Беззубая Церковь

Каждый, наверное, встречал совсем пожилых людей. Дедушек или бабушек, которые уже с трудом передвигаются, иногда заговариваются, плохо помнят дела двух-трехдневной давности, но до мельчайших подробностей могут описать события своей молодости. Многие из них давно потеряли все зубы и могут питаться только бульончиком и кашкой, а говорят немного «шамкая».

Такие старички есть в каждом многоэтажном доме, а в деревнях их большинство. В основном они добрейшие люди, потому что пережили тяжелое послевоенное время, многие из них испытали на себе, что такое настоящий голод и холод. Поэтому им жалко всех людей, а особенно своих детей и внуков, которые крутятся с утра до ночи в этом, чужом для них, мире компьютерных технологий и сверхзвуковых скоростей. Как относимся мы к ним? В общем неплохо. Уважаем, помним, в какое время они жили, стараемся не грубить им и не беспокоить лишний раз. Советы их, конечно, слушаем вполуха, хотя не показываем этого. Да и как иначе – что они могут понять в современной жизни? Они от нее безнадежно отстали во всех отношениях.

Вот такой бабушкой на завалинке представляется большинству людей Православная Церковь

Вот такой бабушкой на завалинке, которая еще дышит и ходит, говорит и чувствует, но уже мало чем может помочь в важном деле, представляется большинству людей Православная Церковь. Она многое пережила, многое помнит и может рассказать, только вот вряд ли в современном мире она что-нибудь понимает и в чем-нибудь разбирается. В общем-то она неплохая, по-своему добрая, жалко ей всех, а особенно своих чад по вере, которые поработили себя суете до последней черты. О чем-то она еще, шамкая, говорит, да вот слушают ее почти даже и не вполуха, что с нее взять-то? Конечно, большинство (даже неверующих людей) ее уважает, но только как музейный экспонат. Лучше его не трогать, а то еще рассыплется от ветхости.

Иногда, конечно, эта милая «старушка-церковь» позволяет себе нечто совсем несуразное. Вдруг, когда почти все уже начинают думать, что «пациент скорее мертв, чем жив», «старуха» может вдруг такое ляпнуть по актуальному вопросу, что сомнений не остается: очевидный старческий маразм. То про однополые браки тирадой разразится, не понимая, что любовь бывает «разная», то про эвтаназию и аборты, не умея отличить, где «истинное» милосердие, а то и вообще… только тс-с… про политику что-нибудь скажет.

Умные люди, конечно, не обращают на это внимание, кто-то снисходительно смеется на «старушечий» бред, а кто-то из «верующих» укоризненно подымает вверх пальчик и говорит: «Ай-яй-яй! Разве дело Церкви вникать в государственные дела? Да и что вы понимаете в этом?» Понятно, что современный интеллектуал может разбираться и в мирских делах, и в духовных, а вот священство и епископат – что они знают, кроме кадила да кропила?

У нас любой берется судить о Церкви Божией, в жизни не перекрестив лба и в лучшем случае прочитав половину детской Библии

Что там сказал апостол Павел: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (1 Кор. 2: 14-15)? Что там кому не можно разуметь? У нас любой токарь, таксист, продавец, учитель, журналист берется судить о Церкви Божией, в жизни не перекрестив лба и прочитав пару «духовных» книжек (одна из которых – «Мастер и Маргарита») и половину детской Библии (в лучшем случае). И считает, что на этом «основании» может рассуждать о духовности священства и епископата.

«Что позволено Юпитеру, не позволено быку». Каждый знает это изречение. Так, в наше время Церковь оказывается в роли «быка», и все, что ей дозволено – это тихо заниматься «культом» и социальным служением. А еще лучше – просто социальным служением. Вот если бы Церковь только кормила голодных, только лечила больных, только предоставляла жилье малоимущим и не лезла ни к кому в душу, тогда бы ей цены не было! Словом, эдакий Красный Крест с неограниченными возможностями для финансовой помощи. Только вот жаль, что сама Церковь не понимает этого, все лезет и лезет всем в душу, все стучится и стучится в каждое сердце.

Образ гонения на церковь Божию. Оригинальная икона была написана в конце XVII, начале XVIII века Образ гонения на церковь Божию. Оригинальная икона была написана в конце XVII, начале XVIII века
    

«Иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, [иным дал] силы [чудодейственные], также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки» (1 Кор. 12: 28), – говорит апостол Павел. В этом любопытнейшем тексте святой апостол показывает нам дарования благодати по нисходящей линии. Первые в Церкви – святые апостолы – непосредственные ученики Спасителя, очевидцы Его служения и свидетели Его жизни и воскресения. Они возвестили другим Благую весть и в полноте обладали всеми дарованиями Божиими. На втором месте – пророки, так как они возвещают волю Божию, непосредственно сообщенную им свыше. На третьем – учители церковные, и только далее (!) – чудотворцы, целители и прочие святые.

Любопытно, что после апостолов первенство чести принадлежит не чудотворцам, не преподобным или святителям, не благоверным правителям, а пророкам. При этом заметим, что многие пророки были женаты, имели детей и не совершали исключительных подвигов аскетики. Иногда пророки израильские действовали на первый взгляд и вовсе безумно. Так, пророк Осия женился на блуднице, пророк Иезекииль больше года спал с кирпичом, ел лепешки, испеченные на коровьем навозе (Иез. 4: 15). Некоторые из них совершали поступки вообще мало сопоставимые с какой-либо верой. Пророк Иона бежал от исполнения поручения Божия, пророк Елисей проклял детей (и по его слову их разорвала медведица), пророк Илия собственноручно убил 450 человек. А как они разговаривали с властями и чиновниками! Ну, это вообще ни в какие ворота!.. «Я наведу на тебя беды и вымету за тобою и истреблю у Ахава мочащегося к стене…», – говорит пророк Илия царю Ахаву от имени Господа (3 Цар. 21: 21).

«Иванушко, Иванушко, покушай хлеба-соли, а не христианской крови», – так говорил, скача на палке, блаженный Николай Псковский царю Ивану Грозному. Не правда ли, есть что-то сходное в этих фразах? Может быть, леденящая кровь угроза, изреченная не человеком? После опустошительного похода на Новгород в 1570 году грозный царь вошел в Псков, где испуганные жители встречали его на коленях с хлебом и солью. Когда царь, пораженный словами юродивого, вошел к нему в келью, тот его с угрозой предупредил: «Не трогай нас, прохожий, и уходи отсюда, а то не на чем тебе будет бежать», – и поставил перед ним миску с сырым мясом. «Я христианин и не ем мяса в пост», – хмуро ответил царь. «Мясо-то не ешь, зато кровь человеческую пьешь», – продолжал юродствовать Никола. Вслед за этим по пророческому слову Николы околел любимый конь царя, и Грозный со страхом бежал из Пскова.

Рябушкин А. П. Иоанн Грозный с приближенными Рябушкин А. П. Иоанн Грозный с приближенными
    

Так что это – юродство или пророчество?

Дар пророчества – это дар всей Церкви Божией, а не дар конкретного человека, как мы это видим в церкви ветхозаветной до Рождества Христова. В новозаветной христианской Церкви этим даром в определенных обстоятельствах свыше наделяется любой ее член. «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши» (Деян. 2: 17), (Иоил. 2: 28), – изрек пророк Иоиль о временах христианства.

В середине 1360-х годов преподобный Сергий Радонежский по поручению святителя Алексия Московского идет в Нижний Новгород, чтобы убедить князя Бориса Константиновича признать власть московского правителя – великого князя Димитрия. Однако Борис не внял увещаниям Преподобного. Пришлось святому Сергию идти на крайние меры: властью, данной ему митрополитом Алексием, он затворяет все церкви в Новгороде, и богослужения прекращаются. Конечно, читая эту историю сегодня, в ХХI веке, поневоле переносишь события на современные привычные реалии: правящий архиерей дает указание – духовенство его выполняет. Но стоит задуматься, что же на самом деле совершил преподобный Сергий. Он пришел в практически мятежный город, князь которого был готов выступить против Москвы и, когда уговоры оказались бесполезны, запретил богослужение во всех храмах. Вместо урока смирения, это действие вполне могло стать детонатором взрыва ропота и недовольства. И первым на этой бунтарской волне мог бы пострадать сам посланник митрополита. Но Сергий не испугался народного гнева и совершил свое послушание. Будь другой на его месте – все могло бы повернуться иначе. Но Преподобного не посмели тронуть, не посмели и ослушаться – храмы закрылись. Благодать Божия, обитающая в святом старце, помогла совершить ему это поистине пророческое дело.

Вероятно, именно в таком, исповедническом, контексте и может единственно осуществляться пророческое служение. Библейская история свидетельствует нам, что пророки всегда действовали вопреки, а не благодаря. Господь призывал их для обличения и вразумления, а не для пения здравницы и многолетия. Они всегда ходили по острию ножа, находясь в опасности быть или казненными царями, или растерзанными толпой. И после Рождества Христова этот характер пророческого служения не изменился. Все праведники, которым выпадает этот жребий служения Духу Святому, стоят за истину до крови.

Именно поэтому, читая жития святых мучеников, мы видим у них то же дерзновение, что и у ветхозаветных пророков: Дух Святой дает им огонь ревности по Богу. Таковы были многие святые: от великомученика Георгия Победоносца и Максима Исповедника, споривших с царями, до новомучеников ХХ века, которые обличали безбожную власть и свидетельствовали об Истине ценой своей жизни.

Тот же Дух движет Церковью и сегодня. Поэтому церковные пастыри иногда вынуждены не утешать, а обличать народ, и это пророческое слово обличения и предупреждения, которая время от времени изрекает Церковь, больно ранит людей мира сего. В этот момент многие начинают чувствовать, что Церковь не аморфный студень морализаторства, а столп и утверждение Истины, и от этого еще больше ненавидеть ее, ибо «обличение безумному – раны ему» (Притч. 9, 7). И в ответ на каждое такое свидетельство в ответ раздается дружный визг – примерно так визжала царица Евдоксия, когда слышала слова обличения святителя Иоанна Златоуста. Дескать, Церковь не может так говорить!!! Церковь должна всегда всех прощать и любить!

Суть этих замечаний одна: хула на Духа Святого. А цель – сделать слушающих соучастниками единственного греха, которому нет прощения

Да, в Новом Завете много сказано о прощении и любви. Однако апостол Петр не простил Ананию и Сапфиру, когда они утаили часть из своего имения (Деян. 5: 1-10). Не простил, а проклял, и оба святотатца погибли. Церковь, оказывается, может не только благословить, но и проклясть. И сам вочеловечившийся Бог-любовь не проклял ли Капернаум и Вифсаиду (целые города!), не пообещал ли им низринуться до ада за то, что они не приняли Его благовествования (Мф. 11: 21-23)? Значит, есть какой-то предел, какая-то граница и у любви? Предел этот – нераскаянная и не перестающая злоба, отвергающая любовь Божию. Злобствующие люди всегда маскируются под благожелателей и говорят, что в Церкви следует исправить одно, другое, третье… Что они, конечно, за Церковь, за священство, просто неправильно вести себя так, а нужно – по-другому. Однако суть всех этих замечаний одна: хула на Духа Святого. А цель – сделать слушающих соучастниками единственного греха, которому нет прощения (Мф. 12: 31-32). Эти люди пытаются через очернение видимой церковной организации опорочить весь церковный организм, все мистическое Тело Христово.

Такие речи произносятся для маловерующих, не знающих, что Церковь земная – это собрание грешников кающихся, где каждый из нас сегодня побеждает грех, а завтра сам может быть побежден им. Такие речи – для тех, кто сам в войне с грехом не участвует, а только смотрит, как сражаются другие. Кто прощает себе все дурные слова, мысли и поступки, но зато не прощает ни одного дурного взгляда, обращенного в свою сторону. Для тех, кто требует от других святости, часто не имея в себе даже человечности.

Для делателя покаяния нет других грешников, потому что все зло мира находится внутри его собственного сердца

Они, видящие дурное только вне своей личности, чужды не только христианства, но и всякой духовности. Христианство начинается с проповеди Пророка Иоанна Предтечи: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3: 2). Для делателя покаяния нет других грешников, потому что все зло мира находится внутри его собственного сердца. Следовательно, и социальная революция должна совершаться внутри человека, и освобождение человечества от тирана также «внутрь вас есть», ибо главный тиран у каждого из нас заседает в сердце.

Кому-то очень важно превратить Церковь Христову в беззубую маразматичную старуху, и этот кто-то – вовсе и не человек. Поэтому любой, дискредитирующий учение Христово, осознанно или нет, выполняет волю сатаны.

Христос сказал: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин. 3: 8). Поэтому всякий раз, когда слово обличения и вразумления, изреченное благочестивым мирянином, священником или епископом, кажется вам диким и безумным, подумайте о том, что это не повод хулить Церковь, а повод вспомнить слова апостола Павла: «Мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1: 23). Быть может, и через этого христианина говорит Бог, а все его безумие – это юродство пророка, пекущего лепешки на навозе?

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Николай15 декабря 2014, 18:55
К. Если Бог хочет спастися всем - Церковь не может отказываться от синергии(деятельного содействия) этому желанию. И способна на это только она! Поодиночке против зла не устоять - вы правы. Поэтому так важно единство,бережное отношение ко всем новым членам Тела Христова. Без этого мы,в лучшем случае, - протестанты.
Валентина12 ноября 2014, 16:20
Большое спасибо, о. Сергий за эту статью. Хотелось бы, чтобы как-можно больше людей (верующих и неверующих)услышали это пастырское слово. Потому что, при всей видимости образованности народа, дремучести в понимании духовных вопросов и роли Церкви предостаточно.
Хочу продолжить стихотворением епископа Никандра (Вятская епархия).
"Иди и буди равнодушных людей
Глаголом их жги вдохновенных речей.
Зови их к подножью святых алтарей...
Буди равнодушных, их сна не щади.
Иди и буди!
Пока еще враг дожидает зари,
Пока не погасли совсем алтари,
Пока не свалился - иди говори...
Рабты так много еще впереди...
Иди и буди!"
("Ревнителю православия")

К 8 ноября 2014, 23:30
Соборянину
Я написал "цели спасти всех перед собой не ставил". Хочет, конечно!
Но даровав свободную волю своим созданиям, содержит в узах зло не для целей его покаяния, Он обойдется без него, их дело, их выбор а чтоб мы с Вами не были уничтожены ими в один момент, не потеряли шанс своего покаяния.
Соборянин 8 ноября 2014, 15:12
Для К. Ну,почему же; Бог хочет всем спастися и в разум истины прийти. Господь молился не обо всех,показывая,что молитва бесполезна и даже опасна для тех,кто САМ не хочет спасаться. Пока они САМИ этого не захотят,вплоть до геенны,где крестит уже огонь. И узы закона,в которых содержится отвергший спасительную благодать диавол,свидетельствуют лишь о том,что Бог управляет миром всецело,оберегая ими даже его.
Владислав 8 ноября 2014, 00:39
Людмила (2014-11-05 09:10)
> прочла статью и не поняла, что все таки делать :обличать или каяться.
Статья не об этом.
Но по Вашему вопросу - перво-наперво читать Библию, там сказано, что обличать или увещевать нужно в духе кротости, любви. Иначе, даже если всё правильно выскажете, но будете в духе раздражения или гнева, тем самым волю не Божью осуществите, а бесовскую.
Умеющих обличать - хоть бы один на сотню нашёлся... Даже по примерам в статье (и в Писании) видно, что не обычный христианин это делает, а апостолы, пророки и т.п. Принимать всё, что говорится в Писании, на свой счёт не характерно для православных; рассуждение должно быть более глубоким: хватит ли у нас любви или нет, достойны ли мы этого ли нет... А пока не хватает, занимаемся собой - покаяние и смирение.
р.Б. Сергий 7 ноября 2014, 11:18
В обществе отношение к Православной Церкви преимущественно презрительно- снисходительное,нередко встречается и хула и ненависть,сознательных прихожан ,по слову Спасителя,немного.Причина- думаю,нераскаянность, нежелание что- либо менять в своей жизни,отказатся от пороков.Вот и видим жалкое зрелище: "вера" сводится к ношению в кошельке иконки,иногда поставить свечку в храме "чтоб все было хорошо",а на языке- мат- перемат,насмешки над священным.Будем помнить,что никто не приходит ко Христу, если не призовет его Отец Небесный.А призванные, будем доказывать свою веру посильным ,ежедневным исполнением заповедей Господних.
Екатерина Домбровская 6 ноября 2014, 15:31
О статье в целом - не говорю. Задело одно место о пророках(и часто задевают подобные тому высказывания, свидетельствующие... о чем? Оставлю по ряду причин вопрос открытым): "При этом заметим, - пишет автор, - что многие пророки были женаты, имели детей и не совершали исключительных подвигов аскетики". О каких таких "исключительных подвигах" говорит автор? И какое представление об аскетике несет он читателю?
Доколе подвиги аскетики будут у нас сводиться к сухоядению, тысячам поклонов, круглосуточным бдениям и пр. физическим трудам, направленным на усмирение плоти, а не на исполнение Слова Божия - евангельского самоотвержения и самоотречения от самости, о стремлении к полному послушанию воле Божией?! Видится в этом "сведении" аскетики к телесному подвигу очень давняя, очень глубокая, застарелая духовная болезнь. И вовсе не маловажная. О том многажды раз в своих проповедях напоминал - и жестко! - святитель Филарет Московский.
И еще - из той же оперы возражение небрежному и духовно не выверенному слову о пророках:"человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце"(1Цар.16:6-7) Не так ли и был избран Господом Царь и Пророк Давид?
Наверное, подобные статьи очень нужны людям еще весьма далеким от Церкви. Но и там не стоит уплощать ее духовное учение.
Наталья 6 ноября 2014, 14:12
А я бы остановилась на учительской функции Церкви. Поздно воспитывать, обличать и образовывать, когда из ангелочка человек превращается в мерзкого борова. К примеру, не изучая "Закон Божий" с первых дней жизни, от своих родителей, довольно трудно потом вообще относится к миру, как Творению Божьему. Древнерусская же церковь довольно четко разграничивала роль каждого христианина в России, и это было правильно. Евангельские заповеди Христа вообще направлены на "нового человека" эпохи от Рождества Христова. Но много ли в наше время осталось этих "новых людей", новых духом? Кто вообще нас сегодня с детства учит отделению зерен от плевел, Истину от иллюзий, Гармонию от хаоса? В школе, в семье этому сегодня не учат...
Алексей 6 ноября 2014, 09:33
"Вот такой бабушкой...представляется большинству людей Православная Церковь."
Мне всегда представлялась Православная Церковь как сильный закаленный мужчина со своим Царем в Голове.
Сильный Хозяин в Доме, знающий безошибочно когда на колени встать для молитвы, когда к плугу, а когда и меч вынуть, не для праздных игр.
Представить себе Церковь старушкой могут только "младенцы умом". Но младенцы, как правило, умнеют по мере взросления.
И если это наши домашние младенцы, то почему бы Церкви не быть для них доброй Бабушкой, за добротой и любовью Которой взрослея они увидят своего Родного, всегда молодого Бога, Крепкого и Бессмертного.
Очевидно, что "большинство людей" Православную Церковь ненавидит, но это большинство не из домашней среды. Пока не из домашней среды, слава Богу. И вот именно эти ненавидящие люди, в Православной Церкви видят Сильного Хозяина, дом которого хотелось бы разделить и затем разрушить.
Спасибо отец Сергий за сравнение с бабушкой. Почувствовал себя у себя дома, в тепле. Отлично написано.
К 5 ноября 2014, 23:44
Спасибо, Вы замечательные вещи пишете.
Понятно, священник в идеале хочет спасти весь мир, но даже Господь перед собой такой цели не ставил, ввиду неосуществимости.
Есть известная притча про монаха который уговорил сатану спеть Херувимскую, наверно знаете ...
Так вот, есть другая точка зрения, что когда черти поют Херувимскую - мерзость редкая и никуда они не взлетают. А ведь поют, изгаляются.
Хорошо, что у нас в церкви стульев нет ( как у сербов и греков). Только для бабушек.
Кто попало не ходит. Или редко. Слава Богу за все!
Сергей 5 ноября 2014, 23:42
Аминь.
читатель 5 ноября 2014, 21:15

Только не нужно забывать, что Христа осудили и распяли не язычники, а архиереи.
Марина 5 ноября 2014, 20:49
Большое спасибо за статью, отец Сергий! В современном мире настолько сильны дух потребления и тяга к комфорту, что очень многие хотят и церковь поставить в эти рамки. К сожалению. довольно большое количество людей хотели бы только потреблять услуги церкви, и чтобы при этом их непрерывно хвалили и любили. А то, что в первую очередь надо работать тяжко и неустанно над душой своей, над исправлением ее, любить ближнего своего как самого себя, поддерживать нуждающихся и болящих, к великому сожалению, принимается далеко не всеми. Большинству из нас надо прикладывать еще массу усилий, чтобы быть достойными Христовой любви. Миссия нашей церкви - постоянно будить души наши, не дать почивать на лаврах своего благочестия, не дать нам самоуспокоиться. Спаси Господи!

Анатолий Пеньшин 5 ноября 2014, 18:14
" Однако апостол Петр не простил Ананию и Сапфиру, когда они утаили часть из своего имения".
Это неверное толкование. Не апостол и не Бог убили супругов.
Галина 5 ноября 2014, 16:56
Спаси Господи о.Сергия за статью, как говорится: не в бровь, а в глаз!
Виталий 5 ноября 2014, 16:21
Своевременная статья, думаю для людей возраста 23-29 лет очень актуальна, как и для меня, только жаль, что прочтут не многие, а уж поймут и подавно, жаль, что народ с приходом и засилием прогресса разучился читать душой, разучился мысли в правильном направлении. Всё ждут, когда им разжуют или покажут интересный фильм по мотивам геройского поступка народного Святого, а после скажут, что было слишком много УРА патриотизма и церкви. Работать надо, работать самим над восприятием каждого слова, разбираться и думать, чувствовать душой, где хорошо,а где плохо.
Людмила С. 5 ноября 2014, 16:07
Спасибо! Отличная статья. Ссылку отправила брату.
Наталья 5 ноября 2014, 12:39
Отличная статья, особенно "Такие речи произносятся для маловерующих, не знающих, что Церковь земная – это собрание грешников кающихся, где каждый из нас сегодня побеждает грех, а завтра сам может быть побежден им. Такие речи – для тех, кто сам в войне с грехом не участвует, а только смотрит, как сражаются другие. Кто прощает себе все дурные слова, мысли и поступки, но зато не прощает ни одного дурного взгляда, обращенного в свою сторону. Для тех, кто требует от других святости, часто не имея в себе даже человечности." Сильно.
К.А. 5 ноября 2014, 11:52
Да как прижмет,все сразу в Церковь.
Павел 5 ноября 2014, 11:16
Отличная статья! Молодые неверующие так и думают, как правило - сравнивают в уме Церковь со старой доброй бабушкой в том числе, хотя эту "мысль" можно выразить по-разному. Я сам долгое время именно что визжал при обличении меня самого, в старших классах нашлись хорошие учителя и переучили. Критиковать статью тоже найдется за что, но мне самому тяжело, лучше не буду. Мне лучше вспомнить, как один православный ученый-химик, р.Б. Сергий, разгромил мой диплом. Я сначала тоже визжал, а потом понял, что он спас меня от потери совести и что таким людям памятники надо ставить.
р.Б.Людмила 5 ноября 2014, 10:26
Как все правильно написано.Все привыкли ругать Церковь и ждут от неё смирения и кротости.Но Церковь может быть и воинствующей.Спасибо ,о.Сергий.
Людмила 5 ноября 2014, 08:10
прочла статью и не поняла, что все таки делать :обличать или каяться. Сравнение церкви с "доброй бабушкой" не актуально.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×