Портрет священника накануне Голгофы

    

Фильм «Голгофа» ирландского режиссера Джона Майкла Макдонаха, вышедший на экраны в 2014 году, получил приз независимого жюри Берлинского кинофестиваля. И это не случайно. Публикуемая рецензия на кинокартину приоткрывает секрет ее успеха.

У Борхеса был такой рассказ «Евангелие от Марка», где после проповеди священника-миссионера туземцам те, в полном соответствии с выслушанным повествованием, распинают проповедника. Нечто подобное мы встречаем и в картине «Голгофа» ирландского режиссера Джона Майкла Макдонаха, вышедшей на экраны в 2014 году. Фильм получил приз независимого жюри Берлинского кинофестиваля. И есть за что.

Сюжет закручен в детективном стиле: на исповеди некий мужчина, пострадавший в детстве от сексуального насилия духовного лица, ныне уже умершего, сообщает священнику, что теперь именно ему придется ответить за это и в воскресенье на пляже его убьют. Интрига в том, что падре, принимающий исповедь, узнает по голосу одного из своих прихожан, но зрители до самой развязки гадают, кто бы это мог быть.

Кинокартина заставляет вспомнить роман Грэма Грина «Сила и слава», где главного героя – священника – также убивают за принадлежность к Церкви. Но если у Грина «пьющий падре» попадает под маховик антирелигиозных гонений, то в фильме отцу Джеймсу приходится расплачиваться за грехи своих собратьев. И если в Мексике первой половины XX века отношение к священнику – это причудливая смесь страха, почтения и привычки, то в Ирландии начала XXI века ни страха, ни почтения не увидишь, осталась только привычка, вкупе с недоверием, скепсисом и желанием уязвить служителя Церкви.

Вместе с настоятелем прихода мы проживаем каждый из семи дней недели, приближающих убийство. За это время на отца Джеймса обрушиваются всевозможные испытания: сжигают храм, в котором он служит, зверски расправляются с его любимой собакой, единственная дочь признается в попытке суицида, а сколько еще злобы, ненависти, упреков обрушивается на его голову, сколько проблем своих прихожан он пытается решить – в меру своих возможностей. Но его подход к людям нестандартен, он умеет подбодрить унывающего, но и осадить хама, к месту пошутить, едко поиронизировать; падре говорит не шаблонными фразами и не заученными тезисами, весь его облик – совершенный неформат. Правильные слова всегда говорит кардинал, и не случайно отец Джеймс вежливо замечает ему в ответ: «Ваше Высокопреосвященство, Вы это прочитали в книге».

Священник не строит из себя всезнайку или святошу, но он пытается любыми способами достучаться до сердец своих прихожан, порой даже нарываясь на грубость или непонимание. Став свидетелем одного из разговоров, его дочь недоуменно спрашивает: «И такое дерьмо тебе приходится выслушивать регулярно?»

Однако отец Джеймс не боится трудных ситуаций, хотя и не всегда справляется с собой. Когда после всех обрушившихся на его голову несчастий он напивается, впервые после долгого перерыва – «я слишком это любил», – и ввязывается в нешуточную драку с барменом, получая по полной программе бейсбольной битой по всем частям тела, все это лишь подчеркивает его человечность и его слабость, в которой, как известно, сила Божия и совершается.

В нем при желании можно увидеть образец пастыря, который заботится только о пользе ближних. Он не заискивает ни перед властями, ни перед толстосумами, походя бросающими: «Мир рухнет, если Католическая Церковь потеряет интерес к деньгам». Священник не боится сказать этому «потенциальному спонсору»: «Такие, как вы, гадят на что угодно – почему не на картину?»

Отец Джеймс ценит искусство, любит литературу, и поэтому, наверное, не случайно, что среди людей, нуждающихся в его помощи, – Фитцжеральд и Джойс. Кстати, аллюзии на «Великого Гэтсби», «Улисса» и другие произведения рассыпаны по фильму в изобилии.

Небольшой провинциальный город, маленький приход – здесь все на виду, но и страсти кипят нешуточные. Это мир в миниатюре, где можно встретить что угодно. Можно встретить жестокий цинизм, а можно встретить и веру, которая крепче смерти. Именно такая вера одной из прихожанок позволяет отцу Джеймсу не сдаться и не сбежать перед надвигающейся развязкой. А ведь он уже стоял в аэропорту, на пути в безопасность, и впервые – в светской одежде. Как это бывает у священников, порой мы получаем вразумление от своих прихожан. И это правильно, потому что если церковь горит, то это не чья-то личная, а «наша церковь».

Но в итоге, несмотря на внешнее поражение по всем фронтам, священник одерживает победу – и, кстати, не только метафизическую. Это такая же победа, что и в «Силе и славе», где падре расстреливают, – победа в душах людей, которые видят пример пастыря и открывают свое сердце Богу. Это как раз и есть та самая «победа, победившая мир».

Иеромонах Симеон (Томачинский)

Источник: Богослов.Ru

9 декабря 2014 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Ирина21 января 2020, 16:42
Очень смутил момент в фильме, где священник(!) рекомендует юноше, страдающему от отсутствия интимной жизни, прибегнуть к помощи порнографии или поискать "не слишком разборчивую" девицу. Да и "голубая" тема слижком уж навязчиво обозначена. Раскаяния у прихожан никакого не видно - все продолжили жить по-прежнему, "перешагнув" через факт смерти священника так же спокойно, как и через поджог церкви. Фильм хорош, как пример секуляризации западного общества. В целом - не впечатлил.
Софья 7 мая 2015, 17:18
Прошу прощения,а с Борхесом ничего не напутали? В рассказе "Евангелие от Марка" был вовсе не миссионер-священник, а студент-медик, приехавший на каникулы в поместье своего двоюродного брата. И проповедывал он вовсе не туземцам, а семье управляющего, вообще-то потомкам выходцев из Шотландии. Да и не проповедывал в обычном смысле, а от скуки переводил и читал им случайно найденную в доме Библию.
иеромонах Авель 6 апреля 2015, 13:54
В один день (так случилось) прочёл об этом фильме,
наверное, как-нибудь посмотрю...
В первом комментарии было, что фильм так себе, пастор унылый, прихожане не исправлялись...
Такова повседневность, но из-под гнёта которой рождается мученичество ежедневное внутреннее, а потом (с благословения Господнего) и внешнее... Мне будет интересно...
Андрей20 января 2015, 15:44
Отец Симеон, благодарю Вас за интересный обзор!

Во-первых, ранее не слышал про фильм. После статьи захотелось его посмотреть, что я и сделал. Остался доволен проведенным временем: получил и интеллектуальную пищу (многочисленные диалоги), и духовную (разговор с дочерью, трагический финал).

Во-вторых, была полезна оценка некоторых моментов священником. В первую очередь, когда батюшка напился и сцена в аэропорту. Сам бы я, скорее всего, фарисейски подошел к оценке этих эпизодов.

Отец Симеон! Если есть такая возможность, прошу Вас написать обзор еще нескольких хороших фильмов христианской тематики. Ваш топ-10, или что-то подобное. Помогай Вам Бог!


Эля20 января 2015, 02:15
Когда смотришь этот фильм, всё время свербит один и тот же вопрос: За что?
За что, Он любит нас? За что, мы так ненавидим Его и распинаем ежесекундно? За что, Он решил нас сделать своими чадами?
Да, и вот ещё одна мысль: Какие же, мы всё-таки, гады! А Он за нас, Жизнь свою отдал...
Игорь12 декабря 2014, 22:43
Знаете,пожалуй одна из вещей которая нравится мне в этом фильме,это юмор,пускай и черный,но юмор.Пастор он тоже человек из плоти и кожи,пускай и напился,пусть и подрался.Но кто не без греха,тем более пастор ирландец как ни как).По крайней мере Пастор герой,он прошел путь до конца,несмотря ни на что!И самое важное он старался привести людей к Богу.
Владислав12 декабря 2014, 11:21
Отец Симеон, спасибо за статью! Этот фильм заприметил уже давно и все ждал когда дойдет до наших границ и вот увидев вашу статью вспомнил о нем и посмотрел. Не пожалел, фильм очень своевременный и актуальный. Как часто я сам чувствую себя как этот пастор в окружении людей циничных и холодных, опустошенных. Но отчаиваться нельзя ведь Бог рядом, главное помнить об этом и постараться дойти до конца, ведь раз ты христианин то голгофы не избежать это наш сознательный выбор. Просто у каждого голгофа в жизни своя, свой крест и дай нам Бог силы и веры выстоять.
Мария10 декабря 2014, 18:36
"Для чистого все чисто". - Дорогой отец Симеон, хорошо, что Вы так увидели эту историю. Сил Вам, помощи Божией! - Цинизма хватает не только на Западе и не только в протестантизме. Как-то бы вот только свидетельствовать не по-протестантски.

Интересно, вот, а как свидетельствовать, когда во время Шестопсалмия в храме рассыпают (т.е. считают) деньги, набирают освященную воду литрами, а вешалку для верхней одежды с вещами и веселым розовым беретом сверху певчие поставили прямо у Голгофы, слева от апостола и евангелиста Иоанна Богослова, так, что она оказывается непосредственно в центре храма, а ширмы нет? И настоятеля нет, или он не видит?...Свидетельствовать, или не свидетельствовать? - Есть мнения. И, если свидетельствовать, то как - "пить, или не пить"?
Александр 9 декабря 2014, 15:31
Фильмец так себе. Никакой особой победы в душах людей я не заметил, кроме дочери, которая простила убийцу. Все остальные все также весело и задорно продолжили предаваться греху. Священник уныл и тянет лямку без огонька, вставая на позицию соглашательства с внешним грехом во многих вопросах. В общем очередная западная картина, где от Церкви и Бога остаются только ванильность и неконфликтность.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×