Православные просветительские курсы. Лекция 9. Откровение Бога о Самом Себе

9 лекция «Откровение Бога о Самом Себе» в рамках Православных просветительских курсов «ПРАВОСЛАВИЕ», проводимых Сретенским монастырем и Сретенской духовной семинарией, была прочитана протоиереем Вадимом Леоновым, кандидатом богословия, доцентом Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Сретенской духовной семинарии. После лекции отец Вадим ответил на вопросы собравшихся.

Лекция протоиерея Вадима Леонова
(продолжительность: 1ч 11 мин.)

Ответы на вопросы
(продолжительность: 54 мин.)

Протоиерей Вадим Леонов

13 ноября 2014 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Л. 34. Русская Православная Церковь в 1970-1988 гг. (ВИДЕО) Л. 34. Русская Православная Церковь в 1970-1988 гг. (ВИДЕО)
Свящ. Димитрий Сафонов
Л. 34. Русская Православная Церковь в 1970-1988 гг. (ВИДЕО) Лекция 34. Русская Православная Церковь в 1970-1988 гг.
Православные просветительские курсы
Священник Димитрий Сафонов
Патриархи ХХ века: от Сергия до Алексея II. Внешние церковные связи. Подготовка и проведение празднования 1000-летия Крещения Руси. Лекция и ответы на вопросы.
Л. 33. РПЦ в 1948–1970 годы (ВИДЕО) Л. 33. РПЦ в 1948–1970 годы (ВИДЕО)
Алексей Светозарский
Л. 33. РПЦ в 1948–1970 годы (ВИДЕО) Лекция 33. Русская Православная Церковь в 1948-1970 годы
Православные просветительские курсы
Алексей Светозарский
Возрождение духовных школ. Хрущевские гонения. Русское зарубежье и его выдающиеся деятели. РПЦ и II Ватиканский собор. Лекция и ответы на вопросы.
Л. 32. Русская Православная Церковь в 1925-1945 гг. (ВИДЕО) Л. 32. Русская Православная Церковь в 1925-1945 гг. (ВИДЕО)
Прот. Владислав Цыпин
Л. 32. Русская Православная Церковь в 1925-1945 гг. (ВИДЕО) Лекция 32. Русская Православная Церковь в 1925-1945 годах
Православные просветительские курсы
Протоиерей Владислав Цыпин
Митр. Сергий (Страгородский), репрессии духовенства в довоенные годы, РПЦ в Великую отечественную войну, «Новый курс», Собор в Москве в 1945 г., Львовский собор 1946 г. Лекция и ответы на вопросы.
Л. 31. Поместный собор 1917–1918 гг. и первые годы гражданской войны Л. 31. Поместный собор 1917–1918 гг. и первые годы гражданской войны
Свящ. Димитрий Сафонов
Л. 31. Поместный собор 1917–1918 гг. и первые годы гражданской войны Лекция 31. Поместный собор 1917–1918 гг. и первые годы гражданской войны
Православные просветительские курсы
Священник Димитрий Сафонов
Поместный собор 1917–1918 годов. Выборы Патриарха. Обновленческий раскол. Послания Патриарха Тихона и его «Завещание». Лекция и ответы на вопросы.
Л. 30. Русская Церковь на рубеже XIX-XX вв. (ВИДЕО) Л. 30. Русская Церковь на рубеже XIX-XX вв. (ВИДЕО)
Алексей Беглов
Л. 30. Русская Церковь на рубеже XIX-XX вв. (ВИДЕО) Лекция 30. Русская Православная Церковь на рубеже XIX и XX столетий
Православные просветительские курсы
Алексей Беглов
Обер-прокуроры Синода, духовная школа и церковная наука, религиозно-нравственное состояние общества, статистика на 1917 год. Лекция и ответы на вопросы.
Л. 29. Русская Православная Церковь в XIX в. (ВИДЕО) Л. 29. Русская Православная Церковь в XIX в. (ВИДЕО)
Проф. Наталья Сухова
Л. 29. Русская Православная Церковь в XIX в. (ВИДЕО) Лекция 29. Русская Православная Церковь в XIX веке
Православные просветительские курсы
Наталья Сухова
История Духовных академий. Святители Феофан, Игнатий и Филарет. Монашество и святость. Лекция и ответы на вопросы.
Л. 28. Синодальный период с 1725 года до к. XVIII в. (ВИДЕО) Л. 28. Синодальный период с 1725 года до к. XVIII в. (ВИДЕО)
Проф. Наталья Сухова
Л. 28. Синодальный период с 1725 года до к. XVIII в. (ВИДЕО) Лекция 28. Синодальный период с 1725 года до конца XVIII века
Православные просветительские курсы
Наталья Сухова
Русское государство и Церковь от учреждения Синода до убийства Павла I. Лекция и ответы на вопросы.
Л. 27. Русская Православная Церковь и Петр I (ВИДЕО) Л. 27. Русская Православная Церковь и Петр I (ВИДЕО)
Проф. А.К. Светозарский
Л. 27. Русская Православная Церковь и Петр I (ВИДЕО) Лекция 27. Русская Православная Церковь и Петр Первый
Православные просветительские курсы
Алексей Светозарский
Патриархи Иоаким и Адриан. Перелом церковно-государственных отношений в эпоху Петра I. Создание Синода.
Л. 26. Патриаршество Московское и Западнорусская митрополия (ВИДЕО) Л. 26. Патриаршество Московское и Западнорусская митрополия (ВИДЕО)
Прот. Владислав Цыпин
Л. 26. Патриаршество Московское и Западнорусская митрополия (ВИДЕО) Лекция 26. Патриаршество Московское и Западнорусская митрополия
Православные просветительские курсы
Протоиерей Владислав Цыпин
Патриарх Иов; Смутное время; Патриарх Никон и исправление богослужебных книг. Лекция и ответы на вопросы.
Комментарии
Галина14 апреля 2016, 16:00
Здравствуйте! Я болею, на инвалидности. Во время прослушивания лекций чувствую себя намного лучше!! СПАСИ ГОСПОДИ!
Наталья 8 февраля 2016, 17:00
Спаси Господи, что у Бога есть такие проповедники как о. Вадим! Дай Бог Вам сил, терпения и спасения!
Ольга26 января 2015, 11:00
Прослушала эту лекцию и хотелось бы уточнить момент по поводу того, что в Евангелие от Иоанна была сделана вставка, не все разделяют это мнение, по случайному совпадению я сейчас прочитала статью архимандрита Рафаила (Карелина)" Священное Писание живет только в Церкви"http://karelin-r.ru/newstrs/133/1.html. Полностью привести не могу, количество знаков ограничено, но вот его наблюдение: "В данном стихе прослеживается также симметрия в числах 3 и 1, содержащихся в каждом полустишье. Смысловым центром этого стиха является развернутое учение о триипостасном Божест­ве, имеющее свое динамичное подобие на земле в таинствах Церкви. Неред­ко Священное Писание условно называют священной поэзией, но при этом надо помнить, что в древности поэзия и проза стояли друг к другу ближе, чем в современную нам эпоху. Стилистический параллелизм был присущ как поэзии, так и прозе. Действие происходит в двух планах: небесном и земном. Без 7-го стиха разрушается сама структура мысли и ритмика языка: слово 8-го стиха «и на земле» оказывается лишним, остается только одна половина двустишья. Этот стих содержится не только в Библии, которой пользуются православ­ные, но также принадлежащим к другим конфессиям, отколовшимся от Все­ленской Церкви. Если бы это была вставка позднего времени, то такой факт был бы невозможным."
Наталья Карпова30 ноября 2014, 20:00
Спасибо за лекцию и за весь цикл. Как здорово, что аудитория курсов так расширилась благодара интернету. С нетерпением жду публикации отчета о каждом очередном занятии. Спасибо! Спасибо! Спасибо!
Елена29 ноября 2014, 15:00
Можно привести цитату,укрепившую итак крепкую веру? Силуан Афонский " Вне Христа никакой духовный (мистический) опыт не даёт человеку познать Божественное Бытие как единую непостижимую абсолютную Объективность в Трёх непостижимых абсолютных Субъектах, т.е. как Троицу единосущную и нераздельную. Во Христе же это откровение, это ведение становится светом вечной жизни, изливающимся на все проявления человеческого бытия".
Елена29 ноября 2014, 12:00
речь чудесная, а иной она и быть не может, по причине чудесности темы, впечатлила цитата Лосского о том, что понятие Троицы есть Крест для человеческого разума, поднимаемый Верой
Светлана24 ноября 2014, 00:00
Какой он все-таки светлый и замечательный! А ведь никогда не думала, что меня может заинтересовать такой предмет как догматическое богословие)
Зинаида20 ноября 2014, 06:00
Спаси Господи!!. Большое спасибо за просветительные лекции за тот свет который несете нам грешным и за терпение и труд Бог вам в помощь.
Читательница (Подмосковье)17 ноября 2014, 21:00
И эту лекцию отца Вадима прослушала на одном дыхании. Спасибо! Максиму: Имеет место взаимопроникновение (перихореза) Отца и Сына, поэтому «Животворящий Дух» относится и к Первому, и ко Второму Лицу Троицы. Даниил очень понятно объяснил: Троица - единая и неделимая.
Алексей15 ноября 2014, 23:00
отцу Вадиму нижайший поклон. Очень доступно, а главное своевременно.
Даниил15 ноября 2014, 14:00
Максим, в том, что Святой Дух исходит от Отца и одновременно называется Духом Сына, противоречия нет. Когда мы говорим, что Дух исходит от Отца, мы указываем на то, что Отец является Началом Святого Духа в вечности. Отец - начало бытия Духа, и поэтому Дух исходит именно от Отца. При этом мы должны говорить и о том, что Святой Дух - это Дух Сына, но не в том смысле, что Он от Него исходит. Так как Святая Троица - единая и неделимая, является Единым Истинным Богом, то Лица Святой Троицы неотделимы друг от друга. Именно поэтому Святой Дух - Дух Сына и Отца. Если бы мы сказали, что Святой Дух - Дух Отца, но не Сына, то мы бы разделили Святую Троицу, что было бы большой ересью. Таким образом, Святой Дух почивает на Сыне (Ис. 61, 1; Лк. 4, 18), посылается через Него (Ср.: Ин. 15, 26), но исходит только от Отца. Объясняя выражение "Дух Сына", можно привести такой пример (я видел его у кого-то из Отцов, но, к сожалению, не вспомню, у какого именно). Когда мы берём воду из ручья, мы говорим, что это вода ручья. При этом каждый понимает, что вода не происходит от ручья, но от источника этого ручья. Так и Святой Дух - Дух Сына и Дух Отца, но происходит только от Отца.
Татьяна14 ноября 2014, 23:00
Лекции отца Вадима - это просто духовный и интеллектуальный пир!
Максим14 ноября 2014, 22:00
Спаси Господи Вас за труды! Есть у меня вопрос, касающийся темы данной на этой лекции, возможно, кто-то из знающих сможет ответить. В некоторых молитвах, преимущественно обращенных ко Спасителю, к Духу Святому обращаются как к исходящему(?) от Отца И Сына. Для примера привожу часть молитвы по 11 кафизме: ... Ты бо еси просвещение душ и телес наших, Христе Боже, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем и Всесвятым, и Благим, и Животворящим ТВОИМ Духом. ныне и присно, и во веки веков, аминь. Не сказано Его Духом, но сказано Твоим. Это место вызывает некоторое смущение. Исправьте, пожалуйста, помысл. Спаси Господи!
Анна14 ноября 2014, 15:00
Спасибо большое за ваши лекции! Очень нам нравятся лекции!
Дмитрий13 ноября 2014, 11:00
Спасибо большое за Ваши просветительские труды.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке