Чтобы не уйти…

    

«Умеешь побеждать, Ганнибал, но не умеешь пользоваться победой». Так говорили римляне о заклятом своем враге и гении войны – Ганнибале Карфагенском. Тот, как известно, сражения выигрывал, и при Каннах нанес Риму неслыханное поражение, и вообще покрыл себя славой великого полководца, но… Войну Риму всё же проиграл, потому и дал повод для подобных пословиц. И сказанное о нем не его одного касается. Можно выигрывать сражения и проиграть войну. Можно выиграть войну, но бездарно распорядиться плодами победы. И далее вглубь жизни по нисходящей линии: жениться, но не создать прочную семью; выучиться, но никогда не пользоваться полученными знаниями; построить дом, но не обжить его. Список велик. И нам, как людям верующим, интересна такая ситуация: человек в Церковь пришел, но в Церкви не остался. Вымыло человека из Церкви, выбросило, словно пробку из шампанского. Это случается сплошь и рядом. И у этого явления есть масса субъективных характеристик, знать которые мы не в силах, следовательно – оценивать не вправе. Но у этого явления есть и стандартные черты, которые можно описывать и наносить на карту местности в качестве заминированной территории. Итак, по какому минному полю, или шире – полям, ходить не стоит, ступив на землю Церкви?

Дурная эсхатология

Немало людей вошли в церковную ограду с тревогой о конце света. Это не предосудительно и даже неизбежно. Сама вера наша устремлена к будущему веку, то есть видит конец века нынешнего. Христос, как пишет апостол Павел, «когда пришла полнота времени… родился от жены и подчинился закону» (Гал. 4: 4). Полнота наступила с момента Рождества, и под знаком ожидаемого конца проходит вся история человечества. Более того, именно когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда-то и близок конец (см.: 1 Фес. 5: 3). То есть когда ожидание конца и ощущение его близости отойдет, придет на их место ложная уверенность в стабильности – тогда близок конец. Но сказанное как раз означает, что в отношении конца времен христиане должны быть, я бы сказал, напряженно-спокойны. Они не должны быть взвинченны и нервозны. Именно взвинченность и нервозность характерна для некоторых недавно пришедших, недавно воцерковившихся. Они не знакомы с историей. Им кажется, что сегодняшние события совершенно уникальны, тогда как на деле всё уже было не раз: и массовая тревога, и ропот против церковной власти, и умножившиеся грехи, и беды, вплоть до не погребенных трупов вдоль дорог. И всё это повторяется в духе, меняясь лишь в пропорциях и количествах, до тех пор, пока не протрубит последняя Архангельская труба. И о дне и часе том нам заповедано даже не испытывать, но в целом вести жизнь бодренно.

Ревностный язык не щадит тогда и патриарха с митрополитами, и духовников в монастырях и приходских храмах. Всюду мнится если и не заговор, то по крайней мере непростительное охлаждение.

Эсхатологическая взвинченность опасна с нескольких сторон. Во-первых, те, кто не разделяет крайних взглядов, кажутся «ожидателю конца света» либо изменниками, либо людьми мирского духа. Ревностный язык не щадит тогда и патриарха с митрополитами, и духовников в монастырях и приходских храмах. Всюду мнится если и не заговор, то по крайней мере непростительное охлаждение. Дружественные связи рвутся. Из всех тем для разговоров остаются только темы масонов, кодов, знаков и близкого суда. Не только радость, но элементарное спокойствие уходят из жизни. И можно смело считать «закодированным» человека, всюду говорящего только на тему кодов. А каково разочарование «ожидателя», когда Суд медлит и времена оттягиваются! На Самого Господа, думаю, некоторые злятся, что Он не спешит прийти. Огорчаются, как Иона, даром ждущий разрушения Ниневии. И как было уже в истории, так бывает и на наших глазах. Ждавшие, но не дождавшиеся конца христиане склонны вместе с потерянной надеждой на скорое завершение истории утратить саму веру. Времена напряженного ожидания Суда часто сменяются временами плотского разгула, скепсиса, словно компенсирующего былые эсхатологические лишения и ожидания.

Вывод: не стоит строить всю веру и всё мировоззрение на одном лишь только последнем члене Символа веры: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». Стоит помнить о конце всегда. Но не стоит мыслями о конце вытеснять из жизни всякую радость, всякое творчество, всякую простоту и легкость, без которых жизнь может стать невыносимой независимо от близкого прихода или неприхода Антихриста.

Церковная изнанка. «Слишком человеческий аспект»

В храм можно войти главными, западными дверями, но служителям можно и через пономарку. Так и театр для зрителей начинается с вешалки, но для работников и артистов – с черного или служебного входа. Всюду есть возможность заходить не с улицы и открыто, но как-то и где-то вместе с «избранными». В отношении Церкви имеется в виду «естественное» для падшего человека стремление завязывать знакомства, обрастать связями, гордиться близостью к тем или иным церковным деятелям и иерархам. «Я знаю», «я был», «мы общались», «мы вместе ездили»… Всё это слишком по-человечески, и не стоило бы на этом акцентировать внимание, если бы не опасности, скрытые в явлении. Странно, но факт: можно так сильно обрасти «знанием» разных людей Церкви, что знание главного Человека Церкви – Иисуса Христа – отойдет на задний план. То, в чем Павел упрекал коринфян («я Павлов, я Аполлосов, я Кифин», – говорили они. – см.: 1 Кор. 1: 12), существует в виде реального соблазна и для всякого из нас. С одним епископом ездил в паломничество, с другим архимандритом сидел за столом на празднике, у того духовника был в келье, и вот уже началось «священное накопительство» знакомств и воспоминаний. Это потом можно будет пересказывать с видом знатока, это можно будет вменить себе в тайную заслугу. А ведь единственное, что имеет подлинную цену, – это знание Иисуса Христа как Главы Церкви и своего Спасителя. Всё остальное – инструментарий для этого познания.

Чрезмерная близость к человеку опасна угрозой резкого разрыва с человеком.

Дальнейшие опасности парадоксальны. От любви до ненависти, как известно, один шаг. Ровно столько же и от страстного восхищения и обожания до вражды и ненависти. Чрезмерная близость к человеку опасна угрозой резкого разрыва с человеком. У англичан есть поговорка: «Ближе знаешь – меньше чтишь». Отсутствие некоторой необходимой отстраненности от старца, духовника, священника, епископа опасно. Опасна эта не в меру сократившаяся дистанция именно человеческим (страстным) отношением к носителю сана. Она грозит превратиться в явление просто человеческое, слишком человеческое, а значит, по сути прелюбодейное (не в смысле непременно плотского греха, но в смысле измены Господу, что есть на языке аскетики – прелюбодеяние). И если кто-то из нас начнет искать абсолютную святость в мире церковных людей, он может спровоцировать катастрофу в своей духовной жизни. Мы можем забыть литургический возглас: «Един Свят, един Господь Иисус Христос во славу Бога Отца. Аминь». Христос – Единый Безгрешный. В этом смысле слова «Един Свят» – это не просто возглас службы, но руководящий принцип мышления. Абсолютной святости в людях искать нельзя! Сам поиск ошибочен, следовательно – результаты могут быть гибельны. Результатом может стать разочарование, разуверение, крушение идеалов, отчаяние. И вот уже вчерашний собиратель «отеческих преданий» и «живых историй» сегодня оказывается циничным пересказчиком церковных анекдотов. Он устал, он поломал крылья, он обжегся ранним входом в алтарь или чрезмерной близостью к иерархам. Ему не на пользу пошли услышанные разговоры. Его уже трудно удивить, поскольку со всем он, кажется, знаком. На Литургии он рассеян, книги его не интересуют. Проповедь он не слушает, благословение берет только по привычке, вместо «здравствуйте» с духовенством.

Если вы не хотите, чтобы сказанное относилось к вам или вашим родным, не спешите вводить своих сыновей в алтарь, даже если настоятель предложит. Не спешите и сами близко сходиться с церковными людьми. Окрепните в вере, наберитесь твердости и мужества. Научитесь видеть Христа не только в символах и знаках богослужения и церковного убранства, но научитесь замечать Его действия через людей, благодаря людям и вопреки им. Тогда всё остальное будет не страшно. Тогда остальное вас не оттолкнет, не обидит и не соблазнит. Но только тогда – и не раньше.

Церковь – это, при всей видимости, осязаемости, исторической огромности, есть предмет веры. Мы говорим: «Верую во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». То есть главное в Церкви доступно не глазу, не уху и не рукопожатию, а сердцу. И как зрелище греха вне Церкви не разубеждает верующего в существовании Бога, так и зрение греха внутри Церкви не убивает у подлинно верующего человека веру в Церковь и любовь к ней. Такая встреча с грехом внутри ограды есть всегда вызов, и боль, и серьезное испытание. Его можно преодолеть, но его нельзя искать, и на него нельзя добровольно нарываться. Вот почему настырное желание всё знать, со всеми перезнакомиться, всюду быть вхожим и своим наказуемо умножением соблазнов и угрожает потерей веры.

Если Церковь сравнить с картиной, то нужно выбрать расстояние от себя до нее, чтобы видеть всё правильно. Чрезмерное удаление превращает картину в пятно. Но чрезмерное приближение открывает фактуру холста, отдельные мазки, но никак не красоту в видении общего и целого. Ищите такую точку обзора Церкви, с которой Невеста Христова будет видна в красоте своей. Но без особого приглашения не дерзайте подходить к ней ближе, чем на вытянутую руку. И даже после приглашения приблизиться не спешите. Если это воля Божия, приглашение повторится.

Горячность. Возможная чрезмерность усилий

Жизнь в Церкви – это не бег на спринтерскую дистанцию, так, чтобы рвануть с места, выложиться и достичь цели. Это даже не бег на длинную дистанцию, но, если уж говорить в подобных категориях, это кросс по пересеченной местности или даже марш-бросок. Мы движемся не по ровной дорожке, наматывая круги. Мы движемся вверх-вниз, то бегом, то шагом, не налегке, но с грузом или отягощением. Соответственно нам нужна не рывковая скорость, а терпение и жизненная выносливость.

Многими тысячами исчисляются те наши во Христе братья и сестры, которые в начале своего церковного пути «подвижничали» с максимальным напряжением и быстро растратили запас сил. Затем с роковой неумолимостью к людям, растратившим силы, подбирается уныние, а там уже недалеко и до кризиса веры. Вы легко узнаете их по потухшему взгляду, по скептическим интонациям голоса, по грустным историям о личных катастрофах, постигших тех или иных христиан. И всего этого можно было избежать или по крайней мере минимизировать потери, если бы существовало здравое духовное руководство. Но поскольку каждый из нас чаще всего предоставлен сам себе, а те, у кого есть духовник, нередко имеют в их лице ригористов и любителей строгости, то и результат понятен. Каждый из нас, кто нашел Церковь Христову и кто сумел, преодолев неизбежные сложности и соблазны, остаться в Церкви, призван к своему «малому учительству». Мы можем быть осторожными подсказчиками тем, кто делает в Церкви свои первые шаги. Стоит подчеркнуть слово «осторожными». Ведь неофит, если он (она) студент, будет рваться в монастырь и захочет бросить учебу в вузе. Наше дело успокоить его и убедить доучиться «за послушание». Неофит выбросит с полок одни книги и заменит их другими. Он начнет поститься по монастырскому уставу и обвяжет вокруг запястья четки. Он еще много чего сделает вплоть до поспешной попытки дать обет безбрачия или пуститься в странничество. А наше дело, в качестве старшего друга или брата во Христе, сдерживать, успокаивать и подсказывать. Мы должны действовать в духе слова, сказанного древними: «Увидишь новоначального, лезущего на небо, – сдерни его за ноги».

Принцип постепенности требует от человека постоянной посильной учебы. И если «поле – академия солдата», то наша учеба – практическая литургика. Нужно сперва всем изучить чинопоследование Литургии и неопустительно бывать на службе в воскресенье. Оттуда – от посещения храма – начнется слышание слова Божия и знакомство с месяцесловом, то есть с именами и житиями празднуемых святых. Важнейшей вехой должен стать первый в жизни Великий пост. Великий канон, скудный стол, неядение в определенные дни, земные поклоны, Преждеосвященная Литургия, Страстная седмица с ее уникальными службами и наконец Пасхальная ночь должны и могут стать камертоном церковности. Затем, однажды пережив ту Христову ночь, что светлее дня, человек должен будет поддерживать пасхальное горение в своей душе каждое воскресенье и смотреть на воскресный день как на малую Пасху. Среда и пятница каждой седмицы смогут стать со временем малым аналогом Великой среды и Великой пятницы. Жизнь будет выстраиваться относительно главного – Воскресения Христова и подготовки к нему. Тогда можно будет заняться и всем остальным, от молитвы по четкам до изучения греческого. Но не раньше.

Духовные книги, которые мы читаем, должны быть таковы, чтобы написанное в них могло быть нами применено на практике.

Великое дело также – прислушаться к слову: «Избери себе чтение». Духовные книги, которые мы читаем, должны быть таковы, чтобы написанное в них могло быть нами применено на практике. В случае если предмет чтения недосягаемо высок, мы рискуем травмироваться попытками воплощения прочитанного, а затем рискуем впасть в уныние от чувства никудышности. Так, предупреждают святые, монах, живущий в общежительном монастыре, может читать книги об отшельничестве и мечтать о пустынном жительстве. Монах же, живущий в пустыне, может читать о смирении братьев в общежитии и смущать себя мыслями о превосходстве жительства среди братьев. Цель у лукавого и там, и там одна – поселить в человеке недовольство своим образом жизни и согнать с места. Далее однажды согнанный помыслами с места рискует уже нигде не найти покоя и с унылым видом странствовать с места на место. Что касается мирян, то схема та же. Они читают монашеские книги, мечтают о святом житии вдали от суеты и… создают проблемы себе и другим на ровном месте. Жены не хотят стоять у плиты и делить супружеское ложе. Мужья мечтают бросить работу и одеться в подрясник. И те, и другие тихо ненавидят всё, что вокруг них, и это мало похоже на подлинно духовную жизнь.

Вывод: читать нужно то и лишь то, что можешь применить на практике. Реальной проблемой нашей церковной жизни является острый дефицит книг, написанных для мирян, о мирянах и об их ежедневной духовной проблематике. Но дефицит дефицитом, а холодная голова холодной головой. В пушкинские времена святитель Филарет (Дроздов) в переписке и устно осаживал некоторых, не могущих понять, что XIX век не есть век V, а пригород Москвы не есть Фиваида или пустыня Египетская. Два столетия прошло, а необходимость доказывать это не отпала.

«Спастись не трудно, но мудро», – говаривал преподобный Кукша Одесский. В этой короткой фразе большая сила. Спасение достигается не столько чрезвычайностью усилий, сколько дозированным усилием в правильном направлении. Ключевые слова – «правильное направление», поскольку множество сил, брошенных в пустоту, никакого эффекта не дают. Мы все нуждаемся в трезвении. Не в смысле воздержания от спиртного (что тоже уместно и желательно), а в смысле трезвого взгляда на мир и себя в нем. Об этом трезвении молится священник сразу после освящения Даров. Он просит, чтобы Великие и Святые Тайны были людям «во трезвение души». Это столь важно, что просьба об оставлении грехов поставлена после просьбы о трезвении. А ведь, казалось бы, прощение грехов – самое желаемое. Нет. Противоположность трезвению – прелесть. В общем и целом это то состояние души, при котором человек признает ложь за истину, обманывается в главном. Человек может быть уверен в своей святости, в правильности своего пути, в непогрешительности своего образа мыслей и проч. Тогда он будет идти по жизни, как паровоз по рельсам, и остановить его или заставить свернуть будет невозможно. Вот такой несгибаемой твердости новоначальному и нужно опасаться. Затвердевать, набирать скорость на выбранном пути человеку можно только после приобретения опыта, после преодоления неизбежных ошибок, после приобретения опытного смирения.

Не жить только ожиданием конца света; не искать в людях той беспримесной святости, которая есть у одного лишь Господа; обижаясь на людей, не переносить обиду на Церковь; в друзья к сильным не лезть; сплетни не переносить, слухами не интересоваться. Учиться и думать, познавать церковную жизнь через нужную книгу и Литургию. Никуда не спешить, внешние условия жизни не менять с революционной решительностью, так как всё внешнее поменяется само в зависимости от перемен внутренних. Запасаться терпением и вырабатывать в себе житейскую выносливость. Что еще забыли? Наверняка многие слова не сказаны, и мудрые добавят от себя или оспорят нечто из сказанного. Вспомним в конце поднятого разговора еще одну заповедь отцов: «Пойми время»

Разные времена требуют от христиан разных трудов. И мы не как бесчинные и самовольные подвижники творим, что хотим, но как сыны Церкви должны делать то, чего Церковь ждет от нас. Есть времена тихих и тайных молитв, времена мужественного исповедания, если тебя раскрыли. Есть времена (вернее – были) массового подвижничества и аскетизма. Есть времена внешнего благополучия, подаренные Богом для того, чтобы приготовиться к грядущим скорбям и заняться исцелением внутренних недугов церковной жизни. Монашество, семья, образование. Бывает, что каждое из этих явлений цветет или приходит в упадок. Что сегодня? Каков общий фон истории? Мы не будем давать ответов на этот вопрос, поскольку задача понять время обращена к каждому. От того, как кто время поймет, так он и жить будет. Разные ответы родят разные образы поведения. Один захочет переехать из города в деревню, а другой пойдет учиться на богословские курсы. Один побоится жениться, а другой, напротив, и своих детей нарожает, и брошенного из детдома усыновит. Кто-то захочет убежать на Запад, а кто-то, наоборот, начнет думать о миссионерстве на Востоке. Ответы будут разными, и суд о них будет выносить Господь. Не предвосхищая Его суд, лишь повторим вопрос-задачу: «Пойми время». И поскольку мы потратили некоторое количество времени и слов на тему того, как неофиту не выйти вон из Церкви, попробуем потратить время и силы на следующую тему, органически вытекающую из первой. А именно: что в Церкви делать? Чем в ней заняться? Как найти свое место в этом своеобразном Ноевом ковчеге, где так много совершенно разных живых существ – хищников, травоядных, больших и маленьких, таких разных и непохожих, собранных под одну крышу чувством общей опасности и общим для всех желанием – спастись.

Знаем по опыту, что множество людей живут на свете с чувством ненужности, с чувством брошенной или забытой вещи. Такие люди живут словно и не своей жизнью. На контрасте – чувство присутствия в нужном месте и в нужное время, чувство собственной, пусть маленькой, полезности дает ощущение «ключа в замке». Все на своих местах, и всё как надо. Хотелось бы и в Церкви чувствовать себя, как ключ в замке. И этот вопрос требует отдельного разговора.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Дорасти(ть) до пастырства Дорасти(ть) до пастырства
Почему при достаточном количестве семинарий мы ощущаем дефицит пастырей в духовном смысле этого слова — людей, способных быть именно наставниками в жизни духовной? Связано ли это с тем что оскуде преподобный (Пс. 11, 2), то есть с общим процессом духовного оскудения?
О свободе, духовном опыте и том, как говорить о Боге. ВИДЕО О свободе, духовном опыте и том, как говорить о Боге. ВИДЕО
Митр. Антоний Сурожский
О свободе, духовном опыте и том, как говорить о Боге. ВИДЕО О свободе, духовном опыте и том, как говорить о Боге
Послесловие к докладу «О духовности и духовничестве». ВИДЕО
Митрополит Антоний Сурожский
Все знают твои прописные истины. Единственный вопрос в том, что люди не знают, какая из них относится к ним прямо сейчас.
Архимандрит Кирилл (Семенов): Главные качества духовника — это любовь, жертвенность, сочувствие и внимание сердца Архимандрит Кирилл (Семенов): Главные качества духовника — это любовь, жертвенность, сочувствие и внимание сердца
Алексей Реутский
Мирянину важно не только найти духовного отца, но и сохранить с ним взаимное доверие и любовь. Как этого достичь, избегая бестактности по отношению к духовнику? Как не переступить границу между свободой и послушанием? И, с другой стороны, как молодому священнику увидеть в истинном свете духовническое служение и научиться отличать важное от второстепенного, слышать и понимать другого человека?
Важнее воздуха Важнее воздуха
Прот. Андрей Ткачев
Важнее воздуха Важнее воздуха
Протоиерей Андрей Ткачев
Стены Иерихона падают только от звука духовных орудий! От парадоксального и для многих кажущегося абсурдным недельного хождения по кругу со звуком серебряных труб сокрушается сильный враг.
Иеромонах Иов (Гумеров): «Без любви помочь человеку невозможно» Иеромонах Иов (Гумеров): «Без любви помочь человеку невозможно»
Ласковое обращение с людьми есть не что иное, как проявление деятельной любви в повседневности. Об этом нужно постоянно помнить. И первое, что должен делать пастырь, когда к нему обращается человек за советом, — это проявить к нему доброжелательность и открытость.
«Олень плохо бежит по двум причинам» «Олень плохо бежит по двум причинам»
Из наставлений старца Арсения (Папачока)
В наши дни, когда христиане уже не могут соблюдать пост и вести нравственную жизнь так, как этого требуют священные каноны, на каких условиях священники могут причащать их? И спасется ли духовник, делающий снисхождение при допущении к святому причастию и не следующий строгости священных канонов? Вот как на эти важнейшие сегодня вопросы отвечал старец Арсений (Папачок).
«Достойный священник — друг Божий» «Достойный священник — друг Божий»
Иером. Иов (Гумеров) о пастырском служении
«Достойный священник — друг Божий» «Достойный священник — друг Божий»
Беседа с иеромонахом Иовом (Гумеровым) о пастырском служении
Антон Поспелов
Священник — соработник Богу, и когда человек принимает священство, он делает прямой вызов демоническим силам. При этом он может явно об этом и не задумываться. Человеку приходится преодолевать и внешние препятствия, и внутренние. То враг искушает и соблазняет сойти с этой стези, то обнаруживаются человеческие немощи, а иногда нужно иметь мужество, чтобы поступить по совести перед лицом трудностей и опасностей. И еще прибавлю: священник должен быть абсолютно свободен от корыстолюбия.
Схиархимандрит Илий (Ноздрин): «Господь не ломал волю учеников, и никакой духовник не может» Схиархимандрит Илий (Ноздрин): «Господь не ломал волю учеников, и никакой духовник не может»
Духовник может что-то объяснить, но, как сказано в евангельской притче, сеятель сеет, а затем прилетают воробьи и галки, клюют зерна и человек опять остается пустой. Человек и его духовник должны сотрудничать, выступать соработниками друг друга. Только тогда можно будет говорить о подлинном духовном росте человека.
Комментарии
Ekaterina Zimina20 февраля 2016, 00:00
очень как-то по-бытовому написано, но очень сложно. Не всякий знаком с батюшками или даже дьяконами. Тот, кто уходит, скорее всего вообще ни с кем из клира не знаком. А может быть и так, - знаком, но наоборот чувствует свое недостоинство по сравнению со священниками, боится близко подойти, а не кичится связями. У меня такой список врзможных причин: 1) церковнославянский язык. 2) высокомерные или даже злые люди, служащие при храме (у меня это на последнем месте, и я принципиально не обращаю внимания, но все же общая атмосфера бывает напряженная, - чувствуешь, что все за тобой следят, им до тебя есть дело, и боишься сделать что-то не так. 3) при этом никто не объясняет смысл происходящего ( все знают точно только, что делать со свечами) 4) ощущение, что священники отделены от народа, служба служится не вместе с ним, а как-бы по-отдельности, а после службы спешат, . 5) в таинстве исповеди часто главным является священник, а не тот, кто исповедуется. Иногда это выглядит, как экзамен, когда нужно сказать всё "правильно, а не как на самом деле. Если подытожить, то это много долженствования, а о душе думать приходится уже в последнюю очередь
Екатерина25 декабря 2014, 20:00
Большое спасибо за статью! Поняла,какие я делаю ошибки...
Людмила 6 декабря 2014, 02:00
Людмила: Кате 2014-11-18 11-29 Николай Гоголь РАЗМЫШЛЕНИЯ О БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ .pravoslavie.ru/put/biblio/gogol/gogol23.htm Ничего лучшего о Литургии я не читала.
Ирина29 ноября 2014, 00:00
Простите, никому не хочу навязывать свое мнение и ни с кем спорить, тем более, что у всех людей бывает по-разному, но мне знакомство с прихожанами и работниками храма более мешает, чем помогает. Именно будучи неофиткой, сама напросилась помогать убирать храм, и мне это очень нравилось. Но вот в чем проблема - все тебя знают, приходишь в храм, все начинают тебя приветствовать по очереди. Казалось бы, в этом нет ничего плохого, но это очень отвлекает и мешает настроиться на службу. А если вдруг задумался и с кем-то не поздоровался - обиды. А потом, еще одно неудобство: ко мне уже привыкли, как к помощнице по храму, и стали этим пользоваться. Если вдруг требуется какая-то мелкая услуга во время службы - не церемонятся, сразу обращаются ко мне. А мне хотелось бы постоять спокойно, углубиться в смысл того, что читают или поют, и так иногда некстати, когда отвлекают. Поэтому я стала ходить в другой храм, где меня никто не знает. И мне это нравится гораздо больше - стоишь спокойно, никто не обращает на тебя внимания, можно внимательно все слушать. Не знаю, правильно ли это с позиций благочестия, но я так чувствую и моей душе так лучше.
Михаил28 ноября 2014, 16:00
В моём городе большинство храмов старинные, и расположены в центральной части. Там же есть и пара подворий окрестных монастырей. И получается так, что в принципе, за пару-тройку часов, можно обойти десяток церквей, где пешочком, где остановочку на маршрутке. Так что некоторые благочестивые православные, например, каждый праздник бывают на престольном. Успение - в Успенском, Покров - в Покровском, Иоанна Предтечи - в Предтеченском, итд. У нас вообще-то все всех знают, в этом смысле, потому что ходят на богомолье одни и те же люди, и эти же люди ходят в окрестные церкви. Я думаю, у тех тетушек и дядюшек, которые так "локально поломничают" уже много лет, нету проблем с принятием или непринятием их в общины. Они именно, что ходят к Богу. Не думаю, что кто-то из них стремится подружится, вписаться в коллектив и тому подобное. Хотя каким-то образом они всё же вписаны. У нас ещё и монастырей полно в округе. Много верующих людей, традиционно край богомольный. Я хочу сказать, что каждому неофиту не нужно терять надежды найти свою "семью". Господь подаёт. Только ведь Бог, Он же не спешит обычно. Нам нужнее Он, нужнее Христос, нежели то - примут нас в пономари или нет, рукоположат или нет, подружимся мы с прихожанами или нет... Но это сразу не понимаешь, к сожалению. Рвешься, суетишься, а оказывается потом, что не по делу.
Евгений24 ноября 2014, 23:00
Благодарю вас за статью, отец Андрей! Первый раз я начал воцерковляться где-то в 18 лет. У меня не было никакого опыта жизни в Церкви, я хотел всего, сразу и по-максимуму. Я стал максимально требователен к близким. При этом я практически ничего не знал о Боге. Я ходил в маленький храм и там была давно сложившаяся община, мне казалось, что очень важно стать в этой общине "своим". Скоро я стал завидовать тем, кто "свой" в храме и близок к батюшке, мне казалось, что община меня "не принимает", я быстро выгорел, охладел и через полгода отошел от Бога. Прошло 6 лет и Господь опять привел меня к себе. Когда Господь стал настойчиво звать меня, я очень долго думал, в какой храм мне пойти. Слышал, что в одном храме есть крепкая община и подумал - пойду туда. Вроде бы планировал, но никак не шел. Потом Бог вразумил меня (сам бы я до этого не додумался) - я понял, что в дом Божий нужно идти к Богу, а не к общине. Сейчас хожу в совершенно другой храм. Ваша статья, отец Андрей, мне очень помогла, потому что мне опять хочется всего и сразу, стараюсь, как могу, остепенять себя. Божией помощи вам, отец Андрей, пишите еще!
Наталья22 ноября 2014, 21:00
Спаси Господи! Отец Андрей, Ваши статьи помогают мне структурировать мысли и чувства. Жду продолжения про ключ и замок. Потому что совсем недавно поставлена задача "чем занять людей на большом приходе" чтобы это был действующий приход а не собрание богомольцев одиночек.
Людмила21 ноября 2014, 18:00
Хорошая статья. Ждем разговора про ключ в замке.
Алексей.21 ноября 2014, 10:00
Спаси, Господи!
Михаил21 ноября 2014, 00:00
С другой стороны, братия, Господь управляет всё. Конечно что-то мы делаем и для неофитов, и сами для себя, и для церкви, но благодать и Дух устрояеет. У нас часто неофит предоставлен сам себе, да потому что НЕКОМУ попектись о нем. Потому, что опытный занят сам, он САМ ВO БРАНИ. Сами батьки не имеют времени и ресурсов для душепопечения, прежде всего внутренних. Да и времени нет. С прихожанами то же самое. Иногда видишь, что брат или сестра гибнут, часто и косвенно по твоей вине, но ничего не можешь поделать, либо от равнодушия, либо от того, что гибнешь сам. Полезешь к человеку - оба в ад пойдете. Не зря говорят - "Бог в помощь".
Ирина20 ноября 2014, 23:00
Придя в Церковь, вначале была уверена, что все батюшки - в ангельском чине. Поняв, что это не так, обратилась в другую крайность - осуждать все священство. Были большие искушения, едва не отпала от Церкви. Помогло прочитанное у кого-то из святых отцов наставление: приходя в Храм, не смотри ни направо, ни налево. Старайся вообще не смотреть на лица, слушай, что читают или поют и взглядывай только на свечи и иконы. Если заметишь в поведении священников или мирян что-либо, смущающее тебя, постарайся оградиться от осуждения. Вспомни свои грехи или хотя-бы один самый тяжкий свой грех и произнеси про себя:"Господи, помилуй мя, грешную". На Страшном суде мы не за чужие грехи будем ответ держать, а только за свои. Вначале тяжеловато было все это соблюдать, но со временем появляется навык. Вообще вся жизнь в Церкви - это сплошная борьба, иногда не на жизнь, а насмерть. Бывает, устаешь, падаешь, отчаяние вплоть до паники, потом все же осознаешь, что другого пути нет, отдышишься - и все сначала.Поняла для себя, что посередке пересидеть не получится, если не идти вперед, очень быстро, иногда стремительно, скатываешься в пропасть. Только идти тихонечко.
Наталия20 ноября 2014, 22:00
Спаси Христос! Статья интересная и полезная не только для вновь обращенных. Очень понравилось сравнение церковной жизни с марш-броском. Действительно, бывает летишь в храм как на крыльях, а бывает бредешь как усталый путник. И на этой дороге многое с тобой может случиться, главное - держать светильник в руках, как пять мудрых дев. C Предверием Праздника Архистатига Михаила!
НН20 ноября 2014, 20:00
Андрей: ..."Такие статьи более уместны из уст мирянина, когда тот делится своим опытом церковной жизни...простите уж отец Андрей". Простите, Андрей, не пристало церковному человеку жестко и хамовато упрекать священника, да ещё и не по делу. Отец Андрей много пишет для мирян (в частности, и эта статья), при чём его любовь к людям, обеспокоенность и желание хоть как-то помочь нам, нерадивым, чувствуется во всех статьях. А для священников он пишет по-другому. Найдите и почитайте. Статья замечательная, не в бровь, а в глаз. Спасибо!
Андрей20 ноября 2014, 15:00
последнее время мои коменты на Вашем сайте по каким то причинам не публикуются (странно, ничего реакционного не писал). Данная статья как то сильно смахивает на оправдание священства, по типу - "мы такие какие есть, не на нас надо смотреть и с нами нечего знакомиться, т.к. это вредно и не безопасно, а смотрите на чистоту Церкви"! Пардонс, стадо смотрит на пастуха и он является представителем "Хозяина". И мне кажется нужно более работать с вверенным стадом и над собой (спасайся сам спасутся тысячи) и тогда не нужно будет оберегать овец от пастухов. Помните как Христос говорил о нерадивых пастухах - "волки в овечьих шкурах". Такие статьи более уместны из уст мирянина, когда тот делится своим опытом церковной жизни...простите уж отец Андрей.
людмила20 ноября 2014, 13:00
о.Андрей,вы ответили на многие мои недоумения,вопросы.на многое открыли глаза,помнить бы об этом подольше.
РБ20 ноября 2014, 13:00
Первый приход человека в храм должен наверное быть событием для всей общины (если таковая при храме есть) и испытанием для нее. Не презирайте неофита, не называйте его "вертолетом". Он приведен в храм промыслом Гоподним. Найдите время подойти к нему и помочь, укрепить, а иногда просто заставить (мудро, без высокомерия). Враг бьет нефоитов особенно больно. За него всегда идет борьба и нужно за него бороться. Иногда лучше оставить часть молитв и посвятить ему время, преодолеть и собственное презорство, и его стеснительность и робость (которые все от лукавого). Любой приход нового человека должен быть праздником для общины и благославлением Господа. Уход брата или сестры из храма - горем.
Людмила20 ноября 2014, 13:00
Низко кланяюсь,о.Андрей!Статья-чудо!Читала и понимала-это про меня.Гордость,тщеславие не дают покоя,но,не помню у кого прочитала,что человек становится человеком,когда он себя начинает видеть со стороны.И помогает увидеть себя со стороны только Бог.Вера в Бога-это драгоценейшая жемчужина.Не приведи,Господи,лишиться ЕЁ.А духовное рукодство,конечно,для избранных,такие грешники,как я,могут и не дождаться.Но твёрдо согласилась с мыслью,сказанной своему духовному чаду о.Иоанном(Крестьянкин),что мы являемся вещественной ненужностью и никому,кроме Бога,не нужны.Всем желаю милости Божией,которую нам надо заработать потом и кровью.
Серега?20 ноября 2014, 13:00
"Знаем по опыту, что множество людей живут на свете с чувством ненужности, с чувством брошенной или забытой вещи. Такие люди живут словно и не своей жизнью. На контрасте – чувство присутствия в нужном месте и в нужное время, чувство собственной, пусть маленькой, полезности дает ощущение «ключа в замке». Все на своих местах, и всё как надо. Хотелось бы и в Церкви чувствовать себя, как ключ в замке. И этот вопрос требует отдельного разговора" Жду, очень жду с большой надеждой. Мне этот разговор очень нужен, может быть именно этот разговор поможет избежать непоправимого, когда эта ненужность меня накроет в следующий раз и зажмет: могу натворить дел, но очень не хочу геростратовой славы. То, что мне нужно -- это несколько слов и место для шага вперед. Но эти несколько слов так ни у кого не и нашлись. Жду, надеюсь.
А.С.20 ноября 2014, 13:00
Причины ухода их храма часто "банальны" и уже давно описаны. У меня это было так: 1. Ревность и обещание "посещать храм Его святый" 2. Посещение храма 3. Далее первая мысль "если один день пропущу" - это ничего, Бог простит 4. По субботам вдруг именно вечером проводишь время за просмотром абсолютно глупых телепередач, которые в обычное время не обращал внимания. Сидишь и смотришь, как загипнотизированный..Смотришь на часы, а время уже 3 часа ночи - соответственно в 7 утра встать невозможно. Сетуешь, сокрушаешься, но то же самое повторяется каждую субботу. 5. Если не телевизор, то какая-нибудь "неотложная" работа до поздней ночи в субботу. 6. Далее мысль, что посещение храма - ритуал, ничего общего с истинной верой не имеющий и мысли о собственном лицемерии и фарисействе, бездушии и обмане Господа. 7. Далее претензии к ведению службы, священникам, поведению прихожан и что храм "не мой" 8. Самая нелепая причина - у меня нет подобающей одежды для посещения храма Итог - оставление храма. От кого все это - понятно. Он хитер и умеет уговаривать или затягивать в пустое. Теперь просто за шкирку вытаскиваю себя в храм, хотя все внутри восстает против этого. С Исусовой Молитвой просто доводишь себя до храма и заставляешь себя стоять и внимать молитве. Это просто драка какая-то с помыслами и прилогами, которые усиливаются в праздники. Обязательно нужно исповедоваться и причаститься - становится легче, но потом все повторяется и опять драка. Видимо, без этого нельзя и так нужно.
Владимир20 ноября 2014, 12:00
Хорошая статья, отец Андрей! Спаси Вас Господь!
Андрей20 ноября 2014, 11:00
И ведь вот что удивительно. Знаешь, что без Бога уже нельзя жить. Знаешь, что разваливаешься, как только перестаешь читать Евангелие, молиться, посещать храм. Знаешь, что когда ты с Богом, то все хорошо и легко - ты как будто собран воедино, мысли ясны, внутри покой. НО НЕ ДЕЛАЕШЬ НИЧЕГО, ЧТОБЫ ВОЗВРАТИТЬСЯ К БОГУ. Более того, как только появляются эти попытки - как будто кто-то сковывает тебя, появляются внешние и внутренние причины и даже обстоятельства не делать этого. Особенно много этих причин в праздники и в постные дни. И опять та же пустота, тот же ропот, то же отчаяние. У всех святых отцов один и тот же совет - маленькими шашками идти вперед, нудить себя, молиться, губы в кровь, но читать молитвы, просить о помощи. Будет трудно, но другого пути нет. Позади смерть. Нужно терпеть и идти, и знать, что все будет восставать против этого - и изнутри, и извне. Будет больно. Но если любишь Христа - то будь стоек, как и Он. Легко советовать. Простите.
Михаил20 ноября 2014, 01:00
К Р.Б: Я считаю, что добрые дела доступные любому - чтение псалтыри. Беспроигрышное и доброе дело, без прелести, без подводных камней. Даже милостыня не всегда возможна, псалтырь всегда. Это истинное доброе дело. Ангельское дело. А вообще, Ирина ниже вот всё верно написала, как бы идеальный совет и рассуждение, всё точно и четко. Так и есть. Потихонечку, не рвя жили тащим. Но непрерывно. Не останавливаясь. И да, псалтырь и участие в литургии освещают твою жизнь и дела твои сами постепенно станут добрыми. Она научит. Даже воздух освещается. Те насилия и убийства, что предотвращает милиция, то зло, что лечит МЧС и врачи, мы, православные, лечим тоже. И нам добро и всем добро: "Помяни, Господи, родители моя милосердием Твоим и вся ближния моя, и братию, и други, и соседы, и вся православныя христианы, и спаси мя молитвами всех святых. И приими в честь сия псалмы и молитвы, яже глаголах пред Тобою за ся" (из молитв по прочтению кафизм или Пслатыри)
Александр20 ноября 2014, 01:00
Евгению. Советовать ничего не могу, только поведаю свою историю. Приблизительно представляю о каком грехе идет речь. По той же причине не ходил в церковь и не причащался десять лет. Неизвестно сколько бы это продлилось но в один прекрасный день надо мной нависла смертельная опасность и мысль, кот. не давала покоя: вот возможно ты сегодня умрешьи неужели поставишь на кон свое будущее там из за своей гордости? Это первый раз в жизни когда стало по настоящему страшно. Господь дал возможность причаститься, причем меня так невыносимо терзало чувство недостоинства. Но все же однажды пересилив себя, а это надо сказать очень тяжело, Господь сподобил ощутить дейсвие св. причастия. Это не значит что я перестал грешить, но периоды воздержания от греха стали больше, и самое главное он постепенно вымывается из сердца, а это долгий и трудный процесс. Поэтому я Вам искренне желаю перебороть себя в части решимости принятия св. причастия, а остальное сдалает Бог. От нас Ему нужна решимость
р.Б.иоанн20 ноября 2014, 00:00
Очень сильно впечатляющая статья. Такой широкий диапазон проблемных и очень актуальных вопросов. Сложно не найти здесь свои слабости. А некоторые, ранее особо не замеченные, наконец-то выявлены. Теперь разобраться с ними прилежно и быть внимательнее... Спаси Господь автора и всех православных христиан!
Ирина19 ноября 2014, 20:00
Ирина - Евгению: Простите, что влезаю. Ничего не имею права советовать, только попытаюсь рассказать о своем личном опыте. Когда пришла в Церковь, было такое рвение - причащалась каждую неделю.Можно сказать, на крыльях летала. А потом вдруг - как отрезало. Ни причащаться, ни молиться - ничего. Это был шок. Такой ропот на всех - и на батюшек, и на Господа. Не причащалась два года. По церковным канонам это означает, что я уже отпала от Церкви. Казалось, что Бог меня оставил навсегда. Вобщем, полный мрак и беспросветность. Уныние, переходящее в отчаяние. Прочитала у Игнатия Брянчанинова: "Даже мысли не допускай, что ты оставлен Богом". Это немного приободрило, хотя по-прежнему чувствовала полную свою богооставленность и полнейшее одиночество, от которого хотелось просто выть. Стала делать маленькие, доступные мне усилия - читать понемногу Евангелие, причащаться сначала раз в год, потом два раза, потом каждый пост. Еще прочитала у Силуана Афонского, что лукавый всевает две мысли: одну - что ты святой, другую - что ты пропал и не спасешься. Истина посередине. Стала держаться мысли: я не святая, но Господь Своею милостью и благодатью спасает и отчаявшихся грешников. Мне лично это помогает.
К19 ноября 2014, 18:00
Упал- вставай, 1000 раз упал- 1000 раз вставай. Не ты падаешь - тебя толкают в спину, а ты вставай, вставай запросто, с радостью если угодно. Если не встанешь, тот кто толкал тебя и растопчет. Кто ты такой, чтоб не падать? Святой? Непогрешимый? Но никто на свете тебя так не любит и никому ты так не нужен как Господу. Это для пользы, для смирения.
ТаняСем19 ноября 2014, 17:00
Евгению,19.11.2014 17:29, Евгений,а вы попробуйте это рассказать батюшке в вашем Храме или в другом,но только священнослужителю,вот прям как написали здесь,так и расскажите,ведь если вы пришли к Богу,то Он не оставит вас в таком состоянии!Главное-ничего не бояться и идти на этот разговор решительно,ведь Господь нас всех ждет не для того,чтоб укорять в грехах,а чтоб простить и простить с Любовью!Извените,если все это банально,но хотелось ободрить вас,уж очень грустно вы написали!Помощи Божьей вам!!!
Евгений19 ноября 2014, 16:00
Да, интересная статья. У меня сейчас такой период, как-будто я нахожусь в прострации. Мое тело живет, бьется сердце, я хожу на работу, с работы. Но я РОБОТ. Дух мой спит, замерло все внутри, нет движения внутри, нет отклика от Бога, хотя есть. Он дает мне знать о Себе. Хранит меня в разных ситуациях, и я это знаю, я это чувствую. Но один грех меня парализовал (плотской грех), и стал вопрос такой: остаться с грехом, или с Богом? И представляете, я "завис". Причем я завис в этом пограничном состоянии надолго, и долго в нем нахожусь (наверное около 2 лет!!!). В итоге я причащаюсь только раз в год - на Рождество. Больше не могу, потому что знаю, что вернусь к тому же греху. Раньше мне было просто определиться, где я, с кем, зачем. А теперь не могу сделать выбор. Нет молитвы, нет причастия, нет того неофитского рвения к Богу, нет стремления к Писанию, чтению святых отцов, ничего нет. Я не знаю, чего я хочу от жизни, я еще не женат, как-то не устроен. И я чувствую, что как-бы меня самого нет. И вопрос ухода из церкви все чаще "маячит" в мыслях, ведь я хочу быть честным перед самим собой и перед Богом. Я не могу причащаться, зная, что опять упаду. Да, я понимаю, что это неверная позиция в корне, что отцы пишут, так и так. Раньше я причащался не смотря на падения, но вот сейчас просто не могу. И я не знаю, как вернуться к Отцу, честно. У кого есть хоть какой-то опыт, подскажите, как быть. Спасибо.
Р.Б.19 ноября 2014, 14:00
Многие испытали радость выхода из Египта в пустыню (эту радость трудно описать). Но куда идти по пустыне знают немногие. Я не знаю. Просто читаю Евангелие, святых Отцов и Псалтырь и пытаюсь "утонуть" в работе. Так легче. Постоянной вопрос, зачем я был выведен из Египта и что теперь делать? Иногда возникает мысль (понятно от кого) - "дурак, возвращайся, здесь тупик". Но превращаться в то, кем был - страшно. Там весело, но мерзко. Может быть действительно дальнейший путь через церковные и домашние правила и понуждение себя к их соблюдению с молитвой ко Господу о помощи и терпении в этом труде? И еще вот эти "добрые дела". Я не знаю, что это такое. Внутренняя борьба со своей ветхостью проходит с переменным успехом, а как различить "доброе" дело от "недоброго" по отношению у другим людям - я не знаю (раньше "знал", теперь - увы)
Татьяна19 ноября 2014, 14:00
Отец Андрей, напишите, пожалуйста, статью о том, как жить "здесь и сейчас". Наверно, это близкая тема к теме "ключа в замке". Спасибо за Ваши статьи.
Тарасий19 ноября 2014, 02:00
Спаси вас Господи, Батюшка Андрей!!! Настолько нужная и необходимая в этот отрезок времени статья, что я читал ее с открытым ртом. Ваши проповеди с удовольствием слушаем не только мы - миряне, но и насельники Монастырей. Дай вам Бог сил и терпения продолжать этот сложнейший и ответственный путь вашего пастырства. Помоги вам Господи!!!
Ирина19 ноября 2014, 01:00
Спаси Господи, отец Андрей.... Оказывается я все ошибки собрала.... Теперь понятно, почему я бросила молитву, не причащаюсь... Все ошибки мои.... Только вот, что теперь делать... Как вернуться? Судя по личным наблюдениям - теперь только очень маленькими осторожными "шажочками". А статья весьма полезная!
Постоянная читательница сайта18 ноября 2014, 23:00
Очень полезная статья. Особенно ценно то, что она основана на проблемах и реалиях именно нашего времени, когда после "второго крещения Руси" появилось очень много неофитов. Все то, что здесь описано в той или иной степени проходят большинство, пришедших в церковь без оглашения и катехизации и без возможности посоветоваться с кем то, имеющим личный многолетний опыт церковной жизни. Как хорошо, что наконец-то проанализированы накопившиеся проблемы, выявлены причины происходящего. Низкий Вам поклон, о. Андрей, за вашу статью. За 15 лет я прошла почти все стадии Вами описанные, вплоть до уныния и кризиса веры. Сейчас все наладилось и встало на свои места. Снова в храм иду с радостью, потому что Господь по милости своей открыл то, о чем здесь написано, через слезы, книги, размышления, жизненные события, встречи, учебу на богословских курсах. Слава Богу за все! Хочу пожелать всем, кто близок к тому, чтобы "хлопнуть дверью" и уйти из православной церкви или из своего приходского храма в другой, по одной из названных в статье причин - не торопитесь, не унывайте, молитесь, потерпите, даже если нестерпимо больно (скорее всего, это гордыня "корчится от боли"), ходите в храм через не могу, и Господь обязательно поможет, вразумит, утешит, как раз именно тогда, когда уже, кажется, все силы физические и душевные исчерпаны... Помоги всем Господь остаться в ограде Церковной, несмотря ни на что!
Любовь Украина18 ноября 2014, 22:00
Спаси Господи о.Андрей! Статья своевременная, поучительная и очень нужная.
Галина18 ноября 2014, 22:00
Большое СПАСИБО,от.Андрей! Настолько была удивлена,читая Вашу статью!Казалось,что адресована она лично мне.Да,как во-время!Будто Всевышний видя,мое состояние,показал на все мои проблемы через Ваше откровение. Слава Богу за то ,что Ты слышишь и видишь каждого из нас и даешь ответы на все наши вопросы.СПАСИБО ,от.Андрей и СЛАВА БОГУ!!!
Елизавета18 ноября 2014, 21:00
Спасибо,о.Андрей! Мне очень нравятся ваши проповеди,статьи-настоящее попадание в цель,ничего лишнего. Намучившись новоначальными экспериментами(15 лет после крещения бултыхалась как что-то в воде,читала все подряд,молилась то много,то никак и т.д.),в пятьдесят три года узнала и пришла на Оглашение в Князь-Владимирский собор(в Санкт-Петербурге). Не все сразу дается,с трудом,преодолением своих сложившихся неверных представлений обо всем в Церкви.Радуюсь за молодых оглашаемых-у них больше времени впереди,и жизнь можно пройти с Богом. Благодарна всем,кто утвердил оглашение необходимым,это очень важно.
Катя18 ноября 2014, 20:00
Хорошо, что нужная статья появилась. Думаю, что еще одной из причин ухода из церкви является наивное ожидание чуда вместо приложения усилий для работы над собой. Но чтобы это заработало следует акцентировать внимание на более подходящем переводе одного важного часто упоминаемого слова: вместо "покайтесь" - "изменитесь". Загадочное "покайтесь" сейчас скорее воспринимается как "отчитайся о грехах" или "перечисли грехи" ("расскажи о грехах, поплачь о содеянном"). "Изменитесь" имеет существенно иной контекст, по крайней мере понятный современникам и побуждающий к конкретному действию. Вот так своим умишком рассудила. Спаси, Господи!
Петрова Наталия18 ноября 2014, 20:00
Батюшка! Благодарю ВАС за неустанные Ваши труды вразумлять нас.Каждый раз читая или слушая Ваши статьи или проповеди, отмечаю что это то,что нужно для меня. Храни Вас Господь и Вашу семью!
Зоя Олькович18 ноября 2014, 20:00
Отец Андрей, спасибо за прекрасную статью. Себя в ней увидела. Когда же будет следующий разговор, как чувствовать себя в Церкви, "как ключ в замке"?Простите за мою нетерпеливость.
Оппонент18 ноября 2014, 20:00
В дополнение к предыдущему моему комментарию. Чем подкупает книга о. Тихона «Несвятые святые» - искренностью, правдой, рассказом без прикрас. Думаю, она привела в Церковь и удержала в ней гораздо больше людей, чем поиск ракурса, с которого нужно смотреть на Церковь.
Оппонент18 ноября 2014, 20:00
«Если Церковь сравнить с картиной, то нужно выбрать расстояние от себя до нее, чтобы видеть всё правильно. Чрезмерное удаление превращает картину в пятно. Но чрезмерное приближение открывает фактуру холста, отдельные мазки, но никак не красоту в видении общего и целого. Ищите такую точку обзора Церкви, с которой Невеста Христова будет видна в красоте своей». Если сказать проще, без витиеватости - нужно надеть розовые очки.) «Духовные книги, которые мы читаем, должны быть таковы, чтобы написанное в них могло быть нами применено на практике». Пока книга не прочитана – неизвестно, найдет ли написанное в ней практическое применение. На мой взгляд, любая духовная литература полезна.
Svetlina Atanasova Hardt18 ноября 2014, 19:00
Mudrij pastir vi otets Andrej, Duh Bozhi ot vashih ust govorit! Teplo i milostivo vashe slovo! Aksios! Aksios! Aksios! Svetlina Priznatelnaja Bolgaria
Nadin18 ноября 2014, 18:00
Эх! Жить бы просто, да мешают парадоксы... Порой бывает трудно без духовного руководства не заржаветь, но, если не утрачена способность "замечать Его действие через людей, благодаря людям и вопреки им", - Слава Тебе, Боже! СпасиБо за Ваш труд, о.Андрей!
Дмитрий18 ноября 2014, 18:00
Очень понравилась статья! Спаси Господи! Многие вещи, которые не всегда видно самому, в статье очень тонко подмечены и предложены как взгляд со стороны. Думаю, многие узнают себя в описанных состояниях сердца в разные периоды времени своей жизни.
РАИСА18 ноября 2014, 18:00
Как много интересного я узнала,как не впасть в прелесть,и что это труд ежедневный,так просто вера не даётся.
Сергий18 ноября 2014, 18:00
Кругом одни опасности даже в самой Церкви. Мда, трудно!!!И в тоже время легко и просто.
Ирина18 ноября 2014, 17:00
Распечатать и на стенку!!! И выучить наизусть! Земной поклон о. Андрею! Так тонко, точно, верно, правильно! Пишите, пишите, пишите! Храни Вас Господь!
Любовь18 ноября 2014, 16:00
Молюлюсь о Вас в ежеутренней молитве. Дарите нам свое слово, это слово жизни и слово для жизни. Храни Вас Господь, отче!
Валентина18 ноября 2014, 15:00
Спаси Господи ,Вас отец Андрей и Ваших родных.Дай Вам Бог всех даров Святого Духа и Царства Божия.
Ольга18 ноября 2014, 14:00
Спасибо за статью. В ней нашла ответы на многие вопросы и увидела свои ошибки! Слава Богу за всё.
Наталья18 ноября 2014, 13:00
"Бог на небе - мир на земле", - хорошая русская пословица. Опять же, Церковь и в государстве не должна быть отделенной, как и человек не должен отделяться от церкви. "...чувство присутствия в нужном месте и в нужное время, чувство собственной, пусть маленькой, полезности дает ощущение «ключа в замке»", - да, это - вера как "ключ к книге жизни" действительно придает человеку состояние гармонии, когда каждый день начинается с мысли о том, что без тебя этот мир никак не обойдется, а ты не обойдешься без Христа.
Дмитрий Васинцев18 ноября 2014, 13:00
Спасибо!!! Слава Богу!
Марина18 ноября 2014, 13:00
Благодарю Вас Отец Андрей! Читаю и плачу. Как будто для меня написано. То, о чем я сейчас непрестанно думаю и о чем молюсь. Ваши книги (обе части "Мы вечны даже если этого не хотим") нашли меня в очень страшный момент моей жизни. Слава Богу я уже не была одна - меня поддержали, вытащили из отчаяния батюшка и прихожане нашего прихода. Но вопрос о "ключе в замке" остается. Ваше пастырское слово достижимо для нас жителей Украины теперь только по интернету. Пишите, ждем с нетерпением. С уважением, Марина.
Алексей18 ноября 2014, 13:00
Спасибо!!!!!!!!!!!! Три Имени;Трезвение!Прощение!Вразумление!
Юлия18 ноября 2014, 12:00
Спасибо!!!
olga18 ноября 2014, 12:00
Кате: а мне, как новоначальной, правильные вещи подсказала женщина, вот такая " добрый советчик, всезнайка". По доброму и спокойно обьяснила мне почему нельзя вставать на колеоприклоненный поклон в день Причастия, почемусразу после принятия тела и крови Христовой нужно идти к запивке, а не к Иконам креститься. Все зависит от тона и истинного христианского доброго настроя тех, кто может что-то посказать в Церкви.
Катя18 ноября 2014, 12:00
Второй раз читаю. Хорошая статья. Можно ли также доступно написать про один вопрос, ответ на который давно ищу, касательно "возлюби ближнего своего как самого себя". Желательно начать с возлюби самого себя. Как-то это идет в разрез со всем остальным "самоотверждением" в церкви. В итоге получается что-то вроде тряпки, и самому грустно, и другим не очень... Спаси, Господи!
18 ноября 2014, 12:00
СПАСИБО БОЛЬШОЕ, ОГРОМНОЕ, ГРОМАДНОЕ!!!
Галина П18 ноября 2014, 12:00
Спасибо,о.Андрей,за статью!Пусть Господь хранит Вас и вашу семью!
Лариса К.18 ноября 2014, 12:00
Хорошая статья и жду продолжения)) "Цель у лукавого и там, и там одна – поселить в человеке недовольство своим образом жизни и согнать с места." - есть у меня такое, но чувствую - менять все же что-то надо или всему свое время?
Татьяна Малова18 ноября 2014, 11:00
Спасибо,отче,очень понравилась статья.Действительно,как-будто обо мне.
Светлана Т.18 ноября 2014, 11:00
Спасибо, вы открыли мне глаза на собственные и грехи и ошибки.
Эдуард18 ноября 2014, 11:00
отец Андрей как же точно у вас порой получается, как в этой статье например. Храни вас Господь!
Руслан18 ноября 2014, 11:00
Очень полезная статья,она приближена к реальной жизни почти каждого человека,большое спасибо отец Андрей! И согласен с Катей "Только не в дебрях интернета их надо бы размещать, а раздавать как пособия по технике безопасности при входе в каждый храм".
Екатерина18 ноября 2014, 11:00
Спасибо, отец Андрей! Очень полезно.
Марина18 ноября 2014, 11:00
Спаси Господи! Хорошая, а главное нужная статья.
Евгения18 ноября 2014, 10:00
«Увидишь новоначального, лезущего на небо, – сдерни его за ноги». Как же точно подмечено! Полезная статья! Спасибо!
Катя18 ноября 2014, 10:00
Спасибо за статью! Очень полезная информация, только запоздалая, к сожалению. Тем не менее вопросов еще очень много. Первый - о книгах. Как быть, если они содержат прямо противоположные указания. Например, Паисий Святогорец в "Словах" призывает не быть равнодушными, а о. Сампсон (Сиверс) в "Молитве-дыхании жизни" наоборот пишет "не мое дело" (с.265)? И где Вы видели книги о литургии в переводе на современный язык? С трудом найденное "изъяснение" Божественной литургии с "ятями" не всегда понятно. Что читать? Слава Богу, что появляются такие статьи! Только не в дебрях интернета их надо бы размещать, а раздавать как пособия по технике безопасности при входе в каждый храм. Да, еще забыли про "добрых советчиков-всезнаек" в храмах.
Татьяна18 ноября 2014, 10:00
Да уж,нужный совет и в нужное время.Как то сразу уверенностьв душе появляется после ваших статей.С благодарностью Татиана.
Мария18 ноября 2014, 10:00
Спаси Вас Господь, отец Андрей! Статья замечательная и очень нужная! Многое для себя поняла, т.к сама недавно пришла в Церковь.
Марина18 ноября 2014, 09:00
Огромное спасибо за статью, отец Андрей. Как всегда вы нашли крайне важные и необходиммые слова для нас, мирян. Очень жду продолжения Вашей статьи.Спаси Господи!
Наталья18 ноября 2014, 09:00
Отец Андрей, спаси Господь! Очень важная статья!
Сергей18 ноября 2014, 09:00
Благодарю Вас.
Наталия z18 ноября 2014, 09:00
Спаси Господи ,батюшка Вас!Очень нужные слова,прям для меня!!!
Vita Akinina18 ноября 2014, 08:00
Спасибо!!!!
Людмила18 ноября 2014, 08:00
Спаси Вас, Господи, отец Андрей.Низкий поклон за духовную помощь в укреплении веры. Очень нужная статья в это суетное время. Чтобы понять заповедь отцов: «Пойми время», как раз и нужна Ваша публикация.Как всегда все разложили нам по- полочкам.Здравия Вам Батюшка, отец Андрей.
Лидия18 ноября 2014, 08:00
Потрясающая статья! Именно то, что мне сейчас очень нужно. Спасибо большое, отец Андрей!
Сергей Драгунов18 ноября 2014, 08:00
Очень сильно!
Евгений18 ноября 2014, 07:00
Спаси Вас Господь,отец Андрей!С большим вниманием и удовольствием читаю Ваши книги и статьи.Как все верно!Крестившись в более чем тридцатилетнем возрасте,в течение тридцати пяти лет видишь все происходящие в себе изменения и с сожалением отмечаешь,что ушел-то недалеко от себя прежнего.И леность душевная мешала,и маловерие,и сомнение в чьей-то искренности,да и мало ли что дух лукавый нам подсунет...Нужны пам,мирянам,такие вразумления -как укрепление в вере.Дай Вам Бог долгих лет жизни и нужных людям слов.С уважением Евгений.
Евгений18 ноября 2014, 06:00
Очень верно и трезво изложено-проверено опытом!Подобные верные указания на пути к спасению можно встретить в трудах св. Игнатия Брянчанинова!Спаси Вас Господь, о. Андрей!
Татьяна18 ноября 2014, 05:00
Спасибо, отец Андрей! Как удивительно, что получаю нужный совет в необходимое время, впрочем, Кому удивляюсь... С нетерпением буду ждать продолжения, про "ключ в замке" )
Marina18 ноября 2014, 05:00
Zamechatelnaya statya.
Алексей18 ноября 2014, 04:00
Спаси Вас Бог. Очень нужная статья.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке