Необходимость общения

Христиане должны общаться. Времена таковы, что скажи банальность, и прослывешь пророком, настолько естественное стало непонятным. Мужья не разговаривают с женами и жены – с мужьями. Некогда. Да и не о чем (как ни жутко звучит). Дети и родители не делятся новостями. Священники редко говорят между собой на темы молитвы, служения, заповедей. И в этом царстве увеличивающегося взаимного отчуждения и погружения в ненужность стоит сказать банальность, как она загремит громом среди ясного неба. Нужно общаться. Но общаться не в смысле «трепать языками», или «болтать о том – о сем». И не в смысле «мыть кости отсутствующему ближнему». Общаться так, как написал Павел евреям: «Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и к добрым делам. Не будем оставлять собрания своего, как у некоторых есть обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете наступление дня оного» (Евр.10:24-25)

Вы усматриваете наступление оного дня? Я хоть и слеп, как крот, но усматриваю. Особенно если перечитаю посмертные вещания Нила Мироточивого. Тот говорит, что сребролюбие – есть предтеча Антихриста. Сребролюбие это дух, тонко разливающийся и проникающий глубоко в помыслы, а проникнув, формирующий мировоззрение и весь образ жизни. Нет сомнения, что такая анти-духовная работа кропотливо делается, спорится во множестве душ. Ее не видно по причине грубой завесы плоти, но она обнаруживает себя по разговорам и поведению. Бояться электронных печатей просто глупо в ситуации, когда в духе печати ставятся ежедневно, а мы бесчувственны к этому. Простота быта, бескорыстие, умение отдавать и делиться – вот дети противоположного сребролюбию духа. Пока эти качества есть – можно жить. Если же исчезнут, то хлеб станет не вкусен, и вода перестанет утолять жажду.

Итак, день оный приближается, и стоит увещевать друг друга, поощряя к любви и добрым делам. А что еще видно? Видно, что мы – люди – стали хлопотны и беспокойны, как падшие духи. Те покоя не имеют, и у нас смятение внутри и беготня снаружи. И не суета мешает нам жить, а мы сами погружаемся в суету, чтобы не слышать голоса совести. Суетой спасаемся, как ни абсурдно это звучит. «Спасаемся» от единого на потребу. И нужна суета грешнику, как холодный рассол наутро тому, кто вчера забыл меру в застолье. Ради суеты людской стихии напряглись, говорит преподобный Нил, и год бежит, словно месяц. Месяц бежит словно неделя; неделя, как день, а день, как час. Вы это видите? Видите. Даже не сомневаюсь. Ускорение времен всем заметно. Следовательно, необходимо усматривать наступление оного дня и увещевать друг друга.
Еще говорит Нил, что зависть есть печать Антихриста на сердце человека. Зависть глупцов наводняет площади мятежными толпами. Холодная зависть отпетых негодяев руководит глупой завистью «демократических» толп. И вот: «Там целая страна/ Наводнена/Убийствами и мятежами/пожарами и грабежами» (Крылов. Сочинитель и разбойник) Этот пожар безумия назван «пиршеством свободы». Его хотят щедро распространять, как и бессовестный сифилитик не стыдится делиться болезнью со здоровыми людьми посредством блуда. И если к вам придут глашатаи бесовской «правды и справедливости», придут, чтоб разжечь в вас зависть и недовольство, то знайте – в случае согласия с проповедниками вы тотчас окажетесь в расстрельных списках. Бесы не любят тех, кто им поддается. Они их используют, презирая. Перед наступлением оного дня безумие зависти и недовольства, быть может, охватит целые континенты, но уже и сегодня и вчера звучали и звучат голоса: «Хочу вот это, как у него», «Почему у них есть, а у нас нету» и прочее. Следует, поэтому, остужать друг друга словами истины и здравого смысла.

Но о чем нам говорить, сходясь и собираясь? Попытайтесь говорить о Господе. «У каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование – все сие да будет к назиданию» (1 Кор. 14:26) Попытайтесь научиться говорить о Господе, не фальшивя, и не съезжая в сентиментальность. Ведь какой-то опыт духовный есть у вас! Не может не быть, если вы христиане. Им и делитесь с осторожностью, подбирая слова. Вот Серафимы в видении Исайи боятся Господа и покрывают крылами лица и ноги. (См. Ис. 6:1-7)Но они любят Его и им сладко говорить о Нем. Поэтому Серафимы взывают друг ко другу: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его». Видите – они не даже не Богу поют, но «взывают друг ко другу», то есть говорят один другому о Господе. Так нужно поступать и людям. Покажите мне людей, говорящих об истине, и я скажу вам, что в день страха и гибели они будут укрыты Тем, о Ком беседовали со страхом во время мира.

«Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему» (Еф. 4:25) Говорить ложь не значит обязательно только лишь расхваливать залежалый товар или с корыстной целью подставлять ближнего под беду. Говорить ложь означает хвалить мнимые ценности: возвеличивать хитрость, превозносить грубую силу, воспевать безнаказанный разврат, поклоняться деньгам и успеху. Все это и многое другое – подлинная ложь, в которой плавает человечество, словно рыба в соленой воде. Говорящие о мнимом и ускользающем лгут друг другу, убеждая себя в силе того, что обречено огню, и в красоте того, что, по сути, безобразно. Поэтому говорит апостол: «отвергнув ложь, говорите истину». А не можешь говорить истину, не можешь прославить Бога без примеси фальши чистыми устами – молчи. Тоже – великое занятие, ценность которого многим из нас совершенно не известна.

Сменим же и мы разговор молчанием, и подумаем о том, что уже сказано.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Если ты увидел твоего брата, значит увидел твоего Бога! Если ты увидел твоего брата, значит увидел твоего Бога!
Архим. Андрей (Конанос)
Если ты увидел твоего брата, значит увидел твоего Бога! Если ты увидел твоего брата, значит увидел твоего Бога!
Беседа с радиослушателями
Архимандрит Андрей (Конанос)
В каждом человеке есть что-то хорошее. Даже если он не нравится тебе, подумай о том, каким его создал Бог. Постарайся увидеть его таким, каким он должен быть, а не таким, каким его сделала жизнь.
Услышать другого, </br>или В чем залог счастливого брака Услышать другого,
или В чем залог счастливого брака

Митр. Лимассольский Афанасий
Услышать другого, </br>или В чем залог счастливого брака Услышать другого,
или В чем залог счастливого брака

Митрополит Лимассольский Афанасий
К сожалению, у нас не учат правильно общаться друг с другом. Общение – это не только умение хорошо говорить. Самое главное в общении – это умение хорошо слушать.
Коммуникабельность и преподобный Агафон Коммуникабельность и преподобный Агафон
Свящ. Сергий Бегиян
Коммуникабельность и преподобный Агафон Коммуникабельность и преподобный Агафон
Священник Сергий Бегиян
Храм – не офис и не цех, а отношения духовной близости – это отношения совсем не светского раута и не панибратского неформального общения.
Комментарии
Любовь Абакумова 9 июня 2016, 13:00
Спасибо за статью, батюшка. Особенно за то, что прояснили насчёт суеты. Как она маскируется под благочестивые дела, особенно на приходе. Спаси Господи.
Наталья Веснина23 марта 2016, 15:00
Да,хотелось,чтобы принимали людей как Образ Божий.Спаси Господи!
Елена10 февраля 2015, 23:00
Научиться говорить с ближним - это значит слушать и слышать того, с кем говоришь.Научиться говорить с ближним о Боге - это значит внимать словам о Всевышнем и дерзать молвить о Нём.Научиться молчать - это значит научиться слушать и слышать себя,ближнего,Бога.И это самое важное, но и самое трудное,поистине,великое дело.Простые мысли, но пришли благодаря вам, отец Андрей. Благодарю, Вас!
Виктория15 января 2015, 12:00
Спаси,Господи, отца Андрея!Ваши статьи, книги дают ответы и указывают путь, как свет фар в ночи, в которой мы живем столько лет. Спасибо!
Инна14 января 2015, 00:00
Спаси Господи.Отец Андрей,Вы так просто,четко и конкретно даете рецепты нам-мирянам на нередко сложные и неоднозначные для нас вопросы,благодарю,Вас.
Светлана 3 января 2015, 13:00
Спасибо большое, отец Андрей, за статью. Как правильно отмечено, что суетой мы пытаемся оправдать себя, своё неделание доброго и правильного, подменяя истинное добро делами и заботами житейскими.
Нина27 декабря 2014, 12:00
Молитвы к Богу растворены общением, обращением друг ко другу, к своей душе...Так и общение друг с другом...
Ольга27 декабря 2014, 00:00
Говорить о Господе, к сожалению, даже среди наших прихожан, вместе стоим на службе,вместе причащаемся, от одной чаши,очень часто равноценно метанию бисера перед свиньями.Сегодня ко мне заехала в гости одна из моих знакомых,которая ходит в тот же храм,что и я.Вот должно быть человек, с которым можно обсудить прочитанное из Писания или из святоотеческой литературы,а ты понимаешь,что человеку это будет просто не интересно. Поэтому молчишь о Господе,думаешь о Нем и грустить о того, что разговор о платьях и рецептах,и о работе,и о чем угодно,только не о Боге. Но есть и небольшая группа прихожан,с которыми мы встречаемся, как с самыми близкими родными, говорим о Господе, делимся впечатлениями о прочитанном или увиденном за это время,молимся,пьем чай,шутим,обмениваемся теми же рецептами,и после такого общения уходишь с радостью и миром в душе.Феофан Затворник писал, что в наше время говорить о Боге и спасении стало не просто не модно, а неприлично,а в наше время надо быть особенно рассудительным в выборе собеседника.Спасибо за статью, отец Андрей!
Александр18 декабря 2014, 11:00
Очень сильно обличающая статья. Большое Вам Спасибо отец Андрей за то, что Вы нас будите от греховной спячки, низкий Вам поклон.
алла17 декабря 2014, 13:00
От.Андрей!Спаси вас Господь за статью и низкий вам поклон.р.Б.Алла
Ольга16 декабря 2014, 13:00
"...Еще говорит Нил, что зависть есть печать Антихриста на сердце человека. Зависть глупцов наводняет площади мятежными толпами. Холодная зависть отпетых негодяев руководит глупой завистью «демократических» толп. И вот: «Там целая страна/ Наводнена/Убийствами и мятежами/пожарами и грабежами» (Крылов. Сочинитель и разбойник) Этот пожар безумия назван «пиршеством свободы»..." - какие до боли точные слова! Спаси Господи протоиерея Андрея!
Катя15 декабря 2014, 19:00
Отличная статья! Только не понятно, почему ее опубликовали не в привычной "ленте", а, так сказать, в "боковом кармашке". Спаси, Господи!
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке