Как испортить хорошую проповедь

Вредные советы

Священник Леонид Кудрячов

В.Г. Перов. Проповедь в селе. 1861 г. В.Г. Перов. Проповедь в селе. 1861 г.
    

Проповедник так или иначе может испортить проповедь. Но это под силу и его слушателям. Немножко изобретательности, чуть-чуть практики, и всё получится! Приведенные ниже вредные советы помогут сориентироваться и пропустить даже очень хорошую проповедь мимо ушей, ума и сердца.

Начнем с самого очевидного: проповедь не нужно слушать. Проповедник выходит на амвон, а ты иди на паперть подышать свежим воздухом. Также можно поискать свободное место на лавочке. Если найдешь, сядь и подремли. Если нет, не отчаивайся: проповедь не затронет твоего сознания, если ты займешься целованием икон, поставлением свечей или таким добрым делом, как сбор огарков. Более того, веди себя активно и суетливо, и, возможно, проповедь будет испорчена не только для тебя, но и для других прихожан, которые будут отвлекаться на твои действия. Есть и другие способы навредить окружающим. Например, с началом проповеди присоседься к знакомой бабушке и расспроси ее про здоровье. Или подойди к мамочке с детишками и сочувствующе поинтересуйся, как она с ними справляется. Таким вежливым разговором можно убить двух зайцев одним выстрелом: проповедь для себя и проповедь для собеседника.

Перемещения с прихода на приход очень помогают если не загубить проповедь на корню, то, по крайней мере, минимизировать ее влияние. Здесь уместно привести бородатую шутку о том, как после сильной и трогательной проповеди все присутствующие в храме, кроме одного мужчины, стояли с мокрыми глазами. На вопрос, почему он не плачет, тот человек ответил: «Я не с этого прихода». Постоянные скитания с прихода на приход мешают разглядеть в священнике духовного отца, проникнуться к нему доверием и симпатией. Недаром поговаривали древние римляне, что nemo orator nisi vir bonus (никто не может быть оратором, если не живет благочестиво). А это означает и обратное: если не позволить себе (или другим) увидеть в проповеднике человека доброго и хорошего, то и проповеди его утратят до половины своего достоинства.

Еще более искусный способ испортить проповедь заключается в том, чтобы поступать вопреки ее призывам. Если постараться, можно подорвать доверие ко всему проповедническому труду священника. Для этого следует после проповеди о любви разругаться с кем-нибудь при выходе из храма; после проповеди о милосердии – картинно фыркнуть, проходя мимо нищего у ворот; после проповеди о терпении – громко жаловаться во все уши на те или иные тяготы жизни. Таким образом происходит наглядная демонстрация того, что соль проповеди потеряла силу, а поучения проповедника – простые теоретизирования, не сочетающиеся с реальной жизнью. Важно проявить настойчивость и поступать раз за разом в этом же духе.

Хорошая проповедь сподвигает к размышлениям, в которых слушатель пытается приложить ее к своей жизни. Как пластырь или как розгу. От этих размышлений, а значит и от пользы проповеди, можно отвлечь. Достаточно после службы занять знакомого прихожанина беседой о том, как хорошо/плохо пел хор, как торжественно возглашал диакон, как вкусно благоухал ладан и т.д. Не говорите о проповеди. Чтобы растение засохло, его достаточно перестать поливать.

Если уж собеседник все-таки тяготеет к теме проповеди, то стоит воспользоваться вопросом: «Понравилась ли тебе проповедь?» Это очень замечательный вопрос, обладающий большим потенциалом к разрушению проповеднических стараний священника. Задать такой вопрос – значит свести проповедь с уровня глотка воды в пустыне до уровня деликатеса в ресторане. В первом случае вкусовые качества воды не обсуждают, ее пьют, чтобы жить, а во втором можно и носом покрутить и свое фе высказать. Если этот вопрос задавать везде и всюду, погромче да почаще, то он начнет витать в воздухе, и в конце концов его может унюхать и сам проповедующий, который, в свою очередь, может поддаться чаяниям публики и начать работать над «приятностью» наставлений. Тем самым есть шанс сломать или извратить тот идеал, когда проповедник и слушатели должны соработничать, когда в частных беседах после службы тема проповеди углубляется и расширяется, когда прихожане становятся рупором, через который проповедь способна зазвучать сильнее.

Неуспехов тебе, читатель, в этом деле!

Священник Леонид Кудрячов

13 января 2015 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Слово и жизнь Слово и жизнь Игум. Нектарий (Морозов) Слово и жизнь Слово и жизнь Игумен Нектарий (Морозов) Когда я, стоя в храме и слыша, как произносит священник «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа...», ловлю себя на мысли, что мне неинтересно, что он скажет дальше, мне всегда становится не только стыдно, но и страшно. Проповедь о проповеди Проповедь о проповеди Прот. Андрей Ткачев Проповедь о проповеди Проповедь о проповеди Протоиерей Андрей Ткачев Писание привычно умножает слова для усиления смысла и словно возводит их для этого в квадрат. Есть небеса, а есть небеса небес. Есть смерть, а есть «смертью умрешь». Есть Святое, и есть Святое Святых. Есть еще «проклятием ты проклят», «умножая, умножу» и многое другое. В мире бизнеса есть подобное удвоение. Есть не только продажи, но и «продажи продаж», т.н. «франчайзинг». У нас назрела необходимость в проповеди о проповеди. Она должна быть направлена на самих проповедников, чтобы разбудить, взбодрить и научить. Важнее воздуха Важнее воздуха Прот. Андрей Ткачев Важнее воздуха Важнее воздуха Протоиерей Андрей Ткачев Стены Иерихона падают только от звука духовных орудий! От парадоксального и для многих кажущегося абсурдным недельного хождения по кругу со звуком серебряных труб сокрушается сильный враг.
Комментарии
Ольга20 января 2015, 17:00
Если Праздник приходится на рабочий день стоишь на Литургии и думаешь, что ты уже на час опаздываешь на работу...а когда выходит батюшка и начинает долгую проповедь, ты начинаешь нервничать и прибавлять к своему опозданию еще пол-часа. На всенощной и на выходных это другое дело - можно с удовольствием постоять и послушать. Дорогие и уважаемые наши батюшки, пожалуйста в рабочие дни утром принимайте во внимание, что многим прихожанам после литургии нужно бежать на работу!
ольга19 января 2015, 03:00
С Праздником с Крещением Господним! Спасибо отличные советы знающего человека. )) Нам везёт только потому, что храм маленький народу немного все сидят во время проповеди, поэтому остаётся только слушать, мало того коварный батюшка ещё и детей лет до шести гулять с одной из мам отпускает... Кроме того словацкий язык, на котором проповедь говориться для всех остальных прихожан облегчение после Литургии на церковно-славянском.
Наталия18 января 2015, 00:00
Полностью согласна с мнением священника Игоря Илюшина!Сказать,что в нашем храме проповедь затягивается-не сказать ничего!Она длится коротенько- минут на 40(наш настоятель действительно говорит по 30-40 мин и более.)На Рождество после литургии и молебна была длинная проповедь настоятеля,затем,он зачитал поздравления патриарха,а потом ещё передал слово другому священнику...Мы уехали,не дослушав,не приложившись к кресту,благодарственные молитвы после причастия читали дома.Терпение лопнуло,прости Господи!
Катерина17 января 2015, 18:00
Думаю, что только на МНЕ самой ответственность за то, дошла проповедь до сердца или нет.
Наталия17 января 2015, 17:00
Не нахожу ничего предосудительного в том, что священник, тем более начинающий, пользуется заранее подготовленным текстом. По моему нельзя требовать от вчерашнего выпускника семинарии таких проповедей, которые слушают, затаив дыхание. Это уже вершины. Пусть лучше он прочтет полезные слова духоносных отцов или хороших проповедников. Они их писали не просто от от сердца, но и по благодати Божией. Да, их можно читать самостоятельно, но часто ли так бывает? Хочется часто бывать в том храме, где хорошие проповеди вошли в традицию.
Иоанна17 января 2015, 13:00
Если уж мы на сайте Сретенского монастыря, хочу поблагодарить иеродиакона Андроника за то, что он, вслед за о. Тихоном и о. Иовом, говорит проповедь без бумажки. Это существенно. Даже очень хорошая проповедь, прочитанная, как лекция, много теряет. А вот слово, пусть краткое, но сказанное от сердца, иногда "придаёт ускорение", которого хватает на целую неделю. Да поможет вам Господь, отец иеродиакон! Прихожанка
Тамара17 января 2015, 12:00
Спасибо за поднятую тему. Осмелюсь поделиться своим скромным опытом. Наш батюшка молод и неопытен. Когда он начинает говорить проповедь стараюсь стать так, чтобы он меня видел и с искренним восхищением ловлю каждое слово, чем, смею надеяться, его поддерживаю. Стараюсь молиться о нашем батюшке и о том, что если есть Воля Божия, да даст Он нашему батюшке дар слова. Наши прихожане стали отмечать, что батюшка стал говорить замечательные проповеди. Пишу не для хвастовства, а для примера - молитесь о своих пастырях и поддерживайте их чем можете.
священник Игорь Илюшин17 января 2015, 00:00
Спасибо за поднятую тему! Но, все же большая ответственность за внимание и восприятие проповеди лежит на проповеднике. Проповедь должна быть такой, чтобы человек забыл о лавочках в храме, подсвечниках и рядом стоящих прихожанах. А для того, чтобы этого достичь, нужно готовиться батюшке к проповеди и не затягивать ее, говорить четко, внятно и интересно, тогда "мешать" проповеди будут только случайно залетевшие мухи.
Максим15 января 2015, 17:00
Ох, отче, покажите мне такие храмы, где ныне проповедь произносится, да еще и с должною подготовкою... Разве что в первопрестольном граде Москве!
людмила15 января 2015, 12:00
о. Леонид,в коммент.все сказано,все это есть и к сожалению и к счастью.а Вам большое спасибо за вредные советы.
Жорик Греевич15 января 2015, 00:00
К сожалению когда слушал проповедь у нас в Храме каждый раз какой-то гул стоит что-ли, очень плохо слышно.
Наталия14 января 2015, 23:00
Спаси Вас Господь, отец Леонид! Это печально, но мало кто после службы среди просто знакомых прихожан станет беседовать о содержании проповеди, если она была, да и вообще о содержании того, что читалось или пелось в церкви. Почему то это почти не принято даже среди воцерковленных людей. Я даже не знаю как правильно здесь высказать это грустное наблюдение, но при разговоре с людьми протестантских вероисповеданий касаться религиозных тем намного легче, хотя они при этом могут признавать, что духовность нашей Церкви несоизмеримо глубже и богаче.
Людмила14 января 2015, 14:00
Спасибо, Вам отец Леонид! Актуально! Простите, меня, грешную, но я бы ещё добавила от себя "советик". Во время проповеди, удивительным образом, узнаёшь себя любимую, ещё предательски потечёт из глаз, из носа, стоишь швылькаешь, глаз не поднять, готова провалиться... Рядом стоящие, скорее неловкость испытывают, может, правда, убежать до проповеди? Вооружится платочком - согласна. Как согласна и с тем, что это самые дорогие моменты, когда познаёшь добро.
Катя14 января 2015, 13:00
"Оставили комментарий о косноязычном и гугнивом священнике -- помолитесь о нем". Вот это действительно ценно. А еще лучше за каждое осуждение по земному поклону сделать - быстро мысли на место встают. Поклон Вам, батюшка Леонид! Спаси, Господи!
леонид14 января 2015, 12:00
Спаси Христос батюшка! Хорошие советы, вредные. Действительно, и самая неважнецкая проповедь имеет крупицу, если уметь и хотеть слушать. Но... хочется сказать... такое духовное явление имеет безусловно место быть. Да, ленивы, неграмотны, так. Но все же хочется немного промолвить слово и за них. За бабушку, которая хотя и проповеди не поймет, и догматов не знает. Но тащит последнюю копеечку - свечку, обеденку заказать в церковь безо всякой задней мысли. Посему и хочется иногда за простого такого - прихожанина словечко замолвить... У нас ведь как - это свой мир, хор и пономарская - все это приходы внутри прихода. Закрытые от глаз рядовых простых прихожан. И все бы ничего, про общину и разговора нет, ладно уж. НО: как бы оно и ни было, постараться такого рядового прихожанина ПОНЯТЬ. Прихожанину понять бы и батюшку, но это не так просто - редкий прихожанин бывал батюшкой. А батюшка или там пономарь бывают рядовыми прихожанами не в пример чаще. Ну а в практическом смысле - что же, дерзну в калашный ряд 1. Громкость. Это вопрос номер один. Без нее никак. 2. Краткость. На втором месте, при условии громкости можно и потерпеть отсутствие краткости. 3. Византийцев среди нас нет. Поменьше плетения словес теперь и побольше ясности и простоты... Право, не лучше ль крупицы изречений - бойкие, емкие, простые и краткие. Раздать, распечатать плюс пятиминутная проповедь плюс трапеза размечтался... пора закругляться Спаси Христос
Светлана14 января 2015, 10:00
К сожалению, я тоже знаю, как это сделать). Но могу сказать, что ни одного раза, когда я пересиливала свою гордыню и задержалась послушать самую "официозную" проповедь - ни одного раза я не уходила без подарка! Каждый раз, в самой "заученной" проповеди вдруг давался мне совет, который просто давал силы жить дальше.
Владислав14 января 2015, 01:00
Т.к. часто езжу, то посещаю несколько храмов. В большинстве проповеди не читаются. Иногда просто зачитывают поздравление или проповедь, но лучше бы вообще их не читать! В тех храмах, где проповедь читается, только в одном слышал хорошие проповеди, что даже из храма потом уходить не хочется. Что по моим наблюдением разрушает проповедь, да и вообще жизнь прихода: • бездушная проповедь или зачитывание проповеди; бывает и поздравления так зачитываются, что у прихожан просто руки опускаются... • оторванность проповеди от реальной жизни; нужны примеры из опыта - разборы ситуаций и как правильно поступать; • большое количество мистики в проповедях; я из-за этого перестал ходить в один храм - постоянные мытарства Феодоры, ангелы, демоны, бесы и т.д... Смотрю, что с проповедями сейчас у нас просто катастрофа. А если учесть, что храмы не хотят возрождать общины, то вообще печаль... Спаси нас всех, Господи!
Варвара14 января 2015, 01:00
А мы с дочкой (4 года ей было,когда я начала воцерковляться) духовно возрастали на проповедях о.Димитрий Смирнова,профессора Осипова уже время прошло 13 годов, так и скучаю по таким проповедям, мы народ работающий, время суетное, вот и надо нам барашкам коротко и ясно,не надо декларировать как стихи минут на 20—40 о это уже время урока,а даже по учебным меркам восприятие услышанного:10—15 мин. Вот и о.Леониду спасибо за кротость и смирение,ревность за батюшек,что не оддернул не нравоучил так как то вдруг стало все сразу и понятно
Георгий14 января 2015, 00:00
Если честно, то проповеди в нашем храме, наш отец, протоиерей Ярослав читает отменно. В них есть жизнь и Дух Христов. В них есть вера и любовь к нам прихожанам. И даже если что-то в проповедях повторяется, то это "сигнал" к тому, что нужно обратить нам особое внимание на смысл сказаного! Значит это важно! Это вовсе не фанатизм. Это смысл христианской жизни - быть внимательными. Перед чтением Евангелия ведь и возглашается - ВонМем! и всё должно затихнуть, а ум и сердце должны внимать Слову. А то что не усвоилось умом и не дошло до сердца - священник старается помочь донести нам в проповеди. Как добрый пастырь привести своих овец на место где они могут еще раз насытиться духовной пищей, в том случае, если они "считали ворон" будучи на раскошном лугу Евангелия... И если овцы остались "голодными" кто-же им виноват? Это наверника может означать, что в последствии "волки будут сыты", - то есть наши-же грехи и пороки будут нас с вами грызть и доедать. Зачем тогда Христос учит нас бодрствовать? Зачем мы Его не слушаем? Простите меня.
Георгий14 января 2015, 00:00
Простите меня, братья и сестры. Все здесь описанное, к сожалению имеет место быть. Эти недостатки как лакмусовая бумажка "индикатор" нашей греховности и несовершенства в вере Христовой. И что же делать нам? Скажем себе - "а что, я не хуже остальных, стою на проповеди тихо, смотрю на батюшку и никому не мешаю..." " Я хороший христианин"... Но ведь хороший или плохой - не нам решать. Ведь "отойдя в вечность" мы действительно будем давать ответ за все то, что делали именно мы, каждый в отдельности. И никто сравнивать нас с другими не станет. - Этот "экзамен" посерьезнее всякого известного испытания, поскольку от него зависит Вечность, - Вечность в счастье или вечность в мучениях.
Михаил13 января 2015, 23:00
В евангелии тоже одно и то же, всё одно и то же. А всю жизнь читаем. Проповедь, она как евангелие. А как примет человек это Богу ведомо, Бог сердце отверзает и уши. Но без проповеди плохо.
