В надежде «спрятаться» от Бога

Священник Димитрий Выдумкин

Адам и Ева прячутся от Бога. Венеция. Собор Святого Марка; XIII в. Адам и Ева прячутся от Бога. Венеция. Собор Святого Марка; XIII в.
    

Когда я был еще студентом духовной семинарии, один преподаватель в священном сане рассказал нам такую историю. Как-то прихожанин пригласил его, еще молодого диакона, к себе домой на чай. Усадив его за стол, а дело было Великим постом, он вытащил из холодильника бутерброды с колбасой и сыром и подал их к чаю. Заметив смущение на лице еще неискушенного диакона, хозяин быстро смекнул, в чем дело, подошел к «красному» углу с иконами, расположенному над столом, и плотно закрыл иконы шторкой. Диакон, еще более изумленный увиденным, спросил его: «Ты полагаешь, Ему оттуда не видно?». «Нет, не видно, – ответил простодушный хозяин, – я проверял».

Конечно, такая наивная попытка «спрятаться» от Бога, смешна и может говорить либо о неумеренной шутливости прихожанина, либо о еще очень незрелой религиозности. Интересно в этой ситуации другое. Это замечательная, почти по юродивому пророческая иллюстрация нашего образа действий в различных ситуациях. Да и за «прообразом» далеко ходить не надо…

В общем-то, со времен Адама и Евы ничего не изменилось. Эпизод грехопадения наших праотцев, описанный в третьей главе книги Бытия, – своего рода архетип поведения всякого человека на пути от греха к Богу и (возможному) покаянию. По выражению одного современного богослова, «в каждом греховном поступке людей действует духовный механизм, однажды пущенный прародителями в раю»[1].

«И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела» (Быт. 3: 8–13). Пересказ этой ситуации на современный лад не составит никакого труда.

«Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» – «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел», – это Адам.

– Не грабил ли, не прелюбодействовал? – спрашивает батюшка на исповеди.

– Да, всё было, батюшка. Но в таком мире живем: «с волками жить – по-волчьи выть», – это уже наш современник, например Вася.

«Что ты это сделала?» – «Змей обольстил меня, и я ела», – это Ева.

– Аборты делала?

– Да, делала, но так сложились обстоятельства, нельзя было тогда рожать еще одного, – это уже наша современница, допустим Марья.

Знакома вам такая ситуация? Увы, знакома очень многим. Что общего в поведении Адама и Васи, Евы и Марьи? Самооправдание. Желание при наличии совершенного греха остаться незапятнанным в глазах Бога (батюшки), переложив ответственность на кого-то другого. Может, Господь не «разглядит» моей наготы, и удастся отстоять свое «достоинство»? Это, по сути, и есть та наивная «шторка», за которой мы пытаемся «спрятаться» от Бога, лишь бы не признавать себя по-настоящему грешными и, возможно, оставить за собой право на дальнейший грех.

Можно с уверенностью говорить о духовном крахе всякого, кто намерен твердо отстаивать свое право быть или казаться «неплохим человеком»

Бесспорно, это ложный путь. Даже не глядя на дальнейшую судьбу Адама и Евы (хотя неплохо бы и посмотреть), можно с уверенностью говорить о духовном крахе всякого, кто намерен твердо отстаивать свое право быть (или хотя бы казаться) «неплохим человеком». И причина тому – недоступность для такого человека покаяния. Настоящего покаяния. Если всё же вновь вернуться к Адаму и Еве, то причиной их изгнания из рая было вовсе не их прегрешение, а нежелание обратиться к Богу с покаянием. По толкованию этого места Писания святыми отцами, неоднократные вопросы Бога к Адаму и Еве имели целью обратить их к осознанию своего греха и искреннему раскаянию, что избавило бы их от дальнейших бедствий. «Если бы он (Адам) сказал: “Помилуй мя, Боже, и прости”, – то опять остался бы в раю и не подвергся бы тем лишениям, какие испытал потом. Одним словом, он искупил бы все множество лет, какие пробыл в аде»[2], – утверждает преподобный Симеон Новый Богослов. Но это, к сожалению, на тот момент оказалось для Адама и Евы неподъемным грузом. И причина тому – гордость и рожденное ею нежелание признавать за собой всю меру ответственности за содеянный грех.

Таким же неподъемным грузом искреннее «прости» становится, увы, и для современного человека. Нет, мы, конечно, готовы сказать: «Прости, Господи», особенно если речь идет об исповеди, на которой священник выпытывает у нас «ответа на многое». Но мы зачастую не готовы брать на себя ответственность за всё происходящее с нами и «прячемся» от Бога, подобно Адаму, в хрупкой «скорлупе» самооправдания.

Священник в больнице Священник в больнице
    

Достаточно длительное время я, в силу данного мне послушания, окормлял больных в районной больнице. И, разумеется, здесь весьма часто встречал людей, на которых «сработала» классическая русская поговорка: пока гром не грянет, мужик не перекрестится. То есть в основном приходилось беседовать с людьми, для которых этот разговор со священником – первый в жизни. Казалось бы, и хорошо, что они, хотя бы и на одре болезни, немного одумываются и просят священника поговорить с ними. Однако нередко в беседах с такими людьми я испытывал характерное затруднение. Любая исповедь – это, прежде всего, разговор о грехах. Но не просто о грехах, а о том, какие последствия грех привносит в нашу жизнь. Последствия, с которыми столкнулись оказавшиеся на больничной койке, – болезни, порой довольно тяжкие. Это и пытается донести обычно священник в разговоре с больным. Но почему-то зачастую складывалось так, что в ответ на желание разобраться и нащупать звенья той цепочки, которая привела больного на койку, я наталкивался на стандартное: «Живу, как все; никого не убивал, не воровал. А что касается мелких грехов, то у кого их нет». Или, например, в таком исполнении: «Бывает, конечно, всякое, но в общем-то человек я неплохой». А то и вовсе: «Ничем не грешна, батюшка». Спрашиваю: «Ну, значит, вы святая?» «Да, – говорит с неожиданной для себя некоторой приятностью, – святая».

Как правило, причины такой духовной слепоты довольно предсказуемы и просты. Об этом подробно писал святитель Феофан Затворник: «Что же за причина, почему мы часто думаем или, не стыдясь, говорим: что ж такое я сделал? Или: чем я худ? Причина тому очень естественная, и она есть новое порождение живущего в нас греха. Не замечаем потому, что не можем. Этого не позволяет нам грех: он очень хитер и предусмотрителен. Непокровенное древо зла с первого раза могло бы стать пред взором ума и оттолкнуть от себя каждого; потому он спешит одеть его листвием, прикрыть его безобразие, и прикрывает так, что не только корня и стволов, даже и ветвей не может различить душа, в которой растет сие древо. Эти лиственные прикрытия суть – рассеянность и многозаботливость. Рассеянность не любит жить в себе, многозаботливый не имеет свободной минуты. Один не может, а другому некогда замечать то, что происходит внутри. С первым пробуждением от сна душа их тотчас выходит из себя – и у первого уходит в мир мечтаний, у последнего же погружается в море нужных будто дел. Настоящего для них нет. Один охотнее живет в самосозданном мире и действительности касается только отчасти, ненамеренно, поверхностно; другой и мыслью, и сердцем весь впереди. Каждое дело он спешит окончить как можно скорее, чтобы приступить к другому; начинает другое и – спешит к третьему; вообще настоящим у него заняты только руки, ноги, язык и прочее, а его душа вся устремлена в будущее. Как же при таком ходе внутренних движений заметить им, что кроется в сердце?»[3].

Итак, самое главное препятствие на пути распознания истинных врагов человека, которые кроются внутри него самого, есть, по мнению святителя Феофана, рассеянность и многозаботливость. Но, может быть, приход священника и его разъяснительная беседа способны открыть глаза человеку и помогут ему взглянуть на себя другими глазами? К сожалению, как правило, эти ожидания не оправдываются, ибо «грех сам из себя создает некоторый непроницаемейший покров, наподобие стоячей мутной воды, куда погружает свое древо с его листвием. Этот покров слагается из неведения, нечувствия и беспечности. Не знаем своей опасности, потому и не ощущаем ее; не ощущаем, потому и предаемся беспечности. И что бы вы ни предпринимали для вразумления такого грешника, всё напрасно. Он глубоко сокрыт в грехе, как в море. Производите сколько можно сильнейшие звуки над водою – кто в воде, ничего не услышит. Поражайте чем вам угодно нерадивого грешника – он не смутится нисколько. Изобразите пред ним его собственное состояние – он скажет: это не я. Представляйте ему крайнюю опасность, от которой он недалеко, – он будет уверять вас, что это не до него касается; возбуждайте его от усыпления – он не устыдится провозгласить: я действую. Так крепок покров, которым закрывает наконец себя грех от взоров того, кем обладает!»[4].

Опыт доказывает правоту слов святителя! Пытаешься довести до ума и сердца человека, что аборты, измены мужу и вообще блудная жизнь суть смертные грехи, которые воздвигают «берлинскую стену» между душой и Богом, и необходимо глубокое покаяние для исцеления души, но в ответ слышишь лишь почти равнодушное «простите», а порой и вовсе – налет улыбки на лице.

Человек, привыкший небрежной поступью ходить по этой земле, действительно, почти не видит связи своей жизни с последствием, постигшим его. Он вызывает к себе священника и готов на вразумления батюшки говорить: «Грешен», но делает это скорее машинально, большей частью для формы. А священник нужен ему лишь для того, чтобы «наладил связь с небом» и помог снова ухватить за хвост «птицу счастья завтрашнего дня», взвившуюся было от него в небеса. Особенно это заметно, когда человек приходит к священнику поделиться своей скорбью. У кого-то неумолимо разваливается семья, у кого-то угасает бизнес, кого-то постигла серьезная болезнь. И очень мало кто задумывается при этом об истинном достоинстве своего жизненного пути и ищет ответа на свои вопросы в себе. В основном приходится слышать: «Это всё потому, что муж пьет и скандалит»; «Да это меня партнеры подставили»; «Да это жена всегда всем недовольна»… А когда призываешь их все-таки заглянуть в свое сердце и поискать причину в себе, то уходят с обидой, что их не поняли и им не подсказали.

Бог ждет от нас покаяния не для того, чтобы упрекнуть, а исключительно для того, чтобы с любовью простить.

Искреннее, глубокое покаяние без какой-либо примеси самооправдания – единственное средство к обретению мира с Богом и совестью. По учению отцов Церкви, Бог ждет от нас покаяния не для того, чтобы в ответ нас упрекнуть: «Ну вот, опять ты согрешил. Как же тебе не стыдно?!», а исключительно для того, чтобы с любовью простить. И это главное, что необходимо понять человеку, желающему приступить к таинству исповеди.

Священник Димитрий Выдумкин

12 ноября 2014 г.

[1] Леонов Вадим, протоиерей. Основы православной антропологии. М., 2013. С. 170.

[2] Цит. по: Там же. С. 176.

[3] См.: Феофан Затворник, святитель. Проповедь субботняя 1-й недели Великого поста.

[4] См.: Там же.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Вам кто-то «сделал»? Вам кто-то «сделал»?
Игум. Нектарий Морозов
Вам кто-то «сделал»? Вам кто-то «сделал»? Да это вы сами все сделали...
Игумен Нектарий (Морозов)
Вся жизнь ваша — это постоянное, ни на минуту не прекращающееся восстание против Бога.
Духовно-психологические аспекты грехопадения Духовно-психологические аспекты грехопадения
Диак. Владимир Василик
Духовно-психологические аспекты грехопадения Духовно-психологические аспекты грехопадения
Диакон Владимир Василик
Как пал Адам? Вопрос не праздный, поскольку каждый из нас в собственных грехах в некотором смысле повторяет грехопадение Адама.
В круге света В круге света
Свящ. Александр Дьяченко
В круге света В круге света
Рассказ
Священник Александр Дьяченко
Молодой батюшка-индонезиец заволновался: «Я не так хорошо знаю русский, чтобы понять в чём люди будут исповедоваться». Но наши отцы его научили: «Ты вот как делай. Понимаешь что тебе говорят, кивай головой и повторяй: «Помоги, Господи». А когда не будешь понимать – качай головой и делай так: «О – ё – ё – ё – ёй».
Комментарии
Марина15 апреля 2016, 06:00
Спасибо за статью. Помогла в себе разобраться. Господи Боже Иисусе Христе прости и помилуй нас грешных, ибо не ведаем, что творим.
НН17 ноября 2014, 12:00
2014-11-16 20:01Арина: Арина, всё понимаю, что Вы имеете в виду. Но проблема глубже. Не спорю, что личный пример очень дорогого стоит, но и это далеко не главное... У нас в семье расклад такой: бабушка - верующая, мои родители - нет (но не атеисты), а я - маловерка... "Не вы Меня избрали, а Я вас" - так говорит Господь. Вера = дар Божий. Но есть необходимый шаг - ЗАХОТЕТЬ открыть своё сердце Богу. Не обращая внимания на то, как живут люди вокруг. Как это ни банально звучит, но начинать нужно с себя. Когда человек это действительно поймёт - тогда и Господь ему поможет. Я так понимаю. Вы правы, уход и наблюдение за больными многому учит... Но ведь и больные разные: одни благодарны даже за малейшее внимание, а другим - всё не так... Простите меня.
Арина16 ноября 2014, 19:00
НН 2014-11-13 21:57 Не беда, что я "не поняла статью". Гораздо хуже, когда не понимают болящих и говорят с ними из своего состояния, не отвергнувшись себя, не погружаясь в их переживание. Они не врут, когда говорят " живу как все". Они говорят о том, что видят. И значит и христиане живут так, что не выделяются из этой массы. Вот это, по-моему, беда. Чтобы они поняли, что "как все" не то, что им нужно и полезно, расскажите им о Господе и жизни с Господом. Тогда они поймут, о чем с ними говорят и почему, "как все" с 9 этажа прыгать не стоит. Только после этого они станут способными начать различать свои грехи. Если Вам доводилось хоть раз ухаживать за болящим (в чем не сомневаюсь), Вы поймете, что хотела сказать.
Алексей14 ноября 2014, 10:00
Спасибо за статью. Мысли такого рода крайне сложно в слова и предложения собирать, но автору это удалось. Особенно про Адама и Еву. Часто их вспоминаем и ругаем, а ведь сами такие же. Господи, дай нам прежде конца, покаяние! Воистину одна из самых главных молитв.
Андрей14 ноября 2014, 09:00
Во втором случае, когда уже в силу возраста и здоровья нет сил на исправление, важен индивидуальный подход. Т.е. объяснить человеку, что в его ситуации глубокое покаяние - и есть самая главная жертва. Думаю, что здесь очень уместны: 1) Образные сравнения. Например, про воздушный шар: чтобы подняться в небо ему нужно сбросить балласт. 2) Примеры из Патериков. Например, про блудницу, которая в глубоком покаянии решила уйти в монастырь, но умерла у его ворот, но ангелы забрали её душу на Небо (подробнее об истории: Оптина Пустынь, проповедь игумена Владимира от 20.03.2013).
Андрей14 ноября 2014, 09:00
В первом случае нужна просветительская работа. Казалось бы очевидно, но: 1) Дойдет ли статья, написанная на Православие.ру, до большинства аудитории, с которой приходится общаться священнику? Может быть для малоцерковных людей из больниц нужны и другие каналы просвещения? Например, список основных грехов, раздаваемый незадолго до посещения священником. 2) Если посмотреть на православные СМИ, много ли внимания уделяется борьбе со страстями? Не скатываемся ли мы в западный формат, когда церковь становится по преимуществу социальным служением? На мой взгляд, последовательную позицию здесь занимает профессор А.И.Осипов. Суровый скептик скажет: "да он просто привык все время про это говорить". Однако внимательное отношение говорит об обратном: Алексей Ильич комптентен во многих темах и несмотря на почтенный возраст очень интересно рассказывает. И самое главное: в любой теме он неминуемо касается вопроса борьбы со страстями, видения своих грехов. А то, что грех - это не только "не убивать, не воровать, не блудить", а еще и не осуждать, не раздражаться и не завидовать - пожалуй, очень важно в наше время и для воцерковленных и благочестивых прихожан)
Андрей14 ноября 2014, 09:00
Мне видится, что обнаружить свои грехи мешают два основных препятствия. 1. Отсутствие культуры исповеди. Здесь все просто: безбожное общество, атеистическая семья, не было опыта общения со священником. 2. Психологическая. В ее основе лежит принцип "увидев брешь, ты инстинктивно хочешь ее залатать". То же и с грехом. Думаю, что любой человек интуитивно чувствует, что увидеть и назвать свои грехи - полдела, нужно еще и исправление себя. А на это уже нет сил. Что делать с этим?
Барбара Байер14 ноября 2014, 00:00
Людей без грехов нет,все мы грешны.Но если же покаялись,то не надо повторять ошибки,или знаете собственный грех,надо стараться исправиться и так же не повторять грехи.
НН13 ноября 2014, 20:00
Арина: "По-моему, Господь сначала лечил, потом учил, потом только обличал"... Очень жаль,но, к сожалению, Вы не поняли... Попробуйте прочитать статью ещё раз ни как "по-Вашему", а о чём она написана. ..."И очень мало кто задумывается при этом об истинном достоинстве своего жизненного пути и ищет ответа на свои вопросы в себе....... А когда призываешь их все-таки заглянуть в свое сердце и поискать причину в себе, то уходят с обидой, что их не поняли и им не подсказали"... "Бог ждет от нас покаяния не для того, чтобы упрекнуть, а исключительно для того, чтобы с любовью простить". Помощи Вам Божией. Спасибо отцу Димитрию за замечательную статью. Да, "Не всегда мы себя узнаём"... Как говорит один замечательный сельский батюшка на проповеди перед исповедью: Только не говорите мне, какие вы хорошие и какие соседи у вас плохие! И смех, и грех! Да, как же нашим батюшкам с нами тяжело...
Михаил13 ноября 2014, 20:00
Как его стяжять это покаяние? Ведь мало сказать - "Господи прости" надо больше так не делать. Что толку говорить - "я виноват, простите оче, каюсь", а потом идти и снова делать то же самое. Особенно это касается тяжелых вещей, типа пьянства, блуда, злоречия. Потому-то ты каешься, но уже благодать отошла и не возвращается, уже начались скорби и не отпускают, уже уныние, уже не можешь молится. Значит твоё покаяние не было истинным, искренним. Может надо милостыню подавать побольше? Как вообще веру хранить? Ведь вера от дел, а если я так грешу, - то что это за вера такая? Это маловерие. Господь может и отнять. Стану атеистом тогда.
галина13 ноября 2014, 20:00
спасибо за статью!Многозабоченность-это моя ширма!
Владимир Паданин13 ноября 2014, 17:00
Спасибо!Прекрасная статья.Раздать ее как памятку всем мужикам.Очень жалко их потомство.Спаси Господи нас грешных ибо не все сознают что творят.Помоги Боже нам и прости согрешения наши, не ведаем что творим.Детей и внуков очень жаль.Богородица Дева помоги нам.Владимир.
Татиана13 ноября 2014, 11:00
Очень полезная беседа,очень нужная даже тем ,которые уже имеют представление о грехах и исповеди...у каждого из нас есть что-то,с чем нужно бороться...и это не легко,когда в душе поселился и прежился,такой не нужный и неприятный сосед-грех...и он такой хитрый,хамелеон,притвора....идя на исповедь каешься,думаешь что он сбежал,не так то просто от него избавиться...он всё равно за волосинку держиться и будет ждать момента твоей слабости,чтобы поселиться в своём уютном в твоей души уголке...поэтому нужно не выгораживать себя,а наоборот обвинять и думать ,зачем я так ответила,почему не промолчала,почему раздрожаюсь,какое мне дело,номолиться за врага,за обидчика......свечу в храме постаавить за обидящих п не понимающих тебя.....Спаси Господи Вас о.Димитрий,простите меня если что не так,сама грешная и мучают меня грехи , сама не знаю как от них,гадов таких очиститься..Помолитесб за меня грешную р.б.Татиану и за сыночка моего болящего р.б. Димитрия,а я за вас помолюсь!!!
mila t13 ноября 2014, 07:00
Низкий поклон святый отче помилуй мя Господи и немощи мои прости да будет ТВОЯ воля во веки веков Аминь
Эвели13 ноября 2014, 04:00
Очень хорошая статья.
ирина13 ноября 2014, 00:00
Спасибо за статью! Вот читаешь подобные статьи и понимаешь: все сказанное и обо мне. Хочется преклонить голову и покаяться. А потом снова захватывают многозаботливость и рассеянность, и все благие намерения словно уходят в песок. Как же нужно держать себя в страхе Божием, чтобы не обрастать листьями греха!
Игорь Шохин12 ноября 2014, 23:00
1) Кто видит грех в окружающих, тот сам ещё во грехе. Нечистому всё нечисто. 2) А кто чист душой, тот оправдывает окружающих. Прости их Господи, ибо не ведают,что творят.
светлана12 ноября 2014, 22:00
Большое спасибо за статью.Очень многое стало ясно.
Катя12 ноября 2014, 17:00
Спасибо за статью! Есть над чем задуматься. Только все не так однозначно, как представляет автор. Допустим, при создании семьи один из супругов искренен в своих чувствах, а другой только умело притворяется и уже до брака знает, что будет разводиться, а из союза хочет только добыть свою выгоду. В чем же грех первого? В чем каяться? В том, что верил-доверял? И в бизнесе аналогично. Спаси Господи!
ТаняСем12 ноября 2014, 16:00
А мне очень понравилась статья и для меня стало совсем понятно зачем нужна исповедь!Стало не страшно совсем,по крайней мере надо мне,грешной,лишний раз перед исповедью напоминать себе -для чего Бог ждет от меня покаяния,не ради укора,а ради ЛЮБВИ и ПРОЩЕНИЯ!!!Слава Богу за все!!!И как это вовремя!!!
Алексей12 ноября 2014, 14:00
Очень хорошая статья! Все просто и по существу. Сам часто не вижу огромного дерева греха в своем сердце, зато в чужом росточек могу распознать. Господи, помилуй! Дай сил видеть свои грехи как они есть.
Максим Юрьевич12 ноября 2014, 14:00
Огромное вам батюшка спасибо за вразумление. Очень здорово вы цитаты Феофана Затворника привели. Теперь я получил ответ на многие свои вопросы. Надо почитать приведеный материал Святителя. Храни вас Бог!
Арина12 ноября 2014, 13:00
По-моему, Господь сначала лечил, потом учил, потом только обличал. Обличал своих, "избранный народ", которые точно знали, чего от них ждут. А здесь получается обличили, не учили, не лечили, слепой, исцели себя сам, стань совершенным, потом приходи. Вот они, обличенные, учатся и лечатся, где могут. Не знаю, что на самом деле, но прочиталось так. Прости, Господи!
Валентина12 ноября 2014, 13:00
И как разорвать этот круг, люди не хотят слышать, что они грешники, священники хотят от не подготовленных людей услышать слова покаяния. Даже люди, долгое время ходящие в храм, не до конца понимают что такое исповедь.
Сергей12 ноября 2014, 12:00
Прекрасная статья! Чувствуется личная, сердечная боль за человека. Всё написано из личного опыта. Чёткиий диагноз ситуации.
ксюша12 ноября 2014, 11:00
Благодарю за прекрасную статью.
Марина12 ноября 2014, 09:00
Спасибо, отец Димитрий. Спаси Господи!
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке