Справедливая несправедливость

Размышления в день памяти святителя Павла Константинопольского, исповедника

Святитель Павел, архиепископ Константинопольский Святитель Павел, архиепископ Константинопольский
Одна из самых трудных задач для христианина – принять всё происходящее с ним как случающееся сообразно с Промыслом Божиим. Очень трудно бывает отказаться от права на нелепую случайность, несправедливое стечение обстоятельств, вражью хитрость, которая, так или иначе, должна быть исправлена во имя пресловутой справедливости. Примириться с обстоятельствами бывает непросто. Тем более если они действительно связаны с нарушением нравственных, религиозных и других законов.

В этом случае побуждает к борьбе, к восстанию против несправедливости даже не столько личная обида, сколько чувство ответственности за поблажку беззаконию. Ведь если оставить зло ненаказанным, то оно будет распространяться и дальше. Так мы часто мыслим, и с этой позиции начинаем борьбу с неправдой, борьбу искреннюю и, как нам кажется, даже освященную христианским долгом.

Однако есть в этом чувстве ответственности за судьбу добра в мире нечто опасно неоднозначное. Дело в том, что многие святые страдали от откровенной несправедливости, терпели лишения, надругательства, ничем не оправданные. При этом они молчали, их христианская совесть не побуждала их к восстанию портив несправедливости. И это другой факт, другой полюс реальности, с которым христианин не может не считаться.

Именно на этом полюсе мы встречаем святителя Павла, архиепископа Константинопольского (IV в.). Будучи избранным на патриаршую кафедру в 340 году, святитель недолго управлял вверенной ему паствой. Возвратившись в столицу, император-арианин Констанций незаконно низложил и изгнал защитника Православия. Патриарх Павел удалился в Рим, где нашли себе приют и другие православные епископы. После смерти арианского патриарха Евсевия святитель Павел вновь вернулся на кафедру и был с любовью встречен паствой. Однако Констанций вторично изгнал его. И только заступничество правителя Западной империи Константа позволило ему снова вернуться в Константинополь. Впрочем, и в этот раз Господь не оставил святого без исповеднического креста. После убийства его покровителя Константа святителя вновь изгнали из столицы и отправили в ссылку в Армению, в город Кукуз, где он принял мученическую кончину. Когда патриарх совершал Божественную Литургию, ворвались ариане и задушили святого его святительским омофором…

Житие святителя Павла позволяет нам задуматься о роли справедливости в жизни христианина. Вопрос действительно важный, и особенно в современных обстоятельствах. Как мы должны бороться с неправдой, которая касается нас лично? Как должны отвечать на торжество несправедливости в обществе?

Мы – чада Любви, а не справедливости! И если ты избрал Царство Небесное, то его законы для тебя будут определяющими

Чтобы найти ответ на этот вопрос, мы, прежде всего, должны осознать одну важную истину. Каждый из нас, переступив порог Церкви, приняв Благую весть о спасении, уже стал участником величайшей несправедливости. Смысл ее заключается в том, что «Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5: 8). Спаситель дал нам возможность наследовать вечную жизнь только благодаря тому, что Его любовь по отношению к падшему и неблагодарному созданию преодолела справедливое осуждение. Мы – чада Любви, а не справедливости! Здесь всё зависит от того, что для человека имеет реальное значение: если ты избрал Царство Небесное, то его законы для тебя будут определяющими. И согласно этим законам, ты нуждаешься в человеколюбии, милосердии, снисходительности Творца, а не в справедливом отношении. И это настолько же истинно, насколько и честно по отношению к жизни каждого! При этом «каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить» (Мф. 7: 2). Поэтому требовать справедливости – значит, скорее лукавить, ошибаться, чем спасать устои мира.

Удивительная вещь: оказывается, в Евангелии мы должны встретить лишь два лица – Божие и свое

Святитель Павел, архиепископ Константинопольский Святитель Павел, архиепископ Константинопольский
Удивительная вещь: оказывается, в Евангелии мы должны встретить лишь два лица – Божие и свое. Если мы видим там соседа, грубо с нами разговаривающего, чиновника, потерявшего всякую совесть из-за взяточничества, священника, пристрастившегося к деньгам, значит, Евангелие написано не для нас. Значит, это не мы те «больные», которые имеют нужду во Враче (см.: Мф. 9: 12), не мы те мытари и грешники, которые ели и пили с Сыном Божиим (см.: Мк. 2: 16). Значит, мы отрекаемся от этой близости. Действительно, страшное отречение!

Господь говорит однозначно: «Не противься злому» (Мф. 5: 39). Конечно, Спаситель не учит признавать за злом право на гражданство, но указывает самый эффективный способ борьбы с неправдой – пресечь, остановить ее на себе, не дать возможности через наши действия распространиться этой болезни на других. И здесь очень важно помнить, что одно из важнейших свойств истинной любви – жертвовать, отдавать, ничего не требуя, даже взаимности и справедливости. В этом смысле любовь тоже несправедлива!

В целом же вся жизнь христианина – подвиг веры. Он должен научиться видеть за стечениями обстоятельств, случайностями руку Бога Творца и Вседержителя, тогда и вопрос о справедливости будет звучать по-другому.

Роман Савчук

19 ноября 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Комментарии
сергей22 декабря 2018, 11:40
"Прощай своих личных врагов,ненавидь врагов Христа,и бей врагов Отечества!"-святитель Филарет Московский.
Людмила Глеванская19 ноября 2015, 12:49
Очень интересная и глубокая статья. Этот вопрос все время стоит на повестке дня христианина. И бывает нелегко правильно понять ситуацию и поступить так, как требует закон Христов. Большое спасибо автору.
римма19 ноября 2015, 11:49
святитель Павел, сохрани меня м мою семью от всякого зла,даруй нам здравие душевное и телесное.
Сергий19 ноября 2015, 09:22
Статья умная и наводит на размышления как правильно себя вести
в критических ситуациях. Помоги ГОСПОДИ.
Владислав21 ноября 2014, 01:22
Поясните пожалуйста, тогда каким образом можно оставаться православным при защите своего Отечества от иноземных захватчиков? Ведь в таком случае, получается люди отвечают насилием на насилие, и не принимают того, что уготовил им Бог? Ведь, с точки зрения позиции, изложенной в этой статье, христианам следует принять захватчиков, как Божий промысел, и начать молиться за них, как за заблудшие души, возлюбив их, и ни в коем случае "не противиться злому".
Читатель20 ноября 2014, 22:32
>>> Как мы должны бороться с неправдой, которая касается нас лично?

"Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь." (Рим.12:19)
Читатель20 ноября 2014, 02:45
>>> Как мы должны бороться с неправдой, которая касается нас лично? Как должны отвечать на торжество несправедливости в обществе?
Катя20 ноября 2014, 01:06
Только Господь в одной ситуации и торговцев из храма выгнал, а в другой - и вторую щеку подставил.
Не все и не всегда надо терпеть.
Умудри нас, Господи!
Елена Киев19 ноября 2014, 19:42
Согласна с Людмилой Украина и благодарна автору статьи.

"...самый эффективный способ борьбы с неправдой – пресечь, остановить ее на себе, не дать возможности через наши действия распространиться этой болезни на других."
Катя19 ноября 2014, 16:41
Крайне неоднозначная статья. К чему бы она появилась на фоне развивающегося кризиса? А не лукавит ли сам автор, если с этой (развития кризиса и необходимости сдерживать недовольство) точки зрения посмотреть?
И где в Евангелии сказано, что верующему надо быть тряпкой?
Спаси нас, Господи!
Павел19 ноября 2014, 16:19
Не всегда точно излагаю свои мысли, потому уточню. Я не за то, чтобы свои грехи сваливать на дело диавола, так следует, по моему мнению, поступать именно со всем злом, творящимся с нами и вокруг нас. В конечном итоге сделать это тогда, когда человек дает мне или кому-то из нас пощечину (грубо говоря, по мордам), и есть кротость. Правда, такое совершить мне было дано только один раз в жизни...
Павел19 ноября 2014, 16:07
Во всем бы согласился, если бы мы не жили во времена скорого пришествия антихриста. Так не выживешь, причем не физически, а как раз духовно. Куда плодотворнее списывать всё зло, случающееся с нами, на диавола и его приспешников. Это гораздо ближе к идеалу кротости. Правда, иногда бывает трудно пережить подлость со стороны ближних - от них этого меньше всего ждешь... Но в целом можно сказать: люди - что люди? Они совершают зло только по неведению, по своего рода болезни.
Доводилось иметь дело с человеком, усматривавшим в видении другим человеком зла в окружающем мире... что бы Вы думали? Признак половых извращений! И на основании этого "лечившим" людей (разумеется, "лечившим" путем признания за собой извращенных склонностей и их удовлетворения). Такой вот поворот совсем на другую тему, но после таких "сеансов психотерапии" этого человека я органически не могу принимать, что все причины окружающего зла находятся только во мне. И никому не советую. Кротость, проявленная святителем Павлом - очень светлое качество, но это качество победителя, уверенного в победе Христовой истины, а не человека, зацикленного на поиске в себе всё новых и новых злых качеств. Тем более что речь идет об архиерее, которому вверены души десятков тысяч людей.
Любовь Украина19 ноября 2014, 13:49
Спаси Вас Бог, Роман! Очень своевременна Ваша статья, многому учит.
Светлана19 ноября 2014, 13:17
Роман, спасибо! Очень нравятся Ваши статьи. Спасибо сайту Православие.ru за все ваши труды!
К.А.19 ноября 2014, 03:50
Все-таки арианство сознательно отстаивало "разделение" твари и Творца. По нашему в таинственных недрах человека живет Бог нетварной благодатью Крещения,а у них - эго,самость,я. По нашему Бог начало всех наших добрых дел,а там - эго. Мы слушаем и содействуем; они хотят,чтобы обслуживали их эго. Даже на молитву понуждает нас Господь изнутри! А они думают,что начинают сами. Поэтому многие отошли от Господа еще при Его земной жизни,после слов,что никто не может прийти к Нему,если не будет привлечен Отцом. И поют они про "брошенный Богом мир",будучи крещеными!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×