Духовничество и психотерапия

Беседа с профессором-психотерапевтом Федором Василюком

17 сентября 2017 года ушел из жизни Федор Ефимович Василюк, доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории консультативной психологии и психотерапии ПИ РАО, заведующий кафедрой индивидуальной и групповой психотерапии МГППУ, президент Ассоциации понимающей психотерапии. Сегодня, в день отпевания и похорон раба Божия Феодора, сайт Православие.Ru публикует интервью психотерапевта, данное нашему порталу 3 года назад.

О том, нужны ли знания психотерапии священнослужителям и об опыте преподавания психотерапии студентам Сретенской духовной семинарии – беседа с Федором Ефимовичем Василюком, психотерапевтом, доктором психологических наук, профессором, заведующим кафедрой индивидуальной и групповой психотерапии Московского городского психолого-педагогического университета.

Федор Ефимович Василюк Федор Ефимович Василюк
– Федор Ефимович, насколько я знаю, ваши занятия в университетах, где вы преподаете, посещают и священнослужители. Расскажите, пожалуйста, об этом.

– Такие случаи не так уж часты, но, тем не менее, нас радует, когда священники оказываются на занятиях по психологии и психотерапии. В частности, мне вспоминается один подмосковный протоиерей. Он объяснял свой интерес к психологии так: «Я не собираюсь становиться профессиональным психологом, я – священник. У меня очень много задач на приходе, школа, социальное служение, работа с семьями детей, и мне нужны разные специалисты – и психологи в частности. Я хочу понимать, что они могут, я хочу управлять со знанием дела этим процессом, и поэтому я получаю такое углубленное образование». Вот один из мотивов.

– А зачем другим нужна была психотерапия?

– Могу вспомнить еще одного московского священника, который у нас сейчас проходит длительную программу. Он, прежде всего, хотел бы углубить и, может быть, сделать более точным способ ведения духовных бесед с прихожанами. Ему кажется, что в детской, семейной и во взрослой психотерапии он найдет какие-то инструменты, которые сможет встроить в свое священническое служение, в душепопечение.

– Вообще-то пастырское душепопечение и психотерапия – это не одно и то же.

Не анализировать и давать советы, а соучаствовать в переживании человеком какой-то его беды, проблемы.

Психология – это палка о двух концах, потому что психология может иногда мнить себя такой самодостаточной, помогающей как бы от самой себя. А душепопечение церковное все-таки строит так эту работу помощи, чтобы призывать Господа участвовать, соучаствовать в этом, в преодолении беды, кризиса, в семейных неурядицах и т.д. Вот, мне кажется, кардинальное отличие.

На лекции проф. Василюка Ф.Е. в Сретенской семинарии На лекции проф. Василюка Ф.Е. в Сретенской семинарии
    

– Расскажите, пожалуйста, о вашем курсе, который вы читали семинаристам.

– Он занимает в целом, на базе высшего психологического образования, три года – подготовка по «Понимающей психотерапии». Мы исходим из того, что в психотерапии мы встречам человека, находящегося в кризисе, в какой-то безысходной ситуации, в ситуации невозможности, когда он ничего не может сделать со своей бедой, утратой, каким-то предательством. Сделать уже ничего нельзя, сбылось… Беда какая-то случилась, но жить надо. И что человеку остается? Ему остается – пережить эту ситуацию. Пережить – значит, совершить такую душевную работу, которая переосмыслит какие-то ценности, свои установки, отношение к жизни. Вот эта работа переживания и является в «Понимающей психотерапии» главной, поэтому дело психотерапевта состоит тогда не в том, чтобы проанализировать и дать советы, рекомендации и т.д., а чтобы соучаствовать в этой работе переживания. И то, что делает психотерапевт, мы называем термином «сопереживание». Это не только эмоциональный отклик, но и интеллектуальное соучастие, это и включение в анализ его ситуации. Сопереживание – это всё то, что делает терапевт для помощи человеку в его переживании. Вот главный смысл, а метод, которым это делает человек, – это метод понимания. Со студентами мы осваивали базовые приемы понимания другого человека. Оказывается, это не самая простая вещь; может быть, даже самая сложная – понимание. Вот чему был посвящен курс – такому алфавиту приемов понимания другого человека, находящегося в беде.

На лекции проф. Василюка Ф.Е. в Сретенской семинарии На лекции проф. Василюка Ф.Е. в Сретенской семинарии
    

– И чего в итоге удалось достичь за такой короткий курс?

– Ну, я думаю, эту азбуку студенты усвоили. Может быть, вы помните – а я помню – ту радость, когда вдруг впервые на улице из букв, которые ты уже знаешь, складывается слово. Были просто буквы, а теперь – слово! «Хлеб», читаешь, «Молоко». Это большая радость. Мне кажется, студенты не только эти буквы освоили, но и научились «Хлеб» и «Молоко» читать. Они встали на первую ступеньку такой профессиональной психологической помощи.

На лекции проф. Василюка Ф.Е. в Сретенской семинарии На лекции проф. Василюка Ф.Е. в Сретенской семинарии
    

– Насколько успешно они этого достигли, не имея психологического образования?

– Здесь были свои трудности, но семинаристы их блестяще преодолели. Конечно, целый ряд понятий требует какой-то подготовки, чтения книг. Но, тем не менее, отсутствие этих знаний в данном случае можно было компенсировать за счет двух, мне кажется, вещей. Во-первых, за счет логики. Все-таки курс читался семинаристам-выпускникам, это были ребята с очень хорошо поставленным мышлением. Это важно – уметь хорошо думать. У них организованный такой ум. А второе: они достаточно чуткие эмоционально. Вот, собственно, наличие ума и сердца и позволило преодолеть дефицит образования в области психологии. Поэтому я доволен результатом.

    

– Федор Ефимович, чем в вашем восприятии отличаются семинаристы от студентов-психологов светских университетов?

– Конечно, в университетах не начинается лекция с «Царю небесный…» Но это внешнее, казалось бы, отличие накладывает свой отпечаток и на внутреннее пространство общения. Студенты обычных университетов кажутся более открытыми; студенты семинарии вначале – такими более замкнутыми, как будто бы у них мундирчики застегнуты на все пуговицы. Студенты обычных университетов более эмоционально оживлены, а студенты семинарии… чувствуется, что в них много чувств, эмоций, жизни эмоциональной, но она как будто бы как в атомном реакторе кипит, такая сдерживаемая. Воды может быть много и у студентов светских заведений, и у студентов семинарии, но там вода расплескана повсюду, а тут она в колодец собрана и ощущение большей глубины.

Проф. Василюк Ф.Е. и прот. Вадим Леонов в Сретенской семинарии Проф. Василюк Ф.Е. и прот. Вадим Леонов в Сретенской семинарии
    

– А что на вас произвело наиболее, может быть, яркое впечатление?

– Для меня оказалось некоторой неожиданностью то, как в самом начале курса многие семинаристы, которым нужно было откликнуться на какую-то жалобу условного пациента, вдруг начинали говорить маленькую проповедь, наставления, объяснения, почему из-за греховности так с людьми случается. В этом был иногда такой избыток, на мой вкус, назидательности… Но это довольно быстро прошло. Меня поразило, как быстро они прошли за несколько занятий этот путь к разрешению себе более открытого, свободного, живого общения в такой ситуации, которая будет у них встречаться каждый день, когда нужно будет кого-то поддержать.

Вручение семинаристам сертификатов курса проф. Василюка Ф.Е. Вручение семинаристам сертификатов курса проф. Василюка Ф.Е.
    

– Во время перерывов и после занятий, я знаю, студенты задавали вам вопросы, подходили к вам. Что они спрашивали?

Проф. Василюк Ф.Е. и Дементьев Д.В. в Сретенской семинарии Проф. Василюк Ф.Е. и Дементьев Д.В. в Сретенской семинарии
– Вопросы были самые разные. Один из студентов – как раз это случай, когда такая дисциплина не достигает каких-то нечеловеческих пределов, и они остаются просто людьми, просто мальчишками молодыми, и слава Богу! – так вот, один из студентов на лекции задал вопрос, а потом, пока мы обсуждали другие вопросы, заснул. И когда я подошел к ответу на его вопрос, я попросил семинаристов, сидевших рядом, чтобы они его разбудили. Они его разбудили. Он, бедный, очнулся, и я сказал: «Я теперь отвечаю на ваш вопрос, на минутку подержите себя в бодрственном состоянии». Ответил и говорю: «Ну, а теперь можете дальше продолжать спать». Человек устал, видимо. Но тут он подошел с вопросом очень личным. У него есть какой-то дефект, своя особенность речевая, которую он хочет исправить как будущий священник, потому что он понимает, что ему надо проповедовать. И он попросил, чтобы я ему посоветовал коллегу, психолога, который бы помог ему с этими речевыми особенностями побороться, справиться. То есть это были такого рода очень личные иногда вопросы, направленные на помощь. Были и такие: откуда пошла психотерапия и зачем она нужна? не претендует ли она на то, чтобы заместить Церковь? и подобные. Такие острые, важные, живые вопросы. Так что спасибо большое за возможность провести этот курс.

С профессором Федором Василюком
беседовал Дмитрий Дементьев,
кандидат философских наук, психолог,
преподаватель и помощник проректора по учебной работе Сретенской духовной семинарии

21 октября 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Нужна ли церковным людям помощь психолога? Нужна ли церковным людям помощь психолога?
Прот. Давид Цицкишвили
Нужна ли церковным людям помощь психолога? Нужна ли церковным людям помощь психолога?
Беседа с протоиереем Давидом Цицкишвили
Мы все находимся на стадии психологического завоевания. Идет крайне коварный и сложный процесс. Часто трудно бывает узнать окружающих людей, настолько поменялась их психика.
Пастырская психиатрия: разграничение духовных и психических расстройств Пастырская психиатрия: разграничение духовных и психических расстройств
Василий Каледа
Соотношение духовных недугов и психических заболеваний — одна из проблем, с которой постоянно приходится сталкиваться в церковной жизни как духовенству, так и мирским представителям клира. Но чаще всего именно священник оказывается первым, к кому обращается за помощью человек с психическими расстройствами.
Духовность и духовничество: доклад митр. Антония Сурожского Духовность и духовничество: доклад митр. Антония Сурожского
ВИДЕО
Духовность и духовничество: доклад митр. Антония Сурожского Духовность и духовничество: доклад митрополита Антония Сурожского
Старые фильмы о главном
Архимандрит Тихон (Шевкунов)
Эта видеозапись была сделана почти 25 лет назад, 18 мая 1987 года. В Издательском отделе Московского Патриархата проходила международная конференция, посвященная 1000-летию Крещения Руси. В тот день митрополит Антоний Сурожский выступал со своим широко известным сегодня, перепечатанным в сотнях изданий докладом «Духовность и духовничество». Говорил он незабываемо – и по сути, и по силе пастырского слова.
Комментарии
Антонина22 сентября 2017, 15:53
До Австралии тоже дошла уже программа секс просвещения, причём все это связано с педофилией, которая здесь в огромном количестве и прикрывается верхами! Русские не езжайте сюда, здесь скоро будет большие скорби! Господь , по молитвам Матери Божьей пока сдерживает, но здесь такой садизм с детьми делают!
Татьяна21 сентября 2017, 10:37
С учетом того, что Господь приводит к Себе в Церковь на лечение людей очень часто после каких-то душевных потрясений, то этот курс очень даже хорош для священнослужителей. Лично знаю случай, когда священник своим равнодушием оттолкнул женщину, только что потерявшую мужа, и надолго отвратил от хождения в церковь. Хороших духовников очень мало, так хотя бы обычных приходских священников обучить пониманию человека по-человечески, а не только с точки зрения духовных законов. Если не ошибаюсь, еще приснопамятный старец Кирилл Павлов говорил, что сейчас время такое, что всем требуется утешение.
Нина Каспер29 января 2017, 19:20
Можно ли по телефону посоветоваться с доктором Ф.Е.Василюком?
Для Ксении26 октября 2014, 16:22
Лучше вернуться в Россию, если есть возможность, либо другую православную страну
Фотина24 октября 2014, 05:06
Здравствуйте! Как можно связаться с Федором Ефимовичем Василюком? Ведет ли он индивидуальные приемы? Очень насущный вопрос.
Ксения 23 октября 2014, 03:50
Вопрос, не прямо связан с этой статьей, но все-таки. Западный мир окончательно сходит с ума, Россия, помоги! Уже больше года нахожусь в глубоком духовном потрясении. Мы живем в Голландии и нам в марте 2015 года снова предстоит перенести ужас 2013 года, в нашей школе снова будет развратная программа о секс "просвете" для детей от 0 до 18 лет. Теперь главная тема- гендеровая и холеби (новый термин, догадайтесь) Имела "честь" ознакомится с тем, что нашим детям будут показывать и о чем будут говорить, вариант не идти в школу не получится- потом все равно сунут эти материалы. Старший сын уже четко понимает,учу по-Православному, что любовь от Бога и вся эта мерзость от лукавого. но там задания, где нужно в группе называть самые неприличные интимные слова, причем еще колонка для записи как вы говорите это на своем родном языке (это для "отсталых" нетолератных иностраннцев) и как это говорят на улице? Я вот думаю детей подготовить зараннее, чтобы выработать у них иммунитет против этой мерзости, но как быть с заданием, в котором писать слова надо (очень низменные), У меня желание все перечеркнуть, скомкать и выбросить, но ребенку то в школе как поступить, я бы еще крестом Православным все перечеркнула,да и то Крест жалко на таком месте ставить, и это эмоции, что подскажете? До марта есть время. Всем буду благодарна. Спасибо
N-a22 октября 2014, 15:45
я думаю, что повезло прихожанам этих будущих батюшек. Бог в помощь!
Галина Б.22 октября 2014, 03:43
Замечательно, что есть такой курс "Понимающая психотерапия" для священников. Это не основа, но большое подспорье для работы с прихожанами. Иногда в церковь приходят не к Богу, а к священнику. Важно такого "захожанина" не оттолкнуть, а направить. Есть очень интересная книга Митрополита Иерофея (Влахоса) "Православная психотерапия". Но это уже совершенно другой курс.
Андрей21 октября 2014, 22:54
Спасибо за статью, видеоинтервью очень интересный формат! Мне кажется, что каждому священнику имеет смысл изучать психотерапию и психологию. 1. Личные комплексы. Они есть, пожалуй, у каждого. И если будущий священник их не прорабатывает на этапе своей учебы, они могут болезненно проявляться в его пастырском руководстве в будущем - на его прихожанах. 2. Освоение коммуникативных техник. С точки зрения умения выслушать, прояснить ситуацию я больше мастеров встречал среди психологов, чем священников. Нередко священник начинал что-то активно советовать, не уточнив важные особенности. Если я не смог в этот момент ввернуть уточняющие слова - вся помощь откладывается до следующей исповеди, когда уже сам ему все детально сформулируешь. 3. Христианское отношение. Среди православных психологов я всегда встречал любовь и утешение. А вот священник иногда может после исповеди так на тебя смотреть, что и в храм этот ходить больше не хочется. Ни совета, ни благословения, и как будто боится от тебя оскверниться, как от прокаженного ...
Татиана21 октября 2014, 21:53
Здравствуйте! Церковь - это духовная ЛЕЧЕБНИЦА. Многие первый раз приходят туда, когда душа БОЛИТ. Несомненно, в Церкви не нужен стоматолог, и отоларинголог. А вот в консультации психотерапевта нуждающихся много, наряду с исповедью и Причастием. Батюшка, владея основами псих. знаний, подскажет об этом человеку. И вот тут главное прийти к православному, воцерковленному специалисту. Иначе, Вы рискуете потерять то к чему так долго шли. Порой могут быть такие консультации, что отвернут Вас от Церкви и христианской веры.
Екатерина21 октября 2014, 21:37
Замечательная статья, Спасибо за неё! Немножко завидую прихожанам этих молодых будущих иереев. В нашем храме батюшки с нами почти не разговаривают. их самый частый совет - "читайте литературу!" Вот и читаем, кто как понимает наставления святых отцов, тот тем и спасается. А между тем в нашем городе количество самоубийств молодых людей превышает показатели по всей области. Страшно! А ведь возможно им можно было помочь!!!! Очень жаль, что у нас часто внешнему придают больше значения, нежели внутреннему. (Это я о том, что строительство новых храмов, часовен, монастырей - это очень хорошо, НО ... спасение душ, исцеление словом священника - тоже очень важно)
Елена21 октября 2014, 18:47
Прошу прощение,статью читала бегло. Но тем не менее...в церквях иногда можно найти как бы штатного психолога,педагога,нарколога и тп. Но, Церковь это церковь. Если люди захотят помощи профессиональной психолога или психиатра-они наверное знают где из найти. В церковь,и в частности к Батюшке , мне кажется идут за другим. А так... Благими намереньями...вроде и идея хорошая на первый взгляд.Обучаться..специалисты.Православная психология! Но..Нет. Если все материально и тп,ну так давайте сто специалистрв держать при церкви.Пришел человек страдающий грехами,а его к Лору. Или он раскаился и мир его изменился-а его к дипломированному психиатру и врач его на антидепрессанты Смешно или страшно? О чем мы? Не искушение ли это? Давайте еще соц работников, юристов, врачей... Вдруг человек в храм шел,а ему и стоматолог нужен? Я может глупа и грешна,но честно против того чтобы подменялись понятий. Церковь это церковь.Медицина-это медицина. Простите. Простите.Спаси нас всех Господь!
Дмитрий21 октября 2014, 11:25
Какая замечательная статья! Дмитрий, Вы ведь тоже занимаетесь православной психологией? Скажите, как можно с Вами связаться и получить консультация по одному серьезному вопросу? Храни Вас Господь!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×