Святой Вунибальд, просветитель Тюрингии и Баварии

Данная публикация открывает серию ранее не переводившихся житий древних святых земли Германской, малоизвестных русскоязычному читателю, но глубоко чтимых православными христианами Германии.

Святой Вунибальд Святой Вунибальд
В конце VII – начале VIII веков распространение христианской веры в Западной Европе было делом особого попечения римских епископов. Посланцы отца и учителя Церкви папы Григория Великого – 40 монахов из римского монастыря святого Андрея Первозванного во главе с настоятелем Августином (позже архиепископ Кентерберийский, апостол Англии, святой) – были направлены на Британские острова к варварским племенам англосаксов с благой вестью о воскресшем Иисусе Христе и миссией основать там Христову Церковь. В то время на территории Британии, в отдельных ее местах, еще оставались очаги христианской Церкви первой волны проповеди о Христе, но под воздействием языческих культов обрядовость христианского служения видоизменилась: оно велось без алтарей, как правило под открытым небом и на языках племен, проживавших в той местности; утратилась и связь с канонической Церковью. Подобная полуязыческая традиция была распространена в основном среди кельтов и в Ирландии, а впоследствии она привилась также в ранней христианской Церкви франков.

Проповедь и праведность нового поколения миссионеров опирались строго на каноны и правила Церкви. Верные духовные наставления папы Григория Великого, его установки, как строить отношения с язычниками, и твердая богослужебная дисциплина дали добрые плоды: около 700 года христианизация Великобритании – ее восточной части – завершилась.

Следует сказать, что в эту эпоху константинопольские монархи были погружены в тяжкие ереси – монофизитство и иконоборчество; духовная брань раздирала Византийскую империю. Римский престол оставался поборником чистого Православия, строгого следования канонам и правилам Вселенских Соборов.

Григорий II Марцелл (по словам его биографа, Liber Pontificalis, благочестивый и мудрый, неустрашимый защитник прав Церкви) продолжил дело распространения света Христова – христианизацию уже германских племен, живших на севере и юге современной Германии.

Его надежной опорой и верными сынами стали христиане из Англии. Многочисленный отряд братолюбивых монахов, бесстрашных проповедников, по благословению папы Григория II с радостью о Христе двинулся на материковую часть Европы возрождать христианскую Церковь.

Первыми из них были выходцы с юга Англии, из знатного рода короля Ричарда Уэссекского. Брат супруги Ричарда, праведной христианки Муны, монах Винфрид, получивший от папы Григория II сан епископа и имя Вонифатий (Бонифаций), почитается Православной Церковью Германии как апостол германских народов. Он был первым посланником папы в эти земли. Себе на подмогу он призвал своих уэссекских сородичей. Предание сохранило имена трех детей Ричарда: Вунибальда, Виллибальда и их сестры Вальбурги. Они также вошли в сонм местночтимых святых Православной Церкви.

Старший брат Вунибальд (некоторые источники его называют младшим братом Виллибальда, указывая один год разницы в их возрасте: 700 и 701), отказавшись от отцовского наследства, вместе с отцом и братом направился в очень трудное паломническое путешествие в Рим и Святую Землю. По пути, в тосканской Лукке, Ричард умер от сердечной недостаточности. Братья, предав тело отца земле, продолжили свое паломничество. Виллибальд из Рима пошел дальше, на Святую Землю, а Вунибальд из-за сильной телесной немощи остался в престольном городе и поселился в монастыре святого апостола Петра. Здесь он посвятил себя молитве и упражнениям в христианских добродетелях. Вскоре он принял монашеские обеты и возвратился назад в Англию, чтобы подготовиться к миссионерской деятельности среди еще языческих германских племен. Некоторое время он посещал Domschule святого Григория для учащихся из разных стран. В 723 году Вунибальд получил благословение папы Григория II: ему, с его образованием и знаниями, быть помощником епископа Вонифатия в проповеди христианской веры среди германских племен.

Вонифатий рукоположил его в священники. Вместе со своим сподвижником Себальдом Вунибальд бесстрашно проповедовал Свет истины. Он вдохновлял своих слушателей на паломничества в Рим, был примером строгой аскезы.

