Не жить завтрашним браком

Мнение священника

Современное общество предлагает много способов устроения личной жизни: не понравилось жить вместе – можно разойтись, надоело жить в одиночестве – можно снова вступить в брак. Так ли легко решение этой проблемы? Почему надежды не всегда сбываются? Какие трудности ждут тех, кто решился на повторный брак? Предлагаем вашему вниманию мнение священника Павла Гумерова, автора книг о семье и браке «Он и Она», «Малая церковь» и других, которым он поделился в интервью журналу для родителей «Виноград».

– Отец Павел, сегодня многие люди, потерпев неудачу в первом браке, решаются создать семью во второй, третий раз. Допустимо ли это с церковной точки зрения, и что говорит об этом Священное Писание?

– По церковным канонам и Священному Писанию христианину разрешается вступать в повторный брак в двух случаях: когда человек теряет свою «половинку», то есть становится вдовицей или вдовцом, и в случае супружеской измены – тогда потерпевшей стороне разрешается найти себе нового супруга, а на виновника накладывается епитимья (определенное духовное средство для исправления), и ему запрещается какое-то время вступать в новый брак. До революции такая епитимья длилась долго, и часто супруг, совершивший прелюбодеяние, в итоге до конца своих дней в новый брак вступить не мог.

То, как относится Церковь ко второму браку сейчас, – очень большое снисхождение к немощи человеческой. Почему Церковь делает это снисхождение? Большинство людей приходят к сознательной вере, к церковной жизни, наделав огромное количество ошибок. В том числе и в семейной жизни. Народ наш оторван не только от духовных корней, но и от нормальных, правильных семейных традиций. В России в течение 70 лет ставился жестокий эксперимент по превращению людей в «Иванов, не помнящих родства», «хомо советикус» без корней, без рода и племени: лучшие представители нации уничтожались, после революции истребили целые сословия: дворянство, купечество, царское офицерство, духовенства почти не осталось. Основа тогдашнего общества – крестьянская община – тоже была уничтожена. Вытравливалась вера, велась антицерковная пропаганда, в итоге мы оказались в обществе, не знающем Божьих законов. Сейчас у нас начался какой-то возврат к традициям, но и сегодня у нас немногие молодые люди имеют представление о православном воспитании. Неудивительно, что и до брака, и в первом браке они совершают множество ошибок, грехов. Я бы никому не советовал вступать во второй брак, если есть хоть малейшая возможность сохранить первый. Но если человек уже развелся и создал новую семью, то нужно принять это как данность, – не разводиться же снова.

– Но ведь известно, что, по статистике, второй брак считается более устойчивым?

– На этот вопрос я отвечу также вопросом: а в чем заключается эта устойчивость? Как ее измерить? На чем основана такая статистика? Берется общее число разводов в стране, и дальше смотрят: сколько людей развелось после первого брака, сколько после второго, третьего и т. д. Естественно, что после первого брака люди разводятся чаще. Большой процент первых браков оказывается непрочным потому, что люди сейчас подходят к женитьбе или замужеству легкомысленно: кто-то женился по «безумной любви», даже толком не узнав, что собой представляет избранник или избранница. Часто распадаются и студенческие браки. Известно, что первые годы семейной жизни очень непростые, кризисные, люди в горячке совершают непоправимые ошибки. В этом смысле второй брак отличается тем, что люди вступают в него уже в более зрелом возрасте, поскольку человеку нужно, как правило, несколько лет, чтобы прийти в себя после развода. И они уже, «обжегшись на молоке, дуют на воду».

Среди знакомых мне семей самыми «устойчивыми», дружными и счастливыми являются как раз браки людей, создавших семью впервые.

Опять же об относительности статистики свидетельствует и то, что, если взять две группы одинаковых по возрасту церковных и нецерковных людей (в каждой группе по тысяче пар), то у них статистика разводов и повторных браков будет резко отличаться. Среди церковных людей количество разводов, супружеских измен, других семейных проблем в несколько раз ниже, чем у людей нецерковных. Некоторые проблемы, обычные для людей светских, например аборты, в церковных семьях просто отсутствуют. А ведь исследования показали, что в основе развода зачастую лежит сделанный аборт. Хотя тлетворный дух века сего проникает и в церковную среду, думаю, что первые браки у нас достаточно крепки. Среди знакомых мне семей самыми «устойчивыми», дружными и счастливыми являются как раз браки людей, создавших семью впервые. Вот почему говорить о том, что якобы повторный брак более удачный, взвешенный, настоящий, в отличие от «пробного» первого, – необъективно. Ясно, что создавать семью нужно один раз на всю жизнь. И те люди, которые сохранили свой союз, выстояли в кризисные периоды, знают, какое это счастье – пройти вместе с любимым через многие годы и сохранить верность и преданность друг другу. Ведь изначальный замысел Творца о семье, о браке: «да будут два одною плотью» и «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19: 5, 6). Ясно, что это лучше, чем создавать семью методом проб и ошибок. Что лучше: сразу построить крепкий, надежный дом или построить его с ошибками, дождаться, когда он развалится, и потом построить новый? Ответ, думаю, очевиден.

В повторном браке очень много своих проблем, об этом написаны целые работы по психологии повторных браков. Там очень часто отсутствуют глубокие чувства, настоящая любовь, очень много специфических проблем, касающихся прошлого негативного опыта.

– В чем состоят, на ваш взгляд, основные трудности, проблемы повторных браков?

– Первая проблема: печальный опыт развода, который бесследно не проходит. Развод – настолько тяжелая травма, что редко кому удается быстро от нее оправиться. Последствия первого брака и развода, как правило, остаются с человеком на всю жизнь: это и первый положительный либо отрицательный опыт семейной жизни, и отношения с родственниками, приобретенными в браке, и, естественно, с детьми. Последнее страшнее всего, ведь сколько бы у тебя детей ни родилось в новом браке, они не уменьшат твое чувство вины перед детьми от первого брака, которым приходится жить без отца. Это может отразиться и на их будущем: известно, что большинство детей, переживших развод родителей, и сами потом создают непрочные семьи.

Среди моих знакомых есть несколько людей, живущих во втором и даже в третьем браке. И всем им приходится нести груз своей прошлой жизни с первой семьей: все общаются со своими бывшими мужьями-женами, нередко только через них общаются и с детьми. В чем состоит тяжесть и сложность этого общения? Один мой знакомый, много лет живущий со второй женой, признавался мне, что каждый раз при встрече с первой женой его мучают страстные помыслы и желания. И хотя у него даже мысли нет к ней вернуться, у него крепкий второй брак, в то же время бывшая жена как-то постоянно незримо присутствует в его жизни. Люди нередко не могут до конца расстаться с прошлыми супругами. Обычное дело, когда прежние чувства вспыхивают с новой силой, и при встрече с прежними женами и мужьями у них возникает телесная близость. Всё это мне неоднократно приходилось выслушивать как священнику.

Недавно информационный центр «Колыбель» в Екатеринбурге снял очень хороший фильм «Игра в семью» – об ошибках добрачных отношений. Ваш покорный слуга также принял участие в этом проекте. Так вот, в этом фильме самое большое выступление было у известной рок-певицы Ольги Кормухиной. Она говорила там примерно так: «Я прошла через все виды брака, и мне есть с чем сравнивать. И я скажу: вы можете верить или не верить в бесов, но это такие трудяги, которые не оставят вас ни на минуту. Вас будут постоянно преследовать какие-то образы, влюбленности, все ваши прошлые связи вам постоянно будут мешать в новом браке».

