Православные просветительские курсы. Лекция 9. Откровение Бога о Самом Себе

9 лекция «Откровение Бога о Самом Себе» в рамках Православных просветительских курсов «ПРАВОСЛАВИЕ», проводимых Сретенским монастырем и Сретенской духовной семинарией, была прочитана протоиереем Вадимом Леоновым, кандидатом богословия, доцентом Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Сретенской духовной семинарии. После лекции отец Вадим ответил на вопросы собравшихся.

Лекция протоиерея Вадима Леонова
(продолжительность: 1ч 11 мин.)

Ответы на вопросы
(продолжительность: 54 мин.)

Протоиерей Вадим Леонов

13 ноября 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Лекция 6. Вера в Вознесение Христово Лекция 6. Вера в Вознесение Христово
Протоиерей Вадим Леонов
Лекция 6. Вера в Вознесение Христово Лекция 6. Вера в Вознесение Христово
Православные просветительские курсы. Цикл «Символ веры»
Протоиерей Вадим Леонов
Вознесение Христово – это что такое и где об этом сказано? Как понимать слова «седяща одесную Отца»? Где Христос сейчас? Какое отношение Вознесение Христово имеет ко мне? А я так смогу?
Лекция 5. Вера в Воскресение Христово Лекция 5. Вера в Воскресение Христово
Протоиерей Вадим Леонов
Лекция 5. Вера в Воскресение Христово Лекция 5. Вера в Воскресение Христово
Православные просветительские курсы. Цикл «Символ веры»
Протоиерей Вадим Леонов
Что значит умереть и воскреснуть «по Писанием»? Где доказательства, что Христос истинно воскрес? А что Он делал три дня между Распятием и Воскресением?
Лекция 4. Вера в спасительные страдания Господа Иисуса Христа Лекция 4. Вера в спасительные страдания Господа Иисуса Христа
Протоиерей Вадим Леонов
Лекция 4. Вера в спасительные страдания Господа Иисуса Христа Лекция 4. Вера в спасительные страдания Господа Иисуса Христа
Православные просветительские курсы. Цикл «Символ веры»
Протоиерей Вадим Леонов
Почему зло, грех и смерть так глубоко проникли в жизнь мира? Почему всемогущий Бог не навел порядок на земле Своей силой? Какой смысл в страданиях Богочеловека? За кого Он пострадал? Где гарантия, что диавол снова не восторжествует?
Лекция 3. Вера в Боговоплощение Лекция 3. Вера в Боговоплощение
Протоиерей Вадим Леонов
Лекция 3. Вера в Боговоплощение Лекция 3. Вера в Боговоплощение
Православные просветительские курсы. Цикл «Символ веры»
Протоиерей Вадим Леонов
Почему Сын Божий стал человеком? Почему пришлось так долго ждать Его? Зачем Он родился от Девы Марии и таким необычным способом? Как это – Бог и человек в одном Лице? Почему Деву Марию называют Богородицей?
Лекция 2. Вера в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия Лекция 2. Вера в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия
Протоиерей Вадим Леонов
Лекция 2. Вера в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия Лекция 2. Вера в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия
Православные просветительские курсы. Цикл «Символ веры»
Протоиерей Вадим Леонов
Кто такой Иисус Христос? Разве у Бога может быть Сын? Чем подтверждается Его Божество? Что Сын Божий делал до появления на земле? Как это все понять и объяснить?
Лекция 1. Вера в единого Бога Отца Лекция 1. Вера в единого Бога Отца
Протоиерей Вадим Леонов
Лекция 1. Вера в единого Бога Отца Лекция 1. Вера в единого Бога Отца
Православные просветительские курсы. Цикл «Символ веры»
Протоиерей Вадим Леонов
Что такое вера? Как она соотносится со знанием? Откуда мы знаем о Боге, и зачем верить в Него? Что такое Символ веры? Почему Бог един? Почему Он называется Творцом?..
Православная семья: счастье и ответственность перед Богом и людьми Православная семья: счастье и ответственность перед Богом и людьми
Протоиерей Павел Гумеров
Православная семья: счастье и ответственность перед Богом и людьми Беседа 14. Православная семья: счастье и ответственность перед Богом и людьми
Православные просветительские курсы
Протоиерей Павел Гумеров
Семья – величайший дар Божий и огромная ответственность. Любовь как ответственность: быть вместе и в радости, и в горе, в болезни и здравии. Воспитание детей как образование в них образа Божьего. Христианам легче в семейной жизни, но и сложнее. Христиане – должны быть светом миру и солью земли.
Приёмные дети Приёмные дети
Елена Лутуковская
Приёмные дети Беседа 13. Приёмные дети
Православные просветительские курсы
Елена Лутковская
Как взять приёмного ребёнка; какого ребёнка брать; трудности в воспитании приёмных детей; приёмное родительство – счастье и ответственность.
Как вырастить счастливого ребенка Как вырастить счастливого ребенка
Протоиерей Федор Бородин
Как вырастить счастливого ребенка Как вырастить счастливого ребенка
Протоиерей Федор Бородин
«Если во мне нет добродетели, я делаю дела этой добродетели, и Господь насаждает эту добродетель в сердце» – протоиерей Федор Бородин о воспитании детей и не только.
Комментарии
Галина14 апреля 2016, 16:56
Здравствуйте! Я болею, на инвалидности. Во время прослушивания лекций чувствую себя намного лучше!! СПАСИ ГОСПОДИ!
Наталья 8 февраля 2016, 17:49
Спаси Господи, что у Бога есть такие проповедники как о. Вадим! Дай Бог Вам сил, терпения и спасения!
Ольга26 января 2015, 11:40
Прослушала эту лекцию и хотелось бы уточнить момент по поводу того, что в Евангелие от Иоанна была сделана вставка, не все разделяют это мнение, по случайному совпадению я сейчас прочитала статью архимандрита Рафаила (Карелина)" Священное Писание живет только в Церкви"http://karelin-r.ru/newstrs/133/1.html. Полностью привести не могу, количество знаков ограничено, но вот его наблюдение: "В данном стихе прослеживается также симметрия в числах 3 и 1, содержащихся в каждом полустишье. Смысловым центром этого стиха является развернутое учение о триипостасном Божест­ве, имеющее свое динамичное подобие на земле в таинствах Церкви. Неред­ко Священное Писание условно называют священной поэзией, но при этом надо помнить, что в древности поэзия и проза стояли друг к другу ближе, чем в современную нам эпоху. Стилистический параллелизм был присущ как поэзии, так и прозе.
Действие происходит в двух планах: небесном и земном. Без 7-го стиха разрушается сама структура мысли и ритмика языка: слово 8-го стиха «и на земле» оказывается лишним, остается только одна половина двустишья. Этот стих содержится не только в Библии, которой пользуются православ­ные, но также принадлежащим к другим конфессиям, отколовшимся от Все­ленской Церкви. Если бы это была вставка позднего времени, то такой факт был бы невозможным."
Наталья Карпова30 ноября 2014, 20:06
Спасибо за лекцию и за весь цикл. Как здорово, что аудитория курсов так расширилась благодара интернету. С нетерпением жду публикации отчета о каждом очередном занятии. Спасибо! Спасибо! Спасибо!
Елена29 ноября 2014, 15:51
Можно привести цитату,укрепившую итак крепкую веру? Силуан Афонский " Вне Христа никакой духовный (мистический) опыт не даёт человеку познать Божественное Бытие как единую непостижимую абсолютную Объективность в Трёх непостижимых абсолютных Субъектах, т.е. как Троицу единосущную и нераздельную. Во Христе же это откровение, это ведение становится светом вечной жизни, изливающимся на все проявления человеческого бытия".
Елена29 ноября 2014, 12:41
речь чудесная, а иной она и быть не может, по причине чудесности темы, впечатлила цитата Лосского о том, что понятие Троицы есть Крест для человеческого разума, поднимаемый Верой
Светлана24 ноября 2014, 00:31
Какой он все-таки светлый и замечательный!
А ведь никогда не думала, что меня может заинтересовать такой предмет как догматическое богословие)
Зинаида20 ноября 2014, 06:42
Спаси Господи!!. Большое спасибо за просветительные лекции
за тот свет который несете нам грешным и за терпение и труд Бог вам в помощь.
Читательница (Подмосковье)17 ноября 2014, 21:28
И эту лекцию отца Вадима прослушала на одном дыхании. Спасибо!
Максиму:
Имеет место взаимопроникновение (перихореза) Отца и Сына, поэтому «Животворящий Дух» относится и к Первому, и ко Второму Лицу Троицы. Даниил очень понятно объяснил: Троица - единая и неделимая.
Алексей15 ноября 2014, 23:36
отцу Вадиму нижайший поклон.
Очень доступно, а главное своевременно.
Даниил15 ноября 2014, 14:57
Максим, в том, что Святой Дух исходит от Отца и одновременно называется Духом Сына, противоречия нет. Когда мы говорим, что Дух исходит от Отца, мы указываем на то, что Отец является Началом Святого Духа в вечности. Отец - начало бытия Духа, и поэтому Дух исходит именно от Отца.
При этом мы должны говорить и о том, что Святой Дух - это Дух Сына, но не в том смысле, что Он от Него исходит. Так как Святая Троица - единая и неделимая, является Единым Истинным Богом, то Лица Святой Троицы неотделимы друг от друга. Именно поэтому Святой Дух - Дух Сына и Отца. Если бы мы сказали, что Святой Дух - Дух Отца, но не Сына, то мы бы разделили Святую Троицу, что было бы большой ересью.
Таким образом, Святой Дух почивает на Сыне (Ис. 61, 1; Лк. 4, 18), посылается через Него (Ср.: Ин. 15, 26), но исходит только от Отца.
Объясняя выражение "Дух Сына", можно привести такой пример (я видел его у кого-то из Отцов, но, к сожалению, не вспомню, у какого именно). Когда мы берём воду из ручья, мы говорим, что это вода ручья. При этом каждый понимает, что вода не происходит от ручья, но от источника этого ручья. Так и Святой Дух - Дух Сына и Дух Отца, но происходит только от Отца.
Татьяна14 ноября 2014, 23:06
Лекции отца Вадима - это просто духовный и интеллектуальный пир!
Максим14 ноября 2014, 22:00
Спаси Господи Вас за труды!
Есть у меня вопрос, касающийся темы данной на этой лекции, возможно, кто-то из знающих сможет ответить.
В некоторых молитвах, преимущественно обращенных ко Спасителю, к Духу Святому обращаются как к исходящему(?) от Отца И Сына. Для примера привожу часть молитвы по 11 кафизме:
... Ты бо еси просвещение душ и телес наших, Христе Боже, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем и Всесвятым, и Благим, и Животворящим ТВОИМ Духом. ныне и присно, и во веки веков, аминь.
Не сказано Его Духом, но сказано Твоим. Это место вызывает некоторое смущение. Исправьте, пожалуйста, помысл.
Спаси Господи!
Анна14 ноября 2014, 15:52
Спасибо большое за ваши лекции! Очень нам нравятся лекции!
Дмитрий13 ноября 2014, 11:30
Спасибо большое за Ваши просветительские труды.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×