Как рождается страсть?

    

«Не из праха выходит горе, и не из земли вырастает беда», — рассуждал один из друзей праведного Иова Многострадального (Иов 5:6). Поскольку для христианина горем и бедой являются, прежде всего прочего, грех и предшествующая ему страсть, то и о них можно сказать, что «не из праха выходит» страсть, «и не из земли вырастает» грех, но появляется на почве человеческого сердца. Сам Господь предостерегал нас, говоря, что «извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, — все это зло извнутрь исходит и оскверняет человек» (Мк.7:21-23). То есть, согласно евангельскому учению не только совершённый на деле грех, но и душевное стремление к нему, которое мы называем страстью, само по себе не является безвинным и тоже есть грех.

Святые отцы Церкви, достигшие победы в борьбе над своими страстями, оставили нам подробное описание этой борьбы. В частности, они тщательно исследовали ступени формирования страсти в человеческой душе.

Любая страсть начинается с помысла, который называется «прилог»

«Путешествие в 1000 ли начинается с одного шага», — говорят китайцы. Так и любая страсть начинается с одного помысла, который называется «прилог». Этот термин обозначает не только мысль, но и образ, чувство, желание или состояние, внезапно возникающее в человеческой душе, впрочем, не любые мысль или состояние, а именно — направленные на удаление от Бога. Невозможно полностью избежать прилогов, но во власти человека — принять его или отвергнуть. В Древнем патерике описывается такой случай: «Брат пришел к авве Пимену и говорит ему: у меня много помыслов, я в опасности от них. Старец выводит его на воздух и говорит ему: раскрой свою пазуху и не впускай ветра! Не могу этого сделать, — отвечал брат. Если сего не можешь сделать, — сказал старец, — то не можешь воспрепятствовать и помыслам, приходящим к тебе, но твое дело — противостоять им».

Согласно святоотеческим поучениям, самый надежный способ борьбы со страстью — отсечение ее в самом начале, т.е. отвержение прилога. «Если помыслы будем отсекать, отсечем и грех, — учил святитель Тихон Задонский. — От помыслов и грех бывает, как от корня — дерево».

«Сочетание» представляет собой собеседование с помыслом

Следующая ступень укрепления страсти в человеческой душе носит название «сочетание» и представляет собой собеседование с помыслом. Помысел притягивает внимание искушаемого, который теперь подвергается опасности увлечься грехом. Поэтому сочетание не всегда остается для человека невинным. Если он чувствует некоторое удовольствие от собеседования, то уже воля склоняется в сторону греховного помысла и влечет человека к другой стадии.

На этапе «сосложения» совершается полное принятие преступного помысла

Стадия эта именуется «сосложением». На этом этапе совершается уже полное принятие преступного помысла, который увлекает и наполняет ум, чувства и волю человека, так что грех начинает действовать в человеческой душе и готовить совершение греха самим делом.

При «пленении» исчезает само желание оставить греховный помысел

Замедление в этом состоянии приводит к очередной ступени, называемой «пленением», состояние, имеющее от предыдущих качественное отличие. Если до этих пор человек мог своими силами не только сопротивляться греховным помыслам, но и преодолевать их («если не делаешь доброго, у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4:7)), то теперь исчезает даже само желание оставить греховный помысел. Если же таковое и появляется, то без внешней помощи человек уже не в силах избавиться от завладевшего им порочного желания.

Завершающей ступенью этой лестницы в бездну является страсть

И завершающей ступенью этой лестницы в бездну является собственно страсть, парализующая волю и как некий внутренний деспот влекущая человека ко греху. Впрочем, и без исполнения на деле сама страсть губительна для человека и требует для избавления от нее многих усилий, молитв, Божественной и человеческой помощи.

Преподобный авва Дорофей трудность борьбы с укоренившейся страстью иллюстрировал следующим рассказом: «Один великий старец прохаживался с учениками на некотором месте, где были различные кипарисы, большие и малые. Старец сказал одному из учеников своих: вырви этот кипарис. Кипарис же тот был мал, и брат тотчас одною рукою вырвал его. Потом старец показал ему на другой, больший первого, и сказал: вырви и этот; брат раскачал его обеими руками и выдернул. Опять показал ему старец другой, ещё больший, он с великим трудом вырвал и тот. Потом указал ему на иной, ещё больший; брат же с величайшим трудом сперва много раскачивал его, трудился и потел и, наконец, вырвал и сей. Потом показал ему старец и ещё больший, но брат, хотя и много трудился и потел над ним, однако не мог его вырвать. Когда же старец увидел, что он не в силах сделать этого, то велел другому брату встать и помочь ему; и так они оба вместе едва успели вырвать его. Тогда старец сказал братии: “Вот так и страсти, братия: пока они малы, то, если пожелаем, легко можем исторгнуть их; если же вознерадим о них, как о малых, то они укрепляются, и чем более укрепляются, тем большего требуют от нас труда; а когда очень укрепятся в нас, тогда даже и с трудом мы не можем одни исторгнуть их из себя, ежели не получим помощи от некоторых святых, помогающих нам по Боге”«.

По причине того, что замедление в грехе и греховных помыслах для человека становится страшнее самого греха, святые отцы призывали прибегать к покаянию как можно скорее, даже если падения повторяются многократно. В «Достопамятных сказаниях о подвижничестве святых и блаженных отцов» мы находим следующую историю: «Брат спросил авву Сисоя: “Что мне делать, авва? Я пал”. Старец отвечал: “Встань”. Брат говорит: “Я встал и опять пал!” “И опять встань”, — отвечал старец. Брат еще спросил: “Доколе же это будет?” “Пока не будешь взят из жизни сей добрым или порочным, — сказал старец, — Ибо кто каким тогда окажется, тот таким и пойдет туда”».

Может возникнуть вопрос, но отчего же мы в большинстве своем не поступаем так, то есть, не прибегаем к помощи покаяния немедленно, сразу по совершении греха? Если же и покаемся, то редко кто не возвращается, как говорит Писание, «на свою блевотину» (2 Пет. 2:22). Прп. Амвросий Оптинский сетовал: «Какое ныне настало время! — говорил он. — Бывало, если кто искренно раскается во грехах, то уже и переменяет свою греховную жизнь на добрую; а теперь часто бывает так: человек и расскажет на исповеди все свои грехи в подробности, а потом опять за свое принимается».

Вероятно, это происходит в силу нашей раздвоенности, нецельности, что в свою очередь ведет к неспособности принять волевое решение, т.е., к отсутствию решимости. Именно отсутствие решимости по мысли преподобного Серафима Саровского не дает нам подражать древним. И решимость эту нужно проявлять уже на самой ранней стадии развития страсти — против прилога. Если же наша нерешительность не дает нам совершить это сравнительно нетрудное, но необходимое действие, то и силы уходят на борьбу со страстями, разрастающимися порой до чудовищных размеров.

А вот как отсекать прилог в самом начале — это каждому приходится решать индивидуально. К примеру, Императрица Екатерина II имела правило ничего не говорить в приступе гнева, но ждала, пока придет в спокойное расположение духа, и, чтобы облегчить себе трудность молчания, буквально набирала в рот воды. Похожим образом поступал преподобный Моисей Оптинский, который вразумлял провинившихся монахов не сразу, а когда происшествие несколько забывалось.

Конечно же, святые отцы для победы над помыслами в качестве необходимейшего и самого действенного средства предлагают нам молитву. Вот что говорил об этом прп. Иоанн Колов: «Я подобен человеку, который сидит под высоким деревом и видит, что приближается к нему множество зверей и змей; если он не может противостать им, то влезает на дерево и спасается. Так и я, безмолвствуя в келлии моей, вижу злые помыслы, восстающие на меня; когда не могу противостать им — прибегаю к Богу молитвою и спасаюсь». Но этому несложному на первый взгляд умению христианину предстоит учиться всю жизнь.

Андрей Горбачев

17 октября 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Татиана20 октября 2014, 14:49
И мне Господь даровал милость избавиться от страсти курения. Ничего не помогало, ни таблетки,ни пилюли....НИЧЕГО...и только один Бог мне помог. Слава Тебе,Боже наш, слава Тебе! ВСЯ ХВАЛА ГОСПОДУ !
Юра19 октября 2014, 21:16
Кто от всего сердца не возымеет ненависти к тому, что свой-ственно вещественной и земной плоти, и ко всем ея движениям и действиям, — и ума своего не восторгнет горе к Отцу всех, тот не может получить спасения. Кто же сделает это, над тру-дами того умилосердится Господь наш, и дарует ему невидимый и невещественный огнь, который попалит всё находящияся в нём страсти и совершенно очистит ум его. Тогда возобитает в нём Дух Господа нашего Иисуса Христа, и пребудет с ним, нау-чая его поклонению Отцу достодолжному. Но пока мы соуслажда-емся вещественной плоти своей, дотоле врагами бываем Богу и Ангелам Его и всем святым (Добротолюбие, том 1.Святый Антоний Великий. Наставления святаго Антония Великаго, 30).
Dmitry Salogub18 октября 2014, 19:01
Эволюции помысла. От помысла до пленения. Освободишься от помыслов - получишь шанс стать свободным!
Виктор18 октября 2014, 13:27
Господи!Если хочешь можешь однако не моя но да будет воля Твоя!Господи Ты много раз меня направлял и помогал!Но я неправильно многое делал и оценивал.А ведь не по словам а по делам нашим нас судят и судить будут.Прошу Тебя избавь меня от страстей и других греховных деяний.Помоги очистить мою душу от всего плохого как от сорняка хорошие посевы.Дай мне снова терпение любовь искренность радость жизни ,любовь и понимание с моей семьей и убери от меня мой эгоизм и гордыню.Каюсь .Снова хочу вернуть ко мне и беречь любовь к Господу Богу,ближнему и самому себе.Не хочу быть и испытывать гордыню и чувство эгоизма.Укрепи мою веру и наставь на путь Заповедей Твоих!Господи помилуй!
Юра18 октября 2014, 01:49
Часть 2.Иоанн Златоуст говорил:«Жене надлежало бы из самаго этого начала догадаться о крайней дерзости диавола,— что он умышленно говорит о том, чего нет, и ещё как будто заботясь об них,(говорит) для того,чтобы узнать,что заповедал им Бог,и таким образом увлечь их к преступлению.Ей следовало бы даже и не вступать в беседу с ним,а беседовать только с тем,для кого она сотворена,кому равна была по достоинству и создана помощницею.Когда же она,увлёкшись,вступила уже в разговор с змием и чрез него,как чрез орудие,приняла гибельныя слова диавола,и тогда,поняв несообразность слов его, и видя, что иное заповедал Создатель,а другое,противное словам Творца,говорил диавол,тотчас должна была отвратить слух, бежать от беседы с ним,и презреть дерзнувшаго изощрять свой язык против данной им заповеди.» (Беседы на книгу бытия том 4 книга 1.Беседа 16).И познаёт человек,что есть добро и, что есть зло и это от него не отнимется.«Я хочу, чтобы ты был хозяином своих мыслей.Заметь, какие они бывают... Когда работа идёт точно, легко — мысли бывают свежи и свободны, они приходят короткие,прозрачные,текучие.Тебе надо только организовать их, ясно и точно обобщить.И надо много,много думать над ними,отбрасывая ненужные и чуждые из них.(«От Меня это было» Из дневника митрополита Мануил Лемешевский (беседа с Богом)).
Юра18 октября 2014, 01:00
Часть 1. Попытка объяснить зарождение страсти весьма похвальна и рассуждать об этом прибыльно, но при условии не упускать рассуждений Святых Отцов, которые познали об этом опытно и прошли путём делания, совершая ошибки и исправляя их помощью Божией. Путь от прилога до совершения и подчинения страстям Святые Отцы описали подробно — достаточно прочитать Добротолюбие, а также подробно описали Тихон Задонский, Феофан Затворник и прочие. Достохвальные Отцы понимали причину, которая кроется в первородном грехе. Грех — ошибку, которую совершила Ева: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь»(Быт. 2, 16-17) и далее: «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.» (Быт. 3, 1-6).
Алексей17 октября 2014, 23:00
Спасибо !!! За вразумление!!!
Алексей.
Фотиния17 октября 2014, 19:50
Господь Бог милостив к нам грешным и помогает избавиться от страстей, самым удивительным способом. Так и я мучаясь страстью к сигаретам ,получила милость,которую не заслужила. Слава Богу за все!
Геннадий17 октября 2014, 16:59
Святый Боже даруй нам силы.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×