Анатомия покаяния по Книге пророка Осии

Роман Савчук

Пророк Осия Пророк Осия
Пророк Божий Осия (IХ в. до Р.Х.) начинает ряд так называемых «малых пророков». Свое служение он совершал в Израильском царстве, предвозвещая отступившему от Бога народу грядущие наказания. Смысл пророчеств избранника Божия заключался в том, чтобы показать израильтянам их вину в грядущих невзгодах, поскольку они отступили от служения и познания Бога, а благосклонность оказывали идолам и демонам. Пророк Осия должен был сделать явным, что беды обрушатся на народ не по некоей случайности, но всё это совершится по предречению и предопределению Творца, знающего их пороки и ведающего, каким образом следует осуществить над ними домостроительство. Таким образом, в Книге пророка Осии мы встречаем удивительно откровенные и поучительные проникновения в сущность греха богоотступничества, его разрушительного влияния на человеческие души. Слова пророка помогают постичь необходимость и смысл покаяния как обращения к Богу, прерывания греховной цепи, связывающей силы человеческой души.

«Дела их не допускают их обратиться к Богу своему, ибо дух блуда внутри них, и Господа они не познали» (Ос. 5: 4), – говорит Господь о погрязших во грехах израильтянах. Как указывает один из древних толкователей: «Не помыслят о покаянии те, кто постоянно преуспевают в погибели». Из этих слов становится ясно, что самое страшное для человека – не падение в грех, а привычка греха, его постоянство, которое настолько пленяет сердце, что душа уже не может оставить пристрастие и обратиться к Богу. Наши сделки с совестью постепенно становятся невидимой стеной, которую со временем всё труднее и труднее преодолеть, так что наконец мы даже забываем о том свете, который исходит от Солнца, закрытого стеной. Причем абсолютно не важно, какие строительные материалы будут употреблены для возведения этой преграды – огромные валуны или маленькие булыжники: результат один и тот же. Свойство же греха неизменно: аппетит приходит во время еды – чем больше грешишь, тем больше втягиваешься в этот процесс. «Будут есть, и не насытятся; будут блудить, и не размножатся; ибо оставили служение Господу» (Ос. 4: 10), – предупреждает Господь. Наконец, это забвение Бога настолько умерщвляет душу, что она становится не способной реагировать на промыслительные наказания. Тогда совершается самое страшное – Господь больше не воспитывает человека, не способного воспринимать божественные посещения: «Я оставлю наказывать дочерей ваших, когда они блудодействуют, и невесток ваших, когда они прелюбодействуют, потому что вы сами на стороне блудниц и с любодейцами приносите жертвы, а невежественный народ гибнет» (Ос. 4: 14). «Вот это – страшно, вот это – конец, когда уже не карают нас за беззакония, когда уже не исправляют нас, прегрешающих», – восклицает древний толкователь. Но Господь здесь говорит также и об особой ответственности за состояние общества тех, кто принадлежит к Его избранникам. От их ревности, от их стремления к покаянию зависит многое, слишком многое, чтобы позволять себе судить, вместо того чтобы чувствовать ответственность за происходящее рядом с ними! Поэтому если мы, призванные Богом в Его Церковь, не будем стремиться к Творцу, то нечего удивляться, что такого стремления не показывают наши ближние: «…потому что вы сами на стороне блудниц и с любодейцами приносите жертвы, а невежественный народ гибнет» (Ос. 4: 14).

Это единственное требование, которое Бог ставит перед падшим созданием: признать себя виновным и почувствовать необходимость в помощи Создателя

«Пойду, – говорит Господь, – возвращусь в Мое место, доколе они не признают себя виновными и не взыщут лица Моего» (Ос. 5: 15). Это единственное требование, которое Бог ставит перед падшим созданием: признать себя виновным и почувствовать необходимость в помощи Создателя. И можно только удивляться, как мало требует Творец от забывших Его людей: «Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос. 6: 6). «Милость не только не осуждает невинных, но и на виновных смотрит с состраданием; она по возможности снисходит им, как членам немощным и болящим, заботится не о казнях, а о врачевании», – учит святитель Игнатий (Брянчанинов). Также Бог желает, чтобы мы были милостивыми и сами к себе – чтобы перестали гибнуть в грехах, томить душу суетой, давать ей суррогат вместо истины, чтобы наконец сжалились над изможденным духом и обратились к Нему. «Сейте себе в правду, и пожнете милость; распахивайте у себя новину, ибо время взыскать Господа, чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду» (Ос. 10: 12), – призывает нас Сам Бог. Вот в чем заключается удивительная сила покаяния – оно действительно отрывает от безумного влечения ко греху, прекращает гибельную связь со злом, разрывает цепи, влекущие к дольнему! И всё это осуществляется для того, чтобы дать возможность нашей душе наконец обратить взор к Создателю, почувствовать свою вину и взыскать Спасителя, Который некогда устами святого пророка Осии дал нам бессмертное обетование: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (Ос. 13: 14).

Роман Савчук

30 октября 2014 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Святой пророк Осия Святой пророк Осия Аудио Как и другие пророки, Осия не только словами выражал народу послания Господа – вся его жизнь обнаруживала Промысл Божий. Пропитанные горечью пророчества Осии говорят о разочаровании Господа в народе-отступнике. Примирение с Богом будет достигнуто только с приходом Христа, Который, по свидетельству Осии, освободит людей от власти смерти. Пророк Исайя о покаянии Пророк Исайя о покаянии Протоиерей Андрей Ткачев Это жуткое явление, когда именно то, чем люди желают оправдаться – молитва, праздники, пост – более всего раздражает Бога. «Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя; они бремя для Меня; Мне тяжело нести их». Библия, изложенная для семейного чтения. 12 пророков Библия, изложенная для семейного чтения. 12 пророков И помолился Иона Господу Богу своему из чрева кита и сказал: Ты вверг меня в глубину, в сердце моря. Объяли меня воды до души моей, бездна заключила меня; но Ты, Господи Боже мой, изведешь душу мою из ада. А я гласом хвалы принесу Тебе жертву; что обещал, исполню: у Господа спасение! И сказал Господь киту, и он изверг Иону на сушу.
Комментарии
Александр Бутов 1 ноября 2014, 23:00
Иоанн: "а мне-то что остается?" То же, что и прежде: снова и снова, через "буквально стыдно на священника взглянуть" исповедовать то же самое ( новое), т.е. расшатывать грех как больной зуб. Т.е. делать себе больно раз за разом. Т.е. унижать свою гордыню (http://www.foma.ru/article/index.php?news=2478). Бывает, и пот прошибёт, хотя перед этим вроде никак не мог согреться, прийдя с мороза в храм и дожидаясь своей очереди к исповедальному аналою...
Николай 1 ноября 2014, 18:00
"Сделки с совестью"... Могут быть не сделки,а немощи. Тогда Господь попускает скорби и болезни. И если они приемлются в терпении и благодарении,то это угодно Господу. По слову святых,спасаться последние и будут терпением скорбей. И в Царство идут не от победы к победе,а от падения к падению,после которых встают и продолжают идти дальше. Свт.Тихон Задонский. Авторы статей,будьте милосердней и информативней. У людей могут развиться психические искажения; священник,живя и питаясь в ограде церкви,требует от мирян,живущих в постхристианском обществе того-же. Сначала надо на общественно-государственном уровне создать человечные условия для рехристианизации нашей жизни,после чего можно устремиться к совершенству и проповеди Христа по-миру. Это наша национальная идея!
Максим 1 ноября 2014, 16:00
У меня складывается впечатление, когда я читаю Ос. 4, 14 на церковно-славянском, что Господь и сожалеет о Его людях.
Иоанн31 октября 2014, 09:00
Ольге: спасибо, но мне не интересно почему так - где интерес разбирать почему я не попал в рай? мне интересно что конкретно делать. Монахам хорошо - думай себе о смерти, общайся с такими же - если нормальный монастырь просто красота! а мне-то что остается? А то у Владимира очень просто: покаялся и ОК. мне это баптистов напоминает
Ольга31 октября 2014, 09:00
Ольге: один из святых при жизни также сокрушался о том, что снова впадает в грех после раскаяния в нем. Он задумался о смысле постоянного раскаяния в одном и том же грехе. И понял, что, оставив постоянство в раскаянии, он может потерять ощущение своей греховности... Важно тянуться душой к исправлению, карабкаться изо всех сил...
Ольга30 октября 2014, 17:00
Иоанну: Не с одним, а причина в том, что мы исповедуемся, но нет настоящего покаяния(исправления жизни)и нет решимости исправить свою жизнь, живем по привычке, т.е нет страха Господня и не помним "последняя своя"
Иоанн30 октября 2014, 15:00
Владимиру: ну да, как хорошо после исповеди! и на душе легко! И чувство, что все можно исправить, и я - хороший! Потом придешь домой - с женой поговоришь, детей повоспитываешь, кота накажешь... рюмашку опрокинешь... телек... Невыносимая скучность бытия ведет известной тропой... И через неделю буквально стыдно на священника взглянуть, потому что всё в чем каялся - в том и согрешил, причем так быстро! к греху дорога широкая и двери распахнуты. Или так только со мной одним?
Владимир Степанов30 октября 2014, 14:00
Погрязнув в мирском, мы отказались от общения с Ним, отказались от любви к Нему. Господь жаждет нашего добровольного возвращения к Нему. Он подсказывает нам через истории Ветхого Завета, через наши собственные жизненные ситуации дорогу к спасительной двери. И дорога не трудна, и дверь нескрипуча - покаяние.
Юлия30 октября 2014, 13:00
Спаси,Господи,батюшка!Спасибо за хорошую статью.Здравия Вам и сил! Ждем новых статей.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке