Осторожно, дети!

Нюансы хождения в храм вместе с детьми

На страницах портала Православие.Ru уже несколько раз поднималась тема, когда приводить маленьких детей в храм: к началу службы или только ко Причастию. Большинство родителей сталкивалось с тем, что дети определенного возраста не в состоянии сосредоточиться на Богослужении, они капризничают и своими капризами отвлекают остальных богомольцев от сосредоточенного переживания Божественной службы. Как поступить в этой ситуации: стать источником беспокойства для окружающих или ограничить время посещения храма для себя и своих детей, – на этот вопрос мы хотели бы получить и ваши ответы. Если вы – «состоявшийся родитель», т.е. смогли с детства воспитать свое, ныне подросшее чадо в православной вере, имеете живой опыт преодоления этой проблемы, пишите по адресу editor@pravoslavie.ru Лучшие заметки будут опубликованы.

    

Сколько ни поднимай тему присутствия в храме детей, решающе важным останется одно: все мы, прихожане, делимся на тех, кто детей в храм приводит, – и тех, кто их там терпит (или не терпит). И сколько ни пытайся писать о том, что дети не куклы – их нельзя «выключить» или оставить дома постоять на полочке, – всегда будут те, кто резонно возразит, что прочие простые прихожане – тоже люди, что от детского писка сбивается хор, регент сжимает камертон «до хруста», молящиеся не слышат, как читают Евангелие, уборщицам доставляет много хлопот детская любовь качать подсвечники и т.п. Как выразился один владыка, «дети в Уставе не прописаны!»

И, видимо, единственные рассуждения, которые могут принести практическую пользу, – это рассуждения о том, как минимизировать разрушительное воздействие детской непосредственности на храм и нервы присутствующих, не лишив при этом ребенка и родителей службы и не отбив детского интереса к храму чрезмерной строгостью. Я надеюсь, что по предложению портала «Православие.Ру» многие родители смогут поделиться своей практикой вождения детей в храм. А пока попробую представить кое-что из того, что сильно облегчало (или, наоборот, отягчало) мое родительство.

На службе с рождения – это реально

Родители и священники единогласно утверждают: чем раньше и регулярнее дитя начнет присутствовать в храме, тем более спокойным будет это присутствие. Иногда дрожь берет, когда наблюдаешь, как несчастная мама или бабушка (а иногда они обе вместе с папой) тщетно скручивают орущего и «борющегося за жизнь» двухлетнего ребенка перед Чашей. А чадо, которое с месячного возраста часто причащается, преспокойно открывает рот и в год или полтора уже с воодушевлением встречает вынос Чаши и старается жестами или осмысленным мычанием понудить маму скорее нести его к Причастию.

Своих детей я старалась причащать хотя бы раз в неделю, но однажды, еще с первенцем, приехав на дачу, я неосмотрительно оставила младенца без Причастия почти на месяц. И через этот месяц дитя перед Чашей намертво сжало челюсти, а при попытке алтарника слегка надавить на щеки, начало пищать. Спас положение только вышедший из алтаря папа, которому пришлось «помаячить» перед ребенком для успокоения.

При этом многие родители просто боятся идти в храм с новорожденными, думая, что время до годовалого возраста – самое сложное. А принеся ребенка в год, отчаиваются, видя, как он испуган и агрессивен в новой обстановке. Но самое спокойное время с ребенком в храме – это именно время до семи-девяти месяцев! Ребенок – в большинстве случаев – тихо спит, а мама спокойно молится (правда, тут «спокойно» бывает, если ребенок еще только один). Наверное, это утверждение вызывает улыбку своим кажущимся неправдоподобием. Но я на практике убеждалась в этом трижды: бессловесный младенец – самый тихий прихожанин из тех, кому нет восемнадцати. Но – важны нюансы.

До полугода основное детское занятие – это, в идеале, сон, и очень желательно, чтобы в храме новорожденный именно спал, а не громко страдал, устав от избытка впечатлений. Есть дети, которые так и делают – спят – независимо от усилий родителей. Они могут заснуть вертикально, привалившись к маминому плечу, они мирно сопят в переноске от коляски, поставленной в углу храма. Причастившись, они минут пять блаженно гулят и вскоре вновь засыпают. Таким нежданным подарком была, например, моя младшая дочь.

Но большая часть детей засыпает несамостоятельно, однако – засыпает и прекрасно спит под пение хора. Меня в храме в первые месяцы очень выручал слинг (специальная «переноска» из ткани, позволяющая носить ребенка на себе с минимальной нагрузкой на руки мамы. Информация о ней широко доступна в интернете). Старшую дочь я приносила в храм на Часах, раздевала, клала в слинг, немного прикачивала и в результате уже к началу Литургии она спала, и сон в слинге у нее был крепче, чем в кроватке или коляске. Главное – научиться правильно располагать ребенка.

Более искусные «слингомамы» и годовалых детей носили по храму спящими, только уже в положении вертикально: ребенок прижат к маме, ноги его раздвинуты (напоминает лягушонка) – поза эта вполне физиологична, без лишней нагрузки на позвоночник. Для этого идеален слинг-шарф, но я не рискнула с ним связываться (надо ведь еще научиться его наматывать) и использовала слинг с кольцами, а позже эрго-рюкзак (он же слинг-рюкзак).

Кстати, вертикально хорошо укладывать самых «тяжелых» в плане поведения детей. Например, мой сын напрочь отказывался спать в обычном слинге лежа. В храме он нервно откидывался назад, кричал, не засыпал ни в слинге, ни на руках. Только когда невролог указала мне на проблемы ребенка с повышенным тонусом, особенно в районе спины и шеи, до меня «дошло». Именно вертикально, лягушкой, грея пузо об маму и максимально разгрузив позвоночник, он смог заснуть в плотно притянутом эрго-рюкзаке, и в нашу жизнь возвратилось спокойствие, которое позже упрочило соответствующее лечение. Главное, не спутать физиологичный слинг-рюкзак с рюкзаком-переноской типа «кенгуру» – «кенгурушка» вредна для детской спины, да и заснуть в ней куда сложнее.

Если маме позволяют средства, то еще один прекрасный помощник для похода в храм с новорожденным – это «слингокуртка». Такая специальная верхняя одежда для мамы, которая позволяет сажать ребенка в слинг легко одетым, прикрывать его слингокурткой, приносить в храм уже крепко заснувшим (лучшее укачивание – мамина ходьба) и не будить лишними раздеваниями-переодеваниями. Две мои знакомые ходят в храм подобным образом – и от нуля до года их младенцев вообще не слышно. Разве что иногда они пробуждаются, чтобы немного повертеть головой, потом в углу за вешалкой «перекусить» и – снова «баиньки».

Конечно, можно заметить, что набирающая обороты культура «естественного родительства», частью которой является и слингоношение, балансирует на тонкой грани между реальной пользой (в плане педагогики, детского здоровья, маминого спокойствия и т.п.) – и уже полу-оккультным увлечением чрезмерной натуральностью и «естественностью». Но никто не воспрещает верующей маме брать от этой культуры и моды всё лучшее, что она может дать, и активно «воцерковлять». По крайней мере, слинг в храме – помощник действительно великолепный.

Если малыш в храме только спит, разве так он привыкнет к службам? Привыкнет, и с самыми лучшими впечатлениями!..

Кажется, если малыш только спит, разве так он привыкнет к храму? Привыкает, и с самыми лучшими впечатлениями. Ведь сон на руках у мамы – это время максимальной защищенности и спокойствия. И именно с таким спокойствием будет ассоциироваться церковное пение, слышанное ребенком и «в пузе», и в полусне с первых дней жизни.

Ребенок и… архитектура

Наверное, это звучит странновато, но «непереносимость» детского воздействия на службу и психику молящихся сильно зависит от внутренней конструкции храма. Конечно, чаще всего родители выбирают не стены, а место служения своего духовника. Однако если духовника еще нет или он служит где-то в далеком монастыре, и большую часть служб семья всё равно посещает не у него, а в своем районе, то можно подумать и о таком странном на первый взгляд критерии выбора храма, как его устройство.

Не так давно в нашем городе достроили и освятили новый храм, и в считанные месяцы он стал едва ли не самым «детским» приходом в округе – несмотря на то, что первое время в нем даже не было воскресной школы. Чудесная особенность этого храма в том, что ребенок в нем – почти незаметен. Клирос так удачно расположен наверху, что создает мощнейшую «звуковую завесу». Те, кто молится ближе к алтарю, практически не слышат гуления и движения в конце храма. А когда прихожане спокойно слушают службу и не вскидываются нервно со строгим взглядом в сторону чужого ребенка, мама ребенка тоже меньше нервничает, меньше ребенка теребит, и тот, соответственно, спокойнее себя ведет.

К тому же, в нашем «детском» храме не просто просторный и теплый притвор, а целое отдельное помещение гардероба, где «мелочь», устав стоять на службе, может ползать под столами для цветов и никому не мешать, а самых активных мамы за руку водят по широкой лестнице на первый этаж и обратно, умудряясь при этом улавливать отголоски богослужения. Раскапризничавшегося ребенка можно спокойно одеть и вынести на улицу в полной уверенности, что в храм из гардероба не долетят звуки детской борьбы за право сорвать шапку.

Если есть возможность, то лучше водить детей в храм с верхним клиросом или хотя бы просторным притвором.

Если дети совсем маленькие, если их несколько, то возможность выбрать храм с верхним клиросом или хотя бы просторным притвором (гардеробом, «подсобкой») облегчит маме жизнь невероятно. Мы с детьми бывали в разных храмах. Например, храм, где служит мой муж, в советское время был превращен в пивзавод и изуродован настолько, что при реконструкции его пришлось оставить поделенным на две половины, из-за чего основной храм оказался просторным, широким, но «коротким»: от входа до солеи рукой подать, и нет притвора. И если ребенок только начал капризничать, его сразу очень громко слышно даже в алтаре. Его надо быстро одеть и вынести на улицу – при том, что именно процесс одевания младенцы воспринимают особенно громко! Бывало, что мой голосистый сынок начинал «подпевать» хору после Причастия. Еще причащают взрослых, все сосредоточенны, а тут вместо «Тело Христово приимите» под сводами раздается: «А! Аа-а! Ыыыы…»

В другом храме, зная, что нас не так уж страшно слышно, я бы могла провести «педагогическую работу»: отвлечь ребенка, переключить на шепот, успокоить. Но на это нужна хотя бы пара минут и чуть больше спокойствия. Здесь же времени на уговоры нет, на улице мороз, и ты, сзывая старших, бежишь к вешалке. Пока достанешь детский конверт, две детских куртки, три шапки из рукава и свое пальто, семь потов сойдет. Мне еще везло – я хотя бы жена священника, и некоторые прихожане меня знали, а потому ради уважения к батюшке не только не «гоняли» особенно, но и брались помогать с одеванием детей. А каково тем, у кого нет такой «крыши»? Я видела, как выскакивали из храма другие мамочки: ребенок закутан, а мама – красная от стыда и нараспашку. В минус двадцать. А что поделаешь?

«Методика» выхода из дома

Приступы особенно безобразного поведения случались у моих детей тогда, когда я сама не причащалась…

Еще важны такие моменты, как подготовка к службе. Самое главное, что я замечала многократно, – это влияние твоей подготовки на детей. Мне кажется, что приступы особенно безобразного поведения случались у моих детей (даже у старшей) тогда, когда я сама не причащалась. Одно дело – состояние женского здоровья, другое – когда ты «допоздна посуду мыла», «проспала», «и вообще как-то морально не готова…» Конечно, с детьми не очень удобно подходить на исповедь, не всем матерям духовники позволяют причащаться, если они пришли не к началу, но все-таки попытка как-то решить эти вопросы в сторону частого материнского причастия действительно отражается на детях.

Например, одним из возможных решений является ранняя Литургия. Если дети встают не слишком рано, если среди них есть кто-то один сознательный, то можно купить ему на всякий случай «мобильник» и попытаться с утра встать пораньше, спрятать спички, закрыть газ и «сбежать» на службу, а вернуться как раз к детскому подъему, собрать и отвести на позднюю. Конечно, это возможно лишь тогда, когда храм находится недалеко от дома…

Еще важным моментом выхода из дома является мамино спокойствие. Понимаю, это звучит смешно – далеко не все умеют спешить, да и просто собираться, без нервов. Я тоже не слишком умею. Однако какими же паиньками бывают мои чада, если с утра мне удается взять себя в руки и одевать детей с молитвой, а не с криками и раздражением!

Лет до трех, мне кажется, лучше не пытаться детей «постить» перед Причастием.

Еще я многократно замечала, что на поведение совсем маленьких детей очень решительно влияют элементарные физиологические потребности: поесть, попить, памперс поменять, в конце концов! Здесь могут быть разные мнения, но все-таки лет до трех, я считаю, лучше не пытаться детей «постить» перед Причастием. А насчет детей на год-два старше можно посоветоваться со священником. Можно, например, их только поить или поить и давать съесть что-то совсем простое – кусок хлеба с молоком, например. Если очень хочется с утра устроить детям пост, то тогда будить их лучше непосредственно перед выходом, чтобы не успели до Причастия проголодаться и «раскиснуть». А вскоре после Причастия можно извлечь из сумки сок и что-то съедобное или хотя бы не препятствовать есть любимое детское лакомство – просфоры.

Много есть и других нюансов, связанных с приходом в храм детей, но я думаю, что и другие отцы и матери захотят о них рассказать. В конце концов, среди авторов портала и читателей есть женщины с «родительским стажем», в разы превосходящим мой. Очень бы хотелось услышать их советы или, может быть, возражения.

Елена Фетисова

3 ноября 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Дети в храме: что делать? Дети в храме: что делать?
Отзывы читателей
Дети в храме: что делать? Дети в храме: что делать?
Отзывы читателей портала Православие.Ru
Многодетная мама, прихожанки без детей и батюшка делятся своим опытом – каждый со своей стороны проблемы.
«И незачем детей водить к началу службы!..» «И незачем детей водить к началу службы!..»
Елена Фетисова
«И незачем детей водить к началу службы!..» «И незачем детей водить к началу службы!..»
Еще немного о детях в храме
Елена Фетисова
Понимаем ли мы, что, пытаясь ради тишины в храме, полностью выключить матерей из литургической жизни, мы «выключаем» собственное будущее – то будущее, которое сейчас растят эти матери?
Когда шалят чужие дети Когда шалят чужие дети
Елена Фетисова
Когда шалят чужие дети Когда шалят чужие дети
Елена Фетисова
Откуда бы ни приходило чувство дискомфорта из-за вскриков и топота чужого ребенка, я теперь точно знаю, что в такой ситуации лучше всего сделать.
Больная тема: дети в храме Больная тема: дети в храме
Людмила Селенская
Больная тема: дети в храме Больная тема: дети в храме
Людмила Селенская
Атмосфера в храме – дело каждого. Не ваше чадо орет – присмотритесь, может, нуждаются в вашей помощи? Замученной мамочке помогите.
Берегите Ангелов Берегите Ангелов
Леонид Гаркотин
Берегите Ангелов Берегите Ангелов
Леонид Гаркотин
Несколько детишек, пока взрослые стояли в очереди у церковной лавки, затеяли игру и весело, с криками, носились по опустевшей церкви. Вдруг раздался истошный крик: «Чьи это дети?»
Дети на приходе Дети на приходе
Свящ. Александр Домовитов
Дети на приходе Дети на приходе
Юлия Ульянова
Мы с радостью видим, как постоянно появляются на приходе новые «прихожане», которые, правда, и ходить-то пока еще не умеют – их приносят родители. Как помочь ребенку успешнее совершить первые, а затем и последующие шаги в храме, по-настоящему войти в церковную жизнь? На вопросы отвечают ключарь Свято-Троицкого собора Саратова священник Александр Домовитов, отец 4-х детей, и прихожанка собора Ирина Евгеньевна Романова, мама 4-х детей.
Комментарии
маша19 июня 2015, 16:18
Как уговорить ребенка идти в храм? Каждый раз србираемся из нитьем,не хочу в церкву,не хочу Причастие... Главное "вытащить" дитя из дома дальше он причаститься и играет тихонько машынкой. Но каждый раз сборы из слезами,криками и мамиными нервами.
Nataliya Zelenskaya17 декабря 2014, 13:34
Мы крестили дочку, когда ей было две недельки от рождения. Тогда же и к Причастию начали водить, каждое воскресенье и по праздникам. До месяцев 6-7 дочка спокойно спала на службе. Но чем старше, тем более непоседливая и любопытная становится. Сейчас нам 1,9 и большую часть службы мы проводим во дворе храма. Зайдем в храм, поставим свечки, приложимся к иконам (дочери это очень нравится) и выходим на улицу ждать Причастия. Все детки разные, некоторые могут всю Литургию спокойно провести на руках у родителей, а у нас ребенок непоседа. 10 минут спокойствия, а дальше мы начинаем подпевать хору, рассматривать и трогать косыночки прихожанок, бегать по храму, дуть на свечи и т.п. Здесь некоторые говорят, что поведение детей в храме зависит только от их воспитания. Частично соглашусь, а частично нет. Характер ребенка, его настроение, самочувствие - все имеет значение. Попробуйте заставить 1,5 годичного непоседу спокойно отстоять хотя бы половину Литургии. Да, расстраивает то, что я не могу присутствовать на всей службе в храме, не могу спокойно молится на Литургии. Но как сказал наш батюшка, сейчас у меня это как послушание, и пусть сейчас хоть во дворе храма, но я присутствую в Церкви, а не отпадаю от нее. А деток в храм, к Причастию вести просто необходимо. И чем раньше начать, тем лучше. Однозначно, что ребенок, которого с пеленок носили на Литургию, гораздо спокойнее и у увереннее чувствует себе во время Причащения.
Андрей10 ноября 2014, 03:59
наташа писала: "ох, у меня дочка аутенок, взрослая, а в храме и, случается, по полу катается и приходится ее на руках держать... ...все время извиняюсь перед людьми...". Наташа, да за что же вам извиняться??? За ребенка-инвалида?Да Вам памятник надо поставить при жизни. На таких как Вы вся Русская земля держится... В Америке я видел как в методистской церкви все прихожане наперебой стараются помочь родителям с ребенком-инвалидом... Там таких детей считают ангелами. А у нас за них извиняются...
Ксения 9 ноября 2014, 00:48
Написала, буду ждать ответа
Ксения 7 ноября 2014, 01:42
Завтра буду писать обращение Его Святейшеству Патриарху Кириллу Московскому и всея Руси с просьбой издать памятки- брошурки (книжки) для родителей с детьми в церкви. Думаю обязательно получится, хорошо бы даже такие книжечки иметь и в цыфровом виде на этом сайте и сайте РПЦ и найти художников для такой книги, если понадобится. Кто присоединится, было бы хорошо.
Алина 5 ноября 2014, 09:11
Про детей Иисус сказал , что таких есть Царство Божие. И об этом свидетельствуют трое евангелистов! Поэтому не стоит сердиться ни на деток, ни на их родителей. Возможно у человека другой возможности нет присутствовать на литургии. Конечно родители должны присмирять и присматривать за ребенком. А раздражающимся хочу сказать - следите за собой! И за своими мыслями. Когда человек в глубокой молитве никакие звуки (посторонние) его не собьют. Значит просто ваше состояние души заставляет желать лучшего - идите на исповедь и не гневайтесь на маленьких ангелов)) Спаси Господи!
Наталья 4 ноября 2014, 19:43
Спасибо за статью, очень поучительная , хотелось чтобы и другие родители поделились своим жизненным опытом , ПОМОЩИ БОЖЕЙ ВСЕМ!
наташа 4 ноября 2014, 11:42
ох, у меня дочка аутенок, взрослая, а в храме и, случается, по полу катается и приходится ее на руках держать (ростом мы с семилетку) и ломится с визгами в алтарь, хотя само причастие любит. Но дотерпеть - когда же - она не может, в очереди постоять. Представляю как тяжело бывает нас вытерпеть, все время извиняюсь перед людьми, сама ее на руках держу, чтобы не визжала, так стыдно, спаси Господи тех, кто нас терпит.
ekaterina 4 ноября 2014, 09:57
водила внучку в храм с раннего возраста, с трех лет она спокойно простаивала литургию с самого начала и её не было слышно, но взрослые "умилялись" на неё и пытались разговаривать с ней во время службы, а когда она ,послушно, по моему указанию, не разговаривала с ними, то возмущались и мной и ребенком. Приходилось менять место в церкви - уходить в другой угол. Проблема поведения ребенка в храме не является отдельной - это отражение воспитания общего. Если плохо воспитан ребенок, он и в церкви ведет себя неприлично и в любом другом месте. Дело не в церкви, а в воспитании. Не надо "винить" церковь в том, что дети плохо себя там ведут - они значит такие везде.
Екатерина Е 3 ноября 2014, 23:47
Не знаю. Я пыталась "с рождения" водить в храм. Но на машине? Там она засыпала моментально, а потом вытаскивая ее оттуда получаем невыспавшуюся недовольную ляльку, которая заснуть обратно уже не может. На общественном транспорте? Дорога туда ещё ничего - но обратно тяжеловато и маме и малышке, не важно в слинге или в коляске. Таскать в слинге больше часа - ни маме ни ребенку здоровья и спокойствия не прибавляет, а тут получается как минимум два часа малыш прикован к маме. Сидеть в коляске? Моя радость там сидела минут пять десять спокойно, а потом начинала оттуда вываливаться или вставать или ещё что-нибудь не менее весёлое придумывать. Слушать хор? Так она пела с ним. Мы позорно бежали. Зачем идти в церковь на десять, в лучшем случае двадцать минут, вымотаться, устать а из службы уловить два слова? Искренне не понимаю - зачем? Плюс ко всему сон ребенка это время, когда мама может немного отдохнуть, и лишняя нагрузка ей не всегда под силу.
Юлия 3 ноября 2014, 17:03
Мы ходим с детьми в храм с крещения. Лет до полутора да! -слинг оооочень спасает. В нашем храме для детей есть игрушки, столик с бумагой и карандашами, где они рисуют, пеленальные столики для самых маленьких. После Причастия деткам на столик ставят печенья и яблоки. Организовать все это очень просто. Но как облегчает жизнь мамам! Прихожане все очень терпимо относятся к детям и многодетным мамам. Но это заслуга батюшки с матушкой!
Alexi Makhoul 3 ноября 2014, 14:15
Dumayu shto u vas v Rossiyi yesho slojne tshem u nas v Livane,eto potomu,shto u nas v khrame ludi ne molyatsa stoya na koleni vso vremya ,a sidyat polovinu vremya I eto dayot vozmojnostyu roditeley otnositsa s malenkimi detmi lekhtshe ,xotya bi ne kotorimi ne xodyat v khrame iz za svoyi detey,imenno yesli oni ne spokoyna sidyat I vso vremya gulyayut sredi ludi tam,no ya shitayu shto yesli rebyonok priviknet s malim detstvom xodit v tserkove I prinimayet krov I telo Khritova to yemu I roditelem budet lekhko molitsa I privikat k dlinimi molitvenimi vremenami. Moyi deti xodili v tserkove kogda im bilo 15 dney,i na4ali prinimat telo I krov Khristova kogda im bilo odin mesyatse,potomu,shto mi krestili im rano,i mi kak roditeley ni kogda ne nervnitshali ili begali za nimi,a naoborot vsegda oni ne dvigalis s mestam,i teper vistupili v Pravo Slavnom molodyojnom dvijeniyem,i eto dala im toje push v prodoljeniyem jizne v tserkove.NAm roditelem nujno terpimostyu k detmi,oni nashi angeli I im nado s ranem vozraste poznakomitsa s Issuse shtobi im bilo spokoyno jit v etom materialnom jizne.
Вениамин 3 ноября 2014, 14:14
В приходе в Казахстане есть такая недавняя практика: девочки из воскресной школы (или просто дети прихожан) следят за подсвечниками. На двух детей (конечно, дети не очень маленькие, лет от 5-6) примерно по одному подсвечнику. У них у всех форма - халатики, косыночки. И они так ответственно несут свою вахту! По-моему, это - очень хорошая идея. На мой взгляд, решается проблема того, что дети в Храме не знают, чем им заняться. Им поручено серьезное, важное дело. Несложное, но требующее внимания, аккуратности.
Oleg Matyusha 3 ноября 2014, 14:08
Также, старался не заставлять ходить в церковь. Моя бабушка советовала не заставлять. Разговаривать, мягко убеждать - да, но не заставлять. Помню у старшего около 3 лет было, что он перестал ходить к причастию. Может оттого, что небыл готов потерпеть и не покушать перед причастием. Это где-то с пол года длилось. А потом, на покрову кажется, сам попросился. Причём был это рабочий день (а мы всегда в субботу-воскресенье ходим), и пришлось бегом снаряжать и вести, раз такое чудо :). Ещё момент - старший боялся когда много людей и детей в храме. Когда дети плакали, сам видно нервничал и мог расплакаться. Поэтому я старался ходить с ним на причастие в субботу, когда людей всегда намного меньше, нет толкотни и как-то всегда спокойнее. И он постепенно привык, и сейчас множество народа - не проблема. Вот такие соображения. Надеюсь будет полезно.
Oleg Matyusha 3 ноября 2014, 14:08
Для себя отметил такой момент - у многих дети кричат от того, что родители на них примеряют взрослое правило - не кушать и не пить перед причастием. От того бедные дети, не евшие и не пившие, на поздней литургии, где причастие (у нас)в 10 часов лезут на стены. И тут успакаивай-не успакаивай, а концерт-представление для всех обеспечено. Хотя детям до 3 лет разрешается кушать и пить. Так что, мамы, покормите дитятю молоком - и идите спокойно к причастию. Кто сомневается - уточните у священника. Я старшего постепенно приводил к мысли, что нужно не кушать и не пить перед причастием. Где-то 2-3 месяца ушло на это. Но он сам ставил перед собой такую цель, сам следил чтобы не забыть и не выпить или не съесть чего. И в 3 года /- месяц-два он уже не кушал и не пил сам перед причастием. Просто между прочим как-то заговаривал с ним и он понял.
Oleg Matyusha 3 ноября 2014, 14:07
Согласен. Своих вожу к причастию сразу после крещения. Каждого крестили в возрасте не старше 5 месяцев. Старший всегда спокойно причащался. Младшая удивила. Была всегда спокойным ребёнком, тишайшим. На крещении раскричалась ужасно, и потом месяца 2 к на каждом причастии кричала сильно. Но потом, слава Богу, привыкла и сейчас 1,5 года уже - всегда спокойно причащается.
Анна 3 ноября 2014, 12:06
спасибо огромное за статью! очень полезная информация, у меня трое детей и походы в храм всегда вызывают много вопросов, а так же мамино причастие.
илья мотыка 3 ноября 2014, 11:54
Автор прав. Знаю по своим. Приносили с месячного возраста. И сейчас они не составляют проблем для службы. Тоже самое касается и других младенцев принесенных на причастие вскоре после крещения. И став уже говорунами детсадовского возраста ведут себя тихо. Но дети приведенные в церковь чуть постарше 2 лет это громкий ужас.
Alexey Vinogradov-Dionysias 3 ноября 2014, 11:19
Наконец-то полезные советы по вождению детей в храм! А то либо ругательства, либо сюсюканье. Хорошо, когда о таких вещах пишет "профессионал" со стажем - матушка! СпасиБог!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×