Почему так происходит? К сожалению, люди редко задумываются о том, что вообще такое семья. По христианским канонам муж и жена – самые близкие родственники, и не только по христианским, но и по простым человеческим нормам. Они – две половинки единого целого. Они друг другу даже ближе, чем родители, дети. Разве можно развестись со своими родителями или детьми? Такое никому не приходит в голову. Как же можно разводиться мужу и жене? Господь снисходит к нашим немощам и врачует их. Но всё равно это хуже, чем сохраненный первый брак, поскольку брак совершается для вечности.

Священник Павел Гумеров Священник Павел Гумеров
    

– И всё же, если первый брак уже в прошлом, а ты полон надежд на то, что в следующем всё будет по-другому, как не повторить своих ошибок?

– К сожалению, человек, вступающий во второй брак, очень редко анализирует свои ошибки. Как правило, человек думает, что в его разводе виноват кто угодно, но не он: теща, свекровь, жена, муж. Стоит только ему развестись, сменить обстановку, встретить другого человека – и все его проблемы уйдут. На самом деле это не так. Через некоторое время в новом браке у него начинается всё то же самое. То есть первые несколько лет, как правило, всё нормально, а потом – повторение прошлого. Известен такой феномен: человек часто находит себе новую жену, даже внешне похожую на бывшую. Это говорит о том, что отрицательный опыт ничему его не научил.

Сейчас нередки случаи, когда люди прожили в браке 15–25 лет, а потом вдруг расходятся, потому что кто-то из супругов решил, что этот брак себя исчерпал. Или мужчина вдруг решает, что он встретил «настоящую любовь» моложе его на 20–30 лет. В подобном повторном браке речь идет, конечно, не о любви, а о возрастной патологии: «седина в бороду – бес в ребро». Когда взрослый мужчина женится на молоденькой девочке, тут ни о какой крепкой семье говорить не приходится.

Если случился развод, для обоих супругов это серьезный повод крепко задуматься: почему распался наш союз, в чем моя вина, мой грех?

Но бывает и так, что люди, имевшие неудачный опыт ранних необдуманных браков, спустя несколько лет после развода создают новые семьи. И случается, правда нечасто, что им удается создать крепкую семью. Главное, чтобы человек был готов признать свою неправоту, свои ошибки и имел бы решимость покаяться. Все это открывается ему по мере его прихода к вере. Когда человек приходит на исповедь, то через покаяние ему открываются его ошибки, а когда он начинает видеть свои грехи, он получает возможность измениться, то есть больше их не совершать. Без плодов покаяния изменения не происходит. Но если человек начинает приносить плоды покаяния и строить свою жизнь так, как Бог ему велит, то у него есть шансы быть счастливым во втором браке. Известно, что в разводе виноваты чаще всего обе стороны. Если случился развод, для обоих супругов это серьезный повод крепко задуматься: почему распался наш союз, что было сделано неправильно и в чем моя вина, мой грех?

– Повторный брак – это всегда довольно сложное выстраивание отношений с бывшими и новыми родственниками. Редко этот процесс обходится без конфликтов. Можно ли этого избежать?

– Даже если конфликтов не избежать, нужно, в первую очередь, подумать о детях и оградить их от участия в этих конфликтах. В ситуации развода, повторного брака ребенок – всегда потерпевшая сторона, потому что он лишается своего права иметь обоих родителей. Нужно все свои сложные взаимоотношения с бывшими мужьями и женами выносить за рамки отношений с детьми. Сделать всё, чтобы ребенок мог общаться со своей матерью или отцом, даже если вам это неприятно. Нельзя лишать ребенка родительской любви. Насколько это возможно, нужно постараться сохранить нормальные человеческие отношения. Общаться нужно нейтрально, спокойно. Гнев, раздражение, вражда еще никому не принесли пользы ни в какой ситуации. «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12: 18), – говорит апостол Павел.

Братья и сестры от первого и второго браков должны между собой общаться.

– Нужно ли своих детей от первого брака знакомить со своей новой семьей?

– Мне кажется, что братья и сестры от первого и второго браков должны между собой общаться. К новой жене или к новому мужу, может быть, и не стоит приводить ребенка, ведь у него есть своя собственная мама или свой папа, а вот сводные братья и сестры должны знать друг друга.

– Часто приходится слышать о том, что людей, венчанных в первом браке, нужно развенчивать перед вступлением во второй. Так ли это? И как Церковь относится к третьему и последующим бракам?

– Действительно, многие люди приходят и просят их развенчать, мол, я венчанная или венчанный, а мы развелись. Таким людям приходится объяснять, что Церковь венчает брак, но не развенчивает. Просто до 1917 года Церковь выполняла еще и функцию загсов: она венчала браки и регистрировала их, а также занималась и разводами. Прежде чем человек мог получить развод, Церковью проводилось тщательное расследование всех обстоятельств его семейной жизни, и только потом брак объявлялся расторгнутым. Сейчас всего этого нет. Скорее всего, под «развенчанием» имеется в виду обращение в Епархиальное управление за разрешением на повторный брак. В Москве Епархиальное управление находится по адресу: Чистый пер., д. 5.

Что касается самого чина венчания, то людей венчают по-разному в зависимости от того, вступает ли человек во второй или первый брак. В венчаниях второбрачных присутствуют покаянные молитвы. Кроме того, на так называемых «второбрачных» раньше не возлагали венцов. В современном чине венцы есть. Но если хотя бы один из супругов вступает в первый брак, то их венчают по чину для новобрачных.

Третий брак дозволяется Церковью как очень большое снисхождение, а четвертый и последующие браки уже не признаются (50-е правило святителя Василия Великого «Томос единения»). И надо сказать, что вступать во второй и третий браки раньше дозволялось вовсе не тем людям, которые «не сошлись характерами» и развелись, а вдовцам, вдовицам и потерпевшим супругам после развода из-за прелюбодеяния.

Господь никого не лишает надежды на семейное счастье. А насколько последующий брак будет удачным, во многом зависит от того, какие плоды покаяния ты принесешь.

В заключение хотелось бы сказать, что если человеку по каким-либо причинам не удалось сохранить свой первый брак, Господь не лишает его надежды на семейное счастье. Насколько последующий брак будет удачным, во многом зависит от того, какие плоды покаяния он принесет. У некоторых моих знакомых, вступивших во второй брак, создание новой семьи совпало с их обращением к Богу. И это им очень помогло создать крепкую семью, поднять детей. Когда оба супруга ходят в храм, просят помощи у Бога, Господь помогает им. Но и отрицательный опыт никуда не уйдет, он будет всю жизнь с ними. И не сохранившим первый брак нужно быть особенно осторожными во втором браке, хранить и беречь семью, своих родных и близких.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
21 августа 2019, 09:43
Все правильно. Брак должен быть один на всю жизнь. Ну а как быть нам, выросшим в неверии в советские времена? Наломали мы дров столько, что до конца дней не разгрести! Я вот, по дурости своей и безбожию своему аж три раза замуж выходила. Все надеялась на счастье. Мои родители в браке уже 55 лет. Повенчались. А у меня не получалось. А теперь и вовсе не знаю, как быть. Мой третий муж, после 18 лет развода, вдруг начал оказывать мне знаки внимания, говорить о своей любви. Хочет воссоединиться. Я тоже много плакала и сожалела, что не смогла сохранить брак. как быть? Будет ли это считаться 4 браком? Это же грех многобрачия! или это будет благом - воссоединить семью?
Ника27 апреля 2016, 07:16
Если Церковь по снисхождению благословляет на повторные браки, (есть специальный чин венчания), то такой брак не может считаться греховным, Церковь не может благословить грех.
Ярослав 2 сентября 2015, 18:16
Уважаемый Василий... Иисус также сказал "Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа" (Мф.28:19) Или он сказал давайте крестим всех по быстрому, а потом приходите как нибудь лет через цать в Церковь и мы расскажем вам, что вам жениться уже нельзя, а вы прелюбодей батенька. Ваши любимые католики и копты людей к браку готовят и сообщают им всю глубину ответственности за брак. А у нас у православных свои проблемы и представьте соборному разуму Церкви их решать. Как будто наше священноначалие не в курсе о том, что на этот счёт говорил Иоанн Златоуст во времена, когда прежде чем креститься людей три года оглашали.
ТаняСем 9 октября 2014, 14:50
Если человек изначально ошибся и наломал дров,то почему он не может исправить это во второй попытке создать семью?Я не согласна и думаю,что если человек от всего сердца раскаялся в том,что не смог уберечь первый брак от развала,то Господь даст ему силы исправить ошибки,главное понять,что не кто-то виноват в этом,а мы оба в равноценной мере и стараться затем находить компромиссы и просить Господа о помощи!А вот уж третий и последующий браки(за исключением вдовства и т.д)-это по-моему узаконенный блуд,простите,если кого обидела,ведь сама не была в браке,а вижу по своим друзьям ситуации,еще раз прошу прощения!
Василий 9 октября 2014, 08:53
Так нам в этом неплохо бы брать пример у католиков и коптов. Которые даже в условиях гонений сохраняют свою веру. А у нас - таких любвеобильных снисходительных и милосердных - до сих пор большинство прихожан - это бабушки. Николай, Вы хотите жить по закону времен Моисея?
Вряд ли людей которые так откровенно пренебрегают заповедями Господа можно ставить в пример. Пример для кого? Живи полжизни как угодно, а потом покайся и создай православную семью? Для меня слова Христа о недопустимости повторных браков гораздо весомее частного мнения опытного монаха. И святитель Златоуст в 4 веке подтверждает в своих беседах недопустимость таких браков.
Можно сколько угодно говорить о снисхождении любви и милосердии, но такими темпами скоро придем к признанию однополых браков нормой и в оправдание данного порока будут говорить то же, что и сейчас говорят в оправдание повторных браков.
А священникам надо быть построже в этом вопросе, не нужно стремиться привлекать людей в храм любой ценой, если их жизнь не соответствует Евангелию и они упорно не хотят покаяться и поменять ее.
Николай 8 октября 2014, 19:17
"Ортодоксальна" позиция относительно брака,как раз у католиков,запрещающих их даже священникам. И некоторых других христианских деноминаций(коптов,к примеру). Это юридическое буквоедство,Бог-Судия по-преимуществу,а не любящий Отец. Православие - это любовь и милосердие,ставящие во-главу угла спасение человека,которому очень способствует счастливый брак. Это не значит,что надо за ним гоняться,нарушая все каноны,но и есть друг друга - это не спасение. По-жестокосердию Господь еще чрез Моисея позволял разводиться,а сейчас - что - все милосердными стали?..
Владимир 8 октября 2014, 13:42
Василию.
Жизнь гораздо сложнее любых схем. Об этом, в том числе, и эта статья. Скажите, а как быть тем, кто первый брак (или даже два брака) прошел в "первой" жизни: до воцерковления, а иногда и до крещения?
Мне например известна прекрасная пара, у которой за спиной в "прошлой" жизни было по два брака на каждого. Однако трудно найти более православную и любящую пару, которая уже более четверти века являет пример семейной жизни для многих людей.
В своем новоначальном периоде я размышлял, практически, также как и Вы. Но однажды, один очень опытный монах, архимадрит убедил меня в моей неправоте.

Владимир.
Василий 7 октября 2014, 21:22
Второй брак, за исключением вдовства, является блудом. Об этом говорит сам Христос в Евангелиях, а также святитель Иоанн Златоуст. А великое "снисхождение", которое в настоящее время проявляется к таковым людям, лишь способствует укоренению в народе ошибочного мнения, что церковь дает три "попытки" для брака; более того у людей возникает иллюзия, что такая жизнь вполне допустима чиста, безгрешна и абсолютно нормальна, в итоге люде живут во грехе, даже не понимая этого! Не надо пренебрегать заповедями Господа, не приведет это ни к чему хорошему.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×