Монастырь Хайденхайм Монастырь Хайденхайм
    

Вунибальду было невыносимо видеть, как монахи и священники без меры упиваются вином, и потому он не стал задерживаться надолго в Рейнских землях, стремясь к подвигам в местах, еще диких. Он отправился в Баварию и получил у герцога Одило разрешение пребывать в местности Нордфелюзе (позже она отошла к области Кремсмюнстер). Потом святой Вунибальд направился в Майнц и Тюрингию.

Он постоянно молился Господу о спасительной помощи, читал поучения святых отцов, что приносило большую пользу его проповеди. Многие люди обратились через его слово к Царству Небесному.

В Хайденхайме он расширил здешний монастырь и построил новый, дал указания по возделыванию тогда еще не тронутой земли, изгнал своей молитвой ядовитых змей, во множестве обитавших в этой местности, а также добросовестно выкорчевывал тернии язычества, бурно произраставшие в тех местах. С угрозой для жизни он пытался обратить к благочестивому житию местных священников, христиан только по имени, предававшихся греху блуда.

В его трудах на ниве Христовой помогала ему игумения Вальбурга, его сестра, тоже прибывшая сюда для миссии.

Гробница святой Вильбурги в монастыре Хайденхайм Гробница святой Вильбурги в монастыре Хайденхайм
    

Для распространения Евангелия он по возможности ежедневно служил Литургию или же принимал в ней участие, щедро помогал бедствующим и нищим. Кроме того, он построил много церквей по всей той земле. Так день за днем он преумножал сокровища Святого Духа, полученного им в крещении, и своим примером побуждал к такому же усердию свое окружение.

Около 758 года, превозмогая сильную подагру, незадолго до своей смерти он посетил своих друзей в Вюрцбурге и Фульде.

После его кончины сами собой начали звонить колокола, сами зажглись свечи, и небесное благовоние ладана наполнило всё вокруг

Изнуренный продолжительными покаянными трудами, святой Вунибальд почил, получив сердечное напутствие собратьев, 18 декабря 761 года в возрасте 60 лет со словами: «В руце Твои, Господи, предаю дух мой». После его кончины сами собой начали звонить колокола, сами зажглись свечи, и небесное благовоние ладана наполнило всё вокруг. Его положили в монастырском храме в гроб, заранее вырубленный из камня. Через 16 лет после смерти святого его чудотворные мощи были подняты. Тело Вунибальда оставалось неподверженным тлению.

Епископ Лиудгерус писал о святом Вунибальде: «То, что он сделал за время своей жизни, еще в большей мере он подтвердит после своей кончины». В 1358 году мощи святого подвижника были перенесены в Айхштетт. В XVII веке части мощей святого Вунибальда перенесли в Шер и в Фурне (Франция) для духовного укрепления верующих христиан.

Подготовлено по:

Ирина Ковынева,
преподаватель Сретенской духовной семинарии

26 декабря 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Разные лики Германии Разные лики Германии
Диакон Артемий Носков
Разные лики Германии Разные лики Германии
Диакон Артемий Носков
Мы встретились с диаконом Артемием Носковым в Андреевском храме Петербурга. Он приехал из Германии навестить свою маму. После разговора вышли во двор сфотографироваться. Земля была застлана красно-жёлтыми листьями, осыпавшимися с клёнов. Эти улицы, дворы, храмы вокруг станции метро «Василеостровская» – моё любимое место в городе.
Возвращение к истокам Возвращение к истокам
Паломничество по Германии и Швейцарии
Возвращение к истокам Возвращение к истокам: десять лет паломничества по Германии и Швейцарии
Маргарет Бауман
Матушка Маргарет Бауман – преподаватель немецкого языка и активная прихожанка храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» Болгарской Православной Церкви в городе Индианополис американского штата Индиана.
О православной жизни в Германии О православной жизни в Германии
Корнилия Делкескамп-Хэйес
О православной жизни в Германии Возвращаясь в покинутый дом
Православная жизнь в современной Германии
Корнилия Делкескамп-Хэйес
Какой духовный опыт обретают немцы, приходя к Православию? Что им приходится преодолевать в самих себе, и как складываются их отношения с протестантским окружением и секулярной средой? Что может дать Православие Германии? И что Германия может дать Православию?
Комментарии
Галина Романенко13 января 2015, 08:42
Интересно и об интересном.Спаси, Господи!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×