Если живы будем

Вспоминая безумного богача

    

Коротенькая притча о безумном богаче учит многому.

Однако пищу обыкновенно едят ложку за ложкой. И тот, кто сегодня намерен вкусить от этого евангельского отрывка, пусть подставляет свою. Хотя бы одну, хотя бы чайную, но наполню. Приготовьтесь, содержимое не очень вкусное, поскольку речь пойдет о внезапной смерти.

Факт остается фактом — о смерти мы предпочитаем не думать. И в этой притче мы склонны увидеть только лишь обличение гордости, самости, жадности, глупости. Все это есть, но и тема смерти — тоже. Один мой собеседник, когда разговор коснулся памятования о смерти, резко заявил, что он не желает заниматься подобным мазохизмом. Что ж, тот человек был далек от Церкви, в Которой без каких-либо превратных чувств мы вновь и вновь просим у Бога «христианской кончины живота нашего, безболезненной, непостыдной, мирной».

Внезапная смерть, тем не менее, не редкость. Несчастные случаи ежеминутно вычеркивают из списка живущих огромное множество людей. Только в России ежегодно на дорогах гибнут около 30000 человек. Прибавим сюда бесчисленные жертвы пожаров, потопов, землетрясений и прочее. Картина неутешительная.

Следующая категория — неожиданный обрыв здоровья в виде инфаркта, инсульта, отравления и т. д. Регулярно встречается и смерть совершенно здорового человека, такого как богач из притчи, во время сна.

Господи, не я ли на очереди?

Большинство же внезапных смертей происходит, как ни странно, на смертном одре, то есть тогда, когда приближающийся конец осознается всеми, только не самим умирающим. Он еще надеется, что поживет — если не год-другой, то хотя бы месяц-другой. Ну, или день-другой. Ладно, пусть даже час-другой. А смерть пришла в следующую же минуту.

Самая большая ошибка в жизни — закончить ее с неподготовленной душой. Прочие ошибки поправимы

Трагедия внезапной смерти не в том, что человеку «еще бы жить да жить», а в том, что это огромный риск умереть не готовым к встрече с Богом. Самая большая ошибка в жизни — закончить ее с неподготовленной душой. Прочие ошибки поправимы. Что-то можно изменить, что-то отмолить. Но внезапную смерть не прокрутишь обратно. Готовиться к ней нужно постоянно, не рассчитывая на какой-то запасной резерв времени. Его может не быть.

Некоторые люди откладывают свою религиозную жизнь в долгий ящик, успокаивая себя такими нехитрыми умозаключениями. Мол, благоразумному разбойнику Спаситель открыл райские двери уже после нескольких сказанных им слов — и нам достаточно только успеть выкрикнуть перед смертью от всей души и от всего сердца: «Господи, помилуй!»

Но Бог «кого хочет милует, а кого хочет ожесточает» (Рим. 9:18). Не стоит играть с огнем! Один и тот же огонь топит лед и сушит глину. Один и тот же Бог милует сердце сокрушенное и ожесточает упрямое. Многократно отказываясь от духовной жизни, человек может в предсмертный миг о ней и не вспомнить. И этого мига может, как мы видели выше, не быть как такового.

Как же не допустить этой роковой ошибки? как обычно, учась на ошибках других людей.

Сегодня поучимся, глядя на безумного богача, в следующий раз — у гроба ближнего

Сегодня поучимся, глядя на безумного богача, в следующий раз — у гроба ближнего. И, конечно, всю нашу христианскую жизнь мы должны бодриться и трезвиться духовно, «горе» иметь сердца. Вершина этих трудов — непрестанная молитва. Но начать нужно с малого, элементарного: не забывать о Боге, не отрываться от Него в своих будничных делах. Апостол Иаков дает на этот счет практический совет: «Теперь послушайте вы, говорящие: сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое, — вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло» (Иак. 4:13-16).

Другой совет мы получаем от псалмопевца Давида, которому вторит апостол Павел. Первый говорит: «Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь» (Пс. 4:5). Второй: «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф. 4:26).

Общий смысл понятен: проживать каждый день, как последний, лечиться от духовной прокрастинации. Готовы начать с сегодняшнего дня? Я готов! Только дай, Боже, вспомнить об этой готовности завтра. Если живы будем.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Смерть и Промысл Божий Смерть и Промысл Божий
Свящ. Олег Булычев
Смерть и Промысл Божий Смерть и Промысл Божий
Священник Олег Булычев
Память смертная – это верный посох для прохождения поприща земной жизни. Если бы люди брали его с собой в дорогу жизни, то многих несчастий они могли бы избежать.
Мы все умрем Мы все умрем
Дмитрий Соколов-Митрич
Мы все умрем Мы все умрем
Дмитрий Соколов-Митрич
Доктор, у меня что-то не то со смертью... Когда я говорю себе: «Мы все умрем», — тут же повышается настроение.
Евангелие о многопопечительности и о наглой смерти Евангелие о многопопечительности и о наглой смерти
Святитель Николай (Велимирович)
Господь наш Иисус Христос пришел к людям, чтобы излечить души человеческие от склонности к краже. Ибо сия склонность есть тяжкая болезнь души человеческой. Крадет ли сын у отца? Нет; но раб крадет у господина. В тот миг, когда в Адаме дух сыновний превратился в дух рабский, его рука потянулась к запретному плоду. Почему человек крадет чужую собственность - потому ли, что она ему нужна? Адам имел все и ни в чем не испытывал нужды, но все же совершил кражу.
Комментарии
Людмила30 мая 2015, 10:00
Есть и явление, на первый взгляд противоположное нежеланию думать о смерти, - страх жизни. Кстати,среди молодых людей, втч. и православных, встречается очень часто, у меня, кстати, тоже. Наверное, это можно описать как малодушие, неготовность любить, вкладывать свои силы и бороться за благую цель, может, даже, элементарная лень и нежелание работать над собой - и вот мы, православные, всему этому придумываем "благочестивое" оправдание - мол, все равно этот мир порочен и грешен (при этом используется искаженное толкование святоотеческих текстов и Евангелия), все равно эта жизнь - не жизнь, настоящее начнется только после смерти, в Царствии Небесном, так что об этом бренном мире и о своей жизни в нем лучше и не думать, лучше не жить, а просто ждать смерти... Было бы очень интересно и полезно послушать мнение священника на эту тему. Мне лично кажется, что мы, рассуждающие так, на самом деле просто забываем, что в час смерти с нас спросят вверенные нам таланты, и, может быть, мы можем оказаться в положении еще более плачевном,чем те, кто о смерти вообще не хотят думать.
И Р 4 марта 2015, 21:00
точно не можем знать мы времени сколько: десятки лет? мгновения? будет избавиться от бремени дела, слова, помышления... Спаси Господь! раб Божий иоанн
Константин Павлов12 декабря 2014, 11:00
Стать счастливым проще, чем заработать бабла и стать счастливым.
Ольга 3 декабря 2014, 00:00
Надо думать и не забывать
наталья 2 декабря 2014, 17:00
хорошая статья проникновенная слава Богу приятно выслушать честного человека спасибо всем кто заботится обо мне побольше таких добрых людей как вы.
Леонид Кудрячов 2 декабря 2014, 05:00
Гость, вы, наверное, читали по диагонали))
гость 2 декабря 2014, 00:00
Автор пишет: "Мол, благоразумному разбойнику Спаситель открыл райские двери уже после нескольких сказанных им слов — и нам достаточно только успеть выкрикнуть..." Дело в том, что ввели разбойника в рай не просто слова, а его исповедание Христа(ВЕРА) и ПОКАЯНИЕ.
Лидия 1 декабря 2014, 22:00
Как и многим, наверное, сразу захотелось убежать от темы. Но принудила, заставила, прочитала. Спасибо!
Серега? 1 декабря 2014, 15:00
Одно время модно было при назначении встречи, в конце сообщения подписывать "ЕБЖ". Прибуду в назначенное место к 15-00, ЕБЖ. Если Буду Жив Шансы внезапно погибнуть в аварии есть всегда, что особенно заметно в крупных городах. Что правда, то правда.
Алексей 1 декабря 2014, 08:00
Хорошая статья! Дай нам, Господи, прежде конца покаяние!
Григорий 1 декабря 2014, 06:00
Спасибо за хорошую, добротную публикацию. Ни в одной другой притче нет столько личных местоимений "мой" и "мне". Это значит, что богач старался жить исключительно для себя, вместо самоотречения он жадно стремится к самоутверждению. Вместо счастья делиться своими богатствами с людьми он пытается удержать то, что имеет. И во-вторых, он живёт исключительно категориями земной, ограниченной земными рамками жизни. Человек, уклоняющийся от ответа о жизни после смерти, может ожидать страшный шок после смерти. Он может оказаться неготовым к встрече с Богом. Так что притча и об этом тоже.
Ирина 1 декабря 2014, 00:00
С юности помню фреску в моем храме, на которой Преп. Сергий держит свиток со словами: " Чада, поминайте непрестанно безвестный и трепетный час". Велико значение этих слов, а понять их величие - увы, удел не очень многих. Господи, дай нам память смертную! Автору - помощи Божией! Огромное спасибо за статью!
р.Божия Ирина 1 декабря 2014, 00:00
Хорошо написано. Спасибо
Валентина Колодько 1 декабря 2014, 00:00
Большое спасибо за проповедь. К сожалению, все так. Помоги, Господи не забыть об этом завтра!
Константин30 ноября 2014, 23:00
Спаси Вас Господи!
Алексей30 ноября 2014, 21:00
Заставляет задуматься
Андрей Азюкин30 ноября 2014, 21:00
!Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешнаго Пресвятая Богородице спаси нас!СПАСИ БОЖЕ благодарю Господи!
Ирина30 ноября 2014, 21:00
Большое спасибо за статью.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке