобого фатализма. Между тем, суть христианства совсем в другом. Поищем ее в главной книге, откроем Новый Завет.

* * *

Посмотрим несколько стихов из Послания апостола Павла к Ефесянам. Здесь апостол пишет о христианском образе жизни. И его описание оказывается не медленным разливанием перед публикой сладковатого розового сиропчика, но решительным настроем на духовную войну.

Христианин – это воин Христов, а не последователь вычурного и дряблого религиозного учения. От христианина требуется мужество, готовность переносить лишения, упрямая верность своему Военачальнику. Да, духовная война отличается от обычной войны. Однако хороший боевой настрой ценится и там, и там. Так что христианство никак не является религией слабых, наоборот. Убедимся в этом, почитаем, наконец, Новый Завет.

Диавол действует против нас прямой силой и хитростью, кознями

Сначала апостол призывает ефесян взять в руки оружие и указывает, где наши враги: «Облекитесь во всеоружие Божие (τὴν πανοπλίαν τοῦ θεοῦ), чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против… духов злобы поднебесных» (Еф. 6:11). Христиане никак не могут согласиться с человеконенавистническими идеологиями, имже несть числа. Наша брань не против людей (идиома «плоть и кровь» означает «человек»), но от этого она не становится менее ожесточенной, «плюшевой». Враги нашего спасения сильнее нас, так что своими силами нам не справиться. Мы знаем случаи, когда в трудной борьбе против духов злобы поднебесных и их служителей христиане подвизались до крови, не образно выражаясь, а буквально. И мы чтим их как святых, мучеников. Это сильные Господом люди.

Диавол действует против нас прямой силой и хитростью, кознями. Вот почему нам требуется воевать, укрепляясь Господней мудростью, Его всемогущим оружием, «и, все преодолев, устоять».

Вот как идет приготовление христианина к бою: «Станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир» (Еф. 6:14). Воин стягивает себя натуго поясом, чтобы крепче стоять в бою. Блаженный Феофилакт видит в этом стягивании аскезу, утеснение себя, средство против греховного расслабления. По словам блаженного Феофилакта, «человек любострастный», то есть привязанный к наслаждениям, не может стоять прямо, страстный человек все время склоняется к предметам своих вожделений. Итак, приготовление к бою состоит в решительной борьбе со своими страстями.

Воюя против демонов, мы обретаем мир с Богом. Вот почему, облекаясь в броню праведности, христианин, по слову апостола, будет идти с благовестием мира: ведь победа над злыми силами уже совершена Христом Спасителем. Мы можем эту радостную победную весть разделить с Ним.

Воюя против демонов, мы обретаем мир с Богом

Апостол дает советы воинам, которые на войне помогут людям сохранить жизнь: «Возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф. 6:16-17). Лукавый дух мечет в христиан горящие стрелы. Как говорит блаженный Феофилакт, «диавол поджигает нас и чрез помыслы неверия, и чрез искушения». Когда диаволу удается нас искусить, довести до кризиса веры и до греха, то «мы и совестью как бы сожигаемся». Наша совесть изнутри восстает на нас. Как же примириться со своей совестью? Покаянием в грехах. Покаяние считается одной из важных сторон нашей войны против демонов. В покаянии проявляется не человеческая слабость, – нет! – а мужество признать свою неправоту. Демоны не переносят человеческое покаяние, для них это – огонь.

Апостол называет Священное Писание мечом духовным, то есть таким оружием, которым мы сражаемся против врагов нашего спасения. Божественное Писание – это не религиозная литература, написанная древними христианами, а наше духовное оружие. Им посекаются демоны. Обратим внимание на то, что апостол Павел указывает христианам на щит и меч. И еще – на шлем, который закрывает голову, то есть хранит человеческий ум от страстных помыслов. Хранение ума от греховных помыслов в полной мере обретается в аскетическом опыте священного безмолвия.

Божественное Писание – это наше духовное оружие

Далеко не всякому христианину дано вкусить благодати священного безмолвия. Но на нашем общем большом пути к безмолвию, где бы мы не находились – пусть в самом его начале – мы отсекаем страстные помыслы и стараемся хранить молитвенные покаянные помыслы. После боевого препоясания, облачения в шлем и броню, после того, как щит и меч оказались в наших руках, апостол подводит нас к Великому Богу: «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом» (Еф. 6:18). Христианская молитва не унижает человека, а ставит его перед Царем Богом. Молитва не делает человека слабым, а, напротив, укрепляет его в «день злой», помогает устоять в самых страшных испытаниях (Еф. 6:13).

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Оковы страстей и как освободиться от них Оковы страстей и как освободиться от них
Диак. Валерий Духанин
Оковы страстей и как освободиться от них Оковы страстей и как освободиться от них
Cоветы святителя Игнатия (Брянчанинова)
Диакон Валерий Духанин
Святитель Игнатий выделяет две грани и крайности, которых необходимо избегать: требование от себя скорого бесстрастия и беспечное пребывание в страстях.
На передовой На передовой
Свящ. Димитрий Шишкин
На передовой На передовой
Священник Димитрий Шишкин
Не возмущение поведением кого бы то ни было, не жалобы, не судебные тяжбы, не требования справедливости, а именно наша борьба со своими страстями будет началом изменения к лучшему жизни – и личной, и общественной.
Синдром войны Синдром войны
Игум. Нектарий (Морозов)
Синдром войны Синдром войны
Игумен Нектарий (Морозов)
Война между миром, во зле лежащим, между князем сего мира и Церковью идет, и война эта лютая. Однако она перманентна, не было такого периода в истории христианства, когда бы она хоть ненадолго приостановилась. И я никак не могу понять – откуда этот энтузиазм при разговорах о войне? Откуда такое разгорячение, такая готовность – именно воевать? Откуда эта, не побоюсь сказать, радость?
Комментарии
Соборянин16 ноября 2014, 17:26
Священнику Алексию; не думаю,что с украинским народом произошло все это за полгода... И не думаю,что Украина одна виновата,а мы не при чем. Она всегда была барышней капризной и требовала к себе особого внимания,которого и лишилась в последние четверть века. Либо мы разделяем с ней ответственность за Беловежье,скажем,либо она становится очередным штатом США.
раба Божия Ирина 1 октября 2014, 09:07
Слава Богу за все. Спаси Господи вас отец Павел за душе спасительную статью.
Ирина Рюрик18 июля 2014, 20:39
Для священника Алексия Спасибо батюшка за Ваши молитвы за землю нашу русскую и за Ваши мудрые слова.
священник Алексий14 июля 2014, 22:43
Церковь в лице своих святых и духоносных старцев прп. Лаврентия Черниговского, cхиархимандрита Зосимы (Сокура), архимандрита Серафима (Тяпочкина) и др., еще задолго до всего этого благословила борьбу тех кто сейчас воюет в Новороссии против безбожного режима Украины. Все православные, кто погибает за Святую Русь на Украине (или иначе - за единство России и Украины) становятся наследниками Царства Небесного. Все кто воюет против России, даже если они считают себя чадами Московского Патриархата - уже отреклись от Христа и являются слугами дьявола, так как правду человеческую поставили выше правды Божией. Говорю это с твердой уверенностью в своих словах, как бывший клирик УПЦ и хорошо знающий во что превратилась эта страна и ее народ за последние полгода. Знаю чем дышат и руководствуются и те и другие. Русский по происхождению может быть неправославным и против России. Но православный, живущий Преданием Церкви (Богослужением и Житиями Святых, а не домыслами и фантазиями богословов) не может не стать русским и быть против России (даже если он и негр). Мир на Украине может быть только после победы русского оружия и воссоединения Украины и России. За этот мир и возношу свои молитвы.
Влад13 июля 2014, 16:34
комментарий к комментарию - ну дело не в том, будет ли поблизости, когда тебя сразят, мулла или батюшка или их по близости не будет. Наивно полагать, что ежели тебя отпоют, то тебе прямая дорога в рай. Мало ли героев по белорусским болотам, подмосковным полям, да по бескрайним просторам матушки России безвестно разбросали свои кости? Господь Сам отпевает предавших душу свою за товарищей своих, совершающих подвиги любви. Русских мальчиков, и татарских, и украинских, и всех других...
Евгений Нагорных12 июля 2014, 01:36
Спаси Господи за статью, о. диакон! Однако, вопрос остается: понятно, что когда идет гражданская война, Церковь не может не взывать к миру, но может ли Она, тем не менее, благословить борьбу тех, кто погибает сейчас в Новороссии, полагая свою жизнь за други своя, мы же видим убитых детей и стариков,и женщин, разве не за них сражаются эти люди? Мой вопрос спровоцирован, конечно, фотографией, размещенной рядом со статьей. За мир на Украине, понятно, молимся, прошу Ваших св. молитв о мире в Новороссии, и здесь нет политического призыва, иначе это место нельзя теперь называть, не Украина же, на самом деле. Вероятно, трудно требовать от этих людей сугубо Христианского подвига, о котором пишете Вы, но можно ли благословить их на воинский подвиг? Знаете, меня один доброволец из Казани спросил, а там мулла есть? я же, говорит, когда умирать буду, мне без муллы нельзя. Есть ли в Новороссии кому отпевать русских мальчиков и вполне себе взрослых дядек, бросающихся под танки? простите
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×