Сами видим и веруем

    

Поговорив с самарянкой у колодца Иакова, прикоснувшись осторожно к ранам ее совести и открывшись ей как Мессия, Иисус Христос позволил ей бежать в город, а Сам остался дожидаться учеников. Женщина сказала горожанам: «Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне всё, что я сделала: не Он ли Христос?» (Ин. 4: 29). Некоторые из них вышли посмотреть на Иисуса. И потом, убедившись, говорили ей: «Уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он Спаситель мира, Христос» (Ин. 4: 42). Эти самые слова да пастырю в уши!

Начало веры – чужое слово. И сама вера от слышания, слышание же – от слова Божия. Верить слову о Боге нельзя, если сердце на слышанное не откликается. Но это лишь начало дела и первый посев. Потом, бывает, птицы клюют, терние глушит ростки и так далее. К тому же в первом внимательном слушании большую роль может играть уважение к говорящему (авторитет), ученость речи, простота и наивность научаемого… Далее необходимо уже самому «пойти и посмотреть». Необходимо пойти далее по пути приобретения личного религиозного опыта (это опыт соборной и домашней молитвы, опыт сопротивления страстям, практического исполнения заповедей), чтобы сказать со временем учителю: «Не только по твоему слову верую. Сам слышал и узнал, что Христос – Господь и Спаситель».

Начало веры – чужое слово. И сама вера от слышания, слышание же – от слова Божия.

В этих словах очерчивается практическая задача пастырству: доводить своих пасомых до состояния той зрячей и опытной веры, которая держится не только на слове авторитета, но и на своем личном переживании благодатного общения с Богом. Это опасный путь, но это путь необходимый. Опасный потому, что уклониться вправо или влево, полезть высоко и низко после этого пасть – естественная опасность для человека, идущего духовным путем. Живущий духовной жизнью, по слову Нектария Оптинского, схож с канатоходцем. Но это и необходимая задача, поскольку мировоззрение «мудрого пескаря», пересиживающего весь век свой в безопасной и замершей тишине, ограниченного однажды усвоенным малым знанием, – это кратчайший путь к тому, чтобы загубить, закопать все свои таланты и сказать Богу на Суде: возьми назад Свое; прибыли от меня не жди.

Евангелие определенно содержит в себе риск. Хотя бы потому, что в притче о талантах требует от человека не просто возврата залога, а прибыли, причем стопроцентной (пять талантов от пяти, три от трех и один от одного). Конечно, если можно не рисковать, то нужно не рисковать. Но когда риск обязателен, то рисковать придется. «Простая вера простого человека», которую культивировал и отстаивал, к примеру, К.П. Победоносцев, слишком легко, как показывает история, сменяется безверием, особенно если последнее становится массовым и заразительным, подкрепленным государственной идеологией и карательными мерами. «Простая» вера кроме того еще и беззащитна перед мысленными капканами, которых чем дальше, тем больше в жизни. И, следовательно, верить по-детски можно безопасно только в детстве. Взрослый должен идти вперед, через терния – к взрослой вере и самостоятельному исповеданию, совпадающему в финале с исповеданием Кафолической и Апостольской Церкви.

***

– Вы нас учили, и мы верили вам. Верили потому, что видели: вера ваша не расходится с жизнью вашей. Вы сами живете тем, что проповедуете, и так, как учите. Но теперь мы верим не потому только, что это вы так сказали, а и потому, что опытно убедились в правде ваших слов. Мы убедились в том, что покаяние очищает душу и убеляет ее, как снег; в том, что Христос есть Добрый Пастырь и Властитель мира; что после смерти будет жизнь; что у нашего спасения есть злые враги; что святые близки к нам, словно друзья и помощники. Это всё и многое другое мы теперь знаем сами. Знаем сердцем и опытом. Мы знаем это настолько, что попробуем теперь и других научить.

Только что перед вами был образец идеального обращения повзрослевшей паствы к своему пастырю, который дожил до духовного совершеннолетия своих пасомых. Он может считать свою жизнь прожитой не зря и может радоваться, поскольку для пастыря «нет большей радости, как слышать, что дети его ходят в истине» (см.: 3 Ин. 1: 4).

***

В тех же мыслях, думаю, пребывал и апостол Павел. Он хотел, чтобы те, кого он родил благовествованием, были безгрешны и невинны, словно дети, но чтобы по уму они были совершеннолетни и зрелы. Апостол допускает в теории, что может настать такое время, когда он сам уклонится от истины (!) и начет говорить ложь, смешанную с правдой. Тогда, говорит он, ему не стоит верить. Тогда стоит вспомнить слова, сказанные им раньше, и держаться их. Так же велит он поступать, даже если Ангелы с неба проповедовали нам нечто, противное Евангелию. Вот эти слова: «Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1: 8). Перед нами не что иное, как требование веры зрелой и ответственной. Это не просто вера в правильные слова, услышанные однажды, но вера, пошедшая по пути дальнейшего углубления в сказанное. Это вера, глубоко на дно опустившая якорь. С такой верой можно противоречить Ангелу, искривляющему Евангелие. Без такой веры любое явление иного мира поработит и сокрушит человека.

***

Жить, без сомнения, и так тяжело – тяжело даже без сверхзадач. Наличную паству нужно хотя бы волкам не отдать на растерзание. Потом наличную и сохраненную паству нужно умножать и скреплять взаимными связями любви. Всё это тяжело до невыносимости. Ну а чтоб доводить пасомых до ясного исповедания истин Апостольского учения, то это уже почти фантастично. Однако фантастика одного поколения превращается в быт поколения следующего. Подводные лодки и космические корабли Жюля Верна были чистой литературной грезой. И вот они уже давно – часть быта. Новый грандиозный храм, подобный старому, на месте плавательного бассейна на «Кропоткинской» – это еще недавно – чистая маниловщина. А вот и нет! Реальность. Пойдите, пощупайте. Нужно дерзать и думать, ставить задачи и поднимать планку. Бог, конечно, любит и хомяков, и орлов. Однако орел – символ евангелиста Иоанна, а хомячку в собрании символов места нет. Будемте орлами! Будем учить людей! Наученные и просвещенные, они и Церковь укрепят, и Отечество отстоят, и нас самих вымолят. «Тебя спасают молитвы тех, кого ты учишь», – было сказано незадолго до смерти в видении Тихону Задонскому. Ради этого одного стоит потрудиться.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Наше апостольство Наше апостольство
Иером. Силуан (Никитин)
Наше апостольство Наше апостольство
Слово в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла
Иеромонах Силуан (Никитин)
Миссионерское путешествие наше начнется тогда, когда мы выйдем из храма. Вместо Адрамитского корабля или «Диоскур» сядем мы в свои автомобили или в метро, и поедем не в дальнюю Согдиану или Нумидию, а к себе домой, или на работу, или в гости. (MP3 файл. Продолжительность 10:14 мин. Размер 7.4 Mb)
Программа «Православие. Инструкция по применению» начала выходить в эфире «Авторадио Архангельск» Программа «Православие. Инструкция по применению» начала выходить в эфире «Авторадио Архангельск» Программа «Православие. Инструкция по применению» начала выходить в эфире «Авторадио Архангельск» Программа «Православие. Инструкция по применению» начала выходить в эфире «Авторадио Архангельск»
«Православные священники будут отвечать на вопросы из жизни о Православной вере и церковных традициях: как вести себя в храме, куда поставить свечку, какие читать молитвы, как и зачем поститься», — рассказал автор проекта.
Патриарх Кирилл: Найти свой путь к жизни в Церкви Патриарх Кирилл: Найти свой путь к жизни в Церкви
Нам необходимо стремиться к тому, чтобы люди, пришедшие на катехизические беседы порой только потому, что это является неотъемлемым условием совершения Таинств крещения и брака, захотели воцерковиться, регулярно участвовать в Таинствах, найти свой путь к жизни в Церкви.
Святейший Патриарх Кирилл: Миссионерская деятельность должна быть приоритетной темой в повестке дня Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Кирилл: Миссионерская деятельность должна быть приоритетной темой в повестке дня Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Кирилл: Миссионерская деятельность должна быть приоритетной темой в повестке дня Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Кирилл: Миссионерская деятельность должна быть приоритетной темой в повестке дня Русской Православной Церкви
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, открывая 19 сентября 2014 года очередное заседание Высшего Церковного Совета, заявил о необходимости активизации миссионерской деятельности Русской Православной Церкви в регионах.
На «Селигере-2014» организованы миссионерские лекции для молодежи На «Селигере-2014» организованы миссионерские лекции для молодежи На «Селигере-2014» организованы миссионерские лекции для молодежи Миссионерские лекции для молодежи организованы на «Селигере-2014»
4-6 августа 2014 года на берегах озера Селигер в рамках смены «Духовные основы России» Всероссийского молодежного форума «Селигер-2014» состоялись встречи с молодежью председателя Миссионерской комиссии при Епархиальном совете г. Москвы иеромонаха Димитрия (Першина).
Верные, об оглашенных помолимся… Верные, об оглашенных помолимся…
Прот. Андрей Ткачев
Верные, об оглашенных помолимся… Верные, об оглашенных помолимся…
Протоиерей Андрей Ткачев
Если у кого-то есть друзья, которые годами ходят вокруг да около храма, читают много всякой религиозной литературы, ищут, одним словом, то, быть может, самое время поминать их на этой ектении?
Религиозная гениальность Религиозная гениальность
Прот. Андрей Ткачев
Религиозная гениальность Религиозная гениальность
Протоиерей Андрей Ткачев
У России свой путь, имя которому – вселенская религиозная грамотность. И такая грамотность – ресурс смыслового обогащения, способ избавиться от ненужных конфликтов, рожденных хамским пренебрежением к чужой культурной традиции.
Выставка «Апостолы XXI века» откроется в Екатеринбурге Выставка «Апостолы XXI века» откроется в Екатеринбурге Выставка «Апостолы XXI века» откроется в Екатеринбурге Выставка «Апостолы XXI века» откроется в Екатеринбурге
Выставочный проект рассказывает о миссионерском подвиге православных верующих в наши дни. В экспозиции представлена жизнь современных православных общин Пакистана, Филиппин, Индии, Таиланда, Гонконга и др.
Комментарии
Jakow19 января 2015, 14:00
О.Андреи. Читаю ваши произведения,получаю чрез них благословение.Я протестантскии служитель небольшой группы верующих в восточной Германии.Очень прошу и нуждаюсь в вашей молитве о мне.Благодарю.
Ортодокси19 января 2015, 11:00
Отец Андрей! Господь дал Вам замечательный дар: говорить доступно о сложных вещах. Но это огромная работа : пропустить Знание через свою душу и дать нам возможность понять и укрепиться в Вере. Божией помощи Вам в трудах!
Татиана Сергеева18 января 2015, 02:00
Слава Богу, что у нас есть такой пастырь!
Анна16 января 2015, 11:00
Огромное спасибо Вам, батюшка, за Ваши труды и служение. Читаю Ваши статьи и слушаю проповеди. Дай Вам Бог сил и здоровья на долгие годы. Анна. Москва
Светлана15 января 2015, 23:00
Спаси Господи!
Игорь 15 января 2015, 14:00
Простая молитва простого человека... Это про меня. А взлетать -. лень. Ужас. Спаси Бог, Батюшка Ткачёв.
Нина Фатеева15 января 2015, 12:00
Спасибо за слова , сказанные. Вот об этом я думала после просмотра фильма ''Левиафан''. Режиссер не смог показать нашу Церковь , т.к. ему не знакома Тайна.
Юрий15 января 2015, 10:00
Верные и актуальные слова. После прочтения хочется с благодарностью и воодушевлением громко сказать: "Аминь!"
Ирина15 января 2015, 09:00
Спаси Вас Господи, отец Андрей! Ирина, Санкт-Петербург
ludmila t15 января 2015, 07:00
низкий вам поклон как коротно и как понятно сказано дай Бог чтобы все прочитали ваше наставление и в душу приняли я прихожанка храма Святого Серафима Саровского г Бойсе штат Айдахо наш батюшка протоиерей Дэвид Мозер--замечательный и молитвы его сильные слава БОГУ за все
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке