Устроитель Москвы, уроженец Волыни

Житие святителя Петра, митрополита Московского

Завтра, 6 сентября 2014 года, в день памяти святителя Петра, митрополита Московского, в Высоко-Петровском монастыре Москвы пройдут торжества, приуроченные к 500-летию древнейшего храма обители, построенного в память ее основателя.

Святитель Пётр Московский. Художник: Д. Костылев Святитель Пётр Московский. Художник: Д. Костылев
    

Будущий митрополит всея Руси родился на Волыни (сегодня это западная часть Украины) в семье благочестивых и верующих родителей. Уже в 12 лет юный Петр уходит в монастырь и принимает иночество. Он начинает писать иконы, которые дарит братии и паломникам.

За добродетельную, подвижническую жизнь и ревностное несение вверенного послушания, игуменом обители было определено рукоположить благочестивого инока в сан иеромонаха. После многолетних подвигов в монастыре, иеромонах Петр испрашивает благословение у игумена, чтобы оставить обитель. Получив оное, будущий митрополит покидает обитель, и в поисках уединённого места для монашеского подвига идет на берег реки Рать, где и ставит себе маленькую келью. Уже вскоре место тайного подвига иеромонаха Петра стало монастырем, где он был избран игуменом.

Святитель Петр написал икону Богородицы, которая не была похожа ни на одну другую. Назвали ее Петровская икона Божией Матери

Об игумене-подвижнике стало известно далеко за пределами обители. Нередко в монастырь приходил Галицкий князь Юрий Львович, чтобы услышать духовные наставления святого подвижника. Будучи игуменом, святитель Петр написал икону Богородицы, которая не была похожа ни на одну другую. Назвали ее по имени автора – Петровская икона Божией Матери.

Однажды обитель посетил митрополит Владимирский Максим, обходивший Русскую землю со словом поучения и назидания. Принимая святительское благословение, игумен Петр принес в дар митрополиту написанный им Петровский образ Пресвятой Богородицы, перед которым святитель Максим до конца своей жизни молился о спасении вверенной ему Богом Русской земли.

Когда митрополит Максим скончался, Владимирская кафедра некоторое время была не занята. Великий Владимирский святой князь Михаил Тверской направил к патриарху Константинопольскому своего сподвижника и единомышленника игумена Геронтия с просьбой о поставлении последнего на Русскую митрополию. Геронтий взял с собой в дорогу образ Богородицы, находившийся у митрополита Максима. По совету Галицкого князя Юрия, игумен Петр также отправился к Константинопольскому патриарху для принятия святительской кафедры. Бог избрал для окормления Русской Церкви святого Петра. Плывшему Черным морем Геронтию ночью, во время бури, явилась Божия Матерь и сказала: «Напрасно трудишься, сан святительский не достанется тебе. Тот, кто написал Меня, Ратский игумен Петр, возведен будет на престол Русской митрополии». Слова Божией Матери в точности исполнились: Константинопольский патриарх Афанасий (1289-1293) с собором возвел на Русскую митрополию святителя Петра, передав ему святительские облачения, жезл и икону, привезенные Геронтием.

Геронтию явилась Божия Матерь и сказала: «Напрасно трудишься. Ратский игумен Петр возведен будет на престол Русской митрополии»

Святитель Петр, митрополит Московский Святитель Петр, митрополит Московский
По возвращении в Россию в 1308 году митрополит Петр в течение года пребывал в Киеве, а затем переехал во Владимир. В это время шла борьба за великокняжеское достоинство между Михаилом Тверским и Юрием Московским. Святитель Петр принял сторону последнего, вследствие чего на него было возведено обвинение перед патриархом со стороны Тверского епископа Андрея. Для суда в 1311 году был созван собор в Переяславле, признавший обвинение Андрея клеветой.

Много трудностей испытал Первосвятитель в первые годы управления Русской митрополией. В страдавшей под татарским игом Русской земле не было твердого порядка, и святителю Петру приходилось часто менять места своего пребывания. Во время постоянных объездов епархий он неустанно поучал народ и духовенство о строгом хранении христианского благочестия, а враждовавших между собою князей призывал к миролюбию и единству.

В 1313 году, когда ханом стал Узбек (первый хан, принявший ислам), святитель Петр отправился в Орду. Его приняли там с честью и отпустили с новым ярлыком. Все прежние льготы духовенства были подтверждены и прибавлена новая – церковные люди по всем делам, не исключая уголовных, были подчинены суду митрополита.

Когда после смерти князей Михаила Тверского и Юрия Московского князь Александр Михайлович Тверской получил от хана ярлык на великое княжение и вступил в борьбу с Иваном Даниловичем (Калитой) Московским, митрополит Петр принял сторону Ивана Калиты.

Семьсот лет назад будущая златоглавая столица была еще поселком в стенах Кремля, но уже тогда шумным и многолюдным

Путешествуя по Руси, Святитель все чаще заезжает в Москву. Семьсот лет назад будущая златоглавая столица была еще маленьким поселком в стенах современного Кремля, но уже тогда это был достаточно шумный и многолюдный город. Митрополит Петр нуждался в месте для уединённой молитвы. Таким местом оказался возвышенный берег реки Неглинной, неподалеку от Кремля, где среди лесов располагалось небольшое село Высокое. Это напоминало митрополиту Петру обитель на берегу реки Рать, где прежде он был игуменом. Именно здесь и был устроен будущий Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь. Святитель Петр возвел деревянный храм во имя святых первоверховных апостолов Петра – своего небесного покровителя – и Павла, отчего монастырь изначально именовался Петропавловским (и даже спустя более чем триста лет после переосвящения его главного храма, уже в честь самого святителя).

Молясь о судьбах Руси, митрополит Петр все больше укреплялся в мысли о перенесении митрополичьей кафедры из Владимира в Москву. В 1325 году состоялся окончательный переезд. Князь выстроил для святителя «обширный» двор в восточной части Кремля, однако митрополит Петр по-прежнему любил останавливаться в основанной им небольшой обители. От монастыря к Кремлю была проложена хорошая широкая дорога в лесу, которая и по сей день называется Петровкой.

Святитель Петр предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России. По его совету великий князь Иван Данилович Калита 4 августа 1326 года заложил в Москве первую каменную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. «Если ты, – сказал Святитель великому князю, – успокоишь старость мою и возведешь здесь храм Богоматери, то будешь славнее всех иных князей, и род твой возвеличится, кости мои останутся в сем граде, святители захотят обитать в оном, и руки его взыдут на плещи врагов наших». Святой митрополит собственными руками построил себе каменный гроб в стене этого храма, желал видеть строительство оконченным. Однако церковь Успения была освящена уже после его кончины, в 1327 году, 4 августа.

У мощей святителя Петра в Успенском соборе г. Москвы. Фото: Фото: С. Власов / Патриархия.Ru У мощей святителя Петра в Успенском соборе г. Москвы. Фото: Фото: С. Власов / Патриархия.Ru
    

Митрополит Петр сделал Москву местом своих Первосвятительских трудов. Благодаря этому она стала духовным центром Руси

Переезд митрополита Петра в Москву, возведение по его совету Успенского собора в Кремле, ставшего не только усыпальницей Предстоятеля Русской Православной Церкви, но и главным собором возрождавшейся после татарского нашествия Руси, способствовало, как и предсказал Святитель, объединению русских земель вокруг Москвы. Благодаря тому, что он сделал Москву местом своих Первосвятительских трудов, она стала духовным центром Руси, столицей Российской державы.

21 декабря 1326 года митрополит Петр отошёл ко Господу. Святое тело Первосвятителя было погребено в приготовленном самим почившим каменном гробу в Успенском соборе.

Множество чудес совершилось по молитвам угодника Божия. Многие исцеления совершались тайно, что свидетельствует о глубоком смирении Святителя даже после смерти. Глубокое почитание Первосвятителя Русской Церкви со дня его преставления утверждалось и распространялось по всей Русской земле. Уже в 1327 году, всего лишь спустя полгода после его кончины, митрополит Петр был причислен к лику святых Собором русских архиереев во Владимире. А через 13 лет, в 1339 году, при святителе Феогносте он был причтен к лику святых собором в Константинополе.

Святитель Петр стал первым канонизованным московским святым. У его гроба нарекались и избирались русские Первосвятители

Таким образом, святитель Петр стал первым канонизованным московским святым. У его гроба князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому. Как особо чтимый покровитель Москвы, митрополит Петр призывался в свидетели при составлении государственных договоров. Новгородцы, имевшие право избирать себе владык у Святой Софии, после присоединения к Москве при Иоанне III клятвенно обещали ставить своих архиепископов только у гроба святителя Петра чудотворца, где нарекались и избирались русские Первосвятители.

О святителе Петре постоянно упоминают русские летописи, ни одно значительное государственное начинание не обходилось без молитвы у его гроба.

В 1472 и 1479 годах совершалось перенесение мощей досточтимого митрополита. В память об этом событии установлены празднования – 5 (18) октября и 24 августа (6 сентября).

Храм святителя Петра в Высоко-Петровском монастыре Храм святителя Петра в Высоко-Петровском монастыре
    

Материал подготовил послушник Высоко-Петровского монастыря Богдан Семенюк

vpmon.ru

5 сентября 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Что значит «быть русским»? Что значит «быть русским»?
Сергей Худиев
Что значит «быть русским»? Что значит «быть русским»?
Сергей Худиев
Лучше всего, когда люди определяют свой народ через его святых, не через земную славу, но через славу небесную.
Слово в день памяти святителя Московского Петра в Успенском соборе Кремля Слово в день памяти святителя Московского Петра в Успенском соборе Кремля
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Слово в день памяти святителя Московского Петра в Успенском соборе Кремля Слово в день памяти святителя Московского Петра в Успенском соборе Кремля
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Любой непредвзятый исследователь видит, какое огромное значение имела Православная Церковь не только для формирования Русского государства на берегах Днепра, но и для укрепления того же государства с новой столицей на берегу реки Москвы, что подготовило освобождение нашего народа от 300-летнего иноземного господства.
Идеалы Святой Руси. Проповедь в день праздника свт. Петра Идеалы Святой Руси. Проповедь в день праздника свт. Петра
Прот. Владимир Вигилянский
Идеалы Святой Руси. Проповедь в день праздника свт. Петра Идеалы Святой Руси
Проповедь в день праздника святителя Петра, митрополита Московского, в Успенском соборе Кремля
Протоиерей Владимир Вигилянский
Вокруг Москвы был, по крайней мере, десяток более крупных городов, но именно на Москву обратил свое внимание святитель Петр: который "обрете град честен кротостию, зовомы Москва".
Комментарии
Марина 6 сентября 2017, 21:51
Святой Петр, молю заступись перед Господом нашим за р.Б. Андрея, Александра и Марину. Пошли нам душевного и телесного здравия! Во имя Отца И Сына и Святого Духа! Аминь!
Татиана 7 сентября 2016, 01:20
Святитель Пётр, моли Бога об исцелении рабы Божией Татианы. Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Алексий 6 сентября 2016, 07:28
Святитель Пётр, моли Бога о нас! Да дарует воинству нашему мужество а правителям мудрость, землям нашим блогорастворение воздухов и изобилие плодов земных, женам чистоту, мужам верность, семьям многочадие. Народу трезвость и верность вере Христовой! Святитель Божий Пётр, моли Бога о нас!
римма 4 января 2015, 11:37
Святитель Петр, не оставь меня грешную своим предстательством, помоги мне, чтобы на работе у меня все было хорошо. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь!
mila t 4 января 2015, 06:54
Cвятителю Петрe моли Бога о нас
и я грешная немощная
буду в моем списке поминать тебя великого молитвенника о
России и Украине и о всех людях православных.
Сергій 8 сентября 2014, 00:31
отче Петре, моли Бога за нас, за святу Русь і вільну Україну
Алексей Попов 5 сентября 2014, 22:03
Честные отцы, простите Христа ради, вопрос: во времена святителя Петра в самом деле 12-летнего отрока могли постричь во иночество ?(а именно так написано в тексте). Кроме того, из статьи вроде бы создается впечатление, что тверские князья (один за другим убиваемые в Орде; и не один из них мог спасти свою голову, убежав и подставив свое княжество под очередной татарский погром) сплошь и рядом понапрасну создавали препятствия богоугодному возвышению Москвы и лично владыке Петру. Невозможно представить себе, чтобы святой митрополит вполне и безоговорочно поддерживал любые начинания московских князей, в том числе - Юрия Даниловича ("вполне и до последней степени не-рыцаря", по оценке Н.М.Карамзина). Невозможно представить себе, чтобы святой князь Михаил Тверской поддерживал заведомо для себя облыжную клевету на святого митрополита Петра только "в отместку" за поддержку московского князя...
р.Б. Наталья 5 сентября 2014, 19:46
Когда приходишь в монастырь ввозникает странное ощущение,что вокруг нет ни машин,ни городской суеты и шума,а только одна благодать и умиротворение. Слава Богу за все!
евгений 5 сентября 2014, 17:13
Святитель Петр,моли Бога о Святой Руси
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×