Почувствовать Бога

Священник Димитрий Фетисов

Среди тех интересных и, несомненно, важных внутриправославных дискуссий, в которых мне доводилось участвовать самому или наблюдать со стороны, меня в последнее время очень «напрягает» аргумент, который всё чаще можно услышать от одной из спорящих сторон. Этот аргумент касается участия чувственной сферы бытия человека в его религиозной жизни.

Возьмем, например, вопрос о частоте причащений в современной практике церковной жизни. Противники частого причащения непременно выдвигают следующий тезис: человек, причащающийся часто, привыкает к Таинству и перестает ощущать благоговение к нему, подходит к Чаше без должных благочестивых чувств и переживаний.

То же самое и про исповедь. Обычно говорят примерно так: «А зачем, собственно, исповедоваться каждый раз перед причастием, перечисляя все эти повседневные мелочи типа раздражительности или празднословия? Ведь так, в конце концов, в силу привычки теряется самое главное – покаянное чувство сокрушения о своих грехах, которое человек должен пережить, омыв умиленными слезами свое падшее естество».

Ну а не так давно, пару лет назад, меня буквально «сразили наповал» мои прихожане – благочестивые супруги, усердно посещающие храм и весьма неформально относящиеся к духовной жизни. Когда у них родился второй ребенок, они наотрез отказались крестить его, так как дитя, по их мнению, пока еще не сможет должным образом «прочувствовать свое крещение». Так малыш, которому уже 2 года, и растет без общения с Богом в установленных Им Таинствах, а ведь они, собственно, и являются самым главным даром, который основатель Церкви – Спаситель – нам оставил.

Что тут скажешь? Очень показателен последний случай с отказом от крещения младенца: в нем был доведен до абсурда тезис, выдвигаемый в контексте спора о частоте причащения и исповеди, где вопрос явно ставится неправильно и благая в принципе мысль о сокрушенных и возвышенных чувствах становится здесь прямо-таки опасной.

Почему?

Во-первых, в последнем случае, а иногда и в первых двух, касаемых исповеди и причастия, речь нередко идет о проблеме духовного сладострастия. При этом недуге новоначальный христианин начинает искать чувственного (пусть и довольно возвышенного) услаждения в молитве, подменяя стремление к Богу страстным исканием второстепенных последствий близости к Нему – слезного покаяния, теплоты сердечной и радости, которыми Господь действительно авансом одаривает иногда неофитов.

Преподобный Никон Оптинский по этому поводу прямо говорит: «Во время молитвы неполезно стремиться к высоким чувствованиям. Надо только в смысл вникать произносимых слов, внимательно молиться, и тогда, со временем, Господь даст и озарение духовное, и умиление сердечное…»

Целенаправленно искать в молитве «духовного жара» – это всё равно что жениться на девушке из-за ее приданного или одной ее телесной красоты. Человек, вставший на такой путь, очень быстро теряет настоящие, Богом данные возвышенные чувства. Тогда он или смиряется, понимая свою неопытность и греховность, и прибегает к опыту святых отцов, к послушанию у своего духовника (или хотя бы приходского пастыря, если духовника нет). Или же начинает впадать в состояние грубой прелести – духовного самообмана, продолжая и дальше возгревать свою чувственность, что нередко приобретает совсем уродливые формы. Ну а потом такого горе-аскета попросту «выносит» из Церкви, и он, перестав ходить в храм, всю жизнь вспоминает: «А ведь было время – со слезами молился!»

Поэтому некоторые святые отцы даже подчеркивают, что неспособность к возвышенным чувствам у новоначальных – это особый Божий Промысл о нас. Преподобный Лев Оптинский в одном из писем поясняет по этому поводу: «Вы, вкусивши по милосердию Божию сладость и утешение от молитвы, теперь не обретая сего в себе, смущаетесь, унываете, считаете себя виновницею сей потери, и ваше нерадение это – истинная правда. Но я нахожу здесь и Промысл Божий, отъявший от вас сие утешение; не победивши страстей и не очистивши сердца своего, можно ли сохранить это богатство без вреда! И не дастся вам оно к пользе вашей, дабы не впали в прелесть…»

Согласно православной аскетике, чувствам, даже самым возвышенным, вообще не следует доверять.

Во-вторых, чувствам, даже самым возвышенным, согласно православной аскетике, вообще не следует доверять. Да, они могут быть освящены Богом, но у кого? У святых людей, которые, достигнув состояния обожения, восстановили свое падшее естество. Ну а нам, обычным людям, следует помнить, что все мы, в большей или меньшей степени, находимся в состоянии прелести и не способны объективно оценить те или иные явления духовного мира и тем более свое состояние. Наша оценка субъективна и может нас завести весьма далеко.

Именно поэтому и существует в православной традиции институт послушания и духовничества. Именно поэтому вопрос частоты исповеди или причастия находится, в конечном счете, в ведении духовника или даже простого приходского священника, если духовника пока еще нет. И именно поэтому иногда, вопреки чувствам, нужно понуждать себя на молитву и даже на участие в Таинствах.

Преподобный Иосиф Оптинский: «Молиться с самопонуждением состоит в нашей воле, а молиться с умилением зависит от Бога».

Преподобный Иосиф Оптинский подчеркивает, что самопонуждение в молитве – это непременный этап духовного роста: «Молиться с самопонуждением состоит в нашей воле, а молиться с умилением зависит от Бога. Мы же должны молиться молитвою, какою можем, а за самопонуждение Бог даст и умиление в свое время, когда Ему благоугодно будет».

В-третьих, следует помнить, что наше естество восстанавливается постепенно, в обратной последовательности своего разрушения. Думаю, многие помнят, как в детстве при совершении первых осознанных дурных поступков нестерпимо жгла совесть и невинные чувства находились в страдальческом смятении. Причем это было вовсе не из-за того, что «родители влепят», а в связи с тем, что еще не извращенное вместилище чувств – сердце – страдало от пока неестественного для него греха. Куда потом всё это подевалось? Было беспощадно выжжено и полностью извращено (у некоторых до такой степени, что даже сам вид страдания других людей вместо ужаса и отвращения начинает вызывать наслаждение – именно для таких граждан снимают фильмы, где живьем отрезают головы и кровь хлещет фонтаном).

Последним бастионом, долго и упорно не поддающимся духовной деградации, является ум. И если хотя бы умом человек понимает, что его жизнь не соответствует Евангелию, значит, он уже может исповедоваться, и это будет пусть и несовершенное, но покаяние. Если умом христианин изо всех сил старается уразуметь, что перед ним Тело и Кровь Господни, то даже при молчании (а то и искусительном смятении) чувств может он, на мой взгляд, с благословения пастыря причащаться.

Ну а образное вместилище чувств – сердце – с годами (а может, и с десятилетиями) хотя бы отчасти восстановится при помощи благодатных Таинств и аскетических упражнений, и мы действительно сможем молиться, благоговея перед своим Творцом не только умом, но и возвышенными, очищенными от страстей чувствами. Сможем – как бы это дерзновенно ни звучало – умилиться и возрадоваться, почувствовав близость Бога…

Священник Димитрий Фетисов

5 сентября 2014 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Молись! Молись! Игум. Нектарий (Морозов) Молись! Молись! Игумен Нектарий (Морозов) Молись, потому что это самый естественный путь к тому, чтобы обрести то, что тебе действительно необходимо. О молитве окамененного сердца О молитве окамененного сердца Архим. Софиан (Богиу) О молитве окамененного сердца О молитве окамененного сердца Архимандрит Софиан (Богиу) Мы сможем отложить все мирские попечения, когда наше покаяние в грехах, эта таинственная молитва к Богу, разобьет броню окаменения и бесчувствия, которыми мы были закрыты. Как бороться с охлаждением к молитве и сердечным нечувствием? Как бороться с охлаждением к молитве и сердечным нечувствием? Иеромонах Иов (Гумеров) У меня появилась сильная леность к молитве и ещё страсть – долгоспание. Особенно вечером очень сложно встать на молитву. У меня был сильный страх не помолиться. Не прочитать правило вечером или с утра было равносильно смерти. Весь день могло не быть покоя от укорения себя и чувства незащищенности. Помогите разобраться, в чем тут дело? Как быть? Мне очень тяжело так жить. Как быть с правилом? И каково его значение? Не знаю, просто помогите мне делать все правильно. Огромное спасибо!
Комментарии
ИННА КУЖЕЛЬ12 января 2015, 19:00
Здравствуйте все! Мир Вашему дому! Статья очень поучительная и полезная, за что выражаю свою благодарность. И те кто прочитает эту статью то обязательно найдет важное и полезное для своей души...
НН13 сентября 2014, 10:00
Кайпини Атоллов: НН. "... Хитрое язычество любит рядиться в одежды праведности. Но может я не прав?.. Тогда извините". Не знаю, возможно. Бог Вас простит, а я не обиделась.
Ольга12 сентября 2014, 15:00
а если, напр, человек чувствует, что Бог простил ему грехи, то нужно не доверять этому чувству? Или наоборот, человек сам себе простил и не мучится совестью, она у него спокойна (не в смысле, что "уговорил" свою совесть, а на самом деле она у неё спокойна), то в этом случае может быть, что человек чувствует освобождение от греха, а Бог его не простил?
ольга10 сентября 2014, 13:00
Благодарю отца Димитрия за статью.Господь через Вас просветил меня грешную. А то я в уныние начала впадать. Слава тебе Господи!
Михаил 9 сентября 2014, 02:00
Как скажет духовник, а если нет - приходской священник так и делать надо, я считаю. Ото самое правильное. Получается, что положил на Бога упование. А если выдумывать, ждать пока снизойдет желание, вдохновение, хочу-не хочу, достоин-не достоин, - это всё бесовское. Мало ли, что я не хочу молиться? Есть же правило, стало быть пообещал выполнять. Вот и держи слово. Хоть бы ад у тебя в сердце был. Бог же чем отличается - Он Верен и Праведен. Т.е. Христос слово держит. И мы знаем, что точно так и есть. Был послушлив и верен до смерти. Ему же тяжело было, но Он всё равно сделал всё, что пообещал. Твоё правило, это то, что ты ДОЛЖЕН. При любом раскладе. Я вот начал себе поблажки делать, и очень большой вред поимел оттого. В результате и молитвы нет, и правила нет и религиозное чувство ослабло, и уныние и грехи и вообще всё плохо. Не дай Бог никому.
Кайпини Атоллов 8 сентября 2014, 14:00
НН. Вот вроде все правильно пишете... Однако,часто бывает: жена,глядя на шубу в магазине уверенно говорит мужу: недостойна я ее,да... А после того,как он ее ей купит - рада,как младенец... Хитрое язычество любит рядиться в одежды праведности. Но может я не прав?.. Тогда извините.
Сенча Евгения 8 сентября 2014, 11:00
Спасибо,отче Димитрие!Мне очень помогла Ваша статья:разрешила многие сомнения и недоумения.
Наталья 8 сентября 2014, 10:00
Спасибо за статью. Мне необходимо причащаться не менее раз в месяц, чтобы на душе было тихо и спокойно, иначе помыслы тащут в разные стороны, и сил не хватает им противостоять.
раба Божия Татиана 8 сентября 2014, 04:00
Спаси Господи, батюшка, как хорошо сказал, понятно, просто! Я из первых - смирившихся со своей греховностью и неопытностью, такой соблазн свалить все на духовного отца! Помолитесь о нас, грешых.
Оксана 7 сентября 2014, 18:00
Большое спасибо! Очень полезная, хорошая статья!
Галина З. 7 сентября 2014, 14:00
Спасибо за нужные слова, я уж грешным делом стала причащаться реже, думая, что благодать Божия дается за хорошую подготовку к причастию, за пост , хотя бы в 3 дня, ну и за искреннюю исповедь, которая чаще формальная. Причащаешься, а удовлетворения ни какого! Только совесть мучает. А все зависит от состояния души, преданности Богу и силы Веры. Как говорит моя подруга: мы всегда должны быть готовы к причастию. Выходит, беспечность наша всему виной? Спаси вас Господь !
Наталья Богоявленская 7 сентября 2014, 00:00
Несколько лет назад было у меня: стоишь на литургии, и словно над землёй поднимаешься, во время Херувимской и Таинства Евхаристии слезами умоешься... А потом всё это -- исчезло, как и не было. И меня это мучило: что же я, окаменела совсем? Статья многое прояснила и объяснила: спасибо вам, отец Димитрий. Уже с сентября, за полгода, начинаю отсчитывать время до Великого поста, как "до дембеля". На восхищённые комментарии знакомых никак не реагирую, молчу, потому что понимаю: это вовсе не о благочестивости моей говорит, а о несовершенстве, немощи. Сам пост даёт тебе настрой, заставляет держать себя в духовных рамках, а потом всё это куда-то улетучивается, за год распускаешься... Простите меня.
Владимир Степанов 6 сентября 2014, 19:00
Я воцерквлен 2 года. Сначала просто ходил в храм, потом стал исповедоваться, после 3-4 раз попробовал причаститься. Моя потребность в причастии - 1 раз в месяц. Но под завершение Великого поста - в Лазареву субботу, в Вербное воскресение, в Великий четверг, субботу и Пасху. Домашних предупредил, с работы отпросился, ходил на все службы с вечера Среды до Пасхи, вычитывал ежедневно покоянные каноны и последования. В Пятницу, на вечерней службе, я своим замшелым умом осознал каково было Господу терпеть наши бесчинства, каково Ему и сейчас смотреть на нас. Я действительно плакал (хоть и стеснялся) о своей ничтожности и слабости. В Воскресенье я ликовал нутром. Для меня это был великий момент и Праздник. Потом я понял, что всю Светлую седмицу бесы не могли меня достать - я был спокоен, никто не подбивал меня на грех. Я знаю, что когда первые разы исповедушься, то стряхиваешь пыль грехов, под которой толстый глиняный слой грехов, о которых не догадываешься. Обнаружить этот слой без покаяния и внимательного чтения последования, без поста - практически невозможно((( Очистить его еще сложнее. Каждый должен осознать это, и найти свой посильный ритм очистки. Только бы успеть...
НН 6 сентября 2014, 14:00
Ольга: ..."У каждого свой ритм жизни, свой распорядок дня, работа и т.д. Один работает семь дней в неделю, другой – два, а третий – вообще не работает и все время в храме проводит"... Ну да, но какое это имеет отношение к духовной жизни? Может быть разной МЕРА поста,да и то на усмотрение духовника (по болезни и ОСОБОМУ внутреннему состоянию). А то при таком либерализме следующим шагом будет учитывание расстояния от дома до храма и размера зарплаты... Большинство людей так устроено, что всеми правдами и неправдами стремится облегчить себе жизнь, это неплохо, когда касается физического состояния, а вот когда духовного - опасно. Если ты очень твёрд в вере - можно иногда давать себе "поблажки", а если не очень - то хитрый ум сразу же "подскажет" МАССУ причин, почему на этот раз можно и не причащаться ( или пост ослабить, или службу пропустить, или Правило не читать и т.п.). Без духовного руководства очень опасно... Простите!
Екатерина 6 сентября 2014, 14:00
Спасибо большое за эту статью! Я очень долго мучаюсь этим вопросом, хочу еще несколько раз перечитать!Лично для меня - это очень важные слова.
Николай Владимирович 6 сентября 2014, 00:00
Частоту Причастия,исповеди,вообще ритм духовной жизни нужно определять по настоятелю своего прихода,духовнику,прочим священникам. По-благословению. Ибо "свет мирянам иноки-свет инокам Ангелы". А священники причащаются за каждой Литургией,хотя "на голенищах их сапог больше всего грехов и умещается"... Вообще Господь воплотился,чтобы восстановить наше Богообщение и когда люди по 20 лет ходящие в Церковь продолжают утверждать,что часто им следует причащаться,что говорить на исповеди,возникает вопрос: а с кем они общаются в Таинствах? Зачем ходят в храм? Может быть лучше вступить в партию какую-нибудь и там тусоваться? А если у женщины "везде сердце" так и не соединившееся с умом,то не следует устраивать театров одной актрисы,демонстрируя свое псевдо-смирение,а слушаться мужа. Тогда и без слов все понятно будет.
Ольга 5 сентября 2014, 23:00
Для мирян не должно быть никаких шаблонов и жестких рамок, у каждого свои «нормативы» частоты Исповеди и Причащения. По потребности души и возможностям. А они у каждого – свои. Лучше меньше, да лучше.)) В погоне за количеством можно навредить качеству. У каждого свой ритм жизни, свой распорядок дня, работа и т.д. Один работает семь дней в неделю, другой – два, а третий – вообще не работает и все время в храме проводит. Ни к чему эти дискуссии о частоте причащения. Один пришел первый раз в храм, а его, работающего по 12 часов в день, да еще на дорогу тратящего 4 часа, сразу заставляют причащаться каждый месяц, а ему это не под силу. А другой всю жизнь в храме служит, живет в нем. Нельзя всех под одну «гребенку».
НН 5 сентября 2014, 18:00
"...человек, причащающийся часто, привыкает к Таинству и перестает ощущать благоговение к нему, подходит к Чаше без должных благочестивых чувств и переживаний"... Ох, горе мне... Даже и не очень понимаю, о чём речь. Во-первых, часто - это сколько раз: а)- в неделю; б)- в месяц; в) - в пост? Понимаю, что духовник благословляет ( а большинство своих он одинаково благословляет, за редким исключением), но как - КАК ПРАВИЛО? Какие чувства... Только сознание, что вот Тело и Кровь Христовы, а ты Их не достойна... Ничего, кроме страха и недостоинства. А после - да, радость: Слава Тебе, Господи, сподобилась! И всё. Сокрушаться на каждой исповеди и плакать о своих грехах - это ДАР БОЖИЙ, мне бы хоть ОСОЗНАВАТЬ свои грехи и ВИДЕТЬ хотя бы большинство из них. И исповедовать, уж как умею... Простите!
Наталия 5 сентября 2014, 17:00
Ну а может и молиться часто вредно? потеряем благоговение? Конечно причащаться потому что надо, т.е. дежурно - это не полезно. Должна быть потребность, жажда богообщения, тогда и частое причащение не во вред будет. А и частая исповедь без борьбы со грехом превращается просто в психоанализ. Духовная жизнь - это труд, и кто трудится, тот знает, как это сложно, и как глоток живой воды - каждое благословение, каждая исповедь, каждое Причастие!!!!....Простите меня грешную
5 сентября 2014, 15:00
Спаси вас Господи
Галина Б. 5 сентября 2014, 15:00
Спасибо, очень хорошая статья. Отрезвляющая горячих неофитов. Нам же хочется всего и сразу: и вкусно поесть, и Божией благодати за то, что отказались вкусно поесть. Будем стараться, как можем. Не оставь нас, грешных, Своим заступлением, Господи.
Николай 5 сентября 2014, 14:00
//Противники частого причащения непременно выдвигают следующий тезис: человек, причащающийся часто, привыкает к Таинству и перестает ощущать благоговение к нему, подходит к Чаше без должных благочестивых чувств и переживаний.// Святитель Феофан Затворник: «Надо причащаться все четыре поста. Можно и еще прибавить, причащаться в Великий и предрождественский по два раза... Можно и еще прибавить, но не слишком, чтобы не оравнодушиться... что касается до "чаще", то не надо учащать, потому что частость эта отнимает не малую часть благоговения к сему величайшему делу... разумею говение и причащение. Я, кажется, уже писал, что довольно поговеть и причаститься в каждый большой пост из четырех» (т.I,п.185,с. 206).
Ярослав 5 сентября 2014, 13:00
Правильно сказано о послушании и духовничестве. Без благословения предпринимать ничего нельзя. Многие этого не понимают, поэтому их дела заканчиваются плачевно.
Дмитрий 5 сентября 2014, 13:00
По поводу частого причащения. Когда я от случая к случаю причащался, чувство благоговения было, но слабое и быстро забывалось. Только когда пришел к жизни с ежевоскресным причащением, стал с каждым разом все острее и острее чувствовать потребность в этом Великом Таинстве.
Анна 5 сентября 2014, 12:00
Полезная статья, хороший слог, здравые мысли. Спаси, Господи!
Анна 5 сентября 2014, 12:00
Спаси Господи! Статья прояснила многое! Показанный путь от деского страдальческого смятения до выжженого сердца очень нагляден. Меня действиятельно смушало, то что в моем сердце каменная пустота граничит с порой очень горячими эмоциями, которые потом куда-то пропадают! Было уныние, самокопание! Теперь понятно - что еще не время, и каменное сердце - стойкий диагноз, еще многое надо лечить!
Лариса 5 сентября 2014, 11:00
Спасибо, большое спасибо! Очень актуально для меня, просто разрешили мой вопрос этой статьёй
Елена 5 сентября 2014, 11:00
Cпаси господи за статью.Очень нужная и полезная. Любви и радости Вам. Спасибо.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке