Уходя из храма

    

Представьте себе картинку. Пришла семья из церкви в воскресенье домой. Стол накрыт, на весь дом пахнет вкусно. Мама говорит: «Мойте руки и садитесь скорей». Руки помыли, усаживаются. Но потом вдруг голос: «Стойте. Ты, Маша, – дочке, – перескажи, что сегодня из Апостола на службе читали?» Маша тык-мык, пару нечленораздельных звуков произносит и упирается взглядом в пол. Следующий вопрос. «Ты, Коля, – сыну, – расскажи, что на проповеди священник говорил?» Коля издает примерно те же звуки, краснеет и смотрит в пол. «А что читали из Евангелия?» Тут компания оживает, поскольку с евангельской историей все более-менее знакомы, она на слуху, ее пересказать легче. В конце мама говорит: «Еще раз вот так придете с пустой головой к столу после службы – останетесь с пустыми желудками. Читайте “Отче наш” и садитесь».

Это была фантазия на тему «Как заставить ленивого христианина приложить сердце к библейскому тексту, чтобы он уходил из храма обогатившимся, а не таким, каким зашел». Впрочем, не такая уж это и фантазия. Прежние поколения, не отравленные ложной мягкостью и, следовательно, не потакавшие лени на каждом шагу, понимали: не заходит мудрость в душу через голову – надо искать другие пути. Через мозоли на руках, через след ремня на известной части тела. Через пустой желудок, наконец. Ведь разве это хорошо? Да что там хорошо! – разве это терпимо, чтобы выходящий из храма со службы человек не помнил смысл прочитанного Евангелия и Апостола? А ведь сплошь и рядом не помнят. Проверьте – встаньте в дверях и поспрашивайте. А ведь если бы помнили, то были бы подлинные богачи. Если бы помнили, то размышляли бы об услышанном, познавали бы сладость сказанного Давидом о блаженном муже: «Поучится в законе Господнем день и ночь». Евангелие из Книги превращалось бы постепенно в достояние помнящей и любящей души и уже хранилось бы не на бумажных листах только, но на плотяных скрижалях сердца.

Сам человек никогда этого не сделает, за редким исключением, и до этого не додумается. Ему напомнить надо, подсказать. Для этого священство и есть. «Уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник (ангел) Господа Саваофа» (Мал. 2: 7). Священство напоминает людям о Боге и о воле Его. Как крест всегда сияет на небе и взоры тянет к себе, как колокол регулярно звонит и зовет людей в церковь, так и священство призвано напоминать людям о Господе постоянно и будить их чистый смысл к трезвению, внутреннему поучению, молитве. И поскольку запоминается лучше не то, что в середине звучало, а то, что прозвучало под конец, можно отпускать людей из храма, напомнив или прочитав еще раз дневное зачало Писания. «Думайте теперь о том, что услышали. Домой придя, хорошо сделаете, если найдете время еще прочесть что-то из Писания: пророков, или псалмы, или Евангелие. А потом отдыхайте. Готовьте с детьми уроки на завтрашний день, идите в гости или гостей принимайте, гуляйте в парке. Катайтесь на велосипеде. Что хотите в день отдыха делайте. Только бы день воскресный прошел свято, мирно и безгрешно».

Вопрос не в формальности – когда, что и сколько читать. Вопрос в принципе: слово Божие, голос Христов нужно полюбить.

Если вы и не слышали ничего подобного, нет причины унывать. Коль скоро принцип вами узнан, вы можете теперь понуждать себя на деятельное изучение слов Господних. Можно до службы прочесть рядовое зачало Апостола и Евангелия. Тогда на самой службе чтение врежется глубже в сознание, засияет ярче, запомнится сильнее. И такой человек без напоминания, сам уже после службы захочет прочесть еще что-то. Уговаривать его не надо будет. Сладость и силу Писания он уже ощутил. И сознание, засеянное словами Божиими, словно поле – семенами, рано или поздно принесет плод свой. Об этом мне сладко мечтается и конкретно думается.

    

Вопрос не в формальности – когда, что и сколько читать. Вопрос в принципе: слово Божие, голос Христов нужно полюбить. А поскольку у нас нет и быть не может ни одной требы, ни одного молебна, тем более ни одного Таинства, на которых бы не звучало слово Божие, то начинать нужно с того, что под рукой. Готовишься к воскресному дню – поупражняйся в Писании. Выходишь из храма – проэкзаменуй сам себя: что помнишь, что понял, чем проникся? Среди дня не раз себя одерни, возвратись от месива различных помыслов к тем текстам, которые наизусть знаешь. Если всё это делаешь, то садись в воскресенье за обеденный стол, и пусть тебе будет вкусно. А если не делаешь, не садись за стол. Голодом понудь себя к богомыслию. Таким образом сердце наше верно поймет сказанное Христом в пустыне: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4: 4).

Протоиерей Андрей Ткачев

28 октября 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Ekaterina Zimina19 февраля 2016, 23:31
Согласна с комментарием о церковнославянском языке и опере! Ничего непонятно, а иногда поют специально смыкая губы, грудью, для придания важности, так что все слова остются во рту. В статье говорится:понуди себя, напоминай, что было на службе. А для этого надо разобрать хотя бы, что тебе говорят или поют. Почему-то об этом никто не говорит. Хотя... говорят, что церковно-славянский чистый и возвышенный, а для меня - очень режет слух и вызывает ассоциации с глубокой древностью только. По моему убеждению, на каком языке человек думает, на таком должен и разговаривать, и общаться. И Слово должно быть понятным. А проповеди простыми, тогда они запомнятся легко
Ольга Придатько11 ноября 2014, 11:55
Знающий грамоте и не читающий Святое Писание крещеный человек христианином считаться может лишь с большой натяжкой. Зане Господа презрел и слов Его не любит, а значит и заповедей не творит. Кто читает охотно все, что угодно, кроме слова Божия, явно доказывает, что любит все что угодно больше, чем Самого Господа.
Наталья Иннокентьевна 7 ноября 2014, 09:15
Во многих храмах, я заметила поют и читают не только оченрь спешно, но и с большими сокращениями, чем и обкрадывают себя и нас. Например вначале литургии псалмы Давида, а ведь в них красота-то какая! А у нас Храме Тихона Задонског все читают спокойнро, внятно и четко и псалмы царя и пророка Давида поются полностью. И из Храма ухожу насыщенная и радостная, чего не могу сказать о многих других храмах.Спаси всех Господь. Простите за ошибки.
Павел 2 ноября 2014, 12:57
Спаси Господи батюшку Андрея и всех, кто дал мне советы здесь по поводу слышания службы.
Феврония31 октября 2014, 17:09
Спасибо за простой совет: прочитывать до службы фрагменты Апостола и Евангелия. А проповедь, по-моему, сама запомнится, если хорошая. Я некоторые проповеди в Ново-Тихвинском монастыре слышанные помню уже много лет.
Анна30 октября 2014, 09:49
Низкий поклон о.Андрею из Киева! Спаси Вас Господи. Как всё правильно. Как всем нам не хватает Еванглия и Апостолов чтение. Читали бы и не было б того, что сейчас творится у нас на Украине. Хочу сказать тем, кто не понимает службу. Ходите, слушайте и всё прийдёт, и всё полюбится!!! Сама такая была. Батюшке исповедывала, что как бетонная колона стою. И слышала тот же ответ:"Ходи и стой ..." А теперь без службы не могу. Если не могу быть на службе, то иногда даже плакать хочется. А Псалтырь как полюбился! Дай Вам Бог, Павел, терпения и усердия.
Наталия30 октября 2014, 00:31
Вот Андрей почти слово в слово написал мои сомнения три года назад. Но сейчас я точно знаю, что надо знать литургию - наизусть, как и многие другие молитвы. Многие же знают наизусть утренние и вечерние правила. Некоторые миряне знают наизусть Праздничные акафисты и уж Пасхальную Службу знают наверное почти все. Надо не в слепую в Храм идти: как бы случайно зашли и вот стоим оглядываемся. Надо точно знать службу этого дня и имена Святых. чью память и подвиги справляют в этот день на Литургии. а потом на заутрене к следующему дню. Тем более - даже на этом сайте есть подробное описание службы на каждый день . С вечера зайти да для себя родимого прочесть. Тем более, если идти на исповедь и Причастие. Наверняка все ранние христиане знали литургическое служение - Чтение, пение и возгласы. Т.е - Литургия с чтением Евангелия и Апостола в естественном жизненном пространстве и взрослых и детей. Это Таинство, но мирянам ведь не запрещено знать. Священник служит, но все присутствующие должны ЗНАТЬ, а не догадываться о том, что происходит. ... А Отец Андрей практически ответил на все вопросы. АМИНЬ
Андрей29 октября 2014, 21:22
По моему этот вопрос пора уже выносить на уровень патриарха , почему в храмах поют громко и красиво , но разобрать ничего нельзя , как в опере ? Почему дьяконы читают невнятно ? Стоишь постоянно и думаешь - неужели Богу действительно нужно чтобы я стоял по 2 часа в храме ничего не понимая ? Неужели никак нельзя сделать чтобы служба была понятна и внятна ? Пусть она будет на церковно-славянском , раз уж батюшки на русском не умеют служить , но внятна и понятна....
Алла29 октября 2014, 19:35
Спасибо батюшка.Буду готовиться к службе.потому что Апостол так быстро у нас читают.что ничего не понимаю. только и помню ....Братие... и тра-тат-тата.Мне стыдно,прости Господи
Михаил29 октября 2014, 15:58
В церкви, в которую я хожу чаще всего, почти что всегда, там читают очень плохо, вообще хор один из худших в городе. По праздникам поют какой-то грандж. Псаломщика постоянного нету, кто придет, тот и читает и поёт, вообще не понятна логика причта. Да ещё и полы скрипят. Но сама церковь так нравится, что не до души как-то в других храмах молится, где все четко слышно и понятно, где хор и хорошие благоговейные священники. У нас много старых икон, сама церковь древняя, есть чудотворные иконы, ну или подозревают, что они чудотворные. Несколько раз пытался сменить приход и сейчас даже подумываю, но всё как-то... Наверное привыкаешь к месту, а привычка - вторая натура. Попробую так делать, как о. Андрей говорит, мы с мамой раньше так делали, я ей звонил и рассказывал, о чем была проповедь, но сейчас батюшка перестал проповедовать, так что после службы матери и сказать нечего.
НН29 октября 2014, 15:41
Андрей: ..."Я не решусь священнослужителю напрямую какие-то замечания делать. И указывать, как в храме должны хоры петь"... Андрей, поделюсь своей "хитростью": Вам надо пойти на исповедь к настоятелю храма и исповедовать свой РОПОТ на то, как хор поёт; НЕДОВОЛЬСТВО тихим и невнятным чтением - Вас это искушает, Вы не можете справиться с искушением. Настоятель всё поймет. Бог Вам в помощь!
Андрей29 октября 2014, 09:57
У нас тоже читали так, что я не мог понять. Причём, проблем с церковно-славянским у меня нет. Я молитвы и псалмы на нём читаю. Хочу Библию на церковно-славянском прочесть, только русскими буквами. Но найти такую не могу. Так вот - мне неслышно, что поют на клиросе, что читает священник. Я уж и голову вытягиваю, и вслушиваюсь (становлюсь всегда поближе)... Боюсь, не поможет даже то, что я заранее прочту текст. Но вот стал ходить в другой храм. В сельский. Он небольшой деревянный. Красота! Всё чётко слышно, всё понятно. Хор поёт просто и чётко - я молюсь вместе с хором. Священник читает внятно и чётко. Т.е. я в храме не с ноги на ногу переминаюсь, а участвую в службе. Но вот тот храм, где я ничего не слышу - он мне очень нравится. Там и священники замечательные, и сам храм красивый и удобный. И ходить в него я собираюсь и дальше, если Бог даст. Но вот как бы им сказать, чтобы почётче всё делали? И хор заставили нормально петь, и сами бы читали повнятней? Я не решусь священнослужителю напрямую какие-то замечания делать. И указывать, как в храме должны хоры петь. Но вот хочется, как лучше. Хоть бы наши батюшки читали здесь комментарии... Кстати, слышал, что есть два вида пения - знаменное и оперное. У нас в основном в храмах по-оперному поют. Оно вычурно, но не так чётко, как знаменное. То попроще, но более ясное. Я в этом не понимаю, просто слышал такое. Стеняев что-ли говорил.
Елена29 октября 2014, 09:36
А в нашем храме, к сожалению, очень плохая акустика. Силишься понять, что читают из Евангелия и Апостола, но часто нельзя разобрать. Хорошо, что после чтения Евангелия, часто бывает разъясняющая его проповедь. Люди подходят ближе к амвону, где лучше слышно, затем опять становятся на свои места.
Наталья28 октября 2014, 22:58
К сожалению не всегда понятно, что читают, особенно Апостол, только отдельные фразы. Надо самой готовиться в субботу.
Светлана28 октября 2014, 21:33
Очень больной вопрос о понимании читаемого в храме.Если священник читает тихо и на церковно-славянском языке и вдобавок нет тишины, чтобы услышать( о понимании нет и речи ).От всего этого накопилась такая разочарованность и что с этим делать?.Вот дома и читаю ,тогда зачем ходить в храм.1.Невозможно подойти к священнику и сказать читайте погромче и пояснее.2 Невозможно начать наводить тишину в храме.Чтобы запомнить надо сначала услышать.
Денис28 октября 2014, 20:30
Спаси Господи, отец Андрей!Из Ваших проповедей хорошие книги получились бы, и должны получиться!)
р. Б. Иулия28 октября 2014, 20:15
Павлу. 1.Есть такая тоненькая книжечка - "Божественная Литургия", туда с вечера можно вложить листочик с воскресным "Апостолом" и отрывком из Евангелия, встать в сторонке и следить построчно. Кондаков и тропарей текущего праздника там, конечно, нет, но зато остальное все будет понятно.(из личного опыта :) 2.В Вашем городе наверняка есть воскресная школа для взрослых, там часто бывает такой предмет как " Основы богослужения", вот где разбирается все что касается утр. и веч. молитв и богослужения в храме. Про поклоны на возглас "оглашенные изыдите". Несмотря на несколько лет в церкви, себя пожизненно считаю недооглашенной (в 90е нас крестили пачками без всякого оглашения) и только сейчас пытаюсь восполнить потерянное с помощью воскресной школы и катехизаторских курсов. Божьей помощи!
НН28 октября 2014, 19:22
Храни Вас Господь, дорогой отец Андрей! Вы напомнили мне мою бабушку (Царствие ей Небесное!). Когда я была совсем маленькая, она пересказывала мне, о чём читали, что говорили на проповеди, как ПЕВЧИЕ пели (как Ангелы!) и какого цвета были облачения... Да, с Апостолом сложноато, далеко не всегда слышно, выручает то, что часто по словосочетанию догадываешься, что читают... Павел, не смущайтесь. Священник Вам всё правильно сказал. Придёт время - КОЛИЧЕСТВО перейдёт в КАЧЕСТВО. У меня было так: сначала основная нагрузка ложилась на ноги, потом через какое-то время включилась голова, а потом работа, проделанная ногами и головой соединилась в области сердца. У всех по-разному бывает... Ведь можно службу наизусть знать, а она всё равно мимо пройдёт. Господь обязательно вознаградит Ваше усердие, вот увидите! Помощи Божией Вам. Простите!
Александр28 октября 2014, 19:08
А что такое "полюбить"?
дюдмила28 октября 2014, 18:52
о. Андрей,Вы правы,как всегда правы.
Александр Бутов28 октября 2014, 18:26
Замечательное слово! Огромное спасибо Вам, батюшка, за этот материал! Особенно за Ваш призыв о том, чтобы "Евангелие из Книги превращалось бы постепенно в достояние помнящей и ЛЮБЯЩЕЙ души и уже хранилось бы не на бумажных листах только, но на плотяных скрижалях сердца", т.е. о том, что "слово Божие, голос Христов нужно ПОЛЮБИТЬ"! Да хранит Вас Господь в добром здравии и духе! Низкий поклон Вам. P.S. Лично мне неописуемо нравится слышать в храме чтение и Апостола и Евангелия именно на церковнославянском языке, хотя далеко не все понятно. Особенно если читается и/или слышно отчетливо: бывает, что плохая дикция чтеца в полной мере компенсируется хорошей акустикой храма или, если она плохая, качественными акустическими средствами.
N-a28 октября 2014, 18:04
А разве СЛОВО должно попадать в голову, а не в сердце человека? Что вынесут дети, если их будут заставлять зазубривать тексты? В школе зубрили, и мало что запомнилось, а слова добрых учителей люди помнят долго.
р.Б. Иосиф28 октября 2014, 17:09
Лучше просто дома заранее ознакомиться с тем, что будет читаться на Литургии. Тогда и на службе Вы будете понимать то, что читается.
Павел28 октября 2014, 17:01
Конечно, я имел в виду, что не воспринимаю службу на слух, но что уловил, запомнил и о чем читал, например, именно ектеньи, стараюсь понимать.
Павел28 октября 2014, 16:59
Вот с каким вопросом хочу обратиться. Если вообще службы не слышишь и не понимаешь, как поступить? Это моя беда, я выносил это на последнюю исповедь. Батюшка не нашел сказать ничего иного, кроме как то, что само присутствие в храме на службе очень важно. Мне даже Иисусова молитва не помогает слышать службу, иногда читаю прочитанные зачала после службы, чтобы понять, но проблемы это особо не решает. Елене: мне не понять Ваши чувства по поводу ектеньи об оглашенных, даже странно, что такое мнение вообще есть и что в нем присутствуют упреки в гордыне. Службу надо понимать, в этом я с Александром согласен. Одно понимание службы может заменить собой очень многое и много помогает в исправлении грехов - непонимание службы часто есть следствие многих грехов, к самой службе прямого отношения не имеющих. В моем случае - человекоугодия (я часто кланяюсь там, где, как говорится, "все" кланяются, потому что боюсь отстать от всеобщего мнения и получить чье-то порицание; между тем поклоны мои эти неправильны и неуместны, как и многие поступки в миру). Тем более что Александру жалко не понимающих, и мне жалко. Без понимания службы, я уверен и знаю на своей шкуре, портится и домашняя молитва, и вообще всякое богопочитание вне стен храма.
Елена28 октября 2014, 16:05
Есть в каждой приходской лавке календари на будущий или текущий год с чтением Евангелия и Апостолов. Удобно прочесть перед службой, тогда и церковно-славянские слова приобретают смысл и просто радуешься "узнаванию".
Юлия28 октября 2014, 15:15
Спасибо, отец Андрей. Это тема для размыщления и путь к работе над собой
Елена28 октября 2014, 15:14
Александру: не вижу ничего неверного в поклоне на призыв "помолитеся, оглашеннии..." можно кланяться с мыслью, что когда-то был(а) "оглашенной", а также с молитвой за своих близких, редко бывающих в храме. Я знаю текст и смысл Литургии и было раз неприятно услышать как раз на ектенье об оглашенных шепот: "что кланяются? разве все оглашенные?", с чувством превосходства - что вот я знаю и понимаю, а все вокруг глупые - не понимают и кланяются.
Зоя28 октября 2014, 14:40
У нас в храме на проповеди игумен Агафангел спрашивает, о чем читалось в сегодняшнем Евангелии. Стыдно стало не знать или прослушать. Стали готовиться к службе. Заранее прочитаешь и толкование, а уж если и возник вопрос-пожалуйста- задавай его и на службе.И Литургия стала понятней и ближе.Спасибо о.Андрею- теперь еще и Апостолов возьмем на вооружение. Спаси Вас Господь, батюшка и Ваших близких, за нужные и спасительные слова!
Александр 28 октября 2014, 14:39
Эк загнули, - Апостол... Лучше посмотрите, как весь храм исправно кланяется на возглас "помолитеся, оглашеннии". Понимания службы вообще почти никакого у большинства. А Вы - Апостол... Редкий прихожанин вообще знает, что это и когда звучит. К сожалению, это правда.
Александр28 октября 2014, 14:35
Часто,стоя на службе, силюсь понять или даже услышать Апостол, но его читают, к сожалению, иногда очень неразборчиво и тихо.
р.Б. Алексей28 октября 2014, 12:23
Спаси Господи батюшка, хорошую тему подняли, заставили задуматься. Раньше подобные мысли и в голову не приходили.
Елена28 октября 2014, 11:58
Спасибо большое! Мне ещё учиться и учиться..
раба Божия Ольга28 октября 2014, 11:53
Храни Вас Господь, отец Андрей! Нужные, очень нужные, обращенные к нам маловерам, слова.
Дмитрий28 октября 2014, 11:43
Спасибо, батюшка за Ваши рассказы, очень интересно читать. Понравились Ваши "письма Церквям", некоторые берут за душу. Господи помоги, нам всем!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×