«Воспитание из всех святых дел – самое святое»

К 200-летию со дня рождения святителя Феофана, Затворника Вышенского

23 января отмечается день памяти святителя Феофана, Затворника Вышенского. Наступивший 2015 год – юбилейный. Ровно 200 лет назад вышенский подвижник появился на свет. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в 2015 году празднование юбилея будет отмечаться на общецерковном уровне. Поэтому в течение всего года мы будем знакомить читателей с духовным обликом и наследием святителя.

Школа. Миниатюра из «Жития Антония Сийского». XVIIв. Государственный Исторический музе Школа. Миниатюра из «Жития Антония Сийского». XVIIв. Государственный Исторический музе
    

В Древней Руси детей воспитывали на образцах жизни праведников и угодников Божиих, сначала дети научались читать Псалтирь и Часослов, а потом уже брались и за другие книжки. «Между истинными христианами, – писал святитель Феофан, – всегда была и есть потребность иметь под руками святоотеческие писания о духовной жизни… Она и была всегда удовлетворяема как изданиями сих писаний в полном их составе, например святых Макария, Исаака и Ефрема Сириан, Лествичника и других многих…»

«Всё церковное чудным образом возгревает и питает благодатную жизнь дитяти»

Сам святитель был воспитан в благочестивой семье священника и с юных лет возлюбил храм Божий. Пример благочестивой жизни родителей навсегда остался у него в памяти и служил нравственным ориентиром в течение всей жизни. По своему жизненному опыту святитель отмечал, что церковность – самое сильное средство правильного воспитания детей. Христианские образы, с которыми соприкасаешься в детстве, остаются в памяти на всю жизнь, служат твердым основанием во всех встречающихся невзгодах и испытаниях: «Большое влияние имеет на детей частое ношение в церковь, прикладывание к святому кресту, Евангелию, иконам, накрывание воздухами; также и дома – частое поднесение под иконы, частое осенение крестным знамением, окропление святою водою, курение ладаном, осенение крестом колыбели, пищи и всего прикасающегося к ним, благословение священника, приношение в домы икон из церкви и молебны; вообще – всё церковное чудным образом возгревает и питает благодатную жизнь дитяти и всегда есть самая безопасная и непроницаемая ограда от покушения невидимых темных сил».

Получив в раннем возрасте христианское устроение, святитель писал о важности воспитания в семье. Развивая ум ребенка, родителям надо дать доступные понятия о христианских началах жизни, добре, зле, о том, что хорошо и что плохо. Именно взрослые смогут сформировать у малыша эти понятия. Феофан Затворник рекомендовал настраивать детей так, чтобы они боялись своей воли, чтобы без разрешения родителей не предпринимали никаких серьезных дел.

Святителя часто спрашивали: «Как правильно воспитать ребенка? Как заложить в его душе основные нравственные понятия?» – и он давал такие советы: «Полюбите детей, и они вас полюбят»; но при этом любовь всегда необходимо сочетать с разумной строгостью: «Растворяй строгость власти кротостью, старайся любовью заслужить любовь, истинная доброта не чуждается и строгого слова».

Именно любовь к Богу, к окружающим людям должна лечь в основу воспитания. Как и жизнь любого христианина, стремящегося идти спасительным путем, невозможна без каждодневного укоренения и плодотворного проявления этих заповедей, так в особенности воспитатель, научающий юную душу христианским добродетелям, не может осуществить свои задачи без любви: «Детей вразумлять есть долг родителей – стало быть, и ваш. И бояться чего? Слово любовное никогда не раздражает. Командирское только никакого плода не производит. Чтобы детям благословил Господь избежать опасностей, надо молиться и день, и ночь. Бог милостив! Он имеет много средств предотвращать – какие нам и в голову не придут. Бог всем правит».

«…при всей заботе о современнейшем образовании ничего более не делают, как только раздувают пытливость, своеволие и жажду наслаждений»

Для преподавателей существует опасность пренебрежения христианскими основами воспитания, такие наставники, по мысли святителя, «не видят цели спереди – не видят пути к ней. Отсюда, при всей заботе о современнейшем образовании, ничего более не делают, как только раздувают пытливость, своеволие и жажду наслаждений». Чтобы избежать этого, «необходимо перестроить по новым, истинным началам школьное воспитание, внести в него христианские элементы, неисправное исправить; главное – держать во всё время воспитания воспитываемого под обильнейшим влиянием Святой Церкви, которая всем своим устроением спасительно действует на созидание духа».

Непростой период взросления святитель сравнивал с «домом без ограды» и «сухим хворостом в огне»

С особым опасением родители встречают период взросления детей. Это так называемый «переходный возраст», когда вчерашний мальчик стремительно становится юношей, у него неожиданно появляются новые друзья, увлечения, очень часто в это время он несколько отстраняется от родителей, становится более дерзким, непослушным. Многие современные родители говорят о том, чтобы их детям не навязывали религиозные убеждения – мол, вырастут – сами разберутся. Однако святитель Феофан писал о том, что непростой период взросления, который он сравнивал с «домом без ограды» и «сухим хворостом в огне», проходится гораздо беспреткновеннее, если в детские годы уже заложены христианские нравственные основы. Самое надежное руководство в этом возрасте, по мнению святителя Феофана, есть разумная строгость и авторитет воспитателя. «Река жизни нашей пресекается волнистою полосою юности. Это время вскипения телесно-духовной жизни. Тихо живет дитя и отрок, мало быстрых порывов у мужа, почтенные седины склоняются к покою; одна юность кипит жизнию. Надобно иметь очень твердую опору, чтобы устоять в это время от напора волн… Что сказать о том, кто не только не любил христианской жизни и истины, но даже никогда и не слыхал о них?.. Он – дом без ограды, преданный разграблению, или сухой хворост, преданный горению в огне… Юноша живет сам по себе, и кто исследует все движения и уклонения его сердца? Это то же, что исследовать путь птицы в воздухе или бег корабля в море! Что брожение вскисающей жидкости, что движение стихий при разнородной их смеси, то сердце юности. Все потребности так называемой природы в живом возбуждении, каждая подает голос, ищет удовлетворения. Как в природе нашей наблюдается расстройство, так и совокупность этих голосов то же, что беспорядочные крики шумной толпы. Что ж будет с юношею, если он вперед не приучен влагать в некоторый строй свои движения и не наложил на себя обязательства хранить их в строгом подчинении некоторым высшим требованиям? Если сии начала глубоко запечатлены в сердце в первоначальном воспитании и потом сознательно приняты в правило, то все волнения будут происходить как бы на поверхности, переходно, не сдвигая основания, не колебля души».

«Надобно так расположить дух учеников, чтобы у них не погасло убеждение, что главное у нас дело есть Богоугождение, а научность есть придаточное качество»

Находясь на различных церковно-административных должностях, святитель Феофан всегда с большим вниманием относился к вопросам воспитания, основывал духовные училища, церковные библиотеки, всячески поощрял произнесение проповедей. Ему принадлежат слова о высокой цели воспитания и образования: «Воспитание из всех святых дел – самое святое… Надобно так расположить дух учеников, чтобы у них не погасло убеждение, что главное у нас дело есть Богоугождение, а научность есть придаточное качество, случайность, годная только на время настоящей жизни. И потому никак не должно ставить ее так высоко и в таком блестящем виде, чтобы она занимала всё внимание и поглощала всю заботу. Нет ничего ядовитее и гибельнее для духа христианской жизни, как эта научность и исключительная забота о ней. Она прямо ввергает в охлаждение и потом навсегда может удержать в нем…»

Святитель Феофан, Затворник Вышенский Святитель Феофан, Затворник Вышенский
В трудах затворника, аскета, подвижника-монаха была разработана целая педагогическая система православного воспитания. По мнению жизнеописателя святителя П.А. Смирнова, «мы находим в сочинениях епископа Феофана немало указаний по постановке школьного образования, и в этом отношении он является педагогом-новатором, далеко опередившим свое время… Суть воспитывающего обучения сводится к стремлению давать в школе не только знания, не только развивать и обогащать ум, но и развивать все душевные способности ученика, нравственно воспитывать и облагораживать его. Вся педагогическая система святителя коренится именно в идее нравственно воспитывающего обучения. По его глубокому убеждению, каждая здоровая русская школа должна неизменно иметь в своей основе начала религии и нравственности».

Взгляды о воспитании обобщены в нескольких трудах святителя Феофана, прежде всего в одной из самых известных его книг – «Путь ко спасению», которая есть во многих домашних библиотеках. Именно с нее очень часто начинается знакомство с духовным наследием вышенского подвижника. В этой книге четко сформулированы порядок, правила и законы, применяемые к воспитанию личности, начиная от младенчества. «Тут всё, что мною писалось, пишется и будет писаться», – говорил Феофан Затворник об этой книге, подчеркивая центральность ее темы для всей своей литературно-богословской деятельности. В «Начертании христианского нравоучения» раскрыты понятия христианской нравственности. Теме воспитания посвящены и письма святителя, обращенные к многочисленным духовным чадам.

Варвара Каширина

23 января 2015 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Учат в школе Учат в школе
Людмила Селенская
Учат в школе Учат в школе
Людмила Селенская
На картинке мальчик просыпается, делает зарядку, надевает чулки (это явно из папиного послевоенного детства) и штанишки, завтракает и идет в детский сад. Какой простор для мысли!
Рассказы о детских годах святителя Феофана Рассказы о детских годах святителя Феофана
Варвара Каширина
Рассказы о детских годах святителя Феофана Рассказы о детских годах святителя Феофана
Варвара Каширина
Вечерня уже закончилась, прихожане разошлись, ушел из храма и отец Василий. А мальчик задержался на колокольне: нравилось ему забираться сюда по крутым лесенкам, чинно звонить в колокол.
«Феофан» значит «Богом явленный» «Феофан» значит «Богом явленный»
Варвара Каширина
«Феофан» значит «Богом явленный» «Феофан» значит «Богом явленный»
К 120-летию со дня кончины святителя Феофана, Затворника Вышенского
Варвара Каширина
По Промыслу Божиему святитель Феофан почил в праздник Богоявления, который он особо чтил в течение всей своей жизни.
Комментарии
ЕленаШ26 января 2015, 05:00
Статья-то хорошая и там хорошо сказано что должно делать учителю, как воспитывать учеников. Вот только жаль, что правительство наше об этом не знает))))). Плевать оно хотело на воспитательную функцию, сейчас к сожалению сделано все, чтобы сформировать отношение к учителю как к менеджеру продающему образовательную услугу и не более того...
Наталья23 января 2015, 12:00
Все деяния и воля привязаны к Духу. Какой Дух воспитаем в потомках - такое поколение новых граждан и получим. Сколько усилий и жизней людей пропадает напрасно, если противится Господу. Учение Святителя Феофана Затворника актуально во все времена, т.к. основано на учении самого Христа.
Елена23 января 2015, 10:00
А почему в статье нет ни одной ссылки на источники?
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке