Кавказ: где находится древнейший храм России?

    

Горы Северного Кавказа таят в себе не только бесподобные красоты природы. Здесь в раннем Средневековье существовали мощные государства, народы которых первыми приняли христианство на территории современной России, задолго до крещения Киевской Руси. Сохранившиеся храмы и часовни, как стражи, возвышаются на горных пиках так, что их видно за многие километры.

«Там, у подножья высокого Кавказа, пасутся стада многих племен этого великого народа, который я бы назвал паствой Христовой, цветом скифов и первым плодом Кавказа… иные народы выделяются множеством своих сил, а другие — храбростью и воинским умением, но этот победил их всех и служит только Христу. Ибо они были пленены Его всесвятыми словами и ныне славятся среди нас соблюдением обрядов и своим христианством, и рады называться слугами Христа, друзьями и союзниками христиан», — так описывал аланов один автор еще в XII веке.
Алания приняла христианство от Византии в 916 г. Однако в 932 г. аланский царь неудачно воевал против Хазарии и под ее давлением на время выдворил из страны христианских священников, присланных из Византии. Но уже с середины X века Алания вновь сильно сблизилась с Византией, Абхазией, Грузией и другими православными государствами.

Тяжелый удар Алании был нанесен монголо-татарами, окончательно захватившими в 1238–1239 гг. равнины Предкавказья. Уцелевшая часть аланов ушла в горы Центрального Кавказа и в Закавказье (Южная Осетия), где ассимилировалась с местным кавказским населением. С XIV века среди аланов стал распространяться ислам. Прямыми потомками аланов являются современные осетины, а также, как утверждают некоторые ученые, тюркоязычные карачаевцы и балкарцы. Земли и поселения обезлюдели, а новые завоеватели принесли с собой другую религию. Во многом в силу этого обстоятельства древние храмы не использовались и постепенно разрушались под воздействием времени.

ТРИ ЗЕЛЕНЧУКСКИХ ХРАМА

В предгорьях Кавказа в ущелье реки Большой Зеленчук в X–XII веках располагалось большое городское поселение с каменными строениями в несколько улиц, храмами, домами и резиденцией митрополита Алании. Городище находится на пересечении важных торговых и военных путей, на одном из ответвлений Великого Шелкового пути, а присутствие архиерейской кафедры говорит о большой значимости города. Сегодня здесь можно увидеть не только руины. Сохранились три храма, которые в научной литературе принято именовать Северным, Средним и Южным.

Зеленчукские храмы можно называть древнейшими на территории России. О точном времени их возведения ученые до сих пор спорят. Но какие бы даты ни обсуждались (между 916 годом и серединой X века) — все они предшествуют даже времени постройки Десятинной церкви в Киеве (989-991 гг. — данные в разных летописях разнятся).

СЕВЕРНЫЙ ХРАМ

Северный Зеленчукский храм Северный Зеленчукский храм
  

Северный храм находится вне городского поселения. В группе Зеленчукских храмов он был, видимо, первым из воздвигнутых. Это самое большое сохранившееся храмовое здание Аланского государства. Стены храма в интерьере были покрыты фресковой живописью, которая, увы, не сохранилась до наших дней. К счастью, часть фресок в конце XIX века зарисовал художник и археолог Д. М. Струков. По этим рисункам видно, что расписывал собор высокопрофессиональный византийский художник, так как собственных мастеров такого уровня у аланов в то время не было.

СРЕДНИЙ ХРАМ

Средний храм Средний храм
    

Храм сохранился почти полностью. Жизнь в городище продолжалась, по-видимому, до XIII века, все это время Средний храм был, по мнению части исследователей, кафедральным собором.

ЮЖНЫЙ ХРАМ

Южный храм Южный храм
    

Из трех Зеленчукских храмов только в одном, Южном, проводятся регулярные богослужения. При повторном освящении в 1991 году храму было сохранено древнее посвящение пророку Илии. Храм расположен среди жилых построек Нижне-Архызского городища и отличается скромными размерами по сравнению с Северным и Средним храмами. Видимо, он входил в состав усадьбы богатой аланской семьи, был домовой церковью.

РУИНЫ ЧАСОВЕН

Помимо трех относительно сохранившихся Зеленчукских храмов на территории городища насчитывается 11 храмов-часовен малых форм, представленных археологическими руинами. Это говорит о том, что Нижне-Архызское поселение действительно было значимым христианским центром в X–XII веках.

ШОАНИНСКИЙ ХРАМ

Шоанинский храм Шоанинский храм
    

В полутора часах езды от Нижне-Архызского городища, на расстоянии около 18 км друг от друга находятся еще два храма того же периода.
На левом берегу Кубани возвышается Шоанинский храм. Предположительное время постройки — 2-я половина Х — начало XI века. Скала, послужившая основанием для храма, была неровной и не могла вместить все сооружение. Прежде чем строить храм, зодчему пришлось с западной стороны пристроить к скале искусственную платформу и уже на ней ставить здание.

АРХЫЗСКИЙ ЛИК СПАСИТЕЛЯ

Архызский лик Спасителя Архызский лик Спасителя
    

В 1999 году на другом берегу реки Большой Зеленчук, в горах, на скале точно напротив Среднего Зеленчукского храма, была открыта большая роспись — Лик Спасителя. Икона написана прямо на поверхности скалы двумя красками, белилами и суриком, и обращена на восток. Рядом с иконой были обнаружены два разграбленных древних захоронения, а сразу под Ликом — гробница, сложенная из массивных камней. «Спас Нерукотворный» привлек к себе внимание специалистов. Но ученые не пришли к единому мнению о происхождении и датировке Лика. Одни соглашаются с отнесением иконы ко времени расцвета Аланского государства, другие подвергают сомнению древность и склоняются к тому, что лик написан в наши дни. Тем не менее, сам факт появления иконы большинством воспринимается как чудо. Архызский лик привлекает паломников, верующие люди часто посещают это место, у подножия хребта Мицешта построен храм в честь Христа Спасителя, в котором проводятся регулярные службы.

СЕНТИНСКИЙ (ТЕБЕРДИНСКИЙ) ХРАМ

Он получил свое название по аулу Сенты (современное название — Нижняя Теберда). По ущелью издревле проходила дорога через Клухорский перевал, выводившая к абхазскому побережью Черного моря. Видимо, благодаря этому выгодному положению Тебердинское ущелье, как и Зеленчукское, было плотно заселено.
Сентинский храм стоит на скальном уступе над долиной. Вокруг него нет следов значительного поселения, лишь множество различных погребений и намогильные кресты, но на отроге, соединяющем его с массивом горы, видны следы стен и подрубки скалы — возможно, здесь находилось небольшое укрепление. На склонах поблизости было несколько различных сооружений, причем жизнь здесь не прекращалась и во времена господства Золотой Орды. Фрагменты настенной живописи Сентинского храма являются самым обширным сохранившимся фресковым комплексом на территории Алании.
На высоте более 2 м от пола, в правой половине южной стены восточного рукава креста есть надпись на греческом языке, которая не только сообщает о строительстве храма в 965 году, но и имеет характер официального документа, свидетельствующего о законном освящении церкви (подобно современной записи на антиминсе).

ВОЗВРАЩЕНИЕ МОЛИТВЫ

Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт
Сегодня древние аланские храмы входят в состав Государственного Карачаево-Черкесского историко-культурного и природного музея-заповедника. Православные христиане, проживающие в республике, стараются найти возможности, чтобы возродить молитву в уцелевших стенах. Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт говорит: «Сегодня, благодаря поддержке руководства республики, мы можем беспрепятственно совершать богослужения в этих храмах и рядом с ними. Но лишь эпизодически, несколько раз в год. Да и служить на улице в конце декабря физически бывает очень сложно. Поэтому мы мечтаем, чтобы можно было бы сделать церковь не просто памятником, а настоящим храмом, сохраняя статус музея. Мне однажды на пресс-конференции задали вопрос: «Владыка, как Вы видите дальнейшую судьбу этих церквей? Чего Вы хотите?» Это было в Карачаево-Черкессии буквально сразу после моего назначения. И я этот вопрос переадресовал муфтию Карачаево-Черкесской республики, председателю духовного управления мусульман Северного Кавказа Исмаилу Хаджи Бердиеву: “Исмаил, скажите, пожалуйста, как вы думаете, какая может быть судьба этих храмов?” На что он ответил: “Если эти дома люди построили для Всевышнего, значит, там должны прославлять Всевышнего!” Даже Бердиев согласен с тем, чтобы в храмах возобновилось православное богослужение».

Юлия Маковейчук
Фото автора

Источник: Фома.Ru

26 января 2015 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Спасайся на горе» «Спасайся на горе»
ФИЛЬМ о духовном восхождении и литургии на Эльбрусе
«Спасайся на горе» «Спасайся на горе»
Фильм о литургии на Эльбрусе
Анастасия Рахлина, Иеромонах Игорь (Васильев)
Премьера фильма «Спасайся на горе» – о том, как на Эльбрусе на Преображение Господне служили литургию, о подвиге и прославлении Бога.
Дорога наверх Дорога наверх
Репортаж+ВИДЕО
Дорога наверх Дорога Наверх
Настоятель храма св. вмч. Георгия Победоносца, расположенного у подножья Эльбруса, иеромонах Игорь (Васильев) рассказал о предыдущем настоятеле, убитом в день памяти свт. Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказкого, о раскаявшемся разбойнике, который стал монахом, о своем служении и фильмах, в которых показана дорога наверх.
Шоана: «Да поможет вам Святой Георгий!» Шоана: «Да поможет вам Святой Георгий!»
ФОТОГАЛЕРЕЯ
Шоана: «Да поможет вам Святой Георгий!» Шоана: «Да поможет вам Святой Георгий!»
ФОТОГАЛЕРЕЯ
Евгений Калинин
Шоанинский храм является одним из древнейших православных храмов на территории России. Есть основания отнести период его строительства к первой половине X в. На день Святого Георгия здесь традиционно проходит народный праздник.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×