Маленькая зеленая книжка с красной веревочкой-закладкой

Личные заметки

Фото: Анатолий Горяинов / Православие.Ru Фото: Анатолий Горяинов / Православие.Ru
Как-то раз одно православное издание попросило меня ответить на вопрос: «Какая книга христианского духовного содержания оказала на вас наибольшее влияние, стала для вас учебником христианской жизни?» Сходу этот вопрос показался мне некорректным: одну книгу назвать здесь невозможно, в разные периоды нашего роста и книги нам требуются разные: когда-то это митрополит Антоний Сурожский, а когда-то – Силуан Афонский. Но через несколько минут я нашла единый, вневременной ответ и написала: молитвослов. Обычный молитвослов для мирян, который есть у каждого верующего.

Сейчас я постараюсь объяснить, почему для меня так. Может быть, мой рассказ поможет кому-то, ведь мне самой не раз и не два помогали такие же несовершенные и грешные миряне, как я сама.

***

Я просыпаюсь и понимаю, что мне тяжело. Больно. И страшно.

Ничего оригинального в этом моем переживании, конечно, нет. Причины, иначе говоря – обстоятельства моего земного бытия, вряд ли стоят внимания читателя. У читателя свои скорби, и их хватает, это уж наверняка. К тому же, у нас есть общие скорби – война на Украине, например, и многое другое, увы. Тоже не на одну меня давит.

Но каковы бы ни были мои или наши скорби – через несколько минут я буду благодарить и славить Пресвятую Троицу, Христа и Его Пречистую Матерь. Утреннее молитвенное правило заставит меня это сделать, не оставляя никакого другого варианта. Оно совершенно не считается с моим состоянием!

«…и устне мои отверзи, во еже пети Тя…»

«От сна востав, благодарю Тя, Святая Троице…»

«Воспеваю благодать Твою, Владычице…»

«Тя благословим, вышний Боже и Господи милости…»

«…отверзи наша уста, и исполни я Твоего хваления…»

Конечно, я могу произносить эти слова, как голос в телефоне произносит: «абонент недоступен»… Да ведь я вообще могу их не произносить! Кто меня заставляет?..

Нет, опустить правило в связи с плохим настроением я с тех или иных времен не могу. Раньше могла, а теперь нет. Хвастаться этим «достижением» не приходится. Духовными изменениями, происходящими в нас, вообще невозможно хвастаться: чем они явственней, тем лучше мы понимаем, что они – совершенно не наша заслуга. Они – незаслуженное нами чудо.

К тому же, я догадываюсь, что произносить слова этих молитв механически – не просто недостаточно, нет, это своего рода кощунство.

Итак, я буду произносить эти слова настолько серьезно, насколько смогу. Я подчиню себя этим произносимым словам настолько, насколько у меня это получится. Я постараюсь преодолеть рассеянность, весьма мне свойственную. Я потружусь, потому что другого варианта для меня, как уже сказано, нет. И во мне что-то реально изменится. Опять же – настолько, насколько…

«Пети Тя» мы призваны во всей нашей жизни, а точнее – всей нашей жизнью. Делаю я это, живу я вот именно так – прославляя Бога?

Да, вопрос о моей мере. Если я попытаюсь честно на него ответить, я увижу, насколько эта мера мала. Слова утренних молитв помогут мне это заметить. Например, что в данном случае означает «петь, воспевать»? Петь в буквальном значении этого глагола я неспособна. Но здесь речь об особом, необычном (да, ведь необычном для нас!) состоянии души, воспевающей, величающей Бога, ликующей о Нем – не только в минуты чтения правила, нет! Вот тут уж точно: кто славит Бога только тогда, когда славит, тот не славит вообще. «Пети Тя» мы призваны во всей нашей жизни, а точнее – всей нашей жизнью. Делаю я это, живу я вот именно так – прославляя Бога? Стало для меня такое состояние души естественным? Увы…

Маленький зеленый церковнославянский молитвослов с красной веревочкой-закладкой указывает мне на эту мою недостаточность вновь и вновь. «Воспеваю благодать Твою, Владычице…» – что это означает, что имел в виду святитель Василий Великий? Некую особую благодать, исходящую именно от Богородицы и изменяющую сознание: «…молю Тя, ум мой облагодати»? А я, я чувствую эту Ее благодать? Нет. Почему? Я ведь знаю о Ней, о Пресвятой Деве, всё то, что должен знать каждый православный христианин. И я не раз читала о том, как любили Ее святые подвижники, как они Ей молились. Если я – не только так, как они, а даже и в сто раз меньше, чем они, любить Ее не могу – значит, мне необходимо измениться. Но и слово «необходимо» вполне может скользнуть по поверхности сознания и исчезнуть через какие-то пять-десять минут. Почему так? Когда у меня заболит зуб, я очень хорошо буду знать, что прийти к стоматологу мне необходимо, и не забуду и до лучших времен не отложу – зуб не даст! А это дело я легко могу отложить и вообще забыть о нем, занявшись – сразу после завтрака – разбором вороха неотложных дел. Хотя страдаем-то мы от своего, мягко говоря, несовершенства, а прямо выражаясь – духовного убожества – не меньше, чем от зубной боли…

Да, верно оно – изречение, о котором напомнил недавно читателям этого сайта отец Андрей Ткачев: кто молится, только когда молится, тот не молится вообще. А чтобы молиться не только когда молишься, нужно хотя бы тогда, когда молишься, молиться внимательно. Ведь эта молитва святителя Василия ко Пресвятой Богородице – просто кладезь смыслов. «Жизнодателя Бога родшая, умерщвлена мя страстьми оживи» – эти слова заставляют меня различить жизнь и нежизнь. Ведь я, как и многие, безотчетно принимаю свои страсти за жизнь; мне кажется, что это жизнь моя таким образом идет – а это не жизнь, это умирание. Подлинная жизнь – жизнь духа. Что я буду делать сегодня – жить или умирать, сгорать?

«Нову сотвори мя, обветшавшую нечувственными, Пренепорочная, согрешении» – еще один повод остановиться и вздрогнуть. Нечувственный – не ощущаемый и не осознаваемый нами – грех разрушает нас, мы от него ветшаем, стареем. Избавление от греха – обновление человека: «обновится яко орля юность твоя» (Пс.102: 5). Не потому ли во время Литургии в храме иной (увы, не каждый!) раз чувствуешь, что прикоснулся к собственной юности, воздух ее вдруг вдохнул?.. А что, если не к юности на самом деле, а к вечности? Святитель Афанасий Великий, толкование на 102-й псалом: «Бог пакибытием обновляет юность нашу как орлиную». Возможность обновления – вот о чем говорит нам эта молитва и что дано нам бывает почувствовать в такие минуты в храме… Но не потому ли минуты эти редки, что такое обновление – только пока возможность для нас?..

Но для чего далее Господь именуется Светом, «у Негоже несть пременение, или преложения осенение»? Что это для нас означает?

Но в храм я пойду только в воскресенье, а пока я перед домашними моими образами – утреннее правило не завершено, вопросы и задачи не кончились; да что я! – они только с последним моим вздохом кончиться и могут. «Боже сил и всякия плоти, в вышних живый и на смиренные призираяй…» – читаю я еще одну молитву святителя Василия, и кажется, действительно вижу и Небо, и землю, и ангелов (силы – это ведь ангелы в данном случае – бесплотные), и себя вот здесь, в своем уголке… Но для чего далее Господь именуется Светом, «у Негоже несть пременение, или преложения осенение»? Что это для нас означает? Не то ли, в частности (на полноту не претендую), что я сказала недавно на каком-то духовном автопилоте приятелю своему, нашему прихожанину, попавшему в тяжелую ситуацию: «Ты просто помни: что бы ни случилось, что бы ни происходило здесь, у нас на земле, – Бога от этого меньше не станет»? Нет у Него перемены! И, значит, нет перемены к нам – грехи наши Его любви к нам не уменьшат, только наша потребность в нем, необходимость нашего пременения, изменения, раскаяния станет острее. Как там, у апостола Павла? – «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?» (Рим. 8: 35).

«Да не падше и обленившеся, но бодрствующе и воздвижени в делание обрящемся» – это о Втором Пришествии. О Страшной суде. То есть о каждом нашем дне. Как это всё же важно – быть «воздвиженным в делание»! Где это я недавно прочитала?.. Да в фэйсбуке я это прочитала, на страничке монахини Евфимии: «Трудно душе бывает – только тогда, когда она скитается без работы, делания. Когда эта работа совершается – нигде не страшно и не тяжело, но всё – и леса, и мегаполисы – наполняется светом и смыслом».

«Тя благословим, вышний Боже и Господи милости, творящаго присно с нами великая же и неизследованная, славная же и ужасная, ихже несть числа…» – продолжаю я читать вслух зеленую книжку. Значит, Он творит с нами не только понятное нам, но и то, что не может быть исследовано нами: мы на сей день не знаем, для чего это нам нужно. Мы должны Ему довериться – даже если то, что Он с нами творит, для нас ужасно…

Вот так утреннее правило изменяет… нет, не изменяет, а, скажем точнее, ставит меня перед необходимостью изменить отношение к собственным моим скорбям и страхам. Но самое, может быть, трудное для меня в нем – это повторяющаяся в разных молитвах благодарность Богу за то, что Он дал мне еще время, еще один день; что Он всё еще не отнял у меня возможность изменяться к лучшему и приближаться к Нему: «…яко многия ради Твоея благости и долготерпения не прогневался еси на мя, ленивую и грешную, ниже погубил мя еси со беззаконьми моими, но человеколюбствовал еси обычно…»

Действительно, есть такая психологическая особенность нашего утреннего пробуждения: возвращаясь в свою явь, мы видим ее вновь после разлуки и реагируем сразу на всё: и на хорошее, и на плохое, и на то, что было вчера, и на то, что ждет сегодня. Иными словами, мы сразу оцениваем свое житье-бытье и, как правило, жалеем себя, хотя и утешаемся тоже: хуже ведь могло быть, то ли еще с людьми на этом свете происходит! И нам не приходит в голову увидеть свою картинку иначе, не с точки зрения «хорошо или плохо обстоят мои дела», а с точки зрения «каков я сам перед моим Творцом». Иными словами, сразу, спросонья, включить чувство долга перед Ним.

Раз Бог дал нам день, значит, Он даст нам и необходимую помощь, не только во внутренних наших усилиях, но и во внешних…

О том, что картина печальна, говорит то же утреннее правило: «Боже, очисти мя грешную, яко николиже сотворих благое пред Тобою…» (Макарий Великий… А не странно ли вообще, что они, святые – вот так – о себе? А я ведь еще и мысль такую мышиную где-то под спудом прячу: ну, не совсем уж, дескать, не сотворила я ничего…) Но то же правило сообщает нам и другое: раз Бог дал день, значит, Он даст нам и необходимую помощь, не только во внутренних наших усилиях, но и во внешних, житейских трудностях и горестях, в бесконечных «рабочих моментах». «К тебе, Владыко Человеколюбче, от сна востав, прибегаю, и на дела Твоя подвизаюся милосердием Твоим, и молюся Тебе: помози ми на всякое время во всякой вещи…»

Однако и это простое, казалось бы, место не так просто на самом деле. Конечно, резкой границы меж внешним и внутренним нет: наше внешнее втягивается вовнутрь, становится участником, фактом духовной жизни по мере наших собственных духовных усилий. Но иное внешнее дело в духовную жизнь не втянешь, не включишь никак, потому что оно греховно. «На дела Твои подвизаюся…» – говорится в молитве, а оно, это дело – не Его! Вот так утренняя молитва заставляет нас задуматься обо всем, что мы планируем сделать в наступивший день.

Наконец я ее закрываю – маленькую зеленую книжку с красной веревочкой-закладкой. И понимаю, что только сейчас по-настоящему проснулась. «Бдети к песни укрепи, уныния сон отгоняющи» – из процитированной уже неоднократно молитве святителя Василия ко Пресвятой Богородице.

***

    

Второй раз я открою зеленую книжку поздно вечером. Открою, чтобы произнести: «Что Ти принесу, или что Ти воздам, великодаровитый Безсмертный Царю…» Произнести и остановиться: что я, действительно, дам-то Ему теперь? Чем воздам за то, что в минувшем дне Он меня не оставил? «…яко ленящася мене на Твое угождение, и ничтоже блага сотворша…»

Утром я, как сказано уже выше, видела необходимость и возможность духовного труда, а что же днем? Днем я много работала, да; но на угождение Ему действительно ленилась. Не вдруг поймешь, что эта преследующая тебя болезненная слабость на самом деле обыкновенная лень. Лень сделать усилие, подняться над происходящим, над переживаемым и обратить его себе на духовную пользу, получить от него духовный плод. Погрузиться в обиду и жалость к себе, дать волю раздражению или панике – это гораздо легче, оказывается, чем сделать такое усилие! А результат дня, проведенного в лени, – вот он: «ничтоже блага сотворша».

…Однако же Он «привел еси на конец мимошедшаго (невозвратимого!) дне сего, обращение и спасение души моей строя…». Значит, всё происходившее со мною сегодня – это… Это Его забота о моем обращении и спасении. Это Его бесконечно терпеливая возня со мною, ленивой и малоуспешной…

Эта молитва святителя Макария Великого – тоже кладезь смыслов. Произнося ее, нужно задуматься о том, что такое «помысл лукавый видимаго сего жития» (именно конкретно – какой лукавый помысл живет в тебе сейчас, сегодня; может быть, желание чем-то отличиться, кому-то понравиться?) и почему человеколюбие Бога называется неизреченным – человеческими словами нельзя его исчерпать, объяснить, определить…

«Всади в сердце мое творити Твоя повеления, и оставити лукавыя деяния, и получити блаженства Твоя»Иоанн Златоуст. Как важно, что именно в сердце, а не в сознание. Всади – значит, как семя, как саженец – чтоб росло. Получити блаженства – те самые, евангельские, из Нагорной проповеди. Сделай так, чтобы в сердце моем выросло подлинное, без лукавства, стремление к ним…

Вечернее правило, как и утреннее, показывает необходимость (хотела написать – заставляет, но тут же поняла, что ведь не заставляет вовсе) довериться Богу. Мне представляется, что это доверие не должно оставаться абстракцией для нас, призыв к нему нужно сразу проецировать на конкретные случаи. Молитва святого Петра Студийского ко Пресвятой Богородице: «Не попущай, Пречистая, воли моей совершатися, неугодна бо есть, но да будет воля Сына Твоего и Бога моего…» Как это понимать? Моя воля – в том, например, чтобы мне повысили зарплату. Разве не естественно этого желать? Но воля Бога может выразиться в противоположном. Зарплата останется прежней, а то еще и пойдет вниз, потому что для моего смирения и обучения духовной жизни необходимо именно это: «…да будет воля Сына Твоего и Бога моего, да мя спасет и вразумит и подаст благодать Святаго Духа…»

«Мысль мою Твоим смирением сохрани» – и вдруг я осознала, насколько же несмиренна, горда, самоуверенна и агрессивна моя мысль…

Но разве не было со мной такого: я произносила какую-то молитву или какую-то фразу из нее механически, ну действительно как «абонент недоступен»? Еще как было. А потом – всегда неожиданно почему-то! – эта фраза вдруг оживала, наполнялась горячей кровью смысла, и смысла насущного. Например, строчка из молитвы святого Антиоха ко Христу как второму Лицу Пресвятой Троицы: «Мысль мою Твоим смирением сохрани». Она никак до меня не доходила, эта строчка, и вдруг я осознала, насколько же несмиренна, горда, самоуверенна и агрессивна моя мысль – мысль, с помощью которой я сужу о людях и событиях, оцениваю, принимаю решения, строю свое поведение… Из чего она исходит каждый раз, эта моя мысль? Из моего неосознанного желания поставить себя повыше, оградить от того, что унижает. Из гордости. Потому и надо мне просить – сохрани мою мысль. Твоим именно смирением – «…с высоты нас ради смирил еси Себе…»

Если утреннее правило помогает мне проснуться в духовном смысле – после того, как я проснулась физически, – то вечернее должно придать духовный смысл противоположному, переходу к отдыху, ко сну: «Мирен сон и безмятежен даруй ми» – произносим мы вслед за упомянутым уже здесь святителем Макарием. Сон, и желательно именно безмятежный, то есть здоровый, необходим нам физиологически, но вряд ли мы эту безмятежность заслужили: потому-то и просим о ней как об особом даре – даруй.

Да, не всё сразу доходит. До меня долго не доходили слова из молитвы святого Антиоха: «Спяща мя сохрани немерцающим светом, Духом Твоим Святым, Имже освятил еси Твои ученики…» До тех пор, пока однажды, произнося их, не увидела себя спящую – как бы со стороны. И ужаснулась своей беззащитности… Когда мы спим, мы бессознательны, в полусне и дреме мы расслаблены и потому легко можем стать добычей лукавого. Поэтому мы просим Господа об особой заботе в эти наши часы. А почему «имже освятил еси Твоя ученики»? причем тут ученики?.. А притом, что на них, на апостолах, почил Святой Дух, а на нас при крещении положена печать дара Святого Духа – миропомазание. Нас – Своих – освященных – сохрани. Вот так смысл доходит – внезапными озарениями.

***

Нет, молитвослов не заменит нам всей духовной, святоотеческой литературы. Напротив, в норме он должен нас к ней отсылать, делать ее для нас необходимой. Но в ненормальной ситуации, при полном отсутствии этих книг (чего не дай Бог!) он всё-таки не дал бы пропасть.

Марина Бирюкова

17 ноября 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Зачем нужен молитвослов? Зачем нужен молитвослов?
Сергей Худиев
Зачем нужен молитвослов? Зачем нужен молитвослов?
Сергей Худиев
Необходимый признак жизни — дыхание; необходимый признак духовной жизни — молитва. Христианин начинает каждый свой день с молитвы, молитвой его завершает, молится перед едой, перед началом всякого дела, в общем, постоянно, как дышит. Обрести это дыхание и поддерживать его — важнейшая часть нашей жизни.
Как живем, так и молимся, как молимся, так и живем Как живем, так и молимся, как молимся, так и живем
Игумен Нектарий (Морозов)
Как живем, так и молимся, как молимся, так и живем Как живем, так и молимся, как молимся, так и живем
Игумен Нектарий (Морозов)
Как научиться обращаться к Богу? Читать молитвы по молитвослову, хотя бы даже и внимательно, — это ведь еще не значит обращаться к Нему. Очень часто ловишь себя на том, что просто их читаешь или, запомнив уже наизусть, произносишь, как некие монологи, но внутренне не адресуешь к Создателю. Потому и рассеян, и сердце холодно, и заставляешь себя подняться на молитву с трудом… Что надо сделать, чтоб молитва стала живой и горячей? Об этом мы беседуем с игуменом Нектарием (Морозовым).
Старейший молитвослов Старейший молитвослов
Диак. Павел Сержантов
Старейший молитвослов Старейший молитвослов
Диакон Павел Сержантов
Наше богослужение, вся жизнь православного человека испещрены стихами Псалтири. Книга псалмов решительно заслуживает имя старейшего молитвослова. Старейшего, но не устаревшего.
Комментарии
Ксения 7 февраля 2015, 13:39
Большое спасибо за статью. Я словно заново открыла для себя молитвослов, вы раскрыли мне глубинный смысл каждой молитвы, я словно другими глазами на него посмотрела. Буду учиться читать молитвослов со смыслом.
любовь24 ноября 2014, 21:15
Спаси господи. Очень хорошая статья.мне она очень помогла.
Александр20 ноября 2014, 18:45
Марина, спаси Вас Господи, а такую душевную статью! Я крайне редко пишу комментарии, из-за того чтоб не судить и не осуждать... Но за такую душеспасительную, от всей полноты сердца написанную статью, хочется сердечно поблагодарить! Все домашние прочли, прониклись, моя мама даже два раза подряд, послал всем друзьям ссылки, собираюсь распечатать и положить поближе к молитвослову, чтоб перечитывать время от времени... Низкий Вам поклон, даруй Вам Господи яже ко спасению прошения и жизнь вечную!
Марина Бирюкова20 ноября 2014, 11:13
Друзья, мне что-то страшновато от ваших комментов - при всей их теплоте, при всей вашей очень мало мною заслуженной благодарности. Я боюсь, что переступила ту черту, которую не нужно переступать, и принялась учить других - в то время, как самой еще учиться-учиться-учиться, да так и не выучиться.Более того - мне кажется, я полезла делать то, что подобает делать только священнику.Это пугает меня еще и потому, что я уже слышала упреки такого рода в свой адрес. В нашем деле все грани очень тонкие, легко переступить... И все же я решаюсь что-то такое делать, исходя из того, что, во-первых, как уже сказано, мне самой не раз помогали такие же, как я; а во-вторых - ученики, сидящие за партами в классе вполне могут помогать друг другу, делясь своими открытиями, и хороший педагог это всегда поощряет. Для меня в этом смысле пример - Саша Ткаченко, редактор отдела "Вера" журнала "Фома" - он не проповедует, не катехизирует, не поучает, не просвещает, он просто делится своими открытиями.Вот и я пытаюсь делать то же.
Галина 20 ноября 2014, 03:22
Слава Богу за все! Спасибо Марине Бирюковой за помощь, мне, грешной, в более глубоком осознании Молитвенного правила. Эти осмысленные ею положения в строках молитв,растолкованные нам ею, становятся мне более понятны. Быть с Богом , улучшаться нравственно, взрастать духовно, распознавать свои грехи и иметь возможность каяться - эти желания стали еще глубже и сильней в моей грешной душе.
Василий17 ноября 2014, 22:11
Здравствуйте Марина. В начале рассказа Вы отнесли себя к числу несовершенных и грешных мирян. Читая далее ловишь себя на мысли что я такой же. Пройдя по тексту понимаешь, что Вы поскромничали.Несовершенному такое не под силу, я так думаю. Спасибо за Ваш труд, не останавливайтесь,продолжайте в том же духе.
Наталья17 ноября 2014, 21:31
Вчера,читая утреннее правило,тоже рассуждала как написано в статье,как будто поделилась своими размышлениями и мне ответили,спасибо.
Галина17 ноября 2014, 19:44
Спаси Господи,Марина,как нужны мне были эти слова....
Ирина17 ноября 2014, 18:15
Спаси Господь за прекрасную статью, Марина!
Ж.17 ноября 2014, 17:35
А для меня это Евангелие. Молитвослов - это служебное. Сейчас такое скажу, меня тут гнилыми помидорами закидают :) Можно и на одной молитве "Отче наш...", которую дал Христос апостолам, жизнь прожить. Молиться ею 500-1000 раз в день - и вперед.
Юлия17 ноября 2014, 16:34
Спаси,Вас,Господи!.Благодарю за вразумительную статью.Здоровья Вам и сил.Жду новых публикаций.
Владимир Паданин17 ноября 2014, 14:26
С этой книги день начинается и ей кончается.С Богом встаем и с ним ложимся.Хорошо что разрешено стало верить и произносить слово Бог.Помолиться в храме,помянуть родных и близких,батюшку спросить... Спасибо за книгу.Лишний раз задумаешся и решишь что сказать и что сделать.Помогай вам Бог на творческом поприще,здоровья,успехов.Владимир.
Владимир Паданин17 ноября 2014, 13:00
Надо по думать...
Владимир17 ноября 2014, 11:32
Одна из немногих статей читая ,которую приходится думать о своей жизни. СПАСИБО .Владимир
р.Б. Максим17 ноября 2014, 11:06
Марина, большое спасибо за статью! )
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×