Не нужно искать сатану там, где его нет

Несколько лет назад мне уже приходилось писать на эту тему. Тогда в России проводился Волжский крестный ход с ковчегом, содержащим частицу мощей святого великомученика Георгия Победоносца, который имел форму руки с вытянутыми вперед мизинцем и указательным пальцем. Тогда же некоторые «ревнители благочестия» поспешили назвать ковчег «десницей сатаны».

Сегодня узрели некий намек или даже прямое указание на связь с падшим ангелом в жесте протоиерея Григория Крыжановского на обложке первого номера журнала «Направо». Надо признаться, что ход с жестом был рассчитан на привлечение читателя, планировалось «зацепить». Но не только – это должно было так же побудить разобраться.

    

Как пару лет назад, объясняя символику этого ковчега, я писал, что любой символ может читаться только в своем контексте и никаком ином, так и сейчас обращаю на это внимание.

О контекстах жеста в православной иконографии

Такой жест для священных изображений не является редкостью.

Христос Милостивый. Византийская мозаичная икона. 1-я пол. XII века Христос Милостивый. Византийская мозаичная икона. 1-я пол. XII века
    

А связан он с древней ораторской традицией, принятой в античной культуре. Во время произнесения речи древнеримский оратор употреблял те или иные жесты. Одни жесты означали начало речи, другие – акцентировали внимание на наиболее важных словах. Этот момент упомянут и в Писании, например: «Тогда Павел простер руку отвещаваше» (Деян.: 26:1).

Апостол Павел. Фрагмент новгородской иконы XIII века Апостол Павел. Фрагмент новгородской иконы XIII века
    

Так вот, о «козе». Согласно книге «Наставления оратору» древнеримского ритора Квинтилиана, перстосложение, при котором два средних пальца подгибаются под большой, а указательный и мизинец протягиваются вперёд, называется «настоятельным жестом».

Многие элементы античной культуры перекочевали в христианское искусство, в том числе и культура жестов. И тот самый жест, который так пугает некоторых православных. В иконе ораторские жесты символизируют прямую речь персонажа, проповедь.

Например, византийский историк VI века Павел Силенциарий описывает алтарную завесу в храме Святой Софии в Константинополе, на которой был выткан образ Спасителя, «протягивающего персты правой руки, как вещающий присноживой глагол, а в левой руке имеющим книгу, которая ведает (содержит) божественные глаголы».

Христос Священник. Мозаика из Софии Киевской. XI век Христос Священник. Мозаика из Софии Киевской. XI век
    

Очевидно, что жест, ныне называемый «козой», а в античном Риме «настоятельным», в иконе означает призыв к вниманию: «вонми!»

Символ может «читаться» исключительно в своем контексте и никак иначе. Согласитесь, что нимб на православных иконах и языческих изображениях, не одно и то же. Нужно ли нам отказаться от нимба, мотивируя это языческим происхождением символа (а происходит он действительно от эллинистических изображений языческих божеств)?

Или, если ограничить проблему только жестами, нужно ли отказаться от различных перстосложений на иконе, только потому, что нечто аналогичное мы встречаем в индуизме и буддизме (т.н. «мудры»).
Поразмыслим. Есть некий символ. В контексте одной системы он значит: А, в контексте другой: Б, а в контексте третьей: В. Почему, если символ используется в одном из этих контекстов, мы должны подозревать другой?


Почему, жест, который имеет конкретный смысл в знаковой системе языка глухонемых, непременно должно подозревать в масонстве или сатанизме? По идее, православным должны быть ближе родные, церковные, иконные контексты. А ежели мы, забывая собственную традицию, видим лишь масонов, значит, возможно, что-то не так с нами.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Беседа об ангельском мире Беседа об ангельском мире
Диак. Владимир Василик
Беседа об ангельском мире Беседа об ангельском мире
Диакон Владимир Василик
Когда были сотворены ангелы; кто такой сатана; управляют ли бесы миром; могут ли они покаяться; откуда берется ангел-хранитель.
Детали икон: как понимать серьгу Детали икон: как понимать серьгу
Светлана Липатова
Икона — это прежде всего святой образ, перед которым мы предстоим в молитве, зримо выраженный опыт жизни святых. Это и произведение искусства, которое доносит до нас представление наших предков о прекрасном. Но кроме всего прочего, икона является еще и важным историческим источником, рассказывающим о забытых традициях. Что, например, означает серьга в ухе Младенца Христа?
О некоторых особенностях иконографии Распятия О некоторых особенностях иконографии Распятия
Виктор Кутковой
Сегодня общеизвестно, что человеку невозможно удержаться на кресте, если он прибит так, как Спаситель на иконах «Распятие». По следам крови на Туринской плащанице французский хирург Пьер Барбе доказал: в действительности распинатели вбивали гвозди между локтевой и лучевой костями предплечья, рядом с запястьем. Тем не менее, на православных иконах гвозди вбиты исключительно в ладони Иисуса. Все дело в том символическом смысле, который передает изображение на иконах.
Комментарии
Екатерина 7 сентября 2018, 11:37
Как было написано выше, жесты на иконах следует понимать в контексте. Возможно ли изображение нимба без святого? Жест, означающий, "вонми", т.е, слушай, обозначающий речь, может ли изображаться без человека? Кому и чему внимать? Так вот без такого контекста, для меня этот мощевик - "сатанинская коза", по-другому воспринимать его нельзя.
Андрей18 сентября 2017, 10:00
Данный жест стал считаться сатанинским из-за группы Black Sabbath. У этой группы мрачные часто мистические тексты и мрачный образ на сцене, но они не сатанисты. Сатанисты их даже проклинали за название, из-за чего все участники на всякий случай стали носить обычные кресты. Крест также укоренился в символике группы. Так вот, на одном из концертов вокалист решил показать публике какой-нибудь запоминающийся жест и вспомнил жест которым оберегалась от сглаза его бабка. Публика подхватила. А потом уже в массовой культуре народ связал этот жест с сатанизмом, возможно потому что многие считают тяжёлый рок и в частности группу Black Sabbath сатанинскими. Что на самом деле предвзятое отношение.
Вениамин11 декабря 2014, 00:19
Итак, основные обвинения - «провокация и соблазн». И вроде бы верно. Но вот вспомнилось о юродивых – «они … принимали на себя вид безумного человека, … дозволяющего себе иногда соблазнительные действия;… нередко вращались среди самых порочных членов общества, среди людей погибших в общественном мнении, и многих из таких отверженных возвращали на путь добра и истины.»(энцикл. словарь «Христианство», М., 1995, 3 том, стр. 286). Судя по реакции, обложка журнала показалась этаким юродством. Мне кажется, это оправданно. Думаю, многие согласятся, что есть люди, невосприимчивые к слову разумному - в силу страдания или закоснения в грехе, своих причудливых взглядов на жизнь или какого-то «пещерного неприятия», по слову патриарха, или иных каких причин. Обычным «крючком» таких не зацепишь. Помню из детства: не любил писателя Дж. Лондона, просто имя не нравилось. Папа подсовывает мне книгу его рассказов, убеждает – ни в какую не желал читать. Пока мама не подложила мне рассказ, начинающийся что-то вроде: «Не упирайся! Давай мы тебя повесим!» Начало необычное, результат – успешный, проглотил все запоем. Православный журнал для внешних не может быть похож один в один на журнал для православных. Кому – «твердая пища», а кому – «молоко». Неизбежны иногда другие приемы (и оформления), другие темы, даже слова возможны другие, аргументы другие, рассчитанные на другой ход мыслей, и так далее. Подобные мысли встречались и у о. Даниила Сысоева и у многих других миссионеров.
Лариса 9 декабря 2014, 02:54
Ув. Дмитрий! Во-первых Вы посмотрите, как сделан жест на иконах и как сделана "коза" священника с обложки. На иконах жест сделан правой рукой и рука находится возле груди, что позволяет быть жесту практически не заметным, не на показ. Христос Милостивый никого не провоцирует, он не ходит по грани между Светом и Тьмой. Жесты на иконах не вызывают такую острую ассоциацию с "козой".
А во-вторых: да, Валерий правильно написал, дело не в сложении пальцев, а в провокации. Не стоит для своих целей ( привлечение читателей) использовать методы и технологии врага. Из этой затеи не выйдет ничего хорошего. Разве Христос и Апостолы использовали подобного рода провокации для привлечения людей к себе? Это методы желтой прессы, но никак не православного журнала. Эта обложка отвратительна. Я ещё раз повторю, православная церковь никогда не позволяла себе модных веяний и трендов, что и позволило ей донести сквозь века Евангельское учение и послания апостолов в не измененном виде.
Лариса 4 декабря 2014, 15:04
Н-да... Вообще понятие нормы у всех разное. я живу в сельской местности и у нас не принимается ничего выходящее за пределы, придуманных людьми правил. Простой пример из жизни. Все здесь ходят с сумками и если, не приведи Бог, выйдешь на улицу с рюкзачком... всеобщее осуждение гарантировано. Что бы сделали у нас за подобные жесты с батюшкой! Страшно представить. Всегда есть люди хватающиеся за благочестие ... зубами.
Вениамин 3 декабря 2014, 04:49
Как мне кажется, суть большинства критики таких просветительских статей можно свести к следующей логической цепочке – 1) Б. п.: То, что я не понимаю, неверно; 2) М. п.: Я не понимаю появления данной обложки; 3) Вывод: Появление данной обложки неверно. А знаете, ведь у протестантов похожая цепочка, только вместо «появления данной обложки» они подставляют «Православие» (все целиком). Статья хорошая, по моему, дает факты и знания. Имея знания по данной теме, можно начать рассуждать. Вспомнился К. Прутков «Рассуждай токмо о том, о чем понятия твои тебе сие дозволяют…» (окончание афоризма легко найти в и-нете). P.S. В данной цепочке ошибочен 1-ый пункт (многие, например, не понимают электростатики; разве это говорит о ее ложности?) К сожалению, это не мешает тому, чему я не перестаю удивляться – той смелости, с которой иногда миряне поучают иереев (в данном случае протоиерея). Хотя и бл. Августин а этом признавался (но все-таки до крещения!!!): «я должен был спрашивать и учиться, а я обвинял и утверждал.»(«Исповедь»6,3)
Валерий 1 декабря 2014, 21:48
Уважаемый Дмитрий!

Мне кажется, что вопрос не в том приемлемо или неприемлемо то или иное сложение пальцев. Вопрос в приемлемости использования языка провокации для привлечения внимания.

Простите за грубой пример, но ведь так можно и батюшку с бутылкой "столичной" сфотографировать и потом в статье разъяснить, что фото было сделанo во время беседы о вреде чрезмерного употребления алкоголя.

Подобный ход сплошь и рядом используется в бульварной прессе. Стоит ли православному изданию ориентироваться на такой подход?

Мне очень нравится как привлекает внимание журнал "Фома", помещая на обложки фотографии известных православных людей.
Светлана Н. 1 декабря 2014, 15:53
На всех иконах, примерами которых Вы подтверждаете "правоту" жеста с обложки журнала, этот жест делается только правой рукой и совсем ненавязчиво, не напоказ, как на обложке.
И уж, конечно, глаза святых с икон не закрыты темными очками - они смотрят прямо и открыто и не вызывают никакого смущения ни жестом, ни взглядом.
Обложка журнала, для которой Вы подобрали столь высокое оправдание слишком спрятана, скрыта за темнотой (глаза за темными очками), и поэтому поверит в то, что этот жест с журнала столь же "прав" (праведен), как жест святого с иконы, не представляется возможным. По той простой причине, что нет общего между светом и тьмой.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×