Ненасытность

Протоиерей Андрей Ткачев

Какое общество взрывоопасно? - Состоящее из хронически недовольных людей.

А какие люди хронически недовольны? - Ненасытные и неблагодарные. Говорю "хронически", так как время от времени недовольным бывает самый шелковый и лучезарный человек. Такой похмурится и отойдет, поссорится и примирится, поплачет и утешится. От него нет большой беды. Большая беда - от "хроников" ненасытности и неблагодарности.

Слова эти короткие, но смысла в них много, следовательно требуется "разжевать". Ненасытный вечно устремляется к тому, чего нет, тут же после факта обладания пренебрегая тем, что уже есть. Ненасытный - самый бедный человек, ибо вечно страдает от недостачи. Ненасытный по необходимости завистлив, так как зрит то, что есть у других и чего нет у него. В обществе потребления ненасытность распаляется самим стилем жизни, в котором высшая ценость - потреблять. Реклама палит гортань, как некоторые напитки, специально придуманные для разжигания, а не утоления жажды. Вообще рискну предположить, что идеальным членом общества потребления является совершенно ненасытный и вечно неудовлетворенный человек без метафизических вопросов, бросающийся на всякую новинку и на всякую цацку, как балованное дитя, и указующий пальчиком: "Хочу!"

Если речь идет только о товарах и услугах, то все вопросы упираются в покупательную способность. Если же ненасытность вкупе с завистью ищет пищи для недовольства в социальном расслоении, в неудовлетворенном тщеславии, в мнимом правдолюбстве, в идеологической ненависти, то тут уже самое время говорить о взрывопасности. Как ты успокоишь человека которому все свое приелось, как родная жена (хоть бы и писаная красавица), а все чужое вожделенно, как известной Лисоньке - высоко висящий виноград? Кто из нас не слышал, не принимал участия в подобных диалогах на самые разные темы:

- У них (стране предполагаемого счастья) кругом чистота, а у нас даже грубый сор не метут.

- Неправда. И у нас метут.

- Да, но у них метут и моют, а унас только метлой машут.

- Да что ты! И у нас моют.

- Но у нас водой, а у них - шампунем.

- Погоди, и у нас шампунем будут мыть скоро.

- Да-а-а. У нас шампунь украдут или разбавят...

Итак далее, и так далее. Вечно недовольный человек именно неблагодарен. То, что у него есть, пренебрежено им, и те, с помощью которых он пользуется тем, что есть, не заслуживают в его глазах благодарности. Вылезши, скажем, из землянки и переселившись в комуналку, он очень скоро забудет о сырости подвалов и начнет тяготиться новыми услвиями. Оно и понятно. Человек ищет, где лучше. Но и получив со временем отдельную квартиру, он не сумеет оценить позитивную динамику переселений. Подвал совсем уйдет из памяти, комуналка останется в сознании синонимом недавнего бытового ужаса, а отдельное жилье вскоре поблекнет от жажды получить хорошую квартиру в элитном доме. И это тоже ничего. В вынужденной бедности нет красоты. Но и в притуплении вкуса от сладостей тоже нет ничего хорошего.

Потом, когда, даст Бог, и очередная мечта сбудется, воображение нарисует загородний дом, виллу, яхту, дворец в Майами (нарисовать воображение может все, что Сатана Христу на горе искушений показывал), а неблагодарное сердце откажется выстраивать в сознании цепочку неуклонного стемления вверх. Драгоценные слова "Слава Богу!" он тоже произносить не поспешит. Со стороны же динамика изменений будет всем заметна. Люди скажут: "Счастливчик". А сам подлинный счастливчик будет хмур, раздражен, ненасытен, ворчлив и на многие пакости согласен, поскольку главные доминанты гнилого сердца - ненасытность и неблагодарность.

Из "Москвича" в старенькую иномарку, из старенькой в новенькую иномарку пересело постепенно множество наших людей, но градус благодарности не особо увеличился. Из далекой и недоступной в близкую и знакомую превратилась для нас в короткие годы заграница. Все красоты мира, все знаковые архитектурные сооружения от башни Эйфеля до диковинных пагод Востока были сфотографированы миллионами наших граждан лично. В моем детстве об этом и не мечтал никто. Но благодарности особой за кардинально улучшившийся образ жизни я не слыхал. И вы вряд ли слыхали. Не научены мы благодарить. Научены ворчать и искать новых удовольствий.

Лично мне все сказанное напоминает до боли известный сюжет - сказку "О рыбаке и Рыбке". Сказка написана, чтобы беду на себя не кликать, не так ли? Говоря по совести, трудно не узнать себя в Старухе. По факту - нет, по факту никто из нас Рыбок не ловил и стремительно из курной хаты в царские покои не переселялся. Но по сердцу мы - Старухи. Сердце только тогда и обнаруживает ненасытность, злую бездонность и неблагодарность, как под дождем нечаянных милостей. Представьте себя в красках на месте Старухи, и, быть может, совесть ваша тихо, грозно скажет вам: "Ты тоже вел бы себя так же".

Некоторые вопросы есть к Старику. Еще на стадии желания супруги превратиться в столбовую дворянку Дед мог бы стукнуть кулаком по столу и поставить Бабу на место. И даже если он - законченный покаблучник (подлапотник даже - каблуков у Бабы не было), и тогда он мог, движимый неотмщенным нравственным чувством, поросить Рыбку: "Преврати ты ее, Государыня Рыбка, в жабу. Ненасытная она у меня, и добром это не кончится". Но ничего подобного Дед не просил. Он продолжал свое опасное у злой жены послушание.

В литературе есть еще одна ценная вещица, где фигурируют Рыба и Старик, и сложные между ними отношения. Я имею в виду "Старик и море" Хемингуэя. Трудно представить, что этот старик - рыбак с Кубы, поймай он не рыбу-меч, а Золотую Волшебницу, вел бы себя подобно своему русскому коллеге по ремеслу. Тот старик был крут. Он бы и жену на место поставил, и у Золотой Рыбки бесконечных глупостей бы не просил. Но это я отвлекся...

Важно сделать некий вывод. Не все же ругаться и бесплодно критиковать. Суть возможного вывода в том, что сколько в ширь не богатей - все мало будет. Чтобы успокоиться, поблагодарить за то, что есть, отказаться от большего, ежели наличного хатает с головой, нужно богатеть вглубь. Писание говорит об этом: в Бога богатеть. Если мошна толстеет, а мыслишки по-прежнему куцые, то это у человека (общества) экстенсивное развитие, это пожирание ресурса. Такова вся хваленая современная цивилизация, внутри которой этика безнадежно отстала от техники, а метафизика изгнана вон. И обречен на несчастье живущий внутри этой цивилизации и по ее законам человек. Сыт он, одет он и почти всю работу за него делают механихмы, но недоволен он, потому что не знает - зачем живет, внутреннего роста нет в нем. Остается только завидовать тем, кто имеет нечто пока недоступное. И в любом случае общество бедных внутри и недовольных снаружи людей - опасное общество.

Но вернемся к Старухе. Ходила бы она в церковь, хватило бы ей и одного нового корыта. А там, глядишь, сама Рыбка по доброте подарила бы и "домик в деревне". Читала бы бабка Псалтирь, хватило бы ей и мещанского статуса. Он уже бы показался страшен и большее бы отсеклось. Были бы у бабки внуки, а не только затюканый дед, выше дворянства после свалившегося мещанства не полетела бы ее мысль. Да и во дворянстве была бы она милосердна к таким же горемыкам, как сама она до чудесного улова. Все было бы другое, если бы кроме жадности, или вместо нее, была благодарность, молитва, сдержанность в желаниях.

Нужно, чтобы человек был и внутри, по Чехову, красив. Глубок, что ли... Нужно чтобы и общество состояло из людей, работающих над собой, богатеющих в глубь. По крайней мере нужно, чтобы количество таких людей в обществе не умалялось ниже некоего критического предела. Иначе продолжат и человек отдельный, и общество подобных ему преступно не замечать обилие окружающих благ, продолжат вести образ жизни вредного и жадного человека, как тот Демон у классика, о котором сказано: "И ничего во всей Вселенной благословить он не хотел"

Так какой же человек мил? - Благодарный.

С каким человеком приятно жить по соседству? - С благочестивым и довольным тем, что есть. Ему и податся большее. И большее будет не во зло.

Протоиерей Андрей Ткачев

Радонеж

11 июля 2014 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Алексей Журавлёв10 сентября 2015, 22:00
"Счастье потреблять - неустойчиво и тревожно" Рене Виктор Пий, роман "Обличитель" 1974 г.
Старуха11 августа 2014, 22:00
А меня по-настоящему возмутил этот старик.Поселил молодую еще совсем юную девушку в землянку...Ловил видите-ли рыбу... Дурака валял 30 лет.Он не пошел работать к богатым,не пекся о своей жене ,которую...должно любить ,как самого себя.А кто о своих и домашних не печется,тот хуже язычника и отрекся от веры.Не знаю,как вглубь он мог богатеть,если он ничего хоро- шего не сделал для супруги.У них не только корыто разбито,но даже и кошка ,смотрите:худая. Смирения у него хоть отбавляй...Ничего-то ему и не надо... Зачем в поте лица трудиться? Подумаешь-заповедь Божья. А Вам не опротивело бы жить в землянке 33 года,ходить в од- ном сарафане,стирать в разбитом корыте и иметь смиренного лентяя мужа?
Марина28 июля 2014, 18:00
Спасибо Вам огромное, что всегда не даете усыпать нашей совести. Благодарю Вас за это.
Александр Москаленко27 июля 2014, 01:00
...благодарность, молитва, сдержанность в желаниях. Вот и девиз для мятущейся души. Отец Андрей, Вы учите нас, как терпеливый и мудрый педагог. Желаю всем нам терпения. Пусть новый день будет добрым и решит хотя бы часть наших проблем. А кому сейчас тоскливо - не падай духом. Потерпи. Всё будет хорошо !
Людмила19 июля 2014, 19:00
Прости ,Господи нас грешных за ненасытность нашу. Очень правильно все написано.
Мария.18 июля 2014, 16:00
Спасибо, отец Андрей! Мама все время смотрела передачи с Вами. Мама в церковь только "иногда ходит", но очень хороший человек, правда. Раньше все время мама "жаловалась". Это было очень сложно. Я маме говорила: "Слава Богу, мама". Но как-то.... А теперь, смотрю, мама сама говорит: "У других хуже, чем у нас". Я: "Да, мама, а у нас - Слава Богу". И мама говорит: "Слава Богу". Как-то "пришло" это "Слава Богу". Со Слава Богу мама стала спокойнее и, мне кажется, счастливее. Спасибо! Все Слава Богу.
Светлана18 июля 2014, 12:00
Спаси Вас Господь, Отец Андрей! Как же Бог Вам всё вовремя вкладывает, а Вы уже и про нас,грешных, не забываете! Слава Богу за всё!
Ангелина15 июля 2014, 17:00
Спасибо за нелишнее напоминание о таких простых и таких важных вещах. Тема ведь актуальнейшая. Св.отцы учат, что страсти в нас - это извращенные добродетели. Богом заложено в человека стремление к совершенству,а в падшем состоянии оно превратилось в погоню за вещами, комфортом, нулями в банковских счетах... А как иначе? Человек-то понимает, что развиваться надо, а сознание полностью материалистическое. И развитие человек понимает соответственно. Но как только человек начинает развиваться внутренне, по о.Андрею "внутрь богатеть", земные побрякушки постепенно теряют свою привлекательность. И нет ни сил, ни желания за ними гоняться. Что есть, за то и слава Богу. Жажда достижений удовлетворена ИЗНУТРИ. Вот только, к сожалению, не все так просто, как во фразе "...ходила бы старуха в церковь, хватило бы ей нового корыта". Не знаю, где как, а у нас немало народу как раз "ходит в церковь", чтобы "вымолить" себе побольше разных "корыт"). Свечи пучками, шепот над иконами... И даже в проповедях порой эти мотивы слышатся:-/ Так что само по себе "хождение в церковь" еще никого лучше не сделало. "Что вы зовете Меня - Господи,Господи! - и не делаете того, что Я говорю?" Надо бы не просто ходить в Церковь, а знать ее, любить, быть ее частью, чадом верным - насколько сил хватает. Тогда, с Божьей помощью, что-то да сместится в иерархии ценностей.
Ирина13 июля 2014, 00:00
Спаси Вас,Господь за труды!Один батюшка сказал,прежде чем попросить Бога о чём-нибудь, поблагодари сначала Его за то, что есть.
протоирей Александр12 июля 2014, 19:00
Спаси Вас Господи , о.Андрей !
Надежда12 июля 2014, 09:00
С праздником всех. Благодарны за такой подарок всем нам . Статья очень нужная и откровенная. Желаю милости Божьей и храни Вас и вашу семью Господь.
Anna12 июля 2014, 08:00
Spasibo, Thank you, Danke. Sama bila svjazana s nenasitnim i vecno nedovolnim celovekom, poka BOG ne poslal mne Ljubovj, poka BOG ne otkril mne glaza cerz mudrostj svoju, cerez bibliju, cerez molitvi. Teperj scastliva, radujusj tomu, cto imeju, a samoje glavnoje odna iz docerej toze k Bogu vernulasj i devocek svoih privela... SLAVA BOGU!!!
Монгол Иванов12 июля 2014, 06:00
Современное , своевременное православие что может быть лучше? Ничего.
Надежда12 июля 2014, 02:00
Спасибо, Отец Андрей, за Вашу простоту в объяснении сложнейших категорий. Мне покоя не дает, как объяснить близким, что "богатеть надо внутрь" и ценить то, что есть? Объяснить так, чтобы не шарахались от своей православной жены, матери, бабушки :)) Ваши "жизненные формулировки" беру на вооружение :)). Спаси Вас, Господь! Радости Вам!
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке