Православные просветительские курсы. Лекция 9. Откровение Бога о Самом Себе

9 лекция «Откровение Бога о Самом Себе» в рамках Православных просветительских курсов «ПРАВОСЛАВИЕ», проводимых Сретенским монастырем и Сретенской духовной семинарией, была прочитана протоиереем Вадимом Леоновым, кандидатом богословия, доцентом Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Сретенской духовной семинарии. После лекции отец Вадим ответил на вопросы собравшихся.

Лекция протоиерея Вадима Леонова
(продолжительность: 1ч 11 мин.)

Ответы на вопросы
(продолжительность: 54 мин.)

Протоиерей Вадим Леонов

13 ноября 2014 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Лекция 2. Вера и откровение. Священное Писание и Священное Предание (ВИДЕО) Лекция 2. Вера и откровение. Священное Писание и Священное Предание (ВИДЕО)
Сергей Комаров
Лекция 2. Вера и откровение. Священное Писание и Священное Предание (ВИДЕО) Лекция 2. Вера и откровение. Священное Писание и Священное Предание (ВИДЕО)
Православные просветительские курсы. Цикл «Господь – просвещение мое»
Сергей Комаров
Феномен веры в Бога. Откуда и что мы знаем о Боге? Кто написал Библию? Что такое Священное Предание?
Лекция 1. Для чего человеку христианство? (ВИДЕО) Лекция 1. Для чего человеку христианство? (ВИДЕО)
Сергей Комаров
Лекция 1. Для чего человеку христианство? (ВИДЕО) Лекция 1. Для чего человеку христианство? (ВИДЕО)
Православные просветительские курсы. Цикл «Господь – просвещение мое»
Сергей Комаров
Что такое грех и первородный грех? Что означает церковный термин «спасение»? Кто Такой Иисус Христос как Спаситель? Что такое искупление?
Лекция 8. Духовная нищета «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель» Лекция 8. Духовная нищета «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель»
Александр Ужанков
Лекция 8. Духовная нищета «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель» Лекция 8. Духовная нищета «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель»
Православные просветительские курсы. Цикл «Духовные основы русской литературы»
Александр Ужанков
В 40-е годы XIX века, как и в наше время, мало кто читал Евангелие, сравнивал свою жизнь с Евангельскими истинами. И Гоголь через это произведение попытался открыть читателям эти истины.
Лекция 7. Повесть «Капитанская дочка» как духовное завещание А.С.Пушкина и вершина его творчества Лекция 7. Повесть «Капитанская дочка» как духовное завещание А.С.Пушкина и вершина его творчества
Александр Ужанков
Лекция 7. Повесть «Капитанская дочка» как духовное завещание А.С.Пушкина и вершина его творчества Лекция 7. Повесть «Капитанская дочка» как духовное завещание А.С.Пушкина и вершина его творчества
Православные просветительские курсы. Цикл «Духовные основы русской литературы»
Александр Ужанков
«Как нужно читать Пушкина? Необходимо обращать внимание на мелочи и детали. Всегда сравнивать и проводить параллели с другими произведениями. В данном случае с “Евгением Онегиным”».
Лекция 6. Духовные основы пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке» Лекция 6. Духовные основы пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке»
Александр Ужанков
Лекция 6. Духовные основы пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке» Лекция 6. Духовные основы пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке»
Православные просветительские курсы. Цикл «Духовные основы русской литературы»
Александр Ужанков
«Пушкин в этой сказке показывает свое отношение к семейной жизни, то есть как должна строиться семейная жизнь».
Лекция 5. Духовный путь А.С. Пушкина. Драма «Борис Годунов» Лекция 5. Духовный путь А.С. Пушкина. Драма «Борис Годунов»
Александр Ужанков
Лекция 5. Духовный путь А.С. Пушкина. Драма «Борис Годунов» Лекция 5. Духовный путь А.С. Пушкина. Драма «Борис Годунов»
Православные просветительские курсы. Цикл «Духовные основы русской литературы»
Александр Ужанков
17 февраля в Актовом зале Сретенской семинарии прошла очередная встреча из цикла «Духовные основы русской литературы». Лекцию на тему «Духовный путь А.С. Пушкина. Драма “Борис Годунов”» прочитал профессор, филолог Александр Ужанков.
Лекция 4. Духовные основы повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» Лекция 4. Духовные основы повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»
Александр Ужанков
Лекция 4. Духовные основы повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» Лекция 4. Духовные основы повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»
Православные просветительские курсы. Цикл «Духовные основы русской литературы»
Александр Ужанков
Главная задача встречи - рассмотреть духовную и душевную основу повести с помощью «учения о прилоге» преподобного Нила Сорского.
Лекция 3. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (+ВИДЕО) Лекция 3. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (+ВИДЕО)
Александр Ужанков
Лекция 3. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (+ВИДЕО) Лекция 3. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (+ВИДЕО)
Православные просветительские курсы. Цикл «Духовные основы русской литературы»
Александр Ужанков
3 февраля профессор Александр Ужанков, преподаватель Сретенской семинарии, в рамках курса «Духовные основы русской литературы», рассказал о «Повести о Петре и Февронии Муромских» в Актовом зале Сретенской семинарии.
Лекция 2. «Слово о полку Игореве» в контексте православной культуры (ВИДЕО) Лекция 2. «Слово о полку Игореве» в контексте православной культуры (ВИДЕО)
Александр Ужанков
Лекция 2. «Слово о полку Игореве» в контексте православной культуры (ВИДЕО) Лекция 2. «Слово о полку Игореве» в контексте православной культуры (ВИДЕО)
Православные просветительские курсы. Цикл «Духовные основы русской литературы»
Александр Ужанков
Загадки и тайны шедевра древнерусской словесности. Место, время его возникновения и автор.
Комментарии
Галина14 апреля 2016, 16:56
Здравствуйте! Я болею, на инвалидности. Во время прослушивания лекций чувствую себя намного лучше!! СПАСИ ГОСПОДИ!
Наталья 8 февраля 2016, 17:49
Спаси Господи, что у Бога есть такие проповедники как о. Вадим! Дай Бог Вам сил, терпения и спасения!
Ольга26 января 2015, 11:40
Прослушала эту лекцию и хотелось бы уточнить момент по поводу того, что в Евангелие от Иоанна была сделана вставка, не все разделяют это мнение, по случайному совпадению я сейчас прочитала статью архимандрита Рафаила (Карелина)" Священное Писание живет только в Церкви"http://karelin-r.ru/newstrs/133/1.html. Полностью привести не могу, количество знаков ограничено, но вот его наблюдение: "В данном стихе прослеживается также симметрия в числах 3 и 1, содержащихся в каждом полустишье. Смысловым центром этого стиха является развернутое учение о триипостасном Божест­ве, имеющее свое динамичное подобие на земле в таинствах Церкви. Неред­ко Священное Писание условно называют священной поэзией, но при этом надо помнить, что в древности поэзия и проза стояли друг к другу ближе, чем в современную нам эпоху. Стилистический параллелизм был присущ как поэзии, так и прозе.
Действие происходит в двух планах: небесном и земном. Без 7-го стиха разрушается сама структура мысли и ритмика языка: слово 8-го стиха «и на земле» оказывается лишним, остается только одна половина двустишья. Этот стих содержится не только в Библии, которой пользуются православ­ные, но также принадлежащим к другим конфессиям, отколовшимся от Все­ленской Церкви. Если бы это была вставка позднего времени, то такой факт был бы невозможным."
Наталья Карпова30 ноября 2014, 20:06
Спасибо за лекцию и за весь цикл. Как здорово, что аудитория курсов так расширилась благодара интернету. С нетерпением жду публикации отчета о каждом очередном занятии. Спасибо! Спасибо! Спасибо!
Елена29 ноября 2014, 15:51
Можно привести цитату,укрепившую итак крепкую веру? Силуан Афонский " Вне Христа никакой духовный (мистический) опыт не даёт человеку познать Божественное Бытие как единую непостижимую абсолютную Объективность в Трёх непостижимых абсолютных Субъектах, т.е. как Троицу единосущную и нераздельную. Во Христе же это откровение, это ведение становится светом вечной жизни, изливающимся на все проявления человеческого бытия".
Елена29 ноября 2014, 12:41
речь чудесная, а иной она и быть не может, по причине чудесности темы, впечатлила цитата Лосского о том, что понятие Троицы есть Крест для человеческого разума, поднимаемый Верой
Светлана24 ноября 2014, 00:31
Какой он все-таки светлый и замечательный!
А ведь никогда не думала, что меня может заинтересовать такой предмет как догматическое богословие)
Зинаида20 ноября 2014, 06:42
Спаси Господи!!. Большое спасибо за просветительные лекции
за тот свет который несете нам грешным и за терпение и труд Бог вам в помощь.
Читательница (Подмосковье)17 ноября 2014, 21:28
И эту лекцию отца Вадима прослушала на одном дыхании. Спасибо!
Максиму:
Имеет место взаимопроникновение (перихореза) Отца и Сына, поэтому «Животворящий Дух» относится и к Первому, и ко Второму Лицу Троицы. Даниил очень понятно объяснил: Троица - единая и неделимая.
Алексей15 ноября 2014, 23:36
отцу Вадиму нижайший поклон.
Очень доступно, а главное своевременно.
Даниил15 ноября 2014, 14:57
Максим, в том, что Святой Дух исходит от Отца и одновременно называется Духом Сына, противоречия нет. Когда мы говорим, что Дух исходит от Отца, мы указываем на то, что Отец является Началом Святого Духа в вечности. Отец - начало бытия Духа, и поэтому Дух исходит именно от Отца.
При этом мы должны говорить и о том, что Святой Дух - это Дух Сына, но не в том смысле, что Он от Него исходит. Так как Святая Троица - единая и неделимая, является Единым Истинным Богом, то Лица Святой Троицы неотделимы друг от друга. Именно поэтому Святой Дух - Дух Сына и Отца. Если бы мы сказали, что Святой Дух - Дух Отца, но не Сына, то мы бы разделили Святую Троицу, что было бы большой ересью.
Таким образом, Святой Дух почивает на Сыне (Ис. 61, 1; Лк. 4, 18), посылается через Него (Ср.: Ин. 15, 26), но исходит только от Отца.
Объясняя выражение "Дух Сына", можно привести такой пример (я видел его у кого-то из Отцов, но, к сожалению, не вспомню, у какого именно). Когда мы берём воду из ручья, мы говорим, что это вода ручья. При этом каждый понимает, что вода не происходит от ручья, но от источника этого ручья. Так и Святой Дух - Дух Сына и Дух Отца, но происходит только от Отца.
Татьяна14 ноября 2014, 23:06
Лекции отца Вадима - это просто духовный и интеллектуальный пир!
Максим14 ноября 2014, 22:00
Спаси Господи Вас за труды!
Есть у меня вопрос, касающийся темы данной на этой лекции, возможно, кто-то из знающих сможет ответить.
В некоторых молитвах, преимущественно обращенных ко Спасителю, к Духу Святому обращаются как к исходящему(?) от Отца И Сына. Для примера привожу часть молитвы по 11 кафизме:
... Ты бо еси просвещение душ и телес наших, Христе Боже, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем и Всесвятым, и Благим, и Животворящим ТВОИМ Духом. ныне и присно, и во веки веков, аминь.
Не сказано Его Духом, но сказано Твоим. Это место вызывает некоторое смущение. Исправьте, пожалуйста, помысл.
Спаси Господи!
Анна14 ноября 2014, 15:52
Спасибо большое за ваши лекции! Очень нам нравятся лекции!
Дмитрий13 ноября 2014, 11:30
Спасибо большое за Ваши просветительские труды.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×