Противление злу силой

Илья Репин. Святитель Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных. 1888 г. Илья Репин. Святитель Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных. 1888 г.
    

Как вы себя поведете, если увидите, что на улице пристают к беззащитному человеку? Поспешите пройти мимо, чтобы не досталось самим? Вызовете полицию и будете отстраненно смотреть, что будет дальше? Или же поучаствуете в беде ближнего?

Не будем кривить душой: в нашем обществе распространены трусость, неспособность защитить ближнего и откликнуться на чужую боль. Самое же страшное бывает тогда, когда свою безучастность и слабохарактерность мы объявляем добродетелью смирения.

Вот история, случившаяся совсем недавно. Нет смысла пересказывать все детали. Но суть в том, что в период активной пропаганды ювенальной юстиции у молодой мамы отняли двух малышей. Приходя к зданию, где находились детишки, она плакала возле окна, откуда на нее смотрели ее малыши и тоже рыдали навзрыд. И главное, ситуация на местном уровне не могла разрешиться. В органах опеки изобретали самые разные основания: «отдадим, когда сделаете ремонт в квартире», «отдадим, когда соберется комиссия». Как потом выяснилось, возвращать детей и не собирались. Однако среди друзей пострадавшей семьи нашлись те, кто проявил активное участие. Удалось выйти на структуры, наблюдающие за деятельностью опеки. Административное вмешательство сверху, выявив ряд нарушений в действиях опеки, обязало вернуть детей маме. Ювенальщики буквально шипели: «Кто там вмешался?» Но пусть это останется тайной.

Вопреки распространенным взглядам, добро – это вовсе не робкая благостность по отношению к совершающемуся вокруг нас злу, не толерантное заискивание или терпимость к любым формам общественной несправедливости. Подлинные любовь и добро – это активная сила, которая никогда не будет мириться со злом, злобой или несправедливостью, в нужный момент противостанет им, будет с ними бороться и их искоренять.

В поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» бесстрашный купец Калашников не побоялся вступить в конфликт с любимым опричником царя Иоанна Грозного. Почему? Потому что опричник Кирибеевич хотел посягнуть на семью Калашникова, опозорить его жену, и супруг, не боясь неминуемой смерти, одолевает противника.

Как же соотнести с упомянутым случаем христианское смирение и беззлобие?

Подлинные смирение, кротость, беззлобие не есть слабохарактерность; напротив, это умение владеть собой, своими страстями и чувствами, что предполагает внутреннюю крепость и силу воли. С одной стороны, это умение совладать с собственным гневом, чтобы не выплескивать его без причин. А с другой – умение дать неприятелю достойный отпор, когда требуется защитить своих ближних.

Схиигумен Савва (Остапенко): «Какая страсть самая опасная, и какой грех самый губительный? Трусость и боязливость».

Архимандрит Рафаил (Карелин), запечатлевший в своих воспоминаниях образ многих духовных людей, с которыми он встречался, приводит интересные рассуждения известного старца схиигумена Саввы (Остапенко): «Какие страсти отец Савва считал самыми губительными для современного человека? Как ни странно, батюшка не назвал ни блуд, ни гордость. Я как-то спросил у него: “Какая страсть самая опасная, и какой грех самый губительный?” Он ответил: “Трусость и боязливость. Такой человек живет всегда двойственной, ложной жизнью. Он не может довести доброго дела до конца, всегда как бы лавирует между людьми. У боязливого кривая душа; если он не поборет в себе эту страсть, то неожиданно под действием страха может стать отступником и предателем”. Когда я спросил: “А как преодолеть эту страсть?” Он ответил: “Преодолевай ее в малом, не надейся на людей, в том числе на себя, а уповай на Бога”. А затем добавил: “Молись Божией Матери – Она наша взбранная Воевода”».

Как же объяснить поведение некоторых святых, например преподобного Серафима Саровского, который не стал оказывать сопротивления своим личным обидчикам, напавшим на него в лесу? Ведь святой Серафим физически был намного крепче их, однако не стал сопротивляться – ему покалечили позвоночник, так что всю жизнь он ходил согбенный.

Святитель Филарет Московский однажды произнес замечательные слова, о которых стоило бы помнить: «Гнушайтесь врагами Божиими, поражайте врагов Отечества, любите врагов ваших». Есть три категории врагов, и к каждой из них стоит по-особому относиться:

– личных врагов христианин призван прощать, предоставляя суд над ними сердцеведцу Богу;

– врагам Отечества следует давать достойный отпор, потому что, защищая Отечество, мы избавляем ближних от многих бед;

– врагами же Божиими, то есть теми, кто осознанно идет против Бога, необходимо гнушаться, то есть отвращаться, сторониться их заблуждения.

Обиду мы терпим, когда она причиняется нам как людям частным. Но в обществе мы друг друга защищаем.

Когда святой Константин Философ (в монашестве Кирилл), просветитель славян, посланный греческим императором к сарацинам для прения о вере, пришел в их столицу, то он услышал следующее недоумение: «Христос есть Бог ваш, почему же вы не поступаете так, как Он повелевает вам? Он заповедал вам молиться за врагов, добро творить ненавидящим и гонящим вас, бьющим в щеку обращать другую, – вы же поступаете не так: если кто обидит вас, вы изощряете меч, выходите на войну, убиваете. Почему же вы так делаете?» Выслушав, святой Константин спросил у них: «Если в каком-нибудь законе будут написаны две заповеди, то который человек окажется более совершенным исполнителем закона: тот ли, который исполняет одну, или тот, кто исполняет обе заповеди?» – «Тот вернее служит Богу, который исполняет обе заповеди», – отвечали ему. «Правильно, – продолжал святой. – Итак, теперь рассудите дальше: истинно, что Христос повелел нам молиться за обижающих нас и благотворить им. Но Он сказал также, что большей любви никто из нас явить в этой жизни не может, как если кто положит душу свою за друзей своих. Свою обиду терпит каждый из нас, когда она причиняется нам как людям частным. Но в обществе мы друг друга защищаем, жертвуем своей жизнью, чтобы вы, пленив наших сограждан, вместе с телом не пленили и их души, принудив их к отречению от веры и богопротивным действиям. Ведь вы, если покорите какую-нибудь землю, то всех принуждаете принимать вашу веру и лишаете Небесного Царствия. Так лучше нам предать телесной смерти некоторых из ваших воинов, чем если многие из наших братьев по вере умрут через вас духовною смертью».

Древнехристианский подвижник преподобный Исидор Пелусиот рассуждал: «Апостол Павел сказал: “Аще возможно… со всеми человеки мир имейте” (Рим. 12: 18). Иногда бывает это и невозможно, когда дело идет о благочестии, о справедливости, о целомудрии, и, просто сказать, о всех добродетелях. Как будет в мире благочестивый с нечестивым, правдивый с лживым или целомудренный с похотливым, который готов растлить не чужую только, но и свою собственную красоту? “Держись… мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца” (2 Тим. 2: 22)».

Преподобный Сергий Радонежский, являя собой пример глубочайшего смирения, никогда не мстил обидчикам и считал за лучшее удалиться из обители, нежели наказывать тех, кто негодовал на него. Однако он благословил на ратный подвиг иноков Пересвета и Ослябю, да и самого благоверного князя Димитрия Донского, чтобы они поражали врагов Отечества. Как же его личное смирение и кротость совмещались с согласием на чье-то убийство? Дело в том, что смирение святого человека (а поступки святых – пример для подражания каждому из нас) – это смирение не перед злом как таковым, а прежде всего перед Богом, то есть послушание воле Божией. Преподобный Сергий жил по Божиим заповедям, и Господу угодно было защитить Русскую землю от монголо-татар руками русских воинов, поэтому преподобный, прозревая Божию волю, благословил князя и воинов на ратный подвиг.

Во время обороны Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, осаждаемой польскими интервентами в 1608–1610 годах, было явлено удивительное чудо. Однажды при вражеской атаке возле стен обители явились преподобные Сергий и Никон Радонежские. Неприятели пускали стрелы, которые едва достигали места, где стояли святые, как возвращались обратно, поражая захватчиков. Те, кто уже достиг Небесного Царства, Царства Евангельских истин, дают на земле достойный отпор врагам, наказывая дерзких людей, напавших на святую обитель!

