О «ненужном» богословии

Размышления в день преставления святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его… Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1: 1–5, 18), – так начинает свое благовестие один из ближайших учеников Господа апостол и евангелист Иоанн Богослов. И в этом евангельском прологе, исполненном глубоких богословских мыслей и посылов, мы находим важное свидетельство о сущности нашей веры. Любимый ученик Спасителя дает нам возможность понять, что Христос пришел в мир не просто для того, чтобы явить людям пример благочестивой жизни, и смысл Его служения не ограничивался нравственными уроками, но Мессия открыл нам истину о Боге Творце и дал возможность, познавая эту истину, наследовать вечную жизнь.

Это очень важное свидетельство, поскольку православных христиан нередко упрекают в том, что они, отказавшись от «евангельской простоты», перегрузили учение Христа излишней философией и пустым богословием. Нам стараются доказать, что истинность веры измеряется не правильностью понимания Откровения, а «добротою» приверженцев той или иной религиозной системы. Тем самым благовестие Спасителя сводится только лишь к нравственной системе, учению о «добрых людях», при этом забывается о словах ближайшего ученика Господа: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас… Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» (1 Ин. 1: 8, 10). Это очень опасная подмена – свести учение Христа к одним лишь нравственным нормам. И главная опасность здесь в том, что в такой системе Спаситель не нужен, «добрый человек» может вполне обойтись и без Церкви, он может быть нравственным, не переступая порог храма…

Христос и апостол Иоанн Богослов. Фрагмент фрески «Тайная вечеря» из росписи собора монастыря Ватопед на Афоне. Первая половина XIV века. Христос и апостол Иоанн Богослов. Фрагмент фрески «Тайная вечеря» из росписи собора монастыря Ватопед на Афоне. Первая половина XIV века.
«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1 Ин. 2: 15), – предупреждает нас Друг Христов. А значит, смысл нашей любви не в том, чтобы приобрести благоволение всех окружающих, а в том, чтобы познать Промысл Божий, покориться воле Создателя. Не случайно именно в Евангелии от Иоанна мы находим важное дополнение для понимания притчи о милосердном самарянине (см.: Лк. 10: 25–37). Господь ставит в пример поступок иноплеменника, упрекая при этом в жестокосердии не кого-либо, а представителей духовного чина израильского народа. Казалось бы, это и есть повод, чтобы задаться вопросом: кто из названных в притче – милосердный самарянин или жестокие израильские священнослужители – исповедует истинную веру в Господа Вседержителя? Однако в разговоре с самарянкой Спаситель совершенно ясно говорит о ее соплеменниках: «Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев» (Ин. 4: 22).

А в Евангелии от Марка мы встречаем юношу, который с раннего возраста соблюл все заповеди и даже пришел ко Христу, чтобы у Него научиться истине о Царствии Небесном. В искренности благочестивого настроя юноши и в его добродетельной жизни мы не можем сомневаться, поскольку «Иисус, взглянув на него, полюбил его» (Мк. 10: 21). Однако и это внешнее благочестие, доброта намерений не смогли дать главного плода – не привели человека к Богу, и «он, смутившись… отошел с печалью, потому что у него было большое имение» (Мк. 10: 22).

Если измерять истинность веры лишь нравственным критерием, тогда Евангелие от Иоанна окажется во многих местах наполненным пустой философией и ненужными богословскими отступлениями. А с ними мы часто сталкиваемся в благовестии любимого ученика Спасителя. Именно он передает для будущих поколений христиан глубокую беседу Господа о Хлебе жизни. «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6: 51), – говорил Спаситель мира окружавшим Его ученикам. Однако ревнители «евангельской простоты» были и в то время. И они посчитали, что лучше знают смысл Откровения, поэтому «многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?»; и «с этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Ин. 6: 60, 66).

В Евангелии нет ничего лишнего. И оно отнюдь не так просто, как нам пытаются представить апологеты мнимой «евангельской простоты».

В Православии действительно не всё возможно понять и логически обосновать, здесь мы не всегда встречаем людей безупречных в нравственном смысле, однако Евангелие ясно доказывает нам, что не этим определяется истинность веры. Истина не нуждается в аргументах, и ее сила и ясность не затмеваются ошибками тех, кто ее исповедует. В Евангелии нет ничего случайного и лишнего. При этом оно отнюдь не так просто и понятно, как нам пытаются представить апологеты мнимой «евангельской простоты». Евангелие читается жизнью, читается усилиями и трудом. Однако это, пожалуй, единственное, что действительно стоит затраченных усилий и в чем неоправданное упрощение смысла может стоить слишком дорого – целой вечности!

Роман Савчук

9 октября 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Православные просветительские курсы<br>Лекция 3. О Богословии (ВИДЕО) Православные просветительские курсы
Лекция 3. О Богословии (ВИДЕО)

Прот. Вадим Леонов
Православные просветительские курсы<br>Лекция 3. О Богословии (ВИДЕО) Православные просветительские курсы. Лекция 3. О Богословии
ВИДЕО
Протоиерей Вадим Леонов
Третья лекция «О Богословии» прочитана кандидатом богословия протоиереем Вадимом Леоновым.
Богослов среди евангелистов Богослов среди евангелистов
Диак. Павел Сержантов
Богослов среди евангелистов Богослов среди евангелистов
Диакон Павел Сержантов
Апостол Иоанн в основу Евангелия положил созерцание вечности. По-русски первый стих звучит немного абстрактно. Но в оригинале никакой абстрактности нет.
Евангелие не читают из-под палки Евангелие не читают из-под палки
Митр. Лимассольский Афанасий
Евангелие не читают из-под палки Евангелие не читают из-под палки
Беседа о блаженствах
Митрополит Лимассольский Афанасий
Мы впадаем в отчаяние и депрессию, стоит только попытаться кому-нибудь смирить нас; а как только попробуют нас ободрить, нас уже охватывает высокомерие. Нет среднего пути.
Комментарии
тамара17 декабря 2015, 17:57
читательнице (Подмосковье)--- матушка,не надо так цепляться к фразам отдельным .неужели автор не знает,что без дел вера мертва. речь идёт о понимании Священного писания.прочитайте ещё раз. очень коротко и доступно. спаси Бог автора и многая и долгая ему лета.
Иоанн30 октября 2014, 15:27
Супер! По-моему, просто блестящий ответ проф.Осипову и его поклонникам!
Андрей11 октября 2014, 05:15
Хорошо и предельно ясно сказано о важности союза и соотношении веры и любви в проповеди Святителя Феофана Затворника на День Преставления Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, которая напечатана в книге "Двери покаяния" Господи, помилуй! Св. Апостол Иоанне Богослове и Святитель Феофане Затворниче, молите Бога о нас!
Евгений Фещенко11 октября 2014, 01:26
Нельзя быть нравственным без Бога. Не получится, ибо немощны.
Читательница (Подмосковье)10 октября 2014, 00:04
Автор: «Нам стараются доказать, что истинность веры измеряется не правильностью понимания Откровения, а «добротою» приверженцев той или иной религиозной системы».

Неужели истинность веры измеряется правильностью понимания Откровения?! Глазам своим не поверила.
Критерий истинности веры – любовь к Богу и ближним.
Можно в силу природного ума или образования правильно понимать «Откровение», но любви не иметь, добрых дел не совершать. И какая такому понимающему польза от его понимания?! Если «детской» веры не дано, то знание (понимание Священного Писания) – это лишь начало движения к Богу. «Вера без дел мертва» (ап. Иаков). У каждого свой путь к Богу. Верующему «в простоте сердца» не нужны ни экзегетика, ни экклезиология, ни прочее богословие.
Кто истинно верует – в том страх Божий, тот от греха бежит. Люди грешат от отсутствия страха Божия, что является следствием маловерия.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×