Почувствовать Бога

Среди тех интересных и, несомненно, важных внутриправославных дискуссий, в которых мне доводилось участвовать самому или наблюдать со стороны, меня в последнее время очень «напрягает» аргумент, который всё чаще можно услышать от одной из спорящих сторон. Этот аргумент касается участия чувственной сферы бытия человека в его религиозной жизни.

Возьмем, например, вопрос о частоте причащений в современной практике церковной жизни. Противники частого причащения непременно выдвигают следующий тезис: человек, причащающийся часто, привыкает к Таинству и перестает ощущать благоговение к нему, подходит к Чаше без должных благочестивых чувств и переживаний.

То же самое и про исповедь. Обычно говорят примерно так: «А зачем, собственно, исповедоваться каждый раз перед причастием, перечисляя все эти повседневные мелочи типа раздражительности или празднословия? Ведь так, в конце концов, в силу привычки теряется самое главное – покаянное чувство сокрушения о своих грехах, которое человек должен пережить, омыв умиленными слезами свое падшее естество».

Ну а не так давно, пару лет назад, меня буквально «сразили наповал» мои прихожане – благочестивые супруги, усердно посещающие храм и весьма неформально относящиеся к духовной жизни. Когда у них родился второй ребенок, они наотрез отказались крестить его, так как дитя, по их мнению, пока еще не сможет должным образом «прочувствовать свое крещение». Так малыш, которому уже 2 года, и растет без общения с Богом в установленных Им Таинствах, а ведь они, собственно, и являются самым главным даром, который основатель Церкви – Спаситель – нам оставил.

Что тут скажешь? Очень показателен последний случай с отказом от крещения младенца: в нем был доведен до абсурда тезис, выдвигаемый в контексте спора о частоте причащения и исповеди, где вопрос явно ставится неправильно и благая в принципе мысль о сокрушенных и возвышенных чувствах становится здесь прямо-таки опасной.

Почему?

Во-первых, в последнем случае, а иногда и в первых двух, касаемых исповеди и причастия, речь нередко идет о проблеме духовного сладострастия. При этом недуге новоначальный христианин начинает искать чувственного (пусть и довольно возвышенного) услаждения в молитве, подменяя стремление к Богу страстным исканием второстепенных последствий близости к Нему – слезного покаяния, теплоты сердечной и радости, которыми Господь действительно авансом одаривает иногда неофитов.

Преподобный Никон Оптинский по этому поводу прямо говорит: «Во время молитвы неполезно стремиться к высоким чувствованиям. Надо только в смысл вникать произносимых слов, внимательно молиться, и тогда, со временем, Господь даст и озарение духовное, и умиление сердечное…»

Целенаправленно искать в молитве «духовного жара» – это всё равно что жениться на девушке из-за ее приданного или одной ее телесной красоты. Человек, вставший на такой путь, очень быстро теряет настоящие, Богом данные возвышенные чувства. Тогда он или смиряется, понимая свою неопытность и греховность, и прибегает к опыту святых отцов, к послушанию у своего духовника (или хотя бы приходского пастыря, если духовника нет). Или же начинает впадать в состояние грубой прелести – духовного самообмана, продолжая и дальше возгревать свою чувственность, что нередко приобретает совсем уродливые формы. Ну а потом такого горе-аскета попросту «выносит» из Церкви, и он, перестав ходить в храм, всю жизнь вспоминает: «А ведь было время – со слезами молился!»

Поэтому некоторые святые отцы даже подчеркивают, что неспособность к возвышенным чувствам у новоначальных – это особый Божий Промысл о нас. Преподобный Лев Оптинский в одном из писем поясняет по этому поводу: «Вы, вкусивши по милосердию Божию сладость и утешение от молитвы, теперь не обретая сего в себе, смущаетесь, унываете, считаете себя виновницею сей потери, и ваше нерадение это – истинная правда. Но я нахожу здесь и Промысл Божий, отъявший от вас сие утешение; не победивши страстей и не очистивши сердца своего, можно ли сохранить это богатство без вреда! И не дастся вам оно к пользе вашей, дабы не впали в прелесть…»

Согласно православной аскетике, чувствам, даже самым возвышенным, вообще не следует доверять.

Во-вторых, чувствам, даже самым возвышенным, согласно православной аскетике, вообще не следует доверять. Да, они могут быть освящены Богом, но у кого? У святых людей, которые, достигнув состояния обожения, восстановили свое падшее естество. Ну а нам, обычным людям, следует помнить, что все мы, в большей или меньшей степени, находимся в состоянии прелести и не способны объективно оценить те или иные явления духовного мира и тем более свое состояние. Наша оценка субъективна и может нас завести весьма далеко.

Именно поэтому и существует в православной традиции институт послушания и духовничества. Именно поэтому вопрос частоты исповеди или причастия находится, в конечном счете, в ведении духовника или даже простого приходского священника, если духовника пока еще нет. И именно поэтому иногда, вопреки чувствам, нужно понуждать себя на молитву и даже на участие в Таинствах.

Преподобный Иосиф Оптинский: «Молиться с самопонуждением состоит в нашей воле, а молиться с умилением зависит от Бога».

Преподобный Иосиф Оптинский подчеркивает, что самопонуждение в молитве – это непременный этап духовного роста: «Молиться с самопонуждением состоит в нашей воле, а молиться с умилением зависит от Бога. Мы же должны молиться молитвою, какою можем, а за самопонуждение Бог даст и умиление в свое время, когда Ему благоугодно будет».

В-третьих, следует помнить, что наше естество восстанавливается постепенно, в обратной последовательности своего разрушения. Думаю, многие помнят, как в детстве при совершении первых осознанных дурных поступков нестерпимо жгла совесть и невинные чувства находились в страдальческом смятении. Причем это было вовсе не из-за того, что «родители влепят», а в связи с тем, что еще не извращенное вместилище чувств – сердце – страдало от пока неестественного для него греха. Куда потом всё это подевалось? Было беспощадно выжжено и полностью извращено (у некоторых до такой степени, что даже сам вид страдания других людей вместо ужаса и отвращения начинает вызывать наслаждение – именно для таких граждан снимают фильмы, где живьем отрезают головы и кровь хлещет фонтаном).

Последним бастионом, долго и упорно не поддающимся духовной деградации, является ум. И если хотя бы умом человек понимает, что его жизнь не соответствует Евангелию, значит, он уже может исповедоваться, и это будет пусть и несовершенное, но покаяние. Если умом христианин изо всех сил старается уразуметь, что перед ним Тело и Кровь Господни, то даже при молчании (а то и искусительном смятении) чувств может он, на мой взгляд, с благословения пастыря причащаться.

Ну а образное вместилище чувств – сердце – с годами (а может, и с десятилетиями) хотя бы отчасти восстановится при помощи благодатных Таинств и аскетических упражнений, и мы действительно сможем молиться, благоговея перед своим Творцом не только умом, но и возвышенными, очищенными от страстей чувствами. Сможем – как бы это дерзновенно ни звучало – умилиться и возрадоваться, почувствовав близость Бога…

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Молись! Молись!
Игум. Нектарий (Морозов)
Молись! Молись!
Игумен Нектарий (Морозов)
Молись, потому что это самый естественный путь к тому, чтобы обрести то, что тебе действительно необходимо.
О молитве окамененного сердца О молитве окамененного сердца
Архим. Софиан (Богиу)
О молитве окамененного сердца О молитве окамененного сердца
Архимандрит Софиан (Богиу)
Мы сможем отложить все мирские попечения, когда наше покаяние в грехах, эта таинственная молитва к Богу, разобьет броню окаменения и бесчувствия, которыми мы были закрыты.
Как бороться с охлаждением к молитве и сердечным нечувствием? Как бороться с охлаждением к молитве и сердечным нечувствием?
Иеромонах Иов (Гумеров)
У меня появилась сильная леность к молитве и ещё страсть – долгоспание. Особенно вечером очень сложно встать на молитву. У меня был сильный страх не помолиться. Не прочитать правило вечером или с утра было равносильно смерти. Весь день могло не быть покоя от укорения себя и чувства незащищенности. Помогите разобраться, в чем тут дело? Как быть? Мне очень тяжело так жить. Как быть с правилом? И каково его значение? Не знаю, просто помогите мне делать все правильно. Огромное спасибо!
Комментарии
ИННА КУЖЕЛЬ12 января 2015, 19:38
Здравствуйте все! Мир Вашему дому! Статья очень поучительная и полезная, за что выражаю свою благодарность. И те кто прочитает эту статью то обязательно найдет важное и полезное для своей души...
НН13 сентября 2014, 10:20
Кайпини Атоллов: НН. "... Хитрое язычество любит рядиться в одежды праведности. Но может я не прав?.. Тогда извините". Не знаю, возможно. Бог Вас простит, а я не обиделась.
Ольга12 сентября 2014, 15:51
а если, напр, человек чувствует, что Бог простил ему грехи, то нужно не доверять этому чувству? Или наоборот, человек сам себе простил и не мучится совестью, она у него спокойна (не в смысле, что "уговорил" свою совесть, а на самом деле она у неё спокойна), то в этом случае может быть, что человек чувствует освобождение от греха, а Бог его не простил?
ольга10 сентября 2014, 13:44
Благодарю отца Димитрия за статью.Господь через Вас просветил меня грешную. А то я в уныние начала впадать. Слава тебе Господи!
Михаил 9 сентября 2014, 02:30
Как скажет духовник, а если нет - приходской священник так и делать надо, я считаю. Ото самое правильное. Получается, что положил на Бога упование. А если выдумывать, ждать пока снизойдет желание, вдохновение, хочу-не хочу, достоин-не достоин, - это всё бесовское. Мало ли, что я не хочу молиться? Есть же правило, стало быть пообещал выполнять. Вот и держи слово. Хоть бы ад у тебя в сердце был. Бог же чем отличается - Он Верен и Праведен. Т.е. Христос слово держит. И мы знаем, что точно так и есть. Был послушлив и верен до смерти. Ему же тяжело было, но Он всё равно сделал всё, что пообещал. Твоё правило, это то, что ты ДОЛЖЕН. При любом раскладе. Я вот начал себе поблажки делать, и очень большой вред поимел оттого. В результате и молитвы нет, и правила нет и религиозное чувство ослабло, и уныние и грехи и вообще всё плохо. Не дай Бог никому.
Кайпини Атоллов 8 сентября 2014, 14:14
НН. Вот вроде все правильно пишете... Однако,часто бывает: жена,глядя на шубу в магазине уверенно говорит мужу: недостойна я ее,да... А после того,как он ее ей купит - рада,как младенец... Хитрое язычество любит рядиться в одежды праведности. Но может я не прав?.. Тогда извините.
Сенча Евгения 8 сентября 2014, 11:25
Спасибо,отче Димитрие!Мне очень помогла Ваша статья:разрешила многие сомнения и недоумения.
Наталья 8 сентября 2014, 10:32
Спасибо за статью. Мне необходимо причащаться не менее раз в месяц, чтобы на душе было тихо и спокойно, иначе помыслы тащут в разные стороны, и сил не хватает им противостоять.
раба Божия Татиана 8 сентября 2014, 04:04
Спаси Господи, батюшка, как хорошо сказал, понятно, просто! Я из первых - смирившихся со своей греховностью и неопытностью, такой соблазн свалить все на духовного отца! Помолитесь о нас, грешых.
Оксана 7 сентября 2014, 18:09
Большое спасибо! Очень полезная, хорошая статья!
Галина З. 7 сентября 2014, 14:45
Спасибо за нужные слова, я уж грешным делом стала причащаться реже, думая, что благодать Божия дается за хорошую подготовку к причастию, за пост , хотя бы в 3 дня, ну и за искреннюю исповедь, которая чаще формальная. Причащаешься, а удовлетворения ни какого! Только совесть мучает. А все зависит от состояния души, преданности Богу и силы Веры. Как говорит моя подруга: мы всегда должны быть готовы к причастию. Выходит, беспечность наша всему виной? Спаси вас Господь !
Наталья Богоявленская 7 сентября 2014, 00:50
Несколько лет назад было у меня: стоишь на литургии, и словно над землёй поднимаешься, во время Херувимской и Таинства Евхаристии слезами умоешься... А потом всё это -- исчезло, как и не было. И меня это мучило: что же я, окаменела совсем? Статья многое прояснила и объяснила: спасибо вам, отец Димитрий. Уже с сентября, за полгода, начинаю отсчитывать время до Великого поста, как "до дембеля". На восхищённые комментарии знакомых никак не реагирую, молчу, потому что понимаю: это вовсе не о благочестивости моей говорит, а о несовершенстве, немощи. Сам пост даёт тебе настрой, заставляет держать себя в духовных рамках, а потом всё это куда-то улетучивается, за год распускаешься... Простите меня.
Владимир Степанов 6 сентября 2014, 19:35
Я воцерквлен 2 года. Сначала просто ходил в храм, потом стал исповедоваться, после 3-4 раз попробовал причаститься. Моя потребность в причастии - 1 раз в месяц. Но под завершение Великого поста - в Лазареву субботу, в Вербное воскресение, в Великий четверг, субботу и Пасху. Домашних предупредил, с работы отпросился, ходил на все службы с вечера Среды до Пасхи, вычитывал ежедневно покоянные каноны и последования. В Пятницу, на вечерней службе, я своим замшелым умом осознал каково было Господу терпеть наши бесчинства, каково Ему и сейчас смотреть на нас. Я действительно плакал (хоть и стеснялся) о своей ничтожности и слабости. В Воскресенье я ликовал нутром. Для меня это был великий момент и Праздник. Потом я понял, что всю Светлую седмицу бесы не могли меня достать - я был спокоен, никто не подбивал меня на грех. Я знаю, что когда первые разы исповедушься, то стряхиваешь пыль грехов, под которой толстый глиняный слой грехов, о которых не догадываешься. Обнаружить этот слой без покаяния и внимательного чтения последования, без поста - практически невозможно((( Очистить его еще сложнее. Каждый должен осознать это, и найти свой посильный ритм очистки. Только бы успеть...
НН 6 сентября 2014, 14:34
Ольга: ..."У каждого свой ритм жизни, свой распорядок дня, работа и т.д. Один работает семь дней в неделю, другой – два, а третий – вообще не работает и все время в храме проводит"... Ну да, но какое это имеет отношение к духовной жизни? Может быть разной МЕРА поста,да и то на усмотрение духовника (по болезни и ОСОБОМУ внутреннему состоянию). А то при таком либерализме следующим шагом будет учитывание расстояния от дома до храма и размера зарплаты... Большинство людей так устроено, что всеми правдами и неправдами стремится облегчить себе жизнь, это неплохо, когда касается физического состояния, а вот когда духовного - опасно. Если ты очень твёрд в вере - можно иногда давать себе "поблажки", а если не очень - то хитрый ум сразу же "подскажет" МАССУ причин, почему на этот раз можно и не причащаться ( или пост ослабить, или службу пропустить, или Правило не читать и т.п.). Без духовного руководства очень опасно... Простите!
Екатерина 6 сентября 2014, 14:16
Спасибо большое за эту статью! Я очень долго мучаюсь этим вопросом, хочу еще несколько раз перечитать!Лично для меня - это очень важные слова.
Николай Владимирович 6 сентября 2014, 00:28
Частоту Причастия,исповеди,вообще ритм духовной жизни нужно определять по настоятелю своего прихода,духовнику,прочим священникам. По-благословению. Ибо "свет мирянам иноки-свет инокам Ангелы". А священники причащаются за каждой Литургией,хотя "на голенищах их сапог больше всего грехов и умещается"... Вообще Господь воплотился,чтобы восстановить наше Богообщение и когда люди по 20 лет ходящие в Церковь продолжают утверждать,что часто им следует причащаться,что говорить на исповеди,возникает вопрос: а с кем они общаются в Таинствах? Зачем ходят в храм? Может быть лучше вступить в партию какую-нибудь и там тусоваться? А если у женщины "везде сердце" так и не соединившееся с умом,то не следует устраивать театров одной актрисы,демонстрируя свое псевдо-смирение,а слушаться мужа. Тогда и без слов все понятно будет.
Ольга 5 сентября 2014, 23:46
Для мирян не должно быть никаких шаблонов и жестких рамок, у каждого свои «нормативы» частоты Исповеди и Причащения. По потребности души и возможностям. А они у каждого – свои. Лучше меньше, да лучше.)) В погоне за количеством можно навредить качеству. У каждого свой ритм жизни, свой распорядок дня, работа и т.д. Один работает семь дней в неделю, другой – два, а третий – вообще не работает и все время в храме проводит. Ни к чему эти дискуссии о частоте причащения. Один пришел первый раз в храм, а его, работающего по 12 часов в день, да еще на дорогу тратящего 4 часа, сразу заставляют причащаться каждый месяц, а ему это не под силу. А другой всю жизнь в храме служит, живет в нем. Нельзя всех под одну «гребенку».
НН 5 сентября 2014, 18:19
"...человек, причащающийся часто, привыкает к Таинству и перестает ощущать благоговение к нему, подходит к Чаше без должных благочестивых чувств и переживаний"... Ох, горе мне... Даже и не очень понимаю, о чём речь. Во-первых, часто - это сколько раз: а)- в неделю; б)- в месяц; в) - в пост? Понимаю, что духовник благословляет ( а большинство своих он одинаково благословляет, за редким исключением), но как - КАК ПРАВИЛО? Какие чувства... Только сознание, что вот Тело и Кровь Христовы, а ты Их не достойна... Ничего, кроме страха и недостоинства. А после - да, радость: Слава Тебе, Господи, сподобилась! И всё. Сокрушаться на каждой исповеди и плакать о своих грехах - это ДАР БОЖИЙ, мне бы хоть ОСОЗНАВАТЬ свои грехи и ВИДЕТЬ хотя бы большинство из них. И исповедовать, уж как умею... Простите!
Наталия 5 сентября 2014, 17:30
Ну а может и молиться часто вредно? потеряем благоговение? Конечно причащаться потому что надо, т.е. дежурно - это не полезно. Должна быть потребность, жажда богообщения, тогда и частое причащение не во вред будет. А и частая исповедь без борьбы со грехом превращается просто в психоанализ. Духовная жизнь - это труд, и кто трудится, тот знает, как это сложно, и как глоток живой воды - каждое благословение, каждая исповедь, каждое Причастие!!!!....Простите меня грешную
5 сентября 2014, 15:40
Спаси вас Господи
Галина Б. 5 сентября 2014, 15:19
Спасибо, очень хорошая статья. Отрезвляющая горячих неофитов. Нам же хочется всего и сразу: и вкусно поесть, и Божией благодати за то, что отказались вкусно поесть. Будем стараться, как можем. Не оставь нас, грешных, Своим заступлением, Господи.
Николай 5 сентября 2014, 14:05
//Противники частого причащения непременно выдвигают следующий тезис: человек, причащающийся часто, привыкает к Таинству и перестает ощущать благоговение к нему, подходит к Чаше без должных благочестивых чувств и переживаний.// Святитель Феофан Затворник: «Надо причащаться все четыре поста. Можно и еще прибавить, причащаться в Великий и предрождественский по два раза... Можно и еще прибавить, но не слишком, чтобы не оравнодушиться... что касается до "чаще", то не надо учащать, потому что частость эта отнимает не малую часть благоговения к сему величайшему делу... разумею говение и причащение. Я, кажется, уже писал, что довольно поговеть и причаститься в каждый большой пост из четырех» (т.I,п.185,с. 206).
Ярослав 5 сентября 2014, 13:28
Правильно сказано о послушании и духовничестве. Без благословения предпринимать ничего нельзя. Многие этого не понимают, поэтому их дела заканчиваются плачевно.
Дмитрий 5 сентября 2014, 13:11
По поводу частого причащения. Когда я от случая к случаю причащался, чувство благоговения было, но слабое и быстро забывалось. Только когда пришел к жизни с ежевоскресным причащением, стал с каждым разом все острее и острее чувствовать потребность в этом Великом Таинстве.
Анна 5 сентября 2014, 12:18
Полезная статья, хороший слог, здравые мысли. Спаси, Господи!
Анна 5 сентября 2014, 12:11
Спаси Господи! Статья прояснила многое! Показанный путь от деского страдальческого смятения до выжженого сердца очень нагляден. Меня действиятельно смушало, то что в моем сердце каменная пустота граничит с порой очень горячими эмоциями, которые потом куда-то пропадают! Было уныние, самокопание! Теперь понятно - что еще не время, и каменное сердце - стойкий диагноз, еще многое надо лечить!
Лариса 5 сентября 2014, 11:59
Спасибо, большое спасибо! Очень актуально для меня, просто разрешили мой вопрос этой статьёй
Елена 5 сентября 2014, 11:24
Cпаси господи за статью.Очень нужная и полезная. Любви и радости Вам. Спасибо.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×