Изгнание торгующих из храма. Фреска в церкви святого Никиты близ Скопье. 1483-84 гг. Изгнание торгующих из храма. Фреска в церкви святого Никиты близ Скопье. 1483-84 гг.
    

Из Евангелия мы знаем, что Сам Господь Иисус Христос взял кнут и выгнал нарушивших святыню храма (см.: Ин. 2: 15). И если цель христианства – торжество правды, добра и истины, то почему мы должны пасовать перед ложью, злом и неправдой в наших земных отношениях?

Разве смирение состоит в том, чтобы поддакивать всякому наглому слову, покорно соглашаясь с собственной никчемностью? Творец вложил в наше естество защитные функции, которыми пренебрегать нельзя. Так что иногда стоит прислушаться и к словам из песни мудрой черепахи Тортилы в сказке «Золотой ключик»: «Драться надо – так дерись».

Поэтому можно сказать со всей очевидностью, что мужество – подлинно христианская добродетель. В частности, святой Амвросий Медиоланский († 397) выделяет в добродетели мужества два проявления: мужество в подвигах военных и мужество в частной и повседневной жизни. В первом случае мужество есть решимость и способность осуществлять требования справедливости. Во втором – мужество – величие и крепость духа, та высшая степень самообладания, при которой человек побеждает в себе грехи и страсти, а при любых жизненных невзгодах хранит спокойствие.

Добродетель мужества двояка: она проявляется в искоренении зла внутри себя самого и в искоренении зла в окружающем нас мире.

Добродетель мужества двояка – она проявляется в искоренении зла внутри себя самого и в искоренении зла в окружающем нас мире. Собственно, только имея мужество, можно являть деятельную любовь к ближним, избавляя их от бед и жизненных неприятностей.

Кстати, святой Амвросий Медиоланский бесстрашно выступил с обличением императора Феодосия Великого (379–395), когда тот позволил жестоко расправиться с жителями города Фессалоники, взбунтовавшимися против повышения налогов. Почти всё население города с детьми и стариками было согнано в цирк и истреблено. Лишь после внушений святителя император раскаялся и явился для принесения покаяния ко входу в храм без императорских одежд. Значит, мужество, соединенное с личной верностью Богу, способно других привести к покаянию.

Как бы хотелось, чтобы мужество отличало каждого современного православного христианина.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Ваван 6 мая 2015, 17:28
Патриотизм и все,что с ним связано имеет место быть в нашей жизни,жизни земной. Христос призывает нас к иному отечеству,где нет зла и нет нужды с оружием в руках отстаивать свою и чужую жизнь. Убийство всегда грех и не может Господь санкционировать грех. Просто наша жизнь так переполнена злом,что чаще всего приходится выбирать между злом большим и злом меньшим. Так вот защита с оружием в руках меньшее зло,но все же зло. И не надо приплетать сюда санкцию Христа на убийство,якобы проистекающую из Евангелия. Единственная заповедь данная Самим Спасителем,именно как заповедь-о любви к ближнему:"Заповедь новую даю вам-да любите друг друга." И не может Творец занимать одну из сторон воюющих,потому что и те и другие-Его глупые дети. А церковное благословение на убийство страшный грех и те, кто это делает или оправдывает или враги Христа или просто дураки.
Александр15 ноября 2014, 18:13
(часть 1) Алла: Несколько тут отписавшихся мужчин - откровенные трусы. Какой стыд! Особенно мне понравилось это: "Господь все видит и сам управит, и нам судить и вмешиваться никто права не давал." Вот так "защитник" семьи и Отечества! Слава Богу, большинство русских мужчин помнят, что такое истинное мужество. Вы заблуждаетесь. Когда я служил в армии, большинство «мужчин» предпочитали побираться по городу, чтобы насобирать дембелям на ужин, так как в столовой кормили плохо. Не отказывались от ударов табуреткой по голове (смиренно ждали удара) и поедания сигарет. И только лишь малая часть духов (единицы из взвода) оказывала сопротивление и попадала в госпиталь. Большинство в отделении травматологии находились именно из-за дедовщины, а не боевых действий в чечне.
НН14 ноября 2014, 13:42
Кафолик: НН. Если на грех Адама была воля Божия,то зачем тогда Искупление?... У меня нет богословского образования, правильного ответа я не знаю. А с моей колокольни рассуждаю так: если бы у Бога была другая воля, что мешало Ему, Всемогущему, Адама упразднить ещё там, в раю, и создать нового Адама? А Искупитель - Иисус Христос, Его Сын, Новый Адам. Не судите строго, и меня ТАК УЧИЛИ - НА ВСЁ ВОЛЯ БОЖИЯ. Тогда и вопросов меньше будет, и больше врнмени на молитву, осознание своих грехов и на покаяние. И смиряться проще! Другое дело, что не всё и всегда выполняю, чему учили... Увы мне... Простите!
Кафолик11 ноября 2014, 23:16
НН. Если на грех Адама была воля Божия,то зачем тогда Искупление? Распятие,Воскресение? Или это "где-то там далеко" и нас почти не касается? Мы в язычестве себе живем-поживаем?.. Вон мусульмане с иудеями могут,а мы чем хуже? Что мы "твари дрожащие или право имеем"? Вот обличал мусульман прп.Иоанн Дамаскин в их заблуждениях - они стыдились,но продолжали говорить свое... Может вам туда? Не забудьте,правда,что восплачутся пред Христом все племена земные! И как нуждаются они в том,чтобы истину кто-то содержал; это вдохновляет христиан по всему миру! А вы наоборот; ничего,можно и так. Человека оскорбишь - Бог помилует,а вот если Его,то кто? Будете на земле жить вечно,как тот жид?
Алла10 ноября 2014, 23:45
К "Патриотизм есть сотворение кумира, это нарушение заповеди, грех не свят!" Это не православный взгляд. Скажите, к какой протестантской деноминации вы принадлежите? Не вводите людей в заблуждение. Патриотизм - любовь к своей Родине. Любовь к своему не подразумевает ненависть к чужому. Ведь есть же заповедь о любви к своим родителям. И она не подразумевает, что чужих родителей надо ненавидеть. Но если кто-то посторонний покусится на твоих родителей, то их нужно защищать. Так же и Родину надо защищать, если на неё покусились чужие люди. И защита не всегда может быть пассивна, иногда защищать свои интересы нужно за пределами границ своей страны.
НН 9 ноября 2014, 14:13
Алла: НН: Священство? Вы про обновленцев? Так это предатели. Никуда от них не денешься, такова жизнь. Алла, почитайте "Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918гг". Первоисточник. Там много чего интересного для себя найдёте. НА ВСЁ ВОЛЯ БОЖИЯ! И попущение - это тоже Его воля!
Максим Ушаков 9 ноября 2014, 08:29
Потерпишь – и будет мир. А станешь воздавать злом за зло – и мир отступит, и Бог оставит. Преподобный Анатолий Оптинский
Russland 8 ноября 2014, 23:21
K K. ..Do pakta M - R. Bil sgovor v Munich,1938. Gde nemci zagrabastali kompleks Skoda y Chexov,zemli ix, poliaki otxvatili zemli toze,i vengri. Dalee. Letom delegazia soyznikov 1939 posetila Moskvy. Gde cccp predlozil svoi 139 divizii dlia prevent. Ydara po nemcam. Nyzen bil koridor cherez Galisiy i Poland. Koridor ne dali. Otsyda i pakt M- R. Soyzniki ze predlozili nam svoi rykava ot ziletki. .... ...ja ze sovetoval ne chitat" liberalnoi pressi pered obedom.
Russland 8 ноября 2014, 23:10
K K. ....Vse ze Stalin viigral voiny. ...a voevali mnogie-- i moi otec,maior kadrovii, a ded pogib pod Novgorodom,i vse 4 myzchinki v sem"e . .....k tak naziv. Stalinistam ne prinadlezy. No Vi pytaete sinee s teplim. ok.
К 8 ноября 2014, 21:23
Михаил Патриотизм есть сотворение кумира, это нарушение заповеди, грех не свят! Все люди на земле- наши братья, дети Божьи либо пришедшие к Христу либо идущие к нему неисповедимыми Господними путями. Мы не лучше других. Христианин отвечает силой только на прямую агрессию. Джихадов не устраивает, свой взгляд другим силой не навязывает. Что происходит с людьми? На православным сайте восхищаются Сталиным. ( Ирод Великий кстати тоже городов- портов-мостов понастроил - до сих пор стоят кой где). Напали на Польшу - хорошо, она плохая была, опять же Черчиль одобрял, на Финляндию - отлично , убийства собственных граждан - не жалко - к Победе готовились... С Гитлером дружить не собирались, так, пообниматься маленько. Опять же, проф. Преображенский - плохой ( либерал, богатый, не сваливает). Швондер- хороший- за порядок, патриот. Главное - умный. Патриотизмом оправдывают все, включая прямые нарушения Божьих заповедей. Злые какие то все, взвинченные, воинственные. Всех несогласных с ними - каналы рыть да мосты строить ( проектировать то кто будет? Китайцы?) И это добрые бабушки наших детей! Последние времена что ли?
Алла 8 ноября 2014, 18:40
К: "Каифа был добрее, он "жертвовал" в интересах Родины только одним, как он считал просто человеком. Вам же не жалко никаких жертв ради Победы." Вина Каифы не в том, что он хотел принести одного человека в жертву ради страны. Вина его в том, что он не узнал в Иисусе того Мессию, которого иудеи жали много веков. "Вот этим и страшен и (на мой взгляд) богопротивен любой тоталитарный патриотизм." А каким должен быть патриотизм? Либерально-демократическим? И как же наши предки жили-то веками без либерализма и демократии, но патриотами? И святые были патриотами, а вот демократами - нет. "Я пытаюсь смотреть на вещи через призму христианства и окружающий мир мне видится таким." Эта не призма христианства. Это та призма, которую юзают читатели Эха и прочих сетевых клоак.
Алла 8 ноября 2014, 14:51
НН: "Алла, верить надо фактам: революция свершилась и народ, включая часть священства, её поддержали." Священство? Вы про обновленцев? Так это предатели. Никуда от них не денешься, такова жизнь. "Оставим литературу в покое и остановся на том, что НА ВСЁ ВОЛЯ БОЖИЯ!" Скорее не воля, а попущение. Да, Господь попустил Империи рухнуть, но это все равно трагедия. "Спасибо Вам за диалог." И вам! Храни вас Бог.
Алла 8 ноября 2014, 14:45
К: "Не либеральные сказки, а исторический факт: пакт о ненападении Молотова- Ребентропа включал в себя раздел Польши. Сталин напал на Польшу 18.09.1939, через 18 дней после Гитлера, присоединив к СССР территории западной Украины и Белоруссии." Ой, Польша настолько "невинная" жертва, что её аж Черчилль почему-то (!) назвал гиеной Европы. Почему бы это, а? Или вас только "злодеяния" Сталина интересуют? А раздел Чехословакии - пустяк, с кем не бывает. Сталин был вынужден заключить мир с Германией, чтобы получить отсрочку в войне. Мы не собирались "дружить" с Гитлером, но после предательства экс-Антанты в лице Англии и Франции, нам ничего не осталось делать, как заключить договор с Гитлером. "Плоды сего деяния мы можем видеть сегодня на Украине." Ух ты! Читатели "Эха" уже не Путина во всем винят, а Сталина? Какие изобретательные. Скучно им, бедным. А ведь работы - непочатый край. Вон мост через Керчь строить нужно. Надо бы их занять, болезных.
Алла 8 ноября 2014, 14:30
К: "Каифа был добрее, он "жертвовал" в интересах Родины только одним, как он считал просто человеком. Вам же не жалко никаких жертв ради Победы." Вы случайно не пишите диссертацию по демагогии? Каифа был не прав, потому что он не разглядел в Иисусе обещанного Мессию. А не потому, что готов был пожертвовать одним человеком ради страны. Эта "жертва" вообще была только предлогом, и вам это хорошо известно. Он хотел избавиться от неугодного "еретика", не более того. В ситуации же со Сталиным мы можем судить его по плодам. Каков итог? СССР устоял. Индустриализация в этом сыграла огромную роль. Вывод? Сталин был прав. Вообще власть может быть любой, только не слабой. Если бы страной продолжал править какой-нибудь слизняк Керенский, Гитлер бы до Урала дошел. "Вот этим и страшен и (на мой взгляд) богопротивен любой тоталитарный патриотизм." А каким должен быть патриотизм? Либерально-демократическим? Так "достижения" либерастии и демократии настигли нас не так давно, что же было делать людям века и тысячелетия до того? Странно, все наши лучшие предки были патриотами, а не демократами. И святые были патриотами, но не демократами. Удивительное рядом.
Максим Ушаков 8 ноября 2014, 00:41
Слова Иисуса Христа: Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. (Св. Евангелие от Матфея 5:38-48)
Михаил 7 ноября 2014, 23:47
К: Вам же не жалко никаких жертв ради Победы. Вот этим и страшен и (на мой взгляд) богопротивен любой тоталитарный патриотизм. Когда человек, его жизнь и свободная воля начинает принадлежать ни ему самому и не Богу, а интересам какого- нибудь фантома созданного людьми - государству, секте, другой идеологически- иерархической структуре это всегда кончается очень плохо для его участников. Да потому что она других будет в жертву приносить, не себя. А патриотизм вещь хорошая, и святая, но если ты не понимаешь, что происходит лучше не делать ничего, чем сделать и потом быть неправым на Страшном Суде. Поэтому я и сказал, что может быть не буду воевать, потому что не знаю, что за война. На Украине я бы не воевал. Потому что это бред. Лучше пусть меня убьют, а украинец мне не враг.
НН 7 ноября 2014, 23:21
Алла, верить надо фактам: революция свершилась и народ, включая часть священства, её поддержали. У Паустовского в воспоминаниях (а их можно сверить с воспоминанием других людей того же поколения) их (факты) просто больше (на мой взгляд) и жил он немножко в другое время, чем Достоевский. Оставим литературу в покое и остановся на том, что НА ВСЁ ВОЛЯ БОЖИЯ! По поводу образования: моя бабушка не знала ни одной буквы, а Пасху умела посчитать, молитвы знала наизусть, праздники помнила, а такой веры, как у неё - я и не встречала больше в своей жизни (пока, во всяком случае). Спасибо Вам за диалог. А либерализм и православие в одной голове, - это, извините, диагноз...
ЛК 7 ноября 2014, 21:17
Михаил, а откуда уверенность, что пишущие здесь не ездили на Украину?
К 7 ноября 2014, 21:08
Алла, Не либеральные сказки, а исторический факт: пакт о ненападении Молотова- Ребентропа включал в себя раздел Польши. Сталин напал на Польшу 18.09.1939, через 18 дней после Гитлера, присоединив к СССР территории западной Украины и Белоруссии. Плоды сего деяния мы можем видеть сегодня на Украине.
К 7 ноября 2014, 21:02
Алла, "Индустриализация, пусть и на костях людей - основной фактор победы, а победа стоила любых жертв" . Ваша позиция вполне сочетается с позицией иудейских первосвященников - "лучше один (невиновный) человек умрет за народ, чем придут римляне и овладеют местом и народом нашим". Каифа был добрее, он "жертвовал" в интересах Родины только одним, как он считал просто человеком. Вам же не жалко никаких жертв ради Победы. Вот этим и страшен и (на мой взгляд) богопротивен любой тоталитарный патриотизм. Когда человек, его жизнь и свободная воля начинает принадлежать ни ему самому и не Богу, а интересам какого- нибудь фантома созданного людьми - государству, секте, другой идеологически- иерархической структуре это всегда кончается очень плохо для его участников. Зверь, который грядет- он как раз из рода этих фантомов, их апофеоз. Я пытаюсь смотреть на вещи через призму христианства и окружающий мир мне видится таким. Через призму патриотизма он видимо иной. При этом ни один апостол не был иудейским или римским патриотом, все были весьма космополитичны.
Алла 7 ноября 2014, 16:38
К: "Как будто в Англии, США, Франции, Германии не было индустриализации. Или что , нету денег - строй на костях?" Вопрос в том, что вы считаете более важным - что форсированная индустриализация стоила народу очень многого, или что она стала одним из основных факторов Победы? Я считаю, что Победа стоила любых жертв. "Во первых войну выиграл не Сталин а два моих деда и брат моей бабушки со товарищи. Все трое люто не любили усатого." А мои - любили. Которые тоже выиграли её не меньше ваших. "Во вторых роль Сталина в самой возможности второй мировой войны еще толком не озвучена." Это вы про русофобско-либералистичные сказки, что войну-де собирался развязать Сталин, а Гитлер просто вынужден был нанести "упреждающий удар"? Ну что же, ваши следующие слова в этом контексте очень... характерны: "Да, и я действительно предпочитаю либеральные газеты, хоть их и не много осталось." Если я напишу, что думаю насчет людей, которые наделены таким предательским образом мысли, то мое сообщение не пропустят. Поэтому я просто промолчу.
Алла 7 ноября 2014, 16:30
НН, Достоевский был современником той царской эпохи последних десятилетий её существования. Почему ему надо верить меньше, чем Паустовскому? На мой взгляд одной из причин могла быть необразованность населения. Я не говорю о высшем образовании, но хотя бы твердое знание основ своей веры очень не помешало бы. Тогда пропаганда большевиков была бы значительно менее успешной. А то ведь не все крестьяне даже толком понимали, что такое Троица. Могли ответить "Иисус Христос, Богородица и Николай Угодник". А если человек живет очень плохо (а большинству люда все же жилось плохо), а потом к нему пришли с "лампой Ильича" и улучшили в целом быт, то он таким благодетелям будет склонен поверить, когда они начнут "развенчивать" его веру. Я даже и сейчас, от своих образованных в светских, но не религиозных предметах знакомых, частенько слышу ужасно глупые заявления и про Церковь, и про христианство. Часто выпад начинается со слов "конечно я верю в Бога, но все же знают, что" и далее, например, "...Церковь не нужна Богу, а только попам, чтобы деньги собирать с населения". А ведь чего проще - да прочти ты хоть ту же Библию, где прямо написано, что Церковь основана Христом, которую Он приобрел Себе кровью Своей. Но многие даже и сейчас предпочитают верить глупостям из интернета. А что было в начале 20 века? Там ситуация с образованностью и доступом к информации была ещё хуже. На мой взгляд, то что население плохо понимало основы своей веры, это сыграло большую негативную роль.
НН 7 ноября 2014, 14:00
Алла: "НН, вопрос, почему русский народ так просто сдал свою веру, и меня волнует. Но мне кажется, что вы не совсем правы... ...Вот и вопрос - как же этот верующий, искренне верующий народ, так просто сдал веру?" Возможно, мы литературе (Достоевский) склонны верить больше, чем фактам... Но ведь есть и другая литература, например, Паустовский и др. Там ответ на наш вопрос лежит на поверхности - вера переродилась в традицию... А тех, с незгибаемой верой, было катастрофически мало для того, чтобы переломить ситуацию... Да и правящий класс внёс свой огрооомный вклад в разрушительный процесс. Вот и получили... Сказано, что Господь стучится в сердце каждого человека, но когда нет отклика - смиряется и отходит. Значит - НА ВСЁ ВОЛЯ БОЖИЯ! И тогда, когда нам не нравится. По сути, мы сейчас МЕЧТАЕМ, как хорошо было жить (особенно угнетённому классу рабочих и крестьян) до революции и какой могла бы быть Россия, не случись революции... Но для чего-то Господь её допустил? Не для того ли, чтобы Россию совсем не угробили, а вместе с ней и веру православную? Кто знает? Да никто! Только Господь, но Он не скажет. Простите!
Ирина Рюрик 7 ноября 2014, 12:50
Прочитала комментарии мужчин и К (не знаю мужчина он или женщина, по букве не понятно)и меня возник вопрос: "Мужчины,да что с вами не так?" Вы всё больше напоминаете персонаж из повести Ильи Ильфа и Евгения Петрова "Золотой теленок", а именно Васисуалия Лоханкина. P.S. Уважаемый К, если бы Вы действительно очень внимательно читали повесть Михаила Афанасьевича Булгакова "Собачье сердце", то поняли бы, что проф. Преображенский в данном произведении является отрицательным героем, а не Швондер и не Шариков.
Ольга 7 ноября 2014, 11:54
Отец Валерий, спасибо за статью. Она как лакмусовая бумага для сердца. А Михаилу от всего сердца желаю одержать победу над своим гневом. Так и проявятся мужество и подвиг в обыденной повседневной жизни.
К 7 ноября 2014, 11:18
Тем кто накинулся на Михаила Отвечая на вопрос будет ли он воевать он сказал "смотря что за война" - почему ж это он трус? Православный человек должен быть на стороне добра ( Бога) или на стороне властей страны гражданства, если по мнения человека эти стороны противоположны? Антифашисты Германии были предателями или трусами?
К 7 ноября 2014, 10:55
Russland Если Троцкий придумал лагеря - что Сталин не виноват что их использовал? Что вся хваленая индустриализация (которую сегодня ставят в заслугу Сталину) не на костях зэков построена? Как будто в Англии, США, Франции, Германии не было индустриализации. Или что , нету денег - строй на костях? По поводу войны, которую выиграл Сталин.... Во первых войну выиграл не Сталин а два моих деда и брат моей бабушки со товарищи. Все трое люто не любили усатого. Во вторых роль Сталина в самой возможности второй мировой войны еще толком не озвучена. Ну и вообще, слишком много зла моей стране и моей семье принесли комиссары. Для меня Сталин - предтеча антихриста без всяких вариантов. А то, что обстановка, окружение, лес рубят- щепки летят- это знаете..., и у Чекатилы наверное были смягчающие обстоятельства. Да, и я действительно предпочитаю либеральные газеты, хоть их и не много осталось. Мне проф. Преображенский все же ближе Швондера.
Алла 7 ноября 2014, 06:56
НН, вопрос, почему русский народ так просто сдал свою веру, и меня волнует. Но мне кажется, что вы не совсем правы. Да, аристократия и буржуазия действительно к вере относились не всегда в полной мере серьезно. Для кого-то из них это было просто традицией и всё. Туда же можно отнести и всяческих чиновников крупных и мелких, зажиточных мещан и т.д. Но простой народ всегда был богобоязнен, и не был заражен тлетворным влиянием либерализма и прочих западных веяний. Очень хорошо это описал Достоевский в "Братьях Карамазовых", когда показал контраст между простыми русскими женщинами, пришедшими за советами к старцу Зосиме, и беседующей с ним после всех госпоже Катериной Хохлаковой. Как была искренна и безусловна вера первых, и как осложнена многими отвлеченными мысленными конструкциями вера второй! Вот и вопрос - как же этот верующий, искренне верующий народ, так просто сдал веру?
НН 7 ноября 2014, 00:05
Алла: ..." Стать христианином, родившись в семье мусульман Саудовской Аравии - очень трудно". Конечно, как и стать мусульманином в христианской семье. Но речь-то не об этом! К сожалению, в дореволюционной России православие выродилось в традицию; к верующими себя причисляли все, а в армии и гимназиях была ОБЯЗАЛОВКА - говеть и причащаться (как в советское время вступать в пионеры и комсомол). Если бы вера была крепка и глубока - не бросился бы русский народ-богоносец с такой поспешностью разрушать храмы и отдавать свои святыни на поругание. Мест, где прихожане встали на защиту - на пальцах одной руки можно пересчитать. И ведь отстояли! Господь помог, видя их решимость и веру. Иными словами, количество верующих не гарантирует КАЧЕСТВА веры (если можно так сказать). Когда созданы все условия - вера уменьшается, а когда верующих притесняют - вера крепнет. Это не я заметила. Наверное, в советское время количество верующих было меньше, но вера их - крепче. К священству это тоже относится.
Алла 6 ноября 2014, 23:34
Михаил: "Вот тут Алла пишет, так патетически мол - а будешь ли воевать, если что. Я отвечаю - "не знаю, может и нет, смотря что за война, смотря что за ситуация, я же не Аллу буду под нож ложить, а себя" Им, провокаторам и "пророкам" легко призывать, так как они не пойдут в бой, а пойти должен лично я. Даже не священник Валерий. А я. И если я не понимаю, в чем дело - никуда я не пойду." Это я что ли провокатор? Хыы)))) Я просто женщина, которая знает, что в случае войны дело мужчины - воевать. А дело женщины - лечить раненых или работать на фронт. Или заботиться о детях, о тех, кто в тылу и сам о себе позаботиться не может. Но воевать должен мужчина. И если на улице обижают кого-то слабого, кто не может сам за себя постоять - его должен защитить мужчина, а не женщина. Или вы, увидев как обижают слабого, ждали бы, пока какая-нибудь женщина вмешается, а сами в сторонке стояли? Мы, многие отписавшиеся тут женщины, потому и возмущаемся, что слишком уж очевидно, как некоторые комментаторы-мужчины простую трусость пытаются оправдать тем, что, "вера не позволяет". Что вообще ложь - ещё и как позволяет, и даже обязывает.
Михаил 6 ноября 2014, 23:07
А вообще, я прошу прощения у тех, кого обидели или возмутили мои комментарии, я был в гневе и ёрничал и писал под действием страсти, не подумав. Простите Христа ради.
Иван 6 ноября 2014, 23:05
И главное, Сам Бог вошел в историю воплощением Иисуса Христа, стал Человеком и нам на деле показал, что можно пройти через весь ужас жизни, страдания и никогда не заколебаться ни в любви, ни в правде, ни в чистоте; и что такой человек — пусть он будет исторически уничтожен, разбит — не побежден. Он достиг полной меры своего человечества — а это, действительно, победа над злом гораздо большая, чем если бы просто зла не было.(Митрополит Антоний Сурожский) О духовном могут рассуждать только духовные,неужели мы сможем сказать лучше, чем святые отцы.
Ирина Рюрик 6 ноября 2014, 23:01
Для Ивана Вы с Вашими умозаключениями поосторожнее, а то Вы так и Сатану простите. Или уже простили, как врага Бога?
Михаил 6 ноября 2014, 22:37
Ирина, в повседневной жизни места для мужества и героизма нет. Так как повседневная жизнь, это обыденность и она не экстремальна. Мужество проявляется в экстремальных ситуациях и когда есть риск для жизни. Мужество - пойти на смерть или смертельный риск. Если я ничего не путаю. Жития святых и комментарии Аллы - разные вещи. Меня не статья про мужество возмутила, а некоторые комментарии. Мужество и бесстрашие - одна их тех добродетелей, которые лучше всего познаются опытно, а не умозрительно. И да, под пулями и ножами лучше всего. Ну, по крайней, мере проще и понятнее понять - достаточно ли ты смел и мужественен. Прыгни на нож и узнаешь. Ёрничал я может и напрасно, приношу свои извинения. Не хочу никого обидеть, мои посты был написаны в гневе, мне показалось, что призывы к мужеству от женщин, - это не очень правильно, феминистично. Я убежден, что чтобы рассуждать о мужестве надо хотя бы попробовать мужественным стать или быть. Иначе это будет фарс, мечта, посмешище бесов. Я не люблю призывы к подвигам, к войне, к экстриму, к жестокости. Потому что это трудно и больно, и ничего хорошего, это делается ТОЛЬКО по необходимости, если уже не отвертишься.
Алла 6 ноября 2014, 21:49
НН, конечно, вера - это дар Божий. Тем не менее очевидно, что верующих в православной царской России было на порядок больше, чем в безбожном СССР. Вывод очевиден - общественный строй, условия окружающие человека крайне важны. Стать христианином, родившись в семье мусульман Саудовской Аравии - очень трудно.
Алла 6 ноября 2014, 21:47
Михаил: "Я уверен, что если на ребенка Аллы кто-то нападет, она начнет звать на помощь, сама не полезет. Будет кричать - "а что мужиков не осталось!!!" Вот это почти что 100% инфа. Вот это простить нельзя лицемерам и болтунам. Поэтому за Алл никто и не заступается особо." Любая женщина будет защищать своих детей. Это на автомате просто происходит. Но вы видимо на меня проецируете свое поведение - звать кого-то другого, ведь самому вступиться "вера не позволяет" ;)
Иван 6 ноября 2014, 21:45
И главное, Сам Бог вошел в историю воплощением Иисуса Христа, стал Человеком и нам на деле показал, что можно пройти через весь ужас жизни, страдания и никогда не заколебаться ни в любви, ни в правде, ни в чистоте; и что такой человек — пусть он будет исторически уничтожен, разбит — не побежден. Он достиг полной меры своего человечества — а это, действительно, победа над злом гораздо большая, чем если бы просто зла не было.(Митрополит Антоний Сурожский) О духовном могут рассуждать только духовные, неужели мы немощные сможем сказать лучше,чем святые отцы.
Алла 6 ноября 2014, 21:44
Михаил: "Так я может и не пойду. Она сама пусть воюет, раз самая умная. Трус ли я? Да и пусть трус. Но не пойду." "Никого я защищать не буду. Жены у меня нет, партизаном я не буду, а от призыва скорее всего сбегу в леса. Я бы хотел, чтоб Алла пошла служить." Ну что же, вы сами признали, что вы трус. О чем нам говорить? Вы просто подтвердили мои слова. Но на Руси хватает и других мужчин, которые будут защищать жену не только свою, но и чужую, как и любую женщину, и вообще слабого в беде. И Родину будут защищать, а не в лес убегут. А у вас жены и не будет, скорее всего, девушки таких не любят ;)
Иван 6 ноября 2014, 21:21
Иногда говорят, что нельзя не прощать своим врагам, но ненавидеть врагов Божиих — законно. Это же безумие! Бог возлюбил тех, которые (это слово апостола Павла, не мое) были врагами Ему (см. Рим 5:10), стал человеком, умер за них, чтобы иметь власть им прощать. Неужели своей ненавистью к тем, кого мы считаем врагами Божиими, мы Ему как бы бросаем укор и говорим: «Ты ошибся, Ты был не прав. Хотя Ты их любил крестной любовью, я их буду ненавидеть «праведной» ненавистью…» (Митрополит Антоний Сурожский)
Ирина Рюрик 6 ноября 2014, 18:57
Для Михаила …..Уважаемые форумчане, а кто из вас поехал В Сирию или на Украину проявить мужество и приять от Христа мученический венец?..... Никогда не могла понять, зачем человек такое говорит и пишет? Зачем, человек ерничает, над тем, над чем ерничать грех? Хотя все Ваши комментарии, под данной статьей, одно сплошное ерничанье. Кого Бог призвал, тот туда и поехал и проявил свое мужество и принял мученический венец от Христа, за то что не пожалел живота своего за други своя. Но вот только досада,он ведь не сможет персонально для Вас написать статью о том, что такое мужество т.к. его нет среди нас, он теперь с Отцом нашим. А другим авторам Вы не верите и права им писать не даете. Как быть с этим?
Ирина Рюрик 6 ноября 2014, 18:52
Для Михаила Михаил, Вы хоть сами вдумались и вчитались в то, что Вы написали? Про Ваш ответ Алле, я даже ничего говорить, и писать не буду, т.к. глупость не комментируют. Что касается Ваших дальнейших комментариев, что про мужество и героизм должны писать только те, кто действительно проявлял и мужество и героизм, то логика в Ваших словах отсутствует напрочь. Скажите, а такому произведению как «Житие Святых», написанное Свт. Дмитрием Ростовским Вы верите? Ведь «Житие Святых» не самими святыми написано. Да и сам Свт. Дмитрий Ростовский лично с каждым из святых не был знаком. Значит, нам не следует верить тому, что там написано, если же следовать Вашей логике? А ведь именно жизнь святых учит православный народ, мужеству, стойкости, отваге, а также учит заступаться за обиженных, гонимых и не проходить мимо, когда видишь беззаконие. И почему Вы считаете, что те, кто пишет комментарии здесь на форуме, да и сам автор статьи священник Валерий Духанин, в своей жизни не проявляли мужество и героизм? Вы тот, кто читает сердца человеческие? Или по-Вашему мужество проявляется только на линии фронта, под шквалом пуль, а в повседневной жизни места для мужества нет?
Михаил 6 ноября 2014, 15:53
Уважаемые форумчане, а кто из вас поехал В Сирию или на Украину проявить мужество и приять от Христа мученический венец? Отцы, браться и сестры? Вы говорите, что мужество это прекрасно. И так и есть. Но прекрасно для кого? Для нас или для вас? Наверное для нас, чтоб вы могли писать стати и комментарии о героях и мужестве.
Глеб 6 ноября 2014, 15:30
"..искоренении зла внутри себя самого и в искоренении зла в окружающем нас мире." В целом давно надо было поднять эту тему и никогда не упускать из внимания и по статье,в целом, сгласен, кроме одного. Вот наиважнейший момент - "искоренение зла в окружающем мире",- вот с этого начинается самое страшное зло. Люби врагов своих - за их точное указание твоих слабостей, брезгуй врагами веры - как любого противоестественного, болезненного явления, сокрушай врагов отечества - кто если не ты сохранит дом твой. Но не берись за искоренение зла в других - все злодеи как раз с этого и начинают.
Михаил 6 ноября 2014, 15:26
Я бы хотел чтоб о мужестве рассуждали те, кто сам на ножи прыгал и под пули шел или от ножей и пуль убегал. Всё остальное пустословие, и ничего не стоит. Как любая теория. Это только красивые слова, которые пустые и духом не растворны. Мне приходилось вот. И что такое страх и что такое смелость и великодушие я на свое шкуре испытал. И поэтому читать и статью и комментарии несколько даже обидно. С одной стороны правда, а с другой и нет. Посмотрите фильм "Остров". Хотя бы РАЗ лично сами рискните жизнью, - пусть вам из автомата в живот очередь пустят. Вот после этого я вас буду слушать. Пусть о смелости и мужестве говорит смелый и мужественный. По крайней мере не в повелительном наклонении. Можно говорить с восхищением, как о чем-то хорошем, но без позы. А тут в комментариях женщины пишут. Фарс какой. Вот потому ваши мужья в храмы и не ходят.
Михаил 6 ноября 2014, 15:00
Я уверен, что если на ребенка Аллы кто-то нападет, она начнет звать на помощь, сама не полезет. Будет кричать - "а что мужиков не осталось!!!" Вот это почти что 100% инфа. Вот это простить нельзя лицемерам и болтунам. Поэтому за Алл никто и не заступается особо.
Михаил 6 ноября 2014, 14:56
Поддерживаю "К". Действительно, чаще всего просто не понятно, где место действию, а где бездействию. Где страх, а где осторожность. Вот лично у меня с этим очень сложно. В некоторых вещах, которые я определяю однозначно как МОЁ ДЕЛО я смел. А в остальных нет. Вот тут Алла пишет, так патетически мол - а будешь ли воевать, если что. Я отвечаю - "не знаю, может и нет, смотря что за война, смотря что за ситуация, я же не Аллу буду под нож ложить, а себя" Им, провокаторам и "пророкам" легко призывать, так как они не пойдут в бой, а пойти должен лично я. Даже не священник Валерий. А я. И если я не понимаю, в чем дело - никуда я не пойду. Так же и со Сталиным, с Чечней, с личными всякими делами. Просто часто не ясно, где и что надо делать. Вот в этом всё дело. Не будешь же слушать болтунов и теток. В нашем мире врага не видно.
НН 6 ноября 2014, 13:16
Алла: НН, вы не совсем правы вот в этом: ..."А ребенка? Правильное воспитание, окружение - очень важны. У меня среди родственников есть атеисты, которые выросли в семьях... правильно, атеистов". Правильное воспитание и окружение, бесспорно, очень важны, и тем не менее, это не гарантия ВЕРЫ. Вспомните, скольтко "пламенных революционеров" выросло в семьях даже священников, а не только просто верующих... Мне далеко за примером ходить не надо: бабушка моя по отцовской линии (Царствие ей Небесное!) была верующей, а мой папа - нет, хоть и воспитывали его в религиозной семье; а по материнской линии - у бабушки висела икона, но я ни разу не видела, что бы она хоть раз перекрестилась, и из семерых её детей - нет ни одного верующего,(в т.ч. и моя мама). А у неверующего брата моей верующей бабушки - все трое детей - верующие. ВЕРА - это дар Божий, "Не вы Меня избрали, а Я вас". Многие из нас ХОТЯТ быть верующими, что очень хорошо, но ВЕРУ надо вымаливать у Бога. То, что имею я, напаример,- это МАЛОВЕРИЕ. И как поведу себя в трудной ситуации - только Богу известно. Но знаю - при ТВЁРДОЙ РЕШИМОСТИ Господь силы даёт. Надежда только на Него. Не оставь нас, Господи, укрепи нашу веру, пошли нам пастырей добрых для научения и вразумления, таких, как о.Валерий! Помоги нам, Господи! Простите.
Russland 6 ноября 2014, 06:24
Koment k K. ..... Otkyda takaia yverenost" ,chto Stalin ybival millioni? Liberalnie Smi skazali? ...On k vlasti shel dolgo,voina s 5 kolonoi. Slishkom xorosho on znal pretendentov na prestol,i ix namerenia.Razve moego pradeda regenta cerk. Xora na Solovki Stalin poslal? 1926. .... .... Smotrite,kto zavedoval lageriami . Smotrite,komy prinadlezala sama idea "trydovix armii",lagerei,i pr. Eshe v 1919. (Trockomy,i dr.)Gde tyt Stalin? ...Terror toze Beria delal? ili Ezov s Jagodoi? Beria kak raz i zakril terror,1938.,priexav iz Zakavkazia . V konce koncov,Stalin viigral voiny. S etim bydete sporit"? Koroche,ne chitaite pered obedom liberalnix gazetenok.
К 5 ноября 2014, 20:28
Есть замечательный фильм "Дом". Там отец спрашивает сына, которого не видел 30 лет: "ты убивал?" Тот говорит : " да". "Наверное по другому было нельзя?" "Нет". Я думаю так же у нас спросит Господь, и если по другому нельзя - простит. Конечно можно и нужно убить чудище, вломившееся в твой дом, в твою жизнь. И правильно, что Петр вступался за Господа, кстати в неравной схватке- у них было всего два меча! Здесь все просто. НО, когда народ разделен на двое, когда священство разделено на двое, когда одни в других видят бесовскую силу и наоборот? Когда одни видят себя "ревнителями" веры, а другие себя? Что? По своей воле определять свой- чужой? С фашистами все просто- они сжигали города и села. А Сталин? Исподволь, " по закону" истребил миллионы. Да, Господь предал его позорной смерти, но правильно ли что люди терпели? Немцы 20 раз пытались убить Гитлера, а Сталина пытались уничтожить? По моему даже подполья не было. Как правильно? Как по христиански? Терпеть тирана или уничтожить его? Это очень противоречивая тема, одно ясно, трусливым, в частности писавшим ниже, желаю при случае найти в себе мужество согрешить некротостью во славу Божию.
Алла 5 ноября 2014, 20:16
НН, вы не совсем правы вот в этом: "НИКАКАЯ ВЛАСТЬ И НИКАКОЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ на ВЕРУ не влияет!" На веру взрослого, уже верующего человека не влияет. А ребенка? Правильное воспитание, окружение - очень важны. У меня среди родственников есть атеисты, которые выросли в семьях... правильно, атеистов.
Алла 5 ноября 2014, 20:12
Евгений, ответьте на три вопроса (только без увиливаний, прошу): 1. На вашу жену или ребенка на улице напал кто-то. Вы неподалеку находитесь и видите это. Ваши действия? 2. На вашу Родину напал враг. Вас призывают на фронт. Ваши действия? 3. Враг захватил вашу землю, вы под оккупацией, ваш народ терпит страшные страдания. Но у вас есть возможность пойти в партизаны. Ваши действия?
НН 5 ноября 2014, 17:41
Иван: ..." за маму, жену,ребенка,и Родину мы порвет любого, так как это понятно и логично, а вот за Веру и Христа не каждый способен, так как это уму нашему непонятно и не логично. Добро бывает разное и мое мнение Добро с кулаками - это от тщеславия и гордыни"... Иван, рискну задать Вам такой вопрос: Спасать одновременно надо и маму, и жену, и ребёнка,- а спасти можно безоговорочно только одного человека... Кого спасать будете? (Только не надо говорить, что этот вопрос не имеет ответа). Добро в данном контексте - христианские ценности; и напрасно Вы всех причесываете под одну гребёнку: это в советское время ныне покойная игуменья Серафима (Чичагова) сидела за ящиком в храме Илии Обыденного; преподаватели и студенты МГУ и Консерватории ходили в этот храм и пели в хоре - это знала вся Москва. НИКАКАЯ ВЛАСТЬ И НИКАКОЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ на ВЕРУ не влияет! Бог во все времена Один и Тот же! На людей трусливых, склонных к карьеризму, предательству и вероотступнечеству - ДА! Очень удобно прикрываться внешними причинами. ВЕРА - это не массовое явление, даже среди тех, кто считает себя верующими...Увы. "Из них первый есмь аз"! Простите!
евгений 5 ноября 2014, 16:38
" И если цель христианства – торжество правды, добра и истины, то почему мы должны пасовать перед ложью, злом и неправдой в наших земных отношениях?"(автор). К чему призыв? «А Я говорю вам: не противься злому» (Мф. 5:39), иначе – отдай себя в жертву своенравию и злобе людской. Но так и жить нельзя? Не беспокойся. Кто эту заповедь дал. Тот же есть и Промыслитель и Попечитель наш. Когда с полной верой, от всей души пожелаешь так жить, чтобы не противиться никакому злу, то Господь сам устроит для тебя образ жизни, не только сносный, но и счастливый. К тому же на деле бывает так, что противление больше раздражает противника и побуждает его изобретать новые неприятности, а уступка обезоруживает его и смиряет. От того бывает, что претерпи только первые натиски злобы – люди сжалятся и оставят тебя в покое. А противление и месть разжигают злобу, которая от одного лица переходит на семью, а потом из поколения в поколение. Епископ Феофан Затворник Цель жизни христианской — восхождение человека к богоподобию. Прп. Антоний Великий
Алла 5 ноября 2014, 16:17
Несколько тут отписавшихся мужчин - откровенные трусы. Какой стад! Особенно мне понравилось это: "Господь все видит и сам управит, и нам судить и вмещиваться никто права не давал." Вот так "защитник" семьи и Отечества! Слава Богу, большинство русских мужчин помнят, что такое истинное мужество.
Лариса Воронина 5 ноября 2014, 10:31
Многие сограждане еще просто не поняли до конца, что происходит. Но наступит момент (по себе знаю), когда запас прочности повиснет на волоске, и вот тогда каждый узнает и себя, и свои немощи, и своё истинное (не показное) отношение к Богу... Наступило такое время, что придётся бороться за своё будущее. Мы много читали о суровых временах, о подвижниках, о примерах мужества... вот и на наш век перепало. Хотим мы этого или нет. Поэтому те, кто будет призывать к "непротивлению" - предатели и волки в овечьих шкурах! Их цель - сломить дух до начала борьбы.
Ольга 5 ноября 2014, 10:30
Читаю комментарии и становится грустно. "Есть женщины в русских селеньях". Придется нам, сестры, перекрестясь, опять и опять идти в горящие избы. А мужчины будут сидеть и философии разводить. Если мужество высокого уровня не доступно, то и дергаться нечего. Какая же подмена понятий, полный разброд в головах.
Михаил Егоров 5 ноября 2014, 05:45
Правильная статья. Священник Алексий Уминский,которого занесли в либеральное крыло Церкви(возможно так и есть) и тот говорил в телевизионном интервью-если враг ворвался в твой дом и хочет совершить насилие над близким тебе человеком,то надо ему в рыло дать(дословно) и даже стрельнуть если он(враг) не угомонится.
Иван 4 ноября 2014, 22:10
Очень хорошая статья. В советский период не каждый христианин мог заявить, о своей вере открыто,прийти в храм Божий на Великую Пасху,перекреститься на улице перед Храмом, и от этого очень страдали. Это была была трусость, а ни смирение и так можно было и вообще отказаться от веры. За годы советской власти мы все, кто родился и жил в тот период приобрели страх перед Властью и человеком, в этом стыдно признаться, и сегодня легко осудить,вероотступника того времени, не имея даже понятия о том времени, но страха Божьего мы как неимели так и сейчас неимеем. А без смирения и страха Божьего мы не Христовы и наша правда с кулаками может оказаться далеко от Божьей Истины. Я не говорю о том,что за маму, жену,ребенка,и Родину мы порвет любого, так как это понятно и логично, а вот за Веру и Христа не каждый способен, так как это уму нашему непонятно и не логично. Добро бывает разное и мое мнение Добро с кулаками - это от тщеславия и гордыни. Мне так кажется, что ни один Гегемон, сейчас не смогбы найти в нашей православной жизни причин, чтобы отдать нас на мученическую смерть за Веру во Христа. Простите мне мое высказывание. Спаси нас всех Господи и помилуй.
Александр 4 ноября 2014, 20:30
Все о чем сказал выше, нам - мирским недоступно. Истинное незлобие - удел святых людей. В Евангелие есть заповеди и для воинов, носящих оружие.И положение жизни с оружием в руках за друга своего, надо полагать - одна из нижних ступеней лествицы. Мужество земного воина(который служит за жалованье, но не ради него, а ради Бога - это очень важно) и воина небесного имеют много общего и много различий. Множество святых, которые после службы царям земным, на коей отличались земным мужеством, впоследствии перешли на службу Царю Небесному, явив мужество иного свойства, мужество более высокого уровня. Мужество земного воина в готовности отдать жизнь свою и забрать чужую. Мужество небесного воина(живущего на земле) - отдать свою и не отбирать чужой жизни и даже не бороться против неё. Это мужество - мужество высших ступеней небесной лествицы. И на эту высоту восходят не многие.
Сергий 4 ноября 2014, 20:26
Противление злу силой. Сила - это ни зло и ни добро. Только применение силы человеком определяет, чем в данной ситуации является сила. Если сила используется для обуздания злодея, то это добро при помощи которого побеждается зло. И наоборот, если злодей, применяя силу, грабит слабого, то это зло, которое должно быть побеждено силой добра. Все остальные разговоры, лишь оправдание трусости, лени и прочей дряни.
Александр 4 ноября 2014, 19:48
И еще немного. Отец Серафим Саровский победил зло незлобием. И другого пути победы добра над злом - нет.Но незлобие, как и остальные добродетели не рождаются сами. Это дар Божий и чтобы его получить надо немало потрудиться духовно в этой жизни. Да простит меня автор и все, кто не согласен.Господь сказал, что мы пришельцы на земле. Бог дал первому человеку всю землю. Изгороди строили уже сами люди, называя, что внутри них - Отечеством, цепляясь за эти жалкие клочки и воюя за них. Евангелие же нам говорит о другом Отечестве, к которому и призывает нас грешных Господь.
Александр 4 ноября 2014, 19:46
Не согласен с автором. Да простит меня Господь. Господь наш Иисус Христос приказал Петру вложить меч в ножны и приживил ухо служителю старейшин. И нет в его проповеди слов о том, что Божий человек должен защищать себя или других силой оружия. Небесное добро побеждает зло, принимая его в себя,на себя, растворяя его в себе и тем, делая бессильным. Божья сила - в Слове, потому что в начале было Слово, и Слово было у Бога и Слово было Бог. Божья сила человеков - в исполнении заповедей, данных Господом нашим Иисусом Христом. Не произвольном(удобном и оправдывающем)толковании, а в том, как они истолкованы Господом, апостолами и святыми отцами. В житиях святых множество примеров, когда жизнь свою за друга полагали не на поле брани, а восходя вместе на плаху, входя в огонь и пр. Надо ведь понимать еще положение жизни за друга, как принятие монашеского пострига, когда человек, становясь иноком, превращается фактически в воина Божьего, ведущего на земле брань с невидимыми силами, в том числе и за своих близких. Разве это не положить жизнь свою земную?
Елизавета 4 ноября 2014, 18:07
Я еще не будучи воцерковлена(вдова,сын и дочь)учила сына:попробуй говорить,когда пристают и нарываются,если слов не понимают-значит это скот безмозглый,защищайся,бей.Сколько хватило средств-ходил он на рукопашный бой заниматься,навык получил. Однажды был избит группой:трое вели беседу,а четвертый сзади подкатился под ноги,он упал,били трубой по голове.В этот день эта группа избила еще троих тяжко,с потерей зрения у одной жертвы.Когда был суд-нас не было даже в списке свидетелей усилиями адвоката. Прошло время,моя дочка подросла,красивая-многие в нее были влюблены в школе и в округе.Один из парней долго пытался с ней познакомиться,получилось,вроде не плох парень.Он обрадовался,надышаться на нее не мог,пошли гулять,в беседе выяснилось,что он один из той группы,кто несколько лет назад избил ее брата.Получил резкий отказ-этот человек не для жизни,подлость не приемлема,особенно по отношению к членам нашей маленькой семьи.
НН 4 ноября 2014, 16:55
Сергей: ..."А если хотите помочь, или заступиться, или дать отпор, то помолится надо или благословение получить. Господи помилуй". Вот когда к вашей знакомой девушке в лифте какая-нибудь тварь начнёт приставать, то прежде, чем ему вломить промеж глаз или в другое место, девушке хорошо бы успеть взмолиться: Господи, благослови! - вот тогда удар точно в цель попадёт, можно не сомневаться... А если она не успеет эти слова вспомнить, а просто так врежет - Вы её не поймёте, что ли? А если Вы рядом будете - то без благословения не вступитесь, про Серафима Саровского вспомните? Сергей, не надо тревожиться, статья предельно четкая и честная, большинству понятна. Другими словами - "Добро должно быть с кулаками"... Не все могут с этим согласиться, так как мужества не хватает. Это не упрёк, ни в коем случае, просто одним дано отличить доброго от добренького, а другим пока - нет... И не надо даже пытаться своё бездействие прикрывать смирением - это лукавство, и его всегда видно. Ко многим относится, и ко мне тоже. Простите!
Ирина Рюрик 4 ноября 2014, 16:50
Для Сергея ...И вряд ли Христос кнутом лупил людей, выгоняя их из храма.... Так сообщите нам, как Христос выгонял торговцев из храма? Просветите нас. ...Господь все видит и сам управит, и нам судить и вмещиваться никто права не давал. А если хотите помочь, или заступиться, или дать отпор, то помолится надо или благословение получить.... Сергей, если Вы будите идти по улице и увидите, что бьют женщину или грабят кого-либо или группа хулиганов избивает малолетнего, то конечно Вы пойдете, найдете церковь, получите там благословение и только после этого пойдете заступаться? Или пройдете мимо, посчитав, что так Богу угодно и нечего вмешиваться в его промысел? А если враг Отчизны нашей перейдет границу и будет жечь города и села и убивать наших граждан, то Вы как «истинный христианин» врагу еще дорогу на Москву покажете и пирожков дадите, чтобы враг с голоду не опух? Оправдав свою трусость волей Бога. Если бы наши предки думали, так как Вы, то земли русской не было и нас, как прочем и Вас, тоже. В наше время такие статьи очень нужны, а вот такие комментарии как Ваши вредны и не нужны.
Виталий 4 ноября 2014, 10:45
Спаси Христос очень поучительно!
Сергей 4 ноября 2014, 09:11
Нельзя такое писать. Эта статья может быть совсем не так понята, как хотел автор. Архимандрит Рафаил (Карелин) писал о трусости и боязливости открытой жизни во Христе, поэтому в итоге человек может стать отступником и предателем. Серафим Саровский ПРИНЯЛ со смирением, то испытание, которое ему послал Господь. Сергий БЛАГОСЛОВИЛ, но сам не пошел, и его войны не побежали сами биться с врагами без получения на то, разрешения. И вряд ли Христос кнутом лупил людей, выгоняя их из храма. По поводу крепости духа Господь сказал "блаженные НИЩИЕ духом". Я хочу сказать, что пути Господни не исповедимы, а вмешиваясь во что-то без молитвы и благословления, Вы можете сделать только хуже. Господь все видит и сам управит, и нам судить и вмещиваться никто права не давал. А если хотите помочь, или заступиться, или дать отпор, то помолится надо или благословение получить. Господи помилуй.
Эвели 4 ноября 2014, 06:10
Прекрасная статья. Очень нужная в наше время. Перепечатываем в канадской Комсомолке. Со ссылкой на ваш замечательный сайт.
Валентина Першина 4 ноября 2014, 01:01
Все надо делать с рассуждением, так нас учит Церковь.
Мария 3 ноября 2014, 22:14
Елене: мужество важнО и для женщин. Да всё православие этимпронизано! Недавно прочла у клайва Льюиса что добродетель любая без мужества - лишь наполовину добродетель: её важно ОТСТОЯТЬ, понимаете.? А у нас потому так и обстоит -все разобрали себе льготные категории- я баба, а я -немощный, а я подросток, а я пожилой и так далее. А вы почитайте жития новомучениц: они с флагами не бегали, они тихо, но упорно отстаивали храмы, защищали, как могли, батюшек. И если меня холодом при этом чтении сковывает, не могу себе представить, как им страшно было. А жены-мироносицы? Тут и говорить ничего не надо. Меньше отговорок. Кстати, подумалось, женщины часто сами из мужиков тряпок делают. Цепляются за локоть, бубнят, не лезь. Вот он и не лезет. Несколько лет назад у нас во дворе пятеро подростков убивали ногами одного. Дом из семи подъездов. Зрелище. Все пялились, ни одна (уж не знаю как и назвать ) особа не догадалась даже в милицию позвонить. Я заорала, что вызову милицию, все разбежались. Муж вот тоже ворчал -что, больше всех надо? Когда у нас пожар недавно был, внизу все с телефонами стояли, снимали. Один парень из 22 этажей догадался подойти, предложить помощь. Это обязательно мужиком быть? Баба с этим никак не справится? Пол здесь совершенно не при чём.
Нина 3 ноября 2014, 18:45
Отец Валерий, спасибо большое! Очень актуальная статья! В трех соснах - смирения, терпения личных обид и активной любви к ближним (защиты их) - заблудились даже некоторые известные "православные" публицисты. Жалко наблюдать, как своими мутными писаниями они смущают свою аудиторию. Но в первую очередь, каждый из нас должен конечно относить Ваши слова о мужестве к себе.
елена 3 ноября 2014, 15:55
как бы я хотела чтобы мужчины видели эту статью:( но получается в храме одни бабы, а мужчин просто единицы...грустно очень..
Игорь 3 ноября 2014, 14:32
Спасибо !
Наталья Иннокентьевна 3 ноября 2014, 14:09
Был такой отец Всеволод Шпиллер, он был известный батюшка и служил храме Николы в Кузнецах. так вот он учил одного мальчика, как нужно отвечать своему обидчику. Он говорил, чтобы мальчик трижды урезонивал хулигана, но это не помогало и тогда владыко сказал:"Ну наподдай ему как следует, хорошенько, но с любовью".
Алексий 3 ноября 2014, 13:38
Спаси Господи! Сильные слова, хотелось пожелать этого мужества архиереям, а уже с их примера и нам.
Сергей Григорьев 3 ноября 2014, 13:35
Большинство новомучеников были врагами нашего социалистического отечества. Так, получается, их правильно сокрушали? Полагаю, слова свт. Филарета некорректно применять к любому отечеству, в отрыве от контекста.
Сергей 3 ноября 2014, 09:40
Очень подробно на вопрос о противлению злу силой отвечает великий русский мыслитель и философ - Ильин Иван Александрович в своей книге "О противлении злу силою". Настолько подробно и внятно, что даже толстовцы с их "неразрешимыми" вопросами посрамлены ясностью его мысли и логикой его выводов. ...Таков духовный закон: несопротивляющийся злу поглощается им и становится одержимым. Ибо "зло" - не пустое слово, не отвлеченное понятие, не логическая возможность и не "результат субъективной оценки". Зло есть прежде всего душевная склонность человека, присущая каждому из нас, как бы некоторое, живущее в нас страстное тяготение к разнузданию зверя, тяготение, всегда стремящееся к расширению своей власти и к полноте захвата. Встречая отказы и запреты, наталкиваясь на стойкие пресечения, поддерживающие духовные и моральные грани личного и общественного бытия, оно стремится просочиться сквозь эти препоны, усыпить бдительность совести и правосознания, ослабить силу стыда и отвращения, принять приемлемое обличие, и если возможно, то расшатать и разложить эти живые грани, эти зиждущие формы личного духа, как бы опрокинуть и рассыпать волевые стены индивидуального Кремля...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×