Преподобный Иосиф Волоцкий: фундамент любви

Преподобный Иосиф Волоцкий Преподобный Иосиф Волоцкий
Жизнь преподобного Иосифа Волоцкого протекала в трудные времена: Русь только начинала оправляться от тяжелого ордынского ига, еще не утихли княжеские усобицы, как в самой Церкви появились печальные явления – первые ереси и нестроения. Сам преподобный старался ответить на все вызовы мира, прежде всего, чистотой и безукоризненностью строгой подвижнической жизни. Это был характер твердый и духовно утонченный, который во многом для сегодняшних поколений православных людей непонятен.

С одной стороны, многие люди обращались к преподобному Иосифу и находили утешение и духовную помощь в его советах, видели в нем действительно пример высокой подвижнической жизни. Все живущие вокруг монастыря считали его своим отцом и покровителем. Знатные бояре и князья брали его в восприемники своим детям. Монастырь святого аввы Иосифа всегда был открыт для нищих, обездоленных и страждущих, часто находивших здесь последнее спасение от голодной смерти, так что, по свидетельству древнего книжника, «вся страна Волоцкая к доброй жизни прилагашася, тишины же и покоя наслаждашеся. И Иосифе имя, яко священие некое, во устах всех обношашеся». Обитель также была украшена многими видимыми проявлениями благодати Божией. Так, праведный инок Виссарион видел однажды на заутрени в Великую субботу Духа Святого в виде белого голубя, сидящего на Плащанице, которую нес преподобный Иосиф. Игумен, приказав иноку молчать о виденном, сам радовался духом, надеясь, что Бог не оставит обители. Тот же инок видел души умирающих братий, белые, как снег, исходящие из уст их.

Однако есть и другая сторона личности преподобного Иосифа Волоцкого, которую невозможно оставить без внимания, характеризуя подвиги этого святого. При этом она может показаться нам не совсем удобной и понятной. Если мы заглянем в известный труд преподобного – его «Просветитель», то встретим здесь не столько привычные нравственные наставления и уроки, сколько порой трудные для восприятия подробные исследования текста Священного Писания и святоотеческой литературы. Последние же главы, в которых, к примеру, «собраны свидетельства из святых книг о том, что еретика и отступника не только осуждать, но и проклинать следует, царям же и князьям и судьям подобает отправлять их в заточение и предавать лютым казням» (Слово 13), могут показаться и вовсе непонятными. Для нас сегодня трудно сочетать евангельский образ доброго пастыря со словами о том, «что подобает не только осуждать, но и предавать лютым казням, и притом не только еретиков и отступников: и сами православные, узнавшие о еретиках или отступниках, но не предавшие их судьям, подлежат смертной казни» (Слово 13).

Однако для преподобного Иосифа эти слова были как раз, наоборот, проявлением той самой евангельской заботы об овцах избранного стада Христова: «Так подобает делать и нам, пасущим Христово стадо, пастырям и учителям. Если пастыри увидят неверного или еретика, который не приносит верным никакого душевного вреда, то пусть и они, поучаясь в лугах книжных повестей, наставляют неверных еретиков со смирением и кротостью. Если же увидят, что окаянные еретики, которые злее всяких волков, хотят Христово стадо погубить и растлить еретическими иудейскими учениями, – тогда подобает им проявить всяческую ревность и заботу о том, чтобы не был похищен зверями ни один ягненок из Христова стада» (Слово 13).

Речь здесь идет не о жестокости, но о настоящей любви к человеку. Эта любовь основывается на фундаменте Истины, а она, Истина, как известно, ревнива, поскольку полуправда страшнее откровенной лжи. Это и есть евангельская Любовь, Которая предупреждает верных: «Берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я…» (Лк. 21: 8) и «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч…» (Мф. 10: 34). В этом смысле «Просветитель» преподобного Иосифа Волоцкого оказывается чрезвычайно современной и актуальной книгой. Здесь речь идет о главном, о том, о чем сегодня мы часто забываем в рассуждениях о любви к ближнему, нравственности, патриотизме. Большую часть текста «Просветителя» составляют экскурсы в Священное Писание и наследие святых отцов. Но это не схоластика, не пустая риторика. Это стремление точно очертить истину, добраться до фундамента, на котором можно строить прочное здание человеколюбия, нравственности, патриотизма, правильного отношения к миру. Об этом мы часто забываем: всё начинается с Истины, которую мы не должны стремиться вывести из каких-то глубоких рассуждений, из осмысления происходящего в мире. Она дана нам в Священном Писании, дана в жизни Церкви, в том дыхании Святого Духа, которое ощущает всякий, приобщающийся Христу. Это и есть самое главное, всё же остальное – производное, ничего не стоящее без фундамента Истины. Ведь евангельское слово звучит определенно: «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7: 22–23).

Не паси пастыря, будучи овцой, и не говори, что этот – наиболее достойный… Но пусть для тебя всякий будет достойным, кроме того, кто учит ереси

«Просветитель» преподобного Иосифа Волоцкого отрезвляет, возвращает к реальности, с которой и следует начинать все поиски, – к истинной вере. При этом произведение проникнуто и духом истинной любви и заботы о мире души христианина. «Ты же не суди судей, будучи осужденным, – говорит авва Иосиф, – и не паси пастыря, будучи овцой, и не говори, что этот – наиболее достойный, а тот не имеет такого достоинства. Но пусть для тебя всякий будет достойным, кроме того, кто учит ереси» (Слово 7). Тех же, кто смущается, видя не всегда высокую нравственную жизнь священнослужителей, святой по-отечески наставляет: «Смотри: у одного есть золотой перстень, у другого – железный, образ же царский, изваянный на том и на другом перстне, одинаков. Этот образ отпечатывают на воске; скажи, если ты премудр, какой отпечаток от железа и какой – от золота? – Ты не сможешь различить, потому что различны вещи, но не образ. Так и здесь: есть различие в человеческом, а не в духовной благодати. Ибо дар Святого Духа не умаляется от недостоинства священника, хотя и не ко всем Бог благоволит» (Слово 7).

Наконец, преподобный авва Иосиф не оставляет нас и без увещевания об истинной любви к ближним, говоря: «Вдумайся: мы почитаем друг друга потому, что Бог изначально сотворил человека по образу Своему; поэтому все имеют одинаковую честь и напоминают об общем Владыке… Если ты поклоняешься или служишь царю, или князю, или начальствующему, то следует поклоняться и служить потому, что это угодно Богу – оказывать властям покорность и послушание: ведь они пекутся и думают о нас» (Слово 7).

Во всех словах преподобного аввы чувствуется нелицемерное исповедание истинной веры во Святую Троицу, Которая и является Единственным Источником мира, любви и рассуждения. В этом и заключается сила и современность наставлений преподобного и богоносного отца нашего Иосифа Волоцкого.

Роман Савчук

31 октября 2014 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ? Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?
Священник Петр Андриевский
Что даст формальный отказ от ложных догматов, если эти догматы живут в сочинениях католических богословов, причисленных католической церковью к лику святых? Если этими догматами руководились в своей жизни тысячи католических «святых», что наложило, в частности, неизгладимый отпечаток на католическую мистику? Вместе с современными католиками, тоже, впрочем, обремененными еретическими заблуждениями, в Православную Церковь невидимо войдет гвардия Ватикана.
Преподобный Иосиф Волоцкий Преподобный Иосиф Волоцкий
Преподобный Иосиф приходил на помощь всем нуждавшимся. В год страшного голода (1512) в его монастыре нашли пристанище и пищу около тысячи детей. В это время молодой князь Иван Рузский умер, не успев причаститься. Преподобный воскресил его молитвой, исповедал, причастил Святых Таин – и тогда князь Иван обрел вечное упокоение.
О духовных «содругах» – преподобных Иосифе Волоцком и Ниле Сорском О духовных «содругах» – преподобных Иосифе Волоцком и Ниле Сорском
Диакон Георгий Малков
Оба направления в древнерусском иночестве (условно говоря – Иосифа Волоцкого и Нила Сорского) выражали две стороны в целом единой позиции Русской Церкви в ее отношении к миру – одновременного признания необходимости углубленной молитвы о нем (как важнейшей задачи православного иночества) и деятельной заботы о его реальных (духовных и даже материальных) нуждах. Недаром оба преподобных – и Иосиф, и Нил – всегда равно почитались всей православной Россией.
Комментарии
Василий Н. 7 ноября 2014, 22:00
Тоже поддерживаю Илью.
Елена Киев 2 ноября 2014, 12:00
Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. (Еф. 6:11-17)
Игорь Подопригорин 1 ноября 2014, 21:00
Илья, поддерживаю.
Михаил 1 ноября 2014, 13:00
Иосиф Волоцкиий очень удобен как тест на склонность к ереси жидовствующих. Бывает, не пойму что за человек, так я о отце Иосифе заговорю и по реакции сужу.
Василий 1 ноября 2014, 00:00
Есть взвешенная, трезвая и честная книга о прп. Иосифе: И. Хрущов, Исследование о сочинениях Иосифа Санина..., 1868 г. Переиздана в наше время.
Василий 1 ноября 2014, 00:00
Комментатор пишет: "Прп. Иосиф Волоцкий жил в реальности единства государства и Церкви. А при этом ересь становилась угрозой национальной безопасности. В этом случае и сейчас действуют жесточайшие прещения." Но какие прещения? Отлучение от церкви есть самое большое прещение. А национальная безопасность, во имя которой загублено столько христиан и нехристиан, это категория не из канонического права. Все-таки пастыри должны заботиться о душе, точно ли так, как на Западе это делала инквизиция? "Другое дело,что он брал на себя ответственность за физическую ликвидацию этой угрозы,по образу Господа Иисуса Христа,взявшего на Себя ответственность за весь мир. А сейчас кто нибудь за что нибудь отвечает? Или все на Господа опять?" Возложить на Господа, насколько видно из советов духовных людей, это и есть самое правильное.
Даниил31 октября 2014, 23:00
Илья. 1) Христос, пастырь добрый, велел своим овцам взять меч. Лук.22:36 Надеюсь, вы не скажете, что он идёт против Христа? (есть толкование у Нила Постника Синайского на эти слова) 2) Он предлагает казнить не всех еретиков, а только тех, кто охотится на стадо Христово. Вам кажется, что из-за того, что казнили еретиков, произошла революция, а свт. Феофану Затворнику, современнику тех событий, что революция произошла именно из-за того, что не казнили еретиков! (см. мысли на каждый день года) 3) Симфония Церкви и власти появляется тогда, когда во власти хотят жить по заповедям Божиим, а не из-за прп. Иосифа Волоцкого.
Илья31 октября 2014, 14:00
Простите, Роман, я понимаю что он канонизирован. Но называть призывы казнить еретиков пастрыской заботой - это ложь. Нельзя эти призывы из уст христианина оправдать НИЧЕМ. Я могу понять когда призывают к защите своей страны - потому что попрано будет все, враг идет чтобы уничтожить физически весь народ, здесь идет выбор в пользу наименьшего зла. Но когда пастырь призывает овец взять в руки оружие, он идет против Христа. И нельзя это оправдывать. Нельзя и забывать, что именно идеология Волоцкого положила начало той симфонии власти и церкви, которая в значительной степени послужила для создания той ситуации безверия, в которой возможна стала революция.
Православный31 октября 2014, 12:00
Прп.Иосиф Волоцкий жил в реальности единства государства и Церкви. А при этом ересь становилась угрозой национальной безопасности. В этом случае и сейчас действуют жесточайшие прещения. Другое дело,что он брал на себя ответственность за физическую ликвидацию этой угрозы,по образу Господа Иисуса Христа,взявшего на Себя ответственность за весь мир. А сейчас кто нибудь за что нибудь отвечает? Или все на Господа опять?
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке