Христианин как иерей природы

    

Иерей природы восхищается и любит красоту творения, однако знает, что величайшие богатства мира глубоко таятся в невидимых нашему глазу глубинах боголюбивых душ[1]. Иерей природы становится всеобщим рабом, ставя себя ниже всякого творения[2]. Сколько святых старцев, преодолевавших естественные законы природы, было связано с ней: Серафим Саровский и медведь, старец Паисий и дикие птицы, старец Хаджигеоргис и дикий кабан, преподобный Павел Обнорский и старец Феофилакт из скита святого Василия, обладавшие поистине райской связью с окружающей средой, равно как и многие другие святые отцы. Через нашу личную святость природа обновляется и освящается. Пост, согласно святому Серафиму Саровскому, делая тело прозрачным и легким, переносит его в первоначальное состояние Адама, и животные чуют в нем это адамово благоухание[3].

Иерей природы выступает посредником, через которого прославляют и воспевают Бога небо, звезды, вода, дождь. Святой Леонтий Неапольский пишет: “Я через небо, землю, моря, деревья, камни, мощи, храмы, крест, через Ангелов, людей и через все творение, видимое и невидимое, поклоняюсь и чествую всеобщего Творца, Владыку и единого Создателя. Ведь творение не само по себе поклоняется Ему, но через меня небеса возносят хвалу Богу. Через меня поклоняется Ему луна, и славят Его звезды”[4].

Чтобы и мы смогли разглядеть уникальность и неповторимость мира, увидеть его ясно и различить святость и слово Творца в каждом творении и создании, мы должны облечься в одежду посильной нам святости, смирения, любви и Божественного дара и принять нашу роль иереев природы, дарованную нам от Бога, как пишет епископ Каллист Уэр. Иерей природы – это человек, который свободно и абсолютно сознательно берет мир в свои руки, мир, дарованный нам Богом, и преподносит этот дар Дарителю, тем самым призывая Его благодать на все живое. Посредством этого акта священного дарения творение говорит с Богом, спасаясь, исполняя свое предназначение и преображаясь[5].

Только подняв свой Крест, отрекшись от себя, своих желаний и постоянно растущих потребностей, мы сумеем открыть для себя всю ценность и красоту мира. Не существует истинной любви без смирения и самоотверженности. Нам необходимы воздержанность, самоконтроль и добровольное ограничение своих потребностей[6]. Благодаря своему смиренномудрию иерей природы считает себя ответственным за все зло, присутствующее в мире. Он знает, что грех – это причина умаления благодати, которая оживотворяет, укрепляет и поддерживает все творение, разумное и неразумное. Душа иерея природы не в силах смотреть на причинение вреда любому существу, как разумному, так и нет. Она страдает, и это есть “возгорение сердца о всем творении”[7]. И когда природа видит всякого человека, облаченного в святое смиренномудрие, одежду святости, она поклоняется ему в честь своего владыки, которого видела облаченным в святость, как пишет святой Исаак Сирин[8]. След иерея природы на земле трудноразличим и незаметен.

Гимн любви христианина к природе

Сознательный православный христианин, будучи иереем природы, где бы не находился – дома, на работе, в школе, в храме, на собраниях, в своих делах, мыслях, молитвах – показывает, что действительно обладает особой связью с естественной средой и всем творением. Православный христианин, любящий окружающую среду, не беспокоится о выгоде, не жертвует природой во имя своего обогащения, не покупает новые продукты, бросая старые в мусорную корзину. Он не становится гиперпотребителем. Православный христианин, любящий природу, добродетелен, энергичен и полезен окружающей среде. Он радуется, находясь на природе и видя заботу об окружающей среде и Божественном творении. И, напротив, огорчается, наблюдая, как естественная среда разрушается, как лишается жизни всякое разумное и неразумное существо. Он скорбит, когда мир творения испытывает боль.

Один взгляд на звездное небо, полет бабочку, пение птицы, маленький цветок с его красками и ароматами достаточны, чтобы наполнить его радостью и заставить его прославить Творца. Православный христианин, любящий природу, довольствуется малым и самым необходимым. Он верит в величие Творца, надеясь на сохранение Земли, изобилие ее плодов, стремясь увидеть “новое небо и новую землю” (Откр. 21:1). Но сильнее и выше всего оказывается его любовь к Богу Творцу.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”

Профессор Андреас Хатзихабис, биолог

Источник: Πεμπτουσία

20 октября 2014 г.

[1] Архимандрит Астериос Хадзиниколау. «Путь Господа, тесный, широкий и парадоксальный» (Αρχιμ. Αστέριου Χατζηνικολάου, Η οδός του Κυρίου, στενή και ευρύχωρος και παράδοξος, εκδ. Αδελφότης Θεολόγων Ο ΣΩΤΗΡ, 2007, σελ. 179).

[2] Авва Сисой, Великий Отечник (Αββά Σισόη, εις Το Μέγα Γεροντικόν, εκδ. Ιερού Ησυχαστηρίου «Το Γενέσιον της Θεοτόκου», Πανόραμα Θεσσαλονίκης 1999, τομ. Δ΄, σελ. 116).

[3] А. Николаиди. Космология аскезы и отречения (Α. Νικολαϊδη Η Κοσμολογία της Άσκησης και της Παραίτησης, Κατερίνη, Τέρτιος, 1990).

[4] PG93, 1604 AB.

[5] Каллист Уэр. Экологический кризис и надежда (Κάλλιστος Wear, 2008, Οικολογική Κρίση και Ελπίδα, Εκδ. Ακρίτας, σελ. 81).

[6] Каллист Уэр. Экологический кризис и надежда (Κάλλιστος Wear, 2008, Οικολογική Κρίση και Ελπίδα, Εκδ. Ακρίτας, σελ. 81).

[7] Исаак Сирин. Слова подвижнические (Ἰσαάκ τοῦ Σύρου, Λόγοι ἀσκητικοί, ΠΑ΄ 7, ΕΠΕ Φιλοκαλία 8Γ, 174).

[8] Исаак Сирин. Из книги «Смирение по образцу Священного Писания и отцов церкви» (Ισαάκ του Σύρου, Λόγος κ, Νεοελληνική απόδοση από το βιβλίο «Η Ταπείνωσις κατά την Αγίαν Γραφή και τους πατέρες της εκκλησίας»).

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×