Светлана13 января 2015, 22:00
Спасибо большое за поднятую тему.Очень понравилось всё-и статья о. Леонида и комментарии,перечитала все.Всё чистая правда,так и есть- и со стороны паствы ,и со стороны проповедников.Мне эта статья оказалась полезной в том смысле,что я была огорчена собой,что не проникает в меня проповедь,Чаще всего я ухожу со службы в начале проповеди,жалею время...Сейчас задумалась,может надо сменить храм?это уже сдвиг в сознании и поведении...Спасибо большое всем.
ОАЭ13 января 2015, 21:00
Проповедь- это прежде всего не заученное изложение определенных словосочетаний, а живое слово! Которое идет из глубины серда пастыря! Не вина прихожан, что пастыри теплохладно- механически несут нам "золотослово" проповеди. А бродить по храму, и говорить друг другу "о жизни"начинаем мы( прихожане) только тогда, когда вроде бы и говорят верный текст, а за душу не берет. Когда же священник говорит от сердца, не лукавит и не пытается впечатление произвести или (наоборот) говорит лишь бы сказать, то паства тихо внимает и 30 минут, вдыхая в себя каждое слово! Не раз это наблюдала во многих храмах! К таким священникам мы тянемся, сердцем чувствуем их искренность и любовь сердца! У нас на приходе настоятель, пытаясь искуственно создать тишину, и глазами крутит, и многозначительно замолкает - не помогает.. Т.к.слово его искуственное, без души..
Леонид Кудрячов13 января 2015, 21:00
Ух! Сколько комментариев! :) А ведь статья обращена к достаточно узкой аудитории, т.е. к тем, кто не желает получить пользы от действительно ХОРОШЕЙ проповеди. Но словосочетание "испортить проповедь", похоже, намертво закреплено за священниками. Об этом и бОльшая часть рассуждений. Батюшки, эй! батюшки! Вы видите как побелели нивы и готовы к жатве? От лица всех священников, говорящих плохие проповеди: Простите! Мы будем исправляться! Отцы, правда ведь будем!? А к вам, дорогие христиане-прихожане, вопрос: а часто ли вы молитесь о том, чтобы ваш местный священник обрел дар живого слова? Апостол Павел и тот нуждался в молитвенной поддержке для благовестия: Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом ... и о мне, дабы мне дано было слово - устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования, для которого я исполняю посольство в узах, дабы я смело проповедывал, как мне должно (Еф. 6:18-20). Нуждается и ваш приходской батюшка. Оставили комментарий о косноязычном и гугнивом священнике -- помолитесь о нем.
201ФП 201ФП13 января 2015, 21:00
Порадовали комментарии.Поучили батюшку.Нужно.Народ-то церковный сердцем чует,где Любовь говорит,а где ум. Умных стало много,а отцов мало,это верно."Дай кровь-прими Дух"!Тогда и будет проповедь,а не лекция и нравоучение.Это очень важно сегодня,батюшка.
Ирина13 января 2015, 20:00
Спасибо, о. Леонид! Советы в духе поэта Григория Остера, так и хочется переложить Вашу прозу на стихи!:)) На ум еще приходит муха, полет которой, по идее, только и возможно услышать! И больше никаких - никаких! - посторонних звуков!
я Родину люблю13 января 2015, 18:00
О,времена ! О,нравы ! Нам нынче священника поучить,все равно,что воды напиться. И ни ёкнет,и ни защемит. Куда там до страха Божьего.Ну да,мы же такие все умные,начитанные и благовоспитанные. Нам и проповедь соответствующую подавай и священников нам отменных,как сами. На службе стоим- не шевельнёмся,ни загоговорим,а тут вдруг проповедь никуда не гожа. И долго,и тошно,и дети плачут. Наверно,мы в ней не нуждаемся? Сами умные ! Правда же?
Ирина13 января 2015, 16:00
А в нашем приходе настоятель проповедует от от 30минут до 1,5часов.Очень сложно сосредоточиться после Литургии на философских экспоромтах полуторачасовой длительности.Прости мя,Господи,что спасаюсь бегством!
Андрей13 января 2015, 16:00
И несколько пожеланий батюшкам, говорящим проповеди: - Не воспринимать как большую утрату невнимание к конкретной проповеди. Не раз замечал, что опытные проповедники "под разным углом" повторяют несколько важных мыслей во многих проповедях. Главное не переусердствовать с повторами. Также слова "а помните, я говорил ...?" могут иметь и обличительный характер для невнимательно слушающих. - Делать разъяснения о том, как нужно слушать проповедь и почему она важна. Прямо в самой проповеди. Особенно, если в храм постоянно приходит много новых людей. - Учитывать индивидуальные особенности людей. Есть три типа: визуалы, аудиалы, кинестетики. Я - аудиал и всегда с удовольствием слушаю проповеди. Усилий много не надо. А визуалы нередко отвлекаются на те или иные образы, или на бороду батюшки). Думаю, что причина прежде всего в человеческой природе. Перевоспитать ее можно, но не сразу. - Проявлять любовь и заботу о тех, кто организует трансляцию проповеди на весь храм. Например, в нашем храме бывали случаи, когда проповедь включали не сразу, и даже к середине. Сестры, ответственные за трансляцию решали другие вопросы. Вперед не протиснешься - полный храм. Так что грамотная техническая организация тоже не помешает. Помогай Вам Бог!
Андрей13 января 2015, 16:00
Спаси Вас Господи, отец Леонид! Решил поделиться своим опытом о том, какая проповедь мне больше всего нравится. 1) Лаконичная. Люблю проповеди Сретенских и Оптинских священников. Их опыт показывает, что 10 минут достаточно для толкования Священного Писания и слов о Празднике или дне памяти святого. А также для нравственного поучения. 2) Гармония между тем, что говорит батюшка и как поступает. Немного неестественно звучит проповедь о любви и всепрощении от батюшки, который постоянно жестко отчитывает алтарников за малейшую провинность. 3) Мостик между вечностью и сегодняшним днем. Пара примеров о том, как слова Писания или подвиг святого могут быть воплощены в наши дни всегда воспринимаю с воодушевлением. И замечаю оживление других прихожан. 4) Практический характер. Иногда утомительно слушать сугубо о высоких идеалах. Но всегда приятно, когда получаю пару советов, которые могу воплотить в ближайшие дни. 5) Стиль разговора с людьми, а не лекция. И если есть возможность не читать, лучше просто говорить. 6) Не слишком медленно и не слишком быстро. Чтобы не заснуть и не потерять интерес, несколько раз упустив ход мысли священника.
Маргарита13 января 2015, 16:00
Мать и 20-ти летний сын на Литургии, явно пойдут ко Причастию. Началась проповедь. Сын в остолбенении спрашивает: «Что это?» Мать: «Это у них(!) считается обязательным нравоучением» И отошли подальше, чтобы не слышать! Это реальная история в сретенском монастыре. Все проповеди в данном монастыре, я подчеркиваю, ВСЕ в высшей степени интересны и назидательны. Слышно прекрасно из любой точки храма, придела, перед храмом. Всегда четко и лаконично без слов-паразитов. Может ли Ирина Тихомирова, которая написала: «…На мой взгляд, куда более важная проблема в том, что нет грамотных проповедников. Проблемы, когда прихожане не слушают проповедь, я не наблюдала ни разу…» объяснить? Вопрос, конечно, риторический. А вот как я понимаю это. Вероятнее, всего, что на их приходе проповеди вообще не читаются. Я согласна на очень плохие проповеди, но без проповедей вообще я не согласна. Хоть крупинку полезного да вынести. Мира и радости о Господе всем!
Анна Рябикова13 января 2015, 15:00
Спаси Господи за статью! Всё правильно отец Леонид написал, в тоже время с любовью малость обличил всех нас. Да, порой во время проповеди что только не делается в храме. Беготня, суета, болтовня. Но, как правильно подметили многие комментаторы, от проповедника тоже многое зависит. Помню одну проповедь. Её произносил покойный ныне владыка Алексей (Фролов). Говорил владыка долго, достаточно тихо, спокойно. В храме эти полчаса стояла такая тишина, что казалось будто бы никто даже и не дышит... Со Святыми днями! С приближающимся праздником Богоявления!
Антон13 января 2015, 15:00
Читаю статьи разных авторов, прыгаю с одного на другого, поэтому статья не очень впечатлила, тем более я не с прихода отца Леонида...:) А если серьезно, то, по-моему, анекдот про человека с другого прихода совсем не о вреде смены прихода, а о том, что одни говорят: "я павлов", а другие: "я апполосов", о разделенности людей внутри церкви. Если человек от смены прихода перестаёт слушать проповедь, то причина где-то глубже.
константин13 января 2015, 14:00
С Рождеством Христовым и Святыми днями! Хочется увидеть,услышать,узнать в пастыре образ Христа.Человек(пастырь) может поделиться с другим человеком(паствой) ,только тем, что есть у него.Если он(человек,пастырь) делится своими знаниями о чем то-например о Господе,то это никому не интересно.Это можно прочитать в интернете,например.Вот если в священнике это (знание Бога,а не знание о Боге) есть,то любая проповедь,слово ,беседа человеку(пастве) интересна на духовном(душевном) уровне.А знание Бога дается по Благодати Святаго Духа,через исполнение Заповедей,аскезой,стремлением к самому главному в жизни -ко Христу.Если это есть у пастыря,то и паства "чувствует" сердцем такого священника.А если у священника: "мерседес",обмирщение,попечение о мирском,строительство и.т.д.,то никого интереса к его слову нет, и не будет.И никакими статьями это не исправить.Человек живет верой,и вот эту сильную и чистую веру(которой у каждого маловато),паства и хочет видеть в пастыре,как во Христе.
Инга Маслова13 января 2015, 14:00
Отче, мы миряне, хорошо знаем как отлынуть от проповеди) А вы бы пастырям написали подобные советы, например, чтобы проповедь была произносима максимально тихо, или зачитываема была с "подвываниями" да еще и с запинками, и, желательно одно и то же каждый год. Ну, в общем, знаете, наверное, как отвадить людей от проповеди)))
Евгений13 января 2015, 13:00
Мне кажется, что гораздо чаще и упорнее сам проповедник прилагает свои силы к "неуслышанности" проповеди. Пожалуйста, батюшка, обратитесь и к священникам со статьей о там, как нельзя проповедовать. Предоставляется такая замечательная возможность обратится к прихожанам с живым словом - вместо этого очень часто - "сухое" объяснение отрывка из Евангелия "для галочки".
Елена13 января 2015, 13:00
Спасибо, о. Леонид. Как точно все подмечено. И какой ужас! Оказывается, я сама использую много описанных вами приемов по разрушению проповеди. Есть над чем работать. Отдельное спасибо за теплое пожелание в конце статьи.
alek malyshev13 января 2015, 13:00
Наконец то слово правды и рассуждения, нужны новые Златоусты, церковь всегда славилась ораторами, если нет благовестия, нет и обращения. Сегодня проповедь стала абстрактной ни к чему не зовущей, благими намерениями по дороге в... Редко услышишь призыв к сердечной молитве, а если услышишь то не объясняют конкретно как увлеченно молиться, понятия молитва, духовность и другие стали как закрытые сундуки -на них указывают, но не открывают, не учат вере, а говорят о ней или указывают нее. Постоянно рассуждают о законе Божьем, заповедях и нравственности, забывая что это чистейшее иудейство, а собственно христианского о святом духе и благодати силе Божией не услышишь даже в день Святого Духа. И когда приходит человек от Бога -страх, смущение и ослепленность,серость как святость, как у древних Иудеев.
Ирина Тихомирова13 января 2015, 13:00
На мой взгляд, куда более важная проблема в том, что нет грамотных проповедников. Проблемы, когда прихожане не слушают проповедь, я не наблюдала ни разу. Однако такую откровенную чушь зачастую приходится слушать: политическую пропаганду, или слова о том, что "пусси райот оскорбили всех нас, патриарха и Бога" (собственными ушами слышала) или сухие нравоучения; а зачастую проповедника не слышно никому, кроме первых рядов - и проповедника это не заботит - вот проблема. Дорогие священники! Почему бы не говорить о своем личном духовном опыте, мыслях, о пережитом вами или знакомыми? То, что исходит из сердца, искреннее желание помочь прихожанам в духовной жизни, примеры из своей жизни, что-то лично понятое и пережитое - такая проповедь доходит до сердца человека, а не сухое цитирование или пересказ. Проповедь должна быть живой; то, что говорит священник, должно быть пережитым, испытанным на себе, должно быть стремление передать чуточку своего духовного опыта, поделиться понятыми истинами, помочь прихожанам, которым зачастую некогда читать святых отцов или даже Евангелие, или поразмышлять. Вы же больше читаете, больше размышляете, у вас богатейший опыт, вы знаете духовные болезни общества - почему бы не говорить об этом? Помогите своим прихожанам! Слава Богу, есть такие священники, которые проповедуют "от сердца к сердцу", слова которых живы, исполнены заботы о пастве, пережиты опытно, но их не то, что мало - их единицы.
алекс13 января 2015, 12:00
Особенно улыбнул метод, сказанный тут Юрием... Гонять за невнимание прижожан - пустое, поверьте! Вот Вам вопрос: Сможете убедить человека, который на Евхаристии, при словах Господа: Примите ядите... не слышит Христа? КАК будет он попа простого боле слушать, чем Самого Христа? Вот! БЛАГОГОВЕНИЕ надо, ДУХОВНОСТЬ. А мы все заняты чем? Спросите и семинариста и его учителя, и даже дух.лицо, совсем не прихожан даже: В чем смысл проповеди? И Вам объяснят - эффективность. И говорящий и слушающий - переживают во-первых и главное - не о личной духовности, а о результате от нее. Надо нам понять: Хороший оратор и мудрый политик, направляющие миллионы к цели - это еще не проповедь... Слушаю вот митр. Онуфрия - он теряется, сбивается, ну как в семинарии не был - а ведь за ним народ идет. ДУХОВНЫЙ он потому как... Он мог бы как Моисей заикаться, а народ - на ним...
Юлия13 января 2015, 12:00
Все что изложено в статье верно и с этим трудно не согласиться, но также верно и другое: как сказал Юрий "Проповедь по настоящему раскрывается в пространстве двух сердец - говорящего и внимающего". На нашем приходе есть реальная проблема с проповедью. При чем, наш настоятель прекрасный писатель! (Член союза писателей даже)Все его книги читаются на одном дыхании! Прекрасный легкий слог, логика изложения и пр. Но как выйдет на амвон - конец всему! 20-30 минут "с пятого на десятое", так, что мы уже едва стоим и никто не помнит с чего началась речь и куда мы вообще приплыли.Я уже не говорю о словах-паразитах и тихом голосе,который едва слышно, когда уставшие дети начинают галдеть, а некоторые и реветь, а в мороз их не выведешь из храма. Отец Иоанн Крестьянкин готовился к каждой проповеди, исписывал толстые тетрадки, не дерзал выходить к людям без подготовки. Я предвижу, что навлеку на себя, быть может, море критики, но поверьте...накипело... Нельзя выходить к людям с пустой мошной и 20 минут шарить при нас в ней, чтобы найти подходящее слово. Лучше уже просто поздравить всех с Воскресным днем!Христос Воскресе! И вот еще прекрасная Проповедь о проповеди прот.Андрея Ткачева http://www.pravoslavie.ru/put/63086.htm, http://www.pravoslavie.ru/smi/67501.htm
Елена Гурьева13 января 2015, 12:00
Очень своевременно, спасибо! И иллюстрация подходящая :))
Мария13 января 2015, 12:00
Знаю, как проповедь может отвести человека от церкви, особенно, если когда начинается искажение истории и выдается за чудо.
Анатолий13 января 2015, 11:00
Не понравилось. Можете забросать меня камнями..
Владимир13 января 2015, 11:00
Спаси Господи, отец Леонид. Очень своевременно.
Владимир13 января 2015, 10:00
Вообще-то хорошую проповедь сейчас редко услышишь. Сами батюшки, связно излагающие мысль, да чтобы она еще и полезная была, редко встречаются (я одного такого только видел, да и тот в прошлом - доктор медицинских наук и соответственно опытный лектор). Проповеди, которые читают "по бумажке" - очень длинные и содержат больше риторической воды, чем полезного. Сейчас в семинариях риторику надо учить так, чтобы научить высказываться кратко, по существу и выразительно. Ну и соответственно принимать туда не дураков.
Юрий13 января 2015, 10:00
Проповедь по настоящему раскрывается в пространстве двух сердец - говорящего и внимающего. Мне нравится наш батюшка. Прихожанина, не слушающего проповедь, батюшка сам отправит на паперть "подышать свежим воздухом", или попросит найти другой приход, где не надо так чрезмерно напрягаться. Делает он это не из-за обиды, а воспитывая уважение к Церкви, к проповеди, к литургии, как совместному деланию всего прихода. Не хочешь трудиться, не заражай этим других!
Andrey13 января 2015, 10:00
Спасибо! Будем стараться! :)
Юлия13 января 2015, 10:00
Спасибо, батюшка, улыбнулись с утра. Но и призадумались.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке