Не только «почему», но и «зачем»

    

Нам всем время от времени бывает плохо. Причем иногда просто плохо, а иногда – очень. Порой это бывает связано с какими-то внешними обстоятельствами – рабочими, общественными, материальными, личными; а порой всё происходит, всё зарождается внутри. Душу точно тисками стискивает, словно через мясорубку ее кто-то проворачивает, так ей тяжело и так больно. И как в первом, так и во втором случае мы нередко малодушествуем, поддаемся саможалению и совершенно, казалось бы, искренне восклицаем – вслух или про себя:

– Да почему же мне так тяжело, почему так плохо!

И не просто восклицаем, но и унываем, и печалимся, и скорбим, и даже в то состояние приходим, которое сегодня, как правило, депрессией именуется.

Хотя на самом деле вместо всех этих риторических вопросов и – тем паче – саморазрушения безоглядного стоило бы просто повнимательней, побеспристрастней в жизнь в свою всмотреться, в собственное сердце поглубже заглянуть. Сколько мы сами ошибок делаем – в отношениях с людьми, в работе той же, в ситуациях различных, в которых каждый день оказываемся! Как часто действуем неосмотрительно, если не прямо-таки бездумно, не заботясь о возможных последствиях, побочных, так сказать, эффектах своего действования. И когда они не замедляют сказаться, никак признать не желаем, что они плод наших собственных «трудов». Хотя ведь тут всё проще простого: или живи осмотрительней, внимательней, или не удивляйся результатам плачевным. Или, по крайней мере, когда оказываешься не в силах их понести, делай выводы на будущее.

То же и с сердцем нашим: мы позволяем там жить и плодиться бессчетному множеству страстей, холим и лелеем их, угождаем им, даем им возможность из маленьких змеек превратиться в огромных огнедышащих драконов. И потом, когда их дыхание опаляет нас изнутри, когда когти их рвут, кажется, в клочья душу, мы опять наивно-изумленно-обиженно недоумеваем:

– Это что же со мной такое творится!

Хотя, опять же, и тут всё сложно разве? Не оставляй сорняки расти невозбранно на почве своего сердца, выкашивай, пропалывай, в буквальном смысле слова искореняй их, не давай им заглушать доброе в тебе, не предоставляй им места, питания, удобрения – и тебе не будет так трудно, так больно, так плохо. Или кайся, когда плохо, находя в этом и вину, и оплошность свою, и будь ревностнее и разумнее впредь.

Но… Даже и внимательным и осмотрительным, и ревностным и мужественным в христианском подвиге своем тоже бывает плохо. И тоже задаются они подчас этим же вопросом:

– Почему?..

И, может быть, даже сложнее им, потому что явной, на поверхности лежащей причины они не усматривают, что конкретно исправить – не знают.

Мы все находимся в падшем состоянии, и потому не может наша жизнь быть беспечальной. Забывать об этом нельзя!

А о причине глубинной, основной самой забывают, как забывают о ней и те, у кого и прочих причин хоть отбавляй. Мы все находимся в состоянии падения, все больны одной и той же болезнью, поражены одной и той же язвой. И потому не может наша жизнь быть беспечальной. И время от времени мы обязательно будем страдать – от внешних или от внутренних к тому поводов или же от тех и других вместе. Забывать об этом ни в коем случае нельзя: предупрежден – значит, вооружен; значит, сможешь выстоять и не сломаться, помня, что боль ненадолго, что рано или поздно она оставит, отпустит тебя, надо просто потерпеть, отдавая дань неизбежному и в каком-то смысле для нас – естественному.

Но и о другом надо помнить. О том, что есть тот, кто ненавидит Бога и всё сотворенное Им, а более всего – нас. Ненависть эта стала содержанием его бытия, она чудовищна по своей силе, по своим устремлениям. И это именно враг так мучает душу, так уязвляет ее, что она еще на земле вкушает, кажется, горечь адских мучений, как бы приобщается к ним. Именно враг не только причиняет ей боль, но и старается ввергнуть в отчаяние, внушая, что это страшное состояние не пройдет никогда, станет нашим достоянием и в этой, и в вечной жизни. При этом противник Божий и наш всегда пытается внушить, убедить нас, что его нет, что переживаемое нами наше и ничье более.

Духовная брань монаха Духовная брань монаха
    

И хотим или не хотим мы, брани этой, и нападений, и ран не избежать нам никак. Потому что все мы на войне – и рассеянно живущие, и те, что посерьезней, посознательней к дару бытия относятся. И кому, как не нам, христианам, знать это: сколько раз в таинстве Крещения звучит мысль о том, что мы воины – воины Христовы. А воины всегда являются особо привлекательной добычей для врага, всегда находятся в перекрестье прицела. Поэтому когда получаем удары, когда вонзаются в нас стрелы, то чего этому дивиться…

Скорби не «почему» – они «зачем»: чтобы научиться, когда больно и горько, бежать не в сторону, а в Отцовские объятия Господа.

…Можно и не дивиться, можно и принимать происходящее с нами скорбное как должное – но неужели единственное, что остается, – это лишь терпеть и терпеть и терпением спасать душу свою? А если нет на это уже сил, если объята душа мраком, если промерзла насквозь от вражьего холода?.. Есть и Тепло, Которое греет всегда, и Свет, Который во тьме светит, и тьма Его объять не может. И чем тяжелее, тем ближе приникать к Нему надо, тем больше о Нем помышлять, тем сильнее к Нему стремиться. И узнавать раз за разом, как впервые, как чудо: чем хуже – тем ближе Он; чем тяжелее – тем больше Его помощь; чем невыносимее скорбь – тем слаще утешение. В этом и есть оборотная сторона нашего «плохо», наших печалей и скорбей, их сокровенный и часто ускользающий от нас смысл. Они не «почему» только лишь – они еще и «зачем». Затем, чтобы через всё это познать Его силу и любовь, чтобы научиться, когда больно и горько душе, бежать не в сторону, не в пустоту, не в себя самих, а в Его Отцовские объятия.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Об уме и сердце, молитве и искушениях Об уме и сердце, молитве и искушениях
Архимандрит Софиан (Богиу)
Сердце — это центр, в котором Бог живет в нас. В этом центре, в сердце, может жить Бог, но может жить и враг, и может жить любая страсть. А иногда сам князь тьмы входит в святилище нашего сердца, и тогда наша жизнь бывает жизнью пустой, жизнью злой, жизнью помраченной, жизнью греховной…
Верно ли, что Господь не дает человеку испытания, которые ему не по силам? Верно ли, что Господь не дает человеку испытания, которые ему не по силам?
Иеромонах Иов (Гумеров)
Верно ли, что Господь не дает человеку испытания, которые ему не по силам?
«Уготови душу твою во искушение» «Уготови душу твою во искушение»
Слово на Соборе Японской Православной Церкви (июль 1887 года)
Святитель Николай Японский
Искушения, посылаемые Свыше, определяют качество добродетелей человека. Бог с самого начала знает сердце человека, поэтому искушения посылаются не для того, чтобы Бог узнал, каковы наши добродетели: делается это для самого человека — чтобы тот, если увидит в них примесь лжи и подделки, покаялся и обратился к добру.
Комментарии
Александр 1 марта 2015, 21:00
Спаси Бог!
Полина23 ноября 2014, 17:00
Как раз вовремя. Спаси Господи!
Victoria22 ноября 2014, 12:00
Спаси Господи! Сохрани, помилуй и заступи нас, Боже, Твоею благодатию.аминь. Удивительнейшая статья! И очень вовремя! Спасибо!!!
анастасия21 ноября 2014, 18:00
Как бы сделать так,что бы эти слова заlержались в голове,в сердце,что бы завтра не забылись..и ты снова с мертвым сердцем ,с пустым взглядом
Вера20 ноября 2014, 23:00
Спаси Господи, отец Нектарий!!! Мне как раз в точку, как будто специально для меня писали. Как раз возникали мысли, о которых Вы пишете! Как будто мне ответили на мои вопросы. Слава Богу за всё.
Борис20 ноября 2014, 21:00
Помолитесь о нас и обо мне, отец Нектарий! Понял бы это я раньше..?, наверное отнесся бы к этому поверхностно и попустительски. Так и делал - тонул в грехах. И уже горел здесь в Аду и полз на Свет. Сколько грехов не перечесть, а думал, что "живу" правильно! И испытал великое падение. Потому, что не знал ни молитв, ни преданий, ни заповедей ни покаяний. И пропал сгорел Но любовь к маме, к близким, к людям (а к тому времени я их начинал ненавидеть(прости Господи)и к чему то еще..., что то сдержало меня и в глубоком отчаянии я завопил: "Отдаю себя Господи в Твои руки, Делай со мной все, что пожелаешь!" И начались тяжелые дни борьбы с самим собой, а точнее с моим врагом во мне! Господь миловал меня, давая мне силу и оружие-мечь свой! И я шел и полз на СВЕТ! Людям же говорю понуждайте себя ко Господу постоянно! Он любит нас на столько! Господь простил меня за многое, а Вас тем более простит! помолитесь за меня и за весь мир!
Галина20 ноября 2014, 19:00
Отче наш, прими нас грешных в свои объятия, оживи своей Любовью.
Таня Сем20 ноября 2014, 16:00
Очень согласна со всеми комментариями!И я также все написанное игуменом Нектарием читаю взахлеб и первоочередно!И сердцу легче становится от прочитанного,такое впечатление,что про меня оно прям напечатано ,во истину Промысел Божий!Доброго здоровья и Божьей помощи батюшке Нектарию от души хочется пожелать!!!Слава Богу за все!!!
Ирина20 ноября 2014, 16:00
Спаси Вас Господи, отец! Вразумили меня, грешную. Все так и есть, только, я теперь воин Христов! Какая спасительная информация всегда и во время содержится на Вашем сайте. Здоровья всем вам.
Наталья20 ноября 2014, 15:00
Несколько лет назад у меня болела душа, где-то в области сердца, просто ныла как зуб, нарастая с каждым днем. И сидя на берегу моря в Греции, я спросила у Господа Бога, что же нужно моей душе. И уже в Москве в обычный рабочий день вдруг промелькнули слова - «любовь и доброта». Я поняла, что это ответ на мой вопрос. Из двух малопонятных мне слов я выбрала менее малопонятное и более простое – доброту. И стала учиться доброте. С любовью сложнее, она многогранна. Переливается как бриллиант. «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всегда надеется, все переносит.» (1 Кор. 13)
Р.Б.20 ноября 2014, 14:00
Может ли человек знать, что такое "хорошо" и что такое "плохо"? Никто, кроме человека, не делает самому себе большего зла, думая, что делает что-то "хорошее" и "полезное". Причину скорбей начинаешь понимать позже и благодарить Бога за них. От "хорошего" для себя или близких часто бывает в последствии стыдно.
Тамара20 ноября 2014, 14:00
"чем хуже – тем ближе Он; чем тяжелее – тем больше Его помощь; чем невыносимее скорбь – тем слаще утешение". Как точно сказано! Господи, помоги нам, грешным не роптать, не унывать,не малодушничать, а прибегать к Тебе за помощью и утешением. Спасибо большое за статью, о. Нектарий! Храни Господи чад Твоих.
Светлана20 ноября 2014, 13:00
Благодарю за статью !!! Вроде и не ново,но как, прочитанное, спасительно для меня оказалось именно сегодня. Даже стыдно стало за свою слабость. Еще раз благодарю игумена Нектария! Храни Вас Господь на многия лета! Раба Божия Светлана. 51 год
Юлия20 ноября 2014, 13:00
Спаси,Вас,Господи,дорогой отец Нектарий!Огромная Вам благодарность и низкий поклон.Ждем Ваших публикаций.Здравия и мира Вам!
Наталья20 ноября 2014, 13:00
Понимание о духовной брани, действительно, помогает понять: где искать защиту. И не случайно древнерусские церкви имели по-сути крепостные стены, здесь можно было найти и помощь духовную, и практическую защиту от вражеского нашествия. Русский народ сможет возродится, вернув себе духовную защиту в вечной брани. Я почувствовала это, когда бальзам целительный полился на меня из молитвы христовой, из молитв ко всем святым нашего народа. И я твердо поняла: где мое место, духовно присоединившись к рати Святого Духа.
светлана20 ноября 2014, 12:00
Здравствуйте! Есть авторы, чьи статьи ждешь и читаешь в " первую " очередь. Вы- один из них. Огромное спасибо за статью!. Позвольте поздравить с днем празднования Святителя Нектария! Сил Вам! Спаси Господи!
елена20 ноября 2014, 12:00
В конце статьи очень сильно сказано, прямо за душу взяло. Слава Богу за всё!Спаси вас Господи.
елена20 ноября 2014, 10:00
Спаси Господи,отец Нектарий.Огромное спасибо Вам за статью.Благодати Божьей Вам за статью. Радости ,мира.
Татьяна20 ноября 2014, 10:00
Всё очень хорошо и правильно написано игумен Нектарий,мы ведь воины Христовы и всегда должны быть готовы ко всем испытанием , хотя конечно бывает очень тяжело , но правда, после этого утешения на много сладче . Спаси нас всех Господи , и дай нам терпения , веры , надежды и любви.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке