Святой Александр Невский: победа Христа и «баланс сил»

М. Нестеров. Князь Александр Невский М. Нестеров. Князь Александр Невский
Имя благоверного князя Александра Невского вписано в светскую историю, прежде всего, яркими красками военных побед, во многом определивших дальнейшее развитие Руси. Однако кроме воинской доблести, патриотизма, мужественного самоотвержения есть в подвиге святого и то, что невозможно постичь одной логикой светского мышления…

В Евангелии от Иоанна Спаситель говорит, обращаясь к Своим ученикам: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Ин 14:27). В этих словах мы слышим свидетельство Самого Бога о том, что в наследие верующим в Него Он оставляет мир. Как трудно нам в сложных обстоятельствах жизни понять это слово о мире. Еще труднее совместить его с подвигом знаменитого полководца, доблестного воина, устрашавшего своим мужеством врагов Отечества.

Мир Божий – это победа Христа, мир человеческий – это «баланс сил». Первое – вечно, второе – непостоянно…

Однако связь здесь есть, и отнюдь не случайная. К ней стоит приглядеться. Она теряется, когда Христа пытаются найти там, где Он и не намеревался оставлять свидетельства о Себе. Ведь сказал же Спаситель просившему рассудить спор о наследстве с братом: «Кто поставил Меня судить или делить вас?» (Лк 12:14). И это серьезная трагедия нашего времени – тот, кто не находит Бога в удобном и понятном для себя мире, кто не получает ответ на свое требование к Творцу, пытается найти приемлемую подмену вечности. В Православии же все с точностью наоборот. Здесь не стараются вписать Бога в свои представления о вечном, здесь честно признают, что нет Бога там, где о Нем вспоминают лишь для достижения своих эгоистических целей. Здесь все слишком очевидно: ты либо со Христом, либо с теми, кто научился добиваться всего своими силами. Таким же образом стоит смотреть на мир, который оставил нам Спаситель. Мир Божий – это победа Христа, мир человеческий – это «баланс сил». Первое – вечно, второе – слишком непостоянно…

Святой князь Александр избрал труды во имя победы Христа вместо тонкой дипломатии ради шаткого мира

«Научил еси нас премудрым делом твоим: ничтоже можем изнести от мира сего, воньже ничтоже внесохом», – слышим в похвальных песнопениях благоверному князю Александру и понимаем, что это не чествование воеводы, вся сила которого заключена в стойкости подчиненных и крепости оружия. «Благочестием и верою пресветло украшен, яко благочестив скипетроносец, и преизряден, и преименит, Пресвятыя Троицы поборник был еси…», – все яснее очерчивает Церковь образ святого. И в этом образе на первый план выходят не победы над неприятелем, а мотивы, которые побуждали благоверного князя вместо того, чтобы искать установления выгодного временного баланса сил, идти путем трудов и многих усилий для защиты веры отцов. Это была не война ради политических интересов, не удовлетворение тщеславных амбиций, а действительный акт веры. Вот в чем подвиг благоверного князя. Он смог в трудных обстоятельствах времени отказаться от политических игр и последовать зову верующего сердца, которое требовало решительных действий в защиту Православия. Святой князь Александр избрал труды во имя победы Христа вместо тонкой дипломатии ради шаткого мира. Приобретенный им мир был истинным, хотя и облеченным с внешней точки зрения в суету ратных подвигов.

И это очень важный пример для нашей жизни. Речь идет не о проблемах глобальной политики. Мы говорим о вещах более важных – о спасении конкретной души. В этом смысле подвиг благоверного князя Александра входит в нашу жизнь как совершенно определенный вопрос: ты за победу Христа, или тебе ближе «баланс сил»?

Нестеров М.В. «Успение Александра Невского» Нестеров М.В. «Успение Александра Невского»
    

Мир, который вносит в нашу жизнь вера, невозможно познать тому, кто не ищет Христа. Этот мир очень далек от представления о спокойном течении внешней жизни и благоустроенности изменчивой действительности, которые обычно понимаются под миром людьми далекими от веры. Если мир Божий – это победа Христа, то естественно, что его установлению в нашей жизни должна предшествовать определенная борьба. Здесь компромиссов не бывает. Все слишком важно. Смысл умиротворения во Христе не в достижении спокойствия, а в понимании того, что действительно важно, а что второстепенно. Компромиссы же бывают на противоположной стороне, где царствует примирение с действительностью. Здесь люди под миром понимают тот самый «баланс сил», который способен сгладить все острые углы внешней жизни. Здесь все покрыто маской спокойствия и комфорта. Единственное, о чем часто забывают сказать – что Христос здесь не нужен…

Роман Савчук

5 декабря 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Вера и политика Вера и политика
Архиеп. Сергиево-Посадский Феогност
Вера и политика Вера и политика
Слово в день празднования Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы
Архиепископ Сергиево-Посадский Феогност
Когда мы живем верой, тогда нам нет смысла заниматься великими историческими событиями, этим обычно занимаются на кухне – обсуждают историю, обсуждают политику. Но, это делают неверующие люди. Верующий человек всегда пребывает в молитве, ему некогда и незачем заниматься политикой. (MP3 файл. Продолжительность 8:09 мин. Размер 5.9 Mb)
«Прозревший будущую Россию» «Прозревший будущую Россию»
Беседа с историком Артемием Ермаковым
«Прозревший будущую Россию» «Прозревший будущую Россию»
Беседа с историком Артемием Ермаковым
Артемий Ермаков, Елена Трифонова
Смирение как победа – этому нас учит святой князь Александр Невский. А длительное народное почитание благоверного князя Александра обусловлено чутьем и верой народа в то, что не сама собой пережила Россия татарское иго и расширилась на восток, не сама собой присоединилась Сибирь. У всего есть первопричина и перводвигатель, свои герои и свои святые.
Меж двух зол. Исторический выбор Александра Невского Меж двух зол. Исторический выбор Александра Невского
А.Н. Ужанков
Меж двух зол. Исторический выбор Александра Невского Меж двух зол. Исторический выбор Александра Невского
Александр Ужанков
В 80-90-е годы прошлого столетия как в западноевропейской, так и российской науке вновь появились попытки переосмыслить значение для истории Руси и, соответственно — России, политику князя Александра Невского, и свести его гражданский и духовный подвиг даже не к рядовому, типичному для князя-воина поступку, а к роковой ошибке, предопределившей «не тот» путь развития средневековой Руси, а затем и России.
Комментарии
Наталья20 января 2015, 14:30
“Слава в вышних Богу и на земли мир,в человецех благоволение!” Святый благоверный, великий княже Александре Невский, прошу моли Бога о нас грешных Наталье, Владиславе, Владимире; о скорейшем восстановлении мира на Украине, мира во всем мире, о скорейшем восстановлении благоденствия и благополучия всем людям; об искоренении лютости, ненависти, враждебности, сребролюбия и ненасытности; о вразумлении и прозрении творящих зло; о даровании всем нам духа разума, благочестия и миролюбия. Да простит, помилует и благословит нас Господь! Аминь.
Андрей10 декабря 2014, 12:01
Для того, что бы хотя бы отчасти понять смысл и тяжесть служения св. блгв. Александра Невского нужно помнить, что каждый человек ежечасно делает свой выбор между послушанием Богу и противлением Богу. Причём больное человеческое естество более склонно к злу, чем к добру. Ещё одним важным фактором является знаменитая широта русской души, то есть неизменная актуальность лозунгов «грешить - так грешить» и «пока гром не грянет, мужик не перекрестится». А гром то гремел в русской истории совсем не редко, то несколькими десятилетиями благодатных природных условий в Монголии, то, как вариант, извержением крупного вулкана в Венесуэле, то появлением у европейских варваров небольшого технологического преимущества. Смотрите сами: крещение Руси произошло в 988 году, но уже к середине 12 века шла великая междоусобица, сделавшая очередную волну кочевников фатальной. Иго азиатских варваров было сброшено в 1480 году, а новая смута началась в 1598 году, сразу по пресечению династии Рюриковичей. Да и от 1613 до 1917 года прошло совсем не много бурных веков. Положительно, у правителей Третьего Рима совсем не с проста был обычай близь часа смертного принимать великую схиму.
Владимир 5 декабря 2014, 14:52
Святый благоверный, великий княже Александре, моли Бога о нас!!!
Наталья 5 декабря 2014, 13:11
Истинный правитель России немыслим без Веры во Христа. И великими правителями были те из них, для кого символы Веры были главным в любом выборе, любом политическом решении. Мир без Христа - это мир без добра, счастья, справедливости, сострадания и, наконец, без самих Законов Божьих. События на русской Украине слишком наглядно показывают это. Св. Александр Невский - пример того, как противостоять вооруженному до зубов злу. Как истинный последователь Христа, Св. князь потому и был патриотом Земли Русской, ибо нет добра на земле там, где нет Бога. И само состояние мира шатко там, где нет Бога.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×